ГЛАВНАЯ
> Журнал "Современное образование"
> Рубрика "Историзм как принцип"
Киржаева В.П., Осовский О.Е. - Николас А. Хэнс и русские сюжеты на страницах английской периодики 1920–1930-х годов |
|
c. 16-27
|
DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.27206
Аннотация: Объектом исследования в статье является процесс рецепции советской школы 1920-х - начала 1930-х гг. в английской периодике и роль в нем известного английского педагога-компаративиста, бывшего русского эмигранта Николаса Хэнса (Н. А. Ганца). Опираясь на традиции предреволюционной российской педагогики, практику русской педагогической эмиграции и достижения английской педагогической мысли, используя сравнительно-исторический подход, Н. Хэнс представляет сложившуюся в СССР образовательную систему в контексте противостояния двух образовательных традиций: демократической и самодержавной. Сочетая традиционные методы теоретико- и историко-педагогического исследования, авторы дополняют их методами контент-анализа и кейс-стади, приемами анализа современной интеллектуальной истории и элементами предложенного К. Гинзбургом метода микроистории. Несмотря на то, что имя Н. А. Ганца было возвращено отечественной педагогике еще в 1990-е гг., английский период его научной и преподавательской деятельности по-прежнему остается мало изучен. Авторами вводится в научный оборот ряд неизвестных статей Н. Хэнса, публиковавшихся в английской периодике и посвященных истории русской школы, а также состоянию советского образования 1920-х - начала 1930-х гг. Впервые прослежено участие Н. Хэнса в "Педагогическом ежегоднике", проанализировано то, как представлена русская тематика на его страницах.
Осовский О.Е., Киржаева В.П. - Н. А. Ганц и оценка советской школьной политики русской педагогической эмиграцией на рубеже 1920–1930-х гг. |
|
c. 118-126
|
DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.27130
Аннотация: В статье рассматривается проблема восприятия и оценки процесса школьного строительства в СССР русской педагогической эмиграцией на рубеже 1920–1930-х гг. Поставив задачу создания русской зарубежной школы, педагоги и деятели общественно-педагогического движения пристально следили за происходившим со школой на родине, с критической объективностью оценивали его, выделяя позитивные перемены и указывая на опасные тенденции. Эти проблемы находятся в центре статей С. И. Гессена, Н. Ф. Новожилова, А. Л. Бема, Н. А. Ганца в эмигрантской педагогической периодике. Используя принципы традиционного историко-педагогического исследования и приемы контент-анализа и кейс-стади, авторы определяют методологию, используемую Н. А. Ганцем для анализа советской образовательной политики и школьной системы. Выявлена позиция ученого, в соответствии с которой характерное для всей истории отечественной школы противоборство радикальной и самодержавной традиций находит продолжение в школе советской, что, в свою очередь, позволяет ему экстраполировать выводы по этапам развития дореволюционной школы на новую ситуацию. Аналогичный подход используется Н. А. Ганцем при подготовке работ о советской школьной политике, адресованных англоязычному читателю. Авторы статьи впервые вводят в научный оборот ряд русскоязычных и англоязычных работ Н. А. Ганца, заметного участника общественно-педагогического процесса российского зарубежья, до сих пор мало знакомого отечественному читателю. Н. А. Ганц оказался среди немногих русских эмигрантов, которые сумели интегрироваться в научно-образовательное пространство страны пребывания (Великобритания), и стал крупнейшим педагогом-компаративистом.
Гуляихина Е.С. - Развитие американской школы в первой трети XIX в.: реализация демократических идеалов Дж. Нифа в учебно-воспитательном процессе |
|
c. 121-146
|
Аннотация: Статья посвящена педагогической деятельности Джозефа Нифа, который в первой половине XIX века последовательно воплощал идеи И.Г. Песталоцци в социокультурную реальность Нового Света, стремясь сделать их фундаментальными принципами формирующейся системы народного образования США. В ней исследуется вклад американского педагога в развитие учения о природосообразном образовании и дается сравнительный анализ педагогических концепций Песталоцци и Дж. Нифа.
Сосенков Ф.С. - Единство России и консервативно-охранительные подходы к образованию: политико-правовые воззрения С. С. Уварова и К. П. Победоносцева |
|
c. 126-136
|
DOI: 10.7256/2409-8736.2015.3.14695
Аннотация: Предметом исследования являются идеи государственного единства и их связь с направлением развития национального образования, выраженные в творчестве представителей консервативной общественно-политической мысли С. С. Уварова и К. П. Победоносцева. Цели работы заключаются в анализе публицистических и научных работ Уварова и Победоносцева для определения позиций ученых относительно проблем государственного единства и противодействия центробежным тенденциям государственно-правового развития России. Особое внимание уделяется таким источникам, как "О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения", "Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833 – 1843" (С. С. Уваров), "Великая ложь нашего времени" (К. П. Победоносцев). В ходе работы использованы исторический и сравнительный методы исследования, системный анализ, а также контекстологический анализ текста. Научная новизна проведенного исследования заключается в постановке проблемы взаимосвязи обеспечения государственного единства, противодействия сепаратизму и развития государственной системы образования. Изученный теоретический и практический опыт С.С. Уварова и К.П. Победоносцева в области образования позволяет говорить о том, что развитие в общенациональном духе системы образования – необходимый идеологический ресурс государственного единства.
|