Электронный журнал Человек и культура - №2 за 2018 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 02, 2018
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 26-04-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2018
Культура и культуры
Летцбор К.В. - Некоторые аспекты русской языковой картины мира на примере кинофильма «Москва слезам не верит» c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.25835

Аннотация: В фокусе данной работы стоит лингвокультурология и языковая картина мира как ее составляющая. Целью является анализ популярнейшей мелодрамы В. Меньшова «Москва слезам не верит» (1979) на предмет использования ее в качестве наглядного социо-культурного комментария некоторых аспектов русской языковой картины мира. В данной работе будет произведена попытка выделить основные языковые моменты, типичные для русской картины мира и отсутствующие в западно-европейской, и кратко описать их. Для сравнения была взята итальянская национальная картина мира. Исходя из сравнительного анализа известной нам научной и методической литературы были выделены основные феномены русской картины мира в сопостовлении с итальянской. Описательный метод был использован для разбора кинопроизведения и для выделения в нем значимых, с культурологической точки зрения, сторон русской культуры и быта. Новизна данного исследования состоит в предложении использования примеров из отечественного кинематографа для иллюстрации аспектов русской картины мира. На примере данного кинофильма были прокомментированы основные составляющие русской национальной картины мира, такие как дача, лимитчики и разница столичного и провинциального уровня жизни, пионеры, а также ученые степени, традиции празднования торжественных событий и имплицитные значения глаголов добираться и доставать. Практическое значение это может представлять, в первую очередь, при обучении иностранцев русскому языку и культуре.
Художественная культура и творчество
Шаповалова Н.В. - Крымская война в художественном творчестве ветеранов 1812 года (по произведениям П. А. Вяземского и Ф. Н. Глинки). c. 12-19

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.25941

Аннотация: Предметом настоящей статьи выступает поэтическое творчество русских поэтов, ветеранов Отечественной войны 1812 года, Федора Николаевича Глинки и Петра Андреевича Вяземского, посвященное Крымской войне и обороне Севастополя в 1854-1855 гг. Автор выявляет и анализирует комплекс стихотворений, созданных в период с 1853 по 1867 год. Они касаются различных тем: прославления героев и военачальников, военных действий на Кавказе, бомбардировки Одессы, обороне Севастополя, восприятия Крымской войны как войны за веру, сатирических обзоров военных действий союзников и некоторых других. В статье затрагивается вопрос о восприятии русским обществом Крымской войны сквозь призму исторического опыта 1812 года. Методологической основой исследования служат принципы исторического познания: объективность, историзм. В статье используются сравнительно-исторические методы: художественное творчество поэтов рассматривается на фоне публицистических произведений и литературного процесса эпохи в целом. Обращение к художественной литературе предопределило использование междисциплинарных методов из арсенала филологии и литературоведения: в частности, текстологических методов и структурного анализа. В результате проведенного анализа выявлены основные мотивы, прозвучавшие в художественном творчестве Ф. Н. Глинки и П. А. Вяземского. Оценка ими событий Крымской войны как представителей поколения 1812 года прежде не попадала в поле зрения исследователей. Стихотворения поэтов встраиваются в широкую палитру отечественной культуры середины XIX века, чем подчеркивается их значение не только как личного впечатления, но и свидетельства эпохи. Особое внимание уделено произведениям выражающим формирующуюся историческую память об обороне Севастополя во время Крымской войны.
Культура и власть
Санников С.В. - Концептуальные подходы к изучению феномена власти в семиотике культуры: ретроспективный методологический обзор c. 20-29

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.25821

Аннотация: Настоящая работа призвана восполнить пробел, связанный с недостаточной изученностью существующих подходов к изучению феномена власти в рамках семиотики культуры. Предметом исследования являются познавательные проблемы изучения феномена власти в работах представителей западноевропейской школы семиотики культуры и релевантные концептуальные подходы к их решению. Объектом исследования являются произведения классиков направления семиотики культуры (в статье анализируются подходы западноевропейских классиков семиотики (семиологии) XX в.: Э. Кассирера, Р. Барта, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра). Методологический разворот от позитивистской парадигмы, в рамках которой «власть» изучалась как политический и правовой институт, к постмодернистскому прочтению власти как глобальной системы формирования реальности, категории знания и всеобщего подчинения дискурсивным практикам, привел к существенному расширению методологических границ исследований феномена власти. Власть становится объектом исследования в рамках широкого спектра дисциплин, таких как философия, история, социология, лингвистика, политическая антропология, культурология. В условиях столь значительного дисциплинарного разнообразия приобретает особенное значение семиотика культуры как методологическое основание дальнейшего дисциплинарного синтеза. Проведенный анализ позволил выявить основные познавательные проблемы в изучении феномена власти в рамках работ данных авторов и обозначить релевантные концептуальные подходы к их решению. Результаты исследования позволили эксплицировать методологические предпосылки формирования современного направления семиотики культуры, способного стать теоретической основой дальнейшего анализа семиотических алгоритмов отношений власти.
Культура и культ
Егоров С.Ю. - Отрицание исторического мифа как основание идентичности (на примере советских протестантов) c. 30-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.25134

Аннотация: Предметом исследования является политика конструирования идентичности российских протестантов в советский период и в современной России. Основное внимание сфокусировано на таком культурном феномене как исторические мифы и их влиянии на конструирование собственной идентичности представителями протестантизма. Многие мифы о протестантах возникли еще до образования СССР, но в Советском Союзе приобрели особое звучание, дополненное новыми советскими мифами. В качестве материалов, составляющих основу источниковой базы исследования, выступают документы, собранные и написанные работниками Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. Основным методом исследования является культурно-исторический анализ, позволяющий выявить исторические мифы, их особенности и способы применения, а также основные понятия, которые использовались при их формулировании. Научная новизна исследования заключается в том, что советские исторические мифы о протестантах были рассмотрены в качестве самостоятельного направления изучения, а не просто в статусе иллюстраций к других сюжетным линиям. Проведенное исследование показало, что отрицание негативных мифов было и остается одним из основных компонентов политики идентичности российских протестантов.
Этнология и культурная антропология
Цыдыпова Л.С. - К вопросу о влиянии трансформации образа жизни баргузинских бурят в 1930-60-х гг. на особенности национального костюма c. 40-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.25451

Аннотация: В статье исследовано отражение трансформации образа жизни на повседневной одежде баргузинских бурят. Процесс формирования нового быта обусловил новый тип жизнеобеспечения, новый тип взаимодействий человека с окружающей средой. Внешние особенности традиционной одежды этноса органически связаны с внутренними культурно-мировоззренческими представлениями и константами. Изменения во внешнем облике традиционной одежды этноса, в свою очередь, характеризуют степень адаптации к внешней среде. Важную роль в формировании традиций изготовлений одежды играл тип природного ландшафта. Качественный метод исследования традиционной одежды в период трансформации дает представление об истоках тех или иных форм отдельного компонента одежды. Анализ содержательного интервью позволяет понять организацию внутренней структуры этнического сообщества в исследуемый период. В процессе трансформации в традиционной одежде выражение находят объекты и элементы социально-экономических связей иноэтничных групп территории, многие элементы покроя и декора были заимствованы. Механизм передачи и функционирования культурных традиций позволил исследовать значение пространственно-временных связей в традиционной одежде этноса. В качестве основного источника работы использованы полевые материалы, относящиеся ко времени советских преобразований образа жизни баргузинских бурят.
Художественная культура и творчество
Канокова Ф.Ю. - Юрий Карасов - художник вольного народа. c. 47-51

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.26069

Аннотация: Предметом настоящего исследования является творчество одного из основоположников изобразительного искусства Карачаево-Черкесской республики, первого профессионального ногайского художника - Карасова Юрия Баубековича. Автор проводит искусствоведческий анализ его живописных и графических полотен из этнографической серии ,,Ногай Эл,,. Выявляет общий стиль, определяет круг сюжетов каждого произведения, раскрывает символические значения ключевых образов, уделяя особое внимание изучению композиционных схем, использованию технических приемов, вычислению цветовых формул и определению основных колористических предпочтений художника. Методы искусствоведческого анализа произведений включают формально-стилистический и иконографический анализ всей серии и отдельно изображаемых образов. В проведённом исследовании автор прослеживает процесс создания каждой работы, начиная от возникновения идеи и, заканчивая, готовым продуктом. Выявляет пути творческого поиска, определяет источники вдохновения. Научная новизна исследования заключается в введении в современное искусствознание круга новых, не известных ранее произведений художника.
Музыка и музыкальная культура
Панкратов А.Е. - Ритмическое остинато и его проявления в новоевропейской музыке c. 52-59

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.25953

Аннотация: Объектом исследования является ритмическое остинато, которое понимается как повторение элементов музыкального языка, экспонирующее обособленную мысль и мыслящее себя как постоянно узнаваемое подобие. В статье подробно рассматривается ритмическое остинато в контексте эволюции музыкального мышления, в рамках коммуникативной функции музыки, многогранность его проявлений на разных стадиях развития музыкальной ритмики и в основных течениях новоевропейской музыки от барокко до массовых музыкальных жанров XX столетия. Выявляется взаимодействие ритмического остинато с другими элементами музыкального языка. В основе данной работы лежит описательно-аналитический метод, который представляется действенным при изучении как научной литературы, так и музыкальных произведений. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней впервые выполнен теоретический анализ тенденций использования ритмического остинато. Их комплексное рассмотрение и впервые представленное панорамное освещение позволили выработать собственный взгляд на соотношение и взаимодействие ритмических элементов в музыкальной практике. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что осмысление ритмического остинато в контексте новоевропейской музыки проясняет и снимает некоторые противоречия, накопленные в музыкознании.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.