по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Руднев Вадим Петрович
Психология и Психотехника, 2018-2
Руднев В.П. - Мышление и Реальное Лакана c. 11-21

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.2.25573

Аннотация: Предметом исследования является соотношение человеческого мышления с одним из самых сложных концептов Жака Ланка - Реальное. Непосредственного доступа в Реальному нет, только через Символическое, то есть через язык. Мышление связано с Реальным через инстинкт смерти, поскольку Лакан в семинаре "Этика психоанализа" отождествляет эти два концепта. Исходя из этого, можно предположить, что мышление является галлюцинаторным феноменом, поскольку оно действует в поле "согласованного бреда", как автор статьи в своей книге "Логика бреда" (М., 2015) называет нашу обыденную реальность. Как показывает автор статьи, Реальное для европейского человека ассоциируется с основателем христианства. Мышление связано с преодолением фрустраций. Поэтому мышление будет не нужно, когда человек станет полностью сознательным в смысле Г. И. Гурджиева и его школы. Но это очень долгий и мучительный путь. Методология исследования связана со структурным психоанализом Лакана, а также с методом психосемиотики, выработанным автором статьи на протяжении многих лет его работы на стыке психологии и фундаментальной философии. Новизна исследования - в сопоставлении мышления и Реального Лакана. Автор приходит к выводу, что мышление человека носит галлюцинаторный характер, т. к. Лакан связывает Реальное с инстинктом смерти, а инстинкт смерти также имеет галлюцинаторный характер. Поэтому мы должны работать над преодолением мышления в поисках Сознательности в смысле Г. И. Гурджиева и его школы. Сознательному человеку мышление как операция с арбитрарными знаками не нужно.
Философия и культура, 2015-11
Руднев В.П. - Проблема истины и лжи в нарратиной онтологии

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.15368

Аннотация: Нарративная онтология является научно-философской концепцией, разрабатываемой автором статьи на протяжении многих лет. Суть ее в том что истина и ложь считаются в этой системе иллюзорными понятиями, и на их место становятся вопросы: «Что будет дальше?» и «Чем это кончится?» Тем не менее, проблема истины в нарративной онтологии звучит достаточно отчетливо: истина в вымышленном дискурсе, истина в повседневном высказывании, Истина с большой буквы, истина «со средней буквы». В статье вводится концепт «провал в истину», что означает такое положение вещей, при котором человек проваливается, как в колодец, в иллюзию истины и там застревает. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем впервые в мировой науке построена новая модель реальности на основе понятий нарративной логики и теории смысла. Технически эта модель использует ленту Мебиуса, которая по представлениям автора концепции, движется одновременно в противоположные стороны — в сторону накопления информации («по жизни») и в сторону накопления энтропии (против жизни). В настоящей статье используются методы философии обыденного языка, разработанные Э. Муром, Л. Витгенштейном, Дж. Остином и другими философами аналитического направления. Основными выводами настоящего исследования являются следующие: 1. Понятия истины и лжи являются иллюзиями нашего сознания, находящегося в шорах якобы единственного мира, в то время как на самом деле мы существуем параллельных мирах 2. Нарративная онтология считает, что основным ее постулат является постулат смысла на развертывающейся в противоположные стороны ленте Мебиуса. 3. Проблема жизни против жизни заключается в том, что мы живем в противоположных направлениях времени - в направлении накопления энтропии и в направлении накопления информации
Философия и культура, 2015-7
Руднев В.П. - Заметки о теории мышления (К философскому осмыслению позднего творчества Бетховена)

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.15064

Аннотация: Будем считать, что философская мысль это пропозиция, которая отрицает предыдущую философскую мысль, ставшую обыденной пропозицией. Философу нужно сказать что-то новое, чего еще раньше никто не говорил. Если безумие это неспособность безмятежно пребывать среди вещей (Людвиг Бинсванегр), а мысль это то же самое, что отсутствие вещи (Уилфред Бион), то из этого следует, что безумие – это и есть то самое место, где рождается мысль? Любое мышление является процессом психопатологическим. Это соотносится с теорией Тимоти Кроу, что homo sapiens стал таковым только после формирования шизофренического генa [12], или, что, по словам Ю. М. Лотмана, способность разума мыслить это в определенном смысле способность человека сходить с ума. Все эти размышления, однако, расходятся с другой мыслью Биона, в соответствии с которой мышление связано со способностью претерпевать фрустрацию: способность выдерживать фрустрацию позволяет психике образовать мысль как средство, благодаря которому выносимая фрустрация становится более выносимой. В статье применяется выработанный автором за долгие годы работы метод, названный им психосемиотикой патографического текста Научной новизной данного исследования является рассмотрение теории мышления под углом зрения психоаналитических и дазайн-аналитических концепций Людвига Бинсвангера и Уилфреда Биона. Мышление является одно из алтернативных реакций ребенка не фрустрацию. Ребенку предостален выбор: либо кричать, либо начать думать. Эта вторая реакция ведет к развитию мышления.
Психология и Психотехника, 2015-5
Руднев В.П. - Психология микросцены

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.5.14994

Аннотация: В статье вводится понятие микросцены. Это, как правило, травматический, но иногда наоборот позитивный эпизод в жизни человека, который влияет на всю его дальнейшую судьбу. Понятие микросцены является расширением психоаналитического концепта первичной сцены, при которой маленький ребенок следит за половым актом родителей, который воспринимает как насилие отца над матерью, что служит основой зарождения Эдипова комплекса. Для микросцены это не обязательно. Это может быть просто какой-то запомнившийся на всю жизнь позитивный или негативный эпизод. В статье понятие микросцены подробно анализируется на примере эпизода психологического абьюза, который совершался над маленьким Бетховеном, когда его пьяный отец Иоганн и его друг будили Людвига ночью и заставляли его насильно играть гаммы. Эта микросцена надолго врезалась в память Бетховена и, как обычно и бывает в подобных случаях, привела к диссоциации личности и творчества Бетховена, поэтому мы имеем как бы трех Бетховенов: циклоида-меланхолика, социопата и шизоида. Далее в статье микросцена соотносится с феноменом русской телерекламы как чистой наррации, за которой почти не стоит никакой продукт. Автор статьи приходит к выводу, что вся человеческая жизнь состоит из осознанных или бессознательных микросцен, оставляющих неизгладимые следы в его судьбе. В статье используется авторский метод, так называемая психосемиотика, или философия психиатрии. Суть метода заключается в дизъюнктивном синтезе семиотики и теоретического психоанализа. Особым вкладом в исследование темы автором является введение им понятия микросцены как расширения фрейдовского понятия первичной сцены, или первосцены. Это впервые употребляемый на русском языке концепт, при помощи которого автор статьи анализирует ситуацию психической травмы, или абъюза, эпизода из бытовой жизни, телерекламный ролик, а также цитаты и реминисценции. Основой научной новизны данной статьи является сам термин "микросцена" который есть негативный или (гораздо реже) позитивный эпизод в жизни человека, который запоминается им надолго и во многом определяет его судьбу. В заключении к статье автор приходит к выводу, что мы окружены микросценами, своеобразными психологическими элементарными частицами, их которых состоит, в сущности, вся наша жизнь.
Культура и искусство, 2015-4
Руднев В.П. - Деперсонализация и реперсонализация (На материале пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и фильма Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие»)

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.15181

Аннотация: Статья посвящена анализу пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и поставленному по мотивам этой пьесы фильму Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие». В основе анализа лежит разграничение понятий деперсонализации и реперсонализации. Этот концепт, предложенный автором статьи, означает оживление личности, становление человека самим собой, индивидуацию, метанойю. Все персонажи пьесы Шоу и фильма Сокурова, деперсонализированные окружающей их обстановкой войны, реперсонализируются в финале с приближением неизбежной смерти. В статье также в рамках разрабатываемого автором метода психосемиотики рассматриваются ассоциативные идентификации персонажей пьесы и фильма. Так капитан Шотовер предстаёт Сталиным, Брежневым, пророком Моисеем, Христо, Богом Отцом, капитаном Ахавом. Элли Дэн - это и «Алиса в стране чудес», и Элли из «Волшебника изумрудного города». Фильм Сокурова (1986) рассматривается как посвященный деперсонализированной советской интеллигенции перед наступлением перестройки. В статье используется метод, разрабатываемый автором на протяжении многих лет на стыке психоанализа, поэтики и семиотики. Он назван психосемиотикой Новизна данного исследования заключается прежде всего в том, что автор на материале пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и фильма Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие» наряду с общепринятым термином деперсонализация вводит свой концепт реперсонализация, означающий становление человека самим собой, индивидуацию, метанойю. Также в статье на основе психосемиотического метода исследуются ассоциативные идентификации персонажей пьесы и фильма.
Психология и Психотехника, 2013-8
Руднев В.П. - Курение и навязчивости

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.9126

Аннотация: В статье исследуется взаимоотношение между курением и навязчивостями. Автор полагает, что курение связано с обсессиями, прежде всего, через влечение к смерти. В статье развернуто положение о том, что во внутреннем мире человека имеет место два противоположных механизма: истерический и компульсивный. Первый реализует себя как различие, второй как повторение. Природа, истерическое, чаще всего проявляет себя как повторение, культура, компульсивное, проявляет себя как различие. Но природа и культура не могут существовать друг без друга. Повторение без различия это психическая смерть, различие без повторения это природная безответственность органической жизни. По мнению автора, курить можно творчески реализуя оба эти канала как дизьюнктивный синтез истерии и обсессии. Однако бросить курить важно для того, чтобы более эффективно использовать свой креативный потенциал по ту сторону влечения к смерти.
Психология и Психотехника, 2013-5
Руднев В.П. - Модальная типология психических расстройств

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.5.7977

Аннотация: В статье строится модальная типология психических расстройств, использующая идеи классического психоанализа Фрейда, в частности, изложенные в его случаях Доры, Раттенмана и Человека Волка. Автор рассматривает триаду «невроз - пограничное расстройство – психоз», где модальным оператором служит словосочетание «реально, что». Автор также использует гипотезу Т. Кроу о том, что шизофрения есть плата за использование людьми арбитрарного языка. На одном конце психического континуума находятся люди, которых принято называть нормальными, на другом – те, которых принято называть психотиками. Нормальные люди являются шизо- в наименьшей степени, психотики – в наибольшей. Нормальный человек принадлежит к шизо-, потому что он пользуется арбитрарным языком, где слова не похожи на вещи, которые они обозначают.
Культура и искусство, 2013-5
Руднев В.П. - К проблеме семиотики «зеркала»: (Воздействие и странные объекты в кинематографе)

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.8002

Аннотация: В статье исследуется феномен зеркала на примере одноименного фильма А. Тарковского. Кино обладает свойством странного объекта (концепт У. Биона) воздействовать на нас особым образом, а именно как система двух зеркал в модели индивидуального и коллективного бессознательного бессознательного. Происходит это при помощи механизма интимизиации (термин Б. Шифрина) путем комммуникции в режиме «Я – Я» (Ю. Лотман)
Психология и Психотехника, 2013-2
Руднев В.П. - О некоторых особенностях психотического мышления (внутри и снаружи)

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.2.7408

Аннотация: В статье излагается новый взгляд на проблему психотического мышления. В частности, основной считается проблема соотношений внутреннего и внешнего и соотношением между ними. Если ранее считалось, что психоз представляет собой осуществление рперзентации чего-то внутреннего так, как будто это внешнее внешне (проекция, галлюцинация), то в настоящей статье показывается, что на самом деле при психотических состояниях имеет место сложная диалектика того, что находится снаружи, и того, что находится внутри.
Психология и Психотехника, 2012-5
Руднев В.П. - Странные объекты и странные факты
Аннотация: В статье излагается новый взгляд на бредово-галлюцинаторный комплекс, в соответствии с которым в нем господствуют «странные объекты» (термин У. Биона) и странные факты (термин, введенный автором статьи). При бреде величия больной сам превращается в странный объект, в галлюцинирующую. Галлюцинации, и мир для него исчезает.
Культура и искусство, 2011-5
Руднев В.П. - Реальность и существование
Аннотация: Это исследование представляет собой маленький трактат, написанный в духе позднего Л. Витгенштейна («Философские исследования», «О достоверности») , Э. Мура «The proof of external world») и «Исповеди» Блаженного Августина. Автор анализирует проблему реальности и существования в духе философии полифонического мышления , то есть такого, которое не может однозначно ответить на вопрос о первичности/вторичности сознание или материи, Бога или реальность. сознания бессознательного, и которое одновременно верит и не верит в существование Бога, реальности, бессознательного и даже самого сознания.
Культура и искусство, 2011-4
Руднев В.П. - Реальность как ошибка
Аннотация: Автор отстаивает в статье тезис, в соответствии с которым, реальность является ошибкой. На ошибках построен весь психоанализ. Ошибки изобилуют в обыденной жизни.На феномене ошибки построен художетсвенный сюжет.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.