по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 03, 2017
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 30-07-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2017
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Булавин А.В., Аникин В.И., Беляев И.И. - Основы стратегического планирования в области национальной безопасности Японии: сравнительный анализ c. 1-20

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.3.22884

Аннотация: Объектом исследования статьи выступают основы стратегического планирования в области национальной безопасности Японии в контексте сравнительного анализа существующих проблем обеспечения национальной безопасности в России. Предметом исследования являются угрозы национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период, верифицированные с помощью разработанного авторами экспертно-аналитического подхода. Предмет исследования статьи отвечает научно-исследовательским и методологическим задачам, обусловленным Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации. Статья призвана внести вклад в дальнейшее развитие теоретических положений и практических приложений сравнительного (компаративного) метода в целях определения и установления в правоприменительной практике и системе долгосрочного планирования и уточнения перечня угроз национальной безопасности. В статье представлены ключевые положения нового экспертно-аналитического подхода для проведения сравнительного анализа основ (концептуальных и доктринальных) стратегического планирования в области национальной безопасности (на примере России и Японии). Авторами представлена формализованная структура Стратегии национальной безопасности Японии и изложен подход к её декомпозиции на ключевые признаки и основные структурные элементы. Показаны положительные и отрицательные особенности данной модели. С одной стороны, простота организации стратегического планирования и базирование на вековых духовных и национальных традициях, а с другой, сильная зависимость от доктринальных религиозных и партийных установок, а также от личных качеств руководителей страны, включая высокую инерционность и слабую степень реагирования на изменения в окружающем мире. Авторами показано, что успешное определение тенденций устойчивого развития государства и общества в современных условиях геополитической нестабильности и усложнении межгосударственных отношений в полной мере зависит от достоверности и точности определения угроз национальной безопасности, а также прогнозирования стратегических рисков социально-экономического развития.
Доктрина
Рабкин С.В. - Арктический макрорегион: поиск новой институциональной модели взаимоотношений Федерального центра и регионов c. 21-33

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.3.21668

Аннотация: Предметом исследования является формирование новой институциональной модели взаимоотношений Федерального центра и регионов, направленной на реализацию национальных приоритетов развития в Арктическом макрорегионе. В статье подробно рассматриваются такие вопросы как современные направления развития модели российского федерализма и реализации государственной региональной политики, развития системы стратегического планирования, институционализации критериев обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. В качестве институциональной основы развития территорий входящих в Российскую зону Арктики определяются критерии обеспечения экономической безопасности на региональном уровне, обозначенные новой редакцией Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Основываясь на методологии институционального анализа и методах политической регионалистики, делаются выводы о необходимости совершенствования региональной политики и переходу к горизонтальной модели интеграции. В целях повышения эффективности стратегического планирования регионального развития предлагается вернуться к практике разработки научно-обоснованных схем развития и размещения производительных сил территорий. Указывается на необходимость согласования социально-экономических программ развития субъектов Федерации, исходя из общей концепции развития макрорегиона, в т.ч. реализации транспортной доступности Арктической зоны Российской Федерации и прилегающих к ней территорий.
Глобализация и национальная безопасность
Шульц В.Л., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В. - Анализ задач информационного управления в условиях глобализации c. 34-85

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.3.21740

Аннотация: Работа посвящена методологическим и прикладным проблемам повышения эффективности процессов информационного управления в условиях резкого обострения антироссийской направленности внешнеполитического курса стран Запада во главе с США. Показано, что решение комплекса проблем обеспечения устойчивого развития страны и защиты национальных интересов России не может успешно осуществляться без опоры на единую методологическую базу, основой которой является целенаправленное и комплексное, информационное воздействие (в широком смысле – информационное управление). Приведены результаты анализа сущности, ключевых функций, а также стратегических и тактических задач информационного управления. В качестве базовых функций информационного управления выделены комплексы задач формирования и поддержки идеологии государственного развития, формирования человеческого потенциала и обеспечения социальной стабильности. Показано, что в современных условиях острого геополитического противоборства информационное управление должно быть ориентировано на достижение двух групп стратегических целей: созидательной (обеспечение устойчивого внутреннего общественного развития) и оборонительной (защиты от внешних угроз поступательному развитию российского общества). Для решения прикладных и практических задач повышения эффективности информационного управления предложено использовать методологию системного анализа последствий информационных, экономических и политических взаимодействий в обществе, а также сценарного анализа процессов комплексного информационного противоборства Результаты проведенного анализа показали, что в современных условиях важнейшей задачей информационного управления является обеспечение гармонизации и согласованности процессов эффективной защиты суверенитета российского общества и государства от внешних и провоцируемых извне внутренних угроз, а также сохранения и развития собственной модели человека, общества, системы смыслов, нравственных и исторических ценностей. Успешное решение данного взаимосвязанного комплекса задач является необходимым условием обеспечения цивилизационной, политической, экономической и информационной независимости России. Для эффективного отражения информационной агрессии в настоящее время необходимы прежде всего целенаправленные и продуманные структурные преобразования системы информационной безопасности государства, а также создание мощной и эффективной научно- методологической базы для обеспечения информационного суверенитета страны. Практическое использование результатов исследований в рассматриваемой предметной области должно способствовать формированию единой многоуровневой государственной системы информационного управления, которая, должна играть ключевую роль в обеспечении устойчивого бескризисного социально – экономического развития Российской Федерации.
Правовое обеспечение национальной безопасности
Бешукова З.М. - Содержание объективной стороны финансирования экстремистской деятельности и возможные пути оптимизации ее законодательного описания c. 86-97

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.3.22800

Аннотация: В статье дается уголовно-правовая характеристика объективной стороны финансирования экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ). Автором раскрывается содержание таких понятий как «средства», «предоставление», «сбор», «оказание финансовых услуг» в контексте диспозиции ст. 282.3 УК РФ. Кроме того проведен сравнительно-правовой анализ объективной стороны обозначенного преступления с объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 258 УК Республики Казахстан, регламентирующей ответственность за аналогичное деяние. Делается вывод, что в регламентации ответственности за данный вид преступлений подход законодателей РФ и Республики Казахстан имеет как общие, так и отличительные черты. Методологической основой настоящего исследования служат базовые положения диалектического метода познания явлений и процессов объективной действительности. Также в работе использовались логико-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы. Выявлены отдельные проблемные вопросы, возникающие при квалификации деяний по рассматриваемой норме. Автор констатирует, что законодатель, стремясь усилить ответственность за экстремистскую деятельность путем введения статьи, предусматривающей ответственность за её финансирование, по непонятным причинам смягчил ответственность за финансирование наиболее опасных форм её проявления. C учетом позитивного зарубежного опыта сделаны предложения по совершенствованию законодательного описания объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 282.3 УК РФ.
Внешние угрозы и противодействие
Макаров А.В. - Актуальные вопросы обеспечения национальной экологической безопасности в связи с планами развития гидроэнергетики в Монголии c. 98-113

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.3.22394

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы российско-монгольского сотрудничества в контексте охраны трансграничных вод в бассейне озера Байкал. Проводится анализ планов развития гидроэнергетики в Монголии. Раскрываются особенности современной системы природопользования в международном бассейне реки Селенги. Выполняется предварительный прогноз трансграничных воздействий с монгольской стороны. Обосновываются основные направления обеспечения баланса экологических и экономических интересов сторон на базе общепризнанных процедур оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Основу методического инструментария составили общенаучные методы и приемы анализа и синтеза, типологии, экологической экспертизы и экономико-статистического анализа. Научная новизна исследования заключается в определении теоретико-методологических основ и практических мер, направленных на формирование экономической и правовой базы взаимовыгодного использования трансграничных вод в бассейне озера Байкал, позволяющей обеспечить баланс экологических и экономических интересов России и Монголии в рамках общепризнанной в мире системы принципов и правил международного сотрудничества.
Противостояние и обороноспособность
Ярков С.А. - Невоенные средства и невоенные меры нейтрализации военных опасностей: сущностное различие и предметная характеристика понятий c. 114-125

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.3.20157

Аннотация: Предметом исследования являются невоенные средства и невоенные меры нейтрализации военных опасностей. Объектом исследования является обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как формы осуществления геополитического противоборства в современных условиях; содержание средства и мер, применяемых в системе обеспечения военной безопасности; оценивание результативности реализации мер нейтрализации военных опасностей; этапы применения невоенных мер нейтрализации военных опасностей; особенности одиночной и сочетанной реализации средств и мер нейтрализации военных опасностей. Методология исследований базируется на системном подходе и объединяет методы военной стратегии, политологии, конфликтологии, историографии и источниковедения. Основными выводами проведенного исследования являются обоснованные положения о том, что только сочетанное использование невоенных средств и мер нейтрализации военных опасностей позволяет обеспечить системе военной безопасности гибкость и ресурсную обоснованность, расширить круг ее субъектов (акторов), реализовать концепцию возможно более ранней диагностики условий появления военных опасностей, а также принять упреждающие действия до их перерастания в военные угрозы.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Прядко И.П. - ВТО и российский АПК (обзор мнений по проблемам современного отечественного сельского хозяйства) c. 126-142

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.3.22439

Аннотация: Предметом изучения выступают мнения современных российских политиков относительно влияния на агропромышленный комплекс вступления РФ в ВТО (Всемирную торговую организацию). В настоящей статье приведены оценки современных отечественных политиков и предпринимателей, касающиеся последствий вхождения Российской Федерации в ВТО для АПК: как наступивших, так и ожидаемых. Большинство отзывов совпадают в одном важном пункте: последствия вступления в ВТО могли бы оказаться не настолько катастрофичны, если бы не длительный период упадка инфраструктуры села, наблюдавшегося в 90-е гг. XX века. Довольно сильная убыль сельских жителей в города на фоне демографического спада, закрытие школ, отказ от финансирования сельской медицины, бесконтрольный импорт сельскохозяйственных продуктов, содержащих ГМО, охрана российских земель и недр — вот какие вопросы поднимаются в настоящий момент практически всеми пишущими на темы русского села авторами. В статье даются цифры падения сельскохозяйственного производства у нас в стране в 90-е гг. и приводятся предложения аналитиков по нормализации положения с сельскохозяйственной продукцией. В статье автор опирается на сравнительный анализ сообщений СМИ, ретроспективно даны экспертные мнения политиков, общественных деятелей, выступающих в СМИ представителей гражданского общества. Используются общенаучные методы индуктивного обобщения, аналогии, метод анализа и синтеза. Основные выводы проведенного исследования состоят в том, что отношение к проводимым реформам экономики под углом зрения их влияния на АПК в среде экспертов неоднозначно. Будучи не удовлетворены состоянием сельского хозяйства, они дают противоположные рецепты его оздоровления. Новым является сделанное автором наблюдение, что критическая часть выступлений современных политиков во многом схожа. На состояние современного российского Агропрома влияет вступление РФ в ВТО. Правда, этот шаг российского Правительства "наслаивается" на большое число предшествующих и последующих политических событий. Сам вопрос о вхождении России в ВТО сильно политизирован, что указывает на актуальность данного вопроса для различных групп гражданского общества.
Гуманитарное обеспечение национальной безопасности
Соколов М.С., Борисов А.В. - «Русский мир» как глобальный проект c. 143-150

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.3.21907

Аннотация: В статье проведен краткий критический анализ современного состояния деятельности по формированию Русского мира. Обосновывается необходимость применения проектного подхода к его организации и продвижению. Объектом исследования выступает Русский мир как глобальный проект, предметом - система отношений участников проекта "Русский мир". Рассматривая проблемы развития "Русского мира" как глобального проекта, авторы пытаются ответить на объективные вопросы: Зачем? Какие цели преследует проект? Какие требования к их формулировке принципиальны? Таким образом, статья приглашает всех заинтересованных читателей к открытой дискуссии, целью которой становится поиск ответов на поставленные вопросы. Методическую и информационную основу работы составил анализ исследования компании Pew Research Center в контексте оценки эффективности и результативности деятельности Фонда "Русский мир", Россотрудничества и информационного телеканала Russia Today, нацеленных на реализацию государственной политики международного гуманитарного сотрудничества и формирование за рубежом объективного и благоприятного представления о современной России. В завершение статьи авторы приходят к выводу, что Русский мир не является целью в себе. Это лишь выстраиваемая государством коммуникационная среда, способствующая реализации внешнеполитической стратегии. При этом, набирающий оправданную популярность в системе государственного управления проектный подход способен обеспечить формирование эффективной структуры и функциональных параметров глобального проекта «Русский мир», придавая ему инструментальную ценность.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.