Человек и культура - рубрика Культура тела
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Культура тела"
Культура тела
Пушкарева Т.В., Иванова Е.Ю., Шемякина Е.М. - Феномен косплея: культурные прототипы и тренды c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.34966

Аннотация: Предметом исследования выступает косплей как современная массовая практика копирования и публичной демонстрации костюма, образа и поведения известных героев массовой культуры: героев кинофильмов, мультфильмов, комиксов, видеоигр в рамках фестивалей, шествий, деятельности клубов соответствующей тематики. В статье предлагаются научные основания комплексного анализа феномена косплея как современной культурной формы и практики на основе выявления его культурно-исторических прототипов и определения художественных и социальных тенденций развития. Эмпирическим материалом для исследования стали интервью с российскими косплеерами, наблюдения, публикации в профильных средствах массовой информации, записи электронных трансляций мероприятий косплея. Новизна исследования состоит в том, что выявлены культурно-исторические прототипы косплея – тотемические первобытные праздники, средневековый карнавал, первые формы театра, а также обозначены художественные и социальные тенденции косплея, среди которых – развитие языка визуальной культуры современности и оздоровление массовой культуры через творческую материализацию персонажей экранной культуры. Показаны социально-психологические механизмы, которые лежат в основе практики косплея и которые близки к генетическим основам существования театра: это подражание и идентификация. Представлена типология жанров косплея, выявлены универсальные черты и очерчена специфика национальных форм косплея.
Чуркина Н.А. - Социокультурный аспект женской телесности c. 36-42

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26608

Аннотация: Автор статьи отмечает, что на становление человека как личности оказывают влияние как социокультурные, так и природные факторы. Объектом исследования в данной статье является человеческая телесность, в которой соединяются биологическое тело человека и его социокультурное содержание, определяющие миропонимание и поведение личности. Телесность выступает фактором формирования представлений о важнейших характеристиках и функциях человека как представителя пола, которые закрепляются в социальной памяти и гендерной ментальности. В статье особое внимание уделяется телесности человека с точки зрения ее гендерного аспекта. Методологической основой данного исследования выступают работы представителей так называемого телесного подхода, в которых утверждается единство телесности и сознания человека. Новизна исследования заключается в рассмотрении женской телесности в качестве источника феминной ментальности и проявления субъектной целостности женщины. Телесность выступает природной основой формирования представлений женщин о самих себе и окружающей действительности. Женская телесность определяется многочисленными стереотипами, которые формируют образ женщины в первую очередь с точки зрения патриархальной системы ценностей. В условиях современного общества происходит постепенное ослабление действия патриархальных стереотипов и формирование более объективного представления женщин о себе.
Лестев А.Е. - Аспекты медицинских знаний в системе обучения японским боевым искусствам c. 49-55

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.16549

Аннотация: Среди наследия японской воинской культуры, сохранившегося в школах боевых искусств, можно выделить особую систему медицинских знаний. Эти знания применялись как для лечения, так и для выработки более эффективных методов уничтожения врага. Взяв за основу китайскую медицину и знания о лечебных растениях, японцы дополнили их уникальными знаниями, основанными на практике, полученной в военно-полевых условиях и в ходе тренировок в области боевого искусства. Даже сегодня можно научиться им у носителя традиции, т.к. многие школы боевых искусств сохранили их до нашего времени. В работе использовались общие методы культурологических исследований, в частности, системный, структурно-функциональный и типологический, а также исторический. Результаты исследования вносят вклад в знания о структуре, развитии и наследии воинских культур и школ японских боевых искусств, а также в общую историю медицины. В результате школы боевых искусств представляются в качестве сложного культурного феномена, представляющего многофункциональный институт воспитания феодального воина.
Пронькина А.В. - Косметические практики трансформации тела человека в условиях современной культуры: терминология, типология, сферы функционирования c. 56-71

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.20653

Аннотация: Предметом анализа в данной статье становится процесс реализации косметических практик трансформации тела в условиях современной культуры. Автор рассматривает косметические практики трансформации тела как способы обыденного или специализированного визуального преобразования телесности, связанные с живописным или живописно-пластическим оформлением внешнего вида человека без нарушения биологических структур его тела. Особое внимание в статье уделяется разработке феноменологической характеристики «операций» тела, поддерживающих его социокультурный статус, установлению корреляции с реализацией культурного бытия человека на нынешнем этапе. Основная задача статьи заключается в том, чтобы не просто обозначить проблему саму по себе, но попытаться установить те смыслы и границы, в которых осуществляется живописное и живописно-пластическое преобразование природной модальности тела, средствами терминологической, типологической и функциональной фиксации. Новизна работы, главным образом, состоит в актуализации дискурса косметических практик трансформации в рамках научной разработки проблем естественного и искусственного тела на современном этапе развития культуры. Ведь, как показано в статье, все они с точки зрения ее структуры реализуются как в обыденной, так в и специализированной областях, охватывают такие культурные комплексы как наука, образ жизни, мода, образование, искусство.
Попова О.В. - "Быть телом" или "иметь тело", "быть проектом" или "иметь проект" c. 58-76

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.1.10961

Аннотация: В статье рассматриваются основные модели репрезентации телесности в этико-философской перспективе. В частности, проанализированы три подхода к изучению феномена телесности, условно названных парадигмами: «парадигма» бытия (экзистенциальный, холистический подход к телу); 2) «парадигма» обладания (инструментальное, функциональное понимание телесности); 3) «парадигма» конструирования (тело как проект, артефакт технологий). Каждая из данных моделей скрывает определенный нормативный контекст и за каждой из них стоит свой способ понимания самого себя в мире и отражения мира в плоти собственного тела. Применяя историко-философский подход и этический анализ автор демонстрирует, как в жизни современного человека «разыгрывается» диалектика бытия, обладания и конструирования. Автор приходит к выводу, что в эпоху интенсивного технологического развития «техники тела» как результат внешнего социокультурного преобразования биологического субстрата (телесности) постепенно трансформируются в техники тела как результат симбиоза жизни и технологии. Инструментализация человеческого тела с помощью технических приборов и использования биотехнологий смещает процесс конституирования субъективности в область конструирования его телесности средствами биотехнологий.
Погонцева Д.В. - Культурно-историческая динамика представлений о женской красоте c. 67-85

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14612

Аннотация: Автор рассматривает феномен красоты через призму истории моды и костюма. Это обусловлено представлением о модной одежде как о способе раскрытия достоинств человека и презентации его тела с позиции представления о красоте в данный момент времени, в данной местности. Так как в целом категория «красота», применительно к человеку, чаще используется при описании и категоризации женщин, то в рамках данной работы рассматриваются представления о красивой женщине, их динамика изменения в разные моменты истории. В работе приведен теоретический анализ проблемы, с опорой на трудны по культурологии, искусствоведению, теории моды и костюма. Основным выводом работы является констатация феномена красоты тела с позиции его динамичности. На протяжении всех эпох существовало несколько женских образов, которые сменяли друг друга: образ девушки – подростка (худощавая, порою даже болезненно-худая, с угловатой фигурой); второй образ основан на спортивной фигуре, и третий образ красивой женщины – пышущая «здоровьем» красавица («Кустодиевская» или «Рубеновская»). Феномен «женская красота» является по своей природе социо-культурным, его трактовки менялись в зависимости от статуса женщины в обществе, от существующих в определенную эпоху гендерных отношений. Женская красота во многих ее интерпретациях сопряжена с возрастом, ассоциируется с молодостью, ей приписывается недолговечность.
Гринько И.А., Шевцова А.А. - Антропология манекена: ловушки и перспективы в музейной экспозиции c. 92-102

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.33547

Аннотация: Статья посвящена специфике использования манекенов в музейных экспозициях. Основной целью авторов было обратить внимание на нюансы выбора и подготовки музейного манекена с точки зрения музейной антропологии, и прежде всего на такие аспекты как антропологическое соответствие и символическую составляющую, которые позволяют превратить манекен из технического элемента в конструктивную деталь экспозиции, транслирующую элементы нематериального наследия. Помимо этого, целью статьи является анализ потенциальных рисков, связанных с игнорированием специфики манекена как конструктивной части музейной экспозиции. Основным источником исследования стали полевые материалы из современных экспозиций российских и зарубежных музеев. Ключевыми методами исследования стали метод кейс-стади и компаративный.   По итогам исследования можно сделать следующие выводы. Подбор манекенов для экспозиций необходимо производить с учетом реальной антропометрии историко-культурных групп; а если манекен не обезличен, его фенотип должен быть близок своей этнической группе. Если вышеперечисленное невозможно, то оптимальным вариантом является деантропологизация манекенов. В противном случае они девальвируют художественный уровень экспозиции и ценность подлинников. Статичные манекены с выраженными антропоморфными чертами воспринимаются скорее негативно, особенно при прямом визуальном контакте. При помощи манекенов можно ретранслировать многие техники тела как элементы нематериального наследия, и этим нельзя пренебрегать. Кроме того, манекены могут применяться в экспозиционной сценографии.
Канныкин С.В. - Бег в повседневности и праздничной культуре Ренессанса и Нового времени c. 143-154

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.33028

Аннотация: Предметом исследования является определение особенностей бытия бега как вида деятельности в социокультурной ситуации Возрождения и Нового времени Старого и Нового Света. Актуальность изучения социально значимых особенностей существования бега в повседневности и праздничной, карнавальной культуре XV – XIX вв. обусловлена тем, что именно в рассматриваемый период начинают формироваться ментальные запросы и восстанавливаться телесные практики, которые в 1896 г. станут душой и плотью первых Олимпийских игр современности, началом и кульминацией которых явились беговые состязания. Античный идеал калокагатии обогащается в это время идеями самодостаточности и самопроективности человека, чьи творческие, созидающие устремления в равной степени распространяются как на дух, так и на тело. Бег формирует физические и психические качества, расширяющие границы человеческого существования, являясь тем самым инструментом экзистенциального роста через преодоление границ телесной и духовной «нормальности», обусловленных стереотипами и устоями повседневности. Методологической основой проведенной работы выступают законы и принципы диалектики, способами получения знания являются анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия. Плодотворным оказалось рассмотрение бега с использованием культурологических понятий «повседневность», «праздник», «карнавал» и бинарной оппозиции сакральное/профанное. К областям применения полученных результатов относятся социальная философия, философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в трактовке бега на выносливость как экзистенциального измерения повседневности, способа организации коммуникации между разными видами поселений и социальных слоев и формирования эталонного «культурного тела» эпохи. Бег рассматривается как вид деятельности, преимущественно характерный для социальных низов, для маргинальных слоев общества участие в городском празднике в формате «карнавального» бега было способом интеграции в социум, проявлением коллективной солидарности. Их связанный с буффонадой бег был служением непритязательным вкусам толпы, но при этом бегущие в шутовском образе выходили сами и выводили зрителей из рутины повседневности, становясь ее контрапунктом. Также определен вклад высших слоев общества в развитие беговых практик: экономический (содержание бегунов-профессионалов и материальное поощрение победителей-непрофессионалов на городских праздниках); практический (любительский бег или другие атлетические упражнения как компонент повседневности джентльмена), идейный (гуманисты Ренессанса полагали физическую активность внерелигиозным способом преодоления времени через максимально долгое сохранение телесного благополучия).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.