Статья 'Удовлетворенность сельских и городских старшеклассников функционированием системы общего среднего образования' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Удовлетворенность сельских и городских старшеклассников функционированием системы общего среднего образования

Попов Евгений Александрович

доктор философских наук

профессор, кафедра Социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, оф. 520

Popov Evgenii Aleksandrovich

Doctor of Philosophy

Professor, Department of Sociology and Conflictology, Altai State University

656049, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

popovea@mc.asu.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Стерлядева Наталья Анатольевна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра общей социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656949, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 520

Sterlyadeva Natalya Anatolevna

PhD in Sociology

Associate professor, Department of General Sociology and Conflictology, Altai State University

656949, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

sterlyadeva@socio.asu.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Ахмедова Ангелина Рустамовна

ассистент, кафедра общей социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 520

Akhmedova Angelina Rustamovna

Assistant, Department of General Sociology and Conflictology, Altai State University

656049, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

axmedovaangelina@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Кода Егор Александрович

студент, кафедра общей социологии и конфликтологии, Алтайский Государственный Университет

656949, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 520

Koda Egor Aleksandrovich

Student, Department of General Sociology and Conflictology, Altai State University

656949, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

kodaegor@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Козлова Виктория Александровна

студент, кафедра социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Червонная, 5, кв. В91М1

Kozlova Viktoriya Aleksandrovna

Student, Department of Sociology and Conflictology, Altai State University

656049, Russia, Altai Krai, Barnaul, Chervonnaya str., 5, sq. B91M1

viktoriya071103@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2023.11.48480

EDN:

YKIIGP

Дата направления статьи в редакцию:

02-10-2023


Дата публикации:

09-10-2023


Аннотация: Современная система российского общего образования находится в состоянии перманентного кризиса. Дело все в том, что при переходе от советской образовательной системы к современным образовательным стандартам были изменены все фундаментальные основы образовательного процесса, при этом должной проверки новые стандарты не получили. Как следствие современные образовательные стандарты, программы подвергаются регулярной корректировке, смещая вектор изучения с одного направления школьных предметов на другой. В таком случае наиболее уязвимым элементом в образовательной системе оказываются субъект образовательного процесса – школьники, особенно старшеклассники – лица, обучающиеся с 9 по 11 класс. Наличие кризиса в системе образования подтверждается широким спектром образовательных услуг на рынке, начиная от частных репетиторов, заканчивая онлайн школами по подготовке к ЕГЭ. На первый взгляд, нет ничего удивительного в том, что старшеклассник ходит на занятия к репетитору или занимается в онлайн школе – это позволит ему успешно сдать основной государственный или единый государственный экзамен и поступить в то или иное образовательное учреждение на бюджет. Но в то же время это означает тот факт, что знания, которые даются учащемуся в школе, не удовлетворяют образовательные запросы школьника, а именно ключевой запрос относительно успешной сдачи государственного экзамена.


Ключевые слова:

молодежная политика, социальный институт, социальный мониторинг, эмпирическое социологическое исследование, студенческая молодежь, социальные процессы, социальная проблема, социологическое исследование, социологические науки, общественное мнение

Abstract: The modern system of Russian general education is in a state of permanent crisis. The thing is that during the transition from the Soviet educational system to modern educational standards, all the fundamental foundations of the educational process were changed, while the new standards did not receive due verification. As a result, modern educational standards and programs are regularly adjusted, shifting the vector of study from one direction of school subjects to another. In this case, the most vulnerable element in the educational system is the subject of the educational process – schoolchildren, especially high school students – persons studying from 9th to 11th grade. The existence of a crisis in the education system is confirmed by a wide range of educational services on the market, ranging from private tutors to online schools for preparing for the Unified State Exam. At first glance, there is nothing surprising in the fact that a high school student goes to classes with a tutor or studies at an online school – this will allow him to successfully pass the main state or unified state exam and enroll in a particular educational institution on a budget. But at the same time, this means the fact that the knowledge that is given to the student at school does not satisfy the educational needs of the student, namely the key request regarding the successful passing of the state exam.


Keywords:

youth policy, social institute, social monitoring, empirical sociological research, student youth, social processes, social problem, sociological research, sociological sciences, public opinion

Современная система российского общего образования находится в состоянии перманентного кризиса. Дело все в том, что при переходе от советской образовательной системы к современным образовательным стандартам были изменены все фундаментальные основы образовательного процесса, при этом должной проверки новые стандарты не получили. Как следствие современные образовательные стандарты, программы подвергаются регулярной корректировке, смещая вектор изучения с одного направления школьных предметов на другой. В таком случае наиболее уязвимым элементом в образовательной системе оказываются субъект образовательного процесса – школьники, особенно старшеклассники – лица, обучающиеся с 9 по 11 класс.

Наличие кризиса в системе образования подтверждается широким спектром образовательных услуг на рынке, начиная от частных репетиторов, заканчивая онлайн школами по подготовке к ЕГЭ [11]. На первый взгляд, нет ничего удивительного в том, что старшеклассник ходит на занятия к репетитору или занимается в онлайн школе – это позволит ему успешно сдать основной государственный или единый государственный экзамен и поступить в то или иное образовательное учреждение на бюджет. Но в то же время это означает тот факт, что знания, которые даются учащемуся в школе, не удовлетворяют образовательные запросы школьника, а именно ключевой запрос относительно успешной сдачи государственного экзамена.

Нередки случаи, когда образовательный процесс в современной школе предполагает лишь освоение самого минимального уровня знаний индивидом для успешного перевода из одного класса в другой. Зачастую такой минимализм снижает общую культуру школьников, делает невозможным формирование контуров целостной картины мира, что фактически является одной из ключевой задач системы образования. Современная российская система школьного образования должна не только стремиться к выполнению целого перечня формальных показателей, определенных компетентными органами, но и к удовлетворению образовательных потребностей старшеклассников, ведь в среднесрочной и долгосрочной перспективах данные молодые люди станут основной производственной, экономической силой Российского государства. Отсюда формируется актуальность данного исследования, так как соответствие образовательной системы запросам старшеклассников сегодня будет являться прообразом всей страны в будущем.

Степень научной разработанности данного вопроса находится на достаточно высоком уровне. Вопрос качества образования в современной России рассматривался отечественным ученым Ф.Р. Филипповым. Удовлетворенность образовательным процессом основных образовательных субъектов рассматривалась в трудах Н.Б. Фоминой [17]. Проблемное поле темы исследования входит в перечень вопросов социологии образования. Так А.З. Беридзе рассматривал перспективы развития образования в России, а также основные функции института современного образования. Исследованием компонентов, определяющих качество среднего общего образования занимались Н.Б. Авалуева [1], а также Н.И. Баньковская [2]. Среди отечественных ученых также достаточно подробно рассматривался вопрос кризиса института образования, а также путей выходов из него. Данный вопрос разрабатывался Е.А. Шуклиной. Что касается непосредственно феномена удовлетворенности системой среднего образования, а также показателей этой удовлетворенности, то данные вопросы рассматривались в трудах М.Н. Макаровой, а роль удовлетворенности основных субъектов образовательного процесса в развитии системы общего образования, показатели удовлетворенности рассматривалась К.В. Харченко [18].

Оценкой качества среднего общего образования занимались такие отечественные ученые как О.Б Третьяков, а также И.А. Зимняя, при этом без внимания не остался вопрос управления качеством среднего образования. Данный вопрос активно разрабатывался Е.Н. Корнеевой [10]. Роль оценки школьников при определении общей оценки качества системы образования исследовалась И.Н. Емельяновой [7]. Алтайская социологическая школа также не осталось безучастной в вопросах исследования системы среднего образования. В рамках неклассического и постнеклассического подходов рассматривались базовые структурные элементы системы школьного образования, которые являются основными при определении общей оценки системы образования. Вышеприведенным вопросом занимались такие социологи как Н.А. Матвеева и С.И. Григорьев [6].

Несмотря на достаточно подробную изученность данного вопроса, определенность основных методологических подходов к исследованию удовлетворенности системой общего среднего образования, отсутствует единый перечень показателей, который следует брать во внимание при изучении удовлетворенности системой общего среднего образования, не определен перечень запросов старшеклассников к системе образования. Также нет реальных комплексных локальных исследований сравнительного характера удовлетворенности сельских и городских старшеклассников системой общего среднего образования. Открытым также остается вопрос о соответствии запросов рационального характера старшеклассников к системе образования и реальной картиной в образовательной системе. Вышеизложенным и объясняется новизна данной работы. Целью исследования является изучение удовлетворенности сельских и городских старшеклассников функционированием системы общего среднего образования. Причем предмет данной работы – это непосредственно удовлетворенность сельских и городских старшеклассником функционированием системы общего среднего образования.

Теоретико-методологическая база данной работы построена на совокупности структурного функционализма и символического интеракционизма. По мнению авторов, именно такая методологическая совокупность позволит в полной мере исследовать такой сложный феномен как удовлетворенность старшеклассников системой общего среднего образования. Исходя из социальных взаимодействий старшеклассников между собой, учителями, представителями других образовательных учреждений формируется определенный облик образовательной системы, которая соответствует запросам. То есть в рамках символического интеракционизма образ идеального образовательного учреждения будет формироваться исходя из взаимодействий с социальным окружением. А сами компоненты удовлетворенности представляют собой определенную структуру, в рамках которой каждый элемент имеет свое функциональное предназначение.

Удовлетворенность функционированием системы общего среднего образования оказывается двояким социальным феноменом. С одной стороны, стоит отметить, что сама удовлетворенность положительно коррелирует с показателем качества среднего образования, которое получает индивид в школе. То есть, чем выше удовлетворенность функционированием системы общего среднего образования, тем выше показатели качества среднего образования, отражающиеся не только в непосредственной успеваемости учащихся, но и в рамках компетентностного подхода. С другой стороны, удовлетворенность показывает реальную картину относительно эффективности функционирования социальных институтов образования, в данном случае речь идет о средней школе [12].

Особенность феномена удовлетворенности заключается в том, что оказывается возможным отследить соответствие запросов старшеклассников и реальное положение дел в системе общего среднего образования. Буквально 30 лет назад о феномене удовлетворенности как элементе оценки эффективности функционирования системы среднего образования практически не шло речи, основой оценки выступали метапредметные, предметные результаты, а также показатели, связанные с олимпиадами и рядом элементов внеурочной деятельности [5]. В настоящее же время при оценке эффективности функционирования системы среднего образования учитывается показатель удовлетворенности системой образования школьниками. Всё это свидетельствует о том, что система образования приобретает клиент ориентированный подход, ведь в настоящее время образование позиционируется как услуга, а ориентация на интересы основного потребителя услуг будет основой дальнейшего развития.

Методологическая сложность исследования удовлетворенности заключается в том, что приходится совмещать как психологические, так и социологические подходы для комплексного исследования данного феномена. Исследователь вынужден обращать внимание на оценку социального благополучия конкретного класса, отдельного индивида, рассматривать субъективную оценку комфортности пребывания в образовательном учреждении. Личная успеваемость учащегося также будет являться важным показателем, поскольку высокие показатели успеваемости зачастую взаимосвязаны с высоким уровнем включения индивида в жизнедеятельность образовательного учреждения и наоборот. Социальные интеракции выступают важным компонентом удовлетворенности функционированием системы среднего образования, а именно то, как обучающиеся взаимодействуют с одноклассниками, администрацией школы, учителями, социальными педагогами и т.д. [9].

Под удовлетворенностью в общем виде следует понимать устойчивое и продолжительное по времени положительное отношение индивида к определенному объекту социальной реальности, а именно системе общего среднего образования. Если акцентировать внимание именно на удовлетворенности функционирования системы общего среднего образования, то речь идет о совокупности характеристик социально-оценочного типа, которые формируются школьниками, как основными субъектами образовательного процесса относительно протекания образовательного процесса, результатов данного процесса, а также системе интеракций в рамках данного процесса. Удовлетворенность возникает лишь в том случае, если имеется систематическое чувство удовлетворения потребностей (социальных запросов) в рамках той или иной социальной системы [4]. Реально же исследовать удовлетворенность можно в том случае, если сопоставить запросы субъекта образовательного процесса и имеющиеся школьные реалии. Оценка удовлетворенности не может быть осуществлена только в рамках перечня объективных параметров, поскольку ускользает важный субъективный компонент восприятия действительности индивидов. Ценность субъективного компонента удовлетворенности велика, благодаря ему оказывается возможной дифференциация социальных запросов к системе образования по регионам, образовательным учреждениям и так далее. А также благодаря субъективному компоненту можно сформировать некий перечень элементов образовательного процесса, который необходимо усовершенствовать или добавить в текущий процесс получения образования. Если говорить о показателе удовлетворенности функционированием системы среднего образования, то он также оказывается полезным причем не только при оценке деятельности отдельной образовательной организации, но и при оценке положения дел во всей системе среднего образования, естественно при должном охвате образовательных учреждений [17].

Выше не раз отмечалось понятие запроса старшеклассников для общей оценки удовлетворенности функционированием системы среднего образования. Запрос же представляет собой некую идеальную конструкцию индивида, обращенную к самым разным сторонам образовательной деятельности. Старшеклассник в любом случае сравнивает собственные представления о том, что должна ему дать система образования и реальное положение дел в этой самой системе. Этим и объясняется большое количество разнообразных услуг на рынке образования, чтобы школьники могли удовлетворить имеющиеся запросы. На уровне здравого смысла понятно, что не все запросы школьников могут быть удовлетворены образовательной организацией, исследователю следует дифференцировать запросы на те, которые находятся в рамках компетенции образовательного учреждения и те запросы, никоим образом не относящиеся к компетенции образовательного учреждения [15]. В качестве примера можно сравнить два запроса школьников. Один будет заключаться в подготовке к выпускным экзаменам, например, ОГЭ или ЕГЭ. Такой запрос может быть выполнен школой, так как он входит в перечень компетенций образовательной организации. При этом запрос, связанный с предоставлением онлайн курсов или дорогих пособий со стороны школы не может быть исполнен, в том числе и потому, что он не входит в перечень компетенций образовательной организации.

Совокупность показателей удовлетворенности функционированием системы общего среднего образования включает в себя одиннадцать параметров, напрямую связанных с запросами школьников и рядом базовых компетенций обучающегося [18]. Первый параметр подразумевает под собой тот факт, что школа должна давать хорошие знания, умения, определенные навыки, необходимые в социуме. Речь идет об удовлетворенности теми знаниями, которые получил обучающийся в процессе освоения образовательной программы. Особое внимание в рамках данного параметра стоит уделять возможной сдаче ЕГЭ и ОГЭ исходя из совокупности полученных знаний.

Второй параметр имеет социальную направленность, заключается он в формировании коммуникативных компетенций, позволяющих индивиду легко коммуницировать с другими социальными субъектами в различных ситуациях [1]. В том числе навыки делового общения, основы дискуссии, умения выражать свою точку зрения максимально полно, умение проявлять как лидерские качества, так и качества подчиненного в той или иной ситуации.

Комфортные и безопасные условия обучения являются третьим параметром удовлетворенности функционированием системы общего среднего образования. В рамках данного параметра рассматриваются характеристики, связанные с индивидуальным уровнем комфорта, ощущением безопасности и др. В том числе качество работы медицинского кабинета, состояние школьных уборных, качество питания и состояние столовых. Третий параметр направлен на рассмотрение процессов, которые поддерживают и обеспечивают комфортный и безопасный образовательный процесс.

Тенденция гуманизации системы образования рассматривается в рамках четвертого параметра, а именно насколько образовательное учреждение, педагоги обращают внимание на потребности и интересы обучающихся. Что касается пятого параметра, то речь идет о том, как именно преподаются общеобразовательные дисциплины, насколько материал понятен, доступен и интересно изложен. Шестой параметр непосредственно связан с профессиональной ориентацией выпускника, что особенно важно для обучающихся 9 и 11 классов. Образовательным учреждениям следует формировать определенные траектории обучения, направленные на формирование образа будущей профессии, в том числе выбор предметов, профильные классы и иные способы поддержки профориентации [16].

Седьмой параметр включает в себя уважительное отношение сотрудников образовательного учреждения к школьникам, что позволит сформировать благоприятную и рабочую атмосферу, предупреждая разного рода девиационные варианты поведения старшеклассников [3]. Восьмой параметр представляет собой развитие у обучающихся лидерских качеств, умений добиваться запланированных результатов со стороны образовательного учреждения. Компетенция целеполагания является одной их ключевых при выборе будущего жизненного пути, при этом задача образовательного учреждения сформировать и укрепить данную компетенцию. Стоит отметить, что она обширна, поскольку включает в себя и тайм менеджмент, а также умение расставить приоритеты на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы [8].

Девятый параметр включает в себя необходимость четкой организации учебных занятий и досуговой деятельности старшеклассника. Учебная нагрузка должна формироваться таким образом, чтобы старшеклассник без проблем осваивал образовательную программу, а также имел достаточное количество свободного времени для творческой самореализации, участии в школьном самоуправлении и иных вариантах жизнедеятельности, непосредственно относящихся к полноценной вторичной социализации личности [13]. Десятый параметр направлен на минимизацию вероятности развития конфликтов среди одноклассников, поддержку доброжелательных и взаимно вежливых отношений между обучающимися. Это позволит раскрыть каждому школьнику свой потенциал без агрессии и иных девиаций, нередко возникающих в школьном коллективе.

Обеспечение возможности использования имеющихся информационных ресурсов школы и качество этих самых информационных ресурсов представляет собой одиннадцатый параметр. Современному школьнику, обучающемуся при значительном влиянии тенденции информатизации, очень важно иметь доступ в сеть Интернет даже в образовательном учреждении. Здесь также стоит отметить использование в образовательной практике демонстрационных, интерактивных досок, различных планшетов, электронных вариантов пособий и т.д. Нельзя исключать из виду и традиционные информационные ресурсы школы, а именно учебники, которые должны находиться в нормальном состоянии [14]. Библиотеки в школах должны иметь в своем каталоге разного рода книги, непосредственно связанные с теми или иными образовательными дисциплинами, хотя у современного школьника бумажный вариант образовательной литературы не так популярен, как электронный.

Необходимость применения вышеописанных параметров при исследовании удовлетворенности функционированием системы общего среднего образования объясняется тем, что данная совокупность показателей позволяет привести к некоему общему знаменателю имеющиеся компетенции обучающихся, запросы обучающихся и реальное положение дел в образовательной организации. Имеется и практический аспект применения вышеописанных параметров, а именно возможность выявления недостатков в конкретной образовательной организации, что важно и ценно для контролирующих органов. Совокупность одиннадцати параметров позволяет выделить зоны социально-образовательного благополучия в исследуемом образовательном учреждении, то есть те зоны, в которых наблюдается высокий показатель совпадений запросов и реального положения дел, а также определить зоны неблагополучия социально-образовательного характера, где наблюдается разобщение запросов и реального положения дел в образовательном учреждении.

Совокупностью количественных и качественных методик представлена методика данного социологического исследования. Массовый опрос в форме анкетирования представляет собой количественную методику данного исследования, а фокус-группа – качественную методику данного исследования. Анкетирование позволяет выявить основные компоненты удовлетворенности школьников функционированием системы общего среднего образования, определить наличие зон благополучия и неблагополучия. Анкетирование проводилось как очно, на базе шести школ Алтайского края, из них три городские и три сельские школы, так и в онлайн формате. Учитывая схожесть проблем, особенностей образовательного процесса в сельских школах и городских школах, то отобранного количества будет достаточно для возможной экстраполяции результатов на весь Алтайский край, тем более сельские школы находились в разных муниципалитетах, а именно в Поспелихинском и Локтевском районах. Городские школы были отобраны таким образом, чтобы находились в разных районах города Барнаула, а именно: Центральный район, Железнодорожный район и Индустриальный район. Выборка осуществлялась кластерным принципом с элементами стихийного отбора. В каждой школе было опрошено по 45 учащихся, то есть по 15 человек из каждой параллели 9, 10 и 11 классов. Сами школьники отбирались стихийно по принципу доступности. Таким образом, для анкетирования было отобрано 270 учащихся 9-11 классов, то есть старшеклассников.

Фокус-группы также проводились на базе вышеназванных образовательных учреждений. Фокус-группа позволила выявить факторы, влияющие в наибольшей степени на феномен удовлетворенности старшеклассников функционированием системы общего среднего образования. В них принимали участие старшеклассники (9-11 класс) по два человека от каждой параллели. Всего было проведено шесть фокус-групп, при этом в каждой фокус-группе принимало участие по шесть респондентов. Состав фокус-групп не повторялся. Общая выборочная совокупность данного исследования составила 306 старшеклассников, из них 36 человек – участники фокус-групп. Совокупность двух методов – количественного и качественного позволяет повысить эвристичность социологического исследования, а также такая совокупность повышает надежность полученных эмпирических данных.

Феномен удовлетворенности функционированием системы общего среднего образования складывается из целого перечня компонентов, в том числе и общей удовлетворенности тем, как проходит учебных процесс в целом. Так, на вопрос «Удовлетворены ли Вы тем, как проходит учебный процесс в целом?» – были получены следующие ответы. 37% опрошенных респондентов удовлетворены тем, как проходит учебный процесс в целом, а каждый пятый опрошенный старшеклассник отметил, что скорее удовлетворен образовательным процессом, чем не удовлетворен – 20%. Каждый третий опрошенный отметил, что скорее не удовлетворен образовательным процессом – 31%, а 12% опрошенных определенно не удовлетворены тем, как проходит учебный процесс в целом. Стоит отметить, что феномен общей удовлетворенности в большей мере зависит от соответствия реального положения дел в образовательном учреждении существующим запросам старшеклассника. Причем удовлетворенность учебным процессом среди городских и сельских старшеклассников разнится. Оказывается, что деревенские старшеклассники в большей степени удовлетворены тем, как проходит образовательный процесс в целом, это связано с невозможностью сравнения положения дел в школе обучения и, например, гимназиях или лицеях, иных школах, а также рядом плюсов обучения в сельской школе. Итак, 54% сельских школьников определенно удовлетворены учебным процессом в целом, в то время как 30% опрошенных старшеклассников скорее удовлетворены учебным процессом в целом. 6% опрошенных определенно не удовлетворены тем, как проходит учебный процесс, а каждый десятый опрошенный скорее не удовлетворен тем, как проходит учебный процесс. Что касается городских старшеклассников, то только 16% опрошенных учеников довольны тем, как проходит учебный процесс в целом, при этом четверть опрошенных городских старшеклассников скорее довольны учебным процессом, чем не довольны – 20%. 19% опрошенных старшеклассников определенно недовольны образовательным процессом, а 45% опрошенных городских старшеклассников скорее недовольны учебным процессом в целом. Запросов у городских старшеклассников к системе среднего общего образования гораздо больше, а также есть реальная возможность сравнивать условия в разных образовательных учреждениях, как следствие, общая удовлетворенность у них ниже, чем у сельских старшеклассников.

Таблица 1. Взаимосвязь ответов респондентов на вопрос «Удовлетворены ли Вы тем, как проходит учебный процесс в целом?» и месторасположением образовательного учреждения

Степень удовлетворенности учебным процессом

Месторасположение образовательного учреждения

Сельские школьники

Городские школьники

Определенно да

54%

16%

Скорее да, чем нет

30%

20%

Скорее нет, чем да

10%

45%

Определенно нет

6%

19%

Важным компонентом удовлетворенности функционированием системы общего среднего образования является качество удовлетворения запроса школьников относительно подготовки к выпускным экзаменам, а именно ОГЭ и ЕГЭ. Так, на вопрос «Как Вы считаете, достаточное ли количество знаний Вам дают в школе для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ?» – были получены следующие ответы. Абсолютное большинство опрошенных школьников считают, что знаний для сдачи ОГЭ и ЕГЭ дают недостаточно в современной школе – 53%, при этом треть опрошенных старшеклассников указали на то, что знаний скорее не достаточно, чем достаточно – 30%. Абсолютное меньшинство опрошенных отметили, что знаний для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ школа дает достаточно – 7%, при этом все эти респонденты учатся в профильных классах, а каждый десятый опрошенный отмечает, что знаний современная школа дает скорее достаточно для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Существенной разницы в ответах между сельскими и городскими старшеклассниками на данный вопрос нет, следовательно, проблема актуальности знаний относительно выпускных экзаменов в равной степени актуально как для сельских, так и для городских школ. Современная система образования построена таким образом, что ключевая задача ученика – успешно сдать ЕГЭ или ОГЭ, о качестве знаний речь практически не идет. Стоит отметить, что достаточность или недостаточность материала для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ с точки зрения школьников никак не связана с их успеваемостью. В целом, можно отметить, что успеваемость современных старшеклассников находится на достаточно неплохом уровне. Практически каждый шестой опрошенных является отличником – 17% опрошенных, 53% опрошенных являются ударниками, 28% респондентов учатся на три, являются троечниками, а не успевающих учеников лишь 2% от всей выборки.

Одним из важных запросов школьников является содержательность образовательного процесса, чтобы каждый урок, каждое занятие проходило с пользой для индивида. Так, на вопрос «Согласны ли Вы со следующим утверждением: «На каждом уроке я для себя узнаю что-то новое, занятия проходят содержательно?» – были получены следующие ответы (см. Таблицу 2) 37% опрошенных респондентов отмечают, что определенно на каждом уроке узнают что-то новое и занятия проходят содержательно, при этом каждый пятый опрошенный отмечает, что занятия проходят скорее содержательно – 21%. 40% опрошенных респондентов отметили, что уроки проходят недостаточно содержательно и скорее нет возможности узнать что-то новое. Меньшинство опрошенных отметили, что занятия проходят без какой-либо значимой содержательности – 2%. Стоит отметить, что сельские старшеклассники ввиду, зачастую, отсутствия дополнительных возможностей получения образования, больше ценят каждое занятие в школе, ведь 65% сельских старшеклассников отметили, что каждое занятие проходит определенно содержательно, 15% опрошенных отметили, что скорее каждое занятие проходит содержательно, а каждый пятый сельский старшеклассник отметил, что занятия проходят скорее не содержательно. Что касается городских старшеклассников, то 8% опрошенных считают, что занятия проходит определенно содержательно, 42% опрошенных скорее удовлетворены содержательной стороной занятий, 6% опрошенных определенно не удовлетворены содержательной частью занятий, а 44% опрошенных скорее не удовлетворены содержательной частью занятий. Действительно, существует определенная проблема с содержанием и качеством учебного процесса, о чем свидетельствует тот факт, что у 62% респондентов имеются репетиторы, которые они сдают в рамках ОГЭ и ЕГЭ, а у 5% опрошенных есть даже репетиторы по предметам, которые они не сдают в рамках ОГЭ и ЕГЭ. Следовательно, не удовлетворяется в должной мере запрос старшеклассников на содержательную часть занятий, а также на подготовку к экзаменам. Данный факт подтверждается ответами респондентов на вопрос «Можете ли Вы сказать, что готовы к предстоящим выпускным экзаменам?». 42% опрошенных отмечают, что они скорее не готовы к предстоящим выпускным экзаменам, их уровень подготовки недостаточно хорош для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, а 13% респондентов и вовсе отметили, что определенно не готовы к предстоящим выпускным экзаменам. Следовательно, половина опрошенных, так или иначе, в недостаточной степени готова к предстоящим выпускным экзаменам. Лишь 8% опрошенных – абсолютное меньшинство отметили, что они определенно готовы к выпускным экзаменам, существует уверенность сдачи экзамена достаточно успешно, а у 37% опрошенных есть определенный уровень готовности к предстоящим экзаменам, но знания следует подтянуть. Соответственно современной школе следует уделять большее внимание подготовке обучающихся к экзаменам.

Помимо сдачи выпускных экзаменов, важным запросом школьников является проведение профориентационной работы, чтобы обучающемуся было легче определиться с выбором дальнейшего профессионального пути. В самом деле, грамотная профориентационная работа в школе позволяет старшекласснику заранее выбрать ту или иную образовательную траекторию, принять превентивные меры по развитию в заданном направлении. Так, на вопрос «В Вашей школе проводятся профориентационные мероприятия? (мероприятия по выбору профессии)?» – были получены следующие ответы (см. Рисунок 1). Большинство обучающихся отметили, что профориентационные мероприятия в школе проводятся достаточно редко – 62%, каждый десятый опрошенный отметил, что никаких профоринтационных мероприятиях в их школе не проводится (в основном это представители сельских малокомплектных школ) – 10%, а 28% респондентов, практически каждый третий опрошенный отметил, что мероприятия, связанные с профессиональной ориентаций старшеклассника проводятся регулярно. Такими мероприятиями выступают «Калейдоскоп профессий», экскурсии в различные учреждения, например, банки, ЗАГСы, суды, центры занятости населения, учреждения социальной защиты и другие мероприятия. Регулярная практика профориентационной работы осуществляется, в основном, в городских школах, поскольку у них больше ресурсов и возможностей для проведения реально полезных мероприятий. Следовательно, по параметру наличия профориентационных мероприятий, городские школы в большей степени соответствуют запросам старшеклассников, нежели чем сельские школы. Зачастую, в сельских школах попросту нет компетентного педагога, который мог бы организовать реально качественные мероприятия, связанные с выбором будущей профессии и профессионального пути.

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «В Вашей школе проводятся профориентационные мероприятия (мероприятия по выбору профессии)?»

Современная школа должна быть в представлении школьников местом для саморазвития и самосовершенствования, должны быть созданы соответствующие условия для гармоничного развития личности любого обучающегося. Если учащийся идентифицирует образовательное учреждение как место саморазвития и самосовершенствования, то с посещаемостью проблем не будет, а запрос о комплексном развитии личности образовательным учреждением будет удовлетворен в полной мере, чего нельзя сказать в том случае, если школа ассоциируется о индивида с некоторой обязанностью, которую необходимо систематически выполнять посещая образовательное учреждение, выполняя домашнее задание и т.д. Так, на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением: Для меня школа место саморазвития и самосовершенствования?» – были получены следующие ответы. Важно подчеркнуть, что для большинства современных школьников, ввиду отсутствия совпадений запросов и реального положения дел в системе среднего образования, школа не является местом для саморазвития и самосовершенствования. 54% опрошенных отметили, что школа скорее не является местом для саморазвития и самосовершенствования, а 12% респондентов уверены в том, что школа определенно не является местом для саморазвития и самосовершенствования. Меньшинство опрошенных определяют современную школу как место для саморазвития и самосовершенствования – 8%, а чуть больше четверти опрошенных скорее определяют современную школу как место для саморазвития и самосовершенствования – 26%. Несмотря на тот факт, что для большинства опрошенных школа скорее не является местом для саморазвития и самосовершенствования, один из ключевых запросов школьников относительно безопасности нахождения в образовательном учреждении удовлетворен практически в полной мере. Так 76% опрошенных чувствуют себя в безопасности, когда находятся в школе, а 9% опрошенных скорее чувствуют, чем не чувствуют себя в безопасности, каждый двадцатый опрошенный определенно не чувствует себя в безопасности – 5%, а каждый десятый опрошенный скорее не чувствует себя в безопасности. В целом, эмоциональный фон современной школы достаточно благоприятный, в старших классах практически отсутствуют разные формы буллинга, невысока вероятность наличия конфликтов с учителями и администрацией школы, поэтому большинство опрошенных чувствуют себя в школе в безопасности.

Важным компонентом удовлетворенности старшеклассников функционированием системы общего среднего образования является состояние школьной инфраструктуры, тех базовых элементов, которые обеспечивают комфортное пребывание школьникам в образовательном учреждении. Так, на вопрос «Оцените по 5-ти балльной шкале следующие элементы школьной инфраструктуры, где 1 очень плохо, 5 очень хорошо», были получены следующие ответы. Оценка школьной столовой достаточно неоднозначная, так 22% опрошенных оценивают школьную столовую на 5, то есть отмечают очень хорошее состояние, 35% опрошенных оценивают состояние школьной столовой на 4, а 25% опрошенных оценивают состояние школьной столовой на 3. 13% опрошенных оценивают состояние школьных столовых как неудовлетворительное, а каждый двадцатый опрошенный оценил состояние школьной столовой как совсем плохое – 5%. В целом, оценки сельских и городских старшеклассников в отношении школьной столовой оказались схожими. Что касается медицинского кабинета, то абсолютное большинство опрошенных оценили его на оценку 3 – удовлетворительно – 70%. При этом 7% опрошенных оценили состояние медицинского кабинета на 5 (все городские школьники), а 5% опрошенных оценили состояние медицинского кабинета как очень плохое на оценку 1 (все сельские школьники), каждый десятый опрошенный оценил состояние медицинского кабинета как хорошее, на оценку 4 – 10%, 8% опрошенных оценили состояние медицинского кабинета на оценку 2. Следовательно, медицинские кабинеты не в полной мере соответствуют существующим запросам школьником. Стоит отметить, что медицинский кабинет является важным элементом школьной инфраструктуры. Состояние пришкольной территории, в целом, соответствует запросам обучающихся, 92% опрошенных оценили состояние пришкольной территории как хорошее, на оценку 4, каждый двадцатый опрошенный школьник оценил состояние пришкольной территории на оценку 5 – 5%, а 3% опрошенных оценили состояние пришкольной территории как удовлетворительное. Большинство уборных в школах были недавно отремонтированы, поэтому они получили достаточно высокие оценки среди школьников, притом, как сельских, так и городских. 30% опрошенных оценили состояние уборных на «3», 5% опрошенных оценили состояние уборных на «2», 55% опрошенных оценили состояние уборных на «4», а 10% опрошенных оценили состояние уборных в школе на «5». В целом, можно констатировать, что уборные соответствуют запросам современных школьников.

Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Оцените по 5ти балльной шкале следующие элементы школьной инфраструктуры, где 1 очень плохо, 5 очень хорошо:?»

Объекты школьной инфраструктуры

Оценка

1

2

3

4

5

Школьная столовая

5%

13%

25%

35%

22%

Медицинский кабинет

5%

8%

70%

10%

7%

Пришкольная территория

0%

0%

3%

92%

5%

Состояние уборных

0%

5%

30%

55%

10%

Система взаимодействий учитель – ученик складывается не только из межличностных взаимоотношений, но и из системы рабочих взаимоотношений, то есть насколько хорошо учитель преподносит материал, а также насколько хорошо ученик усваивает этот самый материал. Учитывая современные тенденции по демократизации образования и формирования инклюзивного образования, стоит отметить, что современный учитель должен найти подход к каждому обучающемуся, чтобы материал был понятен ученику. 18% опрошенных респондентов отмечают, что педагоги в целом, внимательные, уделяют время каждому ученику и достаточно внимания, в результате чего все становится ясно и понятно. Стоит отметить, что 70% таких ответов дали сельские школьники, где количество учеников заметно меньше, чем в городских школах. 52% опрошенных отметили, что современные педагоги внимательные, но не всегда есть возможность найти время для того, чтобы уделить его каждому ученику, материал на уроках не всегда понятен в полной мере. Такая ситуация является типичной для обучающихся городских школ, когда слишком много учеников: 62% городских старшеклассников ответили таким образом и 38% сельских школьников. Каждый десятый опрошенный отметил, что материал совершенно не понятен, а педагоги не внимательные – 10%, притом 75% школьников оказались городскими, соответственно в сельских школах учителя больше внимания уделяют ученикам. Более того, в сельских школах учителя оказываются более нужными для ученика, ведь иного способа получить информацию зачастую не находится. Каждый пятый опрошенный отметил, что педагоги недостаточно внимательные, хорошо относятся только к избранным ученикам, а материал на уроке сложен для понимания – 20%. Притом опять же, такая ситуация больше распространена в городских школах, нежели чем сельских: 65% на 35% опрошенных соответственно.

Стоит отметить, что важным компонентом удовлетворенности школьников образовательным процессом является наглядность преподаваемого материала. Она достигается либо с использованием соответствующих плакатов, демонстрационных материалов, либо с помощью интерактивной доски. Так, на вопрос «Используются ли демонстрационные материалы, интерактивные доски на уроках?» – были получены следующие ответы. Стоит сразу отметить, что частота использования демонстрационных материалов и использование интерактивных досок и в сельских и городских школах примерно одинаково. Более того, абсолютное большинство опрошенных школьников отметили, что наглядный материал используется буквально каждый урок – 83%, а 11% опрошенных отметили, что демонстрационные материалы и интерактивные доски используются время от времени. Не нашлось тех респондентов, которые бы отметили, что интерактивные доски и демонстрационные материалы не используются совсем, поскольку наглядность является важным педагогическим параметром, 6% опрошенных отметили, что демонстрационные материалы используются очень редко. Следовательно, современная школа делает все возможное для того, чтобы заинтересовать обучающегося причем как в рамках городских образовательных учреждений, так и в рамках сельских образовательных учреждений.

Городские школы, в целом, не имеют серьезной ограниченности в тех или иных ресурсах, чего нельзя сказать о сельских школах. Притом сельские школьники прекрасно понимают ограниченные возможности образовательного учреждения и более снисходительно относятся к оценкам педагогического процесса в целом. Так, на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением: Мои учителя делают все возможное для того, чтобы у всех была мотивация к учебе, всех пытаются заинтересовать предметом?» – были получены следующие ответы (см. Таблицу 6). 54% опрошенных отмечают, что их учителя делают все возможное, чтобы у учащихся была мотивация к учебе и был реальный интерес к учебному процессу, причем 63% таких опрошенных являются представителями сельских школ, а 37% представителями городских школ. Каждый третий опрошенный отметил, что учителя скорее делают все возможное, чтобы заинтересовать ученика – 32%, причем 48% из них оказались сельскими школьниками, а 52% городскими школьниками. Каждый десятый опрошенный отмечает, что учителя скорее не делают все возможное для того, чтобы у учеников была определенная мотивация к учебе – 10%, причем среди них 20% сельских школьников, а 80% городских школьников, а 6% опрошенных отмечают, что они не согласны с приведенным выше утверждением, причем 90% таких школьников – городские и лишь 10% сельские. У городских школьников, в целом, уровень запросов к образовательному учреждению гораздо выше, как следствие, городские школьники более критически относятся к деятельности педагога, ставят низкие оценки его деятельности.

Таблица 3. Взаимосвязь ответов респондентов на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением: Мои учителя делают все возможное для того, чтобы у всех была мотивация к учебе, всех пытаются заинтересовать предметом?» и месторасположением образовательного учреждения

Вариант ответа

Месторасположение образовательного учреждения

Сельские школьники

Городские школьники

Определенно да

63%

37%

Скорее да, чем нет

48%

52%

Скорее нет, чем да

20%

80%

Определенно нет

10%

90%

Важно также рассмотреть существующие, уже сформированные компетенции школьников, которые также влияют на удовлетворенность качеством системы функционирования среднего общего образования. Более того, степень формирования рассмотренных ниже компетенций свидетельствует об успешном или неуспешном функционировании образовательного учреждения. В целом, следует отметить, что результаты среди сельских и городских школьников примерно одинаковые. Большинство опрошенных школьников достаточно хорошо умеют планировать свое время, но, конечно бывают некоторые сложности – 52%, при этом 21% опрошенных, практически каждый пятый очень хорошо планирует свое время, без каких -либо трудностей, 19% респондентов планируют свое время недостаточно хорошо, часто не успевают сделать все задуманное, а 8% респондентов не умеют планировать свое время. Так или иначе, школа сформировала определенные компетенции, которые позволяют обучающимся грамотно планировать свое время. Аналогичная ситуация и с умением планировать свою работу, а также контролировать процесс выполнения этой самой работы. 23% могут объективно корректировать, контролировать и оценивать свою проделанную работу, а 37% респондентов скорее могут контролировать и оценивать проделанную работу. Притом 40% опрошенных скорее не могут объективно контролировать и оценивать свою работу, а каждый десятый опрошенный определенно не может контролировать и оценивать свою работу. В самом деле, это достаточно сложно делать даже взрослому человеку, не говоря уже о школьниках, подростках. В целом, существуют некоторые компетенции, непосредственно связанные с объективной оценкой и корректировкой проделанной работы. Также школьники демонстрируют наличие компетенций, которые заключаются в умении успешно распределять усилия между краткосрочными и долгосрочными целями. 30% школьников отмечают, что такое умение – это определенно про них, 25% опрошенных школьников отмечают, что такое умение скорее про них, 35% опрошенных школьников отмечают, что это умение скорее не про них, а каждый десятый опрошенный отмечают, что такое умение точно не про него. Естественно, что не все школьники этим обладают, но, такая компетенция в большей мере характерна студентам старших курсов университета, нежели школьникам.

Важным элементом оценки обучающимися качества функционирования системы среднего общего образования является атмосфера в образовательном учреждении. Так, на вопрос «Можно ли назвать атмосферу в Вашей школе благоприятной и рабочей?» – были получены следующие ответы. Больше половины опрошенных школьников скорее могут назвать атмосферу в школе рабочей и благоприятной, чем не могут – 54%. Также 14% респондентов определенно могут назвать существующую атмосферу в школе благоприятной и рабочей. Такая атмосфера достигается из совокупности параметров: взаимоотношений школьников между собой, а также между учителями и школьниками и администрацией школы. При этом каждый третий опрошенный отмечает, что атмосфера в школе недостаточно благоприятная и рабочая – 30%, а абсолютное меньшинство опрошенных отмечает, что атмосфера определенно неблагоприятная – 2%. Стоит также отметить, что сельские школьники считают атмосферу в своей школе более благоприятной и рабочей в целом, нежели чем городские школьники. Это связано опять же с системой межличностных отношений, описанной выше. Также влияет отношение самих учеников к образовательному процессу.

Порой в системе общего среднего образования возникают разного рода конфликты, как учеников с учителями, так и учеников с представителями администрации школы. Все они отличаются разной остротой, но, стоит отметить, что очень редко такие конфликты несут определенные позитивные последствия, зачастую такие конфликты лишь усугубляют имеющиеся проблемы. Чем меньше таких конфликтов возникает, тем более стабильно работает система среднего общего образования, а отсутствие конфликтов свидетельствует об общем уровне удовлетворенности обучающихся в современной школе. Так, на вопрос «Как часто у Вас происходят конфликты с учителями/ с представителями администрации школы?» – были получены следующие ответы. Учитывая тот факт, что школьники крайне тесно взаимодействуют с учителями, то конфликты оказываются неизбежными. 33% опрошенных отмечают, что конфликты с учителями возникают очень часто, а 25% респондентов отмечают, что конфликты случаются часто. Причем 35% респондентов говорят, что конфликты случаются иногда, а абсолютное меньшинство опрошенных считают, что конфликты случаются редко – 7%. Стоит отметить, что сельские школьники несколько реже конфликтуют с учителями, поскольку авторитет учителя в сельской школе гораздо выше, чем в городской, а также свою роль играют особенности экзистенциальных взаимоотношений села, где все друг друга знают, в городе же такой особенности нет, ввиду чего ученики стараются отстаивать все возможные свои права и открыто идут на конфликт с преподавателями. Также сельские школьники гораздо реже конфликтуют с представителями администрации образовательного учреждения. 8% опрошенных отмечают, что конфликты с представителями администрации школы происходят очень часто, а каждый десятый опрошенный отмечает, что конфликты происходят часто, при этом абсолютное большинство опрошенных характеризует частоту возникновения конфликтов как редкую –– 62%, а каждый пятый опрошенный отмечает, что конфликты иногда случаются – 20%. Между школьниками и школьной администрацией, как правило, нет прямого взаимодействия, как с учителями, вследствие чего количество возникающих противоречий гораздо меньше, как следствие, меньше и частота возникновения межличностных конфликтов.

Таким образом, было проведено социологическое исследование удовлетворенности сельских и городских старшеклассников функционированием системы общего среднего образования. Феномен удовлетворенности складывается из совокупности объективных и субъективных факторов, которые непосредственно влияют на оценки школьников по данному вопросу.

1. Исходя из того, что абсолютное большинство опрошенных считает уровень подготовки для сдачи ОГЭ и ЕГЭ недостаточными, а школьники надеяться на образовательное учреждение как непосредственный элемент подготовки, необходимо увеличить количество часов в школьной программе 9 и 11 класса, которые будут направлены непосредственно на подготовку к выпускным экзаменам. Часы возможно брать из нагрузки непрофильных предметов школьников или снижать нагрузку по общеобразовательным предметам в пользу подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Также стоит отметить, что основной запрос школьников к современной школе – успешная сдача экзаменов, следует и дальше распространять систему профильных классов по краю для того, чтобы переходя в 10 класс школьник делал упор на те предметы, которые ему реально нужны и интересны.

2. Современные школьники относятся к поколению Z, следовательно, для них характерно клиповые мышление и стремление к высоким технологиям. Современным школам следует включать в образовательную практику внедрение обучающих роликов длинной по 1 минуте, которые будут в яркой и красочной форме рассказывать обучающимся о тех или иных правилах, а учитывая особенности мышления школьника, такие правила будут легко и быстро усваиваться, а также надолго запоминаться. Разумно расширять практику применения сервисов онлайн обучения по типу Учи.ру, а также переводить систему обучения в гибридный формат, например, непрофильные предметы можно проводить в дистанционном асинхронном режиме.

3. На сегодняшний день нагрузка на школьников просто колоссальная, помимо 8-9 часов ежедневного умственного труда в школе, современные школьники вынуждены по 3-4 часа ежедневно выполнять домашнее задание. Необходимо снижать часовую нагрузку по ряду предметов, и делать упор на качество проведения уроков, а не на их количество. При максимально эффективном использовании 40 минут урока вполне возможно будет сократить количество очных школьных занятий как минимум на 25%, что даст школьникам ежедневно 3-4 часа свободного времени для полноценной подготовки домашнего задания, подготовки к выпускным экзаменам, а также это время может быть использовано для полноценного отдыха индивида.

4. Современной школе следует особое внимание обращать на существующие запросы школьников к образовательному учреждению в частности, и системе образования, в целом. Те запросы, которые действительно поспособствуют улучшению продуктивности школьников, по мере возможности следует выполнять, так, например, вполне кажется возможным и разумным обновление школьной мебели на комфортные стулья и современные парты по мере возможности и выделения бюджетных средств.

Библиография
1. Авалуева, Н. Б. Система оценивания субъективного благополучия российских школьников: теоретикометодологическое обоснование / Н. Б. Авалуева, А. С. Алексеева, Э. Ф. Алиева // Сибирский психологический журнал. – 2022. – № 83. – С. 100-121.
2. Баньковская, Н. И. Исследование взаимосвязи успешности учебной деятельности с мотивационно-смысловыми образованиями у старшеклассников / Н. И. Баньковская // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2019. – № 3-1. – С. 332-341.
3. Бершедова Л.И., Морозова Т.Ю., Овчаренко Л.Ю. Характеристика межличностного взаимодействия современных старшеклассников со значимыми другими // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №6 (98). С. 91-99.
4. Бочарова, Е. Е. Удовлетворенность профессиональной деятельностью учителей городских и сельских школ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. №3. – С. 252-260.
5. Бурнашева, К. Н. Удовлетворенность учащихся психологическим климатом школы / К. Н. Бурнашева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 21 (155). — С. 385-386.
6. Григорьев, С. И. Неклассическая социология образования начала XXI века / С.И. Григорьев, Н.А. Матвеева.-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2000. – 158 с.
7. Емельянова, И. Н. Практика использования современных методов оценки на разных ступенях образования / И. Н. Емельянова, О. А. Теплякова, Г. З. Ефимова // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 6. – С. 9-28.
8. Журавлева, О. В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2019. №1 (33). С. 45-49.
9. Кононов, А. Н. Влияние личности учителя на процесс формирования личности ученика, трудности и задачи взаимодействия / А. Н. Кононов // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Новосибирск, 11 февраля 2019 года. Том Выпуск IV. – Новосибирск: Инновационный центр развития образования и науки, 2019. – С. 95-96.
10. Корнеева, Е. Н. Динамика удовлетворенности образованием учащихся старших классов / Е. Н. Корнеева, С. В. Швецова // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 6(123). – С. 169-177.
11. Милосердова, О. Ю. Качество среднего общего образования: теоретические и прикладные аспекты // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. №2 (50). – С. 87-96.
12. Пикулев, М. Н. К проблеме изучения процесса социализации старшеклассников (по результатам конкретно-социологического исследования в Муниципальном автономном образовательном учреждении "Гимназия № 5" г. Перми) / М. Н. Пикулев // Наука, образование и культура. – 2016. – № 8(11). – С. 55-58.
13. Профессиональное обучение в условиях общего образования: подходы, механизмы, опыт и результаты обучения / И. Г. Черемицын, О. О. Кильмяшкина, Г. Ю. Завьялова, Т. А. Абрамовских // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 10. – С. 16-22.
14. Прохода, В. А. Доступность образования как детерминанта оценки населением состояния национальной образовательной системы / В. А. Прохода // Социодинамика. – 2020. – № 7. – С. 39-50.
15. Тищенко, А. С., Новикова С. Е., Токарева Г. С. Ресурсная обеспеченность и удовлетворенность семей качеством общего образования // Экономическое развитие России. 2023. №6. ­– С.54-63.
16. Фаизова, Г. Г. Исследование представлений о профессиональной карьере у современных старшеклассников / Г. Г. Фаизова // Экономика и социум. – 2020. – № 5-2(72). – С. 289-293.
17. Фомина, Н. Б. Непрерывная система оценки качества образования: от детского сада до ЕГЭ / Н. Б. Фомина, И. Л. Чайко // Человек и образование. – 2019. – № 1(58). – С. 112-118.
18. Харченко, К. В. Удовлетворенность старшеклассников школой: слагаемые, факторы, следствия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. №1. С.158-175.
References
1. Avalueva, N.B., & Alekseeva, & A.S., Alieva E.F. (2022) The system of assessing the subjective well–being of Russian schoolchildren: a theoretical and methodological justification. Siberian Psychological Journal, 83, 100-121.
2. Bankovskaya, N. I. (2019). Investigation of the relationship between the success of educational activity and motivation-semantic formations of high school students. Proceedings of Tula State University. Humanities, 3(1), 332-341.
3. Bershedova, L.I., & Morozova, T.Y., & Ovcharenko, L.Y. (2022). Characteristics of interpersonal interaction of modern high school students with significant others. Society: sociology, psychology, pedagogy, 6(98), 91-99.
4. Bocharova, E. E. (2017). Satisfaction with the professional activities of teachers of urban and rural schools . Psychology of development, 3, 252-260.
5. Burnasheva, K. N. (2019). Satisfaction of students with the psychological climate of the. Young scientist, 21(155), 385-386.
6. Grigoriev, S. I. (2000). Non-classical sociology of education at the beginning of the XXI century. Barnaul: Publishing house of the ARSC SO RAO.
7. Emelyanova, I.N., Teplyakova, O.A., & Efimova, G.Z. (2019).The practice of using modern assessment methods at different levels of education. Education and Science, 6, 9-28.
8. Zhuravleva, O.V. (2019). Features of motivation of professional choice of high school students. Izvestiya VUZOV. Volga region. Humanities, 1(33), 45-49.
9. Kononov, A.N. (2019). The influence of a teacher's personality on the process of forming a student's personality, difficulties and tasks of interaction. Actual problems of modern pedagogy and psychology in Russia and abroad : a collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference, Novosibirsk, February 11, 2019. Volume Issue IV. Novosibirsk: Innovative Center for the Development of Education and Science. 95-96.
10. Korneeva, E.N. (2021). Dynamics of satisfaction with the education of high school students. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 6(123), 169-177.
11. Miloserdova, O.Yu. (2019). The quality of secondary general education: theoretical and applied aspects. News of universities. Volga region. Social sciences, 2(50), 87-96.
12. Pikulev, M. N. (2016). On the problem of studying the process of socialization of high school students (based on the results of a concrete sociological study in the Municipal Autonomous Educational Institution "Gymnasium No. 5" in Perm). Science, Education and culture, 8(11), 55-58.
13. Cheremitsyn, I.G., & Kilmyashkina, O.O., & Zavyalova, G.Yu., Abramovskikh, T.A. (2021). Vocational training in general education: approaches, mechanisms, experience and learning outcomes. Modern pedagogical education, 10, 16-22.
14. Prokhoda, V.A. (2020). Accessibility of education as a determinant of the population's assessment of the state of the national educational system. Sociodynamics, 7, 39-50.
15. Tishchenko, A.S., & Novikova S.E., & Tokareva G.S. (2023). Resource security and satisfaction of families with the quality of general education. Economic development of Russia, 6, 54-63.
16. Faizova, G. G. (2020). Research of ideas about professional career among modern high school students. Economy and society, 5-2(72), 289-293.
17. Fomina, N. B. (2019). Continuous system of education quality assessment: from kindergarten to USE. Man and education, 1(58), 112-118.
18. Kharchenko, K.V. (2022).Satisfaction of high school students with school: components, factors, consequences. Monitoring of public opinion: economic and social changes, 1, 158-175.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – уровень удовлетворенности сельских и городских старшеклассников функционированием системы общего среднего образования.

Теоретико-методологическую базу исследования составляет структурный функционализм и символический интеракционизм. Автор статьи, вслед за К. В. Харченко, выделяет одиннадцать параметров, которые в совокупности являются показателями удовлетворенности функционированием системы общего среднего образования. Выделенные параметры позволяет определить зоны социально-образовательного благополучия в исследуемом образовательном учреждении и зоны неблагополучия социально-образовательного характера. Методами сбора эмпирических данных в статье являются: массовый опрос в форме анкетирования на базе шести школ Алтайского края (всего 270 учащихся 9-11 классов) и шесть фокус-групп. Сочетание количественных и качественных методов позволяет повысить эвристичность и надежность полученных данных.

Актуальность исследования заключается в общепризнанном кризисе системы общего образования, который выражен в недостаточности школьного образования для большинства старшеклассников при переходе на следующую ступень образования, неспособности удовлетворить образовательные запросы школьника, а именно ключевой запрос относительно успешной сдачи государственного экзамена, Обучающиеся пользуются дополнительными образовательными услугам, представленными на рынке, начиная от частных репетиторов, заканчивая онлайн школами по подготовке к ЕГЭ.
Степень научной разработанности рассматриваемого в статье вопроса находится на достаточно высоком уровне и входит в перечень вопросов социологии образования. Вместе с тем, Научная новизна статьи обусловлена отсутствием в социологии образования единого перечня показателей, характеризующих удовлетворенность системой общего среднего образования, не сформулированы также запросы старшеклассников и их родителей к системе общего среднего образования. Существует также дефицит реальных комплексных локальных исследований сравнительного характера удовлетворенности сельских и городских старшеклассников системой общего среднего образования.
Статья написана в научном стиле, термины и определения употребляются корректно. Статья имеет четкую структуру: описание актуальности, проблемной ситуации, выделены предмет, цель и задачи исследования, обоснован выбор теоретико-методологических подходов и методов эмпирического исследования, охарактеризована выборка, четкие выводы соответствуют поставленным задачам исследования.
Выявлены различия запросов и общей удовлетворенности учебным процессом среди городских и сельских старшеклассников по параметрами: подготовка к выпускным экзаменам, а именно ОГЭ и ЕГЭ, содержательность образовательного процесса, проведение профориентационной работы, условия для гармоничного развития личности любого обучающегося, безопасность нахождения в образовательном учреждении, состояние школьной инфраструктуры, система рабочих взаимоотношений педагога и ученика, наглядность преподаваемого материала, сформированные компетенции школьников, благоприятность атмосферы в образовательном учреждении. Сделаны выводы и даны рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в российских общеобразовательных школах.

Библиография включает 18 источников и достаточно полно отражает предметное поле исследования.

Статья представляет интерес для ученых-исследователей в области социологии образования и педагогики.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.