Человек и культура - рубрика Культура и цивилизация
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Культура и цивилизация"
Культура и цивилизация
Алексеев-Апраксин А.М., Ли Л. - Шесть школ китайской Махаяны c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.2.37718

Аннотация: Настоящая статья представляет собой анализ буддийских школ Махаяны, получивших своё развитие в Китае благодаря освоению и адаптации знаний, поступавших в страну по Шелковому пути. Начиная с истории проникновения буддизма в Поднебесную, авторы предлагают читателю обзор основных школ китайской Махаяны: Тяньтай-цзун, Хуаянь-цзун, Чань-цзун, Изниту-цзун, Саньлунь-цзун и Фасян-цзун, отмечая, что все они изучаются и практикуются по сей день. Кроме того, многие из разработанных в них мировоззренческих положений в течении времени сформировали своего рода фреймы, объединяющие целый ряд культурных кодов китайского этоса. Обзор основных школ Махаяны позволил авторам статьи показать преемственность между индийскими источниками и китайско-буддийской мыслью, и в тоже время продемонстрировать культурные формы адаптации и самостоятельного развития учения. Реконструируемая авторами многовековая история существования школ свидетельствует о роли Китая в передаче буддизма в соседние страны. Настоящая работа выявляет концептуальное родство китайского и российского буддизма. Исследование показало такие черты буддизма, как открытость учения к новым культурам, отсутствие в нем догматичности и целый ряд ценных вневременных мировоззренческих ресурсов, необходимых для осуществления культурного синтеза.
Цуриков В.И. - Влияние географических и природно-климатических факторов на русский менталитет c. 15-32

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.20350

Аннотация: Предметом исследования является влияние природных условий, в которых протекала жизнь и хозяйственная деятельность восточных славян, на формирование некоторых характерных особенностей русского экономического менталитета. Анализируется роль особенностей ландшафта и географических факторов Восточной Европы в формировании специфического отношения первых поселенцев к окружающему пространству, своему жилищу и личной собственности. Особенности климатических условий вынуждали земледельцев к неравномерному в течение года трудовому ритму, который впоследствии распространился на весь жизненный уклад потомков. Природа и климат диктовали первым поселенцам и их потомкам тяжелые условия выживания в заболоченной, лесистой местности, вынуждая вести натуральное хозяйство, являющееся тормозом на пути развития товарно-денежных отношений, и тем самым консервирующим экономическую отсталость от Западной Европы. Исследование осуществлено преимущественно в рамках исторического метода, позволяющего выявить внутреннюю логику и предпосылки для образования и укрепления определенных ментальных характеристик. Основной вывод состоит в следующем. Распространенная среди восточных славян в силу природных, порожденных в первую очередь особенностями климата и ландшафта, и исторических причин подсечно-огневая форма земледелия вынуждала земледельцев вести кочевой образ жизни, под влиянием которого формировались и укреплялись ментальные характеристики кочевников.
Тузовский И.Д. - Глобальный праздник как культурный феномен Цифровой эпохи c. 33-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.31767

Аннотация: Предметом исследования является современная зрелищная и праздничная культура в аспектации влияния процессов глобализации на праздничное зрелище. Автор рассматривает новый феномен, появившийся в начале XXI в. - "глобальный праздник" в контексте процессов социокультурных трансформаций связанных с переходом человечества в Цифровую эпоху и формированием глобального информационного пространства. Особое внимание уделяется трём аспектам: формированию медийного и пост-мифологического глобальных праздников Цифровой эпохи и трансформации традиционного праздника в новые метанациональные формы. Методологическими основами исследования для выявления праздников, которые приобрели статус "глобальных" в современной культуре стала адаптация "метода первых полос", применяющегося в социологических, культурологических и футурологических исследованиях и социокультурный мониторинг, в том числе - включенное наблюдение. На основании проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что в современной культуре формируется несколько типов глобальных праздников, которые имеют метанациональный характер: К первой группе автор относит медийно-производимые праздники, которые связаны с постфольклором и постмифологией современного общества или представляют собой торжественные глобальные праздники (например, наградные церемонии политических, художественных и даже научных премий и событий). Ко второй группе автор относит этнически-традиционные, которые приобрели глобальный статус (Хэллоуин, День Святого Патрика, мексиканский день смерти, праздник красок Холи и т.д.). Феномен глобальных праздников должен учитываться при проектировании национальных стратегий культурной политики, а сам глобальный праздник может стать одним из инструментов "мягкой силы" в Цифровую эпоху
Быковская А.В. - Образ богини на троне в коропластике раннеэллинистического Боспора c. 46-68

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35728

Аннотация: Предметом исследования является анализ композиции боспорских терракот с образом восседающей на троне богини периода раннего эллинизма (конец IV в. до н.э. – конец II в. до н.э.). Привлекались статуэтки из коллекции Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника изучаемой иконографии. Терракоты из довоенных раскопок музея, а также ряд статуэток из раскопок Порфмия публикуются впервые. Цель настоящей работы – выделить и проанализировать характерные особенности иконографии богини на троне в боспорской коропластике, а также их сакральный смысл. Особое внимание уделялось интерпретации изображенных атрибутов, на основании которых предприняты попытки провести идентификацию божества.   Анализ иконографии свидетельствует о широком распространении культа Кибелы в III-II вв. до н.э. В античной коропластике образ этой богини связывается с такими атрибутами, как тимпан, львенок и чаша. Такие детали част встречаются и в боспорских терракотах. Однако к рубежу III-II вв. до н.э., возможно, под влиянием представлений автохтонного населения региона, возникает специфическая локальная иконография: появление новых атрибутов («медальона» с головой львенка и конуса). Массовое тиражирование нового образа в произведениях коропластики указывает на популярность культа синкретического женского божества среди широких слоев населения Боспора.
Мэн Х. - Становление китайского натюрморта в контексте взаимодействия западной и восточной художественных традиций c. 48-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.38791

EDN: HMFHMC

Аннотация: Китайская живопись цветов и птиц и западный натюрморт уникальны, но имеют определенное сходство в представлении объектов материального мира. Создававшие их художники относились к разным культурам, но обращались к похожим мотивам, средствам выражения, а также художественным материалам и приемам работы с ними. Постепенно их взаимодействие усиливалось, что приводило к заимствованиям и изменениям художественных концепций. В качестве главной проблемы настоящего исследования рассматриваются параллели в эволюции жанра натюрморта в китайской и западноевропейской живописи с XVII века по настоящее время — времени активного развития указанного жанра и на Западе, и на Востоке. Целью исследования является поиск сходства и различия в подходах китайских и западноевропейских художников при создании произведений в жанре натюрморт с точки зрения построения фона, композиции, цвета, способов выражения замысла, а также выбора темы и мотива изображения. Последовательно дается сравнительная характеристика творчества художников различных периодов от Караваджо и Ли Суна до Маркуса Люперца и Чжоу Шаохуа, а также целого ряда современных китайских живописцев. Комплексный художественный анализ картин различных авторов показывает, что в настоящее время можно говорить о поиске традиций в создании натюрморта в синтезе принципов западноевропейского искусства и гохуа.
Стожко Н.Ю., Судакова Н.П. - Химическое загрязнение среды обитания человека и вопросы развития экологической культуры c. 64-75

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.4.43897

EDN: WEDDHS

Аннотация: Предметом исследования является необходимость формирования современной экологической культуры в условиях растущей макроэкономической турбулентности и системного экологического кризиса. Объектом исследования является состояние современной окружающей среды, в целом, а ее химическое загрязнение, в частности. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как растущее в настоящее время химическое загрязнение окружающей среды, накопительный эффект такого загрязнения, вопросы обеспечения экологической (химической) безопасности и пути формирования экологической культуры. Особое внимание уделяется институционально-правовому аспекту развития экологической культуры в системе «природа – общество» и условиям, необходимым для предупреждения дальнейшего химического загрязнения окружающей среды. Основными выводами проведенного исследования являются предложения по созданию перспективной стратегии (программы) предупреждения и устранения химического загрязнения окружающей среды, завершению подготовки и принятию соответствующей нормативно-правовой базы по работе с химическим загрязнением и связанными с этим рисками, по повышению грамотности населения в области химической безопасности, разработке новой методологии мониторинга, оценки и купирования химических загрязнений на предприятиях и в организациях, являющихся источниками таких загрязнений, а также по пересмотру некоторых принципов и норм современной экологической политики в области борьбы с химическим загрязнением, корректировки ее главного направления, связанного с сохранением «status quo» окружающей среды в сторону ее рекультивации и воспроизводства. Новизна исследования заключается в разработке организационных аспектов, касающихся культуры обеспечения химической безопасности в современных условиях.
Михеева В.В. - Частная высшая школа России: история и актуальные проблемы изучения c. 68-80

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.2.37758

Аннотация: Объектом исследования является система негосударственного высшего образования России. Предметом является анализ исторических исследований, посвященных непростому процессу становления и развития частной высшей школы России в различные периоды отечественной истории. Методологической основой выступают диалектические принципы взаимосвязи процесса и результата, единичного, особенного и общего. Кроме этого — системный подход, способствующий выявлению состояния изученности заявленной проблемы. Также нашли применение сравнительно — исторический метод, позволяющий пояснить историографические факты истории приватного образования в связи с исторической обстановкой, ретроспективный метод, способствующий дополнению картины развития историко — педагогических событий в нашей стране. Актуальность темы исследования. Демократические реформы в России в 90-е годы XX века способствовали созданию условий для возникновения негосударственной высшей школы. Государственная высшая школа не смогла оперативно и масштабно отреагировать на изменявшуюся ситуацию в стране, рост интереса к образованию, появлению новых профессий и специальностей, предоставление возможности дополнительного заработка профессорско-преподавательскому составу государственных вузов и др. В этих условиях негосударственный сектор высшего образования пережил свое второе рождение, которое ждет своего осмысления. Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования состоят в следующем: обозначены тенденции развития российской системы частного высшего образования с момента ее рождения по настоящее время; дано определение термина "частная высшая школа"; в статье были сделаны выводы о состоянии отечественного знания по истории частной высшей школы.
Бочарова М.Ю. - Визуальные государственные символы Японии периода Мэйдзи как метки статуса c. 73-90

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.35261

Аннотация: Данная статья посвящена визуальной государственной символике Японии во второй трети 19 века (национальный флаг, личная печать императора, ордена и медали почета, знаки отличия в армии). Они будут рассматриваться как метки статуса. Узаконенные графические символы появились в истории страны впервые, собранные под влиянием европейской культуры и из актуализированных элементов «старой» японской культуры, в основном из родовых эмблем "мон". Здесь будут рассмотрены механизмы их появления и механизмы эволюции и вхождения в культурную среду на материале печатной тиражной продукции (почтовые открытки и гравюры стиля укие). Основным вкладом автора является комплексное рассмотрение государственной символики Японии конца XIX века как знаков статуса, что сделано впервые. Флаг, награду и эмблему императора использовали что бы прямо указать на свою принадлежность ведомству, как атрибут праздника или мероприятия, обозначить наличие власти и т.д. Для исследования использовались почтовые открытки, как источник редко применяемый к исследованиям политических символов, или только в ключе идеологии. Визуальные образы печатной продукции показывают и реальность использования государственных символов, и в рамках художественных приемов расширяют их способы применения как знаков.
Грибов Р.В. - Культурная инверсия понятия «социальная ответственность» на примере деятельности подразделений «Саратовнефтегаз» в 1950-80 гг. c. 81-89

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31504

Аннотация:
Статья ретаргирована в связи с тем, что аналогичный текст был опубликован автором ранее: Грибов Р.В. Культурная инверсия понятия «социальная ответственность» на примере деятельности подразделений «Саратовнефтегаз» в 1950-80 гг. // Культура и цивилизация. 2019. № 6А. Т. 9. С. 33-42. DOI: 10.34670 / AR.2020.46.4.004
Предметом исследования является исторический опыт взаимодействия промышленного комплекса и социальной инфраструктуры; объектом исследования является нефтегазовый комплекс Саратовской области в 1950-80 гг. Автор подробно рассматривает такие аспекты как формирование отечественной традиции социальной ответственности, взаимодействие отечественной культуры производства с либеральной традицией, специфика цивилизационной базы отечественной культуры в аспекте организации хозяйственно деятельности, трансформация практик социальной ответственности в зависимости от культурной среды, способы организации жизненного пространства предприятиями, региональные аспекты вопрос организации производства. В проведении исследования автор использовал методы, характерные для историко-культурологического подхода: сравнительный, статистический и ретроспективный методы. Рассмотрев материалы государственных архивов, архивов и музеев предприятий, автор делает вывод о наличие двух этапов в формировании концепции социальной ответственности предприятий. Анализ деятельности предприятий нефтегазового комплекса в период с 1950 по 1980 гг. позволяет сделать вывод о существенных культурных различиях в интерпретации социальной ответственности в условиях российской действительности и в либеральной традиции.
Ибрагимова А.Р. - Межкультурные коммуникации в пространстве социального взаимодействия c. 81-90

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.2.37961

Аннотация: Статья посвящена проблематике межкультурных коммуникаций, связанной с решением задачи реального достижения консолидации в современном социуме. В этой связи особое внимание уделяется анализу феномена социального взаимодействия, которое традиционно смешивается с процессом коммуникации. В статье освещаются причины этого смешения и его негативные социальные и культурные последствия. Рассматриваются также различные уровни и ситуации социального взаимодействия, определяющие характер и содержание возможных межкультурных коммуникаций. Основу методики исследования составило выделение различных уровней социального взаимодействия как условия межкультурных коммуникаций: микроуровня, мезоуровня, макроуровня и мегауровня. Исследование уровней социального взаимодействия показывает, что основные проблемы в межкультурных коммуникациях возникают из-за смешения этих уровней в процессе того или иного коммуникативного акта. Основными выводами приведенного исследования является, что именно в смешивании и неразличении коммуникативного и поведенческого пространства заключается основная причина многих современных социальных конфликтов и противостояний. В современном информационном обществе все чаще доминируют виртуальные коммуникации, создающие имитацию какой-либо социальной активности. Чтобы уйти от этой имитации, необходимо взаимное всестороннее изучение культур коммуникантов, участвующих в межкультурной коммуникации, которое включает в себя не только освоение соответствующих «культурных текстов», но и исследование процессов реальных социальных взаимодействий в их взаимосвязи (или при отсутствии таковых) с процессами коммуникаций.
Шульгина О.В., Шульгина Д.П., Михайленко Н.Л. - Роль картографической культуры в развитии познавательной, научной, коммуникативной и творческой деятельности человека c. 111-127

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.38505

EDN: NTZCTR

Аннотация: Статья посвящена исследованию роли картографической культуры в развитии познавательной, научной, коммуникативной и творческой деятельности человека. Географические карты рассматриваются как феномен мировой культуры и освещается их значимая роль во многих сферах жизни и деятельности человека. Раскрыто понятие картографической культуры. В основу исследования положены литературные, картографические источники, материалы музейных экспозиций и современных картографических выставок, собрание карт личного архива авторов, значительный опыт преподавания картографических и географических дисциплин в вузе и школе. В работе использованы методы визуального и системно-структурного анализа, сопоставления, исторический и логический.   Научная новизна исследования состоит в систематизации и обобщении множественной разносторонней информации, характеризующей проявления картографической культуры, условия ее формирования, компоненты этой культуры, в доказательстве на примерах значения картографической культуры в жизни современного человека. Основные выводы проведенного исследования: картографическая культура охватывает умения человека понимать, знать, читать карты; иметь развитое картографическое мышление и сформированное картографическое мировоззрение; представление о богатстве и разнообразии картографических произведений; умение создавать хотя бы на элементарном уровне тематические карто-схемы, воспринимать и воссоздавать картографические образы. Главной составляющей картографической культуры является овладения языком географических карт как одним из важнейших средств коммуникации, имеющим большое познавательное, мировоззренческое, идеологическое значение, обладающим наглядностью, доступностью, информационной емкостью, понятным на международном уровне.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.