по
Международное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Международное право" > Содержание № 03, 2023
Выходные данные сетевого издания "Международное право"
Номер подписан в печать: 03-09-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шинкарецкая Галина Георгиевна, доктор юридических наук, g.shinkaretskaya@yandex.ru
ISSN: 2644-5514
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2023
Международные судебные органы
Смирнов В.В. - Некоторые проблемы, связанные с надзором за деятельностью Международного уголовного суда c. 1-12

DOI:
10.25136/2644-5514.2023.3.40921

EDN: ALQKHB

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с надзором за деятельностью Международного уголовного суда, в том числе некоторые аспекты деятельности одного из механизмов контроля и надзора за работой Международного уголовного суда – Независимого механизма надзора (Independent Oversight Mechanism). Автор подробным образом рассматривает как деятельность МУС затрагивает интересы Российской Федерации и других стран, а также анализирует возможности осуществлять государством контроль и надзор за деятельностью МУС, если Статут МУС не ратифицирован, и страна не является государством-участником. Автор рассматривает рекомендации, которые были даны группой экспертов, касающиеся работы Независимого механизма надзора. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области деятельности должностных лиц органов международной уголовной юстиции, связанные с работой Независимого механизма надзора.   Темы, связанные с ответственностью должностных лиц международных судебных учреждений, их подотчетностью, а также с контролем и надзором за их деятельностью мало изучены. Между тем, хоть и Россия не является государством участником Статута МУС, тем не менее судебные акты данного международного судебного органа оказывают влияние на репутацию государства. Автор приходит к выводам, во-первых, о необходимости развивать научную мысль в указанном направлении, с целью повышения эффективности защиты государственных интересов, а во-вторых, о возможном рассмотрении инициативе по созданию независимого контрольного механизма, который бы функционировал в рамках Совета Безопасности ООН.
Развитие отдельных отраслей международного публичного права
Белозерцев С.М. - Формы возмещения вреда в международном публичном праве c. 13-20

DOI:
10.25136/2644-5514.2023.3.39612

EDN: CPBDFM

Аннотация: Исследование проблем международно-правовой ответственности, как одного из базовых элементов международно-правового регулирования имеет особое значение в связи с тем, что субъекты международного права, пользуясь диспозитивностью и консенсуальным характером его норм, злоупотребляют ими в своих интересах, нередко серьезно ущемляя интересы своих международных партнеров. Институт международно-правовой ответственности является одним из наиболее ранних форм межгосударственных отношений, возникший задолго до формирования международного публичного права как правовой системы. В статье рассматриваются формы возмещения вреда в международном публичном праве. Выделены имущественные и неимущественные формы возмещения вреда. Определены ключевые характеристики международно-правовой ответственности, такие как возмещение вреда, как наиболее эффективная санкция за неправомерные действия, и восстановление нарушенных прав и интересов пострадавшего. Дан анализ порядку и последствиям применения форм международно-правовой ответственности. Институт международно-правовой ответственности очень обширен, мы рассмотрели только некоторую его часть, касающуюся форм международно-правовой ответственности. Формы международно-правовой ответственности могут быть имущественного и неимущественного характера. К имущественным формам ответственности относятся: реституция, компенсация, сатисфакция. К неимущественным формам ответственности относятся: реторсии и репрессалии. В результате проведенного исследования, сделан вывод о том, что формы ответственности наиболее эффективны при их сочетании, когда применяются в совокупности несколько имущественных форм ответственности (например, реституция и компенсация), вместе с неимущественными формами ответственности. Отмечено, что неимущественные формы ответственности оказываются наиболее эффективными с точки зрения влияния на репутацию причинителя вреда, в силу своей публичности.
Александрова Д.Е. - Односторонние санкции в контексте современного международного права c. 21-29

DOI:
10.25136/2644-5514.2023.3.38737

EDN: CPDKSD

Аннотация: В данной статье рассматриваются современные международно-правовые рамки, регулирующие применение санкций. Основное внимание автор уделяет следующим вопросам: международные и региональные санкции в контексте Устава ООН, правовые ограничения санкционных режимов, санкции с точки зрения гуманитарного права, правомерность односторонних экономических санкций. Основу методологической базы данной работы составляет системный подход, который позволяет рассматривать санкции, как часть современной международно-правовой системы. В результате исследования было выявлено, что в рамках существующей международно-правовой системы только СБ ООН уполномочен вводить санкции и только в целях обеспечения глобального мира и безопасности. Резолюции СБ ООН по вопросу применения ограничительных мер являются доминирующими по сравнению с решениями других международных органов и обязательствами стран-членов по международным договорам. Правомерность применения региональных санкций ограничена уставами региональных организаций. Новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении причин, по которым односторонние санкции являются нарушением международного права. Односторонние экономические ограничения нарушают режим свободной торговли ВТО и принцип недискриминационности, лежащий в основе ГАТТ. Они представляют собой нарушение фундаментальных принципов суверенного равенства, а также принципа невмешательства во внутренние дела других государств. В результате применения отдельными государствами экономических санкций проявляется экстерриториальная юрисдикция, что создает опасный для международного права прецедент.
Международное право и внутригосударственное право
Мамедов Л.Р. - Международно-правовые аспекты строительства и эксплуатации нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» c. 30-39

DOI:
10.25136/2644-5514.2023.3.43476

EDN: SCQXBQ

Аннотация: Целью данной статьи является проведение анализа правовых актов, которые составляют правовую основу строительства и эксплуатации магистрального экспортного нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», проходящего по территории таких государств региона, как Азербайджан, Грузия и Турция. Такими правовыми актами, с одной стороны, являются международные договоры, заключенные государствами региона и, с другой стороны, соглашения между правительствами государств и операционными партнерами. Методологическую основу исследования составили следующие теоретические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, а также специальные методы познания правовых явлений и процессов: сравнительно-правовой и формально-юридический.   В статье раскрыты основные элементы Соглашения между Азербайджанской Республикой, Грузией и Турецкой Республикой о транспортировке сырой нефти по территории Азербайджанской Республики, Грузии и Турецкой Республики по магистральному экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан и Договора между Казахстаном и Азербайджаном по поддержке и содействию транспортировки нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы Баку-Тбилиси-Джейхан, обеспечившего присоединение Казахстана к данному нефтепроводу. По мнению автора, примененный механизм регулирования строительства и эксплуатации международного трубопроводного проекта актами публично-правового и частноправового характера эффективен, поскольку позволяет учитывать интересы различных по статусу субъектов, заинтересованных в реализации проекта: государств и операционных партнеров (инвесторов).
Развитие отдельных отраслей международного публичного права
Агамагомедова С.А. - Международные стандарты регулирования таможенного контроля: современная оценка c. 40-48

DOI:
10.25136/2644-5514.2023.3.40951

EDN: WUBOPB

Аннотация: Предметом исследования является система международных стандартов регулирования таможенного контроля, их влияние на национальное законодательство и правоприменительную практику осуществления таможенного контроля. Автором рассмотрены существующие международные договоры в области таможенного регулирования, среди которых выделены акты общего характера и специальные, посвященные регламентации таможенного контроля. Обозначены две основные цели разработки и принятия подобных стандартов в области таможенного контроля: унификация и гармонизация регулирования таможенного контроля и установление минимума для подобной регламентации. Особое внимание уделяется принципам таможенного контроля, которые находят свое отражение в международных договорах, в частности в Киотской конвенции. Автор также оценивает влияние международных стандартов таможенного контроля на национальное регулирование и правоприменение в условиях усиления санкционного давления на Россию. Основными выводами по результатам проведенного исследования являются следующие положения: 1. Международные стандарты регулирования таможенного контроля оказывают существенное влияние на национальное таможенное законодательство, а в условиях экономической интеграции – на уровень интеграционного регулирования таможенного контроля. 2. Целями выработки универсальных стандартов регулирования таможенного контроля в мире являются: максимальное сближение национального регулирования в различных странах, в том числе посредством установления принципов таможенного контроля; установление минимального уровня регламентации таможенного контроля. 3. Международные договоры, посвященные регламентации таможенного контроля, дифференцированы на акты общего характера (например, Киотская конвенция) и акты специального характера (например, Соглашение ТРИПС). 4. Выделено три основных метода современной системы таможенного контроля в соответствии с Киотской конвенцией: управление рисками, аудит и информационные технологии. 5. Институт таможенного контроля в условиях санкций трансформируется и используется государством выборочно применительно к различным странам.
Международное частное право
Белозерцева В.В. - Некоторые элементы правосубъектности физического лица в международном частном праве c. 49-57

DOI:
10.25136/2644-5514.2023.3.43426

EDN: WULYUZ

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию элементов правосубъектности физического лица в международном частном праве, обозначены проблемы и особенности коллизионного регулирования и дана его характеристика в международном частном праве России. Проведенное исследование позволило определить ряд проблем коллизионного регулирования, в частности, использование различной терминологии в государствах относительно одного и того же правового явления, различное понимание, толкование и квалификация понятий. Подобные проблемы неизбежны в силу существования различных правовых систем. Преодолеть это возможно с помощью коллизионного регулирования, однако и оно не решает всех возникающих вопросов и разночтений. Коллизионное регулирование правосубъектности физических лиц отличается следующими характерными чертами: правосубъектность физического лица определяется его личным законом; существует два правила личного закона – закон гражданства и закон места жительства, в качестве общего правила применяется закон гражданства, закон места жительства регулирует правосубъектность тех лиц, в отношении которых сложно с известной долей определенности выяснить правовую связь с государством на основе гражданства; при определении порядка и основания ограничения правоспособности и дееспособности, признания гражданина неправоспособным или недееспособным применяется российское право, т.е. законодатель использует односторонние коллизионные нормы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.