Статья 'Тувинский народный костюм: проблемы изучения в пространстве музея' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Тувинский народный костюм: проблемы изучения в пространстве музея

Ондар Аниела Борисовна

аспирант, ФГБОУ «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»

667011, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Бай-Хаакская, 2

Ondar Aniela Borisovna

Post-graduate student, the department of Museology, Preservation and Restoration of Historical-Cultural Objects, Kemerovo State Institute of Culture

667011, Russia, respublika Tyva, g. Kyzyl, ul. Bai-Khaakskaya, 2, kv. 212

aniela.ondar@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8744.2017.6.24898

Дата направления статьи в редакцию:

01-12-2017


Дата публикации:

08-12-2017


Аннотация: Изучение и сохранение тувинской национальной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений культурной политики как Республики Тыва, так и Российской Федерации. Анализ научного дискурса выявил, что тувинская культура, в частности традиции народного костюма тувинцев, остается не полностью изученной. В статье предпринята попытка обзора тувинских этнографических коллекций одежды в музеях г. Санкт-Петербург. Приведены сведения об истории формирования данных коллекций, особенностей их изучения. На основе хронологического метода приведены сведения об истории формирования данных коллекций, особенностей их изучения. В данной статье традиционный костюмный комплекс тувинцев рассматривается как сложное культурное явление, в котором не наблюдается дихотомии по признаку материального и духовного. Обосновывается, что подлинные объекты историко-культурного наследия в виде элементов тувинского костюма сохраняются в музейных собраниях России. Что отражает современную социокультурную ситуацию, когда в среде бытования наблюдается руинированиетрадиционных технологий производства составляющих костюма – одежды, головных уборов, обуви и их декоративных деталей, а также утрата знаний о семантике декора.Предлагается периодизация комплектования тувинских этнографических коллекций конца XIX–начала XXвв. в российских музеях, в которых представлены элементы костюмного комплекса.


Ключевые слова:

Культурно-историческая память, тувинцы, этнографическая коллекция, собирательская работа, национальный костюм, музей, музейное дело, шаман, головной убор шамана, этнография

Abstract: Examination and preservation of the Tuvan national culture at the present time is one of the relevant directions in the cultural policy of the Tyva Republic and Russian Federation. Analysis of the scientific discourse has determined that the Tuvan culture, particularly the tradition of folk costume, remains insufficiently studied. The article makes an attempt to view the Tuvan ethnographic collections of clothes in the museums of Saint Petersburg, as well as provides the data on the history of formation of such collections and peculiarities of their examination based on the chronological method. The traditional costume complex of Tuvans is considered as a complex cultural phenomenon that contains the dichotomies on the grounds of the material and spiritual. The author substantiates that the authentic objects of historical-cultural heritage in form of the elements of Tuvan costume are retained in the museum collections of Russia, which reflects the modern sociocultural situation with noticeable ruination of the traditional manufacturing technologies of the costume components – clothes, headgear, shoes, and decorative elements, as well as loss of the knowledge on the décor semantics. The article suggests the periodization of formation of the Tuvan ethnographic collections of the late XIX – early XX centuries in the Russian museums that exhibit the elements of costume complex.


Keywords:

Cultural and historical memory, Tuvans, ethnographic collection, collecting work, national costume, museum, museum object, Shaman, Shaman headgear, ethnography

Проблема сохранения культурно-исторической памяти народа – одна из самых актуальных проблем, требующая незамедлительного решения в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране, обладающей богатейшими региональными историко-культурными особенностями и природными различиями. Еще в XIX в. Н. Ф. Федоров писал, что «всякий человек носит в себе музей» и что «хранение есть свойство не только органической, но и неорганической природы, а в особенности природы человеческой» [8, c. 78]. Музеи являются активными участниками коммуникационного процесса, современное информационное пространство формируется при их постоянном участии; они – базовые элементы информационной инфраструктуры, а их собрания – фундаментальная основа для культурологической и исторической науки, этнографических исследований. В настоящее время в отечественных музеях накоплен богатый материал обо всех народах, проживающих на территории Российской Федерации, одним из которых являются тувинцы. В Республику Тыва было предпринято множество археологических и этнографических экспедиций, результатом которых стали сбор и систематизация богатейшего культурно-этнографического материала, хранящегося на сегодняшний день в ведущих музеях Санкт-Петербурга, Казани, Томска, Иркутска и др. В частности, формирование коллекций тувинского костюма в ведущих музеях Г. Санкт-Петербурга происходило с конца XIX в., когда были основаны знаменитые сибирские коллекции академиками Л. И. Шренком, В. Н. Гондатти, Л. Я. Штернбергом, В. Г. Богоразовым, Д. А. Клеменцем и др.

Д. А. Клеменц – первый руководительРоссийского этнографического музея (РЭМ) в ходе алтайской экспедиции при помощи местных корреспондентов и ссыльных собрал более полутысячи предметов по этнографии алтайцев и тувинцев, пополнив уже имеющуюся в музее коллекции Н. М. Мартьянова и Ф. Я. Кона (№№ 469, 472). Мартьянов и Кон уже в то время проводили активные исследования особенностей шаманских обрядов, семантики изображений на шаманской одежде и атрибутах шаманского комплекса. Благодаря деятельности Д. А. Клеменца коллекции были дополнены бронзовыми зеркалами, амулетами, уникальными головными уборами, а также, что особенно ценно – полными костюмами шаманов. Именно этим ученым принадлежит заслуга в описании шаманского костюма тувинцев, который играл значительную роль в проведении ритуального действия, являясь духом-помощником шамана. В частности, Д. А. Клеменц дал описание шапки (шаманской короны) тувинцев, на которую иногда подвешивались «наглазники», бахрома из полосок кожи или ниток, закрывающие лицо до подбородка, выполняющие функцию «темных очков», особенно зимой, при ярком солнце. В частности в своем труде «... Древности Минусинского музея: Памятники металлических эпох» он утверждает, что головной убор украшался перьями орла, филина, сокола или глухаря, олицетворявших также духов-помощников и покровителей шамана [3, c. 78]. На сайте РЭМ можно найти такую дополнительную информацию: «ленточки символизировали Благодарность: Благодарность человека шаману за исцеление, Благодарность шамана духам за работу. Носили шаманский головной убор только во время ритуального действа – камлания» [6].

Ученым также принадлежит первое описание: камлайки – халата, изготавливавшегося из кожи, на который шаман-тувинец навешивал различные символы-обереги (зеркала, ленточки, когти, клыки, шкуры, множеством колокольчиков); шаманского пояса – длинного куска кожи, украшенного всевозможной символической атрибутикой; зеркал – кузунга; плети – символа коня и др.

Именно эти и другие исследования в конце XIX в. заложили основу современного отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока РЭМ – самого крупного в мире коллекционного фонда по сибирскому региону, содержащего более пятидесяти тысяч экспонатов о жизнедеятельности тридцати шести сибирских народов.

В тот же период начался процесс формирования коллекции тувинского костюма еще в одном крупнейшем музее г. Санкт-Петербурга – Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН).Республика Тыва в МАЭ представлена несколькими коллекциями, самая обширная из которых принадлежит В. Н. Васильеву и содержит предметы культуры, одежды, быта, ремесленные инструменты и приспособления, религиозные принадлежности и многое другое. Тувинскую коллекцию МАЭ пополняли Н. Ф. Катанов (1889), Н. М. Ядринцев и А.В. Адрианов (1897), Г. М. Осокин (1897), П. Е. Островский (1898). В МАЭ РАН имеются фотографии повседневной одежды тувинцев, собранные известным сибироведом В. Н. Васильевым в XIX в. Из обрядовой одежды в музее представлены образцы шаманского костюма.

Современное изучение тувинского костюма датируется созданием Тувинской Народной Республики (1921–1944 гг.), продолжается – после вхождения Тувы в состав СССР. Изучение истории и этнографии Тувы, особенностей тувинского искусства, обрядов и т. д. было поставлено на научную основу благодаря экспедициям советских ученых. В 1929 г. состоялось открытие Государственного музея Тувинской Народной Республики. Комплектование фондов музея началось с конфискации имущества князя Идам-Сюрюна – правителя Салчакского хошуна. Первый директор музея В. П. Ермолаев, вспоминал: «Было отобрано большое количество ценных предметов, одежды, обуви, различной посуды, домашнего обихода…» [1, c. 22]. Эти вещи стали первыми экспонатами музея, некоторые из них демонстрируются и в настоящее время. Сегодня в фондах музея хранятся те разновидности одежды (тоны, головные уборы, обувь), которые еще в начале ХХ в. кратко описал в своих знаменитый ученый-тюрколог Н. Ф. Катанов. В частности, внимание посетителей привлекает нарядная одежда тувинского чиновника, сшитая из китайского шелка, одежда охотников-скотоводов таежной зоны, знаковая одежда, отражающая социальное и имущественное положение человека.

В 20–30-е гг. интерес представляют работы А. А. Попова, Л. Э. Каруновской, А. Г. Данилина и др.; в 50–80-е гг. – Л. П. Потапова, И. С. Вдовина, Е. А. Алексеенко и др. В работах советского периода изучение костюмного комплекса тувинцев велось с точки зрения анализа материальной культуры, тувинский костюм рассматривался как выразитель религиозных представлений народа об окружающем мире. В частности, проводилось изучение глубокого смысла символики декора, рациональности кроя и закономерной гармонии составных частей композиции традиционного национального костюма тувинцев, выполнение им разнообразных функций: биологических, социальных, сакральных, эстетических и др. Именно эти работы заложили фундамент многих гуманитарных дисциплин (археологии, искусствоведения, культурологии, этнологии и др.), сформировав методологию и методики исследования.

К концу ХХ в. в г. Санкт-Петербурге в МАЭ в отделе этнографии Сибири были собраны уникальные фотоколлекции по всем народам Сибири, отражающие географическую среду их проживания, особенности их материальной культуры – хозяйственных комплексов, жилища, одежды и т. д., духовной культуры – верований, религиозных культов, традиционных праздников и т. д., многие из которых уже давно исчезли из традиционной этнографии и встречаются только в старых публикациях или на фотографиях. Как констатирует В. А. Кисель – главный специалист Отдела учета и хранения МАЭ РАН – Сибирские коллекции МАЭ – лучшие в мире этнографические собрания по культуре народов Азии, включающие 747 коллекций общей численностью около тридцати тысяч предметов, раскрывая полный культурный образ каждого автохтонного этноса Сибири [5]. Если оценить сибирские народы в плане наибольшей обеспеченности фотоиллюстративными материалами, то коллекции распределятся следующим образом: тунгусы – 68 коллекций, чукчи – 53, якуты – 45, нивхи – 41, нанайцы – 39, ханты – 37, ненцы – 33, тувинцы – 32 и т.д. [4].

Отметим также, что постоянной тувинской экспозиции Отдел не имеет в связи с тем, что традиционная культура народов Сибири широко представлена в РЭМ. Но на базе сибирских коллекций МАЭ создано несколько крупных временных выставок – «Кочевники Евразии» (при участии Отдела Центральной Азии), «Шаман и Вселенная», «Секретный мир шаманов Сибири», «Арктическая цивилизация», «Якутия на Невских берегах» и ряд других выставок, демонстрировавшихся в Японии, Америке, Финляндии, Дании, Австрии, Германии.

В России функционируют еще несколько музеев, коллекции которых представляют интерес для исследователей тувинского костюма. В частности, в Томске этнографические коллекции хранятся в Музее археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета и насчитывают более ста предметов. Большая часть коллекции составлена Г. П. Сафьяновым в 1888 г. по результатам его экспедиции в верховья Енисея. Фонды Минусинского краеведческого музея хранят предметы, характеризующие культуру жизнеобеспечения – тувинский костюм, украшения, вещи религиозного культа – одежду и снаряжение шаманов и т. д. Иркутский областной краеведческий музей, обладая статусом старейшего музея Сибири, является хранителем уникальных коллекций Д. А. Клеменца, Н. М. Мартьянова. Наиболее интересной для этнографического изучения и наиболее значимой является коллекция Ф. Я. Кона, собранная в 1902-1903 гг. Кроме предметов народного искусства (фигурок животных, шахматных фигурок и др.), в коллекции имеется изображение женщины в традиционном костюме (халате и безрукавке) и мужчины в костюме охотника. Проводимые сегодня на основе данных коллекций исследования одежды тувинцев до сих пор вызывает множество споров. Так, М. О. Сиянбиль и А. А. Сиянбиль считают, что тувинский костюм, претерпевая значительны изменения на протяжении нескольких веков «с середины XVIII в. сохраняет свой основной облик до наших дней. Китайцы, в ходе своих завоевательных походов, заставили подавленные народы изменять свои национальные костюмы на маньчжурский манер» [7, c. 5-6]. В коллективной монографии «История Тувы» утверждается, что «одежда тувинцев, как и их материальная культура, была приспособлена к кочевому быту в условиях горно-степной и горно-таежной природной среды» [2, c. 248] .

В любом случае можно с уверенностью констатировать, что коллекции тувинского костюма, представленные в провинциальных музеях и музеях г. Санкт-Петербурга, являются ценнейшими источниками изучения данного этноса. Коллекции представляет собой этнически универсальную систему, специально выстроенную в целях многоаспектного поиска информации о культурно-историческом наследии тувинского народа, обо всех сторонах его жизнедеятельности – от первичного производства до сфер традиционной духовной культуры. Этнографические костюмы тувинцев, как музейные предметы-раритеты, многие из которых представленные в единственном экземпляре, обладают важными для изучения свойствами – информативностью, аттрактивностью, экспрессивностью, выступают важным транслятором общечеловеческих и культурных ценностей, способствуя формированию культурно-исторической памяти социума, смыслового единства, национально-государственного самосознания.

Библиография
1. Дыртык-оол А. О. История музейного дела в Туве (1920–1940 годы). – Кызыл, 2007. – С.22
2. История Тувы / Под общ. ред. С. И. Вайнштейна и М. Х. Маннай-оола. – Т. 1 – Новосибирск, 2001. – 561 с., С.248.
3. Клеменц Д. А.... Древности Минусинского музея: Памятники металлических эпох : [С атл.] / Сост. Д. Клеменц; Минусинск. мест. публ. музей. Томск : И. Кузнецов, 1886. – 185 с.
4. Коллекции МАЭ по народам Сибири [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Collection.html
5. Отдел этнографии Сибири. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kunstkamera.ru/museums_structure/research_departments/department_of_siberia/
6. Российский этнографический музей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ethnomuseum.ru/golovnoy-ubor-shamana-tuvincy
7. Сиянбиль М. О., Сиянбиль А. А. Традиционный тувинский костюм. – Кызыл, 2000. – 320 с.С. 5-6.
8. Федоров Н. Ф. Из философского наследия // Музейное дело. – Вып. 23. – М., 1995. – С. 78.
9. Кимеева Т.И., Ондар А.Б. Традиционный костюм тюркоязычных народов Сибири в собраниях музеев: история изучения и актуализация // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. №2. – С.25-27.
References
1. Dyrtyk-ool A. O. Istoriya muzeinogo dela v Tuve (1920–1940 gody). – Kyzyl, 2007. – S.22
2. Istoriya Tuvy / Pod obshch. red. S. I. Vainshteina i M. Kh. Mannai-oola. – T. 1 – Novosibirsk, 2001. – 561 s., S.248.
3. Klements D. A.... Drevnosti Minusinskogo muzeya: Pamyatniki metallicheskikh epokh : [S atl.] / Sost. D. Klements; Minusinsk. mest. publ. muzei. Tomsk : I. Kuznetsov, 1886. – 185 s.
4. Kollektsii MAE po narodam Sibiri [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Collection.html
5. Otdel etnografii Sibiri. [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa:http://www.kunstkamera.ru/museums_structure/research_departments/department_of_siberia/
6. Rossiiskii etnograficheskii muzei [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.ethnomuseum.ru/golovnoy-ubor-shamana-tuvincy
7. Siyanbil' M. O., Siyanbil' A. A. Traditsionnyi tuvinskii kostyum. – Kyzyl, 2000. – 320 s.S. 5-6.
8. Fedorov N. F. Iz filosofskogo naslediya // Muzeinoe delo. – Vyp. 23. – M., 1995. – S. 78.
9. Kimeeva T.I., Ondar A.B. Traditsionnyi kostyum tyurkoyazychnykh narodov Sibiri v sobraniyakh muzeev: istoriya izucheniya i aktualizatsiya // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2016. №2. – S.25-27.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.