Электронный журнал Человек и культура - №2 за 2019 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 02, 2019
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 16-05-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2019
Культура и власть
Панова О.С. - Интеграция региональных художников в придворную администрацию при первых императорах эпохи Северная Сун (960-1127) c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.29128

Аннотация: В статье анализируется процесс интеграции художников из государств Позднее Шу (934-965) и Южное Тан (937-976) при дворе правителей империи Сун (960-1127). Основным предметом исследования служат биографии художников, которые после образования империи Сун перебрались из регионов Сычуань и Цзяннань в столицу империи Кайфэн. В статье используется метод социокультурного подхода. Цель исследования – рассмотреть переселение художников из покоренных государств в контексте объединения страны. В начале статьи кратко характеризуются особенности развития живописной традиции в государствах Позднее Шу и Южное Тан. Далее рассматривается процесс переселения художников из указанных регионов в столицу новой империи и их интеграция при дворе сунских правителей. Проделанный анализ показал, что в ходе объединения Китая под властью сунских правителей, многие художники перебрались с правителями покоренных государств в Кайфэн и были приглашены на службу сунскому двору. Важную роль в интеграции художников из покоренных территорий при новом режиме сыграл Департамент живописи, открытый при дворе второго сунского императора Тай-цзуна (прав. 976–997). Особым покровительством при дворе пользовались художники из Позднего Шу. Именно они внесли большой вклад в создание придворного стиля живописи эпохи Северная Сун.
Культура и культуры
Дмитриев И.Е. - Вклад русских эмигрантов в развитие модельного бизнеса Франции 1920-1940-х гг. К вопросу о взаимовосприятии культур. c. 11-23

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.29113

Аннотация: В центре внимания статьи находится вклад представителей русской эмиграции в развитие модельного бизнеса Франции 1920-1940-х гг. Несмотря на увеличивающийся в обществе интерес к истории русской эмиграции «первой послереволюционной волны» в целом и деятельности ее представителей в индустрии моды в частности, данная проблематика является недостаточно исследованной в историографии. Посредством использования синтеза макро и микроподходов к изучению истории, автор анализирует влияние ключевых политических, экономических и социальных процессов указанного периода на модную индустрию, а также на ее модельную отрасль. Кроме того, в статье применены сравнительный и системный методы исторического анализа, которые позволили на примере карьеры ведущих моделей-эмигранток определить и сопоставить степень влияния выходцев из России на французскую модельную индустрию на протяжении 1920-х, 1930-х и 1940-х гг. Проведенное исследование позволило выявить взаимосвязь между изменениями в модельном бизнесе и деятельностью русских эмигрантов. В выводе, сделанном автором в конце статьи, отмечается, что русские модели пользовались высоким спросом у ведущих Домов моды Франции и, несомненно, оказали значительное влияние на формирование эстетических идеалов мира моды 1920-1940-х гг.
Экранная культура и экранные искусства
Безенкова М.В. - Принципы освоения экранной реальности в советском документальном кинематографе 30-х годов ХХ века c. 24-34

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.29633

Аннотация: Объектом исследования являются основные принципы запечатления и анализа новой реальности 30-х годов ХХ века в творчестве наиболее заметных отечественных документалистов того времени. В статье прослеживаются сходства и различия в актуальной кинопублицистике того времени и документального фильма с точки зрения композиционного строения и визуализации героя, определяется понятие «документальный кинообраз», предлагаются варианты зрительской интерпретации действительности сквозь призму авторского знака.На материале фильмов Д. Вертова и Э. Шуб прослеживается развитие авторских стилей двух наиболее ярких документальных художников и определяются основные тренды развития документального кино, которые будут актуальны до периода «оттепели». В тексте поступательно анализируется пластическая и образная природа материала документальных фильмов, новые монтажно-динамические выразительные средства и способы их реализации в таких ярких лентах, как «Симфония Донбасса», «КШЭ», «Три песни о Ленине». Актуальность проблематики обусловлена изменением традиционного подхода к искусствоведческому анализу аудиовизуального контента. В статье разобрано понятие «хронотопа», обозначившее новые пластические и монтажно-динамические выразительные средства. Новые возможности звукового искусства позволяют обозначить новые выразительные средства, основанные не на языке классических искусств, а на языке советского авангарда 20-х годов, адаптированного под нужды созидательного искусства 30-х годов ХХ века. Новизна культурологического осмысления перспектив роста и становления советского документального искусства той поры апробируется автором на фильмическом анализе наиболее заметных авторских документальных фильмов той поры (Д. Вертова и Э. Шуб), предлагающих зрителю новые формы визуального зрелища на публицистической основе.
Культура и культуры
Хингеева Л.М. - Происхождение анималистических элементов в костюмном комплексе бурятских шаманов c. 35-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.25684

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является бурятский шаманизм – сложная система религиозных воззрений, норм, обрядов и традиций бурятского народа. Научные данные показывают, что традиционной религии бурят присущи черты анимализма, зоолатрии и тотемизма, а костюмный комплекс бурятского шамана репрезентирует их в различных атрибутах зооморфного характера. Предметом исследования являются анималистические элементы в костюмном комплексе бурятских шаманов. Объем накопленных знаний весьма велик и разнообразен, в основном – это описания, классификация, каталогизация по признакам происхождения, символизма, использования в обрядовых ритуалах, в то же время практически отсутствует анализ происхождения изучаемого предмета в целом. Методом анализа генезиса анималистических элементов в костюмном комплексе шаманов в статье предпринимается попытка выявить истоки анимализма и зоолатрии в религиозных воззрениях бурят, опираясь на ретроспективу истории развития бурятского этноса, происхождения традиционных верований бурят и процессов межкультурной диффузии с другими народами, оказавшими влияние на формирование бурятского шаманизма. Нами выдвинута гипотеза о том, что зооморфные атрибуты костюмного комплекса бурятского шамана являются заимствованием из традиций других народов в процессе межкультурной диффузии. Так, имитация змей в костюме забайкальских шаманов и наличие 12 знаков додекады на толи, предположительно, обусловлены влиянием индоиранских религиозных традиций. Использование же в обрядовой деятельности бурятского шамана шкурок горностая, соболя, белки, зайца, колонка в качестве онгонов, а также наличие стилизованных оленьих рогов на головном уборе шамана и кафтана из звериных шкур под названием оргой, вероятно, являются результатом заимствования традиций эвенкийского шаманизма.
Дин С. - Некоторые особенности литературы русского зарубежья в китайском Харбине c. 47-55

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.29571

Аннотация: Предмет исследования настоящей статьи - феномен «харбинской литературы», который заключается в литературном творчестве русских эмигрантов в г. Харбине (современный административный центр провинции Хэйлуцзян, КНР) в первой половине ХХ в. Целью работы выступает необходимость доказать, что обладающие характерными чертами собственно русской литературы, «харбинские» произведения одновременно отмечены влиянием китайской культуры, в чем и заключается их главное художественное своеобразие. Они представляют собой особое региональное литературное явление, находящиеся как бы на стыке русской и китайской культурных традиций. Метод и методология исследования предопределены целью и задачами, а также самобытностью изучаемого материала. Основой работы стал метод аналитического восприятия источников, проясняющих сущность феномен «харбинской литературы», литературного творчества русских эмигрантов в г. Харбине первой половины ХХ века; методы сравнительно-исторического анализа, биографический, литературно-исторический, культурно-исторический. Новизна работы подтверждается тем, что, опираясь на существующие в современном российском и китайском литературоведении оценки творчества харбинских писателей, автор доказывает, что оно не только является неотъемлемой частью истории русской литературы, но составляет особую страницу в истории китайской литературы первой половины XX в. Внимание уделяется эмигрантской издательской активности как важнейшему показателю уровня расцвета литературной деятельности. В заключении констатируется, что литературные произведения в русской периодике Харбина можно разделить на две группы: одни были посвящены России, другие - Китаю. Первая группа гораздо обширнее второй, хотя обе представлены целым рядом разнообразных тем.
Культура и культ
Ланцева А.М. - Трансформация культа святого Вацлава Чешского в XX в.: от религиозного почитания к политической традиции. c. 56-62

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.29552

Аннотация: Предметом настоящего исследования является историко-культурный анализ развития святовацлавской традиции в Чехии в связи с ключевыми историко-политическими событиями XX в. Святой Вацлав издревле считался главным земским патроном Чехии, олицетворявшим чешский язык и культуру народа. Автор уделяет особое внимание трансформации культа святого Вацлава в такие периоды новейшей чешской истории как образование независимого чехословацкого государства, немецкий протекторат Чехии и Моравии и поствоенное социалистическое время. Наиболее значимые моменты жизни святого служат средствами формирования государственной идеологии, нередко используясь в качестве политических лозунгов. Немаловажное место в исследовании занимает святовацлавская символика и ее претворение в исторический и культурный контекст эпохи. Методологической базой исследования служат общенаучные принципы историзма, системности и научной объективности. Исследование основывается на соединении системно-исторического и культурологического подходов к анализу изучаемого феномена. Научная новизна заключается в оригинальности проблематики соотношения профанного и сакрального на примере культа святого Вацлава в чешской историко-культурной традиции XX в., которая впервые рассматривается в отечественной науке. Приведенный выше анализ доказывает, что святой Вацлав даже в эпоху секулярных реформ и безбожного атеизма оставался на латентном уровне главной фигурой чешской истории и культурной традиции. В 1990-е годы XX в. святовацлавская традиция сближается с сакральным восприятием культа национального святого, что нашло свое выражение в установлении Дня чешской государственности на праздник национального святого, массовых паломничествах, общенародном почитании святынь и различных мероприятиях религиозно-культурного характера.
Историческая культурология и история культуры
Евсеев В.Н., Макашева С.Ж. - Традиционная одежда русского старожильческого населения Обь-Иртышского Севера (вторая половина XIX - начало XX вв.) c. 63-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.28172

Аннотация: Предметом исследования является традиционная одежда русского старожильческого населения Обь-Иртышского Севера, основные элементы которой сложились в течение трех столетий к XIX веку. Рассмотрены такие факторы в формировании одежды сибирских старожилов Обского Севера (праздничной и повседневной, мужской и женской), как традиции национального костюма, особенности природно-климатические и хозяйствования, иноэтнические элементы, возникающие в определенной среде проживания и обусловленные контактами с коренными народами Обского Севера, влияние моды на рубеже XIX-XX вв. На основе историко-типологического метода предпринят системный подход к описанию традиционных элементов и особенностей одежды старожильческого населения Обь-Иртышского Севера, когда основные положения исследования верифицируются ссылками на работы исследователей быта и культуры населения Обского Севера указанного периода. Традиционные комплексы одежды старожилов Северо-Западного Зауралья наследовали прежде всего традиции северорусского типа одежды, с сохранением общерусских элементов повседневной и праздничной одежды. Повседневная, трудовая, дорожная одежда насельников испытала значительное влияние иноэтнического костюма коренных народов региона, в первую очередь зимней одежды автохтонного населения, что порождало смешанный (полиэтнический) тип зимней одежды старожильческого населения. Не испытал изменений, иноэтнических влияний ритуальный (похоронный) костюм. В праздничном комплексе национальные традиции сохранялись, однако на рубеже столетий праздничная одежда старожилов утрачивала отчетливые национальные черты. Причины кроются в новых реалиях быта и культуры: полиэтничный состав населения региона, наступал диктат моды (в одежде), наличие разнообразной привозной одежды на северном рынке, а также возможность выбора одежды товарного производства.
Серебрякова Е.Г. - Ценность социального поступка в аксиологии и самосознании советских нонконформистов 1960-70-х годов c. 73-79

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.29182

Аннотация: Объектом данного исследования является самосознание советской либеральной интеллигенции 1960-70-х годов. Предмет анализа – аксиология сообщества, реализованная в социальных поведенческих практиках. Цель – охарактеризовать базовую ценность в нонконформистской аксиологии. По мнению автора, такой ценностью был социально ответственный поступок. Достижение цели требует решения нескольких задач: определить семантику понятия «социально ответственный поступок» в самосознании советских нонконформистов, выявить мотивацию социальных действий, оценить место общественных акций в аксиологии сообщества. Материалом исследования выступают воспоминания и дневники представителей либеральной интеллигенции эпохи «оттепели» Цель и задачи определили специфику исследовательского подхода. Семиотический метод определяет инструментарий анализа: выявление семантики понятия «поступок» влечет оценку реализации сформированного представления в самосознании и поведенческой практике сообщества, позволяет охарактеризовать аксиологию Автор делает вывод, что «поступок» является смыслообразующим понятием в аксиологии и самосознании нонконформистов. В семантику понятия авторы мемуаров включали бескорыстное, самоотверженное действие, продиктованное ответственностью за судьбу страны, потребностью проявить свою гражданскую активность. С помощью категории «поступок» нонконформисты производили идентификацию себя и членов сообщества. Способность к ответственному действию была для нонконформистов главной социальной характеристикой личности, определяющей поведенческую тактику, цели и задачи личной и групповой активности
Культура повседневности
Шевцова А.А., Гринько И.А. - Музеи и советская сатира c. 80-96

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.28444

Аннотация: В последнее время вырос интерес исследователей к музейному посетителю и его поведению. Однако для понимания сегодняшней ситуации необходим ретроспективный культурологический анализ роли музея в структуре повседневности советского гражданина. Для ответа на данный вопрос авторы решили обратиться к нетрадиционному для музеологов источнику – советской карикатуре. Предметом исследования авторов является образ музея в сатире и массовом сознании. Особое внимание уделено таким сюжетам, как изображение музейного сообщества, музею как метафоре, культуртрегерской функции музея. На основе контент-анализа визуальных и текстовых материалов советской эпохи, а также визуально-компаративного исследования иконографических сюжетов в статье впервые прослеживается образ советского музея и музейного посетителя в массовом сознании. В большинстве случаев эмоциональный градус изображения отечественного музея и музейного посетителя в советской карикатуре – это не жесткая сатира, а относительно мягкий и идеологически выдержанный юмор, нацеленный на пропаганду успехов социалистического культурного строительства, при том, что музеи – не самый частый гость на страницах «Крокодила». Временная динамика музейной и околомузейной карикатуры почти не прослеживается, небольшой всплеск интереса к музейной теме можно отметить только в 1970-е гг. По всей видимости, он связан с развитием внутреннего туризма и новым требованиям к музеям как части туристической сферы.
Искусство и искусствознание
Соколова М.В. - Основные типологические элементы и их значение в викторианском загородном доме c. 97-106

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.29300

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является британский загородный дом эпохи королевы Виктории. Предметом исследования стали основные типологические элементы, характерные для загородного жилища викторианского времени, такие как башня, так называемый Большой холл и капелла. Важно отметить, что эти элементы не просто типичны для викторианских усадебный домов, они несут важнейшую смысловую нагрузку. Идеи социального служения и нравственной ответственности перед обществом, столь значимые для менталитета викторианского времени, находят себе в этих формах зримое воплощение Методология, использованная в данной работе, включает в себя такие традиционные методы искусствоведческого исследования, как формально-стилистический и историко-культорологический анализ. Научная новизна данного исследования заключается в том, что Викторианский усадебный дом рассматривается в нем не только как определённое явление в истории архитектуры, но, прежде всего, как феномен, позволяющий пролить свет, на особенности викторианского менталитета. Проведённое исследование позволяет показать, каким образом он находит себе непосредственное воплощение в архитектуре английского загородного дома рассматриваемой эпохи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.