Статья 'Художник В.Н. Елизаров и его коллекция в фондовом собрании Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова. ' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Художник В.Н. Елизаров и его коллекция в фондовом собрании Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова.

Ахремчик Ольга Геннадьевна

ORCID: 0009-0009-4747-3247

Аспирант ХГУ им. Н.Ф. Катанова, Заместитель директора ДХШ им. Д.И, Каратанова

655017, Россия, республика Хакасия, г. Абакан, пр. Ленина, 90

Akhremchik Olga Gennadyevna

Postgraduate student of N.F. Katanov KSU, Deputy Director of D.I. Karatanov Art School

655017, Russia, Republic of Khakassia, Abakan, Lenin ave., 90

to-olga@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2024.2.39868

EDN:

TIAXXS

Дата направления статьи в редакцию:

01-03-2023


Дата публикации:

29-02-2024


Аннотация: Предметом исследования является творческая биография Валерия Елизарова, тувинского художника, который в настоящее время проживает в Абакане. Валерий Николаевич Елизаров в 2022 году передал в дар Мартьяновскому музею 36 единиц своих произведений. Художник работает в живописи, графике, декоративно – прикладном искусстве. Объектом исследования является историко-культурная среда, сложившаяся в Южной Сибири в постсоветское время, которая позволила художникам обратить внимание на исторические и национальные особенности региона. Базой для настоящего исследования стали личные встречи, беседы, интервью с художником, его автобиография, изданная в единичном экземпляре его супругой - Мариной Михайловной Елизаровой и произведения, хранящиеся в МБУК МКМ. Делается вывод о том, что творчество художника опирается на историко-культурное наследие региона, что его биография – не цепь случайных событий, а духовный путь познания творчества. Особый вклад автора в том, что о художнике написано очень мало и это первое исследование подобного рода. Новизна исследования состоит в том, что в хронологическом порядке автор рассматривает и синтезирует различные аспекты жизни и творчества художника, обращается как к причинам появления того или иного жанра в творчестве мастера, так и к его результатам.


Ключевые слова:

Валерий Елизаров, художник, коллекция Минусинского музея, живопись, графика, прикладное искусство, Южная Сибирь, шаманизм Тувы, Петроглифы Сибири, древнее искусство

Abstract: The subject of the research is the creative biography of Valery Elizarov, a Tuvan artist who currently lives in Abakan. Valery Nikolaevich Elizarov in 2022 donated 36 his works to the Martyanovsky Museum. The artist works in painting, graphics, arts and crafts. The basis for this study was personal meetings, conversations, interviews with the artist, his autobiography, published in a single copy by his wife, Marina Mikhailovna Elizarova, and works stored in the MBUK MKM. It is concluded that the artist's work is based on the historical and cultural heritage of the region, that his biography is not a chain of random events, but a spiritual path of knowing creativity.


Keywords:

Valery Elizarov, artist, collection of the Minusinsk Museum, painting, graphics, applied art, South Siberia, shamanism of Tuva, Petroglyphs of Siberia, ancient art

В 2022 году художественный фонд Мартьяновского музея пополнился коллекцией произведений художника Валерия Елизарова. Это живопись, графика и предметы декоративно – прикладного искусства. Всего 36 единиц хранения. Работы поступили в дар от самого художника. Знакомство с художником и его творческой биографией стало замечательным открытием для сотрудников Мартьяновского музея и стало отправной точкой для более углубленного исследования.

Валерий Николаевич Елизаров – заслуженный деятель искусств Республики Тыва, член Союза художников России.

Художник родился в 1957 году в г. Кызыле в очень дружной семье, в которой Валерий был единственный ребенок. Помимо отца Николая Васильевича и матери Надежды Александровны с ними проживала бабушка Елизавета Гавриловна, дядя Николай и тетя Лидия. Оба деда по материнской и отцовской линиям воевали в Великой Отечественной войне и от обоих в семье сохранились награды. Уже будучи взрослым Валерий Николаевич на сайте Министерства Обороны России отыскал все материалы по боевому пути своих дедов и бережно сохранил в семейном архиве.

Знакомство с миром искусства началась у Валеры Елизарова с учебы в кызыльской детской художественной школе, которая была открыта в Кызыле в 1967 году. Как писала газета «Тувинская правда»: «Детская художественная школа – это новь Кызыла. Желающих поступить в школу было немало, а зачислили немногим более тридцати мальчиков и девочек от 11 до 14 лет. С детьми занимаются два педагога – художники Люциан Петрович Приходько и Вера Никитична Челышева» [8 с.4]. В той же статье Люциан Петрович рассказывает как трудно начинать с нуля, что нет помещений, не хватает красок, бумаги и дальше продолжает «…хочется верить, что все эти неувязки временные и скоро наши юные художники смогут заниматься в нормальной обстановке» [8 с.4]. В этот первый набор попал Валера Елизаров и главным учителем для него стал Люциан Петрович. Валерий Николаевич до сих пор с особой теплотой вспоминает своего первого учителя. Человека талантливого, неформатного, со сложной судьбой. Он родился в отделении Долинка (отсюда и псевдоним Долинский) Карагандинского исправительно-трудового лагеря. В 1963 году. в Сталинабаде (Душанбе), окончил декорационное отделение республиканского художественного училища, в 1965 году с семьей переехал в Кызыл, где создал детскую художественную школу. Валера Елизаров был в первом выпуске этого мастера. К сожалению, Люциану Петровичу не удалось взрастить плеяду тувинских художников. В 1967, после первых выставок, он был обвинён в буржуазной идеологии и лишён права преподавать. С 1987 года жил и работал в Ленинграде. На память о себе учитель подарил свой этюдник любимому ученику. До сих пор Валерий Николаевич им пользуется. В мастерской у Елизарова стоит скульптура Долинского «Мадонна с младенцем» - подарок учителя. Хочется смотреть и смотреть на нее. Столько тепла и животной нежности в этой композиции, выполненной из местного песчаника. Последняя встреча учителя и ученика состоялась в 2007 году. Вот как вспоминает об этой встрече Валерий Николаевич: «В начале 2000-х годов кызылский художник Александр Феоктистов сообщил мне, что Люциан Петрович живет в Санкт-Петербурге в известном доме Арт-Центре «Пушкинская-10». И вот спустя 21 год, в ноябре 2007 года, состоялась наша вторая и последняя встреча. Остались фотографии, видео и добрые воспоминания. 2 декабря 2014 года его не стало [3 с.8].

1 июля 1971 года Валера Елизаров окончил полный курс этой школы и обнаружил следующие знания: по рисунку -5 (отлично, по живописи -5 (отлично), по композиции -5 (отлично), по истории искусств -5 (отлично), по скульптуре -5 (отлично), о чем выдано свидетельство за №2 [12]. Газета Тувинская правда пишет, что в детской художественной школе для комиссии Союза художников Тувинской АССР, Министерства культуры и городского отдела культуры состоялась выставка экзаменационных работ 10 выпускников кызыльской детской художественной школы. В их числе был и Валера Елизаров. Подводя итоги, комиссия пришла к выводу, что «Борис Монгуш, Николай Бабак и Валерий Елизаров – «круглые» отличники. Комиссия находит интересными по композиции «Деревенский дворик» Бабака и три работы Елизарова «Спартак» и «На Аппиевой дороге» показывают увлечение мальчика историко – героической темой, фантазию, а лесовозы, идущие по Усинскому тракту, несомненно, увидены в жизни и увидены точно. Все десять выпускников окончили художественную школу успешно. Преподаватели не собираются терять из виду таких перспективных ребят как Коля Бабак и Валера Елизаров: окончат мальчики по 8-10 классов, и можно будет рекомендовать их в училище искусств, а то и в институт» [7 с.4].

После окончания десяти классов Валерий Елизаров поступает в Кызылское училище искусств на художественно – оформительское отделение. Начались годы учебы, которые были насыщены новыми встречами, постижением нового, путешествиями. В 1975 году состоялась вторая республиканская альпиниада, посвященная 30-летию Победы, в которой Валерий Елизаров принял участие и совершил восхождение на Монгун – Тайга – наивысшую точку Тувы и всей Восточной Сибири (3967 м.). Вот как он описывает свои впечатления: «В 1975 году, еще будучи студентом Кызылского училища искусств, я в составе группы туристического клуба «Демир-Сал совершил восхождение на гору Монгун-Тайга. Фантастический вид с ее вершины, открывающийся на многие километры в даль, прозрачная ледяная шапка и при этом совершенно пронизывающий ветер - все это осталось в моей памяти на всю жизнь» [3 с.12].

В 1980 году В. Елизаров окончил Кызылское училище искусств и начал работать художником-оформителем на производстве, затем перешел в художественные мастерские Союза художников. Появляются интересные заказы на оформление помещений: фотосалон гостиницы «Монгулек», росписи в школе №1, №12 г. Кызыла, художественное оформление Кызылского автовокзала, архитектурно – художественные решения офисных помещений и многое другое. Особенно теплые отношения складываются у Валерия Николаевича с художником Юрием Деевым, с которым их будет связывать многолетняя дружба.

В 1980 году Валерий Елизаров принимает участие во Всесоюзном конкурсе плакатов «Борьба за мир и международное сотрудничество». Художник представил на суд зрителей работу под названием «Нам нужен мир». Решением жюри конкурса плакат занял третье место, а художник был награжден денежной премией [13]. Язык плаката очень специфичен, он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображенного должен сразу доходить до адресата. На плакате Елизарова мы видим брошенные на асфальт скакалку, мячик и исписанный мелок, которым только что закончили надпись: Нам нужен мир! Призовое место на Всесоюзном конкурсе – это заслуженная награда. В 2022 г. работа пополнила фонд Мартьяновского музея.

С 1987 года началось сотрудничество В. Елизарова с Тувинским республиканским краеведческим музеем им. Алдан-Маадыр (сейчас Национальный музей Республики Тыва) и другими музеями, где он выступал в качестве художника – оформителя.В 1987 году. к 70-летию Октябрьской революции директором Тувинского краеведческого музея Т. Ч. Норбу была инициирована реэкспозиция зала истории советского периода. Учитывая политическую значимость мероприятия, от результатов реализации которого зависели не только авторитет музея и его руководителя, но и авторитет всего региона, художественное оформление экспозиции было поручено В. Елизарову и И. Ховенмею. После успешного завершения проекта Валерия Елизарова стали приглашать оформлять и другие экспозиции. В 1990 году совместно с художником П. Изендеевым им была оформлена экспозиция, рассказывающая об истории села Хову-Аксы и комбината Тувакобальт, В 1992 году. на базе народного музея в г. Чадане Елизаров и Изендеев подготовили экспозицию историко-краеведческого музея имени Монгуша Буян-Бадыргы, основателя тувинского государства.

В 1993 году. в краеведческом музее г. Кызыла была подготовлена выставка «Шаманы в Центре Азии. Мифологическое наследие тувинцев» (автор научной концепции - М.Б. Кенин-Лопсан, художники В. Елизаров и П. Изендев). В 1994 В. Елизаров и П. Изендеев создают филиал Тувинского республиканского краеведческого музея в селе Алдан-Маадыр Сут-Хольского кожууна. В Этнографическом музее г. Антверпен (Бельгия) 21 ноября 1997 года Национальным музеем Республики Тыва была подготовлена выставка «Шаманизм тюркоязычных народов Центральной Азии». Автором концепции выставки был М.Б. Кенин-Лопсан - доктор исторических наук, художником - В. Елизаров. На выставке были представлены 178 ед. хранения из археологического фонда (ритуальное зеркало «Күзүӊгү», оленный камень, копии петроглифов с шаманскими сюжетами и личинами) и этнографии (одежда шамана, головные уборы, бубны, и множество духов-помощников и покровителей шаманов и др.). Выставка имела большой успех и получила прекрасные отзывы. 2008 год по праву считается началом нового этапа в развитии музейного дела республики Тыва, особенно, в связи с переездом музея в новое специально для него построенное трехэтажное здание и возвращением коллекции археологических предметов скифского периода, найденных во время раскопок кургана Аржаан-2 из знаменитой Долины царей Тувы. В Аржаане-2 найдено более 20 кг. золотых изделий бытового и культового характера, выполненных в «зверином стиле» с высочайшим ювелирным искусством. В течение 2008 года коллекция «Аржаан-2» была официально передана из Государственного Эрмитажа на постоянное хранение в Национальный музей Республики Тыва, и уже 2 ноября 2008 года бесценные археологические материалы были представлены в постоянной экспозиции «Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган Аржаан-2», которую посетители называют «Золотой зал». Открытие этой выставки сразу же подняло статус Тувинского музея на качественно новый уровень. Оформлением выставочного зала занимался Валерий Елизаров. В личном архиве художника имеется свидетельство о награде Валерия Елизарова, художника – реставратора национального музея им. Алдан – Маадыр республики Тыва за «добросовестный труд, достигнутые успехи по оформлению и открытию экспозиции «Сокровища долины царей Тувы. Царский курган Аржаан 2», подписанное Председателем Палаты Представителей Великого хурала Х.Д. Монгушем [10]. Сам Валерий Николаевич так говорит о «музейном» периоде своей жизни: «…когда стал сотрудничать с Тувинским Республиканским Национальным музеем, оформляя экспозиционные залы, у меня появилась возможность реально «потрогать историю Тувы». И я с головой окунулся в глубинные знания: изучал литературу, хранящуюся в музейной библиотеке, предметы старины в запасниках. Беседовал с сотрудниками ... Вот так и накапливался материал для самостоятельного творчества» [3 с. 14-15]. В это же время Валерий знакомится с удивительным человеком с Монгушем Бораховичем Кенин-Лопсаном, доктором исторических наук, шаманом и просто легендарной личностью. У этих двух незаурядных людей уже после первой встрече возник взаимный интерес, который перерос в дружбу и стал духовной и профессиональной основой многих выставочных и издательских проектов. Валерий Николаевич начал знакомиться с духовной культурой тувинского народа и изучать еще не опубликованные в то время «Мифы тувинских шаманов» Кенин - Лопсана. Общение помогло художнику понять, что «Человек - это часть природы. Мы не должны себя ставить в ранг повелителя. Нам необходимо научиться понимать и изучать природу, относиться ко всему в природе как к живому существу. Любой предмет, явление в природе, будь то камень, дерево, вода, обладают своей энергией. Я считаю, общаясь с природой, человек становится сильнее и духовно и физически» [3 с.15].

Изучая биографию Валерия Елизарова не устаешь удивляться продуктивности художника. В 90 – е годы Валерий Николаевич не только работает как живописец, график, художник – проектировщик музейных экспозиций, книжный иллюстратор, плакатист, но и как художник декоративно – прикладного искусства. Работая с материалами фондового собрания Национального музея Республики Тыва, Валерий обратил внимание на предметы, выполненные из бересты. Художник в разговоре называет ее берЁста. Это были посуда, чумы, охотничьи подстилки, табакерки, пороховницы. Материал так увлек художника, что он стал изучать литературу и общаться с мастерами, чтобы его освоить. Уже первые изделия, выполненные мастером, показали, что этот материал художнику покорился и уже в 1995 году Валерия Елизарова пригласили в Финляндию для преподавания на курсах по обучению работе с берестой, ибо, открыв для себя этот податливый и благородный материал и обобщив весь накопленный опыт, Валерий написал методическое пособие в помощь работающим с берестой. В предисловии автор пишет: «Эту книгу я посвящаю своему «берестяному» напарнику и старшему другу Солдатову Валерию Прокопьевичу, с которым уже более десяти лет занимаюсь изготовлением берёсты и изготовлением изделий из этого уникального материала, сотворенного природой» [2 с.2]. Именно Валерий Прокопьевич Солдатов, с которым художник познакомился еще в 1980 – х в художественных мастерских познакомил его с этим материалом. Вместе художники ездили на заготовки материала, дружили семьями. Пособие с методической точки зрения выполнено безукоризненно. Информация подана в понятной и доступной форме - в виде последовательно расположенных фотографий и рисунков, выполненных автором. Мы бы сейчас это назвали инфографикой. Один из экземпляров этого редкого издания, которое является библиографической редкостью был подарен музею и сейчас хранится в его научной библиотеке. Первая персональная выставка берестяных изделий художника состоялась в Финляндии в городе Турку. В Финляндии Валерий Елизаров обучал работе с берестой и прошел 2 курса шаманской практики по Харнеровской системе у Джонатана Хорвинса. Здесь нужно сделать небольшое отступление, чтобы пояснить различие между традиционным шаманизмом и неошаманизмом, практики которого широко применяются не только на территориях Хакасии и Тувы, но и в Европе и Америке. Под влиянием исследований американского антрополога Майкла Харнера, который является не только первым популяризатором шаманских практик, но и преуспевающим шаманом постулируется, что любой человек может научиться классической шаманской технике -путешествию в мир духов. Обучение этим техникам и их использование составляет основу современного шаманизма, который, в силу своей необусловленности жесткими предписаниями, становится источником духовного развития и познания мира. Следовательно, теперь необязательно «быть избранным духами», человек может избрать этот путь самостоятельно признав, что весь мир наделен духами, что духи – это определенным образом упакованная энергия, человек един с природой, является её неотъемлемой частью; мир духов доступен любому человеку с ним человек может установить прочную связь, черпать в этом мире помощь и поддержку, получать советы и мудрость. В неошаманизме нет необходимости полностью посвящать себя этой практике как правило, она вполне успешно совмещается с другими аспектами жизни. Это хорошо видно на примере ранее упомянутого М. Кенин-Лопсана, который одновременно является и исследователем шаманизма, и практикующим шаманом, и популярным писателем Тувы [9 с.11-12]. Сам Валерий Николаевич так говорит об этом новом опыте: «Я научился проникать в запредельные миры. Впадая в шаманский транс, я путешествовал по «тем мирам» с помощью моих духов-помощников: медведя, орла и змеи. Моя творческая фантазия после таких путешествий становилась ярче, разнообразнее. Дело в том, что «работа» шамана обычно заключается в том, что он помогает больным людям избавиться от недугов. Я же заинтересовался шаманизмом с позиции творческого человека для полетов фантазии» [3 с.20]. К этому периоду относится несколько работ, связанных с новым опытом познания, некоторые из них были переданы в дар Мартьяновскому музею. Произведения выполнены в различных техниках и с использованием разнообразных материалов: кожи, дерева, масла, акрила («Волчица». 2005 г. кожа, дерево, шпагат, масло. 57х54 см., МКМ ОФ-11397/20, ДПИ-709, № по ГК: 37452838, «Во власти трёх миров». 1998 г. кожа, дерево, шнур, краски акриловые. 45х27 см..МКМ ОФ-11397/19, ДПИ-708, № по ГК: 37452831, «Возвращение души». 2003 г. кожа, дерево, шнур, масло. 70х35 см., МКМ ОФ-11397/17, ДПИ-706, № по ГК: 37452753. Дружба и общение с народным писателем республики Тыва, доктором исторических наук, пожизненным Президентом тувинских шаманов Монгушем Кенин – Лопсаном оказала большое влияние на становление В. Елизарова не только как художника, но и как личность, стремящуюся к духовному развитию. В 2017 году в свет вышла книга Кенин – Лопсана «Судьба шаманки», презентация ее состоялась в Национальном музее Тувы. «Судьба шаманки» повествует о нелегкой судьбе бабушки автора Хандыжап Куулар, которая была репрессирована из-за того, что она была шаманкой. В книге миф и реальность тесно переплетаются, события происходят в разных измерениях и временах. Она рассказывает о людях, которые живут у Поющей Реки, о вековых традициях и фольклоре тувинского народа, о трагических судьбах. Автор попросил проиллюстрировать этот труд Валерия Елизарова. Это редчайший случай, когда носитель традиционной культуры, рассказывая очень личную и трагическую историю своей семьи доверяет визуализировать ее европейцу. Как в книге переплетаются три мира нижний (подземный) Алдыы оран, средний (земной) Ортаа оран и верхний (небесный) Устуу оран, так и в иллюстрациях Валерий использовал концепцию смелого соединения трудно соединимого: цветных иллюстраций и черно – белой графики, живописные решения и строгую архитектуру оформления каждого листа, реализм и древние петроглифические символы. Эта книга представляет собой не только рассказ о сложном периоде истории нашей страны, это еще и визуальная энциклопедия этнографических традиций Тувы. Многое из того, о чем европеец может только помыслить, Валерий Елизаров сделал зримым. В семейном архиве Валерия и Марины Елизаровых как важная реликвия хранится отзыв Кенин – Лопсана об одной из выставок художника: «Суббота 22 сентября 2007 года. 12 – й день луны. Я посетил творческую выставку Валерия Елизарова и получил громадное удовольствие. Мне кажется, Валерий Елизаров лучший художник моей родной Тувы. В его картинах соединены мифические герои тувинского шаманства. Я надеюсь, что господин художник Валерий Елизаров мне подарит чудесную картину «Женщина с ребенком и с луком» Поклонник вашего сказочного таланта, Кенин. Лопсан Монгуш Борахович, пожизненный Президент тувинских шаманов. Время 15.00» [5]. Валерий Елизаров подарил эту работу Монгушу Бораховичу. Сам художник так говорит об их отношениях: «С Монгушем Бораховичем Кенин-Лопсаном у нас теплые, дружеские отношения. Это своеобразный, мудрый человек. Благодаря общению с ним, читая книги его, я узнал много интересного о духовной жизни тувинцев» [3 с. 15].

При изучении работ Валерия Елизарова обращаешь внимание на то, что почти в каждом произведении он изображает животное - оленя, волка, медведя, верблюда собаку…. На одной из встреч с художником и его женой Мариной Михайловной Елизаровой зашла речь о животных и глаза обоих загорелись теплом и радостью от воспоминаний о любимом друге и неизменном спутнике семьи во всех путешествиях – кокер – спаниеле Монси. Любовь ко всему живому, выраженная в сюжетных произведениях или пейзажах оставляет нас в раздумье, а где же в этом мире есть место человеку? У Елизарова, человек не является царем природы, он, скорее, неразумное дитя, над которым старшими поставлены тотемные животные. «Согласно своему верованию, тувинские шаманы издревле считали, что основоположниками их родов являются тотемные животные, из которых три основных - это медведь, орел, волк. Одним из моих духов-помощников является медведь, поэтому «медвежья» тема занимает у меня почетное место. Я даже подготовил экспозицию на тему «Медведь - предок человека», для участия в Красноярской биеннале «Вымысел истории» (2003), взяв за основу мифы тувинских шаманов о медведе - предке человека, где связал мифы многих народов мира, в которых это животное также представлено прародителем человечества…» [3 с. 23]. В связи с шаманской практикой Валерий начал самостоятельно изготавливать бубны. «Свой первый бубен я «родил» в Финляндии. Мои бубны - это мои дети, рожденные в муках и трепетных ожиданиях. Волнующим моментом является тот миг, когда бубен издает свой первый звук, причем «голос» каждого из них неповторим. «Родившемуся ребенку» необходимо пройти обряд посвящения и найти своего хозяина, чтобы своими ритмами открывать для него дверь в «тот мир». Грустная история произошла с одним из изготовленных мною бубнов: пролежав больше года и не найдя себе хозяина, он лопнул, лежа в чехле. Он словно ребенок, что родился и умер еще в колыбели, так и не познав жизни. Кожа, натянутая на остов бубна, сродни холсту, натянутому на подрамник» [3 с. 21]. Один из таких бубнов (МКМ НВФ 3788/5) Валерий Николаевич передал в дар Минусинскому музею. Он изготовлен в 1996- 1999 годах в Туве. Это настоящее произведение искусства, изготовление которого имеет под собой серьезную научно – исследовательскую работу. Бубен состоит из деревянного обода (обечайки), на который натянута кожа оленя. С внутренней стороны бубна кожа стянута кожаными нитями через край. По внешней стороне обода распределены 7 ребристых выступов, символизирующих 7 небес. Лицевая часть бубна гладкая, с рисунками. Символы, изображенные на коже, повторяют символические рисунки бубна телеутской шаманки Марфы Тодышевой, описанные Л. П. Потаповым [11 с. 192-197]. Во внутренней части бубна деревянная, крестообразная рукоятка, на которой вверху в технике резьбы выполнены изображение птицы и медведя, внизу - две переплетенные змеи, окруженные ёлкообразным орнаментом. В центре перекрестия прикреплена круглая пластина из полированной латуни - олицетворение зеркала «кузунгу». В верхней и нижней частях рукоятки просверлены отверстия для веревок. К горизонтальной части рукоятки прикреплена медная дугообразная витая полоса в виде натянутой тетивы лука. Слева и справа имеются металлические скобы, с навешенными металлическими подвесками «кунгулдур» в виде конусообразных трубочек (по две с каждой стороны), и в виде витых стрел (по 3 с каждой стороны), а также к скобам привязаны ленточки «чалама» красного и голубого цветов. К бубну полагается колотушка Орба. (МКМ НВФ 3788/6) В изготовлении использовано дерево, шкура оленя, медь, ткань. Деревянная часть колотушки покрыта лаком. Ударная часть овальной, выпуклой формы, обтянута шкурой оленя. Обратная сторона колотушки дополнена медной полосой, состоящей из трех петель и трех поперечных медных полос V-образной формы, символизирующих «Древо Мира», состоящее из нижнего, среднего и верхнего миров. В каждую петлю вставлены по три металлических кольца, выполняющих функцию «погремушек». В центре колотушки вырезан орнамент «узел счастья», ручка выполнена в виде мифической собаки мужского пола. Пасть собаки имеет три отверстия, через которые продета веревка, образующая петлю. К петле привязаны ленточки: белая, синяя, красная, розовая, оранжевая. Тувинские шаманы использовали орба - колотушку в двух целях: первая - бить ею в бубен, а вторая – для гадания о судьбе человека. «Совершая путешествие во время камлания в верхнем мире или космосе, шаман никогда не расставался со своей колотушкой, все время держал ее в руке. Колотушка исполняла роль музыкального инструмента, ведь без колотушки не звучит бубен. Но колотушка была и верным спутником самого шамана, ибо колотушка всегда там, где шаман ведет камлание» [6 с. 30].

В фонды Мартьяновского музея автором были переданы 8 графических произведений из двух серий. Серия «Ужепские зарисовки», включает в себя шесть небольших работ, приблизительно одного размера 19х27 см., выполненных в карандаше в 1985-1989 годах в Тыве. Это пейзажи «Сельская улица», МКМ ОФ-11428/4, «Пейзаж с лодками, МКМ ОФ-11428/6, «Сельская изба», МКМ ОФ-11428/7, «Пейзаж со стогами сена», МКМ ОФ-11428/8, «Сельский двор» МКМ ОФ-11428/9 и одна «Без названия» МКМ ОФ-11428/5. Вторая серия работ называется «Линия» из этой серии в наших фондах хранятся две работы 2007 года: «Хуреш», бум. кисть, тушь 39х28 см. МКМ ОФ-11397/10, Г-646, № по ГК: 37452730 и «Ноутбук. Таймырские мотивы», бум., кисть, тушь. 28х38 см., МКМ ОФ-11397/11, Г-647, № по ГК: 37452839. Качество рисунка художника легче всего определить по его графическим произведениям. У Елизарова– это изысканность линий, игра черных и белых пятен. В серии «Ужепские зарисовки» Елизаров сеточкой тончайших штрихов создает особый мир староверческой деревни в районе Малого Енисея (Каа-Хемский кожуун республика Тыва). Сюда, в верховья реки, в глухую тайгу, во второй половине XIX века бежали от царских и церковных гонений староверы в поисках неведомой страны «Беловодье». Именно такой затерянный в тайге, вдали от цивилизации уголок и создает художник. Мы свободно домысливаем недостающие качества цвета травы и неба, формы домов и покосившихся заборов, объема и пространства деревенской улицы. И художник, и зритель в этом случае являются сотворцами своего «Беловодья». В серии «Линия» изображение упрощается, теряет объем, затем глубину, а в конце концов и реалистичность силуэта. К сожалению, в фондах музея представлено только две работы довольно обширной серии. Стоит отметить, что это любимая серия автора статьи. Художнику удалось линией сформировать иной мир, который зрителем воспринимается реальным, это рисунки, которые заставляют работать наше воображение. В этой серии степень отхода от реальности максимальная и тем не менее мы понимаем, о чем нам рассказывает та или иная линия. Быть может художник пришел к лаконичности изображений, благодаря знакомству с древними петроглифами, которые в изобилии расположены по берегам крупных сибирских рек. Валерий Елизаров как человек неравнодушный, ищущий, с пытливым умом и любовью к своей малой родине не мог пройти мимо удивительного и обширного наследия, которое оставили нам древние художники в виде наскальных изображений, наносившихся различными способами (с помощью выбивки, минеральных красок, гравировки). Основные места сосредоточения — горные районы или территории, где имеются выходы скальных пород, прежде всего Южная и Восточная Сибирь. Изображения эпохи бронзы лучше всего представлены на Алтае и в Туве (антропоморфные фигуры с оружием, в грибовидных головных уборах, колесницы). Валерий Николаевич обращал на них внимание и восхищался, но в 2006 году ему впервые удалось принять участие в экспедиции Института истории материальной культуры РАН. В своем альбоме Елизаров пишет: «Первая официальная экспедиция по сбору и изучению наскальных изображений была проведена под руководством археологов Семенова В. А. и Килуновской М. Е. осенью 2006 года, а также были экспедиции в 2007, и в 2009 гг. В состав указанных экспедиций я был приглашен в качестве фотографа. И когда возник вопрос о наименовании изучаемых петроглифов, я предложил назвать их по топониму ручья Чайлаг-Хем, протекающего в этом месте, и впадающего в реку Хендерге. После опубликования результатов экспедиций, о данных изображениях стали говорить, как о выполненных в особом «Чайлагском стиле» [3 с. 25]. С питерскими археологами доктором исторических наук Владимиром Анатольевичем Семеновым и кандидатом исторических наук Мариной Евгеньевной Килуновской художник не только работал в течение нескольких полевых сезонов, но и подружился. В одном из интервью кызыльской газете «Центр Азии» Марина Килуновская рассказывает о своей работе в Туве в течение 35 полевых сезонов и отмечает сколько замечательных людей ей посчастливилось встретить, одним из которых был Валерий Елизаров: «Еще наш любимый друг и человек, с которым мы работаем как коллеги – это художник Валерий Николаевич Елизаров. С Валерием мы последние пять или шесть лет совместно работаем над изучением петроглифов. Он – великий профессионал. Мы с ним прорабатываем различные научные темы, связанные с наскальными рисунками. Так что, помимо дружбы, здесь есть и профессиональный интерес» [4].

Тема древних изображений, их семантики, умения художников несколькими штрихами создать образ, лаконичность формы при наполненности содержания – все это не только интересовало художника, но переосмысливалось, синтезировалось и превращалось в самостоятельный арт объект. Валерий Елизаров занимался контактным копированием петроглифов на микалентную бумагу, готовил фотоматериал для экспедиции, с помощью тонированного гипса изготавливал точные копии петроглифов Чайлаг – Хема. Совместно с В.П. Кузнецовым он подготовил и издал альбом, посвященный наскальному искусству Тывы «Путешествие в искусство древних». Произведения Елизарова на тему наскального искусства многочисленны и многообразны. Кажется, что древние изобразительные практики служат отправной точкой на пути жизни и творчества этого мастера. Внимательный зритель в лаконичности линий графических произведений увидит прием, подчерпнутый у неолитических племен Енисея. В работе «Ожившие личины» (МКМ ОФ 11428/1), выполненной маслом на оргалите художник напрямую обращается к археологическому первоисточнику - петроглифам из урочища Мугур-Саргола в Саянском каньоне. Это наскальная «энциклопедия» удивительных шедевров духовной культуры и искусства. Мы с художником становимся свидетелями таинства кормления духов горы. Мы наблюдаем как личина – маска бронзового века тянется языком к жертвенному молоку, которое принес ей тувинский мальчик. Он не испуган, он принимает это как должное, ведь у него в правой руке оберег- ээрен. Три работы, выполненные с использованием археологической керамики, хранятся в фонде ДПИ Мартьяновского музея: «Дети солнца». 1999 г. ДВП, ткань, керамика, мозаика. 36х45,5 см. МКМ ОФ-11397/12, ДПИ-702 № по ГК: 37452826, «На охоте». 2009 г. ДВП, ткань, керамика, мозаика, краски акриловые. 58х45,5 см., МКМ ОФ-11397/13, ДПИ-703, № по ГК: 37452834 и «Наследник». 2009 г. ДВП, ткань, керамика, мозаика, краски акриловые. 58х46 см. МКМ ОФ-11397/14, ДПИ-704, № по ГК: 37452840. Эти работы не только визуально, но и предметно - энергетически принадлежат древнему миру.

Кажется, что нет такого направления, в изобразительном искусстве, которое было бы не по силам Валерию Елизарову, художник работает в графике, живописи, декоративно – прикладном искусстве, создает плакаты и книжную иллюстрацию. Валерий Николаевич является автором методического пособия «Волшебный мир берёсты». Это пособие– прекрасное сочетание высоких профессиональных достижений мастера - художника и мастера - педагога. В Елизарове эти сочетания будут удивлять нас беспрестанно. Валерий Николаевич - эстет с умным и глубоким взглядом, стильной прической и тонкими ухоженными руками. Елизаров сломает все клише, которые сформировались за годы общения с художниками и мягким голосом, врожденной интеллигентностью и тактом создаст свой собственный, неповторимый образ.

Работы Валерия Елизарова хранятся в Национальном музее Республики Тыва, Томском историческом музее. Национальном музее им. А.В. Анохина, г. Горно – Алтайск, Хакасском национальном краеведческом музее им. Л.Р.Кызласова, Новокузнецком художественном музее и в Минусинском краеведческом музее им. Н.М.Мартянова, а также в частных коллекциях в России, Финляндии, Германии, Австрии, Швейцарии, Японии и США.

Приложение №1

Награды В.Н.Елизарова [3 с. 29].

1. 1980 г. - Диплом Всесоюзного конкурса политического плаката «Борьба за мир и международное сотрудничество». 3 -е место.

2. 1984 г. - Диплом Советско-монгольского конкурса политического плаката.

3. 1993 г. - Диплом за участие в выставке народных мастеров декоративно – прикладного искусства Всероссийского фестиваля художественного творчества малочисленных коренных народов Севера «Северное сияние».

4. 1998 г. - Диплом Российской Академии Художеств.

5. 1998 г. - Диплом Министерства культуры и кино Республики Тыва «Лучшая работа года».

6. 2003 г. - Диплом 1-ой межрегиональной выставки миниграфики «Сибирь - Дальний Восток» (в номинации уникальная графика).

7. 2003 г. - Диплом «Сибирь IX».

8. 2008 г. - Заслуженный деятель искусств Республики Тыва.

9. 2008 г. - Почетная грамота Великого Хурала Республики Тыва за оформление выставки «Сокровища Долины царей».

10. 2010 г. - Диплом участника 14 Международного телевизионного экологического фестиваля «СПАСТИ И СОХРАНИТЬ» (фильм «Проповедь добра» памяти художника Юрия Деева), Ханты-Мансийск

Выставки В.Н.Елизарова [3 с. 30].

1. 1980 - Всесоюзный конкурс политического плаката «Борьба за мир и международное сотрудничество», г. Москва.

2. 1983 - Выставка произведений художников и мастеров Тувы, посвященная VII съезду художников Тувы, г. Кызыл.

3. 1984 - Выставка Советско-монгольского конкурса плаката «Братство. Дружба. Единство», г. Москва.

4. 1985 - Выставка «40 лет Победы», г. Кызыл.

5. 1985 - VI зональная выставка «Сибирь социалистическая», г. Кемерово.

6. 1987 - Выставка «20 лет художественному объединению училища искусств», г. Кызыл.

7. 1988 - Выставка произведений молодых художников и народных мастеров Тувы, посвященная 70-летию Ленинского комсомола, г. Кызыл.

8. 1991 - V зональная выставка «Сибирь социалистическая», г. Красноярск.

9. 1992 - Персональная выставка к 35-летию художника, г. Кызыл.

10. 1993 Выставка народных мастеров декоративно-прикладного искусства Всероссийского фестиваля художественного творчества малочисленных коренных народов Севера «Северное сияние», г. Томск.

11. 1995 - Групповая выставка в Финляндии, г. Турку.

12. 1997 - Персональная выставка к 40-летию художника, г. Кызыл.

13. 1998 - Восьмая региональная художественная выставка «Сибирь», посвященная 150-летию В.И. Сурикова, г. Красноярск.

14. 1998 - Выставка «Россия IX», г. Москва.

15. 2002 - Персональная выставка к 45-летию художника, г. Кызыл.

16. 2002 - Выставка «Окно в центр Азии», г. Новокузнецк.

17. 2003 - Выставка «Сто художников Сибири», г. Новокузнецк.

18. 2003 - 1 Межрегиональная выставка миниатюрной и малоформатной графики «Сибирь - Дальний Восток», г. Новосибирск.

19. 2003 - Красноярская музейная биеннале «Вымысел истории», г. Красноярск.

20. 2003 - Региональная художественная выставка «Сибирь - IX», г. Иркутск, г. Томск.

21. 2004 - Всероссийская художественная выставка «Россия - Х», г. Москва.

22. 2005 - IV Всесибирская выставка-конкурс современного искусства Сибири «ПОСТ № 1» Арт-Галерея «КВАДРАТ», г. Омск.

23. 2005 - Персональная выставка графики «ЛИНИЯ», г. Кызыл.

24. 2005 - Персональная выставка графики «ЛИНИЯ», живописи, декоративно-прикладного искусства, г. Абакан.

25. 2006 - Искусство Тувы. Прошлое и настоящее. Новосибирский краеведческий музей. Инициатор, автор и участник экспозиции, г. Новосибирск.

26. 26 .2007 - Персональная юбилейная выставка к 50- летию художника «Миры Валерия Елизарова», г. Кызыл.

27. 2008 - Региональная художественная выставка «Сибирь -Х», г. Новосибирск.

28. 2010 - «Опаленные войной», выставка посвящена 65-летию Великой Победы, г. Кызыл.

Библиография
1. Алимова Л. Миры Валерия Елизарова // Литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал «Сибирские огни», 02.02.2006 г.
2. Елизаров В. Н. Волшебный мир берёсты // Методическое пособие по заготовке, обработке и изготовлению художественных изделий из берёсты; Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН. Кызыл : ТувИКОПР СО РАН, 2003.
3. Елизаров В. Н. Миры Валерия Елизарова // Альбом Самиздат, 2022.
4. Иконников-Галицкий А. Хранительница каменных сокровищ // ЦА №34 27 августа – 2 сентября 2010 www.centerasia.ru. Время обращения 27.02.2023
5. Кенин. Лопсан М. Б. Отзыв о выставке Елизарова В.Н от 22.09.2007 г. // Книга отзывов. Из личного архива В.Н. Елизарова.
6. Кенин-Лопсан М.Б. Проблемы этнографического изучения тувинского шаманизма: по материалам шаманского фольклора // Автореферат дис. доктора исторических наук: 07.00.07 / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.-Санкт-Петербург, 1996. – 53 с.
7. Козлова С. В школе юных художников // Тувинская правда 12 июня 1971 г.
8. Курбатская О За мольбертами – дети // Тувинская правда № 247 (6901) 19 октября 1967 г.
9. Монгуш М.В. Эволюция шаманской традиции в Республике Тува // Культурологический журнал, 2014/1(15).
10. Наградной лист Елизарову В.Н. Палата представителей Великого хурала Республики Тыва // Распоряжение № 173-Пп от 10.11.2008 г. Из личного архива В.Н. Елизарова.
11. Потапов Л.П. Бубен телеутской шаманки и его рисунки // Сборник музея Антропологии и этнографии, Т. X 1949.
12. Свидетельство об окончании детской художественной школы 1971 г. Из личного архива В.Н. Елизарова.
13. Справка, выданная тов. Елизарову В.Н. от 11.01.1984 г № 91-0 // Выдана директором издательства ЦК КПСС. «Плакат» А.В. Шумаковым. Из личного архива В.Н. Елизарова.
References
1. Alimova, L. (2006). The Worlds of Valery Elizarov. Literary-artistic and socio-political monthly magazine "Siberian lights", 02.02.2006.
2. Elizarov, V. N. (2003). The magical world of birch bark.//Methodical manual on harvesting, processing and manufacturing of artistic products from birch bark. Tuva Institute of Integrated Development of Natural Resources SB RAS. Kyzyl: TuvIKOPR SB RAS.
3. Elizarov, V. N. (2022). The Worlds of Valery Elizarov. Album Samizdat.
4. Ikonnikov-Galitsky, A. (2010). The keeper of stone treasures. CA No. 34 August 27 – September 2. Retrieved from www.centerasia.ru
5. Kenin-Lopsan, M. B. (2007). Review of the exhibition Elizarova V.N. from 22.09.2007. Book of reviews. From the personal archive of V.N. Elizarov.
6. Kenin-Lopsan, M.B. (1996). Problems of ethnographic study of Tuvan shamanism: based on the materials of shamanic folklore. Abstract of the dissertation of the Doctor of Historical Sciences: 07.00.07. Museum of Anthropology and Ethnography. Peter the Great.-St. Petersburg.
7. Kozlova S. (1971). At the school of young artists. Tuvinskaya Pravda June 12.
8. Kurbatskaya, O. (1967). Behind easels – children. Tuvinskaya Pravda No. 247 (6901) October 19.
9. Mongush, M.V. (2014). Evolution of shamanic tradition in the Republic of Tuva. Cultural Journal, 1(15).
10. Award list to Elizarov V.N. (2008). House of Representatives of the Great Hural of the Republic of Tyva. Order No. 173-Pp of 10.11.2008 From the personal archive of V.N. Elizarov.
11. Potapov, L.P. (1949). Tambourine of the Teleut shaman and his drawings. Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography, Vol. X.
12. Certificate of graduation from the Children's art School 1971 From the personal archive of V.N. Elizarov.
13. Certificate issued by Comrade Elizarova V.N. from 11.01.1984 № 91-0. Issued by the director of the publishing house of the Central Committee of the CPSU. "Poster" by A.V. Shumakov. From the personal archive of V.N. Elizaro.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Отзыв на статью "Художник В.Н. Елизаров и его коллекция в фондовом собрании Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова."
Предмет исследования-творчество художника Елизарова В.Н. и его коллекция в фондовом собрании Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова".
Методы исследования. В рецензируемой работе использован комплексный подход, что позволяет показать эволюцию творчества художника Елизарова, выявить этапы его творчества и оценить его вклад.
Актуальность исследования определяется тем, что отсутствием комплексного исследования творческого наследия одного из интересных и самобытных художников Тувы , но и России, значимостью его творчества в современный период..Автор рецензируемой статьи отмечает, что художник В.Н, Елизаров известен как живописец, график, художник – проектировщик музейных экспозиций, книжный иллюстратор, плакатист, художник декоративно – прикладного искусства. И он занимает очень важное место в культуре Тувы и тувинского народа. Подробное и всестороннее исследование жизни и творческих работ художника В.Н. Елизарова способно в значительной степени обогатить представление о тувинском в целом о российском искусстве рубежа ХХ-начала XXI века и представляет интерес как искусствоведов, так и культурологов, а также для современных художников, работающих в разных регионах страны..
представления о российском искусстве второй половины ХХ века и представит интерес не только для критиков и историков искусства, но и для современных художников, желающих в большей степени понять достижения предыдущих поколений и стремящихся работать над стилистическим обновлением и внесением значительно большего разнообразия в пути развития отечественной реалистической живописи.
Научная новизна рецензируемой работы определяется, прежде всего, тем, биография и творчество В.Н Елизарова . впервые стали объектом комплексного и систематического исследования. Произведения коллекции художника В.Н. Елизарова в в фондовом собрании Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова.позволяют рассмотреть творчество художника разных периодов его жизни во всей полноте жанрового разнообразия его творчества. Кроме того, изучение коллекций в региональных музеях, представляют значительный интерес, т.к. зачастую коллекции в таких музеях часто выпадают из научного оборота. Такие коллекции отражают картину развития искусства как в региональном, так и общероссийском масштабе.
Стиль, структура, содержание. Стиль написания рецензируемой статьи статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется биографией художника, его творческого становления и жанрового разнообразия его произведений. Статья логически выстроена, в первой части работы дана биография художника, представлены вехи его жизни и затем автор рецензируемой
Библиография работы представлена в достаточном объеме и их количество составляет 13 работ, посвященных его биографии и творчеству.
Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации в ходе в ходе работы над темой статьи, ее систематизации и анализа биографии и становления его как художника, а также анализа его творчества.
Статья интересная и посвящена талантливому художнику, который работает в разных жанрах. Автор рецензируемой статьи отмечает, что « нет такого направления, в изобразительном искусстве, которое было бы не по силам Валерию Елизарову, художник работает в графике, живописи, декоративно – прикладном искусстве, создает плакаты и книжную иллюстрацию», а его работы «хранятся в Национальном музее Республики Тыва, Томском историческом музее. Национальном музее им. А.В. Анохина, г. Горно – Алтайск, Хакасском национальном краеведческом музее им. Л.Р.Кызласова, Новокузнецком художественном музее и в Минусинском краеведческом музее им. Н.М.Мартьянова, а также в частных коллекциях в России, Финляндии, Германии, Австрии, Швейцарии, Японии и США.». Статья будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.