Электронный журнал Человек и культура - №6 за 2017 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 06, 2017
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 07-01-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2017
Культура и наука
Ондар А.Б. - Тувинский народный костюм: проблемы изучения в пространстве музея c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.24898

Аннотация: Изучение и сохранение тувинской национальной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений культурной политики как Республики Тыва, так и Российской Федерации. Анализ научного дискурса выявил, что тувинская культура, в частности традиции народного костюма тувинцев, остается не полностью изученной. В статье предпринята попытка обзора тувинских этнографических коллекций одежды в музеях г. Санкт-Петербург. Приведены сведения об истории формирования данных коллекций, особенностей их изучения. На основе хронологического метода приведены сведения об истории формирования данных коллекций, особенностей их изучения. В данной статье традиционный костюмный комплекс тувинцев рассматривается как сложное культурное явление, в котором не наблюдается дихотомии по признаку материального и духовного. Обосновывается, что подлинные объекты историко-культурного наследия в виде элементов тувинского костюма сохраняются в музейных собраниях России. Что отражает современную социокультурную ситуацию, когда в среде бытования наблюдается руинированиетрадиционных технологий производства составляющих костюма – одежды, головных уборов, обуви и их декоративных деталей, а также утрата знаний о семантике декора.Предлагается периодизация комплектования тувинских этнографических коллекций конца XIX–начала XXвв. в российских музеях, в которых представлены элементы костюмного комплекса.
Культура и культуры
Мамедов Р.Т. - Гибридный жанр азербайджанской музыки - мугамная опера. c. 7-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.19231

Аннотация: В статье исследуется специфика взаимодействия классического оперного и мугамного жанров. В результате данного синтеза азербайджанскими композиторами был создан гибридный микст - мугамная опера. Все образцы этого уникального жанра обусловлены спецификой творческого мышления и художественно-эстетического восприятия композиторов. Представленный ниже анализ избранных мугамных опер поможет определить степень жанровой гибридности в этих сочинениях, то есть определить уровень взаимодействия мугамных и классических оперных принципов развития, потенциальные возможности использования в них таких специфических и характерных народно-национальной музыке средств, как ладовость, метро-ритмика, импровизационность, орнаментика, тембральность и другие. Методология исследования базируется на комплексном подходе, объединяющем методы истории музыки, этнографии, теории музыкальных жанров и форм. Новизна исследования заключается в том, что жанры современного профессионального творчества Азербайджанских композиторов, подразделяются на общепринятые классические (симфония, опера, балет, кантата, оратория, концерт, сюита, соната и т.д.), и новаторские гибридные жанры - «мугамная опера», созданный в результате активной жанровой интеграции с традиционным музыкальным искусством Азербайджана.
Культура и культ
Соколова А.Н., Хотко Б.С. - Формы проявления сакрального мышления в культуре современных абхазов c. 17-25

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.21629

Аннотация: Понятие «сакральное мышление»рассматривается в контексте терминологических проблем современной науки и как явление социокультурной практики современных абхазов. Предмет исследования - сакральное мышление в дискурсе отечественной и зарубежной науки. Авторы выдвигают гипотезу существования своеобразного "сакрального гена", как онтологического признака и знака сформированности ценностно-нормативных социальных ориентиров любого человеческого сообщества. Проведенный анализ позволил выделить две составляющие «сакрального мышления» абхазов: религиозную и социокультурную, ориентированные на сохранность этноса и его адаптацию к любым историческим метаморфозам. В исследовании были использованы методы сравнительного анализа понятий "сакральное" и "сакральное мышление", используемые в современной научной практике, а также метод обобщения эмпирических данных, актуализирующих сакральное мышление. Научная новизна исследования заключается в утверждении целесообразности использования понятия «сакральное мышление» в современном научном дискурсе в силу его соотносимости с научным предметом. Следовательно, понятие «сакральное мышление» выступает рабочим термином, объясняющим и уточняющим изучаемое явление (действие). В то же время настоящий материал можно воспринимать как призыв к активному сотрудничеству специалистов из разных «дисциплинарных полей» в поисках так называемого «сакрального гена», участвующего в формировании и конструировании любой культуры.
Социология культуры, социокультура
Хороших П.П. - Cоциальные мотивы в творчестве британской группы "Битлз" c. 26-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.20331

Аннотация: В статье поднимается вопрос о социальных проблемах британского общества, которые получили свое отражение в творчестве группы «Битлз». Появление "Битлз" дало толчок для развития протестного движения британской молодежи. Тексты честко отражали не только настроения отдельных социальных групп, но и освещали общие проблемы всего британского общества, что делало творчество группы "Битлз" одним из самых актуальных для того времени. Кроме этого, внимание к текстам группы "Битлз" вызвано так же и тем, что рассмативаемая проблематика зачастую охватывала все слои населения страны. Авторами проведен содержательный анализ текстов песен, которые посвящены данной проблематике. На основе анализа авторы делают вывод о том, что песни «Битлз» можно считать толчком для развития социального протестного движения в Великобритании. Анализ текстов позволил авторам предположить, что творчество британской группы "Битлз" не только актуализировали внимание населения Великобритании к социальным процессам внутри и за пределами Соединенного королевства, а также стали движущей силой для социального протестного движения внутри страны, которое, получив импульс в период существования группы "Битлз", существует и в наше время
Культура повседневности
Говар Н.А. - «В зеркале времени»: тематика и жанровое своеобразие фортепианной миниатюры в русской культуре XIX - начала XX вв. c. 34-41

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.22041

Аннотация: Предметом исследования является отечественная фортепианная миниатюра XIX-начала XX вв., рассматриваемая в её любительском сегменте. Своеобразие пьес заключается в самобытном преломлении в отечественной музыкальной среде традиций бидермейера, нашедших отражение в тематике и жанрах фортепианных сочинений малой формы. В статье уделяется также внимание музыкальному дилетантизму как специфическому явлению русской культуры, широко распространённому в данный период времени. Творчество композиторов-дилетантов, неоднородное в своей основе, с одной стороны, относится к константным элементам культуры. Вместе с тем, оно может служить предвестником новых веяний, в том числе и в жанровой сфере, что наглядно отражает раннее появление в любительской среде «европейского регтайма». Тематика фортепианных пьес, распространённых в любительской практике, демонстрирует способность миниатюры становиться своеобразной «хроникой эпохи», фиксируя в своей панораме множество значимых событий современности. Методы, применяемые в работе, включают в себя системный, жанровый и герменевтический подходы, позволяющие наиболее адекватно отразить предмет исследования. Основными выводами проведённого исследования являются следующие положения: традиции фортепианного музицирования во многом связаны с искусством бидермейера; в русской фортепианной культуре рубежа веков заметную роль играют композиторы-дилетанты, создающие целый пласт пьес различных жанров и тематики; фортепианная миниатюра в её любительском сегменте не только служит источником лирических высказываний, но являет собой своеобразную «летопись времени», отражающую наиболее значимые события современности;миниатюра как наиболее коммуникативный жанр музыкального творчества играет важную роль в формировании отечественных культурных традиций.
Экранная культура и экранные искусства
Беляков В.К. - Достоверность и эффект постановочности в исторической кинохронике c. 42-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.21822

Аннотация: При использовании архивной ранней кинохроники часто возникает вопрос, насколько достоверным является то или иное событие, запечатленное на пленку, соответствуют ли снятые кадры реалиям времени? Проанализировав ряд архивных хроникальных киноматериалов, с уверенностью можно сказать, что многие кадры снимались с использованием постановочных элементов, а отдельные сцены режиссировались. Это становится заметным уже при работе с ранней отечественной кинохроникой времён Первой мировой войны. Хотя отдельные сцены и являются подлинными. Но каким образом формируется критерий подлинности киносъёмки, на основе какого знания? Источниками такого знания, как правило, выступают обыденный жизненный опыт зрителя, ранее виденные фильмы, книги, другие виды средств массовой информации. Кроме всего прочего, при съёмке хроникального материала операторы стараются следовать определённым нравственно-этическим нормам исторического периода. Привнесение элементов постановочности в ранней кинохронике прослеживается не только на примере съёмок периода Первой мировой войны, но также в так называемой царской кинохронике и киножурналах той поры. Отмечается, что в отдельных случаях операторы при монтаже использовали не только линейные приёмы, но и овладевали смысловым монтажём, присущим более позднему времени. В качестве вывода можно сказать следующее: историческая кинохроника не всегда демонстрирует нам объективную правду запечатлённого факта. Отснятые кинокадры зачастую носят организованный, постановочный характер. Сами элементы постановочности могут носить разный характер: начиная от режиссирования отдельных сцен и заканчивая следованием установившемуся ритуалу той или иной церемонии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.