по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 06, 2017
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 21-07-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2017
Экранная культура и экранные искусства
Мурадов А.Б. - Великая Отечественная война в многосерийных фильмах: эпос, миф и историческая достоверность c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.22385

Аннотация: В статье анализируется традиции исследований художественных фильмов о Великой Отечественной войне. Автор показывает противоречие двух подходов в современной критике, возникшее на стыке разных традиций - концепции эпического повествования и принципа исторической достоверности. Образы войн в ХХ веке, и Великой Отечественной в том числе, сформированы в медиа, в первую очередь, в телевидении и в кино. Телевизионные многосерийные фильмы о войне как художественные, так и документальные, стали отражением одновременно как идеологических требований, так и общественных запросов к этой теме. При этом, спустя 70 лет, анализ отражения этого образа на телеэкране неразрывно связан с понятием «эпоса», а также взаимодействием этого понятия с проблемой исторической и человеческой памяти. Именно визуальные средства массовой коммуникации подменяют нам, чаще всего, нашу собственную память памятью «коллективной», что ведет впоследствии к проблеме мифологизации. Нарратив о войне, как бы превращаясь в эпос, то героический, то «народный», а зачастую, - и в тот, и в другой, при этом «эпосом» как таковым не является. Требование исторической достоверности в современных фильмах возникает из-за противопоставления эпоса мифу. С учетом как эпически-былинного подхода, так и исторически-документального, каждый многосерийный фильм вызывает критику, основанную на этих противоположных принципах. Чем более временное расстояние между событиями, тем глубже конфликт между исторической достоверностью и попыткой создать новый эпос.
Культура и культуры
Решетникова С.В. - Творческий почерк композитора Мануэля дель Популо Висенте Гарсиа c. 11-19

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.20800

Аннотация: Аннотация: Мануэль дель Популо Висенте Гарсиа известен как выдающийся тенор конца XVIII — начала XIX века, не менее значимым является его композиторское наследие. Несмотря на масштаб личности Гарсиа, его творчество малоизученно, на русском языке нет более или менее полной творческой биографии. Среди его композиций испанские песни, итальянские, испанские и французские произведения театрального жанра. Отдельные композиции Гарсиа были очень популярны в начале XIX века, и неоднократно цитировались как композиторами, так и писателями. В премьерных постановках оперных спектаклей принимали участие такие знаменитости как Изабелла Кольбран, Мария Малибран, Адольф Нурри и сам Мануэль Гарсиа. Произведения малоизвестны во всем мире, в том числе и в России, так как большинство из них хранится в архивах Франции, Испании, Италии и Соединенных Штатов Америки. Методологической основой данного исследования является комплексный подход. С одной стороны изучается творческая биография музыканта, с другой — его произведения, монографии и статьи зарубежных авторов. Новизной исследования является описание творческой биографии и композиторского наследия Мануэля дель Популо Висенте Гарсиа, малоизвестного в России. В ходе исследования было выявлено более шестидесяти произведений театрального жанра, многие из которых были представлены еще при жизни автора, композиции эклектичны и сочетают различные национальные стили.
Мурзин А.А. - Народные верования горняков Чехии и Польши: анализ фольклорных источников о горном деле c. 20-31

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.21579

Аннотация: Статья посвящена анализу народных верований горняков Чехии и Польши на основе опубликованных фольклорных источников. Представления о начале горного дела и специфические персонажи народной демонологии, связанные с подземным миром, отражают региональную специфику народных традиций горнорабочих Чехии и Польши. В статье проводится детальный анализ чешских и польских преданий о начале горного дела. Анализ преданий показал, что начало горному делу дают персонажи , которые в народном сознании наделяются чертами культурных героев. Они обнаруживают полезные ископаемые в регионе и основывают важнейшие горные города в Чехии и Польше. Исследование опирается на историко-типологический и сравнительно-исторический метод. Данные методы позволяет наиболее глубоко проанализировать специфику преданий о начале горного дела в Чехии и Польше и особенности персонажей народной демонологии, имевших место в фольклоре горняков Анализ преданий показал, что начало горному делу дают персонажи , которые в народном сознании наделяются чертами культурных героев. Они обнаруживают полезные ископаемые в регионе и основывают важнейшие горные города в Чехии и Польше. Фольклорные источники свидетельствуют, что в культуре горняков бытуют представления об особых демонологических персонажах, связанных с горным делом, которым подвластны земные недра и подземные богатства. Они появляются перед людьми в облике людей, маленьких человечков, горнорабочих, прекрасной девушки или животных. Это противоречивые персонажи, которые помогают только достойным людям. Проведенное исследование показывает, что народные представления об освоении регионов и о «горных духах» - ключевые компоненты духовной культуры горнорабочих Чехии и Польши. В них отражается местная специфика их духовной культуры.
Теоретическая культурология и теория культуры
Бхат С.Б. - Развитие визуальных средств массовой коммуникации от традиционных «старых» до цифровых «новых» c. 32-44

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.21784

Аннотация: Статья посвящена визуальным средствам массовой коммуникации как технологического прогресса в культуре. Предметом исследования является изучение развития визуальных средств от традиционных «старых» (печатные, электронные) к цифровым «новым» (Интернет) формам массовой коммуникации и их взаимодействие с культурой. Особое внимание уделяется основным вехам развития визуальных средств массовой коммуникации и в частности информационной эре или цифровой эпохе, поскольку она дает максимальную возможность индивидуумам свободно обмениваться, передавать или принимать информацию. Основными методами исследования являются культурологический и исторический. Они позволяют на основе анализа обширного количества материалов, посвященных визуальной коммуникации, включающих как отечественные, так и зарубежные источники, выделить и интерпретировать основные исторические этапы развития визуальных средств: письменная эпоха, печатная эпоха (печатный станок Гутенберга), электронная эпоха (телевизор, кино) и информационная или цифровая эпоха (Интернет, всемирная паутина). Делается вывод, что каждая визуальная форма массовой коммуникации, так или иначе, затрагивает общество в ключевых направлениях. Книги позволили людям обучать себя, а не полагаться исключительно на учителей и духовенства. Газеты стали хроникой повседневной жизни общества с наличием публичного форума для обмена информацией и обсуждения. Журналы стали первым визуальным средствами массовой коммуникации, которые начали массово использовать фотографии до появления телевидения. Телевидение привнесло звук и движение в картинку и подарило такой вид культурного наследия как кино. С возникновением Интернета появились новые цифровые формы, такие как персональные и социальные средства массовой коммуникации. Результатом исследования является вывод о том, что новые средства коммуникации играют большую роль в формировании современной культуры, изображая определенный набор убеждений, ценностей и традиций (весь образ жизни), как визуализированную реальность. Новизна исследования определяется новыми гранями представлений о социокультурной реальности, способствуя более адекватному пониманию ее динамики.
Философия культуры
Бойко М.Е. - Субкультура BDSM с философской точки зрения c. 45-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.21631

Аннотация: Отличительной чертой современной западной цивилизации, её мегатрендом является «радикальный гедонизм» (Э. Фромм). Из этого «мейнстрима» выделяется одна из субкультур — BDSM, свидетельствующая о латентно присущей современной цивилизации «жажде боли» (этот факт «маскируется» специфическим удовольствием, возникающим в ходе ролевых игр и ритуализованных действий). Научных статей, посвящённых этому явлению, немного, и большинство из них имеет узкоспециализированный характер. Недостаёт более широкого взгляда на субкультуру BDSM и на её связь с «радикальным гедонизмом» как доминирующим принципом. В статье даётся общефилософский анализ предпосылок, функций, значения и перспектив субкультуры BDSM в её тесной связи с «радикальным гедонизмом». Выявляется ключевое значение боли для формирования индивидом представлений о реальности внешнего мира, понимания им собственного места в мире, сознания и ощущения границ собственного «Я». Чем успешнее боль «изгоняется» из человеческого существования, тем яростнее, концентрированнее, подспуднее и неуправляемее становятся её вспышки и вторжения в жизнь гедонистических «потребителей жизни». Доминирование чувственного удовольствия как высшей ценности превращает боль в основную конкурирующую, альтернативную ценность, а это связано с распространением садомазохистских практик и патологических эксцессов, ростом насилия, назреванием социальных конфликтов, угрозой нравственному здоровью отдельных личностей и общества в целом.
Зуев И.Н. - Историческая реальность через призму массовой праздничной культуры: Онтологический и гносеологический аспект c. 54-62

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.22222

Аннотация: Предметом исследования является поиск определения концепта "историческая реальность" в исторической науке 19- начала 20 веков. Рассматривается проблема исторической идентичности в исторической науке указанного периода. параллельность исследовательских путей истории, истории искусства и искусствоведения. Реконструкция истории и исторической реальности в искусстве массового праздника (на примере празднований революционных событий во Франции). Особое внимание автор уделяет искусству массового праздника как способу фиксации исторической значимости настоящего. Праздник как осознание народом себя в потоке исторического времени. В работе исследуется история применения феноменологического и онтологического подходов к проблематике поиска "исторической реальности" и значению массовой праздничной культуры Основными выводами проведенного исследования можно считать установление взаимосвязи настоящего и прошлого в перспективе "исторической реальности". Наш взгляд является своего рода "интенцией" для реконструкции и функционирования исторического "прошлого". Автор выявляет четкую связь значимости исторических событий для их современников и развитием искусства постановки и проведения массовых праздничных мероприятий.
Социология культуры, социокультура
Ушкарев А.А. - Аудитория художественных музеев: история и методология изучения за рубежом c. 63-77

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.22280

Аннотация: Предметом исследования является эволюция понимания музеями своей аудитории и ее ключевых параметров, рассматривается также обусловленное этим процессом развитие научных подходов и методологии социологических исследований аудитории музеев. Объектом исследования стал опыт и методология изучения аудитории посетителей художественных музеев за рубежом - в странах Европы и США, прослеженный по публикациям результатов социологических исследований. Основное внимание уделяется современному состоянию научного знания о взаимоотношениях художественных музеев и публики, а также методологии, адекватной современным задачам. В статье используется диалектический подход к оценке опыта изучения аудитории искусства. В исследование включены материалы исследований, оказавших наибольшее влияние на эволюцию понимания аудитории художественных музеев и методологии их изучения. Автор представляет широкий спектр интересов, направлений и научных подходов, которые характеризуют современное состояние музейной социологии на Западе и имеют в конечном счете главную цель – преодоление коммуникационных барьеров между музеем и посетителем, привлечение аудитории и увеличение посещаемости. Показана и все более общая тенденция устойчивого дрейфа музеев в русло служения обществу, понимания того, что музеи всегда должны оставаться пространством для культурного роста, непрерывного образования, а также инструментом поддержания позитивного здоровья и благополучия.
Гендерные исследования
Борян В. - Формирование новой парадигмы постсоветского феминистского искусства c. 78-87

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.23427

Аннотация: В статье анализируется влияние критического феминистского высказывание в сфере современного искусства на социальную позицию женщин в постсоветском обществе. Рассматриваются противостояния, с которыми сталкивается феминистское искусство на художественном, дискурсивном и гражданском полях, и возможные решения вышестоящих проблем. Описываются причины и события, которые привели современный феминистский дискурс к той позиции, в которой существует данное явление на сегодняшний день в российском обществе. Анализируется динамика и интерракция феминистского искусства с академической и общественной сферами. Метод исследования можно обозначить как экспериментальный. В процессе создания работы применяются такого плана действия, как наблюдения, моделирования, сравнения и тд. Основываясь на исторических и научных фактах, сравнивая достижения прдыдущих исследований, можно вывести результаты, которые в содействии с эмпирическим опытом, дают самую обширную картину. Основным выводом проведенного исследования является то, что восприятие явления феминизма и феминистского искусства обществом в целом, и в частности теоретической и художественной сферами изменилось, в своей повседневной деятельности феминистским активисткам и художницам следует популяризировать гендерные теории и феминистское искусство. Стоит заметить, что важными перспективами феминистского искусства, являются гражданский активизм, распространение искусства через граффити, стикеры, социальные сети, видео и зины-рисованный самиздат. Феминистское искусство ориентировано не только на специалистов в сфере искусствоведения и гендерных исследований, но прежде всего на любого зрителя, желающего самостоятельно разобраться в феномене феминистской риторики. Завоевать обширную непрофессиональную аудиторию и сделать искусство понятным и доступным для масс, возможно привлечением внимания общества к социально острым темам, которые поднимаются в произведениях и актах феминистских художниц. Данный вид искусства может стать мощным рычагом влияния на формирование общественного сознания. Так же важно развитие институций, с помощью которых можно получить систематическое образование, для выработки вербального и визуального языка, выражающего ценности феминистского дискурса. Тем самым, большее число художников и активистов сумеют правильно привлечь внимание к социальным проблемам, с которыми сталкиваются ежедневно миллионы людей, корректно вдохновить тех, кто опасается открыто выражать свои взгляды, предоставить платформу высказыванию угнетенных групп, дать возможность субъекту усомниться в правильности привитых ему по умолчанию общественных норм.
Знак, слово, речь, язык
Канатова А.Р. - Кюевые онимы как знаки культуры (на примере казахской инструментальной традиции шертпе) c. 88-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.23251

Аннотация: Названия казахских кюев (онимы) рассматриваются как знаки культуры, отражающие характерные ментальные представления этноса и его ценности. Приводится классификация кюевого ономастикона, выделяются три ведущие группы: 1) антропонимы; 2) зоонимы; 3) топонимы. Установлена приоритетность антропонимов, которые имеют подвидовое деление: а) кюи именные, то есть кюи, связанные с именами, составляющие большую часть данной группы; б) кюи, связанные с характеристикой эмоциональных состояний; в) кюи с притяжательными названиями, характеризующими их создателей. Внутри зоонимов выделяется два подвида: а) названия, связанные с парнокопытными животными, составляющие значительную часть данной группы и б) названия, которые характеризуют птиц. Третья группа также делится на два вида: а) природные и б) портретно-ландшафтные зарисовки. Анализ кюевых онимов доказывает их встроенность в культурную и языковую модель не только казахской традиции, но и тюркской культуры в целом. Автор использовал междисциплинарный подход, связанный с приложением филологической терминологии и методом конструирования классификационной модели кюевых онимов на основе гомогенного признака, которым становится субъект (герой) музыки. Новизна заключается в междисциплинарном подходе к анализу содержания казахских кюев и использовании достижений филологических наук и филологическая лексика при выявлении корпуса кюевого ономастикона и его классификации. Новое знание состоит в разработке классификационной модели кюевых онимов, включающей три основные группы – антропонимы, зоонимы, топонимы. Эта модель определяется как традиционная. Установлено, что названия авторских кюев ХХ в. также строятся по традиционной модели, выработанной в культуре предшествующих эпох. Зримые изменения касаются кюев-посвящений, адресатом которых выступают исторические события.
Культурное наследие, традиции и инновации
Воронцова Е.А. - Отечественная литература – литературные музеи – энциклопедия «Литературные музеи в России»: проблема памяти и забвения c. 96-112

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.23333

Аннотация: В статье представлены результаты анализа словника (списка статей) энциклопедии «Литературные музеи России», приведена статистика по регионам и по основным группам литературных музеев на 2016 г. Эти музеи рассмотрены как учреждения культуры, системы, информационные системы, институт социальной памяти. Дан региональный срез. Поставлен вопрос о репрезентативности отображения отечественной литературы литературными музеями страны. Уделено внимание значению личности для их развития, их экспозициям. Показана опасность действий, которые приводят к утрате памяти и нарастанию энтропии. Применен междисциплинарный подход; использованы методы музееведения, культурологии, литературоведения, сравнительно-исторический метод; произведен анализ словника энциклопедии как источника информации. Показано, что литература в музее предстает как явление относительно недавнего прошлого, что музейная память о ней фрагментарна: из нее выпали целые пласты; ее именослов содержит существенно меньше имен, их набор иной, чем в истории литературы; она почти не сохранила стили и жанры.
Экранная культура и экранные искусства
Попова Л.В. - "Дантово путешествие" в творчестве Ф.Феллини c. 113-120

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.21659

Аннотация: Предметом исследования является творчество Ф. Феллини, которое достаточно хорошо изучено как в России, так и за рубежом. Автор уделяет внимание малоизученному аспекту, такому как, как связь Ф. Феллини с итальянской культурной традицией, а именно, с творчеством Данте Алигьери. Анализируя различные источники — литературные и кинематографические, автор подтверждает эту преемственность. Особое внимание уделяется кинематографическим произведениям Ф. Феллини. Кинематографическое пространство Ф. Феллини рассматривается как «символическое пространство», что открывает новые возможности для анализа киноязыка. В данном исследовании применяется подход Ю. М. Лотмана, то есть семиотический метод, а также метод психоанализа, в частности, К. Г. Юнга Новизна данного исследования состоит в выявлении связи Ф. Феллини и Данте Алигьери, в применении комплексного подхода к анализу кинематографических произведений Ф. Феллини. Сделан вывод о том, что применение семиотического подхода вместе с психоаналитическим открывает большие возможности для анализа кинематографического произведения.
Художественная культура и творчество
Шапинская Е.Н. - "Сильна, как смерть, любовь…»: легенда о Тристане и Изольде в пространстве интерпретаций c. 121-133

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.23451

Аннотация: Целью работы является выявить универсальные основания архетипичного сюжета, интерпретирующегося в различных социокультурных контекстах в различных культурных формах.Обратившись к средневековому сюжету, автор рассмотрел его модификации в различные эпохи, обусловленность этих вариантов контекстом, а также неизменность семантического ядра текста. На примере легенды о Тристане и Изольды рассматривается изменение семантики текста в различных культурных контекстах. Проведен анализ различных интерпретативных стратегий, характерный для различных художественных воплощений легенды (опера, драма, живопись). В работе применен метод текстуального анализа, дескриптивный и сопоставительный методы, а также элементы семантического анализа. В результате работы показано, что семантическое ядро исследуемой легенды содержит общечеловеческие смыслы, релевантные для каждой историко-культурной формации. Квинтэссенция этого содержания воплощена в символизме, принципиально отрицающем «привязку» к конкретике места и времени. Сопоставление легенды о Тристане и Изольды в ее различных вариантах с драмой Метерлинка и оперой Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» дает возможность глубже понять общечеловеческие смыслы истории трагической любви, что объясняет частое обращение к ней в области художественной культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.