по
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Тематическая структура журнала > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международное право и международные организации / International Law and International Organizations" > Содержание № 01, 2017
Выходные данные сетевого издания "Международное право и международные организации / International Law and International Organizations"
Номер подписан в печать: 15-04-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шинкарецкая Галина Георгиевна, доктор юридических наук, g.shinkaretskaya@yandex.ru
ISSN: 2454-0633
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2017
Международное частное право
Григорьева О.Г. - Осуществление и защита гражданских прав механизмами международного правового сотрудничества: исторический опыт, пути совершенствования законодательства c. 16-27

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.21838

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является исторический процесс формирования советского и российского законодательства, регулирующего имущественные отношения, осложненные иностранным элементом, а также становления и развития международно-правовых основ сотрудничества с зарубежными государствами в целях реализации и защиты имущественных прав граждан. На основе анализа исторического опыта и современного состояния правового регулирования данных правоотношений показано правопреемство в данной сфере, сформулировано авторское видение путей совершенствования действующего гражданского законодательства. Методологической основой исследования является диалектический метод познания явлений во взаимосвязи и взаимной обусловленности с использованием совокупности обще- и частнонаучных способов познания окружающей действительности. Исследование основывалось на таких основных методологических принципах, как историзм, объективность, всесторонность. Благодаря социокультурному подходу права и свободы личности в советском обществе рассматривались как совокупность ценностей, отношение государства к которым было различным на конкретных исторических этапах. В статье впервые в отечественной науке международного частного права и гражданского права показан исторический процесс формирования механизмов осуществления и защиты имущественных прав граждан в аспекте международного правового сотрудничества, основанный на всестороннем анализе советского и российского гражданского законодательства, международных договоров о правовой помощи СССР и России, архивных материалов, обнаруженных автором в фондах Архива внешней политики МИД России.
Григорьева О.Г. - Осуществление и защита гражданских прав механизмами международного правового сотрудничества: исторический опыт, пути совершенствования законодательства c. 16-27

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.68620

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является исторический процесс формирования советского и российского законодательства, регулирующего имущественные отношения, осложненные иностранным элементом, а также становления и развития международно-правовых основ сотрудничества с зарубежными государствами в целях реализации и защиты имущественных прав граждан. На основе анализа исторического опыта и современного состояния правового регулирования данных правоотношений показано правопреемство в данной сфере, сформулировано авторское видение путей совершенствования действующего гражданского законодательства. Методологической основой исследования является диалектический метод познания явлений во взаимосвязи и взаимной обусловленности с использованием совокупности обще- и частнонаучных способов познания окружающей действительности. Исследование основывалось на таких основных методологических принципах, как историзм, объективность, всесторонность. Благодаря социокультурному подходу права и свободы личности в советском обществе рассматривались как совокупность ценностей, отношение государства к которым было различным на конкретных исторических этапах. В статье впервые в отечественной науке международного частного права и гражданского права показан исторический процесс формирования механизмов осуществления и защиты имущественных прав граждан в аспекте международного правового сотрудничества, основанный на всестороннем анализе советского и российского гражданского законодательства, международных договоров о правовой помощи СССР и России, архивных материалов, обнаруженных автором в фондах Архива внешней политики МИД России.
Теория
Гуласарян А.С. - Прекращение членства в международных организациях: международно-правовые проблемы

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.20462

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются различные варианты (способы) прекращения членства в международных организациях (выход членов из международной организации; принудительное прекращение членства в международной организации; утрата государством характеристик для продолжения членства в международной организации; роспуск самой международной организации) и связанные с ними международно-правовые проблемы (вопросы прекращения членства при отсутствии соответствующих положений в учредительных документах международных организаций). При этом анализируется имеющаяся практика и даются конкретные предложения по предмету исследования. Методы исследования: аналогии, системного анализа и синтеза, дедукции, индукции, абстрагирования, формально-юридический, логический, исторический, статистический. Затрагиваемая проблема, несмотря на актуальность, в научном плане является в недостаточной мере исследованной в международном праве. Имеющиеся работы по проблеме не учитывают изменений, произошедших в международной жизни после выхода их в свет. Настоящая статья как раз и призвана частично восполнить имеющийся пробел. В заключение отмечается, что при решении соответствующих вопросов прекращения членства в международных организациях важно апеллирование не только к положениям учредительных документов международных организаций, но также и к нормам общего международного права.
Гуласарян А.С. - Прекращение членства в международных организациях: международно-правовые проблемы c. 28-38

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.68621

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются различные варианты (способы) прекращения членства в международных организациях (выход членов из международной организации; принудительное прекращение членства в международной организации; утрата государством характеристик для продолжения членства в международной организации; роспуск самой международной организации) и связанные с ними международно-правовые проблемы (вопросы прекращения членства при отсутствии соответствующих положений в учредительных документах международных организаций). При этом анализируется имеющаяся практика и даются конкретные предложения по предмету исследования. Методы исследования: аналогии, системного анализа и синтеза, дедукции, индукции, абстрагирования, формально-юридический, логический, исторический, статистический. Затрагиваемая проблема, несмотря на актуальность, в научном плане является в недостаточной мере исследованной в международном праве. Имеющиеся работы по проблеме не учитывают изменений, произошедших в международной жизни после выхода их в свет. Настоящая статья как раз и призвана частично восполнить имеющийся пробел. В заключение отмечается, что при решении соответствующих вопросов прекращения членства в международных организациях важно апеллирование не только к положениям учредительных документов международных организаций, но также и к нормам общего международного права.
Международные организации и развитие отдельных отраслей МПП
Смирнова А.Н. - Международное гуманитарное право об ограничении применения оружия неизбирательного действия c. 39-47

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.22450

Аннотация: Статья посвящена международно-правовому ограничению применения воюющими средств ведения войны, носящих неизбирательный характер. Поскольку, несмотря на активные усилия мирового сообщества, нарушения одного из основных принципов международного гуманитарного права – принципа избирательности – не прекращаются, автором приводится обзор видов вооружения, которые имеют неизбирательное действие: кассетных боеприпасов, зажигательного оружия, противопехотных мин, боеприпасов объемного взрыва. Раскрываются аспекты деятельности Организации Объединенных Наций и Международного Комитета Красного Креста в области ограничения сторон вооруженного конфликта в выборе средств ведения войны, которые противоречат принципу избирательности. В качестве методологической основы исследования автором были использованы метод системного анализа, а также сравнительно-правовой метод. Очевидна необходимость в усилении положений договоров в сфере ограничения применения воюющими средств ведения войны, носящих неизбирательный характер, путем придания им более универсального характера, принятия мер, направленных на присоединение к договорам в указанной области большего числа государств, а также усиления контроля за соблюдением их норм.
Смирнова А.Н. - Международное гуманитарное право об ограничении применения оружия неизбирательного действия c. 39-47

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.68622

Аннотация: Статья посвящена международно-правовому ограничению применения воюющими средств ведения войны, носящих неизбирательный характер. Поскольку, несмотря на активные усилия мирового сообщества, нарушения одного из основных принципов международного гуманитарного права – принципа избирательности – не прекращаются, автором приводится обзор видов вооружения, которые имеют неизбирательное действие: кассетных боеприпасов, зажигательного оружия, противопехотных мин, боеприпасов объемного взрыва. Раскрываются аспекты деятельности Организации Объединенных Наций и Международного Комитета Красного Креста в области ограничения сторон вооруженного конфликта в выборе средств ведения войны, которые противоречат принципу избирательности. В качестве методологической основы исследования автором были использованы метод системного анализа, а также сравнительно-правовой метод. Очевидна необходимость в усилении положений договоров в сфере ограничения применения воюющими средств ведения войны, носящих неизбирательный характер, путем придания им более универсального характера, принятия мер, направленных на присоединение к договорам в указанной области большего числа государств, а также усиления контроля за соблюдением их норм.
Нормотворческая и правоприменительная деятельность международных организаций
Ефремов А.А. - Развитие регулирования информационной или «цифровой» безопасности в документах международных организаций

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.20710

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются современные тенденции развития международной информационной или «цифровой» безопасности. Автором рассмотрены доклад Группы правительственных экспертов Организации Объединенный Наций по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности 2015 г., документы Шанхайской организации сотрудничества, Организации договора о коллективной безопасности, а также Рекомендация Организации экономического сотрудничества и развития по управлению рисками цифровой безопасности для экономического и социального процветания 2015 г. Автором проведен сравнительный анализ моделей информационной безопасности, закрепленных в российском законодательстве и продвигаемых Россией в ООН, ШОС, ОДКБ, и концепции управления рисками цифровой безопасности ОЭСР. С учетом интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе, формированием единого цифрового пространства Евразийской экономической комиссии, а также стремлением государств – членов ЕАЭС к вступлению в ОЭСР, необходимо обеспечить согласование действующих механизмов обеспечения информационной безопасности и концепции управления рисками цифровой безопасности. В этой связи автором разработаны предложения по возможным изменениям российского законодательства об информационной безопасности.
Ефремов А.А. - Развитие регулирования информационной или «цифровой» безопасности в документах международных организаций c. 48-55

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.68623

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются современные тенденции развития международной информационной или «цифровой» безопасности. Автором рассмотрены доклад Группы правительственных экспертов Организации Объединенный Наций по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности 2015 г., документы Шанхайской организации сотрудничества, Организации договора о коллективной безопасности, а также Рекомендация Организации экономического сотрудничества и развития по управлению рисками цифровой безопасности для экономического и социального процветания 2015 г. Автором проведен сравнительный анализ моделей информационной безопасности, закрепленных в российском законодательстве и продвигаемых Россией в ООН, ШОС, ОДКБ, и концепции управления рисками цифровой безопасности ОЭСР. С учетом интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе, формированием единого цифрового пространства Евразийской экономической комиссии, а также стремлением государств – членов ЕАЭС к вступлению в ОЭСР, необходимо обеспечить согласование действующих механизмов обеспечения информационной безопасности и концепции управления рисками цифровой безопасности. В этой связи автором разработаны предложения по возможным изменениям российского законодательства об информационной безопасности.
Международные организации, международное право и внутригосударственное право
Логвинова И.В. - Международные пакты о правах человека 1966 г. в контексте развития общепризнанных прав и свобод личности c. 56-64

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.21925

Аннотация: Предметом исследования является процесс выработки и закрепления в международных документах универсалий в области прав и свобод человека. На примере принятия Международных пактов 1966 г. рассматривается проблема поиска компромиссных решений участниками международных отношений в условиях противостояния государств с разными общественно-политическими системами. Определена роль СССР в разработке этих документов. Выявлена преемственность в позиции относительно универсальности прав и свобод, закрепленных в пактах. Анализируются некоторые современные аспекты реализации прогрессивных положений Международных пактов 1966 г. Методология исследования базируется на принципе историзма. Использованы такие методы, как: историко-правовой, формально-юридический, метод критического анализа и аксиологический. Несмотря на достаточное количество исследований в области прав человека, тем не менее, на международном уровне не прекращаются дискуссии в отношении ратификации как самих Международных пактов, так и Факультативных протоколов к ним. В результате исследования сделаны выводы о значении деятельности различных государств - участниках международного процесса по выработке универсалий в области прав и свобод. Кроме того, определены современные проблемы, связанные с реализацией положений пактов, включая вопросы внешнеполитического характера.
Логвинова И.В. - Международные пакты о правах человека 1966 г. в контексте развития общепризнанных прав и свобод личности c. 56-64

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.68624

Аннотация: Предметом исследования является процесс выработки и закрепления в международных документах универсалий в области прав и свобод человека. На примере принятия Международных пактов 1966 г. рассматривается проблема поиска компромиссных решений участниками международных отношений в условиях противостояния государств с разными общественно-политическими системами. Определена роль СССР в разработке этих документов. Выявлена преемственность в позиции относительно универсальности прав и свобод, закрепленных в пактах. Анализируются некоторые современные аспекты реализации прогрессивных положений Международных пактов 1966 г. Методология исследования базируется на принципе историзма. Использованы такие методы, как: историко-правовой, формально-юридический, метод критического анализа и аксиологический. Несмотря на достаточное количество исследований в области прав человека, тем не менее, на международном уровне не прекращаются дискуссии в отношении ратификации как самих Международных пактов, так и Факультативных протоколов к ним. В результате исследования сделаны выводы о значении деятельности различных государств - участниках международного процесса по выработке универсалий в области прав и свобод. Кроме того, определены современные проблемы, связанные с реализацией положений пактов, включая вопросы внешнеполитического характера.
Ирхин И.В. - Основы конституционного статуса островов Теркс и Кайкос как заморской территории Королевства Великобритании и Северной Ирландии c. 65-77

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.68625

Аннотация: Предметом исследования являются положения Белой книги заморских территорий, регламентирующие институт партнерства как формы взаимоотношений Великобритании и заморских территорий. Политико-территориальные отношения между Великобританией и рассматриваемой заморской территорией предлагается квалифицировать как унитарные с элементами федерализма. Также предметом исследования являются положения Конституционного приказа островов Теркс и Кайкос 2011 года в части регламентации статуса Губернатора, Кабинета, Легислатуры. Подчеркивается, что особое место в конституционной системе органов власти заморской территории занимает представитель британской короны ввиду наличия полномочий, позволяющих при соблюдении установленных Конституцией условий принимать ключевые решения в сфере внутренней политики острова (созыв Кабинета, его отставка, роспуск Палаты Собрания, резервные законотворческие полномочия и др.). При этом предусмотрены механизмы предупреждения концентрации полномочий в ведении Губернатора. Так, значительная роль в формировании и реализации конституционного курса отведена Премьер-министру и Палате Собрания, рекомендации которых в ординарных условиях подлежат исполнению. Сформулированы тезисы, касающиеся дополнительной регламентации компетенции местных публичных органов власти островов Теркс и Кайкос и Губернатора, конкретизации содержания и порядка организации и проведения согласительных процедур, оснований рассмотрения вопросов об отставке Кабинета, досрочном роспуске Палаты Собрания, уточнении критериев принятия таких решений, согласования позиций по вопросу о роспуске представительного органа. На основе анализа конституционного опыта Королевства Нидерланды в части отношений с Антильскими островами и Арубой рассматривается вопрос об обеспечении представительства Кабинета островов Теркс и Кайкос в Правительстве Великобритании путем включения в его состав соответствующих министров от территории, а также направлении парламентом заморской территории в Палату Общин Великобритании информации о своем мнении по законопроектам, относящихся ко всему Королевству, направление нижней палатой британского парламента проектов правовых актов, затрагивающих интересы Содружества, в адрес заморских территорий. Подчеркивается значимость дополнительной регламентации в Конституции порядка организации и проведения консультаций с публичными органами власти заморской территории по вопросам, затрагивающим ее интересы, институционализации референдарных механизмов участия населения островов в рассмотрении и решении вопросов публичного характера, включая вопросы досрочного прекращения полномочий отдельных категорий должностных лиц. В ходе исследования конституционно-правового статуса заморской территории Королевства Великобритании и Северной Ирландии Теркс и Кайкос использовались системный, сравнительно-правовой, исторический, диалектические методы. Данная работа является одной из первых, в которой с конституционно-правовых позиций исследованы партнерские отношения Великобритании и ее заморских территорий. Впервые раскрывается конституционно-правовой статус заморской территории Теркс и Кайкос, проанализированы положения Конституционного приказа 2011 года в части, касающейся Губернатора, Кабинета, Палаты Собрания, а также порядка организации их взаимодействия.
Ирхин И.В. - Основы конституционного статуса островов Теркс и Кайкос как заморской территории Королевства Великобритании и Северной Ирландии

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.20373

Аннотация: Предметом исследования являются положения Белой книги заморских территорий, регламентирующие институт партнерства как формы взаимоотношений Великобритании и заморских территорий. Политико-территориальные отношения между Великобританией и рассматриваемой заморской территорией предлагается квалифицировать как унитарные с элементами федерализма. Также предметом исследования являются положения Конституционного приказа островов Теркс и Кайкос 2011 года в части регламентации статуса Губернатора, Кабинета, Легислатуры. Подчеркивается, что особое место в конституционной системе органов власти заморской территории занимает представитель британской короны ввиду наличия полномочий, позволяющих при соблюдении установленных Конституцией условий принимать ключевые решения в сфере внутренней политики острова (созыв Кабинета, его отставка, роспуск Палаты Собрания, резервные законотворческие полномочия и др.). При этом предусмотрены механизмы предупреждения концентрации полномочий в ведении Губернатора. Так, значительная роль в формировании и реализации конституционного курса отведена Премьер-министру и Палате Собрания, рекомендации которых в ординарных условиях подлежат исполнению. Сформулированы тезисы, касающиеся дополнительной регламентации компетенции местных публичных органов власти островов Теркс и Кайкос и Губернатора, конкретизации содержания и порядка организации и проведения согласительных процедур, оснований рассмотрения вопросов об отставке Кабинета, досрочном роспуске Палаты Собрания, уточнении критериев принятия таких решений, согласования позиций по вопросу о роспуске представительного органа. На основе анализа конституционного опыта Королевства Нидерланды в части отношений с Антильскими островами и Арубой рассматривается вопрос об обеспечении представительства Кабинета островов Теркс и Кайкос в Правительстве Великобритании путем включения в его состав соответствующих министров от территории, а также направлении парламентом заморской территории в Палату Общин Великобритании информации о своем мнении по законопроектам, относящихся ко всему Королевству, направление нижней палатой британского парламента проектов правовых актов, затрагивающих интересы Содружества, в адрес заморских территорий. Подчеркивается значимость дополнительной регламентации в Конституции порядка организации и проведения консультаций с публичными органами власти заморской территории по вопросам, затрагивающим ее интересы, институционализации референдарных механизмов участия населения островов в рассмотрении и решении вопросов публичного характера, включая вопросы досрочного прекращения полномочий отдельных категорий должностных лиц. В ходе исследования конституционно-правового статуса заморской территории Королевства Великобритании и Северной Ирландии Теркс и Кайкос использовались системный, сравнительно-правовой, исторический, диалектические методы. Данная работа является одной из первых, в которой с конституционно-правовых позиций исследованы партнерские отношения Великобритании и ее заморских территорий. Впервые раскрывается конституционно-правовой статус заморской территории Теркс и Кайкос, проанализированы положения Конституционного приказа 2011 года в части, касающейся Губернатора, Кабинета, Палаты Собрания, а также порядка организации их взаимодействия.
Международные судебные органы
Романов Р.В. - Стандарты доказывания в деле «Прокурор против Лорана Гбагбо» в Международном уголовном суде

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.21543

Аннотация: Данная статья посвящена анализу стандартов доказывания, применяемых на досудебной стадии процесса в рамках рассмотрения дел в Международном уголовном суде на примере дела «Прокурор против Лорана Гбагбо». Приводится обзор этапов подготовки дела к стадии судебного разбирательства: начало расследования, выдача ордера на арест, предъявление обвинения. Поднимается вопрос о неоднозначности критериев, согласно которым факт считается доказанным в соответствии с требуемым на той или иной стадии процесса стандартом доказывания. Основными методами исследования являются анализ и сравнительный анализ: автор детально анализирует акты Палаты предварительного производства по делу «Прокурор против Лорана Гбагбо». Автор приходит к выводу, что применяемые в международном уголовном процессе стандарты доказывания неоднозначны. Они требуют чёткого определения, в том числе, закрепления в Правилах процедуры и доказывания международных судов и трибуналов, содержания, минимального перечня элементов, которые должны быть установлены судом, что бы факт считался доказанным с соблюдением конкретного стандарта доказывания. Также требуется регламентация видов доказательств, необходимых для предъявления на той или иной стадии процесса.
Романов Р.В. - Стандарты доказывания в деле «Прокурор против Лорана Гбагбо» в Международном уголовном суде c. 6-15

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.68401

Аннотация: Данная статья посвящена анализу стандартов доказывания, применяемых на досудебной стадии процесса в рамках рассмотрения дел в Международном уголовном суде на примере дела «Прокурор против Лорана Гбагбо». Приводится обзор этапов подготовки дела к стадии судебного разбирательства: начало расследования, выдача ордера на арест, предъявление обвинения. Поднимается вопрос о неоднозначности критериев, согласно которым факт считается доказанным в соответствии с требуемым на той или иной стадии процесса стандартом доказывания. Основными методами исследования являются анализ и сравнительный анализ: автор детально анализирует акты Палаты предварительного производства по делу «Прокурор против Лорана Гбагбо». Автор приходит к выводу, что применяемые в международном уголовном процессе стандарты доказывания неоднозначны. Они требуют чёткого определения, в том числе, закрепления в Правилах процедуры и доказывания международных судов и трибуналов, содержания, минимального перечня элементов, которые должны быть установлены судом, что бы факт считался доказанным с соблюдением конкретного стандарта доказывания. Также требуется регламентация видов доказательств, необходимых для предъявления на той или иной стадии процесса.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.