Статья 'Государственная поддержка органического сельского хозяйства' - журнал 'Сельское хозяйство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет > Редакция > AGRIS
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Сельское хозяйство
Правильная ссылка на статью:

Государственная поддержка органического сельского хозяйства

Воронина Наталья Павловна

доктор юридических наук

доцент, профессор кафедры экологического и природоресурсного права, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

125933, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

Voronina Natal'ya Pavlovna

Doctor of Law

Associate Professor, Professor of the Department of Environmental and Natural Resource Law, O.E. Kutafin University (MSLA)

125933, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9

nvoroninamgua@yandex.ru

DOI:

10.7256/2453-8809.2023.1.43706

EDN:

UCDOWO

Дата направления статьи в редакцию:

01-08-2023


Дата публикации:

08-08-2023


Аннотация: Органическое сельское хозяйство признается одним из современных инструментов решения как продовольственной, так и экологической проблем. В России развитие органического сельского хозяйства осуществляется лишь последние десятилетия. Вместе с тем, по прогнозам, будет расти как внутренний спрос на органическую продукцию, так и ее экспорт. Поэтому стратегическая задача Российского государства – создание институционной основы органического сельского хозяйства. Органическое сельское хозяйство в силу его специфики нуждается в государственной поддержке. Цель настоящей статьи – через призму анализа правового регулирования мер государственной поддержки производителей органической продукции на федеральном и региональном уровнях определить правовой подход к механизму правового регулирования государственной поддержки. Сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства в части мер государственной поддержки органического сельского хозяйства. Государственная поддержка является институционным фактором развития органического сельского хозяйства. Необходим отдельный комплекс мер государственной поддержки, нормативно закрепленный помимо общего Закона о с/х в Законе об органике. В практике нормотворчества такой подход – например, меры государственной поддержки ЛПХ помимо Закона о с/х предусмотрены в Федеральном законе от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Представляется, что принимать отдельный федеральный закон об органическом пчеловодстве нецелесообразно, а необходимо дополнить соответствующими нормами Закон об органической продукции путем прямого указания на его применение к отношениям по органическому пчеловодству, а в Законе о пчеловодстве сделать отсылку к Закону об органике.


Ключевые слова:

органическое сельское хозяйство, законодательство, государственная поддержка, сельскохозяйственное производство, нормативы, финансирование, меры поддержки, сельскохозяйственный товаропроизводитель, исполнительная власть, сельскохозяйственная продукция

Abstract: Organic agriculture is recognized as one of the modern tools for solving both food and environmental problems. In Russia, the development of organic agriculture has been carried out only in recent decades. At the same time, according to forecasts, both domestic demand for organic products and its exports will grow. Therefore, the strategic task of the Russian state is to create an institutional basis for organic agriculture. Organic agriculture, due to its specifics, needs state support. The purpose of this article is to determine the legal approach to the mechanism of legal regulation of state support for organic producers at the federal and regional levels through the prism of the analysis of the legal regulation of measures of state support for organic producers at the federal and regional levels. Proposals have been formulated to improve the current legislation in terms of measures of state support for organic agriculture. State support is an institutional factor in the development of organic agriculture. A separate set of state support measures is needed, which is normatively fixed in addition to the general agricultural Law in the Organic Law. In the practice of rule–making, such an approach - for example, measures of state support for private households, in addition to the Law on Agriculture, are provided for in Federal Law No. 112-FZ of July 7, 2003 "On personal subsidiary farming". It seems that it is impractical to adopt a separate federal law on organic beekeeping, but it is necessary to supplement the Law on Organic Products with appropriate norms by directly indicating its application to relations on organic beekeeping, and in the Law on Beekeeping to make a reference to the Law on Organic.


Keywords:

organic agriculture, legislation, government support, agricultural production, standards, financing, support measures, agricultural commodity producer, executive branch, agricultural products

Развитие органического сельского хозяйства признается одной из целей построения современной модели сельского хозяйства как в РФ, так и в мире.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об органике) в ст. 9 предусматривает, что государственная поддержка производителей органической продукции обеспечивается в порядке и формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон о с/х).

Статья 7 Закона о с/х предусматривает, что развитие органического сельского хозяйства и поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих ее, – направление государственной поддержки, меры которой предусматриваются как на уровне РФ, так и субъектов РФ.

Исходя из контекста Закона об органике, в основном, приоритет в правовом регулировании отдан федеральным органам исполнительной власти. Но субъекты РФ также могут принимать свои нормативные правовые акты, т.к. исходя из ст. 3 Закона об органике, «правовое регулирование отношений в области производства органической продукции основывается … законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». В совокупности с нормами Закона о с/х систему правового регулирования государственной поддержки производства органики можно охарактеризировать, минимум, как двухуровневую: федеральный и региональный уровни.

Обстоятельный обзор регионального законодательства в части регулирования производства органической продукции провела И. А. Игнатьева [3].

В настоящее время сложились две модели правового регулирования мер государственной поддержки производителей органики: 1) среди общих мер государственной поддержки производителей всех видов сельскохозяйственной продукции (этот подход реализован в нормативных правовых актах, регулирующих поддержку сельского хозяйства в целом) и 2) меры государственной поддержки именно производителей органической продукции (он реализуется либо в нормах, инкорпорированных в общий нормативный правовой акт, направленный на развитие сельского хозяйства в целом, либо в нормативных актах, направленных на регулирование органического сельского хозяйства).

В основном, в субъектах РФ реализована первая модель регулирования мер государственной поддержки органики.

Как показывает практика регионального нормотворчества, в ряде субъектов РФ [6, с.62] приняты законы, регулирующие производство органической продукции, хорошо зарекомендовавшие себя в правоприменительной практике.

В Законе Воронежской области от 13 июля 2020 г. № 80-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере производства органической продукции на территории Воронежской области» (далее – Закон ВО) и Законе Краснодарского края от 5 июля 2019 г. № 4077-КЗ «О развитии производства органической продукции на территории Краснодарского края» (далее – Закон КК) подробно урегулировано информационное и методическое обеспечение органического сельского хозяйства.

Информационное обеспечение включает в себя размещение информации: о поставщиках товаров, работ, услуг в целях производства органики, о земельных участках для ее производства; о результатах научных исследований; о производителях этой продукции; о правовых актах в сфере производства и оборота органики (ст. 7 Закона ВО, ст. 8 Закона КК).

Методическое обеспечение - это организация разработки рекомендаций по технологиям производства органики и проведения научных исследований, анализ лучших практик органического производства, оказание консультационных и образовательных услуг, подготовка кадров, организация участия в разработке проектов правовых актов и др. (ст. 8 Закона ВО).

В Законе КК определены направления государственной политики в области производства органики. Это развитие рынка продукции органической продукции, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, развитие малого и среднего предпринимательства, поддержание экологического баланса экосистем, обеспечение населения безопасной и полезной продукцией (ст. 4 Закона КК).

Среди мер государственной поддержки производства органической продукции предоставление субсидий из краевого бюджета на возмещение части затрат на производство органики, на приобретение и применение почвоулучшающих веществ, удобрений и средств защиты растений, на оказание погектарной поддержки на проведение комплекса агротехнологических мероприятий по выращиванию органической продукции; на сертификацию органического производства (ст. 7 Закона КК).

Более расширенный перечень мер государственной поддержки производителей органической продукции предусмотрен в Саратовской области (далее – СО). Так, Закон СО от 4 ноября 2003 г. № 68-ЗСО «О государственной поддержке производства и реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции) в Саратовской области» закрепляет в качестве таковых содействие получению кредитов, техники и оборудования в лизинг, субсидирование части процентной ставки по кредитам, компенсация страховой премии, авансирование закупок органической продукции, закупочные и товарные интервенции.

Между тем, как правило, меры государственной поддержки производителей органики в большинстве субъектов РФ, в основном, сводятся лишь к информационному и методическому обеспечению органического сельского хозяйства. Это позволяет популяризовать органическую продукцию среди населения и производителей. Но необходима более существенная помощь производителям органической продукции. По мнению Е. Л. Минина, «необходимость особых мер государственной поддержки органического производства … обусловлена рядом обстоятельств, среди которых длительность и сложность перехода к органическим методам ведения сельскохозяйственного производства, … но в то же время заинтересованность государства и общества в получении качественных продуктов питания для населения и улучшении состояния окружающей природной среды на сельских территориях» [4, с.96]. На наш взгляд, необходимо расширять меры государственной поддержи производителей органической продукции. В частности, предусмотреть предоставление земельных участков из государственной и муниципальной собственности из земель сельскохозяйственного назначения для производства органической продукции на льготной основе. Тем более, что «доля земель, на которых применяется технология органического земледелия, в общей площади сельскохозяйственных угодий в России значительно ниже среднемирового уровня» [5]. Поэтому необходимо расширять площади сельскохозяйственных угодий, на которых осуществляется органическое сельское хозяйство. Это коррелируется с прогнозом Минсельхоза России об увеличении объема внутреннего рынка органической продукции к 2030 г. до 150 млрд руб. и росте экспорта органической продукции в Саудовскую Аравию, ОАЭ и Китай.

Необходима кадровая подготовка для органического сельского хозяйства. При ее организации возможен учет положительного опыта дружественных нам стран, например Индии и Бразилии.

В Индии «производство органической продукции … признано стратегической задачей национального уровня … Основными направлениями государственной политики в сфере органического сельского хозяйства являются определение стандартов производства органической продукции и ее сертификация. Кроме того, разработаны государственные программы по обучению и повышению квалификации для товаропроизводителей органической продукции и организаций, осуществляющих сертификацию органической продукции» [2, с.184].

В Бразилии активно осуществляется подготовка квалифицированных кадров по курсу агрономия со специализацией «органическое сельское хозяйство» [7, с.59-60].

Организация подготовки кадров в сфере производства органической продукции должна осуществляться и в РФ, в том числе и посредством цифровых технологий. В настоящее время ряд образовательных организаций России осуществляется такую подготовку. В частности, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева – это первый ВУЗ, который стал готовить кадры для органического сельского хозяйства в рамках направления «Агрохимия и агропочвоведение». Но в сфере подготовки кадров для органического сельского хозяйства актуальным вопросом остается «разработка профессиональных образовательных стандартов и программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования, что позволит готовить высококвалифицированные кадры для органического сельского хозяйства на всех уровнях как среднего профессионального, так и высшего образования» [5].

Необходим документ стратегического планирования в сфере органического сельского хозяйства. Например, в Индии это Национальная программа по органическому производству. В России по инициативе Совета Федерации ФС РФ Минсельхоз России разработал проект Стратегии развития органического сельскохозяйственного производства до 2030. В нем отмечается, «по данным Национального органического союза, в России сертифицировано более 290 тыс. га земли под органическое производство, рынок растет примерно на 10% в год» [5]. Среди основных направлений органики - производство молочной продукции, детского питания, животноводство. Вместе с тем практически отсутствуют органические дикоросы, аквакультура, пчеловодство.

Относительно органического пчеловодства в РФ, можно сказать, что в нашей стране фактически осуществляется производство органического меда, но РФ отстает от зарубежных стран, в том числе и из-за отсутствия должного правового регулирования.

В России принят и действует Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации». Но в нем нет норм, направленных на развитие органического пчеловодства.

В 40 субъектах РФ приняты собственные законы о пчеловодстве. Но они, как правило, копируют нормы федерального закона о пчеловодстве и не предусматривают развитие органического пчеловодства. Такое регулирование отсутствует и в Законе об органической продукции.

Некоторые специалисты предлагают принять отдельный закон об органическом пчеловодстве [1, с.23]. На наш взгляд, принимать отдельный федеральный закон об органическом пчеловодстве нецелесообразно. Полагаем, что необходимо дополнить соответствующими нормами Закон об органической продукции путем прямого указания на его применение к отношениям по органическому пчеловодству, а в Законе о пчеловодстве сделать отсылку к Закону об органике.

Таким образом, государственная поддержка является институционным фактором развития органического сельского хозяйства. Необходим отдельный комплекс мер государственной поддержки, нормативно закрепленный помимо общего Закона о с/х в Законе об органике. В практике нормотворчества такой подход – например, меры государственной поддержки ЛПХ помимо Закона о с/х предусмотрены в Федеральном законе от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной на рецензирование статье является, как это следует из ее наименования, государственная поддержка органического сельского хозяйства. Заявленные границы исследования полностью соблюдены автором.
Методология исследования в тексте статьи не раскрывается, но очевидно, что ученым использовались всеобщий диалектический, логический, формально-юридический методы исследования, а также метод правового моделирования.
Актуальность избранной автором темы исследования обоснована очень кратко: "Развитие органического сельского хозяйства признается одной из целей построения современной модели сельского хозяйства как в РФ, так и в мире". Относительно изученности поднимаемых в статье проблем ученый отмечает, что "Обстоятельный обзор регионального законодательства в части регулирования производства органической продукции провела И. А. Игнатьева [3]".
В чем проявляется научная новизна работы, прямо не говорится. Фактически она проявляется в ряде заключений и предложений автора, сделанных в результате проведенного исследования: "... как правило, меры государственной поддержки производителей органики в большинстве субъектов РФ, в основном, сводятся лишь к информационному и методическому обеспечению органического сельского хозяйства. ... необходима более существенная помощь производителям органической продукции"; "... необходимо расширять меры государственной поддержи производителей органической продукции. В частности, предусмотреть предоставление земельных участков из государственной и муниципальной собственности из земель сельскохозяйственного назначения для производства органической продукции на льготной основе"; "Необходима кадровая подготовка для органического сельского хозяйства. При ее организации возможен учет положительного опыта дружественных нам стран, например Индии и Бразилии"; "Необходим документ стратегического планирования в сфере органического сельского хозяйства". Статья, безусловно, вносит вклад в развитие отечественной правовой науки и заслуживает внимания читательской аудитории.
Научный стиль исследования выдержан автором в полной мере.
Структура работы вполне логична. Во вводной части статьи автор делает попытку обоснования актуальности избранной темы исследования. В основной части работы ученый на основании анализа отечественного законодательства выявляет ряд проблем, возникающих при оказании государственной поддержки органического сельского хозяйства и предлагает пути их решения. В заключительной части статьи содержатся общие выводы по результатам проведенного исследования.
Содержание статьи соответствует ее наименованию и не вызывает особых нареканий.
Библиография исследования представлена 7 источниками (научными статьями, научно-практическим комментарием и проектом распоряжения Правительства РФ). С формальной и фактической точек зрения этого вполне достаточно. Автору удалось раскрыть тему исследования с необходимой глубиной и полнотой. Положения работы обоснованы в достаточной степени.
Апелляция к оппонентам носит общий характер. Научная дискуссия ведется автором корректно. В основном автор ссылается на ряд использованных при написании статьи источников в подтверждение своих суждений или для иллюстрирования некоторых положений работы.
Выводы по результатам проведенного исследования имеются ("Таким образом, государственная поддержка является институционным фактором развития органического сельского хозяйства. Необходим отдельный комплекс мер государственной поддержки, нормативно закрепленный помимо общего Закона о с/х в Законе об органике. В практике нормотворчества такой подход – например, меры государственной поддержки ЛПХ помимо Закона о с/х предусмотрены в Федеральном законе от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»"), но они носят общий характер и не отражают всех научных достижений ученого.
Статья нуждается в дополнительном вычитывании. В ней встречаются опечатки и пунктуационные ошибки.
Интерес читательской аудитории к представленной на рецензирование статье может быть проявлен прежде всего со стороны специалистов в сфере аграрного права, земельного права, экологического права при условии ее доработки: раскрытии методологии исследования, дополнительном обосновании актуальности его темы, конкретизации выводов по результатам проведенного исследования, устранении нарушений в оформлении статьи.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.