PHILHARMONICA. International Music Journal
Reference:
Reshetnikova S.V.
Was there a Manuel Garcia's Mistake? An Attempt to Dispel the Myth about the Main Secret of the Garcia School
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2017. № 4.
P. 27-31.
DOI: 10.7256/2453-613X.2017.4.40249 URL: https://aurora-journals.com/library_read_article.php?id=40249
Was there a Manuel Garcia's Mistake? An Attempt to Dispel the Myth about the Main Secret of the Garcia School
DOI: 10.7256/2453-613X.2017.4.40249Received: Published: 27-02-2018Abstract: This article explores the pedagogical activity of Manuel Patricio Rodríguez García, analyses and substantiates the difference between the versions of edition of the work "The Complete Treatise on the Art of Singing" of 1840-1847 and 1856, which has raised questions among singers and vocal pedagogues over a long period of time. Despite the fact that the work "The Complete Treatise on the Art of Singing" has been repeatedly published in Russian, the disputes about its principles continue unabated up to now even in the media. The theoretical and methodological basis of this study is as follows: analysis of musical and pedagogical problems, cultural and historical analysis, comparative analysis. This article clarifies the author's recommendation on the use of various types of breathing stated in the treatise of 1840-1847 and 1856. In the middle of the XIX century vocal pedagogy developed in accordance with the performance practice of the era of Romanticism and new aesthetic intentions, that's why Manuel Garcia Junior, the author of the treatise, improved his treatise and recommended singers to use chest-diaphragmatic breathing instead of small (clavicular) one. Keywords: Manuel Garcia Junior , aesthetic standards, clavicular breathing, Manuel Garcia Senior, chest-diaphragmatic breathing, the era of romanticism, treatise by Garcia, vocal pedagogy , Garcia school, theoretical workThis article written in Russian. You can find original text of the article here . Фигура Мануэля Патрисио Родригеса Гарсиа (1805–1906) занимает центральное место в истории вокальной педагогики. Гарсиа-младший прославился как изобретатель ларингоскопа (1855) и прекрасный вокальный педагагог1. Несмотря на то, что его труд «Полный трактат об искусстве пения» был неоднократно изложен на русском языке: М. Гарсиа «Полный трактат об искусстве пения» в переводе и редакции В. Багадурова [2]; «Вокальные воззрения династии Гарсиа» К. Плужникова [4]. Рассмотрен в диссертации А. Хоффманн «Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика» [7]; в статье Р. Сладкопевца «Бренд “бельканто” в итальянской вокальной школе» [6] и других, по настоящее время не стихают споры о принципах трактатов и даже обсуждаются в СМИ. Порой рекомендации Гарсиа по использованию грудо-диафрагматического дыхания даже считают ошибкой. А была ли ошибка Гарсиа? В данной статье автор проясняет этот вопрос, во избежание дальнейших спекуляций по поводу различных вариантов изданий трактата. Первые издания трактата Мануэля Патрисио Родригеса Гарсиа В 1840 году появилось первое издание трактата, этот труд имел одну часть и был написан на основе вокально-исполнительских и педагогических принципов Гарсиа-старшего. Его сын М. Гарсиа-младший создает «Полный трактат об искусстве пения», для увековечения заслуг отца, в качестве «самого прочного памятника». В предисловии к трактату, он ясно дал понять, что метод, описанный в трактате, был принят его отцом: «Я собрал инструкции, плоды многолетнего опыта, наиболее культивирующие музыкальный вкус. Это его метод <...> я лишь хотел воспроизвести его…» [11, p. 28-30]. Трактат 1847 года содержал две части, первая часть была издана без изменений, а вторая — содержала рекомендации по исполнительству. Изменения, внесенные в трактат 1856 года С 1840 по 1855 гг. Гарсиа-младший значительно усовершенствует первую, теоретическую часть трактата, принимая к сведению работы передовых ученых в области фониатрии и свои наблюдения, применив на практике ларингоскоп. В результате чего, в издание 1856 г. «Советы по пению» (которое автор называет итоговым) вносит некоторые изменения. В первой главе появляется более четкое описание органов голосообразования. А во второй — Гарсиа меняет свое мнение о типе дыхания в пользу глубокого, грудо-диафрагматического2 [6]. Напомним, что в вариантах издания трактата 1840-1847 гг. автором было рекомендовано малое (ключичное) дыхание в пении3. Что могло повлиять на его выбор? Во-первых, полученные результаты исследования в области фониатрии, как известно, он сам изучал строение голосового аппарата, и синтезировал знания светил мировой науки и медицины. Во-вторых, трактаты 1840 и 1847 гг. были написаны по методу Гарсиа-старшего и актуальны для конца XVIII — начала XIX века. Тогда певцы, в том числе сопрано и кастраты (представители староитальянской школы), имели в резерве репертуар, состоящий из виртуозных произведений, с набором различной техники: орнаментальных пассажей, трелей, колоратурных изысков, их исполнение предполагало, легкое и неглубокое дыхание. Именно поэтому, в первых изданиях трактата, вышедших в свет в 1840 и в 1847 гг. описано малое дыхание. Аспелунд Д.Л. (1894-1947) в труде «Развитие певца и его голоса» отмечает, что использование преимущественно грудного (ключичного, малого, курсив мой. — С.Р.) дыхания наблюдалось вплоть до XIX века. Данный тип дыхания был наиболее предпочтительным для исполнения колоратурных произведений, а также патетических арий [1, 5, с. 6-13]. В-третьих, к середине XIX века стали меняться эстетические установки. Для исполнения романтической оперы потребовались не гибкие и подвижные голоса, а крепкие и мощные, они больше подходили для выражения драматических чувств и страстей. Кроме того, стали появляться большие по площади концертные залы и оперные театры, которые нужно было хорошо озвучивать. Увеличивался и усиливался состав оркестра [9]. Менялась манера пения. Достаточно вспомнить преобразования, произошедшие в теноровом амплуа, а именно: «прикрытие» высоких нот (от ноты c’’), «сомбрированное звучание» и появление нового типа голоса – драматического тенора («tenore di forza» – «тенора, поющего сильным, мощным голосом») [3], звучание которого было более насыщенным, чем у tenore contraltino или tenore di grazia4. Как известно, вокальная педагогика развивалась сообразно традициям исполнительства, характерным данной эпохе, именно поэтому Гарсиа, как передовой ученый своего времени, не мог упустить изменений, произошедших в исполнительстве, и откорректировал отдельный пункт трактата, который был уже не актуален к середине XIX века. В следующие варианты изданий трактата, вышедших в свет в 1863, 1872, 1878, 1884 годах, автором не было внесено существенных изменений [8, p. 1-11]. В России известны трактаты 1840, 1847 и 1856 годов. Однако, при жизни автора, было издано множество вариантов трактата на французском и английском языках, а именно: 1. Traité complet de l’art du chant («Полный трактат об искусстве пения», Париж, 1840) 2. Traité complet de l’art du chant («Полный трактат об искусстве пения», Париж, 1847) 3. Ecole de Garcia. Traité complet de l’art du chant («Школа Гарсиа. Полный трактат об искусстве пения», Париж, 1851) 4. Nouveau Traité sommaire de l'art du chant («Новый трактат об искусстве пения», Париж, 1856) 5. Nouveau traité de l’art du chant par Manuel Garcia («Новый трактат об искусстве пения Мануэля Гарсиа», Париж, 1863) 6. Ecole de Garcia, Traité complet de l’art du Chant en deux parties, par Manuel Garcia («Школа Гарсиа. Полный трактат об искусстве пения в двух частях Мануэля Гарсиа», Париж, 1872) 7. Ecole de Garcia, Traité complet de l’art du Chant en deux parties, par Manuel Garcia («Школа Гарсиа. Полный трактат об искусстве пения в двух частях Мануэля Гарсиа», Париж, 1878) 8. Ecole de Garcia, Traité complet de l’art du Chant en deux parties, par Manuel Garcia («Школа Гарсиа. Полный трактат об искусстве пения в двух частях Мануэля Гарсиа», Париж, 1884) 9. Hints on singing («Советы по пению», Лондон, 1894) 10. Hints on singing («Советы по пению», Лондон, 1895) Кроме трактатов были изданы теоретические труды: 11. Mémoire sur la voix humaine («Записки о человеческом голосе», Париж, 1841) 12. Observations on the Human Voice («Заметки о человеческом голосе», Лондон, 1861) [8, p. 1-11]. За многолетний труд Мануэль Гарсиа-младший воспитал немало именитых вокальных исполнителей, среди которых: Д. Линд, Г. Ниссен-Саломан, Ю. Штокхаузен, М. Maркези и другие [11]. Заключение История развития вокальной педагогики и исполнительская практика с конца XVIII до середины XIX века претерпела значительные изменения. Менялись эстетические установки, появлялись новые драматичные оперные произведения, все вышеперечисленные факторы находили отражение в теоретических трудах и вокальной педагогике. Именно поэтому Гарсиа-младший в более поздних вариантах издания трактата рекомендовал использовать грудо-диафрагматическое дыхание, вместо малого (грудного, ключичного). Многие полагают, что секрет Гарсиа-старшего заключался в использовании малого дыхания, но данное пение было применимо для мастеров старой итальянской школы. Гарсиа-младший преподавал и писал теоретические труды преимущественно в XIX веке, в эпоху романтизма, когда прежние вокальные установки были увы уже не актуальны. Примечание: 1Мануэль Гарсиа-младший получил прекрасное вокальное образование. Его учителями по пению были Мануэль Гарсиа-старший (Мануэль дель Популо Висенте Гарсиа), Джованни Анцани и Никола Дзингарелли [11]. Обучение давалось ему нелегко, даже в раннем возрасте он больше интересовался наукой. Однако, по настоянию родителей стал обучаться вокалу и довольно рано начал исполнять значимые оперные баритоновые роли: Лепорелло в «Дон Жуане» В. А. Моцарта и Просдочимо в опере «Турок в Италии» Дж. Россини. Его вокальные данные были слабее, чем у отца и сестры Марии Малибран. В 24-летнем возрасте у Мануэля появляются проблемы с голосом, ввиду того, что на гастролях в Мексике ему приходилось заменять в спектаклях отца и исполнять высокие теноровые партии в несвойственной тесситуре. В 1829 году Мануэль Гарсиа-младший, несмотря на недовольство родителей, оставил певческую карьеру и начал заниматься педагогической деятельностью. Он преподавал в школе отца, однако два Мануэля не слишком хорошо ладили друг с другом и сын сбежал в 1830 году служить во французскую армию. Волею судьбы он попал на работу во французский военный госпиталь, где изучал медицину и анатомию, а также имел возможность изучить особенности строения гортани на людях с травмами шеи. Возможно, это и стимулировало его интерес к «вокальной анатомии» и побудило к идее создания ларингоскопа за изобретение которого его удостоили степени доктора медицины Кенигсбергского университета в 1855 году. Благодаря этому изобретению появилась новая область медицины — фониатрия, а Мануэль Гарсиа-младший стал ее основателем. Бесценный опыт обучения у отца, Анцани и Дзингарелли, работа на сцене и педагогическая практика, а также возможность видеть и слышать выступления великих оперных певцов своего времени, помогли Гарсиа-младшему применить полученный опыт и создать образцовую вокальную школу [11]. 2Данный тип дыхания имеет несколько названий: грудо-диафрагматический, нижнерёберно-диафрагматический, смешанный, грудо-брюшной или косто-абдоминальный [5]. 3Это дыхание также имеет несколько названий: грудное, ключичное, клавикулярное [5]. 4В трактате Гарсиа-младший также пишет о прикрытии высоких нот и «сомбрированном звучании».
References
1. Aspelund, D. Razvitie pevtsa i ego golosa. Izdatel'stvo: M.-L.: Muzgiz. 1952. 192 s.
2. Garsia M. Polnyi traktat ob iskusstve peniya. Russkii per. pod red. Bagadurova V. M.: Prosveshchenie, 1957. 356 s. 3. Drach I. Opernoe tvorchestvo V. Bellini i G. Donitsetti v ital'yanskoi muzykal'no-teatral'noi kul'ture epokhi romantizma. dissertatsiya ... kandidata iskusstvovedeniya: 17.00.02 / Kiev, 1990. 17s. [Elektronnyi resurs]. URL: http://cheloveknauka.com/opernoe-tvorchestvo-v-bellini-i-g-donitsetti-v-italyanskoy-muzykalno-teatralnoy-kulture-epohi-romantizma (data obrashcheniya 04.05.2016) 4. Pluzhnikov K. Vokal'nye vozzreniya dinastii Garsia. Izdatel'stvo Kompozitor. Sankt-Peterburg, 2006. 103 s. 5. Pokrovskii A.V. Pevcheskoe dykhanie / Sovremennaya nauka // Aktual'nye problemy teorii i praktiki // Seriya «Gumanitarnye nauki» // Nauchnye tekhnologii (Moskva), 2013g. №9-10, S. 6-13. 6. Sladkopevets R.V. Brend «bel'kanto» v ital'yanskoi vokal'noi shkole // [Elektronnyi resurs] // Vestnik MGUKI 4 (54) iyul'—avgust 2013 s. 245—249. URL: http://files.msuc.org/Vestnik/2013/4/2013-245-249.pdf (data obrashcheniya 05.10.2016). 7. Khoffmann A.E. Fenomen bel'kanto pervoi poloviny XIX veka: kompozitorskoe tvorchestvo, ispolnitel'skoe iskusstvo i vokal'naya pedagogika : dissertatsiya ... kandidata iskusstvovedeniya : 17.00.02 / Ros. akad. muzyki im. Gnesinykh. Moskva. 2008. 225 s. 8. Castellengo M. Manuel Garcia fils: un observateur perspicace de la production de la voix chantée // [Elektronnyi resurs] // Congrès Pevoc 2005, Londres, pp, 1-11. URL: https://f.hypotheses.org/wp-content/blogs.dir/198/files/2013/10/2005-Garcia_v2012_F.pdf (data obrashcheniya 05.10.2016). 9. Pilotti K. The Road to Bel Canto. [Elektronnyi resurs] // Musicology with Artistic Focus. Master’s thesis at the Academy of Music, Örebro University, Sweden 2009. URL: www.diva-portal.org/smash/get/diva2:291620/fulltext02 (data obrashcheniya 02.02.2016). 10. Mackinlay S. Garcia the Centenarian and his times; W. Blackwood & son, Edinburgh.1908. 335 p. 11. Radomski T. Manuel García (1805-1906): A Bicentenary Reflection [Elektronnyi resurs] // Australian Voice. 2005. Vol. 11. pp. 25-41. URL: http://www.harmonicorde.com/Radomski%20Australian%20Voice.pdf (data obrashcheniya: 09.03.2016). |