по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 10, 2023
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 06-11-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2023
Социальные исследования и мониторинг
Овчинников Д.А. - Современные проблемы социализации подростков в школе c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.10.44219

EDN: ZUSZIU

Аннотация: Предметом исследования является понятие социализации применимо к школьному образованию и подростковому возрасту. На основе анализа различных источников отмечаются характерные черты этого процесса. С помощью полученных данных в ходе самостоятельно проведенного социологического исследования, основанного на методах анкетного опроса, наблюдения, изучения документации, в школах Тульской области (с разрывом по времени в 5 лет) формулируется целый комплекс определенных выводов об отдельных сторонах практике современного школьного образования (в динамике), его роли в социализации подростков, а также выявляются типичные проблемные моменты данного процесса с целью учета и корректировки в дальнейшей работе. В частности, прослеживается тенденция к снижению недостатка знаний школьников по различным учебным предметам; современная тульская молодежь в основном ориентирована на такие сферы деятельности как экономика, управление и менеджмент, медицина и здравоохранение; основными условиями достижения успеха в современном обществе молодежь все более склонна видеть собственные усилия и трудолюбие; что школа в наше время не является таким агентом социализации, который способствует развитию представлений подростков о семье как об основной ячейке общества; существенного влияния на такие позиции, как «планы на будущее», «становление нравственных качеств личности», «формирование активной жизненной позиции», «выбор профессии» школа, в которой они учатся, не оказала; влияние школы на здоровье характеризуется явной негативной оценкой старшеклассников; в рейтинге институтов, ответственных за воспитание чувства терпимости в обществе, школа со значительным отставанием занимает третье место после семьи и государства; творческий подход в обучении школьников поможет также решить проблему повышения статуса учителя литературы в глазах учеников. Главный вывод - социализация прежде всего призвана обеспечить постоянный личностный рост подростков.
Попов Е.А., Антонович И.В., Ахмедова А.Р., Кода Е.А., Козлова В.А. - Вторичная занятость современных студентов (на примере студентов АлтГУ) c. 9-22

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.10.48477

EDN: YZPVCQ

Аннотация: В настоящее время студент, который одновременно получает высшее образование и где-то работает – становится вполне обычным явлением, притом тенденция совмещения учебы и работы характерна для всего мира в целом. Вторичная занятость позволяет студенту не только улучшить свое материальное положение, стать финансово независимым от родителей, но и приобрести ряд коммуникативных и профессиональных компетенций, которые могут быть успешно применены в будущем. Более того, практика вторичной занятости позволяет сформировать определенный опыт работы, что может быть преимуществом при трудоустройстве после окончания университета. Феномен вторичной занятости студента трудно оценить однозначно, с одной стороны, наблюдается ускоренная профессиональная социализация индивида, быстрое включение его в новую социальную реальность, в которую придется перейти молодому человеку в полной мере после окончания университета. Студент становится более ответственным, грамотнее распоряжается своим временем. С другой стороны, вторичная занятость реализуется именно в свободное от учебы время, отрицательно влияя на количество времени, отводимое для подготовки к занятиям, сессии и т.д. Ключевая проблема вторичной занятости студента в том, что зачастую специальность обучения ни коим образом не связана с местом работы. Данный факт увеличивает вероятность того, что индивид после окончания университета пойдет работать не по специальности из-за чего запросы рынка труда и выпускаемыми специалистами системой образования окажется сложнее привести к некоему общему знаменателю. Также не все студенты способны грамотно расставить приоритеты в отношении трудовой и учебной деятельности, в результате чего возникают перекосы, негативно влияющие на учебную деятельность – основную деятельность студента.
Трансформации в политических процессах
Равочкин Н.Н. - Влияние цифровизации на устойчивость социальных порядков c. 23-33

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.10.68790

EDN: RDMYXK

Аннотация: Актуальность исследования определяет критический пересмотр привычных концептуальных оснований сложных систем, поскольку сегодня учет воздействия множества факторов цифровизации напрямую определяет жизнеспособность обществ. В статье анализируется влияние цифровизации на устойчивость социальных порядков. Целью настоящего исследования является выяснение возможностей воздействия цифровизации на стабильность социальных систем. Предметом статьи выступает социальный порядок современного общества в контексте процессов цифровизации. В современных реалиях, сформированных тотальным проникновением информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизнедеятельности человека отчетливо повышается уровень непредсказуемости и рисковости, что в первую очередь обусловливает изменения онтологических оснований социальных систем. Беспрецедентные трансформации, получившие перманентный характер, оказывают комплексное воздействие на сложившийся в обществах порядок. Автор статьи подробно рассматривает комплексное влияние дигитализации на устойчивость социальных порядков. Представлена природа процессов цифровизации. На практических примерах определены некоторые направления влияния передовых технологий на социальную ткань. Освещены позитивные и негативные последствия проявления процессов цифровизации. Выявлены векторы трансформации социальных институтов. Выявлено, что невзирая на превалирование технико-технологических элементов в общественной жизни и снижение гуманитарной составляющей и ряд качеств человеческого капитала общества, находящиеся на высоком уровне цифрового развития, повышают собственную стабильность и функциональность. В заключение приведены обобщения, составляющие собой теоретическую и методологическую основу для последующих исследований влияния цифровизации на устойчивость социальных порядков.
Социальные исследования и мониторинг
Исаева К.В., Вантяева А.С. - Непрерывное образование как один из трендов цифрового десятилетия c. 34-43

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.10.68853

EDN: JMFDJW

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме непрерывного образования как новой и приобретающей большую актуальность форме обучения. В статье рассматривается воздействие цифровой трансформации на трансформацию системы образования. Авторы ставят акцент на взаимосвязи между ростом объема и охвата цифровых технологий и увеличением числа образовательных услуг в коротких, быстрых и, зачастую, дистанционных формах (система дополнительного образования, курсы, вебинары, программы изучения передовых дисциплин в короткие сроки). Исследование сфокусировано на теоретическом осмыслении тренда последнего десятилетия – непрерывного образования. Важным выводом, подтверждённым уже имеющимися в современной социологии исследованиями на заданную тему, стало суждение о том, что возросшая актуальность непрерывного образования напрямую связана с цифровизацией и теми техническими, технологическими и организационными преференциями, которыми она обеспечивает образовательную систему. Так, технологии дистанционного обучения (на платформах zoom, skype, телемост от Яндекс, Vebinar и другие) демонстрируют возможность быть вовлечённым в образовательный процесс практически на протяжении всего дня вне зависимости от места нахождения, пола, возраста, занятости, рода деятельности и интересов. Кроме того, в современных условиях перехода к новой цифровой стадии в развитии человечества под действием стремительного развития передовых технологий остро стоит вопрос о необходимости постоянной профессиональной переориентации и получении новых знаний и навыков в областях компьютерного программирования, пользования цифровыми технологиями, в том числе при взаимодействии с искусственным интеллектом. В статье определены популярные новые направления изучения, принципы, на которых построено непрерывное образование, а также выделены преимущества и недостатки объекта исследования. Также обнаружено, что на сегодняшний день сформировано неоднозначное отношение преподавателей, аспирантов и студентов к онлайн-образованию.
Плутов Л.Е. - Половая специфика обращения российских подростков за профессиональной психологической помощью c. 44-57

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.10.68771

EDN: LHRWYK

Аннотация: Влияние социальных факторов обращаемости подростков за профессиональной психологической помощью представляется актуальной научно-практической проблемой как в глобальном, так и в российском контексте. В настоящей статье выявляется специфика стратегий и сценариев поиска и получения психологической помощи среди юношей и девушек 14-17 лет на основе результатов количественного социологического исследования подростков России. Онлайн-опрос репрезентативной выборки (N = 17 000) ставил задачи измерить показатели обращаемости за помощью психолога среди двух половых групп, оценку данного опыта, распространенность различных копинг-стратегий и социальных установок по отношению к психологической помощи среди российских подростков. Результаты показали значимые различия опыта юношей и девушек в данных аспектах. В частности, респонденты женского пола чаще имели опыт обращения за услугами психолога и использовали данную практику для решения собственных психоэмоциональных проблем. Юноши значительно реже открыты к обращению за профессиональной психологической помощью, что может быть связано со стигматизирующими социальными установками, свойственным мужчинам в целом. Учитывая обнаруженные тенденции, ключевыми направлением будущих исследований признается анализ половых различий в разрезе грамотности российских подростков в сфере ментального здоровья, а также их уязвимости к социальному фактору стигмы.
Конфликт и консенсус
Клементьева Т.Н. - Религия и наука в современном мире: взгляд на проблему со стороны религиозных конфессий c. 58-71

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.10.68692

EDN: LLWYVV

Аннотация: Предметом исследования стало отношение к науке представителей основных религиозных конфессий современной России. Цель проведенного исследования состояла в определении наличия и степени конфликтного противостояния между религиозными организациями и научным сообществом, а также в изучении возможностей их взаимодействия. Методом исследования стал экспертный опрос, который проводился в форме глубинного интервью. Опрошенные эксперты, имеющие духовный сан, а также светское и религиозное образование, представляли основные религиозные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации: Русскую православную церковь, Евангельских христиан, Римско-католическую церковь, Духовное управление мусульман г. Москвы, Федерацию еврейских общин России, Буддийскую традиционную сангху России, Международное общество Сознания Кришны и т.д. Новизна исследования состоит в выяснении отношения представителей религиозных конфессий к взаимоотношениям религии и науки, обозначенных как позиции конфликта, независимости, диалога и синтеза. Определение данных позиций показывает, насколько религиозные организации готовы к сотрудничеству с наукой, какие его формы для них приемлемы, а также какие факторы этому способствуют, а какие препятствуют. Анализ полученных результатов показал, что самыми распространенными позициями в оценке отношений религии и науки являются позиции независимости и диалога. С точки зрения большинства экспертов, эти самостоятельные сферы познания и деятельности человека могут взаимодополнять друг друга, в том числе и в сфере мировоззренческих представлений. Позиции конфликта и синтеза являются менее популярными, однако примерно четверть респондентов является сторонниками как конфликтного противостояния, так и, наоборот, единства науки и религии. При этом ярко выраженного мировоззренческого конфликта обнаружено не было, т.к. большинство опрошенных не только знакомо, но и согласно с целым рядом научных представлений о мире.
Миграция и адаптация
Чернышев К.А. - Профили в социальной сети студентов вуза как источник миграционных данных (на примере РУДН имени Патриса Лумумбы) c. 72-82

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.10.44063

EDN: LOUXAJ

Аннотация: Предметом исследовательской статьи выступает территориальная структура регионов рождения студентов и выпускников Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Цель работы подразумевает изучение внутрироссийской образовательной миграции лиц, в разное время поступавших в рассматриваемый университет. Методом исследования выступил анализ цифровых следов пользователей социальной сети «ВКонтакте». Информационная основа работы охватывала данные о регионах рождения, указанных в профилях пользователей. Указывается, что изучение образовательной и молодёжной миграции на основе данных социальных сетей получает распространение в отечественной науке. Исследуются миграционные процессы в конкретных регионах страны или участие определённых университетов в организации образовательной мобильности. Новизна работы связана с использованием нетрадиционного источника информации о миграционных процессах. Показано, что, несмотря на позиционирование РУДН в качестве международно-ориентированного вуза, в структуре обучающихся основная часть приходится на граждан России. В результате изучения профилей пользователей «ВКонтакте» выявлено, что большинство из указавших РУДН в качестве места обучения, являются уроженцами Москвы. Среди лиц, отметивших в профилях «ВКонтакте» в качестве родных другие субъекты РФ, наибольшее число студентов и выпускников РУДН по сравнению с численностью населения регионов выхода характерно для Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Московской и Магаданской области, нескольких национально-территориальных субъектов РФ. Основными факторами, определившими структуру регионов выхода образовательных мигрантов, являются территориальная доступность города вуза и недостаточный уровень развития высшей школы в регионах выхода образовательных мигрантов.
Идеология и политика
Полубояринов А.Р., Сурова Е.Д. - Общность природы идеологии и мифологии как объект социально-философского анализа c. 83-95

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.10.68802

EDN: LSEXEX

Аннотация: В данном исследовании авторы рассматривают мифологию и идеологию, их природу и происхождение, а также процессы их взаимоотношений. Утверждается, что идеология и мифология являются во многом взаимосвязанными явлениями, однако нередуцируемыми друг к другу. Между ними устанавливаются не императивные, а, скорее, комплиментарные отношения, когда они в процессе взаимодействия заимствуют те или иные элементы и структуры друг друга. Общность их природы и происхождения проявляется в общности их свойств и функций. Идеология имеет две стороны: рациональную и иррациональную. Исследование показывает, что иррациональная сторона идеологии является не менее важной и оказывает не меньшее влияние на конечных потребителей идеологии, чем ее рациональные и научные элементы. Иррациональная сторона выражается в мифическом, бессознательном, аффективном и воображаемом. Научная новизна исследования состоит в раскрытии сущности идеологических мифов, обозначающих мифы в структуре идеологии, установлении «мифомоторики» идеологии, а также выделении основных свойств идеологии и мифологии: стихийность и хаотичность происхождения; неорганизованный и а-центричный характер; развертывание в различных социальных полях и измерениях; передача одного и того же сообщения посредством нескольких кодов; всестороннее и всеобъемлющее воздействие на конечных потребителей; отсутствие полной ясности и ускользание от анализа; ритуальность и повторяемость. Делается вывод, что функциональная роль мифов в идеологии состоит в том, что они заполняют пустоту, образующуюся между идеологической системой и социальным порядком в тех местах, где они не соответствуют или открыто вступают в противоречие друг с другом.
Kоммуникации
Зайцев А.В., Ахунзянова Ф.Т., Зябликов А.В., Максименко А.А. - Цифровая трансформация публичной сферы: от офлайн-коммуникации к онлайн-диалогу власти и общества c. 96-108

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.10.44184

EDN: LTUJHO

Аннотация: Предметом осмысления в данной статье являются современные инновационные тренды, происходящие в контексте коммуникации органов российской государственной и муниципальной власти и гражданского общества. Суть этой трансформации, происходящей в условиях цифрового информационного общества, заключается в поступательной реконфигурации «традиционной» публичной сферы в цифровую публичную сферу, гражданского общества в цифровое гражданское общество, привычного офлайн-диалога между властью и обществом в цифровой онлайн-диалог. К сожалению, многие из этих изменений вплоть до настоящего времени остаются до конца не изученным и мало исследованным аспектом инфо-коммуникативной реальности. Главной целью является выяснение онтологических оснований как цифровой трансформации публичной сферы, так и реконфигурации дискурсивных практик из офлайн-диалоговых форматов коммуникации в цифровизированный онлайн-диалог власти и общества. Основные методы, которые были использованы авторами при написании статьи, – это системный подход, структурно-функциональный метод и дискурсивный анализ. Результатом проделанной работы является вывод о том, что оцифровка средств массовой информации, бурное развитие интернет-коммуникаций и цифрового информационного общества в конце XX – начале XXI веков позволили публичной сфере вступить в процесс цифровой трансформации. Новизна работы состоит в том, что в ней конкретизируется инфокоммуникативный тренд, направленный ко все большему доминированию в публичной сфере цифровых онлайн-коммуникаций в формате интерсубъективного взаимодействия власти и общества.
Правовая и политическая культура
Широкова М.А. - К вопросу о целях и содержании политического образования в современной России (на материале курса «Основы российской государственности») c. 109-119

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.10.44072

EDN: LWNRWM

Аннотация: Предметом исследования является российское политическое образование в контексте вызовов современности. Применяя в качестве методологических оснований системный и структурно-функциональный подходы, автор анализирует цели и содержание политического образования как структурные элементы единой системы, подчиненные в своем функционировании определенным закономерностям. Кроме того, рассматривается связь системы политического образования с внешней средой, в качестве которой выступает социально-политическая практика российского общества и деятельность государственных институтов. Выделены факторы, способствующие повышению значимости политического образования в современных условиях. Использованы работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные политическому образованию, а также социально-гуманитарному знанию в целом. Их рекомендации сопоставляются с концепцией новой учебной дисциплины «Основы российской государственности», введенной в российских вузах с 1 сентября 2023 г. Выявляется значение воспитательной составляющей в учебном процессе современного вуза, поскольку содержание образования включает в себя не только научный, но и ценностный компонент. Делаются выводы о необходимости формирования в политическом сознании и культуре студентов ценностей гражданственности и патриотизма, а также формирования исторической памяти, исторического сознания, представления о связи со своей страной, ее прошлым, настоящим и будущим. Подвергается критике принцип узкопрофессиональной подготовки специалистов, так как он противоречит не только воспитанию гражданина, но и гуманизации образования, его ориентации на создание условий для реализации свободы и саморазвития личности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.