Электронный журнал Человек и культура - №5 за 2016 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2016
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 02-11-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2016
Декоративно-прикладное искусство
Березина Е.С. - «Городок в табакерке»: образ города в русской и советской лаковой миниатюре c. 1-13

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.19106

Аннотация: На визуальном материале коллекции «Русская лаковая миниатюра» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства автор рассматривает галерею городских образов в русской и советской лаковой миниатюре и предлагает свою типологию изображений, располагая их между полюсами «реального» и «утопического». Изображения городских видов проанализированы в контексте сменяющих друг друга «режимов видения» и поддерживаемых властью технологий показа территорий. Описывая, как менялись подходы к репрезентации городского пространства в искусстве художественных лаков, автор прослеживает трансформации образа города в воображении жителей государства. С точки зрения методологии, автор опирается на принципы визуальных исследований и строит анализ содержания изображений учитывая социальный контекст их бытования. Исследование развивает традицию рассмотрения предметов с лаковой живописью как части российской и советской материальной культуры. Помимо введения в научный оборот новых визуальных исторических источников результатом исследования является фиксация сопровождающей смену исторических эпох динамики визуальной культуры, которая выражается в расширении «принципов видения» городского пространства и типов его изображения на предметах с лаковой миниатюрной росписью.
Музыка и музыкальная культура
Самбуева С.Б., Лыгденова В.Б. - Е.Д. Прозорова: из истории театрального и музыкального образования в Бурятии c. 14-23

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20197

Аннотация: Актуальность темы прежде всего связана с малочисленностью исследований, посвященных деятельности Колледжа искусств им. П. И. Чайковского, которому в этом году исполнилось 85 лет. Основное внимание в статье уделено раскрытию значения личности Екатерины Дмитриевны Миронской-Прозоровой, заслуженного деятеля искусств Бурят-Монгольской АССР, возглавлявшей коллектив учебного заведения с 1944 по 1958 гг. Через освещение разных граней деятельности директора, автор прослеживает и дает обобщенную характеристику становления и развития театрального и музыкального образования в Бурятии. Метод исследования связан с историческим анализом проблемы: применен метод сбора, обобщения и анализа архивных документов, материалов, полученных в ходе свободного интервьюирования с выпускниками Е. Д. Миронской-Прозоровой. Результаты исследования могут послужить отправной точкой для дальнейшего изучения процессов становления театрально-музыкального образования Бурятии. Область применения результатов – история культуры Бурятии, сохранение культурного наследия, история театрального образования Бурятии, история музыкального образования Бурятии, история Колледжа искусств им. П.И. Чайковского. Выводы: Результаты исследования расширяют знания об истории Колледжа искусств им. П.И. Чайковского (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ), оценивается вклад Е.Д. Миронской-Прозоровой в развитие театрального и музыкального образования Бурятии. Представлены имена музыкантов и актеров драматического театра, сыгравших значительную роль в истории культуры и искусства республики.
Искусство и искусствознание
Белоносова И.В. - Особенности воплощения жанра сюиты в сочинениях Евгения Кравцова c. 24-33

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20389

Аннотация: В статье впервые рассматриваются камерно-инструментальные сочинения сибирского композитора Е.Н. Кравцова. Проводится мысль о том, что его сюиты для фортепиано, скрипки и фортепиано, созданные в период с 1964 по 2000 г., составляют особую страницу творчества композитора, демонстрируя вариант композиции барочной сюиты. Анализируются главные композиционные признаки барочной сюиты и степень их претворения в сочинениях Е. Кравцова. Исторический ракурс позволяет выявить основной инвариант барочной сюиты и его значимость для всех последующих исторических эпох. Важнейшие признаки барочной сюиты рассматриваются в контексте сравнительного анализа композиционных моделей сюит Е. Кравцова и других, в частности западно-европейских, композиторов. Делается вывод о том, что инвариант барочной сюиты рассматривался композитором как модель, символ эпохи барокко и воплощал идеал гармоничной и классически уравновешенной музыкальной композиции. Все высказываемые в статье положения наглядно подтверждаются и разъясняются в развернутых аналитических схемах. Статья расширяет и углубляет представления об особенностях камерно-инструментальной сюиты в творчестве современных отечественных композиторов.
Музыка и музыкальная культура
Самбуева С.Б., Дугарова Т.Б. - Музыкальное образование Бурятии: становление и развитие Колледжа искусств им. П.И. Чайковского (1920-1940-е гг.) c. 34-43

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20769

Аннотация: Объектом исследования является система профессионального музыкального образования в период с 1920 по 1940 гг. Предметом исследования является история становления и развития первого в Республике Бурятия учреждения музыкального образования - Колледжа искусств имени П. И. Чайковского. Актуальность изучения истории музыкального образования обусловлена потребностью в осмыслении аспектов развития национальной культуры и образования. Результаты исследования могут послужить отправной точкой для создания инновационных учреждений в сфере музыкального образования, сохраняющих лучшие национальные традиции республики. Область применения результатов – история культуры Бурятии, сохранение культурного наследия, история музыкального образования Бурятии, история Колледжа искусств им. П.И. Чайковского. Метод исследования связан с комплексным анализом истории становления и развития Колледжа искусств им. П. И. Чайковского. К проведенному историческому исследованию был применен метод сбора, обобщения и анализа архивных документов. Научная новизна исследования состоит в том, что дана целостная картина становления и развития Колледжа искусств им. П. И. Чайковского в 1920-1940 гг. в контексте конкретно-исторических условий советского общества; показано влияние политики государства на формирование и развитие профессионального музыкального образования в республике; введены в научный оборот уникальные архивные материалы.
Культура и культуры
Александров Н.Н. - Три манеры в творчестве Ласло Моголь-Надя c. 44-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.19177

Аннотация: Предмет исследования - творческий путь крупнейшего представителя модернизма первой трети ХХ века интернационального конструктивиста Ласло Мохоль-Надя. Статья построена по материалам подготовленной автором монографии о творчестве Надя, в которой дается полный обзор его творчества. Предложена классификация периодов творчества мастера, связанная с общим состоянием циклов культуры и стилевыми особенностями эпохи. Рассмотрена специфика его творчества в 1920-х годах и затем в 1930-х. Период начала 1940-х обрывается со смертью автора в 1946 году. Приведена масса иллюстраций его работ, характеризующих обозначенные три периода. Статья написана с позиций системного и генетического метода в искусствоведении. Применена структурно-циклическая модель, позволяющая описать творческий путь рассмотренного автора. Новизна состоит в том, что это первая такого рода обобщающая публикация о Ласло Мохоль-Наде на русском языке. Но и при учете иностранных источников можно сказать, что другие исследователи его творчества не устанавливали подобной периодизации, а также не рассматривали творчество Надя как вписанное в контекст ментальной эволюции в ХХ веке.
Суворкина Е.Н. - Средства массовой информации и медиапродукция как сегменты российской индустрии субкультуры детства: конституционные основания экономико-правовых субститут-феноменов c. 58-74

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20799

Аннотация: В статье рассматриваются экономические и правовые основы двух субститут-феноменов - сегментов рынка товаров (индустрии) субкультуры детства. Показано, что печатные издания в полной мере реализуют конституционное право на свободу слова, при этом учитывают, что отсутствие цензуры не означает введение ненормативной лексики. Кроме того, что особенно важно в настоящее время, выпускаются журналы на национальных языках, что является доказательством реализации на местах проводимой Российской Федерацией политики по сохранению языка и культуры малых народов, сохранения национальных языков. Для реализации цели и задач работы были использованы следующие подходы: феноменологический, структурный и системный подходы. В исследовании задействованы метод анализа и синтеза, сравнительно-аналитический метод. Используемые методы соотносятся с принципом следования логике и принципом объективности. Основные положения и выводы проведенного исследования могут использоваться в условиях потребности регулирования деятельности различных сегментов индустрии субкультуры детства (в частности, сегмента средств массовой информации и сегмента медиапродукции), как экономико-правовых феноменов, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующей законодательной базой. Это позволит сделать рынок детских товаров более цивилизованным, ориентированным не только на финансовую составляющую, но и на формирование «здорового» информационного пространства детей.
Культура и культ
Вороничева О.В. - Специфика осмысления православных святынь в брянском тексте c. 75-82

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20214

Аннотация: В статье анализируется культурное пространство Брянска с точки зрения отражения в нем православной жизни и ее влияния на облик и судьбу города, основание которого произошло тремя годами раньше крещения Руси. Целью исследования является выявление специфики репрезентации образа Брянска как носителя христианских ценностей. Несмотря на разнообразие христианских тем, мотивов и образов, представленных в брянском тексте, в нем пока недостаточно осмыслена роль православия в становлении и развитии городской культуры. Статья выполнена в рамках семиотического подхода к изучению города. Предпринята попытка прочитать Брянск как текст, в качестве источников которого рассмотрены исторические мифы, культурный ландшафт, язык города и художественные тексты, сохраняющие богатую на события более чем тысячелетнюю историю топоса. Семиотическое прочтение Брянска с учетом его эволюции позволило выявить доминантные образы культурного пространства, наиболее полно воплощающие православные святыни и отражающие судьбу христианства в России. К ним относятся Покровская гора с целым комплексом храмовых построек, Свенский Успенский мужской монастырь, а также разрушенный в 1968 г. Новопокровский собор. О структуро- и смыслообразующей роли церквей в городском пространстве свидетельствует наличие годонимов, образованных от названий храмов. Святым и благодатным краем предстает Брянск в художественной картине мира. В ней весьма распространена аналогия между религиозными и природными образами, вкупе составляющими область сакрального в городе.
Экранная культура и экранные искусства
Жемчугова О.А. - Эволюция героев массового кино США и СССР/ России c. 83-92

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20781

Аннотация: В рамках исследования рассмотрен массовый кинематограф США и СССР. Несмотря на идеологическую полярность, культура данных стран была во многом взаимосвязана. В ее рамках применялись сходные инструменты для раскрытия важных символов, выражения общественных настроений. В довоенный период герои фильмов двух стран были похожи друг на друга - они жили в пространстве идеальной мечты, соответствующей актуальным ценностям того времени. Однако в послевоенный период эволюция героев массового кино США и СССР пошла в разных направлениях. Предметом данного исследования является анализ таких направлений. В качестве методологической основы использовался философско-культурологический подход, подразумевающий применение общенаучных методов системного и структурно-функционального анализа. Основным результатом проведенного исследования является выделение закономерностей развития образов протагонистов в массовом кино США и СССР/ России. Показано, что в фильмах США приоритет в таких образах отдается личности как таковой, а в отечественных кинокартинах - взаимосвязи личности и социума. Демонстрируются причины таких закономерностей.
Изобразительные искусства
Шоколо И.Н. - Типичное и индивидуальное в портретах духовенства кисти Б.М.Кустодиева. c. 93-105

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20479

Аннотация: Данная статья посвящена малоизученному аспекту творчества Бориса Михайловича Кустодиева – портретам русского духовенства. Произведения, исследуемые в комплексе, охватывают период с 1901 года по 1920 год: от женского портрета,созданного во время обучения в Императорской Академии Художеств, заказных работ и этюдов, до двух листов из поздней акварельной серии "Русские типы". Автором предлагается применение категорий «индивидуального» и «типичного» для анализа художественных образов священников и монахинь, созданных мастером. Живописные произведения предлагаются в хронологическом порядке их создания. Проводится стилистическая и композиционная оценка, позволяющая проследить развитие и использование художником колористических и декоративных принципов, как основных художественно-выразительных средств, в рамках традиций русской реалистической школы. В качестве научной новизны в статье отмечается путь становления восприятия художником клерикального образа от индивидуальных характеристик модели к обобщенно-значимым. В результате автор исследования определяет тему портрета духовного лица в творчестве Кустодиева, как неотъемлемую часть его миропонимания «русского» и «национального».
Архитектура и дизайн
Гудкова Т.В. - Архитектурно-художественное выражение стиля и образа жизни в минималистическом жилом пространстве c. 106-114

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20409

Аннотация: Предметом исследования является архитектурно-художественное выражение стиля и образа жизни в жилом минималистическом архитектурном пространстве. В статье рассматривается архитектурное жилое пространство как малое социальное пространство, которое имеет сходные характеристики с общим понятием, но, одновременно, и специфические особенности. Общность функций архитектурного пространства, как более общей категории, и жилого архитектурного пространства, дает основания для исследования его наравне с другими архитектурными социальными пространствами. Для этого автором были выделены особенности, характерные для минималистического архитектурного пространства. На основании антропологического подхода минималистическое жилое архитектурное пространство рассматривается как особый способ опредмечивания себя при помощи архитектурно-художественных средств образа и стиля жизни. На основании базовых стилистических средств минималистической архитектуры делаются выводы о том, что ведущими средствами архитектурно-художественного выражения стиля и образа жизни в минималистическом жилом пространстве являются простота, пустота и функциональность: простота во всем (предметах, мебели, поверхностях, функциях и т.д.); пустота внутреннего пространства (без вещей с минимумом мебели); качественная и высокотехнологическая функциональность процессов жизнеобеспечения в режиме «сон-бодрствование».
Музыка и музыкальная культура
Баярсайхан С.Б. - Саксофон в симфонических партитурах c. 115-124

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20625

Аннотация: В данной статье рассматривается одна из важных, но недостаточно исследованных проблем инструментовки, музыковедения, а также музыкальной педагогики, связанной с инструментоведением, инструментовкой и композицией – использование авторами оперно-симфонической и балетной музыки инструментов семейства саксофонов в своём творчестве. На основании результатов исследования ряда авторских партитур сочинений композиторов различных стран и культурно-исторических эпох, , а также научных трудов по вопросам теории и практики инструментовки, в статье раскрываются способы, особенности и тенденции применения представителей семейства саксофонов в партитурах произведений для симфонического оркестра и – как музыкально-сценического (опера, балет, музыкальные иллюстрации к драматическим произведениям), так и иных направлений (автономные сочинения и музыкальные иллюстрации к кинофильмам). Несмотря на проявленный композиторами интерес к семейству саксофонов, его представители семейства, однако, не стали постоянными участниками симфонического оркестра.
Сравнительно-исторические исследования
Костюков А.Л. - Укрепление позиций русского языка в мире c. 125-139

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20273

Аннотация: Данная статья посвящена анализу положения русского языка за пределами России, а также мерам, направленным на укрепление его позиций. Спустя годы после распада СССР, русский язык стал не столь популярным для изучения, а современные механизмы по его продвижению уже устарели и теряют свою эффективность. В работе рассматриваются потенциальные возможности и действия для укрепления гуманитарного и политического влияния России, как в странах ближнего зарубежья, так и на западе. Сравнительно-исторический и институциональный подходы составили теоретико-методологическую основу исследования. Также в работе используется компаративный подход, направленный на выявление позитивного опыта института культурной дипломатии, который мог бы быть адаптирован и применен на практике в рамках реализации современной российской внешней политики. В отечественных исследованиях уделяется недостаточное внимание анализу международного опыта в области применения культурной дипломатии как инструмента, оказывающего весомое влияние на успехи внешней политики, поэтому автор ставит перед собой задачу повлиять на позиции русского языка в мире. Это будет способствовать повышению международного престижа и уровня «доверия» страны, а также сможет определить эффективность имеющихся механизмов, открыть новые возможности многостороннего сотрудничества культурной дипломатии как инструмента реализации внешней политики РФ с представителями исполнительной власти иностранных государств на международной арене.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.