Genesis: Historical research - rubric Memorable date in history
по
Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Rubric "Memorable date in history"
Memorable date in history
Zipunnikova N., Kalinina A., Elisova N. - From the Law Faculty of Irkutsk University to Siberian Institute of Soviet Law: Irkutsk roots of university history (dedication to the centenary of Ural State Law University) pp. 11-28

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.8.26607

Abstract: The authors carefully examines the problems of establishment of legal education in the east of Russia, namely the Irkutsk State University. Opened in the fall of 1918 university’s law faculty was an organizational academic structure that laid the foundation for the history of the Ural State Law University. Being transformed repeatedly, in 1931 in terms of a big reform of preparation of the Soviet legal personnel, the law faculty became a Siberian (Irkutsk) Institute of Soviet Law; later, in 1934, it was transferred to Sverdlovsk (Ural Region), attaining the name Sverdlovsk Law Institute since 1936. The article uses the groundwork of the so-called anniversary genre and anniversary strategies of cognizing the history of legal education and science. Based on the broad circle of sources, including archival materials, the author demonstrates advancement of the idea of Siberian University, education in the most difficult circumstances of shift of power and regimes, civil war, as well as various aspects of its operation from the perspective of systemic approach. Particular attention is given to the normative-legal, political-ideological, organizational-administrative bases of the work of the faculty. The author also traces the evolution of the content of preparation of highly qualified legal personnel; on the example of difficult fates of the faculty members is demonstrated the “link of times”.
Tishkina K.A. - Celebration of the five-year anniversary of the restoration of Soviet power in Yeniseysk Governorate pp. 22-29

DOI:
10.25136/2409-868X.2024.2.69883

EDN: SKACFV

Abstract: The subject of the study is the process of preparing and holding celebrations on the occasion of the five-year anniversary of the restoration of Soviet power in Yenisei Governorate. For any political regime the theme of legitimisation of power plays a great importance. One of the important indicators of this phenomenon are holidays, which consolidate society, and also influence the formation and consolidation of historical memory. This can be traced back to the formation of the Soviet holiday calendar. The theme of the Civil War was of great importance to the Bolshevik government as an example of demonstrating the victory of the new power. In this regard, the first five-year anniversary was to emphasise the final consolidation of the Soviet political regime. The article draws attention to the peculiarities of determining the date of celebration, which is connected with the step-by-step process of restoring Soviet power in the territory of Siberia. Minusinsk it was 13 September 1924, Krasnoyarsk - 6 January 1925. The single day of the holiday was 14 December 1924 - the day of liberation of Novonikolaevsk. The methodology of this work is based on a sociocultural approach and the preservation of historical memory. The methodology of this work is based on the socio-cultural approach, based on the idea of "dialogue of the past" and the preservation of historical memory. The scientific novelty of the work lies in the attraction of a wide range of sources to cover the little-studied fact in the context of the formation of the regional holiday component. The result of the study is the reconstruction of events related to the preparation and holding of festive events in honour of the five-year anniversary of the restoration of Soviet power in Yenisei Governorate in 1924-1925.
Yartsev S.V. - The Last Years of the Reign of the Bosporan King Fofors in the Context of the Internal Political Struggle in the Roman Empire during the Tetrarchy pp. 23-33

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.10.38953

EDN: DTZQME

Abstract: The object of the study is the history of the ancient civilization of the Northern Black Sea region, as part of the Roman world during the early dominant period. The subject of the study is the history of the Bosporan Kingdom in the last years of the reign of King Fofors in 303/304Ц309/310, in the context of relations with the Roman Empire during the new system of government Ц tetrarchy. The author examines in detail such an aspect of the topic as the internal political struggle in the Roman Empire of that time and its impact on the events that took place on the Bosporus. Particular attention is paid to the political struggle of two opposing factions for supreme power in the Bosporan Kingdom at the specified time. The main conclusions of the study are related to the factors of the strengthening of the influence of the Roman Empire on the northern periphery of the ancient world in the last years of the Bosporan king Fofors. It is obvious that during this period, virtually any conflict in the internal life of the empire, to one degree or another, exerted its influence on the course of the history of the Bosporan state. Thus, the fall of the power of Fofors on the Bosporus became possible only after the Bosporan king lost Roman support, first Diocletian, and then Galerius. In 309/310, Fofors was replaced by a new tsar, Radamsad, who may have been a protege of Maximin II Daza, who was actively preparing a plot to seize supreme power in the empire just during these years. The main contribution of the author to the study of the topic is the first revealed pattern of the history of Bosporus during the reign of Fofors. The novelty of the research lies in the fact that for the first time in historiography, this tense moment of Bosporan history is viewed through the prism of the internal political struggle in the Roman Empire during the tetrarchy (293-313).
Lysenkov S. - Militaty administration bodies and their authorities during the Great Patriotic War pp. 567-615

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15189

Abstract: The subject of the research is the process of creation and functioning of the military administration bodies during the time of the war. The author believes that the problem of creation and work of the emergency bodies of the USSR and their subordinate structural elements during the Great Patriotic War is timely because of two reasons. First, the mentioned problem is not studied enough by the history and legal science. Second, on the eve of the 70th anniversary of the Great Victory many attempts have been made to disavow the bravery of the Soviet People during the war. The main method of research is dialectical materialism which lets analyze facts, events, phenomena on the topic of the article in their logic consequences, interconnection and interdependence. The novelty of the article that archive materials are used in the scientific research that prove employment and legal status of the military administration bodies during the Great Patriotic War. The author draws the conclusions about the powers of the State Defense Committee, the General Headquarters, military councils of the fronts in the conditions of war.
Kodan S.V. - The State Defense Committee in the System of the PartyТs Control and the State Administration during the Great Patriotic War of 1941-1945: Creation, Nature, Structure and Organization of Work pp. 616-636

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15198

Abstract: The creation and activity of the State Defense Committee (SDC) reflected the peculiarities of the state administration in the conditions of the Great Patriotic War in 1941-1945 during which the concentration of all the resources were needed to gain the victory. Before the war the country’s system of administration were fully formed, and the Political Bureau of the Central Committee of the All-Union Communist Party of the Bolsheviks defined the state politics and headed the state administration.  The creation of the SDC in June, 30, 1941 fully reflected this tendency and in the conditions of the war took all the state power as an emergency Party and State authorities. Unclassified archive documents about the SDC activity give new opportunities for studying its activity. The article tells about the characteristic features of creation, structure, directions of activity and a review of materials about the official paperwork of the State Defense Committee. The article characterizes the State Defense Committee, shows the documents about the activity of scientific research, defines the possibilities to use new materials. The latter comes out of the fact that all the documents are unclassified and gives many opportunities for the further studying of the SDC history.
Abdulin R.S. - Features of judicial management in the conditions of the great Patriotic war of 1941-1945. pp. 637-650

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15220

Abstract: The research is the peculiarities of judicial management in the conditions of the great Patriotic war of 1941-1945, changes in the structure and competence of bodies of judicial management in the Wake of the announcement in the country under martial law. The object of study is a set of organizational structures of judicial management in war, their staffing, functional parameters, elected means and methods. The author considers in detail the judicial control by the judicial system of the country in wartime, the organization of the administration of justice in areas liberated from occupation and other activities of the organs of justice and superior courts.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.

Genesis: исторические исследования - рубрика Памятная дата в истории
по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Памятная дата в истории"
Памятная дата в истории
Зипунникова Н.Н., Калинина А.В., Елисова Н.С. - От юридического факультета Иркутского университета к Сибирскому институту советского права: иркутские корни вузовской истории (посвящение 100-летию Уральского государственного юридического университета) c. 11-28

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.8.26607

Аннотация: Авторами подробно рассмотрены проблемы становления юридического образования на востоке страны - в Иркутском государственном университете. Открытый осенью 1918 г. университетский юридический факультет явился организационной учебно-научной структурой, положившей начало истории Уральского государственного юридического университета. Будучи неоднократно трансформированным, в 1931 г., в русле большой реформы подготовки советских юридических кадров, университетский факультет был преобразован в Сибирский (Иркутский) институт советского права. В 1934 г. институт перевели на Урал, в Свердловск; в 1935 г. он стал называться Свердловским правовым, а с 1936 г. - Свердловским юридическим институтом. В статье используются и критически осмысливаются наработки так называемого юбилейного жанра и юбилейных стратегий познания истории юридического образования и науки. На основании использования широкого круга источников, включая архивные материалы, показаны развитие идеи сибирского университета, образование в сложнейших условиях смены властей и режимов, Гражданской войны факультета для подготовки юристов в Иркутске и, с точки зрения системного подхода, различные аспекты его функционирования. Особое внимание обращено на нормативно-правовые, политико-идеологические, организационно-управленческие основы работы факультета. Прослеживается эволюция содержания подготовки юристов высокой университетской квалификации; на примере непростых судеб профессорско-преподавательского состава показана "связь времен".
Тишкина К.А. - Празднование пятилетней годовщины восстановления советской власти в Енисейской губернии c. 22-29

DOI:
10.25136/2409-868X.2024.2.69883

EDN: SKACFV

Аннотация: Предметом исследования является процесс подготовки и проведения торжественных мероприятий по случаю пятилетней годовщины восстановления советской власти в Енисейской губернии. Для любого политического режима тема легитимации власти играет большое значение. Одним из важных показателей данного явления являются праздники, которые осуществляют консолидацию общества, а также влияют на формирование и закрепление исторической памяти. Это прослеживается на примере формирования праздничного советского календаря. Тема Гражданской войны имела большое значение для большевистского правительства, как пример демонстрации победы новой власти. В связи с этим, первая пятилетняя годовщина должна была подчеркнуть окончательное закрепление советского политического режима. В статье обращается внимание на особенности определения даты празднования, что связано с поэтапным процессом восстановления советской власти на территории Сибири. Так, в Минусинске это было 13 сентября 1924 г., в Красноярске – 6 января 1925 г. Единым днем праздника стало 14 декабря 1924 г. – день освобождения Новониколаевска. Основу методологии данной работы составил социокультурный подход, базирующиеся на идеи «диалога прошлого», сохранения исторической памяти. Основу методологии данной работы составил социокультурный подход, базирующиеся на идеи «диалога прошлого», сохранения исторической памяти. Научная новизна работы заключается в привлечении широкого круга источников (архивных документов и материалов периодической печати) для освещения малоизученного факта в контексте формирования регионального праздничного компонента. Результатом исследования стала реконструкция событий, связанных с подготовкой и проведением торжественных мероприятий в честь пятилетней годовщины восстановления советской власти в Енисейской губернии в 1924–1925 гг. Делается вывод, что установленная в 1924 г. общая дата – 14 декабря – не смогла закрепиться в праздничном календаре как день «освобождения Сибири от колчаковщины». В 1929 г. датой десятилетней годовщины восстановления советской власти стало 14 ноября – день освобождения Омска.
Ярцев С.В. - Последние годы правления боспорского царя Фофорса в контексте внутриполитической борьбы в Римской империи периода тетрархии c. 23-33

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.10.38953

EDN: DTZQME

Аннотация: Объектом исследования является история античной цивилизации Северного Причерноморья, как части римского мира в период раннего домината. Предметом исследования является история Боспорского царства в последние годы правления царя Фофорса в 303/304–309/310 гг., в контексте взаимоотношений с Римской империей в период новой системы государственного управления – тетрархии. Автор подробно рассматривает такой аспект темы, как внутриполитическая борьба в Римской империи этого времени и ее влияние на события, происходившие на Боспоре. Особое внимание уделяется политической борьбе двух противоборствующих группировок за верховную власть в Боспорском царстве в указанное время.    Основными выводами проведенного исследования связаны с факторами усиления влияния Римской империи на северной периферии античного мира в последние годы боспорского царя Фофорса. Очевидно, что в этот период фактически любая коллизия внутренней жизни империи, в той или иной степени оказывала свое влияние на ход истории Боспорского государства. Таким образом, падение власти Фофорса на Боспоре стало возможным только после того, как боспорский царь лишился римской поддержки, вначале Диоклетиана, а потом и Галерия. В 309/310 г. Фофорса сменил новый царь Радамсад, возможно являющийся ставленником Максимина II Даза, который как раз в эти годы активно подготавливал заговор для захвата верховной власти в империи. Основным вкладом автора в исследование темы является впервые выявленная данная закономерность истории Боспора времени правления Фофорса. Новизна исследования заключается в том, что впервые в историографии этот напряженный момент боспорской истории, рассматривается через призму внутриполитической борьбы в Римской империи периода тетрархии (293–313 гг.).
Лысенков С.Г. - Органы военного управления и их полномочия в период Великой Отечественной войны c. 567-615

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15189

Аннотация: Предметом исследования является процесс создания и функционирования органов управления действующей армией в военное время. По мнению автора проблема, связанная с формированием и деятельностью чрезвычайных органов СССР и подчиненных им структурных элементов периода Великой Отечественной войны актуальна по двум основаниям. Во-первых, названная проблема до настоящего времени еще недостаточно изучена историко-правовой наукой. Во-вторых, накануне 70-летия Великой Победы активизировались попытки дезавуировать подвиг советского народа, проявленный в этой войне. Основным методом исследования выбран диалектический материализм, позволивший анализировать факты, события , явления, относящиеся к теме статьи в их логической последовательности, взаимосвязи и взаимозависимости. Новизна статьи заключается в том, что в научный оборот введены архивные материалы, аргументирующие служебное и правовое положение органов военного управления в период Великой Отечественной войны. Автор сформулировал выводы о полномочиях Государственного Комитета Обороны, Ставки Верховного Главнокомандования, военных советов фронтов в условиях военного времени.
Кодан С.В. - Государственный Комитет Обороны в системе партийного руководства и государственного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: создание, природа, структура и организация деятельности c. 616-636

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15198

Аннотация: Создание и деятельность Государственного Комитета Обороны отразили особенности государственного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в условиях которой потребовалось концентрация всех ресурсов для победы в войне. В предвоенные годы окончательно сложилась система управления страной, в которой Политбюро ЦК ВКП(б) определяла государственную политику и фактически возглавляла партийно-государственного управления. Создание ГКО 30 июня 1941 г. в полной мере отразило отразило эту тенденцию и в условия войны в качестве чрезвычайного партийно-государственного органа сосредоточило всю полноту власти в государстве. Рассекреченные архивные документы о деятельности ГКО создают новые возможности для изучения его деятельности. В статье представлена характеристика создания, состава, направлений деятельности и обзор материалов официального делопроизводства Государственного Комитета Обороны. В статье охарактеризована Государственный Комитета Обороны, а представленность публикаций документов о деятельности в научных исследованиях, обозначены возможности привлечения новых материалов. Последнее связано с тем, что практически весь массив документов о деятельности рассекречен и создает возможности для дальнейшего исследования истории ГКО.
Абдулин Р.С. - Особенности судебного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. c. 637-650

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15220

Аннотация: Предметом исследования является особенности судебного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., изменения в структуре и компетенции органов судебного управления в результате объявления в стране военного положения. Объектом исследования является совокупность организационных структур судебного управления в условиях войн, их кадровое обеспечение, функциональные параметры, избираемые средства и методы. Автор подробно рассматривает деятельность органов судебного управления по перестройке судебной системы страны в условиях военного времени, организации отправления правосудия в местностях освобожденных от оккупации и другие стороны деятельности органов юстиции и вышестоящих судов. Применительно к предмету исследования особую методологическую важность представляют принципы системно-структурного анализа, поскольку судебное управление рассматривается как система, формирующаяся и действующая в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Научная новизна статьи состоит в том, что на основе широкого анализа историографии темы судебное управление в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., исследуется как отрасль государственного управления. При таком системном подходе впервые в комплексе исследуются теоретико-правовые основы судебного управления в военный период, раскрывается совокупность элементов, образующих целостность и единство такого управления в условиях военного времени. Достигнутые выводы основаны на архивных материалах и существенно расширяют представления об истории судебного управления в военный период, позволяют по-новому взглянуть на его роль в государственном управлении.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.