по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 05, 2016
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 05-06-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2016
НАСЛЕДИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ
Баженов А.А., Лылов А.С. - Электроэнергетическая отрасль как фактор устойчивого развития экономики региона (на примере Владимирской области)

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.13287

Аннотация: В статье рассматривается и анализируется роль и место организаций электроэнергетической отрасли в создании валового регионального продукта (ВРП) Владимирской области. Для оценки вклада предприятий электроэнергетики в ВРП региона проводится структурный анализ ВРП и рассматривается его динамика за последние 15 лет. Учитывая, что Владимирская область является энергодефицитным регионом (это объясняется отсутствием в регионе крупных генерирующих электростанций), тем не менее, предприятия электроэнергетической отрасли рассматриваются как фактор устойчивого развития региона. Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, предполагающим изучение экономических отношений и явлений в развитии и взаимосвязи, методы системного и сравнительного анализа, экономико-математического исследования данных, приемы синтеза, графического моделирования, методология теории статистики и математики. В процессе анализа установлено, что электроэнергия - важный фактор основных социально-экономических процессов в современном мире: жизнеобеспечения населения и потребления домохозяйств, производства товаров и услуг, национальной безопасности, охраны окружающей среды. В этой связи роль предприятий электроэнергетики в формировании ВРП Владимирский области невелика, тем не менее, доля данной отрасти в ВРП региона выше, чем средний показатель по Российской Федерации. Также делается вывод, что стабильное функционирование предприятий электроэнергетики оказывает существенное влияние на функционирование других отраслей народного хозяйства Владимирской области и выступает фактором устойчивого развития экономики региона.
Баженов А.А., Лылов А.С. - Электроэнергетическая отрасль как фактор устойчивого развития экономики региона (на примере Владимирской области) c. 579-585

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54555

Аннотация: В статье рассматривается и анализируется роль и место организаций электроэнергетической отрасли в создании валового регионального продукта (ВРП) Владимирской области. Для оценки вклада предприятий электроэнергетики в ВРП региона проводится структурный анализ ВРП и рассматривается его динамика за последние 15 лет. Учитывая, что Владимирская область является энергодефицитным регионом (это объясняется отсутствием в регионе крупных генерирующих электростанций), тем не менее, предприятия электроэнергетической отрасли рассматриваются как фактор устойчивого развития региона. Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, предполагающим изучение экономических отношений и явлений в развитии и взаимосвязи, методы системного и сравнительного анализа, экономико-математического исследования данных, приемы синтеза, графического моделирования, методология теории статистики и математики. В процессе анализа установлено, что электроэнергия - важный фактор основных социально-экономических процессов в современном мире: жизнеобеспечения населения и потребления домохозяйств, производства товаров и услуг, национальной безопасности, охраны окружающей среды. В этой связи роль предприятий электроэнергетики в формировании ВРП Владимирский области невелика, тем не менее, доля данной отрасти в ВРП региона выше, чем средний показатель по Российской Федерации. Также делается вывод, что стабильное функционирование предприятий электроэнергетики оказывает существенное влияние на функционирование других отраслей народного хозяйства Владимирской области и выступает фактором устойчивого развития экономики региона.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Квашонкин А.В. - Технология «красных революций» в Закавказье в начале XX в.

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.14959

Аннотация: В современном мире наряду с классическими инструментами внешней политики ведущие государства мира все чаще используют технологии так называемых «цветных революций», суть которых заключается в свержении не отвечающих их национальным интересам правительств других стран и приводе к власти в них своих марионеток. Как известно, все новое является "хорошо забытым старым" с известной поправкой на современность и тактические методы. Предметом исследования является механизм организации и проведения «красных революций» в Закавказье сквозь призму переписки первых лиц государства Советской России в начале 20-х гг. XX века. В рамках статьи автор поставил следующие задачи: дать анализ теоретических и практических аспектов «красных революций»; показать их базовую модель на примере советизации Азербайджана, Армении и Грузии; показать модель организации в них новых властных структур. В основе методологии исследования лежат методы конкретно-исторического и сравнительного анализа переписки первых лиц советского государства в начале 20-х гг. прошлого века. Новизну работы определяет введение в научный оборот и анализ большого количества неопубликованного ранее архивного материала из коллекций документов И.В. Сталина, Г.К. Орджоникидзе, фонда Совета Народных Комиссаров РСФСР Российского государственного архива социально-политической истории по проблемам организации "красных революций" в Закавказье. Личная переписка представителей партийного, военного и советского руководства Закавказья с руководством Советской России и между собой содержит богатейший материал, который помогает восстановить реальную картину организации "красных революций" в этом регионе в 20-е гг. XX века, понять и уточнить роль в этом процессе отдельных представителей большевистской элиты. Письма, телеграммы, разговоры "по прямому проводу" (разговор по телеграфу) восстанавливают динамику и наполняют смыслом цепочку событий в общих чертах описанных, но не проанализированных в деталях.
Квашонкин А.В. - Технология «красных революций» в Закавказье в начале XX в. c. 586-610

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54556

Аннотация: В современном мире наряду с классическими инструментами внешней политики ведущие государства мира все чаще используют технологии так называемых «цветных революций», суть которых заключается в свержении не отвечающих их национальным интересам правительств других стран и приводе к власти в них своих марионеток. Как известно, все новое является "хорошо забытым старым" с известной поправкой на современность и тактические методы. Предметом исследования является механизм организации и проведения «красных революций» в Закавказье сквозь призму переписки первых лиц государства Советской России в начале 20-х гг. XX века. В рамках статьи автор поставил следующие задачи: дать анализ теоретических и практических аспектов «красных революций»; показать их базовую модель на примере советизации Азербайджана, Армении и Грузии; показать модель организации в них новых властных структур. В основе методологии исследования лежат методы конкретно-исторического и сравнительного анализа переписки первых лиц советского государства в начале 20-х гг. прошлого века. Новизну работы определяет введение в научный оборот и анализ большого количества неопубликованного ранее архивного материала из коллекций документов И.В. Сталина, Г.К. Орджоникидзе, фонда Совета Народных Комиссаров РСФСР Российского государственного архива социально-политической истории по проблемам организации "красных революций" в Закавказье. Личная переписка представителей партийного, военного и советского руководства Закавказья с руководством Советской России и между собой содержит богатейший материал, который помогает восстановить реальную картину организации "красных революций" в этом регионе в 20-е гг. XX века, понять и уточнить роль в этом процессе отдельных представителей большевистской элиты. Письма, телеграммы, разговоры "по прямому проводу" (разговор по телеграфу) восстанавливают динамику и наполняют смыслом цепочку событий в общих чертах описанных, но не проанализированных в деталях.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ
Карпов В.В. - Политические коммуникации в структуре регионального политического PR (на примере органов исполнительной власти Омской области)

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.13326

Аннотация: Предметная область исследования охватывает процессы политической коммуникации на региональном пространстве в аспекте деятельности органов исполнительной власти. Диалоговый характер коммуникаций обеспечивает достижение реализации модели партисипаторной демократии. Поскольку наиболее полным и системным источником информации о реализуемой органами власти стратегии политического PR непосредственно выступают СМИ различной политической направленности, взглядов и воззрений, поэтому одной из наиболее репрезентативных методик оценки политического PR на уровне региональной власти выступает контент-анализ. Предмет исследования находится в смежной области нескольких научных направлений, придавая последнему законченность и целостность процесса реализации авторского замысла. Ключевым методом исследования выступает контент-анализ, позволяющий посредством выделения ключевых категорий и единиц политического процесса, отраженных в СМИ, определить тенденции политического PR органов исполнительной власти субъекта РФ. В качестве самостоятельной группы методов использовались методы системного анализа и структурно-функциональный метод. Новизна исследования заключается в применении теоретико-прикладного метода контент-анализа для оценки деятельности органов исполнительной власти Омской области. Привлечение контент-анализа осуществляется посредством выделения ключевых показателей, отражающих особенности восприятия СМИ деятельности органов власти. Используемые органами власти каналы политической коммуникации представляются недостаточными, поскольку свидетельствуют не о стратегическом, а о мобилизационном характере политики PR, реализуемой органами государственной власти Омской области. Диалоговый характер коммуникации требует включения в государственное управление в качестве равноправных партнеров ряда политических акторов, предполагает процессы взаимной коммуникации, истинного диалога, совместно выработанной договоренности. Диалог означает, что региональное правительство не просто доводит до граждан, их объединений уже выработанные решения и программы, добиваясь затем их поддержки, а привлекает объединения и граждан к участию в самом процессе выработки и принятия решений. Причем, инициатором диалога не обязательно выступает правительство. Только в условиях равноправного диалога может идти речь о сетевой структуре политического PR. Взаимодействия властных и общественных структур в процессах государственного управления, решения тех или иных конкретных задач, возможно, только на основе доверия, возникающего до и в процессе совместной деятельности между этими структурами, что в свою очередь предполагает открытость властных структур перед гражданами и их объединениями.
Карпов В.В. - Политические коммуникации в структуре регионального политического PR (на примере органов исполнительной власти Омской области) c. 611-625

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54557

Аннотация: Предметная область исследования охватывает процессы политической коммуникации на региональном пространстве в аспекте деятельности органов исполнительной власти. Диалоговый характер коммуникаций обеспечивает достижение реализации модели партисипаторной демократии. Поскольку наиболее полным и системным источником информации о реализуемой органами власти стратегии политического PR непосредственно выступают СМИ различной политической направленности, взглядов и воззрений, поэтому одной из наиболее репрезентативных методик оценки политического PR на уровне региональной власти выступает контент-анализ. Предмет исследования находится в смежной области нескольких научных направлений, придавая последнему законченность и целостность процесса реализации авторского замысла. Ключевым методом исследования выступает контент-анализ, позволяющий посредством выделения ключевых категорий и единиц политического процесса, отраженных в СМИ, определить тенденции политического PR органов исполнительной власти субъекта РФ. В качестве самостоятельной группы методов использовались методы системного анализа и структурно-функциональный метод. Новизна исследования заключается в применении теоретико-прикладного метода контент-анализа для оценки деятельности органов исполнительной власти Омской области. Привлечение контент-анализа осуществляется посредством выделения ключевых показателей, отражающих особенности восприятия СМИ деятельности органов власти. Используемые органами власти каналы политической коммуникации представляются недостаточными, поскольку свидетельствуют не о стратегическом, а о мобилизационном характере политики PR, реализуемой органами государственной власти Омской области. Диалоговый характер коммуникации требует включения в государственное управление в качестве равноправных партнеров ряда политических акторов, предполагает процессы взаимной коммуникации, истинного диалога, совместно выработанной договоренности. Диалог означает, что региональное правительство не просто доводит до граждан, их объединений уже выработанные решения и программы, добиваясь затем их поддержки, а привлекает объединения и граждан к участию в самом процессе выработки и принятия решений. Причем, инициатором диалога не обязательно выступает правительство. Только в условиях равноправного диалога может идти речь о сетевой структуре политического PR. Взаимодействия властных и общественных структур в процессах государственного управления, решения тех или иных конкретных задач, возможно, только на основе доверия, возникающего до и в процессе совместной деятельности между этими структурами, что в свою очередь предполагает открытость властных структур перед гражданами и их объединениями.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Курбанов Р.А. - Научно-техническое взаимодействие на евразийском пространстве в историко-правовой ретроспективе: опыт социалистических стран

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.18929

Аннотация: Статья посвящена исследованию опыта социалистических стран в межгосударственном взаимодействии по вопросам научно-технического развития в период существования СССР. В статье отмечено, что межгосударственные отношения социалистических стран в области науки и техники охватывали обмен научно-техническими идеями, опытом, выполнение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ на основе различных форм кооперации и разделения труда, подготовку кадров в научной сфере и т.д. Раскрываются особенности классического взаимодействия в рассматриваемой области, сотрудничества социалистических стран в рамках СЭВ. Вместе с тем наибольшее внимание автором уделено прямому взаимодействию (как двух-, так и многостороннему) между академиями наук стран соцлагеря в области фундаментальных естественных и общественных наук. В статье проанализированы основные соглашения, принятые в области развития науки и техники, исследованы институциональные особенности создаваемых совместных органов и научных учреждений. В итоге автор приходит к выводу о том, что в процессе развития взаимодействия социалистических стран на евразийском пространстве к 1980 г. была сформирована международная институциональная структура научного взаимодействия между академиями наук социалистических стран, представленная Совещанием представителей академий наук социалистических стран, Совещанием президентов академии наук, Совещанием вице президентов академий наук по общественным наукам, международными организациями, лабораториями и центрами, а также научными Проблемными комиссиями, 9 из которых были образованы в области естественных и 9 — в области общественных наук.
Курбанов Р.А. - Научно-техническое взаимодействие на евразийском пространстве в историко-правовой ретроспективе: опыт социалистических стран c. 626-643

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54558

Аннотация: Статья посвящена исследованию опыта социалистических стран в межгосударственном взаимодействии по вопросам научно-технического развития в период существования СССР. В статье отмечено, что межгосударственные отношения социалистических стран в области науки и техники охватывали обмен научно-техническими идеями, опытом, выполнение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ на основе различных форм кооперации и разделения труда, подготовку кадров в научной сфере и т.д. Раскрываются особенности классического взаимодействия в рассматриваемой области, сотрудничества социалистических стран в рамках СЭВ. Вместе с тем наибольшее внимание автором уделено прямому взаимодействию (как двух-, так и многостороннему) между академиями наук стран соцлагеря в области фундаментальных естественных и общественных наук. В статье проанализированы основные соглашения, принятые в области развития науки и техники, исследованы институциональные особенности создаваемых совместных органов и научных учреждений. В итоге автор приходит к выводу о том, что в процессе развития взаимодействия социалистических стран на евразийском пространстве к 1980 г. была сформирована международная институциональная структура научного взаимодействия между академиями наук социалистических стран, представленная Совещанием представителей академий наук социалистических стран, Совещанием президентов академии наук, Совещанием вице президентов академий наук по общественным наукам, международными организациями, лабораториями и центрами, а также научными Проблемными комиссиями, 9 из которых были образованы в области естественных и 9 — в области общественных наук.
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Замотаев Д.Ю. - Политическая активность интернет-аудитории на региональном уровне и ее отношение к деятельности неправительственных общественных организаций

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.14719

Аннотация: Целью работы явился анализ российской Интернет-аудитории как участника политической коммуникации на региональном уровне и ее отношение к деятельности неправительственных общественных организаций как важных субъектов формирования гражданского общества. Предмет исследования включал следующие компоненты: 1. Социополитический анализ особенностей российской интернет-аудитории; 2.Особенности сетевой активности респондентов; 3.Представление населения о роли неправительственных общественных организаций в России; 4. Типологизация общественного мнения населения относительно роли и влияния НПО на региональном уровне. Выборочное анкетирование населения Красногорского района Московской области в количестве 300 человекв, в возрасте от 20 до 62 лет, являющиеся рабочими и служащими промышленного предприятия. Новизна и вклад автора определяется выявлением меняющейся структуры развития Интернет-коммуникаций в России. Необходимо широкое представительство информационных площадок для двусторонней коммуникации, в том числе на региональном уровне, привлечение граждан к диалогу, публичному обсуждению государственной политики в интернете, формированию политической культуры общества.
Замотаев Д.Ю. - Политическая активность интернет-аудитории на региональном уровне и ее отношение к деятельности неправительственных общественных организаций c. 644-649

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54559

Аннотация: Целью работы явился анализ российской Интернет-аудитории как участника политической коммуникации на региональном уровне и ее отношение к деятельности неправительственных общественных организаций как важных субъектов формирования гражданского общества. Предмет исследования включал следующие компоненты: 1. Социополитический анализ особенностей российской интернет-аудитории; 2.Особенности сетевой активности респондентов; 3.Представление населения о роли неправительственных общественных организаций в России; 4. Типологизация общественного мнения населения относительно роли и влияния НПО на региональном уровне. Выборочное анкетирование населения Красногорского района Московской области в количестве 300 человекв, в возрасте от 20 до 62 лет, являющиеся рабочими и служащими промышленного предприятия. Новизна и вклад автора определяется выявлением меняющейся структуры развития Интернет-коммуникаций в России. Необходимо широкое представительство информационных площадок для двусторонней коммуникации, в том числе на региональном уровне, привлечение граждан к диалогу, публичному обсуждению государственной политики в интернете, формированию политической культуры общества.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Дубровский О.Н. - Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов в России, на примере Республики Тыва

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.18905

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы защиты коренного малочисленного народа, тувинцев-тоджинцев, охрана их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, рассматриваются негативные факторы оказывающие влияние на их традиционный образ жизни и комплекс мер направленных на защиту исконной среды их обитания, с целью сохранения традиционного образа жизни, развития оленеводства, хозяйствования и промыслов. Исследуются вопросы взаимодействия между органами местного самоуправления и общинами коренных малочисленных народов компактно проживающих на территории субъектов Российской Федерации, на примере республики Тыва. Методологической основой данной статьи выступили общенаучные методы познания (анализ, синтез, системный метод, и другие), а также ряд специальных частно-научных методов исследования (сравнительно-правовой, статистический, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический). Вкладом автора в исследование данной темы является выявление негативных факторов, причин "плачевного" положения тувинцев-тоджинцев. Выработка конкретных предложений нацеленных на защиту исконной среды их обитания коренных малочисленных народов, с целью сохранения традиционного образа жизни тувинцев-тоджинцев в Республике Тыва, развития оленеводства, хозяйствования и промыслов.
Дубровский О.Н. - Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов в России, на примере Республики Тыва c. 650-657

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54560

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы защиты коренного малочисленного народа, тувинцев-тоджинцев, охрана их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, рассматриваются негативные факторы оказывающие влияние на их традиционный образ жизни и комплекс мер направленных на защиту исконной среды их обитания, с целью сохранения традиционного образа жизни, развития оленеводства, хозяйствования и промыслов. Исследуются вопросы взаимодействия между органами местного самоуправления и общинами коренных малочисленных народов компактно проживающих на территории субъектов Российской Федерации, на примере республики Тыва. Методологической основой данной статьи выступили общенаучные методы познания (анализ, синтез, системный метод, и другие), а также ряд специальных частно-научных методов исследования (сравнительно-правовой, статистический, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический). Вкладом автора в исследование данной темы является выявление негативных факторов, причин "плачевного" положения тувинцев-тоджинцев. Выработка конкретных предложений нацеленных на защиту исконной среды их обитания коренных малочисленных народов, с целью сохранения традиционного образа жизни тувинцев-тоджинцев в Республике Тыва, развития оленеводства, хозяйствования и промыслов.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Токарев Н.В. - Участие земских учреждений Тамбовской губернии в проведении столыпинской аграрной реформы

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.13948

Аннотация: Предметом исследования является деятельность земских учреждений в условиях модернизации позднеимперской России, степень эффективности их взаимодействия с губернскими органами власти. В статье на примере Тамбовской губернии рассмотрены виды сотрудничества земских и правительственных органов в контексте столыпинской аграрной реформы: пропаганда аграрных законов, стимулирование создания участкового землевладения, развитие системы образования в местах единоличного расселения. После 1909 г. обоюдные усилия тамбовских земств и государства в проведении столыпинской модернизации выразились во внедрении новых агротехнологий в среде крестьянства. Используются принципы объективности историзма, и научности, реализованные посредством системного подхода, применявшегося при определении места земских учреждений в общем русле аграрного реформирования страны. Констатируется, что земства Тамбовской губернии вступили на путь совместной работы с правительством, пропагандируя аграрные законы, оказывая финансовую помощь единоличникам, развивая школьное дело в районах распространения хуторов и отрубов. Важным является вывод, что между государственными и общественными деятелями имелись разногласия по поводу целей, приоритетов, направлений и субъектов аграрного переустройства, характера участия органов местного самоуправления в реализации столыпинских реформ.
Токарев Н.В. - Участие земских учреждений Тамбовской губернии в проведении столыпинской аграрной реформы c. 658-666

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54561

Аннотация: Предметом исследования является деятельность земских учреждений в условиях модернизации позднеимперской России, степень эффективности их взаимодействия с губернскими органами власти. В статье на примере Тамбовской губернии рассмотрены виды сотрудничества земских и правительственных органов в контексте столыпинской аграрной реформы: пропаганда аграрных законов, стимулирование создания участкового землевладения, развитие системы образования в местах единоличного расселения. После 1909 г. обоюдные усилия тамбовских земств и государства в проведении столыпинской модернизации выразились во внедрении новых агротехнологий в среде крестьянства. Используются принципы объективности историзма, и научности, реализованные посредством системного подхода, применявшегося при определении места земских учреждений в общем русле аграрного реформирования страны. Констатируется, что земства Тамбовской губернии вступили на путь совместной работы с правительством, пропагандируя аграрные законы, оказывая финансовую помощь единоличникам, развивая школьное дело в районах распространения хуторов и отрубов. Важным является вывод, что между государственными и общественными деятелями имелись разногласия по поводу целей, приоритетов, направлений и субъектов аграрного переустройства, характера участия органов местного самоуправления в реализации столыпинских реформ.
МИГРАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ
Есева Е.Ю. - Трудовые права иностранных граждан в России

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.12886

Аннотация: В статье рассматриваются изменения принятые в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» Федеральным законом № 92-ФЗ от 07.05.2013 г., касающиеся запрета на привлечение к работе водителей, не имеющих российских водительских удостоверений. Автор поставил своей целью исследовать, на сколько данные поправки законны, и не нарушают ли они трудовые права человека и гражданина, в частности водителей, имеющих водительские удостоверения иностранного государства и водительское удостоверение международного образца, выданные иностранным государством. В научном исследовании автор использует сравнительно-правовой метод научного исследования, а так же анализ и синтез. Анализируется законность принятия таких поправок в федеральный закон "О безопасности дорожного движения", где автор исследует нормы российского законодательства: Конституции и Федеральных законов, а также соответствие поправок международному праву. Научная новизна заключается в том, что принят новый закон, а научных исследований на данную тему практически нет. В ходе анализа автор приходит к выводу, что изменения к Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", принятые 07.05.2013 г. не соответствуют Конституции Российской Федерации, в частности принципу верховенства международного права, как и не соответствуют самому международному праву, а именно Венской конвенции о дорожном движении. В заключение приведены пути выхода из сложившейся ситуации.
Есева Е.Ю. - Трудовые права иностранных граждан в России c. 667-671

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54562

Аннотация: В статье рассматриваются изменения принятые в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» Федеральным законом № 92-ФЗ от 07.05.2013 г., касающиеся запрета на привлечение к работе водителей, не имеющих российских водительских удостоверений. Автор поставил своей целью исследовать, на сколько данные поправки законны, и не нарушают ли они трудовые права человека и гражданина, в частности водителей, имеющих водительские удостоверения иностранного государства и водительское удостоверение международного образца, выданные иностранным государством. В научном исследовании автор использует сравнительно-правовой метод научного исследования, а так же анализ и синтез. Анализируется законность принятия таких поправок в федеральный закон "О безопасности дорожного движения", где автор исследует нормы российского законодательства: Конституции и Федеральных законов, а также соответствие поправок международному праву. Научная новизна заключается в том, что принят новый закон, а научных исследований на данную тему практически нет. В ходе анализа автор приходит к выводу, что изменения к Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", принятые 07.05.2013 г. не соответствуют Конституции Российской Федерации, в частности принципу верховенства международного права, как и не соответствуют самому международному праву, а именно Венской конвенции о дорожном движении. В заключение приведены пути выхода из сложившейся ситуации.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГ
Лаврентьев Д.С. - Социальная справедливость в оценках населением регионов как фактор формирования политической повестки дня

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.18817

Аннотация: В статье оценивается роль «социальной справедливости» как политического фактора, формирующего систему социальных, политических и экономических отношений в регионе. Анализируется роль конфликтного потенциала, сформированного различиями в оценках социальной справедливости разными группами локального сообщества как инструмента социально-политического развития локальных сообществ. Проводится корреляция между самоидентификацией жителей региона по социальному, политическому и экономическому статусу и доминирующими политическими практиками. Раскрывается роль социально-политического мониторинга в системе политического менеджмента на региональном уровне. Для целей написания статьи использовались библиографические материалы отечественных и зарубежных авторов, статистические данные и результаты вторичного анализа социологической информации представленные ведущими исследовательскими центрами России. Основными выводами проведенного исследования является возможность анализа взаимосвязи между а) взглядами на социальную справедливость и динамикой политических идей между членами локального и/или регионального сообщества, б) конкуренцией/состязательностью взглядов и представлений о социальной справедливости, в) а также – вскрыть связь между политическими настроениями, доминирующими в обществе, вступающими в конкурентные отношения с взглядами и идеями маргинальных сообществ, способных повлиять на существующую социальную динамику и как результат: г) привести к политическим и социальными конфликтам.
Лаврентьев Д.С. - Социальная справедливость в оценках населением регионов как фактор формирования политической повестки дня c. 672-679

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54563

Аннотация: В статье оценивается роль «социальной справедливости» как политического фактора, формирующего систему социальных, политических и экономических отношений в регионе. Анализируется роль конфликтного потенциала, сформированного различиями в оценках социальной справедливости разными группами локального сообщества как инструмента социально-политического развития локальных сообществ. Проводится корреляция между самоидентификацией жителей региона по социальному, политическому и экономическому статусу и доминирующими политическими практиками. Раскрывается роль социально-политического мониторинга в системе политического менеджмента на региональном уровне. Для целей написания статьи использовались библиографические материалы отечественных и зарубежных авторов, статистические данные и результаты вторичного анализа социологической информации представленные ведущими исследовательскими центрами России. Основными выводами проведенного исследования является возможность анализа взаимосвязи между а) взглядами на социальную справедливость и динамикой политических идей между членами локального и/или регионального сообщества, б) конкуренцией/состязательностью взглядов и представлений о социальной справедливости, в) а также – вскрыть связь между политическими настроениями, доминирующими в обществе, вступающими в конкурентные отношения с взглядами и идеями маргинальных сообществ, способных повлиять на существующую социальную динамику и как результат: г) привести к политическим и социальными конфликтам.
Короткова М.Н. - Социальная политика государства: о перспективах целевого приема в медицинских вузах России

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.19017

Аннотация: Объектом исследования является политика государства, направленная на решение проблемы кадрового дефицита в системе здравоохранения. Предметом исследования – целевой прием в медицинских ВУЗах России. Автор статьи подробно рассматривает такие аспекты темы как источники распространения информации о целевом приеме; степень влияния родственников-медиков на выбор профессии; причины выбора респондентами целевой формы обучения; отношение респондентов к условиям договора, причины, толкающие их на разрыв договора, факторы, способные исправить ситуацию. Особое внимание в статье уделяется общей оценке политики государства в данном направлении и выработке рекомендаций. В исследовании были использованы методы социологического опроса (опрос проводился среди 47 молодых специалистов-целевиков в 20 медицинских учреждениях Пермского края, Свердловской и Кировской областях, республики Башкортостан), общенаучные методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, а также системно-структурный подход. Подводя итоги, можно отметить следующее моменты. Во-первых, очевидную осознанность выбора профессии врача и огромное влияние на это родственников-медиков. Во-вторых, многообразие источников получения информации о целевом приеме. В-третьих, низкий проходной балл, как основную причину выбора целевой формы обучения. В-четвертых, наличие корреляции между желанием разорвать договор и регионом трудоустройства, степенью самостоятельности принятого решения и причинами выбора целевой формы обучения респондентами. В-пятых, невысокую степень эффективности государственной политики в данном направлении. В качестве рекомендаций (факторов, способных изменить ситуацию), кроме очевидных и уже отмеченных в научной литературе, таких как повышение заработной платы, создания условий для карьерного роста и решения жилищного вопроса, следует рассмотреть новые: возможность предоставления гарантии бесплатного обучения в ординатуре и аспирантуре; пересмотр сроков действия контракта в сторону уменьшения; предоставление целевикам возможности выбора будущего места работы; повышение проходного балла по конкурсу; сосредоточение внимания государства на пропаганду в СМИ образа «простого терапевта» и его трудовых будней. Следование этим рекомендациям делает перспективы целевого приема в медицинских ВУЗах России обнадеживающими.
Короткова М.Н. - Социальная политика государства: о перспективах целевого приема в медицинских вузах России c. 680-687

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54564

Аннотация: Объектом исследования является политика государства, направленная на решение проблемы кадрового дефицита в системе здравоохранения. Предметом исследования – целевой прием в медицинских ВУЗах России. Автор статьи подробно рассматривает такие аспекты темы как источники распространения информации о целевом приеме; степень влияния родственников-медиков на выбор профессии; причины выбора респондентами целевой формы обучения; отношение респондентов к условиям договора, причины, толкающие их на разрыв договора, факторы, способные исправить ситуацию. Особое внимание в статье уделяется общей оценке политики государства в данном направлении и выработке рекомендаций. В исследовании были использованы методы социологического опроса (опрос проводился среди 47 молодых специалистов-целевиков в 20 медицинских учреждениях Пермского края, Свердловской и Кировской областях, республики Башкортостан), общенаучные методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, а также системно-структурный подход. Подводя итоги, можно отметить следующее моменты. Во-первых, очевидную осознанность выбора профессии врача и огромное влияние на это родственников-медиков. Во-вторых, многообразие источников получения информации о целевом приеме. В-третьих, низкий проходной балл, как основную причину выбора целевой формы обучения. В-четвертых, наличие корреляции между желанием разорвать договор и регионом трудоустройства, степенью самостоятельности принятого решения и причинами выбора целевой формы обучения респондентами. В-пятых, невысокую степень эффективности государственной политики в данном направлении. В качестве рекомендаций (факторов, способных изменить ситуацию), кроме очевидных и уже отмеченных в научной литературе, таких как повышение заработной платы, создания условий для карьерного роста и решения жилищного вопроса, следует рассмотреть новые: возможность предоставления гарантии бесплатного обучения в ординатуре и аспирантуре; пересмотр сроков действия контракта в сторону уменьшения; предоставление целевикам возможности выбора будущего места работы; повышение проходного балла по конкурсу; сосредоточение внимания государства на пропаганду в СМИ образа «простого терапевта» и его трудовых будней. Следование этим рекомендациям делает перспективы целевого приема в медицинских ВУЗах России обнадеживающими.
ЧЕЛОВЕК И ТРУД
Зинкин В.Н., Шешегов П.М. - Анализ профессионально обусловленной заболеваемости летного состава государственной авиации и рекомендации по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.14927

Аннотация: По материалам отчетов врачебно-летной экспертизы изучена заболеваемость летно-подъёмного состава государственной авиации во взаимосвязи с результатами медико-социальных исследований (объем выборки 242 человека). Установлено, что в структуре заболеваемости существенное место (максимальный удельный вес) занимают болезни опорно-двигательного аппарата (преимущественно остеохондроз и сколиоз позвоночника), органов кровообращения и болезни обмена веществ, негативно сказывающиеся на надежности профессиональной деятельности и обусловливающие уменьшение профессионального долголетия представителей этой социо-профессиональной группы. Методология исследования основана на методах медицины труда, социологии медицины, авиационной медицины, гигиены труда, психофизиологии труда. Показано, что профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата следует проводить с этапа отбора кандидатов к обучению и курсантов лётных училищ с помощью проведения рентгенологического и ультразвукового исследования. Обоснованы предложения в систему профотбора и динамического медицинского обследования летного состава, внедрение которых в практику авиационной медицины приведет к более раннему выявлению патологии позвоночника, снижению заболеваемости и увеличению профессионального долголетия летно-подъемного состава государственной авиации.
Зинкин В.Н., Шешегов П.М. - Анализ профессионально обусловленной заболеваемости летного состава государственной авиации и рекомендации по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата c. 688-696

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54565

Аннотация: По материалам отчетов врачебно-летной экспертизы изучена заболеваемость летно-подъёмного состава государственной авиации во взаимосвязи с результатами медико-социальных исследований (объем выборки 242 человека). Установлено, что в структуре заболеваемости существенное место (максимальный удельный вес) занимают болезни опорно-двигательного аппарата (преимущественно остеохондроз и сколиоз позвоночника), органов кровообращения и болезни обмена веществ, негативно сказывающиеся на надежности профессиональной деятельности и обусловливающие уменьшение профессионального долголетия представителей этой социо-профессиональной группы. Методология исследования основана на методах медицины труда, социологии медицины, авиационной медицины, гигиены труда, психофизиологии труда. Показано, что профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата следует проводить с этапа отбора кандидатов к обучению и курсантов лётных училищ с помощью проведения рентгенологического и ультразвукового исследования. Обоснованы предложения в систему профотбора и динамического медицинского обследования летного состава, внедрение которых в практику авиационной медицины приведет к более раннему выявлению патологии позвоночника, снижению заболеваемости и увеличению профессионального долголетия летно-подъемного состава государственной авиации.
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
Сардарян Г.Т. - Понятие, сущность и основные этапы развития католической социальной доктрины

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.17803

Аннотация: Предметом исследования работы является понятийный аппарат и сущностное содержание католической социальной доктрины как фактора политического влияния в странах мира. Особое внимание уделяется вопросам периодизации этапов развития доктрины, значение самой доктрины в условиях очевидного возрастания влияния религиозных факторов на политические процессы в мире. На фоне глобальных политических, экономических и социальных перемен во всем мире, становится очевидно, что религиозный фактор играет ключевую роль при попытке определить причину становления демократических государств в одних частях света, и неспособности создать элементарные институты публичной власти в другой. Католицизм, с самым большим числом приверженцев в мире, безусловно, является фактором, существенно повлиявшем на современную политическую карту мира. В работе широко используются такие методы исследования, как диалектический, системный, сравнительный, исторический и институциональный методы. Новизна исследования заключается в целом ряде принципиально новых подходов, предлагаемых автором. В частности, автор предлагает концепцию периодизации основных этапов развития католического социального учения, отличную от традиционно принятой в западной научной среде. Более того, в работе предлагается рассматривать католическое социальное учение как процесс, начавшийся значительно раньше издания энциклики "Rerum Novarum".
Сардарян Г.Т. - Понятие, сущность и основные этапы развития католической социальной доктрины c. 697-703

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54566

Аннотация: Предметом исследования работы является понятийный аппарат и сущностное содержание католической социальной доктрины как фактора политического влияния в странах мира. Особое внимание уделяется вопросам периодизации этапов развития доктрины, значение самой доктрины в условиях очевидного возрастания влияния религиозных факторов на политические процессы в мире. На фоне глобальных политических, экономических и социальных перемен во всем мире, становится очевидно, что религиозный фактор играет ключевую роль при попытке определить причину становления демократических государств в одних частях света, и неспособности создать элементарные институты публичной власти в другой. Католицизм, с самым большим числом приверженцев в мире, безусловно, является фактором, существенно повлиявшем на современную политическую карту мира. В работе широко используются такие методы исследования, как диалектический, системный, сравнительный, исторический и институциональный методы. Новизна исследования заключается в целом ряде принципиально новых подходов, предлагаемых автором. В частности, автор предлагает концепцию периодизации основных этапов развития католического социального учения, отличную от традиционно принятой в западной научной среде. Более того, в работе предлагается рассматривать католическое социальное учение как процесс, начавшийся значительно раньше издания энциклики "Rerum Novarum".
ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Сидорова Е.П. - Мультикультурализм как методологический принцип и научная категория в политике США и Канады. Основные концепции мультикультурализма.

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.19071

Аннотация: Автор статьи исследует теоретические основы мультикультурализма и его основные концепции. В этой связи рассматриваются определения понятия «мультикультурализм», его основные формы: отношения государства с туземными народами, субгосударственный национализм или национализм меньшинств, взаимодействие с группами иммигрантов. В исследовании мультикультурализм рассматривается через призму глобализации, отмечается возможность перехода мультикультурализма в стадию "креолизации", а также описаны его негативные аспекты, которые подчеркиваются последовательными критиками мультикультурной политики. Также отмечается, что альтернативой мультикультурной политике может стать доктрина, основанная на презумпции равенства культур. Для того, чтобы исследовать теоретические основы мультикультурализма и его основные концепции, были проанализированы как работы основоположников теории мультикультурализма, так и ее критиков, рассматривающих мультикультурализм как идею, способную разрушить целостное культурное пространство страны. Также на основании исследований ведущих социологов была проанализирована связь мультикультурализма и глобализации. Новизна исследования заключается в постановке и решении приоритетных задач комплексной оценки мультикультурализма как методологического принципа и научной категории в политике Соединенных Штатов Америки и Канады, в том числе через призму культурной глобализации. Дано авторское видение существующих форм мультикультурализма в странах, поощряющих этнические различия до тех пор, пока они не противоречат интересам государства, а также проведено комплексное изучение работ последовательных критиков политики мультикультурализма.
Сидорова Е.П. - Мультикультурализм как методологический принцип и научная категория в политике США и Канады. Основные концепции мультикультурализма. c. 704-709

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54567

Аннотация: Автор статьи исследует теоретические основы мультикультурализма и его основные концепции. В этой связи рассматриваются определения понятия «мультикультурализм», его основные формы: отношения государства с туземными народами, субгосударственный национализм или национализм меньшинств, взаимодействие с группами иммигрантов. В исследовании мультикультурализм рассматривается через призму глобализации, отмечается возможность перехода мультикультурализма в стадию "креолизации", а также описаны его негативные аспекты, которые подчеркиваются последовательными критиками мультикультурной политики. Также отмечается, что альтернативой мультикультурной политике может стать доктрина, основанная на презумпции равенства культур. Для того, чтобы исследовать теоретические основы мультикультурализма и его основные концепции, были проанализированы как работы основоположников теории мультикультурализма, так и ее критиков, рассматривающих мультикультурализм как идею, способную разрушить целостное культурное пространство страны. Также на основании исследований ведущих социологов была проанализирована связь мультикультурализма и глобализации. Новизна исследования заключается в постановке и решении приоритетных задач комплексной оценки мультикультурализма как методологического принципа и научной категории в политике Соединенных Штатов Америки и Канады, в том числе через призму культурной глобализации. Дано авторское видение существующих форм мультикультурализма в странах, поощряющих этнические различия до тех пор, пока они не противоречат интересам государства, а также проведено комплексное изучение работ последовательных критиков политики мультикультурализма.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.