ГЛАВНАЯ
> Журнал "Психолог"
> Рубрика "Эрос и Танатос"
Спектор Д.М. - Обреченность и трансгрессия. Ж. Батай |
|
c. 40-52
|
DOI: 10.7256/2409-8701.2016.5.19702
Аннотация: Предмет исследования представлен трансгрессией в ее связи с феноменами, прослеживаемыми преимущественно по работам Ж. Батая (предельные состояния эмоционального переживания и, вместе с тем, массовые практики и действия, индуцирующие «состояния перехода»). В исследовании показано, что а) упомянутые практики в историческом своем ядре по своему прагматичны, б) понимание феноменов трансгрессии, в феноменологии обычно достигаемое на пути инстроспекции, должно быть дополнено историческими реконструкциями, воспроизводящими в том числе логику генезиса трансгрессии в ее необходимости, в) проникновение в существо «отречения», «обреченности» и иные значимые состояния-по-ту-стороннего невозможно вне установления их точного генетического источника или исхода, под которым в исследовании в отношении онтологии подразумевается бытие-в-мире, обуславливающее его реальность на пути постоянного обращения последней к ее истокам, бытию, прежде всего в форме переживания (я, существования, идентичности). Метод исследования связан с анализом и исторической реконструкцией категории бытия, взятой в материально-генетическом срезе его предваряющей существование действенности; трансгрессии рассмотрены под углом зрения необходимых актов укоренения-в-мире, в опоре на мир-в-его-готовности-к-приобщению; драма мира выступает исходным вменением или каналом переноса, позволяющего «ощутить» мир по ту сторону непреодолимого детерминизма стимула-реакции. Научная новизна исследования заключается прежде всего в акцентуации проблемности бытия-в-мире; таковая обусловлена прежде всего пределом естественного состояния (рефлекторной реакции), естественным образом непреодолимого. В исследовании показано, что подобное преодоление связано с шоком-ужасающего; «проблема» (бытия-в-мире) не могла «быть решена» и далее снята, но сохраняет свою актуальность, причем последняя и вбирает в себя «бытие» в статусе-перехода.
Алтафова А.Р. - Презумпция мортидо |
|
c. 126-163
|
DOI: 10.7256/2409-8701.2015.3.15099
Аннотация: В настоящее время уже не вызывает сомнений наличие в человеческой психике влечения к смерти, вопрос о котором впервые поставил на научную почву Зигмунд Фрейд. Однако в научно-психологическом сообществе сложилось весьма противоречивое отношение к этому феномену. Причиной разногласия явился вопрос о природе мертволюбия, разделивший мыслителей на два основных «лагеря» – сторонников и противников концепции влечения к смерти как биологического инстинкта. В статье производится критический анализ существующих мнений и совершается попытка объединить наиболее существенные их положения в единую концепцию. Особое внимание обращено на практические аспекты мертволюбия и борьбы с ним. В стремлении постичь природу мортидо автор апеллирует к диалектике, заостряя внимание на следующем противоречии: если влечение к смерти как первопричина всякого зла (агрессия, ненависть, уничтожение всего живого) заложено в саму биологическую природу человека, то, следовательно, зло имеет равные права на существование с добром, однако человеческий опыт опровергает это утверждение. Дойдя до «последних вопросов» философии, автор использует герменевтический метод, анализируя миф о первородном грехе, свидетельствующем о том, что зло (как грех, влекущий за собой смерть) есть результат свободы человека над инстинктом. Новизна данной статьи обусловлена тем, что в ней открываются новые – метафизические – горизонты психофизического явления влечения к смерти, которые позволяют внести гармонию в теоретическую базу, объединив в одну концепцию мнения, являющиеся в традиционном представлении антагонистами: с одной стороны, подтверждается, что влечение к смерти носит врожденный характер (о чем говорил Зигмунд Фрейд), с другой, - что оно является не биологическим инстинктом, а результатом свободы над ним (о чем заявлял Эрих Фромм). В практическом аспекте взгляд на невроз как результат «личного грехопадения», подвергающий редукции многие теоретические построения, дает возможность глубже проникнуть в его суть и обогатить представления о принципах работы с ним.
|