Статья 'Семейное предпринимательство: к постановке проблемы ' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Семейное предпринимательство: к постановке проблемы

Черешнева Ирина Анатольевна

младший научный сотрудник, Институт государства и права Российской академии наук

119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10

Chereshneva Irina

Junior Scientific Associate, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

119019, Russia, g. Moscow, ul. Znamenka, 10

iachereshneva@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7136.2023.7.40989

EDN:

CXMNYM

Дата направления статьи в редакцию:

09-06-2023


Дата публикации:

16-06-2023


Аннотация: Современные геополитические условия в сочетании с санкционным режимом вызывают объективную необходимость поиска внутренних экономических механизмов, способных, как нивелировать последствия беспрецедентного экономического воздействия на Россию, так и выступить в качестве опоры для ее дальнейшего социально-экономического развития; потому обращение к исследованию семейного предпринимательства видится оправданным. При этом его актуальность обусловливается следующими причинами: 1) социализацией экономики и права; 2) социальной составляющей предпринимательства; 3) развитием социального предпринимательства; 4) государственной семейной политикой. Предметом настоящей работы выступает семейное предпринимательство – комплексный межотраслевой институт, объединяющий в себе нормы семейного и предпринимательского права. В ходе исследования автор обращает внимание на рассмотрение следующих вопросов: 1) актуальность семейного предпринимательства; 2) основные сущностные черты семейного предпринимательства; 3) необходимость законодательного закрепления семейного предпринимательства как специального правового режима деятельности определенной категории субъектов. В исследовании использованы общенаучные методы анализа и синтеза, системный подход; специально-юридические методы. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Конститутивным признаком семейного предпринимательства выступают семейно-правовые связи, которые складываются между членами семьи; к другим особенностям также относятся: 1) схожесть институциональных форм семейного предпринимательства с малым бизнесом; 2) осуществление предпринимательской деятельности, в том числе для достижения социального положительного эффекта; 3) аксиологическая составляющая семейного предпринимательства. Рассмотрение семейного предпринимательства в качестве специального правового режима деятельности определенной категории субъектов допускает вариативность, представленную двумя направлениями. Первое – цивилистическое, где необходимость выделения специального правового режима деятельности определенной категории субъектов отсутствует, и второе – социальное, в рамках которого понимание семейного предпринимательства в качестве семейной ценности ведет к его обособлению в качестве одного из специальных правовых режимов деятельности определенной категорий субъектов. Последний вариант предпочтительнее.


Ключевые слова:

семейное предпринимательство, социальное предпринимательство, правовой режим предпринимательства, семья, государственная семейная политика, особый режим предпринимательства, предпринимательская деятельность, социальное государство, социализация права, меры государственной поддержки

Abstract: Modern geopolitical conditions combined with the sanctions cause an objective need to search for internal economic mechanisms capable of both leveling the consequences of an unprecedented economic impact on Russia and acting as a support for its further socio-economic development; therefore, the appeal to the study of family entrepreneurship seems justified. At the same time , its relevance is due to the following reasons: 1) the socialization of the economy and law; 2) the social component of entrepreneurship; 3) the development of social entrepreneurship; 4) state family policy. The subject of this work is family entrepreneurship - a complex intersectoral institution that combines the norms of family and business law. In the course of the study, the author draws attention to the consideration of the following issues: 1) the relevance of family entrepreneurship; 2) the main essential features of family entrepreneurship; 3) the need for legislative consolidation of family entrepreneurship as a special legal regime for the activities of a certain category of subjects. The research uses general scientific methods of analysis and synthesis, a systematic approach; special legal methods. As a result of the study, the following conclusions were made. The constitutive feature of family entrepreneurship is the family-legal ties that develop between family members; other features also include: 1) the similarity of institutional forms of family entrepreneurship with small business; 2) the implementation of entrepreneurial activity, including to achieve a social positive effect; 3) the axiological component of family entrepreneurship. Consideration of family entrepreneurship as a special legal regime for the activities of a certain category of subjects allows for variability, represented by two directions. The first is civilistic, where there is no need to allocate a special legal regime for the activities of a certain category of subjects, and the second is social, in which the understanding of family entrepreneurship as a family value leads to its isolation as one of the special legal regimes for the activities of certain categories of subjects. The latter option is preferable.


Keywords:

family entrepreneurship, social entrepreneurship, legal regime of entrepreneurship, family, state family policy, special regime of entrepreneurship, entrepreneurial activity, the welfare state, socialization of law, state support measures

1. Современные геополитические условия в сочетании с санкционным режимом стран Западной Европы, США и их сателлитов вызывают объективную необходимость поиска внутренних экономических механизмов, способных не только нивелировать последствия беспрецедентного экономического воздействия на Россию, но и выступить в качестве опоры для дальнейшего социально-экономического развития нашей страны. В связи с тем, что «культурные контексты и институциональные механизмы, в рамках которых осуществлялось экономическое развитие российского государства (накопление капитала, возникновение предпринимательства, наем рабочей силы и организация производства) часто не имели аналогов вне России» [1], обращение к исследованию такого правового феномена как семейное предпринимательство видится нам оправданным. Его актуальность обусловливается целым рядом причин.

Во-первых, социализация экономики и права, под которой понимается «очередной этап в развитии рыночной экономики, соответствующий постиндустриальному обществу, свойственный в первую очередь экономически развитым странам и характеризующийся социальной переориентацией производства; гуманизацией жизни людей и их труда; уменьшением социальной дифференциации; дальнейшим развитием социальной сферы» [2].

Во-вторых, широкий подход к пониманию предпринимательской деятельности, включающий в себя ее социальную составляющую. Как справедливо указывал А. В. Быков, «Государство, коль скоро оно провозглашено Конституцией Российской Федерации как социальное, имеет право и обязано возложить на предпринимательскую деятельность (базовую и единственную пока выработанную современной цивилизацией общественную форму организации экономической деятельности по производству и реализации товарного продукта) социальные функции и решение социальных задач.» [3].

Во-третьих, развитие идеи социального предпринимательства, находящее в некоторых правопорядках свое законодательное воплощение (в качестве примера можно указать на так называемые Законы об SSE (Social and Solidarity Economy – социальная и солидарная экономика), в которых красной нитью проходит идея «социальное государство - социальная и солидарная экономика - социальное предпринимательство» [4]).

В-четвертых, рассмотрение семьи в качестве фундаментальной основы российского общества. Так, Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 года № 1618-р (далее – Концепция), предусматривается активная роль российских семей в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью. На наш взгляд, она может получить наиболее полную реализацию именно в рамках семейного предпринимательства. За счет последнего, в том числе предполагается решить одну из задач Концепции, которая нацелена на развитие экономической самостоятельности семьи и создании условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции.

2. Системный подход выступает одним из ключевых методов, с помощью которого современная наука «добывает» новое знание. Применительно к юриспруденции и в контексте настоящего исследования это означает, что фокус внимания ученых все чаще лежит «на установлении межотраслевых связей между гражданскими, семейными и предпринимательскими отношениями.» [5]. Ввиду того, что семейное предпринимательство «находится во взаимодействии и на пересечении двух правовых институтов: семьи и малого предпринимательства» [6], его можно рассматривать в качестве комплексного, межотраслевого института, предмет регулирования которого составляют нормы семейного и предпринимательского права [7]. В этой связи изучению правовых проблем семейного предпринимательства посвящены труды представителей различных отраслей права [8, 9, 10].

При этом несмотря на отсутствие законодательной дефиниции, существующие доктринальные подходы к определению понятия и правовой природы семейного предпринимательства «приоткрывают завесу тайны» в отношении данного правового явления.

Так, с социологической точки зрения семейное предпринимательство рассматривается в качестве «социально-институциональной формы малого бизнеса, которая представляет собой определенным образом организованную систему экономической и трудовой деятельности, функционирующую в процессе социальных отношений между родственниками или членами одной семьи, которая объединяет значимые общественные ценности, целесообразно ориентированные стандарты и нормы поведения, удовлетворяющие потребности общества (региона).» [11].

Правовой взгляд на семейное предпринимательство может быть представлен следующим образом – это «самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск и под свою имущественную ответственность деятельность в любой легальной организационно-правовой форме, осуществляемая членами семьи не столько в целях получения прибыли, сколько для достижения экономических и социальных результатов, направленных на удовлетворение имущественных потребностей и гармонизацию интересов семьи в преодолении социально-экономических проблем.» [12].

В свою очередь, профессор А.Н. Левушкин полагает, что к базовым признакам семейного предпринимательства, позволяющим отграничить его от смежных правовых категорий, относятся: 1) семейно-правовые связи, складывающиеся между членами семьи - участниками семейного предприятия; 2) личное трудовое участие в деятельности семейного предприятия.» [5].

Анализ указанных выше позиций позволяет отметить следующее.

Во-первых, схожесть институциональных форм семейного предпринимательства с малым бизнесом (или в нормативной формулировке – с субъектами малого и среднего предпринимательства). Так, семейное предпринимательство получает свое воплощение в различных формах: индивидуальной (получение физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица) и коллективной (посредством создания юридического лица в различных организационно-правовых формах, например, в форме общества с ограниченной ответственностью, крестьянско-фермерского хозяйства [13], реже - акционерного общества). Вопрос отнесения такого правового феномена как самозанятость к семейному предпринимательству остается дискуссионным ввиду «неоднозначной правовой квалификации деятельности самозанятых граждан» [14] per se.

Во-вторых, осуществление предпринимательской деятельности не только в целях получение прибыли, но и для достижения иного социального полезного/положительного эффекта, под последним понимается «способность хозяйствующего субъекта оказывать влияние на социальные процессы посредством успешного решения предпринимательским сообществом социально значимых задач.» [15]. В то же время в законодательно установленной дефиниции предпринимательской деятельности (ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ) речь идет исключительно об ее экономическом эффекте.

В-третьих, конститутивным признаком семейного предпринимательства выступают семейно-правовые связи, которые складываются между членами семьи; эти отношения носят лично-доверительный характер.

Личное трудовое участие в семейном бизнесе хотя и может служить в качестве признака семейного предпринимательства, однако такой признак, скорее, имеет факультативный характер. Несмотря на то, что семейное предпринимательство, как правило, существует в форме малого и среднего бизнеса, нельзя упускать из виду и крупных игроков (иллюстрацией может служить fashion-индустрия (Etro, Furla, Trussardi)), которые, например, могут выступать в качестве инвесторов, однако непосредственного участия в семейном предпринимательстве не принимают. В этой связи именно семейно-правовые связи делают из обычной компании семейную. Тем самым, данный признак позволяет отграничить семейное предпринимательство от смежных правовых категорий, например, от малого и среднего предпринимательства.

В-четвертых, аксиологическая составляющая семейного предпринимательства. Ценности представляют собой «духовные идеи, заключенные в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения, воплощающих в себя общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного.» [16]. Ввиду того, что семейные отношения базируются на принятых в обществе ценностях, «система ценностей отдельной семьи будет складываться из ценностных ориентаций каждого его члена» [16], при этом для эффективного функционирования семейного предприятия (как в прямом, так и в переносном значении) такие ценности должны совпадать, иначе разлад неизбежен.

3. Одной из тенденцией развития предпринимательского законодательства выступает его дифференциация [17]. Перманентное усложнение общественных отношений в сочетании со сложившейся геополитической обстановкой и бурным развитие цифровых технологий «заставляет» законодателя сместись фокус своего внимания с регулирования общего правового режима предпринимательства на особенный (специальный) правовой режим, в рамках которого стимулирующие правовые средства могут получить свою полную реализацию. В этой связи стремление законодателя к дифференциации правового режима предпринимательства проявляется не только в специфике отрасли, сферы деятельности, особенностях осуществлении экономической деятельности на определенной территории (в рамках территорий с особым режимом предпринимательства) [18], но и применительно к «специальному правовому режиму деятельности определенных категорий субъектов» [17]. К последней категории, в частности, относится специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, содержание которого «составляет совокупность установленных законом особенностей нормативного правового регулирования деятельности малых и средних предприятий в виде сочетания средств воздействия на указанных субъектов с целью достижения определенных государством целей.» [17].

При этом, по мнению профессора И. В. Ершовой, в рамках специального правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства «существует дифференциация на правовой режим деятельности малых предприятий и, соответственно, средних предприятий.» [17]. В этой связи, учитывая тенденцию к дальнейшей дифференциации предпринимательской деятельности, «субъектный» критерий можно применить и к семейному предпринимательству, что ведет к необходимости определения порядка регулирования семейного предпринимательства, выражающегося в комплексе правовых средств, которые, преимущественно, будут представлены мерами государственной поддержки (т.е. речь идет об особом (льготном) правовом режиме). В этой связи закономерно возникают ряд вопросов: 1) о месте особого правового режима семейного предпринимательства в системе льготных правовых режимов; 2) о необходимости законодательного закрепления особого правового режима семейного предпринимательства? Для ответа на них обратимся к доктрине.

Так, профессор А.А. Мохов указывает на «возможность отнесения семейного предпринимательства к малому.» [19]. В свою очередь, профессор А.Н. Левушкин говорит о необходимости «нормативно-правового урегулирования и сопровождения имущественных семейных предпринимательских отношений, направленных на организацию и осуществление семейного предпринимательства, в том числе и потому, что они могут оказывать существенное влияние на имущественное положение не только всего семейного бизнеса, но и на предпринимательскую сферу в масштабе организации крупного капитала.» [5]. Помимо этого, профессор И.В. Ершова обосновывает, что «в сфере семейного предпринимательства должен формироваться специальный (ординарный) правовой режим экономической деятельности по аналогии со специальным (ординарным) правовым режимом деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.» [20].

Нам представляется, что существует некая вариативность в контексте рассмотрения семейного предпринимательства в качестве особого правового режима деятельности отдельной категории субъектов.

Первый вариант исходит из цивилистического понимания предпринимательской деятельности, основная цель осуществления которой направлена на получение прибыли. При таком раскладе необходимости в выделении семейного предпринимательства в качестве самостоятельного правового льготного режима отдельной категории субъектов или подвида специального (особого) правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства нет. Ввиду того, что ядром данного режима выступают меры государственной поддержки, распространение широкого перечня льгот на все большие категории субъектов может привести к сокращению «обычного» предпринимательства. В этом смысле можно получить ситуацию, аналогичной той, что существует сейчас в отношении резидентов территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, где происходит конкуренция режимов различных территорий, а также имеется проблема имитации деятельности в угоду получения различного рода преференций.

Для второго варианта характерно социальное понимание предпринимательской деятельности. Как справедливо отмечается в литературе, «наряду с функциями, традиционными для малого предпринимательства, для семейного предпринимательства одновременно характерны функции, тесно связанные с проводимой государством демографической, семейной политикой.» [19]. Не случайно в Концепции подчеркивается, что эффективность экономических мер невозможна без создания в обществе атмосферы приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления престижа семейного образа жизни.

С этой точки зрения семейное предпринимательство целесообразно рассматривать как «семейную ценность и грамотно выстроенную систему имущественных взаимосвязей между членами семьи, приносящую прибыль, которая нуждается в сохранении этой семейной имущественной ценности в рамках семьи на основе специального правового регулирования путем установления специального режима семейного предпринимательства.» [5]. Тем самым, рассмотрение семьи в качестве фундаментальной основы российского общества, а семейного предпринимательства не только как средства для решения проблемы экономической самостоятельности семьи, но и в качестве средства реализации социальной составляющей предпринимательской деятельности предполагает отнесение семейного предпринимательства к самостоятельному виду специального (особого) правового режима деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, важность семейного предпринимательства обусловливается совокупностью причин: 1) социализацией экономики и права; 2) социальной составляющей предпринимательской деятельности; 3) развитием социального предпринимательства; 4) государственной семейной политикой.

Во-вторых, семейное предпринимательство представляет собой комплексный межотраслевой институт, предмет регулирования которого составляют нормы семейного и предпринимательского права, а его конститутивным признаком – семейно-правовые связи, которые складываются между членами семьи. К отличительным особенностям семейного предпринимательства также можно отнести: 1) схожесть его институциональных форм с малым бизнесом; 2) осуществление предпринимательской деятельности не только в целях получение прибыли, но и для достижения иного социального полезного/положительного эффекта; 3) аксиологическая составляющая семейного предпринимательства.

В-третьих, рассмотрение семейного предпринимательства в качестве специального (особого) правового режима деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства допускает вариативность, представленную двумя направлениями. Первое – цивилистическое, где необходимость выделения самостоятельного специального (особого) правового режима отдельной категории субъектов предпринимательства отсутствует, и второе – социальное, в рамках которого понимание семейного предпринимательства в качестве семейной ценности ведет к его обособлению в качестве одного из специальных (особых) правовых режимов деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства. Последний вариант видится нам предпочтительнее.

В заключении отметим, что «уже в дореволюционной России существовал правовой институт купеческой семьи.» [21], который может быть представлен такими яркими родами, как «Морозовы, Рябушинские, Коноваловы, Гучковы, Солдатенковы, Хлудовы, Крестовниковы, Третьяковы и Найденовы» [1], внесшими значительный вклад в социально-экономическое развитие нашего Отечества посредством внедрения передовых для того времени технологий с опорой на культурно-исторические особенности России, а не в противовес им. Потенциал семейного предпринимательства значителен, его реализация – задача не только частная, но и публичная, ввиду того, что семья как фундаментальная основа российского общества, безусловно, нуждается в государственной поддержке, которая, применительно к семейному предпринимательству, может получить свое развитие в рамках особого правового (льготного) режима отдельной категории субъектов предпринимательства. При этом для того, чтобы такая поддержка была эффективной, а режим – реально работающим, необходимо четко выверить сочетание составляющих режим правовых средств (например, предоставление льгот, прежде всего, малому и среднему семейному предпринимательству), тогда мы сможем достигнуть не только экономического, но и социального эффектов от осуществления предпринимательской деятельности, нацеленных на общее благо.

Библиография
1. Джеймс Л. Уэст Старообрядцы и предпринимательская культура в царской России // Современная конкуренция. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/staroobryadtsy-i-predprinimatelskaya-kultura-v-tsarskoy-rossii (дата обращения: 09.06.2023).
2. Барков А.В. О необходимости учета тенденции социализации частного права при совершенствовании российского гражданского права // Право. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2015. – № 4. – С. 104-110.
3. Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право в рыночной экономике. М.: Новая правовая культура, 2004.
4. Барков А.В., Гришина Я. С. Критический анализ российского правотворческого подхода к легализации социального предпринимательства // Гражданское право. – 2019. № 2. – С. 3-5.
5. Левушкин А.Н. Гражданско-правовое регулирование и развитие семейного предпринимательства как вида социального предпринимательства в Российской Федерации // Гражданское право. – 2019. – № 2. – С. 6-10.
6. Немиленцев М. К. Ценообразование в семейном бизнесе : автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб., 2012. 24 с.
7. Левушкин А.Н. Семейное предпринимательство и семейный бизнес: понятие, правовая природа и перспективы развития // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2018. – № 3. – С. 206-217.
8. Семейный бизнес & качество правовой среды: монография / отв. ред. И.В. Ершова, А.Н. Левушкин. М.: Проспект, 2022. 576 с.
9. Семейный бизнес & самозанятые: взгляд через призму малого предпринимательства / отв. ред. И.В. Ершова, А.Н. Левушкин. М.: Проспект, 2021. 560 с.
10. Летова Н. В. Тенденции развития законодательства о банкротстве супругов: проблемы и перспективы // Государство и право. – 2022. – № 3. – С. 99-107. – DOI: 10.31857/S102694520016733-7.
11. Плотникова И. А. Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого бизнеса (на примере Пензенской области) : дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2015, 247 с.
12. Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи : дис. ... канд. юрид. наук. Тверь, 2014. 189 с.
13. Габов А. В. Реорганизация крестьянского (фермерского) хозяйства-юридического лица // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – Т. 15. № 5 (114). – С. 79-95. – DOI: 10.17803/1994-1471.2020.114.5.079-095.
14. Ершова И. В., Лаптев В. А., Тарасенко О. А. Феномен самозанятости: к пятилетнему юбилею правового режима // Государство и право. – 2023. – № 1. – C. 34-47.
15. Мохов А.А. Социальные эффекты экономической деятельности и их значение для правотворчества // Юрист. – 2016. – № 18. – С. 37-41.
16. Елисеева А. А. Семья и семейные ценности: подходы к пониманию в условиях современного права // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – № 3. – С. 67-74.
17. Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2016. – № 2. – С. 22-26.
18. Черешнева И. А. Система территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности // Юрист. – 2018. – № 3. – С. 49-55. – DOI: 10.18572/1812-3929-2018-3-49-55.
19. Мохов А. А. Семейное и малое предпринимательство в современной России: доктрина и законодательство // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2017. – № 2. – С. 25-28.
20. Ершова И.В. Семейный бизнес: точки отсчета и вектор ориентира в правовом регулировании // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – № 11. – С. 67-75.
21. Проблемы развития и перспективы предпринимательского права в современных экономических условиях. М.: Проспект, 2020. – 656 с.
References
1. West L. J. (2009) Old Believers and new entrepreneurs : old belief and entrepreneurial culture in Imperial Russia. Modern Competition, 3, 130-143. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/staroobryadtsy-i-predprinimatelskaya-kultura-v-tsarskoy-rossii
2. Barkov A. (2015) The Need of taking into account the Tendency of Private Law Socialization for Improving Russian Civil Legislation, Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, 4, 104-110.
3. Bykov A. (2004) О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения [On the content of the course of business law and the principles of its construction]. In Business law in a market economy. Moscow: New Legal Culture.
4. Barkov, A., & Grishina, Ya. (2019) A Critical Analysis of the Russian Law-Making Approach to Legalization of Social Entrepreneurship. Civil Law, 2, 3-5.
5. Levushkin A. (2019) Civil Law Regulation and Development of Family Entrepreneurship as a Type of Social Entrepreneurship in the Russian Federation. Civil Law, 2, 6-10.
6. Nemilentsev M. (2012) Ценообразование в семейном бизнесе [Pricing in family business]. Saint Petersburg, Russia.
7. Levushkin A. (2018) Family Entrepreneurship and Family Business: Definition, Legal Nature and Prospects. Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 3, 206-217.
8. Ershova I., & Levushkin A. (Eds.). (2022). Семейный бизнес & качество правовой среды [Family business & the quality of the legal environment]. Moscow, Russia: Prospect.
9. Ershova I., Levushkin A. (Eds.). (2022). Семейный бизнес & самозанятые: взгляд через призму малого предпринимательства [Family business & the Self-employed: a look through the perspective of small entrepreneurship]. Moscow, Russia: Prospect.
10. Letova N. (2022) Trends in the Development of Spouses’ bankruptcy Legislation: Problems and Prospects. State and Law, 3, 99-107.
11. Plotnikova I. (2015) Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого бизнеса (на примере Пензенской области) [Institutional development of family enterprises in the field of small business (by way of example of Penza Oblast)]. Penza, Russia.
12. Barkova L. (2014) Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов [Family entrepreneurship in the mechanism of legal support for the harmonization of interests]. Tver, Russia.
13. Gabov A. (2020) Reorganization of a Peasant (Farm) Entity Functioning as a Legal Entity. Actual Problems of Russian Law, 5, 79-95.
14. Ershova, I., Laptev, V., & Tarasenko, O. (2023) Self-employment Phenomenon: to Five-year Anniversary of a Legal Regime. State and Law, 1, 34-47.
15. Mokhov A. (2016) Social Effects of Economic Activity and Their Significance for Law Making. Jurist, 18, 37-41.
16. Eliseeva A. (2022) A Family and Family Values: Approaches to Understanding in the Context of Modern Law. Actual Problems of Russian Law, 3, 67-74.
17. Ershova I. (2016) The Special Legal Regime of the Activity of Subjects of Small and Medium Business: Doctrinal and Legislative Approaches. Journal of Entrepreneurship and Corporate Law, 2, 22-26.
18. Chereshneva I. The System of Territories with a Special Business Activity Regime. Jurist, 3, 49-55.
19. Mokhov A. (2017) Family and small business in modern Russia: doctrine and legislation. Journal of Entrepreneurship and Corporate Law, 2, 25-28.
20. Ershova I. (2022) Family Business: Points and a Vector of Reference in Legal Regulation. Actual Problems of Russian Law, 11, 67-75.
21. Проблемы развития и перспективы предпринимательского права в современных экономических условиях [Problems of development and prospects of business law in modern economic conditions] (2020). Moscow, Russia: Prospect.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной на рецензирование статье является, как это следует из ее наименования, проблема семейного предпринимательства. Заявленные границы исследования полностью соблюдены автором.
Методология исследования обозначена ученым: "Системный подход выступает одним из ключевых методов, с помощью которого современная наука «добывает» новое знание. Применительно к юриспруденции и в контексте настоящего исследования это означает, что фокус внимания ученых все чаще лежит «на установлении межотраслевых связей между гражданскими, семейными и предпринимательскими отношениями» [5]".
Актуальность избранной автором темы исследования обоснована четко и достаточно подробно: "В связи с тем, что «культурные контексты и институциональные механизмы, в рамках которых осуществлялось экономическое развитие российского государства ... часто не имели аналогов вне России» [1], обращение к исследованию такого правового феномена как семейное предпринимательство видится нам оправданным. Его актуальность обусловливается целым рядом причин. Во-первых, социализация экономики и права... . Во-вторых, широкий подход к пониманию предпринимательской деятельности, включающий в себя ее социальную составляющую. ... [3]. Во-третьих, развитие идеи социального предпринимательства, находящее в некоторых правопорядках свое законодательное воплощение ... . В-четвертых, рассмотрение семьи в качестве фундаментальной основы российского общества. Так, Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 года № 1618-р (далее – Концепция), предусматривается активная роль российских семей в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью. На наш взгляд, она может получить наиболее полную реализацию именно в рамках семейного предпринимательства. За счет последнего, в том числе предполагается решить одну из задач Концепции, которая нацелена на развитие экономической самостоятельности семьи и создании условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции". Ученым раскрыта степень изученности рассматриваемой в статье проблемы: "... изучению правовых проблем семейного предпринимательства посвящены труды представителей различных отраслей права [8, 9, 10]. При этом несмотря на отсутствие законодательной дефиниции, существующие доктринальные подходы к определению понятия и правовой природы семейного предпринимательства «приоткрывают завесу тайны» в отношении данного правового явления".
В чем проявляется научная новизна исследования, в статье прямо не говорится. Фактически она проявляется в ряде выводов автора относительно значения, правовой природы и особенностей семейного предпринимательства ("Во-первых, важность семейного предпринимательства обусловливается совокупностью причин: 1) социализацией экономики и права; 2) социальной составляющей предпринимательской деятельности; 3) развитием социального предпринимательства; 4) государственной семейной политикой.
Во-вторых, семейное предпринимательство представляет собой комплексный межотраслевой институт, предмет регулирования которого составляют нормы семейного и предпринимательского права, а его конститутивным признаком – семейно-правовые связи, которые складываются между членами семьи. К отличительным особенностям семейного предпринимательства также можно отнести: 1) схожесть его институциональных форм с малым бизнесом; 2) осуществление предпринимательской деятельности не только в целях получение прибыли, но и для достижения иного социального полезного/положительного эффекта; 3) аксиологическая составляющая семейного предпринимательства. В-третьих, рассмотрение семейного предпринимательства в качестве специального (особого) правового режима деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства допускает вариативность, представленную двумя направлениями. Первое – цивилистическое, где необходимость выделения самостоятельного специального (особого) правового режима отдельной категории субъектов предпринимательства отсутствует, и второе – социальное, в рамках которого понимание семейного предпринимательства в качестве семейной ценности ведет к его обособлению в качестве одного из специальных (особых) правовых режимов деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства. Последний вариант видится нам предпочтительнее"), а также о механизмах обеспечения его эффективности ("Потенциал семейного предпринимательства значителен, его реализация – задача не только частная, но и публичная, ввиду того, что семья как фундаментальная основа российского общества, безусловно, нуждается в государственной поддержке, которая, применительно к семейному предпринимательству, может получить свое развитие в рамках особого правового (льготного) режима отдельной категории субъектов предпринимательства. При этом для того, чтобы такая поддержка была эффективной, а режим – реально работающим, необходимо четко выверить сочетание составляющих режим правовых средств (например, предоставление льгот, прежде всего, малому и среднему семейному предпринимательству), тогда мы сможем достигнуть не только экономического, но и социального эффектов от осуществления предпринимательской деятельности, нацеленных на общее благо"). Таким образом, статья, безусловно, вносит определенный вклад в развитие отечественной правовой науки и заслуживает внимания читательской аудитории.
Научный стиль исследования выдержан автором в полной мере.
Структура работы вполне логична. Во вводной части статьи ученый подробно обосновывает актуальность избранной им темы исследования, раскрывает его методологию. В основной части статьи автор рассматривает предлагаемые в отечественной юридической литературе доктринальные подходы к определению понятия и правовой природы семейного предпринимательства, в результате чего делает ряд заслуживающих внимания читательской аудитории заключений относительно сущности исследуемого феномена и его особенностей; анализирует вопросы о месте особого правового режима семейного предпринимательства в системе льготных правовых режимов, а также в целом о необходимости законодательного закрепления особого правового режима семейного предпринимательства. В заключительной части работы содержатся выводы по результатам проведенного исследования.
Содержание работы полностью соответствует ее наименованию и не вызывает особых нареканий. Работа выполнена на достаточно высоком академическом уровне.
Библиография исследования представлена 21 источником (диссертационными работами, монографиями, научными статьями). С формальной и фактической точек зрения этого вполне достаточно. Характер и количество использованных при написании работы источников позволили автору раскрыть тему исследования с необходимой глубиной и полнотой.
Апелляция к оппонентам имеется, как общая, так и частная (И. А. Плотникова, А. Н. Мохов, И. В. Ершова, А. Н. Левушкин и др.), и вполне достаточна. Научная дискуссия ведется автором корректно; положения работы аргументированы в достаточной степени.
Выводы по результатам исследования имеются; они четкие и структурированные ("Во-первых, важность семейного предпринимательства обусловливается совокупностью причин: 1) социализацией экономики и права; 2) социальной составляющей предпринимательской деятельности; 3) развитием социального предпринимательства; 4) государственной семейной политикой.
Во-вторых, семейное предпринимательство представляет собой комплексный межотраслевой институт, предмет регулирования которого составляют нормы семейного и предпринимательского права, а его конститутивным признаком – семейно-правовые связи, которые складываются между членами семьи. К отличительным особенностям семейного предпринимательства также можно отнести: 1) схожесть его институциональных форм с малым бизнесом; 2) осуществление предпринимательской деятельности не только в целях получение прибыли, но и для достижения иного социального полезного/положительного эффекта; 3) аксиологическая составляющая семейного предпринимательства. В-третьих, рассмотрение семейного предпринимательства в качестве специального (особого) правового режима деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства допускает вариативность, представленную двумя направлениями. Первое – цивилистическое, где необходимость выделения самостоятельного специального (особого) правового режима отдельной категории субъектов предпринимательства отсутствует, и второе – социальное, в рамках которого понимание семейного предпринимательства в качестве семейной ценности ведет к его обособлению в качестве одного из специальных (особых) правовых режимов деятельности отдельной категории субъектов предпринимательства. Последний вариант видится нам предпочтительнее. ... Потенциал семейного предпринимательства значителен, его реализация – задача не только частная, но и публичная, ввиду того, что семья как фундаментальная основа российского общества, безусловно, нуждается в государственной поддержке, которая, применительно к семейному предпринимательству, может получить свое развитие в рамках особого правового (льготного) режима отдельной категории субъектов предпринимательства. При этом для того, чтобы такая поддержка была эффективной, а режим – реально работающим, необходимо четко выверить сочетание составляющих режим правовых средств (например, предоставление льгот, прежде всего, малому и среднему семейному предпринимательству), тогда мы сможем достигнуть не только экономического, но и социального эффектов от осуществления предпринимательской деятельности, нацеленных на общее благо"), логически вытекают из содержания работы и обладают свойством научной новизны.
Интерес читательской аудитории к представленной на рецензирование статье может быть проявлен со стороны прежде всего специалистов в сфере гражданского права, семейного права, предпринимательского права.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.