по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2021
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 06-07-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2021
Культура тела
Пушкарева Т.В., Иванова Е.Ю., Шемякина Е.М. - Феномен косплея: культурные прототипы и тренды c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.34966

Аннотация: Предметом исследования выступает косплей как современная массовая практика копирования и публичной демонстрации костюма, образа и поведения известных героев массовой культуры: героев кинофильмов, мультфильмов, комиксов, видеоигр в рамках фестивалей, шествий, деятельности клубов соответствующей тематики. В статье предлагаются научные основания комплексного анализа феномена косплея как современной культурной формы и практики на основе выявления его культурно-исторических прототипов и определения художественных и социальных тенденций развития. Эмпирическим материалом для исследования стали интервью с российскими косплеерами, наблюдения, публикации в профильных средствах массовой информации, записи электронных трансляций мероприятий косплея. Новизна исследования состоит в том, что выявлены культурно-исторические прототипы косплея – тотемические первобытные праздники, средневековый карнавал, первые формы театра, а также обозначены художественные и социальные тенденции косплея, среди которых – развитие языка визуальной культуры современности и оздоровление массовой культуры через творческую материализацию персонажей экранной культуры. Показаны социально-психологические механизмы, которые лежат в основе практики косплея и которые близки к генетическим основам существования театра: это подражание и идентификация. Представлена типология жанров косплея, выявлены универсальные черты и очерчена специфика национальных форм косплея.
Экранная культура и экранные искусства
Шестерик О.В. - Противопоставление идеологии и контридеологии в антиутопиях отечественного кино. c. 18-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.33111

Аннотация: Объектом исследования в статье является отдельный элемент жанрового хронотопа – время в антиутопии в отечественном кинематографе второй половины XX века – начала XXI века. Предметом исследования является идеологическое время – часть кинодраматургии, раскрывающая мировоззрение героев через вербальные конструкции. Особое внимание уделяется противостоянию идеологии (системы провозглашаемой автором) и контридеологии (противоборствующей системы общественного большинства), а также проявлениям «двоемыслия». Автор подробно рассматривает такой аспект темы как характеристика авторской позиции по идеологическому вопросу и ее соотношение с социальной и культурной обстановкой в советском и постсоветском обществе.     Новизна работы состоит в том, что автор, опираясь на теорию «вертикального» времени, изучает один из его хронологических пластов, связанный с идеологией антиутопии. На примере работ К. Лопушанского, А. Сокурова и А.Германа старшего исследование показывает, что взгляды могут быть представлены как минимум двумя сторонами и составлять одну из основ драматургического конфликта. Автор приходит к выводу, что различные части идеологии героев могут относиться ко времени, отличному от времени автора и зрителя. Другим выводом является констатация разнообразия гуманистических идеологий, к которым прибегают режиссёры, и вариативности путей их выражения героями. Результаты работы могут быть применены в жанровой драматургии, киноведении и кинокритике.
Социология культуры, социокультура
Хингеева Л.М. - Проблемы бурятского общества конца XIX-начала XX вв. (по архивным материалам Республики Бурятия и Иркутской области) c. 32-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.31063

Аннотация: В конце XIX и начале XX веков бурятский народ находился на грани выживания из-за целого ряда социальных проблем, накопившихся к этому времени в обществе. Отсутствие элементарной санитарии, низкий культурный уровень, падение моральных норм, повсеместное распространение пьянства привели к массовым инфекционным заболеванием, проблемам с воспроизводством населения. Сложившаяся угрожающая ситуация освещена в трудах исследователей и медиков, представителей европейской академической науки, работавших в это время в байкальском регионе. Целью данной работы является дать описание существовавших проблем при взгляде изнутри бурятского общества. Методом данного исследования является поиск и анализ ранее не опубликованных материалов из хранилищ Государственного архива Республики Бурятия и Государственного архива Иркутской области. В результате проведенной работы впервые публикуются записи малоизвестного народного исследователя Мангутхана Маласагаева. Он является представителем бурятского народа и всю жизнь провел в прибайкальском регионе, занимаясь традиционным крестьянским хозяйством. Но обладая начальным образованием, позволявшим ему вести записи собственных наблюдений, и живым аналитическим умом, он оставил значительный объем рукописей с описанием и анализом различных аспектов жизни бурят. В статье приводятся его наблюдения о социальных проблемах бурятского общества.
Культура и цивилизация
Быковская А.В. - Образ богини на троне в коропластике раннеэллинистического Боспора c. 46-68

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35728

Аннотация: Предметом исследования является анализ композиции боспорских терракот с образом восседающей на троне богини периода раннего эллинизма (конец IV в. до н.э. – конец II в. до н.э.). Привлекались статуэтки из коллекции Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника изучаемой иконографии. Терракоты из довоенных раскопок музея, а также ряд статуэток из раскопок Порфмия публикуются впервые. Цель настоящей работы – выделить и проанализировать характерные особенности иконографии богини на троне в боспорской коропластике, а также их сакральный смысл. Особое внимание уделялось интерпретации изображенных атрибутов, на основании которых предприняты попытки провести идентификацию божества.   Анализ иконографии свидетельствует о широком распространении культа Кибелы в III-II вв. до н.э. В античной коропластике образ этой богини связывается с такими атрибутами, как тимпан, львенок и чаша. Такие детали част встречаются и в боспорских терракотах. Однако к рубежу III-II вв. до н.э., возможно, под влиянием представлений автохтонного населения региона, возникает специфическая локальная иконография: появление новых атрибутов («медальона» с головой львенка и конуса). Массовое тиражирование нового образа в произведениях коропластики указывает на популярность культа синкретического женского божества среди широких слоев населения Боспора.
Культурное наследие, традиции и инновации
Кананерова Е.Н. - Проблема коллективизации в Правобережной Молдавии в советской историографии c. 69-84

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35816

Аннотация: Объект исследования, результаты которого представлены в данной статье, – это советская историческая парадигма в ее развитии. Предмет в свою очередь определяется как достижения советских историков в изучении послевоенной коллективизации в Правобережной Молдавии. Автор подробно останавливается на том, как объективные и субъективные факторы влияли на развитие исторической науки в советское время. В статье детально изучена эволюция тем и оценок в статьях, монографиях и коллективных обобщающих трудах, посвященных истории республики в целом. При работе над статьей применялись как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, типологизации и идеализации), так и специальные историографические (метод периодизации, историко-генетический, историко-системный, сравнительно-исторический)        Новизна исследования определяется тем, что автор анализирует труды советских историков с позиций современной исторической парадигмы, основы которой были заложены научной школой В. П. Данилова. По итогам изучения советской историографии коллективизации в Правобережной Молдавии можно сделать следующие выводы. Во-первых, основной проблемой советских историков был ограниченный доступ к архивным документам. Во-вторых, аграрная историография данной проблематики зачастую субъективна и интерпретирует сведения доступных архивных документов и разнообразные статистические сведения в русле общепринятых советских идеологических установок. В третьих, как и в случае с изучением коллективизации 1920-1930 гг., темы, связанные с нарушениями при коллективизации, «раскулачиванием» оставались под идеологическим запретом. В-пятых спецификой историографии коллективизации в Правобережной Молдавии стало значительное внимание историков к этой проблеме во второй половине 1960-1970 годов, что связано, по нашему предположению, с правлением Л.И.Брежнева, который в 1951-1952 годах был первым секретарём ЦК КП(б) МССР и руководил укрупнением колхозов в республике.
Историческая культурология и история культуры
Шапиро Б.Л. - Сапоги и шпоры: вещи-символы русского всадничества в воспоминаниях русских кавалеристов c. 85-95

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35669

Аннотация: Предметом работы являются отдельные памятники материальной культуры русского всадничества как специфическая форма, имеющая потенциал символико-смыслового содержания. Цель работы — комплексное исследование процесса символизации некоторых форм материальной культуры русского всадничества. Источниковая база — археологический материал, историческая публицистика и мемуарная литература. Значительное место отдано трудам представителей русского зарубежья: это материалы, предоставленные корреспондентами русского военно-исторического журнала «Военная быль» (Париж, 1952–1974) и литературно-публицистического «Нового журнала». По понятным причинам в центре внимания здесь оказалась именно символика-смысловая сторона проблемы, несмотря на изрядную долю ностальгизации и мифологизации исторической действительности. Наиболее общие принципы методологии исследования связаны с культурологическими концепциями представителей московско-тартуской семиотической школы Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского (реинтерпретация русской культурной истории в контексте бинарной оппозиции) и В. Н. Топорова (реконструкция архетипов русской культуры). В первую очередь, речь идет о возможностях семиотического подхода к истории, объектом анализа которого являются взаимосвязанные исторические тексты, и исторические контексты. Проблема, в том виде, как она поставлена в настоящем исследовании, еще не ставилась и не разрабатывалась исторической культурологией и историей культуры. История материальной культуры русского всадника впервые представлена с позиции культурологической методологии познания. Результатом исследования стало следующее заключение: процесс поэтизации, мифологизации и символизации вещей-символов русского всадничества получил наибольшую востребованность в экстремальных условиях рубежа XIX–XX веков (последних лет империи). Сфера возможного практического применения результатов исследования — музейное дело, важнейшим направлением которого является не только сохранение памятников материальной и нематериальной культуры, но и максимально возможное раскрытие их историко-культурного потенциала, исторической уникальности.
Экранная культура и экранные искусства
Нашикян Е.Е. - «Стареющий» зритель современного российского телевидения. c. 96-110

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.29475

Аннотация: Изучение культурных эффектов телевидения неотделимо от исследования культурных привычек, обоснованных возрастом, полом и другими базовыми параметрами аудитории. В современном мире резкие технологические перемены телевещания приводят к перераспределению аудитории и рефлективному отношению телезрителей к собственным привычкам телесмотрения. Но, вопреки ожиданиям, такие перемены не ведут к непременному омолаживанию аудитории или резкому привлечению молодежи к техническим инновациям телевидения. Наоборот, аудитория различных каналов и передач остается верной им и «стареет» вместе с ними. В статье предлагается ряд объяснений почему зритель самых крупных государственных федеральных каналов – это человек предпенсионного и пенсионного возраста; почему количество молодых телезрителей уменьшается с каждым годом и куда они «уходят» и что смотрят. Предмет: специфика культурных привычек, связанных с российским телевидением. Методология исследования: анализ статистических данных, построение модели функционирования медиа в культуре, интерпретация культурных образцов поведения и привычек. Научная новизна: Впервые российское телевидение изучается с точки зрения соотношения технологических инноваций и габитусов (устойчивых привычек) восприятия, что позволяет уточнить социокультурные характеристики телезрителя в их динамике и культурные контексты функционирования российского телевидения как медиа. Выводы. Итак, исследование подтвердило наличие различной структуры телесмотрения у разных социально-демографических страт российской аудитории. В рамках исследования удалось выделить социально-демографические группы, обладающие сходными структурами телесмотрения, а также отразить социально-демографическую дифференциацию российской телевизионной аудитории...
Культура и культуры
Тедеева Т.Т. - «Культурно-исторические смыслы Третьего Рима» c. 111-127

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.32321

Аннотация: Семантический конструкт «Третий Рим» часто в теоретическом и социально-политическом дискурсах употребляется в денотативном значении имперской идеологии. Вместе с тем он имеет множественную коннотацию, раскрытие которой в культурно-историческом контексте позволяет, с одной стороны, глубже осмыслить содержательную сторону конструкта, а с другой — точнее охарактеризовать культуру различных эпох. Объект изучения — исторический процесс насыщения семантического конструкта «Третий Рим» смысловым содержанием. Предмет исследования — основные культурно-исторические коннотации концепта «Третий Рим». Цель исследования — посредством культурологической атрибуции соотнести основные коннотации исследуемого концепта с историческими культурами. Помимо общетеоретического философско-аналитического инструментария в работе осуществляется апробация метода культурологической атрибуции в отношении культурно-исторических смыслов концепта «Третий Рим» как нематериальных культурных артефактов. Новизна исследования состоит в том, что уточняется историческая субъектность культурных смыслов концепта «Третий Рим». Атрибуция концепта «Третий Рим» к ряду исторических культур ведет к определению его отдельных коннотаций, порой диаметрально противоположных. Наиболее распространенное понимание («Третий Рим» — империя) применимо далеко не ко всем историческим культурам.
Этнология и культурная антропология
Канныкин С.В. - Социокультурная обусловленность бега в традиционных играх и этноспорте c. 128-142

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.33314

Аннотация: Предметом исследования является определение социокультурной специфики беговых практик в рамках традиционных игр и этноспорта. Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию традиционных игр и этноспорта, внимание ученых до сих пор не было обращено на социокультурные особенности бега как наиболее универсальной формы двигательного действия участника традиционной телесной игры или спортсмена, что и обеспечивает актуальность предложенного в данной статье материала. Традиционные игры и этноспорт выполняют важную миссию в современном мире – они возвращают спортивно-соревновательной деятельности гуманистическое измерение, насыщая ее элементами народной культуры. Являясь универсальным компонентом спортивной деятельности вообще, бег в рамках традиционных игр получает новые грани бытия и становится одним из средств утверждения, демонстрации и трансляции этнических ценностей. Проведенная работа позволила выявить следующие особенности бытия бега в социокультурной ситуации традиционных игр и этноспорта: бег как элемент воинских игр и традиционных командных немилитаризованных игр; бег как элемент ритуала и брачных игр; бег как способ развлечения; утилитарно ориентированный бег; заместительный бег. Идейным основанием бега в рамках традиционных игр и этноспорта выступает миф; рассматриваемая форма бытия бега гуманистически ориентирована, так как не предполагает запредельных нагрузок и полного подчинения человека спорту; бег является способом психоэмоциональной разрядки и достижения гармонии с родной природой; это гендерно определенный и часто специализированный бег; он обеспечивает солидарность социальной группы, является одной из форм выражения патриотизма, важным элементом событийного туризма, значимой составляющей этнопедагогики, элементом этнического танца, детской игры или вида хозяйственной деятельности, присущей определенному народу.
Культура тела
Канныкин С.В. - Бег в повседневности и праздничной культуре Ренессанса и Нового времени c. 143-154

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.33028

Аннотация: Предметом исследования является определение особенностей бытия бега как вида деятельности в социокультурной ситуации Возрождения и Нового времени Старого и Нового Света. Актуальность изучения социально значимых особенностей существования бега в повседневности и праздничной, карнавальной культуре XV – XIX вв. обусловлена тем, что именно в рассматриваемый период начинают формироваться ментальные запросы и восстанавливаться телесные практики, которые в 1896 г. станут душой и плотью первых Олимпийских игр современности, началом и кульминацией которых явились беговые состязания. Античный идеал калокагатии обогащается в это время идеями самодостаточности и самопроективности человека, чьи творческие, созидающие устремления в равной степени распространяются как на дух, так и на тело. Бег формирует физические и психические качества, расширяющие границы человеческого существования, являясь тем самым инструментом экзистенциального роста через преодоление границ телесной и духовной «нормальности», обусловленных стереотипами и устоями повседневности. Методологической основой проведенной работы выступают законы и принципы диалектики, способами получения знания являются анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия. Плодотворным оказалось рассмотрение бега с использованием культурологических понятий «повседневность», «праздник», «карнавал» и бинарной оппозиции сакральное/профанное. К областям применения полученных результатов относятся социальная философия, философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в трактовке бега на выносливость как экзистенциального измерения повседневности, способа организации коммуникации между разными видами поселений и социальных слоев и формирования эталонного «культурного тела» эпохи. Бег рассматривается как вид деятельности, преимущественно характерный для социальных низов, для маргинальных слоев общества участие в городском празднике в формате «карнавального» бега было способом интеграции в социум, проявлением коллективной солидарности. Их связанный с буффонадой бег был служением непритязательным вкусам толпы, но при этом бегущие в шутовском образе выходили сами и выводили зрителей из рутины повседневности, становясь ее контрапунктом. Также определен вклад высших слоев общества в развитие беговых практик: экономический (содержание бегунов-профессионалов и материальное поощрение победителей-непрофессионалов на городских праздниках); практический (любительский бег или другие атлетические упражнения как компонент повседневности джентльмена), идейный (гуманисты Ренессанса полагали физическую активность внерелигиозным способом преодоления времени через максимально долгое сохранение телесного благополучия).
Культурное наследие, традиции и инновации
Алексеева Л.С. - Монастырские и храмовые ризницы в дореволюционный период: история и состояние c. 155-160

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35752

Аннотация: На протяжении многих веков Русская православная церковь создает и хранит бесценное историко-культурное наследие, большую часть которого составляют произведения древнерусского искусства, церемониальная утварь и другое. Во второй половине XIX века отмечается всплеск памятникоохранительной деятельности, в эту деятельность включается и Церковь. Для сохранения памятников церковной старины, открываются церковные музеи. В дореволюционный период, музеи действовали при духовных академиях и семинариях, епархиях, храмах и монастырях и других структурных подразделениях РПЦ. Группа церковных музеев, действовавших в рассматриваемое время на базе монастырей и храмов изучена менее всего. Предметом данного исследования являются ризничные собрания храмов и монастырей. На примере ризниц, действовавших при крупных храмах и монастырях Новгорода, Пскова, Ярославля и Ростова представлен ретроспективный обзор деятельности крупных древлехранилищ. На основе сохранившихся описей ризниц, рассматривается содержание их собраний. На характер собраний оказывали влияние культурные и торговые связи городов. Например, новгородские ризницы хранят предметы, связанные с распространением православия на Руси, в то время, как в ярославских древлехранилищах преимущественно находились памятники более позднего периода. На основе деятельности рассмотренных собраний, автор приходит к выводу, что они выполняли такие функции, как выявление, сохранение, изучение и трансляция культурного наследия. Таким образом, дореволюционные монастырские и храмовые древлехранилища выполняли роль церковных музеев. Дальнейшему развитию группы церковных музеев, действовавших при храмах и монастырях, помешали исторические преобразования в ХХ веке.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.