Человек и культура - рубрика Электронная культура и интернет
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Электронная культура и интернет"
Электронная культура и интернет
Пушкарева Т.В., Шемякина Е.М., Ющенко Н.С., Державина О.А. - Опыт иконологической интерпретации интернет-мемов (на материале «карантинок» из коллекции социальной карикатуры ЦСПИ ГПИБ) c. 21-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40674

EDN: TVCAMS

Аннотация: Объектом исследования, результаты которого представлены в статье, стали интернет-мемы как продукт современной массовой культуры и искусства. Предмет исследования - иконологическая интерпретация интернет-мема как арт-объекта. Для интерпретации выбраны интернет-мемы, посвященные локдауну и пандемии COVID-19 - «карантинки» из коллекции социальной карикатуры Центра социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки, которая была собрана в период локдауна 2020 года, и также актуальные материалы интернета. Цель статьи – провести иконологическую интерпретацию выбранных интернет-мемов из коллекции социальной карикатуры Центра социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки. Новизна исследования состоит в том, что впервые интернет-мем был рассмотрен как арт-объект, и на примере нескольких «карантинок» исследованы возможности иконологической интерпретации этого феномена современной культуры и искусства. В статье показано, что конструирование «карантинок» шло как по пути создания новых мемов, так и путем трансформации старых мемов на основе реконтекстуализации – использовании хорошо известных сюжетов, образов, героев для обсуждения новых реалий. Иконологическая интерпретация «карантинок» позволила выявить особенности отражения пандемии в общественном сознании (ощущение «перевернутости» мира, катастрофического характера перемен, новых условий безопасности) и углубить знания о характере художественной самопомощи общества в условиях социального экстремума (использование целительных эффектов трагикомического).
Надежкина Е.С. - Имидж России в китайских «новых медиа»: репрезентация России на платформе Baidu.com c. 40-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.36932

Аннотация: В статье рассматриваются понятия "образ" и "имидж", различие указанных понятий в российском научном дискурсе, а также анализируется имидж России в китайском сегменте сети Интернет на основе анализа поисковой выдачи портала Baidu.com по ключевому слову «Россия» в период с октября 2018 г. по октябрь 2021 г. Помимо обзора литературы по указанной проблематике, в рамках исследования проводится количественный анализ по нескольким статистическим параметрам, а также содержание новостных и информационных статей в периоды пиковой частоты запросов с целью исследования интереса пользователей новых медиа КНР к имиджу России. По мнению многих пользователей китайского сегмента сети Интернет, политические отношения России и Китая в настоящий момент находятся на своем историческом пике, однако репрезентация России все еще опирается в основном только на политическую компоненту, а знаковыми фигурами, транслирующими имидж России, являются лидеры страны и политики. В современном китайском обществе и информационном пространстве играют важную роль новые медиа, появившиеся в эпоху развития интернет-технологий и глобальных сетей, поэтому изучение общественного мнения пользователей новых медиа в Китае представляет большой интерес для анализа имиджа России.
Былевский П.Г. - Социально-культурные риски «больших пользовательских данных» российских граждан c. 76-86

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.4.43896

EDN: WEVENQ

Аннотация: Предметом исследования являются современные социально-культурные риски граждан России как пользователей компьютерно-телекоммуникационных технологий и интернет-коммуникаций. Объектом исследования выступают такие последствия цифровой трансформации, как преимущества и угрозы автоматизации генерации, сбора и анализа «больших пользовательских данных». Актуальность темы обусловлена принятием Правительством России «Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации» 22 декабря 2022 года. Рассматриваются социально-культурные риски и угрозы, в том числе традиционным ценностям и идентичности, связанные с нахождением в «цифровой» среде и действиями пользователей. Особое внимание уделено анализу угроз российским гражданам со стороны «электронного тоталитаризма» недружественных стран и глобальных корпоративных цифровых платформ, а также возможностям противодействия. Новизна исследования социально-культурных рисков информационной безопасности в применении профильного системно-динамического культурологического подхода, эволюционного и структурно-функциональных методов. Учитывая стремительность изменения ландшафта социально-культурных цифровых рисков в последние годы, материалами исследования служили российские научные публикации в журналах перечня ВАК (категорий К1, К2) и иностранные в международной базе Scopus (квартилей Q1, Q2) 2021–2023 гг., «переломных» для формирования современных цифровых угроз. Особым вкладом является использование наработок, полученных в ходе исследований научно-практических коммуникаций в информационной безопасности финансовой сферы, проводившихся под руководством автора в 2010–2023 гг. Результатами исследования являются выводы о необходимости учёта баланса преимуществ и угроз «цифровизации», управления социально-культурными рисками «больших пользовательских данных» в интересах российских граждан. Основным выводом является определение решающей роли в развитии и повышении общегражданской культуры информационной безопасности не только профессиональной деятельности государственных органов и профильных организаций, но и всех граждан.
Грязнова Е.В. - Информационная культура медицинских учреждений: проблемы и перспективы c. 92-111

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.1.14850

Аннотация: Предметом исследования является проблемы и перспективы информационной культуры медицинских учреждений. Автор исследует проблемы формирования и реализации информационной культуры медицинских учреждений в современной России. Основной акцент сделан на проблемах, связанных с менеджментом и управлением медицинских учреждений в условиях информатизации здравоохранения. Особое внимание уделено и вопросам формирования кадрового потенциала информационной культуры, которая формируется на основе достаточно нового для нашей страны феномена - корпоративной культуры. Таким образом информационная культура, корпоративная культура и управление элементы одной системы. В качестве основных методов исследования используется системный подход, категориальный аппарат информационного подхода, а также метод анализа и обобщения Проведенное исследование показало, что в качестве основных проблем информационной культуры медицинских учреждений можно выделить следующие: 1. Уровень финансирования информатизации здравоохранения недостаточен для формирования информационной культуры медицинских учреждений, соответствующей требованиям информационного общества. 2. Не разработаны единые стандарты по обеспечению совместимости различных информационных систем в здравоохранении, что затрудняет формирование среды информационной культуры. 3. Формирование потенциала информационной культуры медицинских учреждений связано с кадровыми проблемами в здравоохранении в целом.
Клюева Н.Ю. - Электронная культура и коммуникация c. 107-120

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14763

Аннотация: Статья посвящена вопросу взаимозависимости культуры и современных ей технологий коммуникации. Она является продолжением и развитием дискуссии, инициированной в 1960-х годов представителями Канадской школы культурологии относительно взаимозависимости технологий и механизмов и форм коммуникативной деятельности. На современном этапе данный вопрос оказался помещен в новые контексты. Возник феномен электронной культуры, которая представителями Канадской школы (в частности, Г.М.Маклюэном) был исследован лишь частично и на примере ранних образцов. В центре внимания автора настоящей статьи находится тест Тьюринга как специфический феномен, позволяющий сделать широкие выводы относительно современных форм коммуникации. В качестве базовой методологии взята теория технологического детерминизма Маршалла Маклюэна и его концепция деления культуры на эпохи в зависимости от технологии коммуникации. В качестве вывода предлагается положение, согласно которому современные коммуникационные технологии меняют как таковые принципы коммуникации между людьми. В ситуации, когда оказывается практически невозможно определить автора сообщения, единственным условием успешной коммуникации является само сообщение, его стиль, смысловая связанность, понимание целей и задач собеседника. Коммуникация, опосредованная компьютером, является важным компонентом современной электронной культуры, а мыслительный эксперимент Тьюринга помогает лучше понять ее специфику.
Грязнова Е.В. - Информационное пространство корпоративной культуры в здравоохранении c. 107-126

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.15978

Аннотация: Предметом исследования является изучение роли информационного пространства корпоративной культуры как фактора эффектитвного развития здравоохранения. Данная статья является продолжением исследования автором проблем информатизации здравоохранения, опубликованных NotaBene. Автор подробно рассматривает структурные элементы информационного пространства корпоративной культуры и их роль в развитии здравоохранения. В работе особое внимание уделяется такому элементу корпоративной культуры как информационная подсистема человека. В частности рассматривается проблема формирования информационной культуры в системе здравоохранения на уровне подготовки и переподготовки кадров. В качестве основных методов исследования в работе используется аналитический метод, деятельностный подход, информационный подход, типологизация, обобщение. В ходе исследования было показано, что одной из проблем информатизации здравоохранения является низкий уровень информационной культуры кадрового потенциала здравоохранения. Информационноe пространство, формируемое на базе информационной корпоративной культуры, позволит в дальнейшем перейти на принципиально новый уровень управления в системе здравоохранения. Это, в свою очередь, позволит выстраивать медицинскую деятельность как саморегулирующуюся систему, как систему с устойчивым развитием.
Керуак А.В. - Технология дополненной реальности как способ преодоления киберэскапизма c. 151-156

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.37021

EDN: NTBZPI

Аннотация: В статье рассматривается проблема киберэскапизма и опасностей, которые представляет бегство от реальности в виртуальное пространство. В то время как стремление к эскапизму само по себе не представляет существенной опасности для эскаписта, конкретные способы побега в «иномирие» могут нанести вред. Интернет позволяет найти наиболее быстрый и не затратный способ такого бегства, но также он может стать причиной потери собственной идентичности и потери связи пользователя с реальностью. Постановка проблемы проведена на основе работ культуролога Е. Н. Шапинской, обратившей внимание на негативные последствия эскапистского опыта в киберсреде. Проблема особенно актуальна в наши дни, с учетом практически повсеместного перехода социальной и профессиональной жизни в «онлайн». Автор приходит к выводам, что в качестве решения проблемы возможно рассмотреть использование технологии дополненной реальности, при которой человек не погружается полностью в виртуальный мир, а интегрирует виртуальные образы в окружающую среду. Так, пространство преображается и удовлетворяет потребность в «побеге», смене обстановки и деятельности. Однако, реальность не заменяется на искусственную, что позволяет избежать проблем, связанных с чрезмерным использованием киберпространства. Исследований, в которых дополненная реальность выступала бы методом решения проблемы киберэскапизма ранее не проводилось.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.