|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Культура и искусство"
> Содержание № 04, 2023
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 04-05-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 04, 2023
Культурное наследие, традиции и инновации |
Байрамова В.Ф., Исаев С.С., Самухина Е.Б. - К вопросу о реставрации северного партера увеселительного парка усадьбы Останкино |
|
c. 1-9
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.4.40106
EDN: KVCOCS
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, возникшие при составлении корректировки проектной документации с выполнением функции технического заказчика на проведение ремонтно-реставрационных работ с приспособлением для современного использования ОКН федерального значения «Усадьба Останкино, конец XVIII в.». Приведены и проанализированы возможные пути решения задач по созданию образа сада времени его расцвета - конца XVIII века - первой четвери XIX вв. Демонстрируются аргументы обосновывающие проектные решения при выборе посадочного материала. Авторы концентрируют свое внимание именно на этом аспекте, как одном из многочисленных маркеров репрезентации локальных исторических явлений - в данном случае развитие определенного паркового объекта. Научная новизна работы связана с выявлением всех факторов и сочетаний планировочных элементов усадьбы, определивших достижение эстетической выразительности, которая и определяет статус объекта, как культурное наследие и национальное достояние. Мы полагаем, что при проведении новых реставрационных работ, необходимо ставить вопрос о восстановлении «кломб» в исторических абрисах. В современных условиях, когда изменились масштабы останкинского парка, изменилось его функциональное назначение, было бы неправильно предлагать восстанавливать «кломбы», применяя при этом древесно-кустарниковую растительность. Шесть «кломп» формируется в соответствии и на основании данных иконографических материалов. Предложенный цветочный ассортимент аналогичен решениям парадного двора – пион травянистый (лат. Paeónia), хоста (лат. Hósta), лилия (лат. Lílium) и весеннее цветущие эфемероиды.
Эстетика и теория искусства |
Рябченко-Шац В.Д. - Журнал «Весы» как индикатор зрелости русского символизма |
|
c. 10-21
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.4.40395
EDN: URPRXU
Аннотация: Журнал «Весы» стал чрезвычайно важной вехой на пути самопознания русского символизма – его страницы запечатлели окончательное оформление главных принципов и методов этого течения. Однако культурный дискурс на страницах журнала, вопреки распространённому мнению, не был гомогенен и статичен. Ознаменовав укрепление символизма в качестве важного явления в искусстве и общественной жизни, журнал «Весы» в то же время стал платформой для дискуссий о назревавшем в начале XX века кризисе символизма, отразив совершенно разные этапы развития этого течения. Предметом настоящего исследования выступают публицистические материалы, опубликованные на страницах «Весов», объектом работы стала эволюция идей символизма, отражённая в избранных материалах. При помощи дискурс-анализа стало возможным отследить и исследовать важнейшие этапы развития символистского дискурса, что и является целью настоящей работы. Анализ публицистических материалов журнала показал, что «Весам» не удалось остаться в рамках своих изначальных идейных и эстетических позиций: вопреки традиционным представлениям, символизм стремился жить своим временем, и в период социальных потрясений его идеи, безусловно, получили новое развитие. Полученные результаты могут внести вклад в теоретические знания о символисткой журналистке, журнале «Весы», эволюции идей символизма, а также служат платформой для дальнейших научных изысканий.
Шилина В.А. - Кластерная инициатива региональной музейной среды: проблемы и перспективы |
|
c. 22-34
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.4.37867
EDN: VUIHHT
Аннотация: В связи с потребностью кластеризации туристской, культурной и музейной среды возросла необходимость научных исследований среди культурологов, музеологов и других исследователей. Актуальность статьи обусловлена необходимостью анализа кластерных инициатив в контексте трансформации отдельных музеев в музейные кластеры. Объектом исследования является региональная музейная среда. Предметом исследования является кластерная инициатива как инструмент формирования музейного кластера. Цель статьи заключается в исследовании работы кластерных инициатив в процессе формирования музейного кластера. Для достижения цели были определены следующие задачи: 1. рассмотреть теоретическую и прикладную стороны формирования кластерных инициатив; 2. проанализировать факторы заинтересованности участников при создании музейного кластера; 3. выявить элементы, негативно влияющие на создание и функционирование музейных кластеров. В работе были применены общенаучные методы исследований, такие как метод анализа и синтеза. Также был применен метод научного прогнозирования для создания кластерных инициатив в музейной среде. Несмотря на спектр опубликованных работ, которые принадлежат в основном учёным-экономистам, исследований по внедрению кластерных инициатив в культурную среду крайне мало, что обусловливает необходимость дальнейшего изучения данного направления. Научная новизна исследования заключается в анализе деятельности кластерных инициатив в различных отраслях культуры и представлениях автора о специфике по внедрению кластерных инициатив из экономической и общекультурной в музейную среду с выявлением положительных и отрицательных особенностей данного процесса. В статье кластер рассматривается как особый тип бизнес-проектов, основанный на коллективных действиях их участников (кластерная инициатива). Также определено понятие «кластерная инициатива», выделены основная цель и задачи кластерных инициатив. Рассмотрена специфика её использования при создании музейных кластеров.
Художественная культура и творчество |
Розин В.М. - Музыкальное движение: образ жизни, реальность нетрадиционного искусства, пространство обучения и самообразования (три комментария к концепции Аиды Айламазьян) |
|
c. 35-45
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.4.40399
EDN: WJIHNT
Аннотация: В статье излагается и комментируется концепция музыкального движения, основные идеи которой сформулировала и обосновала Аида Айламазьян, психолог и руководитель Центра музыкального движения «Гептахор». Автор считает¸ что в данном случае мы имеем дело с одной из новых форм экспериментальной жизни, своеобразно объединяющей в себе нетрадиционный вид искусства (серьезную музыку и танец), новый образ жизни, отчасти противостоящий сложившейся социальности, способствующий становлению новой личности, а также органический симбиоз альтернативного обучения и самообразования. Характеризуются особенности практики музыкального движения. Формулируется положение о том, что музыкальное движение демонстрирует новую витальную и художественную реальность, в которой музыка структурирована (артикулирована) танцевальным движением, а танец ‒ музыкой. Рассматриваются два мировоззренческих поворота (психологический и социальный) и проблема нового антропологического синтеза, которые способствовали новым представлениям и идеям. Антропологический синтез понадобился Айламазьян с целью осмысления практики музыкального движения. Он включает в себя три направления работы: критику балета как образца традиционного понимания танца и человека в нем; характеристику специфики нового, свободного танца и его формирования; концепт человека, отвечающего практике музыкального движения. Последний включает в себя четыре концептуальные идеи: 1) новую трактовку отношений музыки и танцевальных движений как двух сторон одного целого, 2) относит танцевальные движения и переживание музыки к личности и частично танцевальному сообществу, 3) включает практики музыкального движения в более широкое целое культуры, социальности, искусства, 4) истолковывает практику музыкального движения в том числе как процессы обучения и самообразования.
Барсукова Н.И. - Проблематизация современного урбанистического дизайна |
|
c. 46-60
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.4.38045
EDN: WGYNNT
Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются концепции, направления и определения урбанистического дизайна, существующие в разных странах на сегодняшний день. Новизна исследования заключается в выявлении их особенностей и проблем, связанных с отсутствием единого теоретического и методологического подхода к урбанистическому дизайну. Рассматриваются основные тенденции городского дизайна, принципы формирования городских пространств, предлагаются категории и понятия дизайн-проектирования, отражающие средовые ценности урбанистической среды. Предпринята попытка показать, что эти противоречия могут быть решены путем расширения проблемного поля городского дизайна за счёт включения экологических, антропологических и психологических вопросов для создания инновационных проектов дизайна. Именно в ценностных установках наиболее ярко проявляются различия многих концепций. Обосновывается необходимость комплексного подхода к дизайну городской среды. Для этого предложена стратегия городского дизайна, обобщающая ключевые современные научные и прикладные точки зрения в этой области. В ней определены связи, совпадения и взаимодополняемость между различными концептуальными подходами, акцент сделан на человекоцентрированный дизайн и инновации. Она ориентирована на моделирование фактически новой синтетической среды, обладающей повышенными комфортными показателями без ущерба для природного окружения. Актуальность такого подхода обусловлена распространённым мнением о невозможности достижения экологического равновесия в рамках городского поселения. Результатом исследования явилось выявление основных тем и проблем, которые урбанистический дизайн способен решить на современном этапе.
|
|