ГЛАВНАЯ
> Журнал "Урбанистика"
> Содержание № 04, 2023
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи
уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера
указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Слабуха Александр Васильевич, кандидат архитектуры, slabuha@mail.ru
Содержание № 04, 2023
Глатоленкова Е.В., Ильин К.С. - Архитектурная среда детской железной дороги Хабаровска |
|
c. 1-15
|
DOI: 10.7256/2310-8673.2023.4.43586
EDN: UZRMOY
Аннотация: Предметом исследования статьи являются особенности формирования архитектурной среды детских железных дорог на Дальнем Востоке. Объект исследования – детская железная дорога в Хабаровске, относящаяся к дальневосточным железным дорогам. На материале исторических документов, фотографий и частных архивов рассматривается ее историческое развитие, изменения в благоустройстве территории и наполненности среды, современное состояние окружающей застройки и перспективы дальнейшего развития дороги. Особое внимание авторы уделяют изучению последних нововведений в благоустройстве и современному состоянию прилегающего к дороге парка, а также анализируют проекты реконструкции дороги, находящиеся на рассмотрении в администрации города. Изучение опыта строительства и эксплуатации детских железных дорог в разных городах России и популярных зарубежных парках позволил выявить тенденции их дальнейшего развития и трансформации в современных условиях. Вкладом авторов в рассматриваемую тему является систематизация разрозненной информации о хабаровском отделении детской железной дороги и составление схемы ее планировочной организации, выполненные впервые. В ходе работы установлено, что за более чем полувековую историю существенно изменился окружающий дорогу ландшафт, дальнейшее ее успешное функционирование требует кардинального пересмотра маршрута пролегания пути. Применения полученных результатов возможно в процессе проектирования нового направления дороги на парковой территории питомника имени А. М. Лукашова.
Разводова Ю.А. - Основные черты объемно-пространственной структуры городов со свободно-ландшафтной планировкой (на примере города Елец, Липецкая область). |
|
c. 16-31
|
DOI: 10.7256/2310-8673.2023.4.43451
EDN: DRTYSV
Аннотация: Объектом исследования является система застройки города Ельца, разработанная средневековыми зодчими и сохраненная до сегодняшнего дня. Предмет данного исследования – основные черты объемно-пространственной композиции города Ельца. Работа посвящена выявлению закономерностей, лежащих в основе уникальной застройки, которые позволят не только сохранить преимущества облика города, но также грамотно развивать пространство в дальнейшем, учитывая современные тенденции. В основе работы – исследование российских городов Г. В. Алферовой, проведенное во второй половине XX века. Алферова выявила наличие композиционного замысла при строительстве древних городов. В данной статье идеи Алферовой развиваются. В результате системного анализа источников по истории Елецкого края, а также натурного обследования центральной и правобережной части города определены основные черты объемно-пространственной структуры города: сложные многоплановые композиции доминант, гармонично подчиненные природным особенностям ландшафта; продуманная организация так называемых «прозоров», создающих прозрачную открытую систему города; способность города «вместить» и расположить рядом объекты разных стилей при условии соблюдения общего ритмического рисунка. Были выявлены некоторые слабые места города, образовавшиеся по причине игнорирования застройщиками основных принципов застройки города. Данное исследование может помочь развитию не только Ельца, но и многих городов со схожим типом планировки.
Этнология и культурная антропология |
Котляр Е.Р., Золотухина Н.А. - Трансформация иудейского культурного кода Сэфер в социальных стратах штетла |
|
c. 32-49
|
DOI: 10.7256/2310-8673.2023.4.69101
EDN: NKCHSP
Аннотация: Предметом исследования является трансформация основного иудейского культурного кода Сэфер – Книга, от страты к страте в культуре еврейских местечек-штетлов. Штетлами назывались поселения городского типа в Восточной Европе – черте еврейской оседлости. Код Сэфер, первоначально олицетворяющий основы иудейского права и мировоззрения, письменную и устную Тору, указывал на путь к Всевышнему через ее изучение. Восприятие правил в пределах каждой страты отличалось рядом особенностей: у миснагедов, а также караимов и крымчаков было неукоснительное следование законам, а у хасидов восприятие было эмоциональным. С приходом еврейского Просвещения-Хаскалы, а позднее глобализации ХХ в, код Сэфер начал олицетворять свет знаний в целом, как главной цели, включая и религиозные, и светские источники. Образование в религиозной страте воспринималось как познание Бога и его творений, а в атеистической среде – как самоцель, во всех стратах оставаясь главной целью. Полученные результаты исследования могут быть применены и к этнокультурным исследованиям других этносов. В исследовании был применен метод историзма в ретроспективе функционирования иудейских общин Восточной Европы, компаративистский метод в сравнительной характеристике культурно-религиозных концептов различных иудейских общин, методы анализа и синтеза в формулировке схемы культурных кодов и их сопряжений. В исследовании впервые охарактеризована авторская универсальная морфологическая схема иудейских культурных кодов, из которой понятна иерархия и взаимосвязи основных групп символов, а также ключевые смыслы и основной смысл, являющийся центром пересечения всех кодов. Выводы: 1. Культурный ареал восточноевропейских местечек-штетлов отличался устойчивыми паттернами, связанными с компактным проживанием иудейского населения и традиционными занятиями, а также мировоззрением, основанным на иудейской религии. После исчезновения штетлов по причине глобализации культурно-мировоззренческий фундамент стал основой деятельности и мышления вышедших из него ученых, деятелей литературы и искусства. 2. Культурный код Сэфер олицетворяет собой не только Тору и ее производные, но и вычленяет основную цель – получение знаний, единую для представителей всех социальных страт штетла – ашкеназов, сефардов, евреев, караимов, крымчаков, миснагедов, хасидов, представителей Хаскалы, а позднее и атеистов и агностиков.
|