по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 01, 2014
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 1-0.444444444444-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2014
АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ
Бородин Е.А. - Современные политические реалии Центральной Азии: Россия, Китай и Кыргызстан

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.9997

Аннотация: Аннотация: Цель настоящей статьи – дать характеристику современной политической ситуации в Центральной Азии, выявив тенденции и закономерности реализации Россией, Китаем и одним из центральноазиатских государств - Кыргызстаном – своей внешней политики в регионе. Объект исследования – политическая ситуация в Центральной Азии на современном этапе. Предмет исследования – интересы и устремления России, КНР и Кыргызстана в Центральноазиатском регионе. В результате распада СССР и временного ухода России из центральноазиатского региона образовавшийся «вакуум» политического влияния был заполнен «альтернативными» акторами – КНР, США, ЕС, Турцией, странами Персидского залива, даже ираном. При этом Центральная Азия стала играть важную роль во внешней политике развитых стран – не членов СНГ. Общие интересы иностранных государств к странам Центральной Азии связаны главным образом с возможностью их допуска к эксплуатации богатых стратегических минерально-сырьевых и энергетических ресурсов стран Центральной Азии: уран, золото, нефть, природный газ, с вовлечением стран Центральной Азии в единую международную транспортную инфраструктуру как моста, связывающего европейские страны с быстрорастущими экономиками Восточной Азии (Китай, Республика Корея, Япония) и Южной Азии (Иран, Пакистан, Индия).
Бородин Е.А. - Современные политические реалии Центральной Азии: Россия, Китай и Кыргызстан c. 27-39

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54176

Аннотация: Аннотация: Цель настоящей статьи – дать характеристику современной политической ситуации в Центральной Азии, выявив тенденции и закономерности реализации Россией, Китаем и одним из центральноазиатских государств - Кыргызстаном – своей внешней политики в регионе. Объект исследования – политическая ситуация в Центральной Азии на современном этапе. Предмет исследования – интересы и устремления России, КНР и Кыргызстана в Центральноазиатском регионе. В результате распада СССР и временного ухода России из центральноазиатского региона образовавшийся «вакуум» политического влияния был заполнен «альтернативными» акторами – КНР, США, ЕС, Турцией, странами Персидского залива, даже ираном. При этом Центральная Азия стала играть важную роль во внешней политике развитых стран – не членов СНГ. Общие интересы иностранных государств к странам Центральной Азии связаны главным образом с возможностью их допуска к эксплуатации богатых стратегических минерально-сырьевых и энергетических ресурсов стран Центральной Азии: уран, золото, нефть, природный газ, с вовлечением стран Центральной Азии в единую международную транспортную инфраструктуру как моста, связывающего европейские страны с быстрорастущими экономиками Восточной Азии (Китай, Республика Корея, Япония) и Южной Азии (Иран, Пакистан, Индия).
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Рыбакова О.Б. - Религиозный аспект легитимации

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.9306

Аннотация: Статья посвящена исследованию концепта легитимации власти с точки зрения внутренней приверженности существующему порядку. Для объяснения и оправдания элементов институциональной традиции П. Бергер и Т. Лукман предлагают рассматривать легитимацию с точки зрения ее когнитивной и нормативной составляющих, что указывает, на наш взгляд, на пересечение с базовыми функциями религии (когнитивная и регулятивная), а следовательно на непременную связанность и зависимость легитимации от отношений к высшей реальности (Т. Парсонс). На основе классического исследования Э. Бенвениста социальных терминов анализируются семантические значения понятий "власть", "авторитет", "доверие", "преданность", имплицитно присущих легитимации. В результате предлагается вывод, что все исследованные социальные термины, которые входят в содержание легитимации, в своих коренных значениях лежат в области религиозных понятий, связаны с религиозным сознанием и религиозными отношениями не столько горизонтальной направленности (между людьми), сколько вертикальной (связь с божеством), что подтверждает упомянутый выше тезис Т. Парсонса. Однако, если религиозная окраска легитимации теократических и монархических режимов в целом не вызывает сомнения, то демократические процессы, происходящие в условиях секуляризации общества, ставят перед исследователями вызов о более глубоком исследовании мотивационной составляющей концепта легитимации.
Рыбакова О.Б. - Религиозный аспект легитимации c. 40-46

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54177

Аннотация: Статья посвящена исследованию концепта легитимации власти с точки зрения внутренней приверженности существующему порядку. Для объяснения и оправдания элементов институциональной традиции П. Бергер и Т. Лукман предлагают рассматривать легитимацию с точки зрения ее когнитивной и нормативной составляющих, что указывает, на наш взгляд, на пересечение с базовыми функциями религии (когнитивная и регулятивная), а следовательно на непременную связанность и зависимость легитимации от отношений к высшей реальности (Т. Парсонс). На основе классического исследования Э. Бенвениста социальных терминов анализируются семантические значения понятий "власть", "авторитет", "доверие", "преданность", имплицитно присущих легитимации. В результате предлагается вывод, что все исследованные социальные термины, которые входят в содержание легитимации, в своих коренных значениях лежат в области религиозных понятий, связаны с религиозным сознанием и религиозными отношениями не столько горизонтальной направленности (между людьми), сколько вертикальной (связь с божеством), что подтверждает упомянутый выше тезис Т. Парсонса. Однако, если религиозная окраска легитимации теократических и монархических режимов в целом не вызывает сомнения, то демократические процессы, происходящие в условиях секуляризации общества, ставят перед исследователями вызов о более глубоком исследовании мотивационной составляющей концепта легитимации.
НАСЛЕДИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ
Чжэн Ц.A. - Анализ современных тенденций развития науки и техники

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.10648

Аннотация: Аннотация: С взрывным увеличением численности населения Земли появляется всё больше глобальных вопросов, требующих совместных усилий всего человечества. Например, глубокие исследования в таких сферах, как защита окружающей среды, атмосферы, морей, биологического разнообразия и изучение эпидемий требуют участия и вовлечения всех стран. Целью данной научной статьи является проведение исследования современных тенденций развития науки и техники. По мнению автора, данная тема является актуальной в связи с высокой ролью науки и техники в мировом прогрессе и развитии человечества. В статье перечислены наиболее важные тенденции развития мировой науки и техники: тенденция мировой научно-технической глобализации, развития мирового научно-технического сотрудничества и другие. По мнению автора, в настоящее время можно выделить семь основных характеристик процесса развития науки и техники: ведущие страны прикладывают одинаковые усилия для финансирования научно-технических разработок; развивающиеся страны начинают оказывать влияние на структуру международного научно-технического сотрудничества; экономический рост становится главной целью инновационного развития науки и техники в разных странах; увеличиваются темпы коммерциализации научно-технических достижений; усиливается взаимодействие основных факторов инновационного развития; растет государственная поддержка инновационной деятельности предприятий; воспитание кадров, занимающихся инновационной деятельностью, остается в центре внимания; все более актуальными становятся проекты «большой науки», международное научно-техническое сотрудничество развивается небывалыми темпами. Автор приходит к выводу о том, что непрерывное инвестирование в разработку научно-технических проектов и стимулирование науч-но-технического, инновационного развитие стран может гарантировать устойчивое развитие их национальных экономик, научно-техническое превосходство на мировом конкурентном рынке и развитие новой мировой научно-технической революции.
Чжэн Ц.A. - Анализ современных тенденций развития науки и техники c. 18-26

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54175

Аннотация: Аннотация: С взрывным увеличением численности населения Земли появляется всё больше глобальных вопросов, требующих совместных усилий всего человечества. Например, глубокие исследования в таких сферах, как защита окружающей среды, атмосферы, морей, биологического разнообразия и изучение эпидемий требуют участия и вовлечения всех стран. Целью данной научной статьи является проведение исследования современных тенденций развития науки и техники. По мнению автора, данная тема является актуальной в связи с высокой ролью науки и техники в мировом прогрессе и развитии человечества. В статье перечислены наиболее важные тенденции развития мировой науки и техники: тенденция мировой научно-технической глобализации, развития мирового научно-технического сотрудничества и другие. По мнению автора, в настоящее время можно выделить семь основных характеристик процесса развития науки и техники: ведущие страны прикладывают одинаковые усилия для финансирования научно-технических разработок; развивающиеся страны начинают оказывать влияние на структуру международного научно-технического сотрудничества; экономический рост становится главной целью инновационного развития науки и техники в разных странах; увеличиваются темпы коммерциализации научно-технических достижений; усиливается взаимодействие основных факторов инновационного развития; растет государственная поддержка инновационной деятельности предприятий; воспитание кадров, занимающихся инновационной деятельностью, остается в центре внимания; все более актуальными становятся проекты «большой науки», международное научно-техническое сотрудничество развивается небывалыми темпами. Автор приходит к выводу о том, что непрерывное инвестирование в разработку научно-технических проектов и стимулирование науч-но-технического, инновационного развитие стран может гарантировать устойчивое развитие их национальных экономик, научно-техническое превосходство на мировом конкурентном рынке и развитие новой мировой научно-технической революции.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ
Бодрунова С.С. - Делиберативная демократия «сверху вниз»: концепции Европейской публичной сферы и проблема демократического дефицита ЕС

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.10652

Аннотация: В статье рассматривается проблематика строительства Европейской публичной сферы (ЕПС) в свете проблемы демократического дефицита Европейского Союза. Автор указывает, что ЕПС является наиболее удобным объектом для анализа публичной сферы в стадии становления, несмотря на сложный, многосоставный характер ЕПС; методы оценки эффективности ЕПС могут быть применены при анализе публичных сфер национальных государств. Анализируются существующие подходы к теоретизации ЕПС, в том числе «школа невозможности», «школа когерентности», «многоуровневая школа», «сетевая школа». Приводятся примеры современных европейских медиапроектов как узлов публичной сферы с точки зрения указанных школ; на основе вторичных данных анализируется их эффективность. Автор постулирует крайне низкую эффективность современной общеевропейской публичной сферы, что ставит под сомнение идею насаждаемой «сверху» публичной сферы как эффективного механизма делиберативной демократии. Демократический дефицит ставится в зависимость от коммуникативного дефицита ЕС. Одним из решений проблемы коммуникативного дефицита Евросоюза видится возможность отказа от медиацентричности в строительстве единой Европейской публичной сферы.
Бодрунова С.С. - Делиберативная демократия «сверху вниз»: концепции Европейской публичной сферы и проблема демократического дефицита ЕС c. 88-99

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54183

Аннотация: В статье рассматривается проблематика строительства Европейской публичной сферы (ЕПС) в свете проблемы демократического дефицита Европейского Союза. Автор указывает, что ЕПС является наиболее удобным объектом для анализа публичной сферы в стадии становления, несмотря на сложный, многосоставный характер ЕПС; методы оценки эффективности ЕПС могут быть применены при анализе публичных сфер национальных государств. Анализируются существующие подходы к теоретизации ЕПС, в том числе «школа невозможности», «школа когерентности», «многоуровневая школа», «сетевая школа». Приводятся примеры современных европейских медиапроектов как узлов публичной сферы с точки зрения указанных школ; на основе вторичных данных анализируется их эффективность. Автор постулирует крайне низкую эффективность современной общеевропейской публичной сферы, что ставит под сомнение идею насаждаемой «сверху» публичной сферы как эффективного механизма делиберативной демократии. Демократический дефицит ставится в зависимость от коммуникативного дефицита ЕС. Одним из решений проблемы коммуникативного дефицита Евросоюза видится возможность отказа от медиацентричности в строительстве единой Европейской публичной сферы.
Скриба А.С. - Энергетическая составляющая политики балансирования Республики Беларусь c. 100-111

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54184

Аннотация: В статье рассматривается политика балансирования, проводимая Республикой Беларусь на протяжении постсоветского этапа развития государства. Исследование показало, что в последнее десятилетие подобная политика зиждилась на энергетических отношениях с другими странами, и прежде всего – с Россией в рамках ряда интеграционных объединений. События последних лет показали, что возможность использования энергетического фактора для Белоруссии является ограниченной. Тем не менее, различные теории реализма убедительно доказывают, что сама политика балансирования, в том числе и в случае Белоруссии, несет в себе объективные предпосылки. Это позволяет констатировать, что определенный уровень конфронтации в белорусско-российских отношениях будет сохраняться и осложняться остающимися межгосударственными энергетическими противоречиями. При этом сама Белоруссия, несмотря на участие в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, продолжит стремиться к реализации политики балансирования между региональными лидерами – Россией и Европейским союзом.
Скриба А.С. - Энергетическая составляющая политики балансирования Республики Беларусь

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.8943

Аннотация: В статье рассматривается политика балансирования, проводимая Республикой Беларусь на протяжении постсоветского этапа развития государства. Исследование показало, что в последнее десятилетие подобная политика зиждилась на энергетических отношениях с другими странами, и прежде всего – с Россией в рамках ряда интеграционных объединений. События последних лет показали, что возможность использования энергетического фактора для Белоруссии является ограниченной. Тем не менее, различные теории реализма убедительно доказывают, что сама политика балансирования, в том числе и в случае Белоруссии, несет в себе объективные предпосылки. Это позволяет констатировать, что определенный уровень конфронтации в белорусско-российских отношениях будет сохраняться и осложняться остающимися межгосударственными энергетическими противоречиями. При этом сама Белоруссия, несмотря на участие в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, продолжит стремиться к реализации политики балансирования между региональными лидерами – Россией и Европейским союзом.
ВОЙНА И МИР
Самохин К.В. - Модернизация Российской империи в начале ХХ века

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.9442

Аннотация: Статья посвящена исследованию военного фактора как механизма российской модернизации в начале ХХ века. Основная цель – анализ влияния русско-японской войны 1904-1905 гг. на переход Российской империи от аграрного общества к индустриальному. Акцентируется внимание на необходимости органичности модернизационных процессов в России как залоге их успешной реализации. Научной новизной работы является интерпретация войны как своеобразного «Вызова» к российской (славянской) цивилизации, «Ответом» на который стала модернизация Российского государства в указанный период. Главным выводом является положение о том, что война между Россией и Японией в начале прошлого столетия способствовала продолжению основных тенденций российской модернизации, сложившихся в XVIII–XIX веках. Наиболее актуальными стали процессы в политической и социальной сферах, экономическая модернизация во внутренней политике Николая II при этом отошла на второй план, а духовная находилась в зачаточном состоянии.
Самохин К.В. - Модернизация Российской империи в начале ХХ века c. 47-60

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54178

Аннотация: Статья посвящена исследованию военного фактора как механизма российской модернизации в начале ХХ века. Основная цель – анализ влияния русско-японской войны 1904-1905 гг. на переход Российской империи от аграрного общества к индустриальному. Акцентируется внимание на необходимости органичности модернизационных процессов в России как залоге их успешной реализации. Научной новизной работы является интерпретация войны как своеобразного «Вызова» к российской (славянской) цивилизации, «Ответом» на который стала модернизация Российского государства в указанный период. Главным выводом является положение о том, что война между Россией и Японией в начале прошлого столетия способствовала продолжению основных тенденций российской модернизации, сложившихся в XVIII–XIX веках. Наиболее актуальными стали процессы в политической и социальной сферах, экономическая модернизация во внутренней политике Николая II при этом отошла на второй план, а духовная находилась в зачаточном состоянии.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Киреева Н.В. - Механизм образования интеграционных связей

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.9788

Аннотация: В статье с позиций системного подхода рассматривается сущность и механизм образования связей, действующих в международных интеграционных объединениях. Показано, что интеграционные связи на всех уровнях социальной организации формируются благодаря возникновению между участниками социальных контактов связующего звена, образованного их общими интересами. Процесс обобщения, объединения и согласования интересов подчинен общей цели – безопасному устойчивому развитию социального целого. В социальной действительности интересы являются воплощением универсального типа связей – причинно-следственных, лежащих в основе связей функционирования и развития социальных систем. В интеграционном объединении функциональные связи и связи развития воплощаются в направляемых в соответствии с интересами участников экономических отношений товарных и финансовых потоках, которые образуют глобальные сети создания стоимостей (стоимостные цепочки) и перекрестного инвестирования. Международные потоки полупродуктов обрабатывающих отраслей промышленности циркулируют между странами индустриального ядра мировой экономики, связывая их теснейшими производственными узами, побуждая к унификации национальных технических стандартов, стимулируя международное научно-техническое сотрудничество, сближая нормы правового регулирования связанных с этим экономических отношений и т.п. На этой основе происходит сращивание отдельных производств стран-партнеров в целостные международные воспроизводственные комплексы и конвергенция сопряженного с их функционированием систем национально-правового и фискального регулирования стран-участниц. В результате сращивания высокоразвитых национальных хозяйств на микроэкономическом уровне возникает потребность в координации внешнеторговой, налоговой, кредитной макроэкономической политики интегрирующихся государств, создаются эффективные платежные, таможенные, валютные союзы, общие рынки, складываются межгосударственные институты интеграционного характера. Действие механизма образования интеграционных связей проиллюстрировано примерами из современной практики международной интеграции.
Киреева Н.В. - Механизм образования интеграционных связей c. 61-68

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54179

Аннотация: В статье с позиций системного подхода рассматривается сущность и механизм образования связей, действующих в международных интеграционных объединениях. Показано, что интеграционные связи на всех уровнях социальной организации формируются благодаря возникновению между участниками социальных контактов связующего звена, образованного их общими интересами. Процесс обобщения, объединения и согласования интересов подчинен общей цели – безопасному устойчивому развитию социального целого. В социальной действительности интересы являются воплощением универсального типа связей – причинно-следственных, лежащих в основе связей функционирования и развития социальных систем. В интеграционном объединении функциональные связи и связи развития воплощаются в направляемых в соответствии с интересами участников экономических отношений товарных и финансовых потоках, которые образуют глобальные сети создания стоимостей (стоимостные цепочки) и перекрестного инвестирования. Международные потоки полупродуктов обрабатывающих отраслей промышленности циркулируют между странами индустриального ядра мировой экономики, связывая их теснейшими производственными узами, побуждая к унификации национальных технических стандартов, стимулируя международное научно-техническое сотрудничество, сближая нормы правового регулирования связанных с этим экономических отношений и т.п. На этой основе происходит сращивание отдельных производств стран-партнеров в целостные международные воспроизводственные комплексы и конвергенция сопряженного с их функционированием систем национально-правового и фискального регулирования стран-участниц. В результате сращивания высокоразвитых национальных хозяйств на микроэкономическом уровне возникает потребность в координации внешнеторговой, налоговой, кредитной макроэкономической политики интегрирующихся государств, создаются эффективные платежные, таможенные, валютные союзы, общие рынки, складываются межгосударственные институты интеграционного характера. Действие механизма образования интеграционных связей проиллюстрировано примерами из современной практики международной интеграции.
Лушников А.Ю. - Российско – Пакистанское сотрудничество в международных организациях 1991 – 2013 гг. c. 69-75

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54180

Аннотация: В статье рассматриваются особенности российско – пакистанского сотрудничества в современных международных организациях. Рассматриваемый период: 1991 -2013 гг, это время становления и развития новых подходов в межгосударственных отношениях обеих стран. Смена эпох, распад СССР, образование в Центральной Азии новых государств оказали решающее влияние на двустороннее и многостороннее развитие между странами Центральной и Южной Азии. Усилились угрозы региональной безопасности, Пакистан и Индия стали ядерными державами, Афганская проблема окончательно превратилась в международный очаг напряженности, террористической опасности, мирового производства наркотиков и наркоторговли. В настоящее время появились новые международные организации. Участие в которых или сотрудничество стало насущной объективностью в развитии отношений стран региона. Россия и Пакистан постепенно расширяют зоны сотрудничества в рамках действующих международных организаций. Ярким примером тому служит сотрудничество России и Пакистан в ШОС и в ОИС, возможности сотрудничества в СААРК. Знаменательным фактором в российско - пакистанских отношениях является постоянная совместная работа на площадке Душанбинской четверки. В этой связи в статье освещаются проблемы региональной безопасности и рычаги влияния на ситуацию посредством взаимовыгодного сотрудничества в региональных международных организациях. Автором анализируется характер внешнего влияния на участие России и Пакистана в работе международных организациях. Делается вывод, что потенциал этих отношений далеко не исчерпан и обладает всеми возможностями дальнейшего углубления и развития.
Лушников А.Ю. - Российско – Пакистанское сотрудничество в международных организациях 1991 – 2013 гг.

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.10572

Аннотация: В статье рассматриваются особенности российско – пакистанского сотрудничества в современных международных организациях. Рассматриваемый период: 1991 -2013 гг, это время становления и развития новых подходов в межгосударственных отношениях обеих стран. Смена эпох, распад СССР, образование в Центральной Азии новых государств оказали решающее влияние на двустороннее и многостороннее развитие между странами Центральной и Южной Азии. Усилились угрозы региональной безопасности, Пакистан и Индия стали ядерными державами, Афганская проблема окончательно превратилась в международный очаг напряженности, террористической опасности, мирового производства наркотиков и наркоторговли. В настоящее время появились новые международные организации. Участие в которых или сотрудничество стало насущной объективностью в развитии отношений стран региона. Россия и Пакистан постепенно расширяют зоны сотрудничества в рамках действующих международных организаций. Ярким примером тому служит сотрудничество России и Пакистан в ШОС и в ОИС, возможности сотрудничества в СААРК. Знаменательным фактором в российско - пакистанских отношениях является постоянная совместная работа на площадке Душанбинской четверки. В этой связи в статье освещаются проблемы региональной безопасности и рычаги влияния на ситуацию посредством взаимовыгодного сотрудничества в региональных международных организациях. Автором анализируется характер внешнего влияния на участие России и Пакистана в работе международных организациях. Делается вывод, что потенциал этих отношений далеко не исчерпан и обладает всеми возможностями дальнейшего углубления и развития.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Акопджанова М.О. - О роли уголовно-правовой науки в законотворческом процессе

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.9217

Аннотация: Законотворчество — это деятельность, способная вырабатывать и закреплять различные модели, варианты правового регулирования и тем самым менять реально существующий мир и систему общественных отношений. Законодатель творит законы своим особым способом, который охватывается понятием законодательной техники. Правовая наука, к сожалению, не всегда уделяет должное внимание вопросам законодательной техники, не выходит за рамки постановки отдельных проблем либо популярного изложения той или иной совокупности вопросов. Поэтому создание целостной концепции законотворческой техники современной России — одна из наиболее актуальных и нерешенных проблем в области правовой науки и юридической практики. Ее значимость обусловлена тенденциями совершенствования российского законодательства, требующими минимизировать стихийность и бессистемность законотворческой работы, повысить уровень согласованности, системности действующего законодательства и его качества. Настоящая статья посвящена исследованию роли науки уголовного права при принятии уголовного законодательства, вопросам его научной обоснованности.
Акопджанова М.О. - О роли уголовно-правовой науки в законотворческом процессе c. 76-81

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54181

Аннотация: Законотворчество — это деятельность, способная вырабатывать и закреплять различные модели, варианты правового регулирования и тем самым менять реально существующий мир и систему общественных отношений. Законодатель творит законы своим особым способом, который охватывается понятием законодательной техники. Правовая наука, к сожалению, не всегда уделяет должное внимание вопросам законодательной техники, не выходит за рамки постановки отдельных проблем либо популярного изложения той или иной совокупности вопросов. Поэтому создание целостной концепции законотворческой техники современной России — одна из наиболее актуальных и нерешенных проблем в области правовой науки и юридической практики. Ее значимость обусловлена тенденциями совершенствования российского законодательства, требующими минимизировать стихийность и бессистемность законотворческой работы, повысить уровень согласованности, системности действующего законодательства и его качества. Настоящая статья посвящена исследованию роли науки уголовного права при принятии уголовного законодательства, вопросам его научной обоснованности.
МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА
Попов Е.А., Бобина Г.С. - Социально-правовые феномены и их осмысление в ценностно-нормативной системе российского общества

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.8968

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению социально-правовых феноменов в ценностно-нормативной системе российского общества. Отмечена степень влияния рассматриваемых явлений на различные процессы, происходящие в социальной действительности, дается их общая характеристика в социоюридическом и социально-правовом исследовательских аспектах. Показано, как развитие общества возможно в тесной взаимосвязи с такими динамическими элементами социально-политической сферы, как государство и право, гражданское общество, личность и Конституция. Особо подчеркивается ценностно-смысловая природа таких явлений и феноменов, раскрывается их роль в формировании ценностно-нормативной системы отечественной культуры. Кроме того, внимание уделяется такому важному понятию как "философия государства", позволяющему взглянуть на социально-правовые феномены современности в философском и государствоведческом аспектах. Результаты взаимодействия рассамтриваемых социально-правовых явлений друг с другом в ценностно-нормативной системе оцениваются в настоящей статье, предлагаются возможные варианты взаимообусловленности социально-правовых трактовок рассматриваемых феноменов. Полученные выводы могут быть применены в контексте современного социогуманитарного знания.
Попов Е.А., Бобина Г.С. - Социально-правовые феномены и их осмысление в ценностно-нормативной системе российского общества c. 4-10

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54173

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению социально-правовых феноменов в ценностно-нормативной системе российского общества. Отмечена степень влияния рассматриваемых явлений на различные процессы, происходящие в социальной действительности, дается их общая характеристика в социоюридическом и социально-правовом исследовательских аспектах. Показано, как развитие общества возможно в тесной взаимосвязи с такими динамическими элементами социально-политической сферы, как государство и право, гражданское общество, личность и Конституция. Особо подчеркивается ценностно-смысловая природа таких явлений и феноменов, раскрывается их роль в формировании ценностно-нормативной системы отечественной культуры. Кроме того, внимание уделяется такому важному понятию как "философия государства", позволяющему взглянуть на социально-правовые феномены современности в философском и государствоведческом аспектах. Результаты взаимодействия рассамтриваемых социально-правовых явлений друг с другом в ценностно-нормативной системе оцениваются в настоящей статье, предлагаются возможные варианты взаимообусловленности социально-правовых трактовок рассматриваемых феноменов. Полученные выводы могут быть применены в контексте современного социогуманитарного знания.
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
Александров А.П., Габдулхаков Р.Б. - Правовое положение религиозных организаций в Башкирии в 30-е гг. ХХ века (на примере евангельских христиан и баптистов)

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.9340

Аннотация: В статье рассматривается правовое положение общин евангельских христиан и баптистов Башкирии в период господства тоталитаризма в СССР. Описываются методы борьбы с церквями: ограничение деятельности, снятие с регистрации, антирелигиозная пропаганда, увеличение налогового бремени, аресты священников и т.д. Итогом такой политики стало полное прекращение легальной деятельности церквей к концу 30-х годов. Период нэпа можно считать периодом временного равновесия сил, когда власти еще были вынуждены хотя бы внешне считаться с фактом религиозности населения СССР. К 1928 г. это шаткое равновесие заканчивается и начинается широкомасштабное наступление на веру и верующих. Страна приступает к осуществлению грандиозных планов социалистического строительства. В области внутренней политики все было нацелено на раскрестьянивание деревни и слом не только традиционного хозяйственного уклада, но и образа жизни, мышления, крестьянской религиозной идеологии. Религиозная идеология составляла серьезную конкуренцию насаждаемой новой вере – коммунизму. Таким образом, период с 1929 по 1943 г. был временем самого активного репрессивного воздействия на общины евангельских христиан и баптистов Башкирии. Правительство проводило политику уничтожения общин верующих, которые были поставлены в крайне неблагоприятные правовые условия. Итогом политики стало прекращение легальной деятельности всех общин верующих и сведение их численности до минимума. Начатый процесс приостановила только начавшаяся Великая Отечественная война.
Александров А.П., Габдулхаков Р.Б. - Правовое положение религиозных организаций в Башкирии в 30-е гг. ХХ века (на примере евангельских христиан и баптистов) c. 82-87

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54182

Аннотация: В статье рассматривается правовое положение общин евангельских христиан и баптистов Башкирии в период господства тоталитаризма в СССР. Описываются методы борьбы с церквями: ограничение деятельности, снятие с регистрации, антирелигиозная пропаганда, увеличение налогового бремени, аресты священников и т.д. Итогом такой политики стало полное прекращение легальной деятельности церквей к концу 30-х годов. Период нэпа можно считать периодом временного равновесия сил, когда власти еще были вынуждены хотя бы внешне считаться с фактом религиозности населения СССР. К 1928 г. это шаткое равновесие заканчивается и начинается широкомасштабное наступление на веру и верующих. Страна приступает к осуществлению грандиозных планов социалистического строительства. В области внутренней политики все было нацелено на раскрестьянивание деревни и слом не только традиционного хозяйственного уклада, но и образа жизни, мышления, крестьянской религиозной идеологии. Религиозная идеология составляла серьезную конкуренцию насаждаемой новой вере – коммунизму. Таким образом, период с 1929 по 1943 г. был временем самого активного репрессивного воздействия на общины евангельских христиан и баптистов Башкирии. Правительство проводило политику уничтожения общин верующих, которые были поставлены в крайне неблагоприятные правовые условия. Итогом политики стало прекращение легальной деятельности всех общин верующих и сведение их численности до минимума. Начатый процесс приостановила только начавшаяся Великая Отечественная война.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Попова А.В. - Модель кросскультурной компетентности педагога образовательного учреждения

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.8885

Аннотация: В результате анализа психолого-педагогической литературы, изучающей особенности профессионального сознания педагога и специфику его деятельности в современных межкультурных условиях России, были выявлены основные противоречия между существующей практикой подготовки педагога и его конкретной профессиональной деятельностью. Эти противоречия особо проявляются в ситуациях межкультурного взаимодействия с субъектами педагогической деятельности, когда происходит столкновение национального и профессионального сознания. Для того чтобы препятствовать возникновению ошибок в ситуациях межкультурного взаимодействия, необходимо формировать как можно раньше у педагогов межкультурную (кросскультурную) компетенцию, которая является составляющей компетентности в общении с представителями других культур. В статье представлена модель кросскультурной компетентности педагога образовательного учреждения. В основу модели положена теория структурации Э. Гидденса о взаимообусловленности индивида и структуры. Компетентностный подход к формированию педагогического сознания в его кросскультурном компоненте, на наш взгляд, поможет педагогу не только адекватно действовать в имеющейся на сегодняшний день межкультурной среде, но и быть готовым к изменениям в ней, быть готовым к самостоятельной перестройке собственной педагогической деятельности, если того потребуют изменившиеся условия.
Попова А.В. - Модель кросскультурной компетентности педагога образовательного учреждения c. 11-17

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54174

Аннотация: В результате анализа психолого-педагогической литературы, изучающей особенности профессионального сознания педагога и специфику его деятельности в современных межкультурных условиях России, были выявлены основные противоречия между существующей практикой подготовки педагога и его конкретной профессиональной деятельностью. Эти противоречия особо проявляются в ситуациях межкультурного взаимодействия с субъектами педагогической деятельности, когда происходит столкновение национального и профессионального сознания. Для того чтобы препятствовать возникновению ошибок в ситуациях межкультурного взаимодействия, необходимо формировать как можно раньше у педагогов межкультурную (кросскультурную) компетенцию, которая является составляющей компетентности в общении с представителями других культур. В статье представлена модель кросскультурной компетентности педагога образовательного учреждения. В основу модели положена теория структурации Э. Гидденса о взаимообусловленности индивида и структуры. Компетентностный подход к формированию педагогического сознания в его кросскультурном компоненте, на наш взгляд, поможет педагогу не только адекватно действовать в имеющейся на сегодняшний день межкультурной среде, но и быть готовым к изменениям в ней, быть готовым к самостоятельной перестройке собственной педагогической деятельности, если того потребуют изменившиеся условия.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Репьева А.М. - Общественно-политические взгляды В.В. Берви-Флеровского в общенациональном контексте

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.10368

Аннотация: Активное участие в социально-политической жизни страны и факты личной биографии сформировали у В.В. Берви-Флеровского, отечественного мыслителя, определенную систему взглядов. Эта система является составной частью его учения об «органическом коммунизме» и включает в себя национальный, и, отчасти, международный аспекты развития общества. Мыслитель практически всю свою жизнь боролся за обоснование и практическое улучшение дела народного образования в России, доказывая обществу необходимость увеличения количества школ, числа учащихся. Также он призывал правительство ввести свободу слова и критики, уничтожить цензуру и другие ограничения печати. Берви-Флеровский говорил, что просвещение есть важнейший фактор развития цивилизации и прогресса, решающее условие роста производительности труда, повышения жизненного уровня общества. Берви-Флеровский говорил, что сила страны в единстве и дружбе народов, ее населяющих. Утверждается, что основными предпосылками развития «революционных» взглядов В.В. Берви-Флеровского стали историческая реальность, факты автобиографии, собственные исследования, которые нашли свое отражение во многих произведениях и критических статьях, направленных на обличение несправедливого социально-политического положения трудящихся масс.
Репьева А.М. - Общественно-политические взгляды В.В. Берви-Флеровского в общенациональном контексте c. 112-125

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54185

Аннотация: Активное участие в социально-политической жизни страны и факты личной биографии сформировали у В.В. Берви-Флеровского, отечественного мыслителя, определенную систему взглядов. Эта система является составной частью его учения об «органическом коммунизме» и включает в себя национальный, и, отчасти, международный аспекты развития общества. Мыслитель практически всю свою жизнь боролся за обоснование и практическое улучшение дела народного образования в России, доказывая обществу необходимость увеличения количества школ, числа учащихся. Также он призывал правительство ввести свободу слова и критики, уничтожить цензуру и другие ограничения печати. Берви-Флеровский говорил, что просвещение есть важнейший фактор развития цивилизации и прогресса, решающее условие роста производительности труда, повышения жизненного уровня общества. Берви-Флеровский говорил, что сила страны в единстве и дружбе народов, ее населяющих. Утверждается, что основными предпосылками развития «революционных» взглядов В.В. Берви-Флеровского стали историческая реальность, факты автобиографии, собственные исследования, которые нашли свое отражение во многих произведениях и критических статьях, направленных на обличение несправедливого социально-политического положения трудящихся масс.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.