PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика Рецензии и критика
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "Рецензии и критика"
Рецензии и критика
Саамишвили Н.Н. - Заметки о международной научной конференции «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования», прошедшей в Государственном институте искусствознания 24–26 октября 2016 года c. 32-37

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.21285

Аннотация: Репортаж посвящен событию, представляющему значительный интерес для музыкальной науки: международной научной конференции «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования», прошедшей в Москве в Государственном институте искусствознания 24–26 октября 2016 года. Интерес к русскому музыкальному барокко в настоящее время возрастает как в России, так и за рубежом, и проведение конференции предоставило возможность обсуждения самых актуальных вопросов, связанных с освоением наследия той эпохи. Тематика докладов охватывала проблемы, связанные с историей и теорией партесного многоголосия, своеобразием жанровой системы раннего многоголосия, реконструкцией биографий и творческого наследия музыкантов, эволюцией теоретической мысли о музыке той эпохи. В процессе научной работы использовались методология теоретического анализа и источниковедения, исторический и стилевой подходы, методы системного и сравнительного анализа. Русское музыкальное барокко впервые стало темой фундаментальной международной конференции, которая была призвана выявить новейшие тенденции в изучении этой эпохи, синтезировать современные научные достижения и дать импульс для новых изысканий, помочь воссозданию цельной и вместе с тем многосторонней картины отечественной культуры второй половины XVII – середины XVIII века, отразившей связи с музыкантами Польши, Италии, Германии, Франции. Впервые в рамках научного мероприятия был представлен широчайший диапазон мнений, излагаемый как корифеями отечественной науки, так и молодыми начинающими учеными, среди которых было немало зарубежных гостей.
Федотова В.Н. - Концерт трио Владигеровых в Московской консерватории c. 38-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.21140

Аннотация: 17 сентября в Рахманиновском зале Московской консерватории прошел концерт болгарских музыкантов Екатерины, Константина и Александра Владигеровых, посвященный 150-летию знаменитого музыкального вуза нашей столицы. Музыканты активно гастролируют и в Европе и в Новом Свете, с большим успехом принимают участие во многих международных джазовых фестивалях, их авторские сочинения также представлены на CD. В концерте прозвучали композиции разных поколений семьи Владигеровых в аранжировках, а также миниатюры Дмитрия Шостаковича. В публикации изложение материала обусловлено традиционным для жанра рецензии сравнительным анализом, а также историческим ракурсом представления события. В рецензии подчеркнуто высокое исполнительское мастерство музыкантов, безукоризненное владение многими музыкальными инструментами, заразительный артистизм, тонкие и разнообразные темброво-звуковые градации исполнения. Искрящийся темперамент, отличающий национальный болгарский характер и так ярко представленный замечательным трио Владигеровых, был с большим энтузиазмом воспринят московской публикой.
Fedotova V.N. - The concert of the Vladigerovs’ Trio at the Moscow Conservatory c. 42-45

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.21853

Abstract: On September 17, the Rachmaninov Concert Hall of the Moscow Conservatory held the concert of the famous Bulgarian musicians Ekaterina, Konstantin, and Alexander Vladigerovs dedicated to the 150th Anniversary of the prominent Russian university. The musicians actively tour in Europe and the New Word, and successfully participate in various international jazz festivals. Their works are also available on CD. The concert contained the compositions of various generations of the Vladigerov family in arrangements and Dmitri Shostakovich’s miniatures. The material presentation in the article is determined by comparative analysis, traditional for reviews, and the historical angle of presentation of the events. The review underlines the high-level mastery of the musicians, perfect command of musical instruments, remarkable artistic impression, refined and versatile timbre and sound scales of performance. The musicians' sparkling temperament, typical for the national Bulgarian character, was enthusiastically welcomed by Moscow audience.
Федотова В.Н. - Концерты болгарских артистов в Москве c. 76-81

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.4.23162

Аннотация: Данная статья - рецензия на выступления болгарских музыкантов в нашей столице. В ней упоминаются концерты известных в Европе и США музыкантов - Стефана Драгостинова и его фольклорного коллектива, инструментального трио Владигеровых, скрипача Павла Минева. Кратко характеризуется выступления пианистки Виктории Василенко, певиц Марианны Цветковой и Марии Жековой.Основной акцент рецензии – на концерте певца Пламена Бейкова и пианистки Божены Петровой под названием “Шостакович. Послесловие” с подзаголовком “Шостакович, Микеланджело и Достоевский в музыке, стихах и образах” представленном в формате мутимедийного проекта. В рецензии применяется историко-искусствоведческий метод, позволяющий наиболее точно проанализировать исполнение поздних сочинений Шостаковича болгарскими музыкантами. В Москве эти произведения Шостаковича были исполнены болгарами впервые. Особого внимания заслуживает использование артистами инновационного мультимедийного формата концерта с привлечением изобразительных материалов произведений Микеланджело Буонаротти, рисунков Достоевского и самого Шостаковича. Данный подход позволяет расширить возможности современной исполнительской интерпретации музыки ХХ века.
Naumov A.V. - THOUGHT BETROTHED BY ART. REVIEW OF THE BOOK: VALENTINA KHOLOPOVA: “FENOMEN MUZYKI” [“THE PHENOMENON OF MUSIC”]. MOSCOW: “DIRECT-MEDIA”, 2014. 384 P. ISBN 978-5-4458-6481-3

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.14898

Abstract: The author of the book is Doctor of Arts, Professor at the Moscow State P.I. Tchaikovsky Conservatory, Valentina Nikolayevna Kholopova. The object of the research is serious, classical music in general examined from the most varied sides: the history of the concept of “music,” the functions of music, the musical image, music as a language and musical intonation. A special direction of this work is the content of music, which has set the issues of comparison of “content” with “semantics” and “hermeneutics,” and has examined special concepts of music content – “specialized and non-specialized musical content” and “three sides of musical content.” Content is also examined in the triad of composer, performer and listener. Involving the psychological aspect led to the problems of conscious and subconscious in the perception of music, as well as psychological analysis of musical form. The axiological aspect has also been brought in due to the elaboration of criteria of artistic value in music. The methodology of research, thereby, became complex and interdisciplinary, having connected theoretical and historical musicology, the foundations of aesthetics, philosophy, semiotics, psychology, linguistics and axiology. The novelty of the work consists in the indicated complexity of methodology, making it possible to disclose previously undemonstrated features of the art of music – the correlation of the sides of content in various epochs, among various composers and performers, in various compositions, the differentiation of musical epochs according to the signs of canon and heuristics, the role of emotions in music, the manifestation of musical intonation in the phenomenon of sonority and pitch, the assertion of music as a language, the establishment of the role of the conscious and subconscious, the typology of listeners to music, and introduction of an original system of artistic value in music. This work merits to be translated into other languages, because of its fundamental nature, modernity and lack of precedent in world musicology.
A.V. Naumov - Thought betrothed by art. Review of the book: Valentina Kholopova: “Fenomen Muziki” [“The phenomenon of music”]. Moscow: “DIRECT-MEDIA”, 2014. 384 P. ISBN 978-5-4458-6481-3 c. 99-101

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.66502

Аннотация: The author of the book is Doctor of Arts, Professor at the Moscow State P.I. Tchaikovsky Conservatory, Valentina Nikolayevna Kholopova. The object of the research is serious, classical music in general examined from the most varied sides: the history of the concept of “music,” the functions of music, the musical image, music as a language and musical intonation. A special direction of this work is the content of music, which has set the issues of comparison of “content” with “semantics” and “hermeneutics,” and has examined special concepts of music content – “specialized and non-specialized musical content” and “three sides of musical content.” Content is also examined in the triad of composer, performer and listener. Involving the psychological aspect led to the problems of conscious and subconscious in the perception of music, as well as psychological analysis of musical form. The axiological aspect has also been brought in due to the elaboration of criteria of artistic value in music. The methodology of research, thereby, became complex and interdisciplinary, having connected theoretical and historical musicology, the foundations of aesthetics, philosophy, semiotics, psychology, linguistics and axiology. The novelty of the work consists in the indicated complexity of methodology, making it possible to disclose previously undemonstrated features of the art of music – the correlation of the sides of content in various epochs, among various composers and performers, in various compositions, the differentiation of musical epochs according to the signs of canon and heuristics, the role of emotions in music, the manifestation of musical intonation in the phenomenon of sonority and pitch, the assertion of music as a language, the establishment of the role of the conscious and subconscious, the typology of listeners to music, and introduction of an original system of artistic value in music. This work merits to be translated into other languages, because of its fundamental nature, modernity and lack of precedent in world musicology.
Наумов А.В. - Искусством венчанная мысль. Рецензия на книгу: Холопова В.Н., Феномен музыки. М.: «ДИРЕКТ-МЕДИА», 2014. 384 С. ISBN 978-5-4458-6481-3

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.14873

Аннотация: Автором книги является доктор искусствоведения, профессор Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского Валентина Николаевна Холопова. Предметом исследования стало академическое музыкальное искусство в целом, рассмотренное с самых разных сторон: история понятия «музыка», функции музыки, музыкальный образ, музыка как язык, музыкальная интонация. Особым направлением труда стало музыкальное содержание, благодаря чему были поставлены проблемы сравнения «содержания» с «семантикой» и «герменевтикой», рассмотрены особые понятия музыкального содержания – «специальное и неспециальное музыкальное содержание», «три стороны музыкального содержания». Содержание рассмотрено также в триаде: композитор, исполнитель, слушатель. Подключение психологического аспекта подвело к проблемам сознательного и бессознательного в восприятии музыки, психологического анализа музыкальной формы. Внесен также и аксиологический аспект, благодаря разработке критериев художественной ценности в музыке. Методология исследования, таким образом, стала комплексной, междисциплинарной, соединившей теоретическое и историческое музыкознание, установки эстетики, философии, семиотики, психологии, языкознания, аксиология. Новизна работы состоит в указанной комплексности методологии, позволившей открыть ранее непоказанные свойства музыкального искусства – соотношение сторон содержания в разные эпохи, у разных композиторов и исполнителей, в разных произведениях, разграничение музыкальных эпох по признакам канона и эвристики, роль эмоций в музыке, проявление музыкальной интонации в явлениях сонора и звука, утверждение музыки как языка, установление роли сознательного/бессознательного, типология слушателей музыки, введение оригинальной системы художественной ценности в музыке. Труд заслуживает перевода на иностранные языки, благодаря его фундаментальности, современности и отсутствию аналогов в иностранном музыкознании.
Наумов А.В. - Искусством венчанная мысль. Рецензия на книгу: Холопова В.Н., Феномен музыки. М.: «ДИРЕКТ-МЕДИА», 2014. 384 С. ISBN 978-5-4458-6481-3 c. 102-104

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.66503

Аннотация: Автором книги является доктор искусствоведения, профессор Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского Валентина Николаевна Холопова. Предметом исследования стало академическое музыкальное искусство в целом, рассмотренное с самых разных сторон: история понятия «музыка», функции музыки, музыкальный образ, музыка как язык, музыкальная интонация. Особым направлением труда стало музыкальное содержание, благодаря чему были поставлены проблемы сравнения «содержания» с «семантикой» и «герменевтикой», рассмотрены особые понятия музыкального содержания – «специальное и неспециальное музыкальное содержание», «три стороны музыкального содержания». Содержание рассмотрено также в триаде: композитор, исполнитель, слушатель. Подключение психологического аспекта подвело к проблемам сознательного и бессознательного в восприятии музыки, психологического анализа музыкальной формы. Внесен также и аксиологический аспект, благодаря разработке критериев художественной ценности в музыке. Методология исследования, таким образом, стала комплексной, междисциплинарной, соединившей теоретическое и историческое музыкознание, установки эстетики, философии, семиотики, психологии, языкознания, аксиология. Новизна работы состоит в указанной комплексности методологии, позволившей открыть ранее непоказанные свойства музыкального искусства – соотношение сторон содержания в разные эпохи, у разных композиторов и исполнителей, в разных произведениях, разграничение музыкальных эпох по признакам канона и эвристики, роль эмоций в музыке, проявление музыкальной интонации в явлениях сонора и звука, утверждение музыки как языка, установление роли сознательного/бессознательного, типология слушателей музыки, введение оригинальной системы художественной ценности в музыке. Труд заслуживает перевода на иностранные языки, благодаря его фундаментальности, современности и отсутствию аналогов в иностранном музыкознании.
Погосян Г.Г. - Review of the book Valentina N. Kholopova. Put’ artista: Vladimir Spivakov [The Path of the Artist: Vladimir Spivakov]. Moscow, “Deka-VS”, 2013. ISBN 901-5-901951-56-9. 328 p

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.12888

Аннотация: The author of the book is Dr Valentina Nikolayevna Kholopova, who is a professor at the Moscow State Tchaikovsky Conservatory. The subject of the research is the performing art of the outstanding musician of modernity, Vladimir Spivakov. The biography shows his formation as a violinist and conductor, the founding of the “Virtuosi of Moscow” chamber orchestra, the “National Philharmonic Orchestra” and the “International Beneficiary Foundation,” his work as the president of the Moscow International House of Music and as organizer of international festivals. Analysis is presented of many of Spivakov’s interpretations, from Vivaldi and Mozart to Franck, Brahms, Rachmaninoff, Mahler, Schoenberg, Shostakovich and Schnittke. The book applies historical-documentary and musical-analytical methods of research on the basis of musical scores and live performance sound. The novelty of the work is determined by the fact that for the first time the basic facts of Spivakov’s artistic biography are systematized in it, his evolution is traced from a solo violinist to a conductor of a large symphony orchestra, and the significance of his role in artistic culture is discosed.
G.G. Pogosyan - Review of the book Valentina N. Kholopova. Put’ artista: Vladimir Spivakov [The Path of the Artist: Vladimir Spivakov]. Moscow, “Deka-VS”, 2013. ISBN 901-5-901951-56-9. 328 p c. 145-149

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.65356

Аннотация: The author of the book is Dr Valentina Nikolayevna Kholopova, who is a professor at the Moscow State Tchaikovsky Conservatory. The subject of the research is the performing art of the outstanding musician of modernity, Vladimir Spivakov. The biography shows his formation as a violinist and conductor, the founding of the “Virtuosi of Moscow” chamber orchestra, the “National Philharmonic Orchestra” and the “International Beneficiary Foundation,” his work as the president of the Moscow International House of Music and as organizer of international festivals. Analysis is presented of many of Spivakov’s interpretations, from Vivaldi and Mozart to Franck, Brahms, Rachmaninoff, Mahler, Schoenberg, Shostakovich and Schnittke. The book applies historical-documentary and musical-analytical methods of research on the basis of musical scores and live performance sound. The novelty of the work is determined by the fact that for the first time the basic facts of Spivakov’s artistic biography are systematized in it, his evolution is traced from a solo violinist to a conductor of a large symphony orchestra, and the significance of his role in artistic culture is discosed.
Погосян Г.Г. - Путь успехов. Рецензия на книгу: Холопова В.Н., Путь артиста: Владимир Спиваков. М.: «Дека-ВС», 2013. 328 с. ISBN 901-5-901951-56-9

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.12528

Аннотация: Автором книги является доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории им. Чайковского Валентина Николаевна Холопова. Предметом исследования стало исполнительское искусство выдающегося музыканта современности Владимира Спивакова. В биографии показано становление скрипача и дирижера, создание им камерного оркестра «Виртуозы Москвы», симфонического «Национального филармонического оркестра России», «Международного благотворительного фонда», работа президентом Московского международного дома музыки, организация международных фестивалей. Анализируются многие интерпретации Спивакова, от Вивальди и Моцарта, к Франку, Брамсу, далее к Рахманинову, Малеру, Шенбергу, Шостаковичу, Шнитке. Основой исследования в книге стали историко-документальный и музыкально-аналитический методы на основе партитур и живого звучания. Новизна работы состоит в том, что в ней впервые систематизированы основные факты творческой биографии Спивакова, прослежена эволюция от солиста-скрипача до дирижера большого симфонического оркестра, раскрыта значительность его роли в художественной культуре. В итоге, монография Валентины Холоповой о Владимире Спивакове «Путь артиста» представляет собой многогранное исследование одной из важнейших музыкальных фигур современности. Она дает знание не только жизненного пути одного человека и специфики его исполнений, но и показывает широкий срез мировой культурной жизни второй половины ХХ- начала ХХI веков. Книга достойна перевода на другие языки мира, ибо была бы интересна людям самых различных стран.
Г.Г. Погосян - Путь успехов. Рецензия на книгу: Холопова В.Н., Путь артиста: Владимир Спиваков. М.: «Дека-ВС», 2013. 328 с. ISBN 901-5-901951-56-9 c. 150-154

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.65357

Аннотация: Автором книги является доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории им. Чайковского Валентина Николаевна Холопова. Предметом исследования стало исполнительское искусство выдающегося музыканта современности Владимира Спивакова. В биографии показано становление скрипача и дирижера, создание им камерного оркестра «Виртуозы Москвы», симфонического «Национального филармонического оркестра России», «Международного благотворительного фонда», работа президентом Московского международного дома музыки, организация международных фестивалей. Анализируются многие интерпретации Спивакова, от Вивальди и Моцарта, к Франку, Брамсу, далее к Рахманинову, Малеру, Шенбергу, Шостаковичу, Шнитке. Основой исследования в книге стали историко-документальный и музыкально-аналитический методы на основе партитур и живого звучания. Новизна работы состоит в том, что в ней впервые систематизированы основные факты творческой биографии Спивакова, прослежена эволюция от солиста-скрипача до дирижера большого симфонического оркестра, раскрыта значительность его роли в художественной культуре. В итоге, монография Валентины Холоповой о Владимире Спивакове «Путь артиста» представляет собой многогранное исследование одной из важнейших музыкальных фигур современности. Она дает знание не только жизненного пути одного человека и специфики его исполнений, но и показывает широкий срез мировой культурной жизни второй половины ХХ- начала ХХI веков. Книга достойна перевода на другие языки мира, ибо была бы интересна людям самых различных стран.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.