по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 04, 2019
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 05-05-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2019
Социальная философия
Шакир Р.А. - «Понимающая социология» М. Вебера и цинизм как форма общественного поведения c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.4.29650

Аннотация: Данная статья – апробация диссертационной работы на тему «Природа социальной реальности в контексте современных форм цинизма», которая посвящена исследованию оснований динамического подхода к пониманию сущности социальной реальности. Объект исследования – социальное действие как поведенческая модель, всегда соотносящаяся со схемами поведения других субъектов общественного взаимодействия. Предмет исследования – цинизм как специфическая схема социального поведения. Задачи исследования: 1. анализ характеристик «понимающей социологии» в контексте переосмысления вопроса о природе социальной реальности; 2. экспликация оснований веберовской концепции «идеальных типов», необходимых для построения моделей, объясняющих циническое социальное действие. В ходе проведения исследовательской работы применялись такие методы теоретического познания как анализ, синтез, дедукция, индукция и аналогия. Также при концептуализации понятия «цинизм» использовались системный и качественный подходы и исследовательская позиция умеренного субъективизма. Особый вклад автора в исследовании темы – выделение веберовской идеи о сведении ценностных установок к «идеальным типам» в ходе анализа проблемы неопределенности ценностных значений. Данная редукции следует из интерпретации ценностей как подвижных гетерогенных образований, находящихся в пространстве социальной реальности и вступающих в противоречие друг с другом. Такое понимание аксиологических структур открывает социальную реальность для динамического описания – как всегда воспроизводящуюся и изменяющуюся в ходе социального взаимодействия. Данная идея применима и к анализу поведенческих структур цинизма, поскольку они также являются аксиологическими структурами. Таким образом, о цинизме допустимо говорить одновременно как о модели общественного поведения и как о ценностно-субъективном основании социального действия.
Благоговение перед жизнью
Зубков С.А. - Религия природы для техногенной цивилизации c. 12-19

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.4.29656

Аннотация: Объект исследования: экофильные и экофобные тенденции в общественном сознании. Предмет исследования: концепция религиозной экофильности. Благодаря экофильному отношению к природе человек способен минимизировать экологический ущерб. С другой стороны, конструирование человека в рамках трансгуманизма в современном обществе, совмещённое с технократизмом, гедонизмом и экофобностью, не позволяет улучшить качество жизни. Актуальность исследования имеет три измерения. Теоретический аспект заключается в недостаточной проработке философии экологии, экофильного и экофобного индикаторов развития цивилизации и религии как экологического мировоззрения. Практический аспект связан с необходимостью обеспечения благоприятной среды обитания в России. Цивилизационная значимость работы касается глобальной устойчивости развития человечества и необходимостью позиционирования природы как объекта особой заботы и почитания. Автор опирается на общенаучные методы теоретического уровня: генетический, сравнительный, системный, факторный анализ. Сделан обзор литературы в области исследования. Основные выводы. Отношение религиозной проблематики к окружающей среде и жизни можно выразить в определенных индикаторах, подтверждающих экофильность религии. Религии, в которых изложены экофильные взгляды, обладают своими характеристиками и актуализируются для решения проблем экологии. Исследовано взаимодействие экофильной и экофобной стратегий человека и общества в контексте религиозного сознания. Религия рассматривается как сдерживающий фактор в отношениях человека и окружающей среды. Критически проанализированы трансгуманизм и технократизм как стратегии развития цивилизации. Творческое использование экофильных традиций в ноосферном диалоге выступает ресурсом выхода на новые цивилизационные пути развития.
История идей и учений
Горохов П.А. - Историософские и философско-антропологические воззрения А. И. Солженицына в эпопее «АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ» c. 20-32

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.4.29249

Аннотация: Предметом исследования в статье выступают историософские и философско-антропологические взгляды А.И. Солженицына, осуществившего в эпопее «Архипелаг ГУЛАГ» синтез автобиографической прозы и художественно-исторического исследования. В статье решаются следующие задачи: 1) выявить роль автобиографического героя в историософской концепции А.И. Солженицына; 2) определить место историософских идей и философско-антропологических концептов эпопеи «Архипелаг ГУЛАГ» в мировоззрении писателя; 3) обозначить генетические связи эпопеи А.И. Солженицына и влияние на него традиций философско-мемуарной литературы. В качестве методологической основы исследования использованы исходные принципы, законы и категориальный аппарат диалектики; историко-философский анализ; культурологический подход; философская компаративистика. В эпопее "Архипелаг ГУЛАГ" созданы новые концепты, вошедшие в сокровищницу философских и культурных кодов современной эпохи. Возник новый тип автобиографического героя, который является не только литературным отражением автора, но и этическим конструктом, обобщающим его идеологическую и нравственную позицию. Включение автобиографических, исповедальных элементов и философских размышлений в книгу Солженицына поднимает его труд до уровня историософской эпопеи, в которой показана судьба отдельного человека на фоне исторических катаклизмов.
Философия и искусство
Чжэн И., Крюкова О.С. - Трансграничная реконструкция искусства: вызов образовательной системе ВУЗов с творческой направленностью c. 33-48

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.4.29383

Аннотация: Подробно рассматриваются такие аспекты темы, как интеграция инновационных технологий дополненной и виртуальной реальности в искусство. Трансграничность рассматривается с двух точек зрения - конвергентности искусства и его реконструкции. Критически меняется подход к обучению молодых талантов в сферах: кинематографа, театра, дизайна, хореографии и др. Это ставит актуальную задачу перед российской системой образования и самими педагогами: использование новых технологий в процессе обучения. Творческие проекты студентов демонстрируют, что главными направлениями являются: использование VR и AR технологий для создания дизайна; использование VR технологий для создания кинофильма; использование VR и AR технологий для создания виртуальных музеев; использование AR технологий в качестве элементов в постановке танца. Статья основана на эксперименте, в форме метода анкетирования, а также анализа студенческих работ, проведенный среди 550 студентов 4 курса творческих направлений (Дизайн интерьера, Режиссура кино и ТВ, История искусства, Хореографическое искусство) трех вузов. Основными выводами проведенного исследования являются проанализированные проекты которые задают тенденцию для развития нового направления в рамках студенческой драматургии - дизайн сцены с помощью AR технологий, что предполагает замену классических декораций и реквизита графикой. Воплощение проектов в данный момент невозможно на базе учебных заведений участников из-за недостаточного материально-технического обеспечения. Практическое применение данного исследования возможно на кафедрах дизайна интерьера, режиссуры кино и ТВ, истории искусства и хореографического искусства при создании курса «Новые технологии в искусстве».
Философия науки и образования
Чебунин А.В. - Формирование буддийского образования в Китае c. 49-60

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.4.28623

Аннотация: Буддийское образование представляет собой основной инструмент воспроизводства буддийской модели личности и буддийской сангхи. В процессе развития буддийского учения в нем сложились три базовые личностные модели: архата, бодхисаттвы и Будды, реализация которых осуществлялась через ориентацию на учителя. В Китае буддизм столкнулся со сложившимися к тому времени традиционными моделями личности благородного мужа в конфуцианстве и совершенномудрого в даосизме. В ходе продолжительного взаимодействия с китайской культурой происходили сложные процессы китаизации буддизма, где основополагающей моделью личности стал образ бодхисаттвы, ориентированный на социальную добродетель. Китайские буддисты внесли заметный вклад в теорию и практику буддийского образования, выступающими механизмами совершенствования личности. Методология исследования определяется базовыми концептуальными подходами к исследования духовной культуры в целом и буддийского учения в частности в контексте его функциональной значимости для общества. Были использованы системный, культурно-исторический и компаративистский подходы, а также методы описания, структуризации, аналогии и обобщения. Научная новизна и основные выводы заключаются в признании буддийского образования основным инструментом воспроизводства буддийской модели личности в качестве инструмента сохранения буддийской духовно-культурной традиции. Многоуровневая ориентация на различные типы личности в буддизме отразила всеохватывающий характер его образования, направленного на различные уровни духовного развития людей. Выбор модели бодхисаттвы в китайском буддизме определялся ее социальной направленностью и дополняемостью к образам благородного мужа и совершенномудрого, что обусловило формирование китайского духовного синкретизма и устойчивость духовной культуры Китая в целом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.