по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 03, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-1.38461538462-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Противостояние жизни и смерти в психике новорожденного

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.11429

Аннотация: Статья посвящена реконструкции детской психики после рождения. Известно, что столь интенсивное внимание к переживаниям ребёнка характерно для английской школы психоанализа. Многие исследователи психической динамики новорожденного указывали на огромное значение тех состояний, которые переживает младенец после родов. Эти состояния лишены сентиментальности и оптимизма. Теперь все знают, что ребенок воспринимает акт рождения как процесс гибели. Об этом писал О. Ранк и более подробно исследуют современные трансперсоналисты. Угроза смерти не оставляет младенца, когда он появляется на свет. Это связано с тем, что он покидает материнский организм и бессознательно стремится вернуться туда, где он располагал едва ли не абсолютным комфортом. Однако оказаться в материнской утробе уже невозможно, а забота родителей не может заменить прежнее существование. Используются методы феноменологического толкования мифологии, применяются способы, позволяющие реконструировать психический мир ребёнка на основе более поздних образований. Таким образом прослеживаются возможные обнаружения детской психики, трактуется их цели и смыслы. Новизна постановки темы связана с тем, что психическое развитие ребёнка связано с грозным всевластием смерти. Анализируется сложная диалектика противостояния инстинкта жизни и смерти в психике новорожденного, отмечается заслуга английской психоаналитической школы в изучении этих процессов. Впервые рассматриваются три сценария, которые определяют развитие ребёнка после рождения.
Гуревич П.С. - Противостояние жизни и смерти в психике новорожденного c. 241-246

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64094

Аннотация: Статья посвящена реконструкции детской психики после рождения. Известно, что столь интенсивное внимание к переживаниям ребёнка характерно для английской школы психоанализа. Многие исследователи психической динамики новорожденного указывали на огромное значение тех состояний, которые переживает младенец после родов. Эти состояния лишены сентиментальности и оптимизма. Теперь все знают, что ребенок воспринимает акт рождения как процесс гибели. Об этом писал О. Ранк и более подробно исследуют современные трансперсоналисты. Угроза смерти не оставляет младенца, когда он появляется на свет. Это связано с тем, что он покидает материнский организм и бессознательно стремится вернуться туда, где он располагал едва ли не абсолютным комфортом. Однако оказаться в материнской утробе уже невозможно, а забота родителей не может заменить прежнее существование. Используются методы феноменологического толкования мифологии, применяются способы, позволяющие реконструировать психический мир ребёнка на основе более поздних образований. Таким образом прослеживаются возможные обнаружения детской психики, трактуется их цели и смыслы. Новизна постановки темы связана с тем, что психическое развитие ребёнка связано с грозным всевластием смерти. Анализируется сложная диалектика противостояния инстинкта жизни и смерти в психике новорожденного, отмечается заслуга английской психоаналитической школы в изучении этих процессов. Впервые рассматриваются три сценария, которые определяют развитие ребёнка после рождения.
Социальные страсти
Спирова Э.М. - По ту и другую стороны свободы и достоинства

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.11472

Аннотация: Длительное время Б.Ф. Скиннер был самым известным в США психологом. Однако влияние его работ было связано лишь с профессиональной психологией. Только за последние годы интерес к его идеям обнаружили философы, этики, историки. Скиннер испытывал неприязнь ко всему субъективному, связанному с ментальными навыками. Он искал физиологические основы человеческого поведения, редуцируя фактически радиус психологии. Скиннер нередко собственно психологическое толкование поведенческих актов человека считал надуманным, излишним. Он пытался истолковать внешние формы человеческого поведения, пользуясь методом наблюдения за поступками людей и животных. Его чтили и критиковали. Однако час его пришёл. Сейчас его идеи снова получили хождение, потому что укрепилась тенденция редуцировать психические процессы к физиологическим. Автор использует исторический метод, чтобы показать влиятельность Б.Ф. Скиннера в те годы, когда его учение появилось. Применяется также сравнительный метод, чтобы выявить близость бихевиоральных установок нынешним попыткам устранить психологический ярус человеческого поведения. Новизна подхода состоит в том, что автор пытается поместить идеи Скиннера в контекст минувшего века и изучить преображение его идей в нынешнем столетии. Показано, что вновь подвергаются критике свобода и достоинство человека, поскольку они, по мнению Скиннера и многих современных исследователей, фактического содержания не имеют.
Спирова Э.М. - По ту и другую стороны свободы и достоинства c. 247-256

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64096

Аннотация: Длительное время Б.Ф. Скиннер был самым известным в США психологом. Однако влияние его работ было связано лишь с профессиональной психологией. Только за последние годы интерес к его идеям обнаружили философы, этики, историки. Скиннер испытывал неприязнь ко всему субъективному, связанному с ментальными навыками. Он искал физиологические основы человеческого поведения, редуцируя фактически радиус психологии. Скиннер нередко собственно психологическое толкование поведенческих актов человека считал надуманным, излишним. Он пытался истолковать внешние формы человеческого поведения, пользуясь методом наблюдения за поступками людей и животных. Его чтили и критиковали. Однако час его пришёл. Сейчас его идеи снова получили хождение, потому что укрепилась тенденция редуцировать психические процессы к физиологическим. Автор использует исторический метод, чтобы показать влиятельность Б.Ф. Скиннера в те годы, когда его учение появилось. Применяется также сравнительный метод, чтобы выявить близость бихевиоральных установок нынешним попыткам устранить психологический ярус человеческого поведения. Новизна подхода состоит в том, что автор пытается поместить идеи Скиннера в контекст минувшего века и изучить преображение его идей в нынешнем столетии. Показано, что вновь подвергаются критике свобода и достоинство человека, поскольку они, по мнению Скиннера и многих современных исследователей, фактического содержания не имеют.
Этнос и этничность
Гайворонская А.А. - Социосинергетический подход к модели этнического экстремизма

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.11005

Аннотация: В статье предпринята попытка описания на основе социосинергетического подхода вероятностной модели этнического экстремизма. Изучение этнического экстремизма на основе социосинергетического подхода обусловлено разными причинами: первая группа причин обусловлена процессами, происходящими в обществе, государстве, вторая группа – это причины, обусловленные непосредственно многовариантностью характеристик, видов и форм данного феномена, а именно методы синергетики предназначены для изучения систем (явлений), состоящих из большого числа частей (видов, характеристик), компонентов или подсистем. В исследовании для описания синергетической модели этнического экстремизма мы использовали в качестве единиц анализа социальные представления, описывающие это явление. Мы использовали следующие методы: ассоциативный метод, контент анализ и семантический дифференциал с последующим построением семантических пространств Научная новизна состоит в описании на основе социосинергетического подхода вероятностной модели этнического экстремизма. Выводы: представленная нами модель показывает сущностные характеристика данного феномена, а именно интолерантность, террор, догматизм и нигилизм представляют факторную структуру этнического экстремизма. Содержание данных факторов отражает субъективные, эмоционально-смысловые представления об этническом экстремизме и конечно, данные представления могут лишь отчасти моделировать это явление. Мы полагаем, что эта модель способна охарактеризовать этнический экстремизм при помощи определенных свойств, характерных для социосинергетических систем.
Гайворонская А.А. - Социосинергетический подход к модели этнического экстремизма c. 257-265

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64097

Аннотация: В статье предпринята попытка описания на основе социосинергетического подхода вероятностной модели этнического экстремизма. Изучение этнического экстремизма на основе социосинергетического подхода обусловлено разными причинами: первая группа причин обусловлена процессами, происходящими в обществе, государстве, вторая группа – это причины, обусловленные непосредственно многовариантностью характеристик, видов и форм данного феномена, а именно методы синергетики предназначены для изучения систем (явлений), состоящих из большого числа частей (видов, характеристик), компонентов или подсистем. В исследовании для описания синергетической модели этнического экстремизма мы использовали в качестве единиц анализа социальные представления, описывающие это явление. Мы использовали следующие методы: ассоциативный метод, контент анализ и семантический дифференциал с последующим построением семантических пространств Научная новизна состоит в описании на основе социосинергетического подхода вероятностной модели этнического экстремизма. Выводы: представленная нами модель показывает сущностные характеристика данного феномена, а именно интолерантность, террор, догматизм и нигилизм представляют факторную структуру этнического экстремизма. Содержание данных факторов отражает субъективные, эмоционально-смысловые представления об этническом экстремизме и конечно, данные представления могут лишь отчасти моделировать это явление. Мы полагаем, что эта модель способна охарактеризовать этнический экстремизм при помощи определенных свойств, характерных для социосинергетических систем.
Интеллектуальные игры
Баксанский О.Е. - Когнитивные репрезентации картины мира: от здравого смысла к научному познанию/

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.11474

Аннотация: Когнитивная картина мира может быть опровергнута в результате новых наблюдений, испытаний и т.д., свидетельствует о том, что мир намного более богат по сравнению с тем, как субъект его воспринимает, но ни в коем случае не говорит об ограниченности познавательных возможностей субъекта и ненадежности его перцептивного аппарата. Иначе говоря, человек в действительности не творит мир, а фактически он создает лишь репрезентации мира, исходя из данных тезауруса восприятия. Когнитивные репрезентации позволяют предсказывать будущие события, а когнитивные карты дают возможность адекватно ориентироваться в окружающем мире, в чем заключается их значение и ценность. Методологические схемы и модели обеспечивают наиболее доступный путь к познанию действительности в качестве интеллектуального инструмента, позволяющего объединить разрозненные элементы. Эти схемы выражают некоторое видение мира, свойственное данному историческому этапу. Проведен сравнительный анализ генезиса научной картины мира, опирающейся на здравый смысл. Человек в действительности не творит мир, а фактически он создает лишь репрезентации мира, исходя из данных тезауруса восприятия. Когнитивные репрезентации позволяют предсказывать будущие события, а когнитивные карты дают возможность адекватно ориентироваться в окружающем мире, в чем заключается их значение и ценность.
Баксанский О.Е. - Когнитивные репрезентации картины мира: от здравого смысла к научному познанию/ c. 266-274

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64098

Аннотация: Когнитивная картина мира может быть опровергнута в результате новых наблюдений, испытаний и т.д., свидетельствует о том, что мир намного более богат по сравнению с тем, как субъект его воспринимает, но ни в коем случае не говорит об ограниченности познавательных возможностей субъекта и ненадежности его перцептивного аппарата. Иначе говоря, человек в действительности не творит мир, а фактически он создает лишь репрезентации мира, исходя из данных тезауруса восприятия. Когнитивные репрезентации позволяют предсказывать будущие события, а когнитивные карты дают возможность адекватно ориентироваться в окружающем мире, в чем заключается их значение и ценность. Методологические схемы и модели обеспечивают наиболее доступный путь к познанию действительности в качестве интеллектуального инструмента, позволяющего объединить разрозненные элементы. Эти схемы выражают некоторое видение мира, свойственное данному историческому этапу. Проведен сравнительный анализ генезиса научной картины мира, опирающейся на здравый смысл. Человек в действительности не творит мир, а фактически он создает лишь репрезентации мира, исходя из данных тезауруса восприятия. Когнитивные репрезентации позволяют предсказывать будущие события, а когнитивные карты дают возможность адекватно ориентироваться в окружающем мире, в чем заключается их значение и ценность.
Понять человека
Лановский М.Ф. - Красота без истины: косметическая хирургия и философский дискурс о природе человека

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.10976

Аннотация: Настоящая статья посвящена теме и проблеме, располагающейся в междисциплинарном пространстве психологии, философской антропологии, биомедицинской этики, отчасти - философии медицины и социальной психологии. В первую очередь, автор обращается к фундаментальному философскому концепту "природа человека". Трактовка этого концепта дается в русле классической философии и положительного человекознания двадцатого века. Вместе с этим, автор обращается к современной социо-культурной ситуации, в рамках которой природа человека, его идентичность проблематизируются в связи с "медикализацией" культуры, развитием биотехнологий и распространением опасных зависимостей. Речь идет о медицинских практиках косметической (или пластической) хирургии и их психологических и философских аспектах. В ходе критического рассмотрения указанных практик используются онтологические, этические и социально-философские аргументы. В данном исследовании биоэтика использовалась в качестве междисциплинарной методологии. Кроме этого, автор прибегал к диалектическому и феноменологическому методам. Применялся анализ и интерпретация литературных источников. Научная новизна статьи заключается в том, что практики косметической хирургии и связанный с ними тип болезней современного человека - зависимости - получил междисциплинарное критическое освещение . В отечественной психологической и философской литературе этому явлению пока ещё уделяется очень мало вниамания, в то время как и указанные практики, и зависимости могут иметь серьезные негативные антропологические последствия. На материале иностранной литературы указаны возможные пути критики косметической хирургии. Показана эффективность социально-этической аргументации в этом вопросе.
Лановский М.Ф. - Красота без истины: косметическая хирургия и философский дискурс о природе человека c. 275-281

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64099

Аннотация: Настоящая статья посвящена теме и проблеме, располагающейся в междисциплинарном пространстве психологии, философской антропологии, биомедицинской этики, отчасти - философии медицины и социальной психологии. В первую очередь, автор обращается к фундаментальному философскому концепту "природа человека". Трактовка этого концепта дается в русле классической философии и положительного человекознания двадцатого века. Вместе с этим, автор обращается к современной социо-культурной ситуации, в рамках которой природа человека, его идентичность проблематизируются в связи с "медикализацией" культуры, развитием биотехнологий и распространением опасных зависимостей. Речь идет о медицинских практиках косметической (или пластической) хирургии и их психологических и философских аспектах. В ходе критического рассмотрения указанных практик используются онтологические, этические и социально-философские аргументы. В данном исследовании биоэтика использовалась в качестве междисциплинарной методологии. Кроме этого, автор прибегал к диалектическому и феноменологическому методам. Применялся анализ и интерпретация литературных источников. Научная новизна статьи заключается в том, что практики косметической хирургии и связанный с ними тип болезней современного человека - зависимости - получил междисциплинарное критическое освещение . В отечественной психологической и философской литературе этому явлению пока ещё уделяется очень мало вниамания, в то время как и указанные практики, и зависимости могут иметь серьезные негативные антропологические последствия. На материале иностранной литературы указаны возможные пути критики косметической хирургии. Показана эффективность социально-этической аргументации в этом вопросе.
Вершинные состояния духа
Киященко Н.И. - Муки духовной коммуникации

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.11447

Аннотация: Предметом исследования в статье послужило явление некоммуникабельности массовой коммуникации в современной культуре как следствие отсутствия в ней подлинной духовности. В обществе XX в. феномен массовой информации сначала был воспринят и оценен сугубо с точки зрения эффекта научно-технического развития. Средства массовой коммуникации создали возможность количественно и пространственно манипулировать потоком новостей. Согласно такой интерпретации, самыми важными оказались проблемы эффективности информации, психологии восприятия. И постепенно эта тема стала обрастать психологическими и «социодинамическими» моделями культурно-информационных процессов. Однако со временем становилось очевидным, что массовая информация, ставшая доминирующим типом формирования мировоззренческих и ценностных ориентаций, закрывает человеческому индивиду доступ в подлинную духовность культурной традиции. В статье использован метод исторического сопоставления давних и современных традиций, связанных с феноменом массовой коммуникации. Дан также и феноменологический анализ философских текстов. Новизна исследования заключается в том, что автор показывает процесс массовой коммуникации в аспекте духовных исканий. При этом особое внимание уделяется трудностям, мукам коммуникационного процесса. Дан анализ концепций видных современных философов и культурологов. Описаны парадоксы массовой коммуникации, приводящие к абсурду некоммуникабельности.
Киященко Н.И. - Муки духовной коммуникации c. 282-294

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64100

Аннотация: Предметом исследования в статье послужило явление некоммуникабельности массовой коммуникации в современной культуре как следствие отсутствия в ней подлинной духовности. В обществе XX в. феномен массовой информации сначала был воспринят и оценен сугубо с точки зрения эффекта научно-технического развития. Средства массовой коммуникации создали возможность количественно и пространственно манипулировать потоком новостей. Согласно такой интерпретации, самыми важными оказались проблемы эффективности информации, психологии восприятия. И постепенно эта тема стала обрастать психологическими и «социодинамическими» моделями культурно-информационных процессов. Однако со временем становилось очевидным, что массовая информация, ставшая доминирующим типом формирования мировоззренческих и ценностных ориентаций, закрывает человеческому индивиду доступ в подлинную духовность культурной традиции. В статье использован метод исторического сопоставления давних и современных традиций, связанных с феноменом массовой коммуникации. Дан также и феноменологический анализ философских текстов. Новизна исследования заключается в том, что автор показывает процесс массовой коммуникации в аспекте духовных исканий. При этом особое внимание уделяется трудностям, мукам коммуникационного процесса. Дан анализ концепций видных современных философов и культурологов. Описаны парадоксы массовой коммуникации, приводящие к абсурду некоммуникабельности.
Материк бессознательного
Гончарова С.Ю. - Интенциональность сознания как биологическое свойство мозга

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.10612

Аннотация: В статье рассматривается понятие интенциональности в интерпретации Джона Сёрла, которое является краеугольным камнем его философской программы. Основная идея концепции интенциональности Сёрла состоит в том, что интенциональность, также, как и сознание, должно быть объяснено с естественнонаучной точки зрения, то есть натурализовано. По убеждению философа, если в нашем распоряжении имеется натурализованное понятие интенциональности, то появляется возможность решить множество важных философских проблем. Разум обладает разными формами интенциональности, среди которых основными являются восприятие и интенциональное действие, из которых в свою очередь происходит языковая направленность. Так как проводимый в рамках исследования анализ имеет проблемную направленность, т.е. главным предметом изучения является интенциональность как свойство мозга, а более конкретно, трактовка данного понятия с точки зрения отдельного представителя англоязычной аналитической философии Дж. Сёрла, то в основном в статье использовался метод теоретической реконструкции, предполагающий анализ лишь тех аспектов философских концепций рассматриваемых теоретиков, что непосредственно связаны с темой статьи. Подход Сёрла к интенциональности предполагает рассмотрение сознания как естественного биологического феномена. Однако, отличаясь от других феноменов такого рода, сознание является субъективным, и в тоже самое время способным влиять на чисто физиологические процессы. В своей теории интенциональности Сёрл признаёт себя интерналистом, реалистом и последователем Г. Фреге. Он считает субъективный квалитативный аспект более фундаментальным в концепции ментального и употребляет понятие интенциональность для определения подклассов ментальных состояний, которые обладают характеристикой направленности на объект.
Гончарова С.Ю. - Интенциональность сознания как биологическое свойство мозга c. 295-303

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64101

Аннотация: В статье рассматривается понятие интенциональности в интерпретации Джона Сёрла, которое является краеугольным камнем его философской программы. Основная идея концепции интенциональности Сёрла состоит в том, что интенциональность, также, как и сознание, должно быть объяснено с естественнонаучной точки зрения, то есть натурализовано. По убеждению философа, если в нашем распоряжении имеется натурализованное понятие интенциональности, то появляется возможность решить множество важных философских проблем. Разум обладает разными формами интенциональности, среди которых основными являются восприятие и интенциональное действие, из которых в свою очередь происходит языковая направленность. Так как проводимый в рамках исследования анализ имеет проблемную направленность, т.е. главным предметом изучения является интенциональность как свойство мозга, а более конкретно, трактовка данного понятия с точки зрения отдельного представителя англоязычной аналитической философии Дж. Сёрла, то в основном в статье использовался метод теоретической реконструкции, предполагающий анализ лишь тех аспектов философских концепций рассматриваемых теоретиков, что непосредственно связаны с темой статьи. Подход Сёрла к интенциональности предполагает рассмотрение сознания как естественного биологического феномена. Однако, отличаясь от других феноменов такого рода, сознание является субъективным, и в тоже самое время способным влиять на чисто физиологические процессы. В своей теории интенциональности Сёрл признаёт себя интерналистом, реалистом и последователем Г. Фреге. Он считает субъективный квалитативный аспект более фундаментальным в концепции ментального и употребляет понятие интенциональность для определения подклассов ментальных состояний, которые обладают характеристикой направленности на объект.
Психология и педагогика
Грязнова Е.В., Матяева И.Л. - Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.11095

Аннотация: В данной статье мы рассмотрим возможность применения деятельностного подхода как одного из методов в исследовании феномена дистанционного образования в рамках научного направления «Актуальные проблемы дистанционного образования». Для системного и целостного представления изучаемого социального объекта необходим не только методологический инструмент частных научных и общенаучных дисциплин, но и универсальная философская методология, т.к. речь идет о сложном социально-техническом объекте, где система «Человек – машина» играет ключевую роль. В исследовании применяется деятельностный подход как элемент многоуровневой концепции методологического знания, относящийся к философским методам исследования. Применение деятельностного подхода позволило раскрыть структуру дистанционного образования, понять его специфику. Именно деятельностный подход дает возможность увидеть, что в современном обществе появляется новый социальный феномен – дистанционное образование, как особый вид деятельности, особый вид социальных отношений, как особый социальный институт. Это, в свою очередь, позволяет говорить о том, что в научном направлении, исследующем дистанционного образование, необходимо учитывать как многокомпонентность, так и многоаспектность данного явления. Предметология, терминология, методология, номология и праксиология научного направления, изучающего актуальные проблемы дистанционного образования должны формироваться на базе информационно-технических и социально-гуманитарных направлений исследования, где деятельностный подход должен выполнять интегрирующую методологическую функцию как базовый, философский метод исследования.
Грязнова Е.В., Матяева И.Л. - Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования c. 304-311

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64102

Аннотация: В данной статье мы рассмотрим возможность применения деятельностного подхода как одного из методов в исследовании феномена дистанционного образования в рамках научного направления «Актуальные проблемы дистанционного образования». Для системного и целостного представления изучаемого социального объекта необходим не только методологический инструмент частных научных и общенаучных дисциплин, но и универсальная философская методология, т.к. речь идет о сложном социально-техническом объекте, где система «Человек – машина» играет ключевую роль. В исследовании применяется деятельностный подход как элемент многоуровневой концепции методологического знания, относящийся к философским методам исследования. Применение деятельностного подхода позволило раскрыть структуру дистанционного образования, понять его специфику. Именно деятельностный подход дает возможность увидеть, что в современном обществе появляется новый социальный феномен – дистанционное образование, как особый вид деятельности, особый вид социальных отношений, как особый социальный институт. Это, в свою очередь, позволяет говорить о том, что в научном направлении, исследующем дистанционного образование, необходимо учитывать как многокомпонентность, так и многоаспектность данного явления. Предметология, терминология, методология, номология и праксиология научного направления, изучающего актуальные проблемы дистанционного образования должны формироваться на базе информационно-технических и социально-гуманитарных направлений исследования, где деятельностный подход должен выполнять интегрирующую методологическую функцию как базовый, философский метод исследования.
Ключи творчества
Шарнаускене Т.В. - Художественно-психологическая культура смысла мифологического и социально-фантастического в произведениях В.Я. Брюсова

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.10809

Аннотация: Статья «Художественно-психологическая культура смысла мифологического и социально-фантастического в произведениях В.Я. Брюсова» посвящена творчеству известного русского поэта и прозаика XX века. В статье рассмотрены особенности взглядов В.Я. Брюсова как характерного представителя литературного течения, известного под названиями: модернизма, декаденства и символизма. Современниками и соратниками он был признан законодателем форм русского символизма. Автором изучено воздействие и влияние социальных, психологических и мистических тенденций на творчество поэта, стремление истолковать их как своего рода познание в действительности и в области научной фантастики. На основе воспоминаний, документальных данных личного архива поэта и прозаика, автор рассматривает факторы, обусловившие начало литературной деятельности, личность и мировоззрение В.Я. Брюсова. Предлагается относительно новое понимание парадокса личности В.Я. Брюсова как поэта. На этой основе автор пытается проследить изменение разворота поэтического мира Брюсова, неукротимую, неистовую страсть к культуре, уход из своего прошлого и поиск новых путей. Отсюда делается вывод об остром ощущении причастности В.Я. Брюсова к историческому моменту, формировании представлений о прошлом и будущем России.
Шарнаускене Т.В. - Художественно-психологическая культура смысла мифологического и социально-фантастического в произведениях В.Я. Брюсова c. 312-319

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64103

Аннотация: Статья «Художественно-психологическая культура смысла мифологического и социально-фантастического в произведениях В.Я. Брюсова» посвящена творчеству известного русского поэта и прозаика XX века. В статье рассмотрены особенности взглядов В.Я. Брюсова как характерного представителя литературного течения, известного под названиями: модернизма, декаденства и символизма. Современниками и соратниками он был признан законодателем форм русского символизма. Автором изучено воздействие и влияние социальных, психологических и мистических тенденций на творчество поэта, стремление истолковать их как своего рода познание в действительности и в области научной фантастики. На основе воспоминаний, документальных данных личного архива поэта и прозаика, автор рассматривает факторы, обусловившие начало литературной деятельности, личность и мировоззрение В.Я. Брюсова. Предлагается относительно новое понимание парадокса личности В.Я. Брюсова как поэта. На этой основе автор пытается проследить изменение разворота поэтического мира Брюсова, неукротимую, неистовую страсть к культуре, уход из своего прошлого и поиск новых путей. Отсюда делается вывод об остром ощущении причастности В.Я. Брюсова к историческому моменту, формировании представлений о прошлом и будущем России.
Психология развития
Арон И.С. - Профессиональное самоопределение в особой социальной ситуации развития

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.10425

Аннотация: Предметом исследование является формирование ключевых компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению (когнитивного, деятельностного, мотивационного, личностного) школьников, находящихся в особой социальной ситуации развития - подростков с девиантным поведением,подростков, оставшихся без попечения родителей, подростков с признаками одарённости посредством психологической технологии, основанной на принципах методологических подходов, представленных в науках о человеке (системном, деятельностном, динамическом, человекоцентрическом). Представленная технология является ключевой составляющей разработанной автором статьи модели формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития. На основании анализа методологических подходов изучения человека в контексте проблемы профессионального самоопределения обосновывается вывод о том, что ведущие принципы данных подходов предельно сконцентрированы в понятии социальная ситуация развития, предложенным Л.С.Выготским. В связи с чем понятие социальная ситуация развития определяется автором статьи в качестве методологической основы разработки эффективной технологии формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению. Рассмотрено содержание психологической технологии, направленной на формирование выявленных автором ключевых компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению – когнитивного, деятельностного, мотивационного, личностного. Обосновывается эффективность применения технологии при формировании психологической готовности к профессиональному самоопределению школьников, находящихся в особых, обострённых социальных ситуациях развития. Исследования по формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению, проведённые в образовательных учреждениях Республики Марий Эл, выявили статистически значимую позитивную динамику основных компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению изучаемых школьников.
Арон И.С. - Профессиональное самоопределение в особой социальной ситуации развития c. 320-328

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64104

Аннотация: Предметом исследование является формирование ключевых компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению (когнитивного, деятельностного, мотивационного, личностного) школьников, находящихся в особой социальной ситуации развития - подростков с девиантным поведением,подростков, оставшихся без попечения родителей, подростков с признаками одарённости посредством психологической технологии, основанной на принципах методологических подходов, представленных в науках о человеке (системном, деятельностном, динамическом, человекоцентрическом). Представленная технология является ключевой составляющей разработанной автором статьи модели формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития. На основании анализа методологических подходов изучения человека в контексте проблемы профессионального самоопределения обосновывается вывод о том, что ведущие принципы данных подходов предельно сконцентрированы в понятии социальная ситуация развития, предложенным Л.С.Выготским. В связи с чем понятие социальная ситуация развития определяется автором статьи в качестве методологической основы разработки эффективной технологии формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению. Рассмотрено содержание психологической технологии, направленной на формирование выявленных автором ключевых компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению – когнитивного, деятельностного, мотивационного, личностного. Обосновывается эффективность применения технологии при формировании психологической готовности к профессиональному самоопределению школьников, находящихся в особых, обострённых социальных ситуациях развития. Исследования по формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению, проведённые в образовательных учреждениях Республики Марий Эл, выявили статистически значимую позитивную динамику основных компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению изучаемых школьников.
Духовная реинкарнация
Звонова Е.Е. - Религиозно-мистические взгляды Циолковского и Чижевского в свете представлений о космическом сознании и концепции космической игры

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.11128

Аннотация: Предметом настоящей работы являются религиозные и мистические прозрения Чижевского и Циолковского в свете представлений о космическом сознании, понимаемом согласно Бёкку, а также концепции космической игры. Реконструируются соответствующие «еретические» идеи калужских космистов. Приводится ряд аргументов, подтверждающих гипотезу о том, что друзья-мыслители обладали космическим сознанием. Обоснованность доводов, говорящих в пользу предположения о причастности Циолковского и Чижевского к космическому сознанию, достигается путем детального анализа феноменологии данного явления, а также личных качеств и творчества Константина Эдуардовича и Александра Леонидовича. Признание основателей космического естествознания носителями высшей формы сознания позволяет по-новому оценить основание их религиозно-мистических воззрений, рассмотреть таковые в контексте концепции космической игры и наталкивает на мысль о пророческом призвании Циолковского и Чижевского. При написании настоящей работы были использованы следующие методы: анализ литературы, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение. Научную новизну статьи составляет попытка установить невербальный источник религиозных и мистических аспектов творчества Циолковского и Чижевского и истолковать таковые в свете представлений об этом источнике. Основные выводы, к которым приходит автор в процессе исследования, заключаются в том, что гипотеза о причастности Константина Эдуардовича и Александра Леонидовича к космическому сознанию с высокой долей вероятности справедлива, многие религиозно-мистические идеи калужских космистов имеют своим основанием соответствующее состояние и могут получить любопытную интерпретацию в контексте концепции космической игры, а в Циолковском и Чижевском можно предположить вестников космической эволюции.
Звонова Е.Е. - Религиозно-мистические взгляды Циолковского и Чижевского в свете представлений о космическом сознании и концепции космической игры c. 329-342

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.64105

Аннотация: Предметом настоящей работы являются религиозные и мистические прозрения Чижевского и Циолковского в свете представлений о космическом сознании, понимаемом согласно Бёкку, а также концепции космической игры. Реконструируются соответствующие «еретические» идеи калужских космистов. Приводится ряд аргументов, подтверждающих гипотезу о том, что друзья-мыслители обладали космическим сознанием. Обоснованность доводов, говорящих в пользу предположения о причастности Циолковского и Чижевского к космическому сознанию, достигается путем детального анализа феноменологии данного явления, а также личных качеств и творчества Константина Эдуардовича и Александра Леонидовича. Признание основателей космического естествознания носителями высшей формы сознания позволяет по-новому оценить основание их религиозно-мистических воззрений, рассмотреть таковые в контексте концепции космической игры и наталкивает на мысль о пророческом призвании Циолковского и Чижевского. При написании настоящей работы были использованы следующие методы: анализ литературы, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение. Научную новизну статьи составляет попытка установить невербальный источник религиозных и мистических аспектов творчества Циолковского и Чижевского и истолковать таковые в свете представлений об этом источнике. Основные выводы, к которым приходит автор в процессе исследования, заключаются в том, что гипотеза о причастности Константина Эдуардовича и Александра Леонидовича к космическому сознанию с высокой долей вероятности справедлива, многие религиозно-мистические идеи калужских космистов имеют своим основанием соответствующее состояние и могут получить любопытную интерпретацию в контексте концепции космической игры, а в Циолковском и Чижевском можно предположить вестников космической эволюции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.