по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 08, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 23-10-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2021
Актуальный вопрос
Богданова М.В. - Концепция культурных систем: проблемы и перспективы c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.8.30898

Аннотация: Предметом исследования в настоящей работе является круг кросс-дисциплинарных проблем, связанных с понятием «культурная система». Автор подробно рассматривает сложившиеся в культурологии подходы к определению культурных систем и ставит вопрос о правомерности употребления этого понятия для анализа областей человеческой деятельности, традиционно не ассоциирующихся с понятием «культура». В качестве примеров автор останавливается на математике, медицине и религии, доказывая продуктивность культурологического изучения этих сфер жизнедеятельности как культурных систем. В качестве теоретической и методологической основы исследования автор исходит из концепции системности культуры. В настоящей работе используются аналитический, компаративный, семиотический методы. Основные выводы проведенного исследования сводятся к следующим положениям: 1) любая культурная система помимо специфических компонентов включает в себя общекультурные компоненты, обнаруживаемые во всех культурных системах, входящих в единый комплекс «культура», и не являющиеся специфичными для её отдельных культурных систем; 2) число культурных систем, выделяемых внутри культуры, во многом зависит от исследовательской перспективы и по сути является неограниченным. Особым вкладом автора в исследование темы, определяющим его новизну, является предложенная им модель взаимодействия различных культурных систем внутри единой культуры.
Климова О.М., Луценко В.Е. - Особенности предмета философии в трудах П.И. Линицкого c. 11-20

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.8.31486

Аннотация: Предметом исследования, проведенного в данной статье, выступает учение представителя Киевской духовной академии, крупнейшего «православного рационалиста» Петра Ивановича Линицкого о предмете философии. На основе анализа отдельных работ Линицкого делаются выводы о сущности философии, ее предмете, задачах и значении в жизни общества. Обращается внимание на определение русским ученым универсальности характера философии, ее особенное значение среди других наук. Основную цель науки философ видит в формирование общего мировоззрения, и в этом он считает, состоит ее существенная задача, вытекающая из природы разума человека, который стремится к единству в познании, а также к соединению частного с общим. При написании статьи использовался духовно-культурологический подход в сочетании с диалектическим, применялись методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Впервые осуществлено описание и анализ. философско-теистических взглядов профессора Киевской духовной академии Петра Ивановича Линицкого на предмет философии и специфики ее как науки. Выявлены попытки системного соединения философии и религии, тесный союз между которыми обеспечивает целостность и полноту человеческого познания.
Трухачева Е.А. - Французский мюзикл: история и специфика жанра c. 21-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.8.36651

Аннотация: Французский мюзикл «моложе» бродвейского, популярен, но еще не имеет серьезного научного подхода. Поэтому предметом анализа в статье определена национализация французского мюзикла в историческом и жанровом контекстах. Цель исследования заключается в необходимости на теоретическом уровне раскрыть роль французского мюзикла как относительно молодого жанра. Методологию работы составляют подходы: междисциплинарный - привлекает научные теории и концепции из других областей познания; историко-культурологический - помогает выявлять факторы, которые способствуют сближению французской культуры с традициями других культур; системный подход, направленный на рассмотрение профессионального исполнительства во французском мюзикле как результат развития жанра во второй половине XХ – начала ХХІ столетий.   Научной новизной является дополнение статьи ранее отсутствующими биографическими материалами, новой информацией о становлении и развитии жанра французского мюзикла, представленного национальной спецификой. Теоретическая значимость подтверждается тем, что охарактеризованы понятия «французский мюзикл», «массовая культура», «интерпретация классики», «музыкальный спектакль» в контексте искусствоведческого знания, а также - методологии науки. Практическая значимость доказана тем, что полученные результаты позволяют более широко понимать роль становления и распространения французского мюзикла, сопоставить применение шансона и джаза в мюзиклах Франции и Америки. Результатом работы стала констатация того, что во французском мюзикле содержится ключ к понимаю французов, их образу мыслей и вкусам. Этот жанр для них сегодня является возможностью остро и красиво высказаться в защиту своих ценностей и самобытности.
Человек и человечество
Попов Е.А. - Бесполезный труд в концепции Дэвида Грэбера c. 36-44

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.8.36451

Аннотация: Дэвид Грэбер (1961-2020), бывший профессор Лондонской школы экономики, социолог, социальный антрополог, останется видным мыслителем современности, и в течение ближайших десятилетий его взгляды, социальные идеи будут востребованы в социально-гуманитарном знании. В статье дается оценка его социальной теории труда. Этому явлению человеческой индивидуальной и коллективной жизнедеятельности Грэбер посвятил множество своих книг и статей, в них он рассматривает труд как бесполезное для общества и самого индивида явление. Он отмечает, что бесполезный труд выступает лишь как набор действий, подчиненных какой-то социальной силе.    Анализ его взглядов позволил выявить несколько важных направлений современного социального мышления: 1) в переосмыслении роли труда в жизни человека и общества на первый план выдвигается социальная система координат (в ракурсе тотальной социальности), при этом экономический и политический векторы оценки труда уходят на второй план; 2) бесполезный труд становится социальной нормой и порождает новую систему ценностей, например, бюрократию, администрирование, офис и т.д.; 3) постепенно с прочным закреплением в обществе бесполезный труд становится частью активной символической борьбы (например, за власть) и символического обмена, порождающего неравенство между людьми и социальными общностями. В статье обоснована эвристичность применения концепта бесполезного труда в характеристике основных идей Грэбера с учетом того, что труд рассматривается как «подделка» под социальную ценность. Этот тезис можно считать основополагающим в понимании теории мыслителя, поскольку через все его работы проходит рефрен о необходимости переосмысления ключевых социальных ценностей (труд, деньги, финансы, налоги, ресурсы и другие), природа которых определяется не только экономическими отношениями, но и социокультурными.
Духовно-нравственные искания
Зубков С.А. - Экофильное начало вегетарианства c. 45-52

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.8.30469

Аннотация: Объект исследования: экофильные и экофобные тенденции в общественном сознании. Предмет исследования: вегетарианство как экофильная и экотеологическая концепция. Актуальность исследования заключается в том, что вегетарианство как теоретико-практический подход в поддержании жизни позволяет оценить и обозначить пути решения проблем экологии. Вегетарианское питание соотносится как с этической позицией, с системогенетикой права и морали, так и с религиозными установками. Связь вегетарианства и экологии выражается в экофильном подходе к окружающей среде. Автор опирается на общенаучные методы теоретического уровня: генетический, сравнительный, системный, факторный анализ. Сделан обзор литературы в области исследования. Основные выводы. Вегетарианство можно считать индикатором, обозначающим экофильность общественного сознания. Философское осмысление проблемы вегетарианства является как проблемой биоэтики и экологической этики, так и проблемой экотеологии. Этический взгляд на вегетарианство состоит в понимании ценности жизни всего живого и биоцентрическом уважении по отношению к животным организмам. Экотеологический подход показан на примере теории и практики вегетарианства в ведической культуре.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.