по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 08, 2013
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 1-3.69230769231-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2013
НАСЛЕДИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ
Шадрин А.Ю. - Кризис мобилизационной модели развития и распад СССР (1945 – 1991 гг.)

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.7754

Аннотация: Система контроля и идеология – два основных рычага управления обществом в условиях мобилизационного типа развития. Пик эффективности этой модели приходится на послевоенный период. Однако перенапряжение сил поставило вопрос о необходимости подкрепить факторы принуждения и убеждения граждан мотивами личной заинтересованности, а управление экономикой и обществом перераспределить за счет партийного аппарата в пользу специалистов-хозяйственников. Таким образом, наблюдается функциональная дифференциация в среде советской «элиты» и возникают группы, имеющие особые интересы. После И.В.Сталина встал вопрос, какая из этих групп будет во главе государства. Потерянные позиции Совмина занимают КПСС в союзе с республиканскими органами, что приводит к оформлению ещё одной влиятельной группы интересов – национальной «элиты». Одновременно происходила хаотизация идеологии: на ХХ съезде ставится под сомнение вся прежняя государственная стратегия, а затем в программу партии вводятся утопические ориентиры развернутого строительства коммунизма. Борьба «элитных» групп привнесла и новые методы политического руководства. Приходят новые методы, базирующиеся на неформальных связях и отношениях. Каждый приход к власти нового советского руководителя все больше определялся клановыми отношениями. Так обстояло дело и с появлением во главе государства М.С. Горбачева. Групповые интересы все больше питались связями за пределами среды бюрократии и приблизились, в конце концов, к прямым контактам с криминальной средой. Государственный интерес в политике объективно вытеснялся интересами кланов. Власть утратила легитимность: надежды народа в начале перестройки, сменились страшным разочарованием и обернулись полным пренебрежением лично к самому Горбачеву и ко всему тому, что он олицетворял, в том числе – к социалистическому строю и союзному государству.
Шадрин А.Ю. - Кризис мобилизационной модели развития и распад СССР (1945 – 1991 гг.) c. 994-1002

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54113

Аннотация: Система контроля и идеология ? два основных рычага управления обществом в условиях мобилизационного типа развития. Пик эффективности этой модели приходится на послевоенный период. Однако перенапряжение сил поставило вопрос о необходимости подкрепить факторы принуждения и убеждения граждан мотивами личной заинтересованности, а управление экономикой и обществом перераспределить за счет партийного аппарата в пользу специалистов-хозяйственников. Таким образом, наблюдается функциональная дифференциация в среде советской «элиты» и возникают группы, имеющие особые интересы. После И.В.Сталина встал вопрос, какая из этих групп будет во главе государства. Потерянные позиции Совмина занимают КПСС в союзе с республиканскими органами, что приводит к оформлению ещё одной влиятельной группы интересов ? национальной «элиты». Одновременно происходила хаотизация идеологии: на ХХ съезде ставится под сомнение вся прежняя государственная стратегия, а затем в программу партии вводятся утопические ориентиры развернутого строительства коммунизма. Борьба «элитных» групп привнесла и новые методы политического руководства. Приходят новые методы, базирующиеся на неформальных связях и отношениях. Каждый приход к власти нового советского руководителя все больше определялся клановыми отношениями. Так обстояло дело и с появлением во главе государства М.С. Горбачева. Групповые интересы все больше питались связями за пределами среды бюрократии и приблизились, в конце концов, к прямым контактам с криминальной средой. Государственный интерес в политике объективно вытеснялся интересами кланов. Власть утратила легитимность: надежды народа в начале перестройки, сменились страшным разочарованием и обернулись полным пренебрежением лично к самому Горбачеву и ко всему тому, что он олицетворял, в том числе ? к социалистическому строю и союзному государству.
ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ
Гришина А.М. - Доминирующая партия Тайваня

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.9176

Аннотация: В статье рассматриваются организационные особенности доминирующей партии Тайваня. Автор предлагает рассматривать структурные особенности партийной организации, в качестве важного фактора в сохранении своего доминирующего положения партией в период режимных изменений. В статье также рассмотрены основные этапы в деятельности доминирующей партии Гоминьдан, которые дают общее представление о партии в период ее пребывания у власти. Автор отмечает, что в частности внутренний раскол доминирующей партии Тайваня на две политические партии позволил потерять свое доминирующее положение Гоминьдана. Раскол в Гоминьдане позволил оппозиционной партии упрочить свои позиции, и выиграть президентские выборы в 2000г. В результате автор статьи отмечает, что помимо организационных особенностей доминирующей партии важную роль играют и другие факторы, такие как, наличие ресурсов, гибкость партийной политики, особенности политических традиций страны. Автор полагает, что исследование с учетом нескольких факторов может дать полноценное исследование в изучении доминирующих партий разных стран.
Гришина А.М. - Доминирующая партия Тайваня c. 1029-1033

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54117

Аннотация: В статье рассматриваются организационные особенности доминирующей партии Тайваня. Автор предлагает рассматривать структурные особенности партийной организации, в качестве важного фактора в сохранении своего доминирующего положения партией в период режимных изменений. В статье также рассмотрены основные этапы в деятельности доминирующей партии Гоминьдан, которые дают общее представление о партии в период ее пребывания у власти. Автор отмечает, что в частности внутренний раскол доминирующей партии Тайваня на две политические партии позволил потерять свое доминирующее положение Гоминьдана. Раскол в Гоминьдане позволил оппозиционной партии упрочить свои позиции, и выиграть президентские выборы в 2000г. В результате автор статьи отмечает, что помимо организационных особенностей доминирующей партии важную роль играют и другие факторы, такие как, наличие ресурсов, гибкость партийной политики, особенности политических традиций страны. Автор полагает, что исследование с учетом нескольких факторов может дать полноценное исследование в изучении доминирующих партий разных стран.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ
Токарь Н.О. - Политическая социализация молодёжи в условиях демократизации российского общества

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.8792

Аннотация: Развитие политической системы России, переход к правовому государству и гражданскому обществу непосредственно зависят от степени участия в этих процессах всех социальных групп, в том числе - молодёжи. Становление молодых людей как граждан неразрывно связано с проблемой политической социализации. Возрастание значения политической социализации вызывается, прежде всего, необходимостью сформировать в подрастающем поколении новые гражданские черты, правовую и политическую культуру. В статье анализируются основные формы и институты политической социализации молодёжи, благодаря которой она приобщается к демократическим ценностям. Автором делается вывод о том, что политическая социализация молодого поколения должна стать частью государственной молодёжной политики. При стабильной политической системе подготовка подрастающего поколения, включая его политическую социализацию, позволит обеспечить сравнительно гармоничную передачу от поколения к поколению основных политических ценностей. Их освоение позволит молодёжи воспринимать существующую политическую власть и политическую систему как легитимные.
Токарь Н.О. - Политическая социализация молодёжи в условиях демократизации российского общества c. 1034-1038

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54118

Аннотация: Развитие политической системы России, переход к правовому государству и гражданскому обществу непосредственно зависят от степени участия в этих процессах всех социальных групп, в том числе ? молодёжи. Становление молодых людей как граждан неразрывно связано с проблемой политической социализации. Возрастание значения политической социализации вызывается, прежде всего, необходимостью сформировать в подрастающем поколении новые гражданские черты, правовую и политическую культуру. В статье анализируются основные формы и институты политической социализации молодёжи, благодаря которой она приобщается к демократическим ценностям. Автором делается вывод о том, что политическая социализация молодого поколения должна стать частью государственной молодёжной политики. При стабильной политической системе подготовка подрастающего поколения, включая его политическую социализацию, позволит обеспечить сравнительно гармоничную передачу от поколения к поколению основных политических ценностей. Их освоение позволит молодёжи воспринимать существующую политическую власть и политическую систему как легитимные.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Шебанова М.А. - Космополитическая идентичность как одна из форм транснациональных идентичностей

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.8781

Аннотация: В статье проводится анализ различных концепций космополитизма и форм их практической реализации. Показано, что классические представления об этом явлении более единообразны: в соответствии с ними, космополитическое мировоззрение и основанные на нем идентификационные ориентиры описываются как некие идеалы, в большей или меньшей степени воплощенные в практике политической жизни. Большинство современных концепций космополитизма отталкиваются от актуальных общественно-политических реалий и описывают его не столь однозначно. Порой встречаются конфликтующие подходы к объяснению его сущности и наблюдается идеологизация соответствующих дискуссий. Анализ показывает, что развитие постмодернистского дискурса космополитизма несет в себе риск упустить смысл понятия. Целью работы является его уточнение, и важной задачаей становится определить, какая форма универсализма характеризует сущность космополитического мировоззрения. Также необходимо выявить различия между космополитической идентичностью и идентичностями с какми-либо более узкими транснациональными общностями.
Шебанова М.А. - Космополитическая идентичность как одна из форм транснациональных идентичностей c. 1039-1051

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54119

Аннотация: В статье проводится анализ различных концепций космополитизма и форм их практической реализации. Показано, что классические представления об этом явлении более единообразны: в соответствии с ними, космополитическое мировоззрение и основанные на нем идентификационные ориентиры описываются как некие идеалы, в большей или меньшей степени воплощенные в практике политической жизни. Большинство современных концепций космополитизма отталкиваются от актуальных общественно-политических реалий и описывают его не столь однозначно. Порой встречаются конфликтующие подходы к объяснению его сущности и наблюдается идеологизация соответствующих дискуссий. Анализ показывает, что развитие постмодернистского дискурса космополитизма несет в себе риск упустить смысл понятия. Целью работы является его уточнение, и важной задачаей становится определить, какая форма универсализма характеризует сущность космополитического мировоззрения. Также необходимо выявить различия между космополитической идентичностью и идентичностями с какми-либо более узкими транснациональными общностями.
ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Карпович О.Г. - Демократия и демократизация в контексте нового миропорядка

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.9142

Аннотация: Мир и Россия вместе с ним стремительно меняется. Эти изменения носят глобальный цивилизационный характер. Для того, чтобы состоялось новое общество расширенной демократии, свободы человеческого выбора деятельности и индивидуальности без сопротивления власть предержащих и тенденций к тоталитаризму, на основе которого удерживался бы укоренившийся «порядок» и благополучие верхних «этажей», обществу необходима большая организованная и планомерная работа по изменению менталитета человека и всего общества. Только образование нового менталитета, противоположного старому индустриальному или во многом ему не соответствующему, создает новую культуру с новыми чертами и приоритетами, способными сохранить цивилизацию вообще. В период становления демократического общества в России особенно острой становится проблема теории и практики развития демократического государства. Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д. Российская Федерация сейчас (впрочем, как и двадцать лет назад) находится на пути становления демократического государства. Пути становления и развития демократического государства, его понятие и сущность, а также демократические принципы конституционного строя Российской Федерации, сегодня, так же и 20 лет назад, и актуальны, и злободневны, хотя, по – видимому, уже меньше волнуют умы простых россиян.
Карпович О.Г. - Демократия и демократизация в контексте нового миропорядка c. 1012-1020

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54115

Аннотация: Мир и Россия вместе с ним стремительно меняется. Эти изменения носят глобальный цивилизационный характер. Для того, чтобы состоялось новое общество расширенной демократии, свободы человеческого выбора деятельности и индивидуальности без сопротивления власть предержащих и тенденций к тоталитаризму, на основе которого удерживался бы укоренившийся «порядок» и благополучие верхних «этажей», обществу необходима большая организованная и планомерная работа по изменению менталитета человека и всего общества. Только образование нового менталитета, противоположного старому индустриальному или во многом ему не соответствующему, создает новую культуру с новыми чертами и приоритетами, способными сохранить цивилизацию вообще. В период становления демократического общества в России особенно острой становится проблема теории и практики развития демократического государства. Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д. Российская Федерация сейчас (впрочем, как и двадцать лет назад) находится на пути становления демократического государства. Пути становления и развития демократического государства, его понятие и сущность, а также демократические принципы конституционного строя Российской Федерации, сегодня, так же и 20 лет назад, и актуальны, и злободневны, хотя, по ? видимому, уже меньше волнуют умы простых россиян.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Зобнин А.В. - Международные псевдоконсультации в структурах Организации Варшавского договора

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.9359

Аннотация: Автором исследуется проблема присутствия социально-политических псевдокоммуникаций в дипломатической практике XX века с позиции неоинституционального подхода в политологии и международных отношениях. Дается краткий обзор научных трудов отечественных и зарубежных ученых по указанной проблематике - В.Л. Исраэляна, М.А. Хрусталева, Г. Райффы, У. Зартмана и Л. Рубина. Детально рассматривается вопрос функционирования международных псевдоконсультаций в консультативных и исполнительных органах ряда международных межправительственных организаций (НАТО, ОВД, ОБСЕ, ШОС и СНГ). Приводится пример выявления и структурного анализа международной псевдоконсультации в Политико-консультативном комитете Организации Варшавского договора (ОВД). Делается вывод о наличии причинно-следственной связи между псевдоконсультационными механизмами, манипулированием правилами принятия коллективных организационных решений и манипулированием индивидуальными предпочтениями участников международных псевдоконсультаций. Полученный вывод может свидетельствовать о взаимной зависимости процедурного и личностного факторов в социально-политических коммуникациях международных межправительственных организаций. Выявленная зависимость может служить наглядным примером ограниченности свободы выбора участников консультационных процессов.
Зобнин А.В. - Международные псевдоконсультации в структурах Организации Варшавского договора c. 1021-1028

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54116

Аннотация: Автором исследуется проблема присутствия социально-политических псевдокоммуникаций в дипломатической практике XX века с позиции неоинституционального подхода в политологии и международных отношениях. Дается краткий обзор научных трудов отечественных и зарубежных ученых по указанной проблематике ? В.Л. Исраэляна, М.А. Хрусталева, Г. Райффы, У. Зартмана и Л. Рубина. Детально рассматривается вопрос функционирования международных псевдоконсультаций в консультативных и исполнительных органах ряда международных межправительственных организаций (НАТО, ОВД, ОБСЕ, ШОС и СНГ). Приводится пример выявления и структурного анализа международной псевдоконсультации в Политико-консультативном комитете Организации Варшавского договора (ОВД). Делается вывод о наличии причинно-следственной связи между псевдоконсультационными механизмами, манипулированием правилами принятия коллективных организационных решений и манипулированием индивидуальными предпочтениями участников международных псевдоконсультаций. Полученный вывод может свидетельствовать о взаимной зависимости процедурного и личностного факторов в социально-политических коммуникациях международных межправительственных организаций. Выявленная зависимость может служить наглядным примером ограниченности свободы выбора участников консультационных процессов.
МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА
Барташевич С.В. - Категория свободы в налоговых правоотношениях: философские предпосылки решения проблемы

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.4780

Аннотация: Статья представляет собой попытку абстрактно-теоретического осмысления проблем реализации идеи свободы в налоговом праве, основанной на синкретичности правовых принципов всеобщего формального равенства и справедливости, механизм практического воплощения которых испытывает явный кризис. В этой связи проводится критический анализ состояния российской налоговой политики и практики, широко использующей этические нормы, подменяющие собой правовую форму решении фискальных задач. Обосновывается роль как правовой науки, так и философского знания в деле поиска оптимального соотношения частных и публичных имущественных интересов и, как следствие, в устранении неопределенности границ свободы субъектов налоговых правоотношений.
Барташевич С.В. - Категория свободы в налоговых правоотношениях: философские предпосылки решения проблемы c. 950-967

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54108

Аннотация: Статья представляет собой попытку абстрактно-теоретического осмысления проблем реализации идеи свободы в налоговом праве, основанной на синкретичности правовых принципов всеобщего формального равенства и справедливости, механизм практического воплощения которых испытывает явный кризис. В этой связи проводится критический анализ состояния российской налоговой политики и практики, широко использующей этические нормы, подменяющие собой правовую форму решении фискальных задач. Обосновывается роль как правовой науки, так и философского знания в деле поиска оптимального соотношения частных и публичных имущественных интересов и, как следствие, в устранении неопределенности границ свободы субъектов налоговых правоотношений.
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Коноплева Т.В. - Информационная повестка федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на примере Минюста России

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.9274

Аннотация: автором рассмотрен процесс и особенности формирования информационной повестки дня, выявлена зависимость информационной повести дня от политической повестки и общественно-важных событий, определена роль традиционных СМИ и новых медиа в данном процессе. Представлена информационная повестка дня федерального органа исполнительной власти – Минюста России. В результате анализа теорий сделаны выводы об ограниченности внимания аудитории. В ходе исследования предложена позиция, что в эпоху переизбытка информации и дефицита внимания реципиентов, коммуникатору необходимо обладать навыками создания историй, технологиями продюсирования, которые завоевывают внимание аудитории и используют общественные ценности для трансформации имеющихся в обществе установок. Рассмотрены новые формы взаимодействия органов власти с гражданским обществом на примере Минюста России. При этом подчеркивается, что при создании новых форм подачи информации, необходимо учитывать запросы реципиентов конкретного канала коммуникации. Представлены рекомендации управлениям по связям с общественностью федеральных органов исполнительной власти. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейшего изучения диалоговых форм взаимодействия государственных органов власти и общества, а также при формировании информационной повестки дня политического субъекта.
Коноплева Т.В. - Информационная повестка федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на примере Минюста России c. 968-975

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54109

Аннотация: Автором рассмотрен процесс и особенности формирования информационной повестки дня, выявлена зависимость информационной повести дня от политической повестки и общественноважных событий, определена роль традиционных СМИ и новых медиа в данном процессе. Представлена информационная повестка дня федерального органа исполнительной власти ? Минюста России. В результате анализа теорий сделаны выводы об ограниченности внимания аудитории. В ходе исследования предложена позиция, что в эпоху переизбытка информации и дефицита внимания реципиентов, коммуникатору необходимо обладать навыками создания историй, технологиями продюсирования, которые завоевывают внимание аудитории и используют общественные ценности для трансформации имеющихся в обществе установок. Рассмотрены новые формы взаимодействия органов власти с гражданским обществом на примере Минюста России. При этом подчеркивается, что при создании новых форм подачи информации, необходимо учитывать запросы реципиентов конкретного канала коммуникации. Представлены рекомендации управлениям по связям с общественностью федеральных органов исполнительной власти.Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейшего изучения диалоговых форм взаимодействия государственных органов власти и общества, а также при формировании информационной повестки дня политического субъекта.
Цукаленко М.А. - Неформальные молодежные объединения сегодня (постановка проблемы)

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.7717

Аннотация: В статье автор определяет существующие подходы к пониманию неформальных молодежных объединений, указывая, что некоторые авторы излишне усложняют рассматриваемый термин, прежде всего, за счет того, что охватывают своей дефиницией признаки субкультуры, которая не является обязательной основой создания и существования такого объединения. Кроме того, автор указывает, что само по себе, по своей природе и содержанию неформальное молодежное объединение не должно восприниматься как угроза общественной безопасности и общественному порядку.
Цукаленко М.А. - Неформальные молодежные объединения сегодня (постановка проблемы) c. 976-980

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54110

Аннотация: В статье автор определяет существующие подходы к пониманию неформальных молодежных объединений, указывая, что некоторые авторы излишне усложняют рассматриваемый термин, прежде всего, за счет того, что охватывают своей дефиницией признаки субкультуры, которая не является обязательной основой создания и существования такого объединения. Кроме того, автор указывает, что само по себе, по своей природе и содержанию неформальное молодежное объединение не должно восприниматься как угроза общественной безопасности и общественному порядку.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГ
Береговая Е.В. - Мировая юстиция в российской политической системе (по материалам социологического исследования)

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.9086

Аннотация: Мировой юстицией разрешается подавляющее количество судебных дел и её влияние на формирование политического сознания граждан наиболее масштабно. Однако политические аспекты института мировой юстиции слабо изучены. С целью выяснения представлений о роли и перспективах развития мировой юстиции в российской политической системе проведен социологический опрос среди мировых судей и гражданских служащих их аппаратов в Республике Коми и в Пермском крае. Результаты социологического исследования показали недооценку политической роли мировой юстиции самими представителями этого института, видение перспективы её развития в качестве низшего звена судебной системы. Остро обсуждаемая в научных кругах проблема двойственности статуса мирового судьи не нашла подтверждения своей актуальности среди носителей судебной власти, приспособившихся работать в реально существующих политико-правовых условиях. В числе основных факторов, влияющих, по мнению респондентов, на независимость мировых судей, указано назначение мирового судьи законодательными органами субъекта Российской Федерации. Не случайно в вопросе о порядке назначения на должность мирового судьи преобладает вариант его назначения высшим судейским органом субъекта России. Результаты опроса могут использоваться в политологических и юридических исследованиях.
Береговая Е.В. - Мировая юстиция в российской политической системе (по материалам социологического исследования) c. 988-993

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54112

Аннотация: Мировой юстицией разрешается подавляющее количество судебных дел и её влияние на формирование политического сознания граждан наиболее масштабно. Однако политические аспекты института мировой юстиции слабо изучены. С целью выяснения представлений о роли и перспективах развития мировой юстиции в российской политической системе проведен социологический опрос среди мировых судей и гражданских служащих их аппаратов в Республике Коми и в Пермском крае. Результаты социологического исследования показали недооценку политической роли мировой юстиции самими представителями этого института, видение перспективы её развития в качестве низшего звена судебной системы. Остро обсуждаемая в научных кругах проблема двойственности статуса мирового судьи не нашла подтверждения своей актуальности среди носителей судебной власти, приспособившихся работать в реально существующих политико-правовых условиях. В числе основных факторов, влияющих, по мнению респондентов, на независимость мировых судей, указано назначение мирового судьи законодательными органами субъекта Российской Федерации. Не случайно в вопросе о порядке назначения на должность мирового судьи преобладает вариант его назначения высшим судейским органом субъекта России. Результаты опроса могут использоваться в политологических и юридических исследованиях.
СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО
Литвин Ю.В. - К вопросу о социальном статусе итальянских женщин XIX века (на материалах статьи «О современных условиях жизни женщин и об их будущем» Кристины Тривульцио ди Бельджойозо)

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.7953

Аннотация: Тема положения женщин в обществе является важной для целостного понимания процесса объединения Италии в XIX веке. Главным источником для данного исследования послужила статья «О настоящих условиях жизни женщин и об их будущем», написанная в 1866 году княгиней Кристиной Тривульцио ди Бельджойозо, одной из ярких представительниц итальянского национально-освободительного движения. Писательница рассмотрела несколько основных тем. Во-первых, историческое обоснование угнетенного положения женского населения в итальянском обществе XIX века. Во-вторых, место итальянских женщин в семье. В-третьих, женские психологические качества. Причину низкого социального положения итальянских женщин автор видела не только в патриархальности общества, но и в пассивности женщин, их нежелании что-либо менять. Кристина Тривульцио пришла к выводу, что даже в новообразовавшемся объединенном Королевстве Италии, мужчины по-прежнему доминировали во всем, а женщины продолжали занимать второстепенное место в семейной и общественной жизни.
Литвин Ю.В. - К вопросу о социальном статусе итальянских женщин XIX века (на материалах статьи «О современных условиях жизни женщин и об их будущем» Кристины Тривульцио ди Бельджойозо) c. 981-987

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54111

Аннотация: Тема положения женщин в обществе является важной для целостного понимания процесса объединения Италии в XIX веке. Главным источником для данного исследования послужила статья «О настоящих условиях жизни женщин и об их будущем», написанная в 1866 году княгиней Кристиной Тривульцио ди Бельджойозо, одной из ярких представительниц итальянского национально-освободительного движения. Писательница рассмотрела несколько основных тем. Во-первых, историческое обоснование угнетенного положения женского населения в итальянском обществе XIX века. Во-вторых, место итальянских женщин в семье. В-третьих, женские психологические качества. Причину низкого социального положения итальянских женщин автор видела не только в патриархальности общества, но и в пассивности женщин, их нежелании что-либо менять. Кристина Тривульцио пришла к выводу, что даже в новообразовавшемся объединенном Королевстве Италии, мужчины по-прежнему доминировали во всем, а женщины продолжали занимать второстепенное место в семейной и общественной жизни.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Пархоменко Р.Н. - Дискуссии о либерализме в современной России

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.9067

Аннотация: В статье исследуется развитие дискуссий о свободе и либерализме в современной отечественной научной традиции. Рассматривается широкий круг авторов, начиная от первых исследователей российского либерализма В. Леонтовича и В. Приленского – и вплоть до самых последних трактовок отечественной либеральной традиции, включая семантическую трактовку М. Калашникова. Показывается, что т.н. «условность» отечественной либеральной традиции во многом обусловлена разнонаправленными философскими традициями, опираясь на которые российские либеральные мыслители создавали свои концепции. К примеру, Б. Чичерин был правым гегельянцем и рационалистом, в то время как К. Кавелин для создания своей «положительной философии» использовал наследие позитивизма и психоанализ. Особенностями российского либерализма было отсутствие прочной социальной основы, а также то, что носителями либерального мировоззрения в России, в отличие от других стран, поначалу выступало дворянское сословие. В России не было широкого слоя среднего класса, а сам либерализм как политическое течение демонстрировал свою антидемократическую направленность со склонностью опираться на принцип монархизма (как у Б. Чичерина, который говорит о «конституционном монархизме»). Спецификой России был и тот факт, что у нас идейно-политический выбор всегда являлся чисто интеллектуальным актом, за которым не стояли интересы широких слоев населения.
Пархоменко Р.Н. - Дискуссии о либерализме в современной России c. 1052-1063

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54120

Аннотация: В статье исследуется развитие дискуссий о свободе и либерализме в современной отечественной научной традиции. Рассматривается широкий круг авторов, начиная от первых исследователей российского либерализма В. Леонтовича и В. Приленского ? и вплоть до самых последних трактовок отечественной либеральной традиции, включая семантическую трактовку М. Калашникова. Показывается, что т.н. «условность» отечественной либеральной традиции во многом обусловлена разнонаправленными философскими традициями, опираясь на которые российские либеральные мыслители создавали свои концепции. К примеру, Б. Чичерин был правым гегельянцем и рационалистом, в то время как К. Кавелин для создания своей «положительной философии» использовал наследие позитивизма и психоанализ. Особенностями российского либерализма было отсутствие прочной социальной основы, а также то, что носителями либерального мировоззрения в России, в отличие от других стран, поначалу выступало дворянское сословие. В России не было широкого слоя среднего класса, а сам либерализм как политическое течение демонстрировал свою антидемократическую направленность со склонностью опираться на принцип монархизма (как у Б. Чичерина, который говорит о «конституционном монархизме»). Спецификой России был и тот факт, что у нас идейно-политический выбор всегда являлся чисто интеллектуальным актом, за которым не стояли интересы широких слоев населения.
ЧЕЛОВЕК И ГРАЖДАНИН
Кананыкина Е.С. - Религиозный и расовый признак в американских судебных прецедентах

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.2488

Аннотация: Традиционных религий в США официально зарегистрировано более 23–х. Некоторые из них, например, непосредственно контролируют систему приходских школ, но введение любой из них в публичные школы ли усилило бы и без того острые конфликты в них. Поэтому, считается, что «общегражданская» религия, приверженцами которой должны быть представители любого вероисповедания, представляет собой наиболее адаптированный вариант привития школьникам «хорошего тона» общения с Богом.
Кананыкина Е.С. - Религиозный и расовый признак в американских судебных прецедентах c. 1003-1011

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54114

Аннотация: Традиционных религий в США официально зарегистрировано более 23?х. Некоторые из них, например, непосредственно контролируют систему приходских школ, но введение любой из них в публичные школы ли усилило бы и без того острые конфликты в них. Поэтому, считается, что «общегражданская» религия, приверженцами которой должны быть представители любого вероисповедания, представляет собой наиболее адаптированный вариант привития школьникам «хорошего тона» общения с Богом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.