по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 11, 2023
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 02-12-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2023
Социальные исследования и мониторинг
Попов Е.А., Стерлядева Н.А., Ахмедова А.Р., Кода Е.А., Козлова В.А. - Удовлетворенность сельских и городских старшеклассников функционированием системы общего среднего образования c. 1-19

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.48480

EDN: YKIIGP

Аннотация: Современная система российского общего образования находится в состоянии перманентного кризиса. Дело все в том, что при переходе от советской образовательной системы к современным образовательным стандартам были изменены все фундаментальные основы образовательного процесса, при этом должной проверки новые стандарты не получили. Как следствие современные образовательные стандарты, программы подвергаются регулярной корректировке, смещая вектор изучения с одного направления школьных предметов на другой. В таком случае наиболее уязвимым элементом в образовательной системе оказываются субъект образовательного процесса – школьники, особенно старшеклассники – лица, обучающиеся с 9 по 11 класс. Наличие кризиса в системе образования подтверждается широким спектром образовательных услуг на рынке, начиная от частных репетиторов, заканчивая онлайн школами по подготовке к ЕГЭ. На первый взгляд, нет ничего удивительного в том, что старшеклассник ходит на занятия к репетитору или занимается в онлайн школе – это позволит ему успешно сдать основной государственный или единый государственный экзамен и поступить в то или иное образовательное учреждение на бюджет. Но в то же время это означает тот факт, что знания, которые даются учащемуся в школе, не удовлетворяют образовательные запросы школьника, а именно ключевой запрос относительно успешной сдачи государственного экзамена.
Аспекты политики
Смыслова О.Ю., Назаренко В.С., Линченко А.А. - Оценка эффективности государственной информационной политики Российской Федерации в сфере повышения уровня доверия к финансовым институтам: региональный аспект c. 20-45

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.68970

EDN: ASCWEA

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является разработка и апробация методики оценки эффективности государственной информационной политики в сфере повышения уровня доверия населения к финансовым институтам на региональном уровне. Поскольку подобная методика предполагает оценку не только самих информационных мероприятий (реализация информационной политики), но и результата данных мероприятий (уровень доверия к финансовым институтам), в данной статье акцент был сделан только на оценке эффективности реализации информационной политики в избранных регионах РФ. На основе практико-ориентированного концепта государственной информационной политики в сфере повышения доверия населения к финансовым институтам были проанализированы основные теоретические принципы и критерии данной методики, а также была представлена система индикаторов для оценки эффективности данной государственной информационной политики на региональном уровне. Разработка системы индикаторов методики потребовала обращения к методологии системного подхода. Обращение к кластерному и корреляционному анализу регионов Центрального федерального округа позволило ранжировать их по уровню социально-экономического благополучия, что позволило нам выделить Липецкую, Рязанскую и Московскую области в качестве объектов для последующего сравнительного анализа и дальнейшей апробации разработанной методики. В предлагаемой методике индикаторы оценки эффективности были сгруппированы в четыре блока, отражающих процесс формирования и разработки, обеспечения и реализации информационной политики, а также оценки результативности государственных программ в данной сфере: 1) стратегическое планирование и программирование; 2) методическое и кадровое обеспечение; 3) реализация информационной политики; 4) результативность государственных программ. В качестве объекта апробации был выбран макрорегион – Центральный федеральный округ, а именно Липецкая, Рязанская и Московская области. Применение методики оценки эффективности мероприятий государственной информационной политики в сфере повышения доверия населения к финансовым институтам в регионах показало ее средний уровень во всех трех избранных нами регионах. Был сделан вывод о том, что регионам следует более гибко и эффективно распределять свою деятельность на все составные компоненты и этапы реализации информационной политики, начиная от планирования (включая долгосрочное планирование) реализации данных функций, заканчивая организацией контроля за результативностью проводимых мероприятий.
Kоммуникации
Филипова А.Г., Скрыпникова Е.М., Абросимова Е.Е. - Особенности и типы самопрезентаций в образовательном видеоблогинге c. 46-62

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.69015

EDN: HAKZVE

Аннотация: Стремительно развивающаяся видеоблогосфера привлекает разнообразную аудиторию, в числе которой оказываются дети и молодые люди. Последние потребляют как развлекательный, так и образовательный контент. Пандемия Covid-19 способствовала усилению цифровизации образования, а также развитию образовательного видеоблогинга. В рамках исследовательского проекта нами были обозначены три основных подхода в интерпретации видеоблогинга в педагогическом контексте – видеоблогинг как средство (технология обучения), видеоблогинг как средство коммуникации учителя и учащегося и видеоблогинг как средство продвижения профессии учителя, совершенствования педагогического мастерства. Самопрезентации учителей в социальных сетях, их коммуникации с аудиторией показывают сформированность их цифровых навыков, а значит, способность готовить учащихся к использованию цифровых технологий, решению проблем и коммуникациям в сетевых общественных пространствах. Целью нашего исследования является анализ самопрезентаций образовательных видеоблогеров и их типологизация. Эмпирические материалы исследования представлены текстами экспертных интервью с учителями-блогерами (N= 10) и фокус-групп со школьниками (N = 69), а также непосредственно видеороликами, размещенными на каналах 48 образовательных блогеров (всего 240). Анализ видео, сопровождаемый изучением научной литературы и высказываний экспертов, позволил выделить два основных и четыре дополнительных типа самопрезентации образовательных видеоблогеров – «эксперт», «практик», «предприниматель», «творческий тип», «свой парень», «экспериментатор». Среди критериев выделения данных типов: эмоциональные приемы; использование средств и приемов обучения, в том числе технических; лингвистические средства; выражение собственной позиции; диалогичность; оформление фона, выбор одежды и др. Описание каждого типа самопрезентации сопровождается примерами из отобранных кейсов англоязычных и русскоязычных образовательных блогеров. Типологизация может быть использована как для саморефлексии авторов образовательных каналов, так и для исследований в данной области. В последующем типология будет верифицирована посредством метода факторного анализа на описанной выборке из 240 образовательных видеороликов.
Абрамова С.Б. - Критерии и факторы эффективности цифрового активизма в оценках экспертов c. 63-77

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.69047

EDN: GAGFRR

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема эффективности цифровой партисипации, и ставится цель определения критериев для ее измерения и выделения факторов, выступающих в качестве барьеров реализации и достижения полноценных результатов цифровых гражданских инициатив. Цифровизация изменяет практики партисипаторного участия в различных сферах, в том числе создает условия для вовлечения граждан в онлайн-формы активизма. Многоплановость понимания эффективности раскрывается в контексте специфики социальных процессов и цифровых коммуникаций. Показано, что в российском и зарубежном научном социологическом поле не сформировалось широкого и обоснованного опыта и методики изучения эффективности онлайн-форм гражданского активизма, что и определяет актуальность темы исследования, а также необходимость методического решения поставленной задачи. Эмпирической базой исследования выступает опрос 16 экспертов в сфере цифрового активизма из 8 федеральных округов Российской Федерации проведенный в мае-августе 2023 г. Новизна работы связана с проведением на основании анализа экспертных оценок типологизации критериев эффективности цифровой партисипации: эффективность как результативность, эффективность как уровень активности и вовлечение граждан, эффективность как развитие (творчество и инновации), социальная эффективность и социальные эффекты, эффективность как диалог и развитие социального партнерства. Внутри каждого типа дается подробное описание индикаторов и цитаты экспертов, характеризующие данный показатель эффективности. Зафиксировано, что эксперты воспринимают ситуацию с развитием цифрового гражданского участия как дуальную, в которой позитивные тренды сталкиваются с барьеризирующими факторами и условиями. Определены ключевые факторы-барьеры: негативные представления об эффективности цифрового активизма, низкая информированность населения о цифровых технологиях и возможностях участия, формализации и симуляции активности граждан и др. С учетом полученных результатов, перспективы будущих исследований связаны с изучением социальных эффектов цифрового активизма, определение критериев эффективности в оценках инициаторов и участников активизма, субъектов власти и СМИ. Выделенные показатели эффективности цифровой партисипации расширяют научный аппарат исследований гражданской активности и могут быть использованы в практиках оценивания результативности и эффективности реальных проектов, грантовых заявок, выдвигаемых инициатив и трендов развития цифровой партисипации
Социальные исследования и мониторинг
Максимова С.Г., Суртаева О.В., Омельченко Д.А., Ноянзина О.Е., Атясова Н.Ю. - Конативный компонент религиозной идентичности населения приграничных регионов России c. 78-98

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.69050

EDN: MTPWFK

Аннотация: Исследования религиозности населения приобрели высокую актуальность в настоящее время. Несмотря на общее снижение институциональной религиозной принадлежности в мире, религия выступает одной из ключевых детерминант формирования мировоззрения, а религиозная идентичность рассматривается как один из базовых компонентов содержания социальной идентичности. В современном мультикультурном мире растущий миграционный обмен трансформирует исторически сложившуюся этно-конфессиональную и социо-демографическую структуру местных сообществ, что может создавать угрозу усиления межгрупповой напряженности. Особенно остро эти угрозы встают перед приграничными региональными социумами, где миграционные процессы характеризуются более высокой интенсивностью, а состав населения более неоднороден, включая религиозные мировоззрение и практики. Цель исследования – проанализировать особенности конативного (поведенческого) компонента религиозной идентичности населения четырех приграничных регионов России (Республика Алтай, Республика Тыва, Алтайский край и Новосибирская область).  Исследование было проведено в 2022 году (N = 1862) методом онлайн-опроса. На основе самооценок религиозности респондентов и методики Huber S. «Шкала центральности религиозности» с использованием двухэтапного кластерного анализа построена типология респондентов по уровню выраженности религиозности. В статье представлены логистические модели, характеризующие поведенческий компонент религиозной идентичности населения приграничных регионов. Выявлено, что религиозное поведение населения приграничных регионов синкретично и сочетает в себе как собственно религиозные обряды и действия, предписываемые исповедуемой религией, так и псевдорелигиозные практики. Региональная специфика проявилась в следующем: для населения Алтайского края и Новосибирской области более характерна утилитаристская мотивация при совершении религиозных практик, религиозное поведение населения Республики Алтай характеризуется эклектичным сочетанием религиозных и псевдорелигиозных практик. Религиозное поведение населения Республики Тыва проявляется в участии в религиозных обрядах, предписываемых исповедуемой религией, стремлении советоваться со служителем культа и получать от него благословение в важных жизненных ситуациях. Исследование акцентирует внимание на необходимости понимания региональной специфики религиозного поведения населения приграничных регионов России. Результаты могут быть использованы федеральными и региональными органами власти при формировании и реализации политики в области межконфессиональных и межнациональных отношений, а также некоммерческими организациями, реализующим проекты, направленные на укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений в российских регионах.
Человек и труд
Е Ц. - Использование геймификации для стимулирования инновационной активности сотрудников c. 99-108

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.69159

EDN: VIIMGY

Аннотация: В условиях современной глобальной экономики, которая характеризуется не только высоким уровнем конкуренции, но и быстро меняющимися технологическими трендами, политическими факторами и потребительскими предпочтениями, инновации не просто становятся ключевым фактором для долгосрочного успеха организаций, но и являются жизненно важным условием для их устойчивого развития. Однако, несмотря на общепринятое понимание важности инноваций, стимулирование инновационной активности на уровне отдельных сотрудников часто сталкивается с рядом организационных и психологических препятствий, что делает эту задачу весьма непростой и многогранной. В этой связи, данная статья проводит глубокий анализ геймификации как инновационного и перспективного способа стимулирования инновационной активности сотрудников.Через призму экономических теорий и принципов управления, статья рассматривает четыре основных подхода к геймификации: методы, основанные на стимулах; методы, ориентированные на конкуренцию; методы, ориентированные на идентичность; и методы, основанные на признании и отзывах. Для каждого из этих методов представлены их преимущества, ограничения и примеры реального применения в ведущих компаниях различных отраслей. Кроме того, статья акцентирует внимание на стратегической важности инвестиций в корпоративное образование. Подчеркивается, что такие инвестиции не только улучшают квалификацию сотрудников, но и создают фундамент для инновационной культуры, что, в свою очередь, формирует конкурентные преимущества организации на долгосрочную перспективу. Статья предлагает комплексный, гибкий и адаптивный подход к выбору и применению методов геймификации. Этот подход может быть индивидуализирован и адаптирован в соответствии с корпоративной культурой, стратегическими целями и доступными ресурсами каждой конкретной организации, что делает его наиболее эффективным инструментом для стимулирования инноваций на рабочем месте.
Государство и гражданское общество
Свинухова Ю.Н. - Модели управления качеством жизни в регионе: Национальная социальная инициатива (на примере Республики Башкортостан) c. 109-125

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.68927

EDN: ZKNCSP

Аннотация: Работа посвящена изучению вопроса управления качеством жизни в регионе на основе новой модели, которую представляет Национальная социальная инициатива (НСИ), как в наибольшей степени соответствующая принципу человекоцентричности. Цель данного исследования – анализ обеспечения повышения качества жизни населения в регионах России. Предмет исследования – модели управления качеством жизни населения в регионах России. Фактическую базу исследования составили данные Агентства стратегических инициатив, данные Рейтинга качества жизни в регионах РФ, материалы цифровой платформы Смартека, а также официальные материалы и данные Службы занятости населения Республики Башкортостан. Приведены основные конструкты и фрагмент параметризации. На примере Республики Башкортостан описаны инструменты анализа и оценки качества жизни в рамках обозначенной модели, также представлены результаты контент-анализа управленческих решений в социальной сфере, закрепленных за регионом как автором на платформе Смартека. С учетом выявленных проблемных моментов выделены актуальные направления развития в регионе. На базе анализа контента уже тиражируемых в регионе практик, а также анализа топ-проектов, представленных на Смартеке, обозначены некоторые социальные управленческие практики, актуальные в целях разрешения выявленных в регионе проблем.
Социальные исследования и мониторинг
Внукова Л.Б. - Отношение к историческим событиям и представления о месте и роли России в современном мире: на материале онлайн-анкетирования c. 126-139

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.68825

EDN: ZKYSTR

Аннотация: Статья посвящена исследованию общественных настроений в разрезе выявления убеждений и ценностей, коллективно разделяемых смыслов о месте и роли России, «Русского мира» в современном мире на основе соотношения данных онлайн-анкетирования с всероссийскими репрезентативными соцопросами и привлечением результатов других исследований. Большинство ответивших – это молодые люди до 35 лет, постоянно интересующиеся политикой, материально благополучные, учащиеся либо работающие в госучреждениях. Отрицательное отношение к распаду СССР, смене власти на Украине в ходе Майдана зафиксировано у более шестидесяти процентов опрошенных. Присоединение Крыма, образование Донецкой и Луганской народных республик, вхождение в состав РФ новых субъектов в 2022 г. положительно оценили от двух третей до трех четвертых принявших участие в онлайн-анкетировании. Наблюдается неоднозначное отношение к специальной военной операции и мобилизации. В целом, более двух третей опрошенных – патриотически настроенные граждане, поддерживающие курс действующей власти. Показано сосуществование убеждений, по крайней мере, у части респондентов: с одной стороны, имманентное приятие демократических институтов и традиций, соответствующих ценностей, в том числе защиты прав человека, с другой, поддержка государственного дискурса конфронтации с «коллективным западом» – источником этих культурно-правовых идей. Факторами, несущими объединяющий потенциал для современного российского общества, на наш взгляд, могут выступать убеждения «Россия-империя», «Россия – великая (мировая) держава», смысл которых в сильном государстве, которым можно гордиться. Русская идея (в этническом понимании), особая цивилизационная, православная идентичности, мессианство имеют меньше сторонников.
Седых О.Г., Авилова В.А., Алсаева Ю.Г. - Взгляды имеют значение: анализ общественного мнения о деятельности некоммерческих организаций c. 140-150

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.69141

EDN: ZGPKIL

Аннотация: Предметом исследования является общественное мнение о деятельности некоммерческих организаций. Третий сектор в современных условиях развития общества играет ключевую роль в социальной поддержке граждан. В повседневной жизни значительная часть населения зачастую путают их с уже устоявшимися государственными учреждениями, либо не знакомы с их деятельностью. Низкая информированность о работе НКО, а также невысокий уровень доверия со стороны населения не в полной мере позволяют активно вовлекать некоммерческие организации в решение социальных проблем региона, раскрыть возможности эффективной компенсации несовершенств государственных сервисов, повышать самообеспечение и самозанятость населения. Целью исследования являлось изучение представления и восприятия деятельности некоммерческих организаций обществом, а также сравнение результатов по разным регионам Российской Федерации.  Исследование носит пилотажный характер. Оно было проведено в два этапа. На первом этапе были проанализированы результаты анкетирования граждан регионов России (Иркутская область, республика Бурятия, ХМОА-Югра) об их представлении и восприятии деятельности некоммерческих общественных организаций. На втором этапе был проведен анализ подобных исследований на других территориях (г. Москва, Вологодская область, Республика Узбекистан). На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: исследование показало, что, в целом, население изученных субъектов РФ осведомлено о деятельности некоммерческих организаций, однако самый низкий уровень был выявлен среди жителей Иркутской области, в то время как жители Республики Бурятии и ХМАО-Югры проявили более высокую осведомленность. Также примечательно то, что граждане изучаемых субъектов РФ частично не доверяют деятельности некоммерческих и общественных организаций, но при этом достаточно хорошо осведомлены и формах помощи, которые они оказывают нуждающимся, и находят эту работу полезной для общества. Отметим, что опрашиваемые жители в качестве источников информации о проводимой работе НКО чаще используют «социальные сети», «средства массовой информации» и через «знакомых, друзей и семью». По результатам проведенного анализа был сформулирован перечень рекомендаций для руководства некоммерческих организаций.
Сорокина Н.В. - Профессиональная деятельность специалистов социальной сферы в условиях неопределенности c. 151-162

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.68941

EDN: YZTFRP

Аннотация: В статье рассматриваются особенности изменений в системе социального обслуживания населения с акцентом на практику социальной работы в контексте пандемических и постпандемических вызовов. Теоретическую основу работы представляют концепции социологии профессий и занятий, пандемической реальности и эмоционального труда. Профессиональное сообщество социальных работников понимается в форме «поддерживающей» профессии, оказывающей услуги по социальной заботе в целях разрешения остро стоящих социальных проблем посредством оказания помощи наиболее незащищенным категориям граждан (маломобильным, пожилым, людям с инвалидностью). Особое внимание уделяется влиянию профилактических мер и информационной политики, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции, существенным образом отражающихся на профессиональной деятельности, на чувстве субъективной безопасности специалистов социальной сферы и обслуживаемых клиентов, на возможностях реализации городской мобильности, доступе к различным организациям и ресурсам. Эмпирическую базу проведенного исследования составляют полуструктурированные интервью со специалистами государственных и негосударственных социальных организаций. На основе анализа полученных данных представлены ключевые аспекты профессиональной деятельности специалистов, претерпевшие наибольшие изменения. Выявлены взаимосвязь официальных и неформальных профессиональных правил, значение эмоциональности труда специалистов, действующих в условиях неопределенности, а также специфика оказания социальных услуг под влиянием административно-правовых регламентов, обоснованных медикализированным дискурсом. Отмечена высокая значимость системы социального обслуживания и востребованность специалистов, проявляющаяся на фоне диверсификации социальной сферы, а также актуальных для действующих социальных работников проблем, таких как недостаточная заработная плата, дефицит кадров, высокая бюрократизированность труда и быстрая перестройка рабочих функций. Особое внимание уделено профессиональным навыкам по управлению эмоциями, применяемыми в процессе взаимодействия специалистов с клиентами, что определяется как эффективная стратегия, применяемая в практике социальной работы.
Седых О.Г., Авилова В.А., Алсаева Ю.Г. - Смех в условиях кризиса: контент-анализ анекдотов о COVID-19 c. 163-174

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.68985

EDN: YXCVLA

Аннотация: Предметом работы является юмористические публикации о пандемии. В данной статье представлены результаты контент-анализа анекдотов о пандемии COVID-19, опубликованных на различных социальных платформах. Целью исследования является выявление общих настроений и основных тематик среди масс в условиях данного кризиса. В качестве метода исследования был использован контент-анализ 400 анекдотов, опубликованных на различных социальных платформах и сайтах в сети «Интернет». Анализ проводился в два этапа. Так, на первом были изучены анекдоты, отражающие непосредственное отношение к политике, государственной власти, тем или иным политическим деятелям, на втором же были рассмотрены анекдоты, связанные с появившимися неудобствами в повседневной жизни, в связи с введением ограничительных мер. Согласно результатам проведенного контент-анализа, анекдоты о коронавирусной инфекции могут рассматриваться как важный инструмент для изучения общественного мнения и выявления основных трудностей, с которыми столкнулись люди во время пандемии. Поскольку подобные юмористические высказывания часто отражают общие настроения общества и, в целом, отношение людей к сложившейся ситуации, помогают справиться со стрессом и тревогой в сложной ситуации. Так, анекдоты в период пандемии чаще употреблялись в контексте критики государственной власти и конкретных политических деятелей, выражения позиции «против» по вопросу вакцинации. А также в целях высмеивания ограничительных мер, а именно выделяются шутки про масочный режим, использование QR-кода, локдаун, дистанционный режим во время работы или учебы, штрафные санкции. Отметим, что в статье поднимаются и другие тематики, которые включают в себя: страх и беспокойство перед возможным заражением COVID-19, юмор на тему самоизоляции и дистанционной работы или учебы.
Кадыров С.Х. - Социально-экономические аспекты уровня жизни пенсионеров (На примере Республики Башкортостан) c. 175-186

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.69090

EDN: YSYRWU

Аннотация: В статье рассматривается материальное обеспечение граждан пенсионного возраста и их соответствие реальным потребностям. Целью настоящего исследования стал анализ социальных вызовов современной пенсионной реформы, предметом – уровень жизни пенсионеров Республики Башкортостан. Объектом исследования является пенсионеры Республики Башкортостан. Автор подробно рассматривает такие аспекты как уровень жизни пенсионеров, реальный размер пенсии в Республике Башкортостан, средний размер пенсии в субъектах Приволжского федерального округа, уровень и структура денежных доходов домашних хозяйств, состояние здоровья пенсионеров, проблемы, вызывающие наибольшую обеспокоенность среди жителей старше трудоспособного возраста, проживающих в городской местности, проблемы, вызывающие наибольшую обеспокоенность среди жителей старше трудоспособного возраста, проживающих в сельской местности, типы домохозяйств, имеющих право на социальное обслуживание по возрасту. В качестве методологической основы исследования использованы результаты выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах в 2021г. и результаты комплексного обследования условий жизни населения в 2021 г. проведённые при участии автора. Одним из основных результатов исследования стало выявление основных проблем уровня жизни и пенсионного обеспечения в Республике Башкортостан. В результате автором сделан вывод о том, что в условиях новой пенсионной реформы социальным вызовом является низкий уровень жизни пенсионеров, рост численности которых в будущем вызовет расширение социальной локализации бедности. Необходимо осуществлять регулярный мониторинг покупательной способности пенсий и совокупных доходов пенсионеров. Выработка государственных решений по повышению уровня и качества жизни пенсионеров должна основываться на данных мониторинга о тенденциях в изменении покупательной способности пенсий и иных мер социальной поддержки пенсионеров, а также их дифференциации на основе применения социальных стандартов уровня жизни пенсионеров в Республике Башкортостан.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.