Электронный журнал Человек и культура - №5 за 2020 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2020
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 26-10-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2020
Культура и культуры
Данилова Н.К. - «Вещный мир» в сакральном пространстве: ритуальная атрибутика в контексте знаковой информации (архетипы, образы и символы) c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.33707

Аннотация: Объектом исследования выступают ритуальные атрибуты, применяемые во время проведения различных обрядов, связанных в первую очередь с духами-иччи и небесными божествами айыы и обладающие высшей моделирующей и коммуникативной функцией. Как-то: жертвенная ложка айыы-шамана эбир хамыйах, кумысный ковш-черпак удьаа хамыйах, гадальная ложка тюерях и лопатка горшечника ытык хамыйах, которые входят в категорию ритуальных священных предметов и не используются в повседневной жизни. Междисциплинарный подход позволил применить историко-когнитивный метод исследования, при котором вещь рассматривается как нарративный текст и креативный инструмент для преобразования сакрального пространства.   Новизна исследования заключается в том, что, несмотря на достаточное изучение соотношения мифа и ритуала, семиотических аспектов функционирования той или иной вещи, организации сакрального пространства и т.д. у народа саха, данные ритуальные атрибуты не стали предметом семиотического изучения и определения их структурно-функциональной роли в мифо-ритуальном пространстве народа саха. В результате исследования сделаны следующие выводы: данные ритуальные атрибуты обладают медиативной функцией, при помощи которой устанавливается коммуникативная связь между айыы-шаманом и трансцендентальным пространством; во всех ритуальных действиях они участвует в моделировании устойчивого и стабильного жизненного пространства. Выявлено, что размешивание креационного сырья (кумыс, глина) было сродни акту творения, в котором рождались Природа и Человек, а айыы-шаман (алгысчыт) выполнял функцию демиурга. Кроме того, сделан вывод о том, что возможно в старину все эти функции были заключены в одном ритуальном атрибуте – жертвенной ложке эбир хамыйах, впоследствии ставшей праобразом шаманской колотушки.
Ярская-Смирнова В.Н., Божок Н.С., Зайцев Д.В. - Инверсия темпоральности в коммеморации культурно-исторической реконструкции c. 11-24

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.33747

Аннотация: В представленной статье объектом исследования являются коммеморативные практики культурно-исторической реконструкции. Предметом исследования выступает инверсия темпоральности в фестивальных практиках культурно-исторической реконструкции. Цель статьи – сквозь призму концепта инверсии социального времени выявить специфику темпоральных представлений исторических реконструкторов. Для её достижения проведен вторичный анализ данных интервью организаторов и участников фестиваля исторической реконструкции «Времена и эпохи». Эмпирическую базу исследования составили материалы российских медиа. Наиболее информативным явился контент портала «The City», разместившего интервью с участниками движения исторической реконструкции, представляющими различные российские города, социально-демографические и профессиональные группы населения. Новизной исследования является введение в научный оборот нового теоретического и эмпирического материала. Впервые в контексте темпорального подхода мемориальная культура и культурно-историческая реконструкция рассматриваются в качестве значимых и эффективных факторов коммеморации коллективного формата. Проведённый анализ позволил авторам статьи определить многовариативность мотиваций и интенций, составляющих основу коммеморативных практик культурно-исторической реконструкции. Фестиваль «Времена и эпохи» рассматривается авторами статьи в качестве примера неповседневных коммеморативных практик, где предметом коммеморативной деятельности является коллективное прошлое, актуализированное в социокультурном пространстве мегаполиса в рамках проектно-сетевого подхода. Раскрываются проблемы развития фестиваля как мемориального проекта, перспективы его интеграции в городскую среду.
Чжан Т. - К истокам создания пекинского хореографического училища. Ольга Александровна Ильина. c. 25-35

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.33738

Аннотация: Предметом исследования является первый этап создания Пекинского хореографического училища, Объектом исследования является педагог Московского хореографического училища О. А. Ильина. Подчеркивается ее вклад в создание первой профессиональной системы образования в Китае. Отмечается роль советских балетмейстеров и педагогов, которые тщательно изучили китайскую специфику преподавания. На базе русской системы хореографического образования, с ее накопленным ценным теоретическим и преподавательским опытом, они заложили основы для создания и развития системы подготовки балетного артиста в Китае, тем самым создав серьезную базу для профессионального развития китайского классического балета.     Новизна исследования настоящей работы заключается в анализе влияния О.А. Ильиной на ранний КНР балет. В связи с этим формируются задачи – рассмотреть особенности ее разнообразной деятельности в Китае (сначала как создания Пекинского хореографического училища, после – как педагога, очень много сделавшего для подготовки уже национальных кадров для балета) и оценить его значение для развития китайского балета. Научную новизну статьи обуславливает тот факт, что деятельность О.А. Ильиной в Китае ещё не была изучена.Значительную роль в подготовке и создании первой профессиональной балетной школе в Пекине сыграли педагоги Московского хореографического училища при Большом театре, в частности Ольга Александровна Ильина.
Глобализация, глокализация, массовая культура
Гэн Б. - Конфуцианство и межкультурная интеграция в контексте глобализации c. 36-44

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.34008

Аннотация: В статье рассматривается развитие конфуцианства в условиях глобализации.Глобализация представляет собой одну из наиболее обсуждаемых в последнее десятилетие магистральных тенденций мирового развития. Долгое время она оставалась одним из наименее строго определяемых социальных и политических феноменов.Статья определяет, что в процессе глобализации идеи конфуцианства обеспечивают теоретическую поддержку развитию культурного разнообразия. Подчеркивается, что фундаментальные конфуцианские принципы совпадают с главными морально-нравственными установками «мирового этоса».Так же в работе показаны особенности концепции китайской культуры в условиях современных глобализационных процессов. Основным направлением исследований китайских ученых, рассматривающих вопросы глобализации, признан анализ процесса культурной глобализации и поиск своего места в ней. В основе такого анализа лежит понятие культуры, принятое в китайской науке. При этом культурную глобализацию китайские исследователи оценивают неоднозначно. Установлена ключевая роль нравственных норм и культурных принципов в управлении государством. В то же время, посредством анализа статус-кво глобализации, предлагается, чтобы развитие и интеграция культуры основывались на поддержании культурной субъективности. Посредством своих выводов, статья полагает, что в будущем в развитии культурной глобализации и конфуцианства, чтобы удовлетворить потребности современного общества, окажет чрезвычайное влияние на культурное разнообразие в деле сохранения культурной идентичности.
Этнология и культурная антропология
Рязанова Э.Ф. - Приоритеты мусульманской молодежи в проведении свободного времени в современной Германии c. 45-53

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.34083

Аннотация: В данной статье автор анализирует как проводят свободное время молодые этнические мусульмане 2-3 поколения, рожденные в Германии, и студенты-мусульмане, приехавшие в Германию на обучения. Автором использовались такие методы как полевое этнографическое наблюдение и неформализованное интервью с информантами. Совокупность информантов формировалась методом снежного кома. Актуальность данной статьи заключается в том, что, изучая времяпровождение мусульманской молодежи можно проследить их степень интеграции в немецкое общество. Как правило в свободное время реализуются многие социокультурные потребности, поэтому изучая досуг молодежи, можно определить нравственный и духовный облик индивида. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии рассматривается досуг этнических мусульман, проживающих в Германии, на полевом материале, собранным автором.   Основными выводами проведенного исследования является, что как правило этнические мусульмане 2-3 поколения (молодые люди без высшего образования) проводят свободное время за интернетом, занятием спорта, либо деятельностью, подразумевающую под собой разного рода развлечения. Молодые мусульмане, обучающиеся в университетах, проводят свободное время за интеллектуальным досугом: читают художественную литературу, посещают музеи, выставки. Приоритеты молодых мусульман 2-3 поколения - это тихая размеренная жизнь без особых усилий и напряжений, отсутствие амбиций в получении образования. Для мусульман-студентов либо мусульман уже имеющих высшее образование приоритетом времяпровождения является: духовное и культурное развитие, накопление инвестиций и получение высококвалифицированной работы с достойной заработной платой.
Культура и власть
Быкова Ю.И. - К вопросу о создании Больших императорских корон в России в XVIII веке c. 54-75

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.33920

Аннотация: Объектом исследования являются Большие императорские короны российских монархов в XVIII веке. Целью исследования стало уточнение обстоятельств создания и бытования Больших императорских корон в России в этот период, а также выявление их художественных особенностей и анализ этих регалий как произведений ювелирного искусства с учетом стилистического развития. Для достижения обозначенной цели данного исследования автором был применен комплексный метод, основанный на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода. Для этого автор обратился к разнообразным источникам: неопубликованным архивным документам, воспоминаниям современников, а также изобразительному материалу. Автором статьи впервые комплексно исследована проблема создания Больших корон в России. На основе архивных документов удалось уточнить имена мастеров, изготовивших эти регалии, многие из которых были впервые введены в научный оборот. Это позволило сделать анализ художественного образа Больших императорских корон. Исследование показало, что в XVIII в. этот образ изменялся под влиянием стилистических пристрастий в художественной культуре России, а также в связи со сменой придворных ювелиров, принадлежавших к различным художественным ювелирным школам. Вплоть до Павла I, сделавшего регалии наследственными, Большие короны обычно разбирались после церемонии коронации, для которой они изготавливались.
Культура и культ
Головушкин Д.А., Гумарова И.Р. - Раздвигая или сужая границы «дозволенного». К проблеме определения понятия «религиозное искусство» c. 76-88

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.31638

Аннотация: Религиозное искусство – одно из сложнейших и противоречивых явлений в истории искусства. Попытки концептуализировать данный феномен стали предприниматься сравнительно недавно и в основном осуществляются в контексте бытования конфессионального, церковного / внецерковного, культового / некультового искусства. В силу этого религиозное искусство в отечественной гуманитаристике традиционно определяется двояко. В узком смысле, под религиозным искусством понимается совокупность произведений искусства, имеющих догматическое, вероучительное и богослужебное значение. В широком смысле религиозное искусство – это совокупность произведений искусства, сюжетно, идейно, образно раскрывающих религиозную тематику, выражающих религиозное мирочувствование, веру, опыт, однако не имеющих сакрального статуса, не предназначенных для поклонения и почитания, не являющихся частью богослужебных практик и храмовых комплексов. Из такого подхода следует, что ни то, ни другое определение не раскрывает и не отображает «оригинальности» или «качественной новизны» религиозного искусства. При соответствующей интерпретации и заданном «прочтении» религиозным искусством может считаться и церковное / внецерковное, и культовое / некультовое искусство. В результате возникает терминологическая путаница, под сомнение ставится необходимость введения понятия «религиозное искусство» и сам феномен. Ключом к пониманию этого явления и новым способом определения понятия «религиозное искусство» может стать их контекст – европейская и российская секуляризация. Не случайно о первом заговорили, а второе было осознанно и сформулировано на рубеже XIX – XX вв. В дальнейшем религиозное искусство продолжает актуализироваться в периоды истории, когда границы секуляризации / религии становятся подвижными, когда за них начинается борьба.
Культурное наследие, традиции и инновации
Хотко Б.С. - Традиционная культовая практика абхазов как способ сохранения этноса в условиях глобализации c. 89-94

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.31528

Аннотация: Рассматривается феномен сохранности традиционной культовой практики у абхазов в современных условиях. Основные задачи исследования: изучение обрядности в контексте традиционной веры (религии) абхазов, создание «сценария» ритуальной практики, а также оценка актуальности и роли этого феномена в жизни современного абхазского этноса. Автор приходит к выводу о том, что культовая практика выступает формой идентичности абхазов, культурным ядром и позволяет этносу самосохраниться в условиях глобализации и многочисленных разрушительных для этноса тенденциях современности. В работе использованы методы полевых исследований, а также сравнительно-типологические, исторические методы и метод включенного наблюдения. основными результатами проведенного исследования является вывод о том, что в современном абхазском обществе доминируют традиционные ценности и традиционная вера (религия), на "фоне" которых реализуются христианские или исламские практики. Традиционная вера является укорененной, всеохватной, регулируемой институтом жрецов и истинной верой всего абхазского этноса. Достоверность исследования подтверждается экспедиционными материалами автора, полученными в результате экспедиционной работы в период 2013 - 2017 годов.
Художественная культура и творчество
Фролов Д.А. - Творчество Аугуста Иванса в контексте развития художественной культуры Латвии 1920–1930 гг. c. 95-103

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.33667

Аннотация: Проблема изучения художественной культуры Латвии после обретения страной независимости в 1918 году почти не отражена в трудах отечественных исследователей. На основе новых фактов творческой биографии одного из выдающихся деятелей культуры Латвии, художника Аугуста Иванса (1895–1975), предпринимается попытка анализа отдельных явлений художественной культуры Латвии 1920–1930-х гг., прежде всего становления высшего художественного образования в Латвийской республике. Благодаря сохранившимся высказываниям художника, раскрывается роль выпускников российских художественных училищ в становлении Латвийской академии художеств. Особо выделена роль участия художника в процессе демократизации художественной жизни страны, благодаря его работе над иллюстрированием сатирических журналов.   Впервые подробно рассмотрев историю жизненного пути и творческой деятельности латвийского художника Аугуста Иванса, можно судить о становлении высшего художественного образования в Латвийской республике. Благодаря сохранившимся высказываниям художника, можно сделать вывод о важнейшей роли выпускников российских художественных училищ в становлении Латвийской академии художеств. В 1920–1930-х гг. в Латвии художественная жизнь стала более публичной, художники получили большие возможности выставлять свои работы. Появилось больше художников, которые смогли обеспечивать себя за счет продажи своих работ. Благодаря изданию большого количества сатирических изданий, в оформлении многих из которых принимал участие А. Иванс, происходит процесс демократизации художественной жизни страны. Также впервые публикуются данные о смерти и месте погребения художника.
Искусство и искусствознание
Галямов А.А., Ершов М.Ф. - М. А. Тебетев: социокультурные истоки живописи хантыйского художника c. 104-111

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.32286

Аннотация: Предметом исследования является творчество самобытного хантыйского художника Митрофана Алексеевича Тебетева (1924-2011), которое рассматривается с точки зрения анализа его социокультурных истоков. Творческое развитие данного самобытного хантыйского художника происходило на стыке двух взаимно проникающих культур: патриархальной культуры обских угров и культуры советского официоза. М. А. Тебетев достаточно органично впитал в себя обе эти культуры. Может показаться, что для его изобразительного творчества характерно тяготение к наивному стилю. Однако данная оценка во многом обедняет анализ содержания картин данного художника. Поэтому определённое отрешение от избыточного узкопрофессионального искусствоведческого дискурса способно вывести рассмотрение его творчества на иной, общекультурный уровень. Важнейшую часть исследования составили труды таких теоретиков как П. Тиллих, М. Дворжак, А. Хаузер, В. Н. Прокофьев, обусловившие, в свою очередь, теоретико-методологическое основы данной статьи. Источниками исследования послужили работы М. А. Тебетева, каталоги выставок и репродукции его произведений, а также труды, посвящённые творчеству художника. Основными выводами проведённого исследования являются: работы М. А. Тебетева обладают свойствами визуальных историко-этнографических источников. Развитие отечественной живописи от фотографической точности, к латентной иконописной простоте и открытому архетипическому язычеству отображает глубокие изменения в мировоззрении второй половины XX – начала XXI в.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.