Genesis: исторические исследования - рубрика Археология
по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Археология"
Археология
Мальченко О.Е. - Приобретенная эпиграфика на средневековых пушечных стволах c. 1-60

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.4.8766

Аннотация: Аннотация: Статья посвящена приобретенной артиллерийской эпиграфике XVI-XIX вв. Дается оценка невысокой информативности артиллерийской эпиграфики как исторического источника. Рассматриваются различные типы приобретенной эпиграфики в зависимости от заключенной в них информации: учетная, техническая, при смене собственника (трофей, дарение, покупка), описательная, граффити. Приводятся конкретные примеры надписей на пушечных стволах с расшифровкой мотивов их появления. Впервые в научный оборот вводится понятие «пушечные граффити». Автор обосновывает применение термина «граффити» по отношению к нелегитимным надписям на артиллерийских стволах. Пушечные граффити рассматриваются как неофициальная форма коммуникации пушкарского армейского сообщества в конфликтогенных условиях. Предпринята попытка типологизации пушечных граффити на основе анализа сохранившихся образцов из музеев Евразии, Северной и Центральной Америки. Критически оцениваются некоторые исследовательские подходы к изучению пушечных граффити (тематический, мотивационный). Много места в статье посвящено магической, интегративной и пространственной функциям пушечных граффити. Делается вывод о перспективности данного типа эпиграфического материала для изучения исторической артиллерии в рамках антропоцентрического подхода.
Ставицкий В.В. - У истоков этногенеза древней мордвы c. 1-13

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.13161

Аннотация: Статья посвящена изучению предыстории и ранним этапам этногенеза древней мордвы. Автором анализируются традиционные точки зрения на процесс формирования мордовского этноса. Выполняется верификация автохтонной концепции происхождения мордвы. Выясняется возможный удельный вес различных групп древнего населения, которые приняли участие в её этногенезе: носителей городецкой, кара-абызской и пьяноборской культур, восточнобалтских племен и сарматов. Поднимается вопрос о возможной причине их миграций на территорию Сурско-Окского междуречья. Рассматриваются основные этапы и хронология этногенеза мордвы. Методология исследования основана на анализе археологических источников: могильников, селищ и городищ. При интерпретации данных археологии используются данные по лингвистике и письменные источники. В статье делается вывод о том, что население городецкой культуры, вопреки традиционной точке зрения не сыграло заметной роли в формирование мордовского этноса. Сложение древней мордвы происходит в результате миграции населения пьяноборской и кара-абызской культур с территории левобережного бассейна р. Белой. Возможно, что в этногенезе мордвы приняли участие и восточнобалтские племена.
Григорьев А.М. - Форты как класс оборонительных сооружений на примере укреплений дальней хоры Херсонеса c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.9.33793

Аннотация: В статье рассматриваются памятники античной фортификации, которые исторически принадлежали дальней хоре Херсонесского государства начиная со второй половины IV в. до н.э. Среди них выделяются городские и сельские поселения, имеющие различные оборонительные структуры. Данное обстоятельство связано с широкой территориальной экспансией Херсонеса на территории Северо-Западного Крыма. До настоящего времени интерпретация некоторых памятников остается спорной ввиду отсутствия тщательного анализа функций тех или иных сооружений и планировочных структур укрепленных поселений. Кроме того, остается спорной роль укрепленных поселений дальней хоры херсонесского государства в процессе освоения обширных территорий Северо-Западного Крыма. Основной задачей настоящего исследования является рассмотрение античных укреплений с точки зрения существующей археологической классификации и данных письменных источников. Для соотнесения херсонесских укреплений с существующими разделами археологической классификации, в частности с понятием «форт» применяется анализ оборонительных функций, которые, в свою очередь, проявляются в архитектурно-планировочных решениях и предусмотренных древними архитекторами военно-тактическими приемами, которые мы можем наблюдать в архитектурных остатках. По результатам проведенного исследования автором предлагается наиболее разносторонний комплексный подход к анализу архитектурных сооружений, при котором открываются возможности к новым историческим реконструкциям системы обороны хоры.
Ахатов А.Т. - Старо-Ивановское кладбище города Уфы: историко-археологическое изучение c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.12.34548

Аннотация: Предметом исследования является Старо-Ивановское кладбище, существовавшее на территории Уфы в прошлом. Цель работы – рассмотреть основные этапы развития некрополя с момента, когда он был заложен в план застройки города 1819 г. и до его полного уничтожения в 1950-х гг. Особое внимание уделяется локализации изучаемого погоста в планировочной структуре Уфы по данным картографических материалов XIX – середины XX вв. и истории его археологического изучения проводившегося в 1990 и 2002 гг. При проведении исследования использовался комплексный подход, включающий историко-культурную и топографическую характеристику некрополя, а также результаты его исследования методами археологии. Новизной статьи является введение в научный оборот новых архивных документов, систематизация картографических и опубликованных материалов, как по истории самого Старо-Ивановского кладбища, так и функционировавшей на его территории Иоанно-Предтеченской церкви. Анализ имеющихся источников и литературы позволяют сделать вывод о том, что история некрополя до Революции 1917 г. была тесно связана с формированием пространственной структуры Уфы, а после – с общественно-политическими процессами, которые проходили по всей стране. Благодаря археологическим изысканиям Старо-Ивановское кладбище, даже после своего исчезновения дополняет представления о материальной и духовной культуре, антропологических и палеопатологических характеристиках населения Уфы в прошлом. В связи с этим, ставится вопрос о необходимости публикации полученных в ходе раскопок материалов в полном объеме и сохранения некрополя как объекта археологического наследия эпохи позднего Средневековья и Нового времени.
Асташова Н.С. - Особенности Анатолийской керамики: по материалам из раскопок Пантикапея. c. 8-15

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.5.29689

Аннотация: Предметом исследования является расписная керамика Центральной Анатолии. Эта категория археологических материалов была выделена совсем недавно среди находок, обнаруженных при раскопках городища Пантикапей. Большая часть фрагментов происходит из слоя, заполнявшего остатки строительных объектов, относящихся, по мнению руководителя Боспорской (Пантикапейской) археологической экспедиции В.П. Толстикова, ко времени основания апойкии, то есть к концу 7 - началу 6 вв. до н. э. Таким образом, судя по контексту, выделенные образцы анатолийской керамики относятся к позднему этапу позднего железного века Анатолии. Формально-стилистический анализ показал, что данная группа отличается целым рядом характерных особенностей, как технологических (например, цвет и состав глины, лощение поверхности), морфологических (нетипичные для архаической греческой керамики формы сосудов), так и сугубо стилистических. Среди последних следует отметить характерную для фригийской керамики полихромную роспись поверх слоя плотной белой грунтовки, а также монохромную и бихромную роспись матовыми красками, типичную для культур центрального региона Анатолии. Выделение характерных особенностей анатолийской керамики представляется весьма актуальным вопросом, поскольку эта категория археологических материалов практически неизвестна на памятниках Северного Причерноморья. Кроме того, она встречается, как правило, во фрагментированном состоянии, что значительно усложняет ее атрибуцию. Основная цель исследования - ознакомление широкого круга специалистов, особенно археологов, работающих в полевых условиях, с новым типом керамики.
Николаев Е.Н. - Новые материалы по черной металлургии якутов XV–XVII вв. c. 16-23

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.12.28355

Аннотация: Настоящая работа представляет собой публикацию материалов раскопок производственных металлургических площадок. Свидетельства плавки железа были обнаружены на территории 2–го Жемконского наслега Хангаласского улуса (района) РС (Я). Исследованные объекты представляют собой комплекс плавилен, на которых осуществлялся сыродутный процесс. В полевой сезон 2017 г. указанные объекты были исследованы археологической экспедицией ИГИиПМНС СО РАН. В общей сложности было изучено 3 металлургических комплекса, содержащие развалы плавильных горнов и шлаковые отвалы. Методологической и методической основой исследования явились теоретические разработки, посвященные исследованиям традиционных хозяйственно-культурных комплексов и ремесел, основанные на общенаучных принципах историзма, системности и научной объективности Научная новизна исследования состоит в восполнении существующего историографического пробела, связанного с недостаточностью целенаправленных исследований металлургического производства населения Якутии. Выделены и описаны характерные особенности изученных металлургических горнов, приводится схематическая реконструкция. На основе радиоуглеродного датирования проб определено время существования плавильных сооружений. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что древние металлурги Якутии в XV–XVII вв. применяли небольшие глинобитные горны с каменной обкладкой, сооруженные внутри насыпного возвышения.
Байтлеу Д.А., Анкушев М.Н. - К вопросу об источниках сырья горно-металлургических центров эпохи палеометалла в Центральном Казахстане c. 19-27

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.8.36343

Аннотация: Предметом исследования выступают медные месторождения различных типов, меднорудные ресурсы и источники легирующего сырья для горно-металлургического производства эпохи палеометалла в Центральном Казахстане, а именно в пределах Казахстанской горно-металлургической области, и Жезказган-Улытауского горно-металлургического центра, в частности. В статье представлены промежуточные результаты комплексных исследований геоархеологических производственных объектов на площади медных месторождений в пределах Жезказган-Улытауского горно-металлургического центра, которые позволяют выявить особенности металлогенических комплексов, являвшихся потенциальными объектами освоения меднорудных запасов в период становления металлургии меди, а также сделать на этой основе прогнозную оценку минерально-сырьевого потенциала региона. Основным исходным посылом исследования выступает стремление авторов максимально эффективно интегрировать естественнонаучные методы исследования в сферу гуманитарного знания, путем изучения металлургических шлаков и реликтов руд из древних поселений региона для реконструкции горно-металлургического процесса в бронзовом веке в пределах Центрального Казахстана.   Авторами статьи предлагаются варианты локализации минерально-сырьевого комплекса Жезказган-Улытауского горно-металлургического центра в составе Казахстанской горно-металлургической области. На основе изучения руд и металлургических шлаков из поселений бронзового века Центрального Казахстана авторы полагают, что в Жезказган-Улутауском регионе основным медным сырьем являлись окисленные малахит-азуритовые и богатые сульфидные руды, а также зоны вторичного сульфидного обогащения медистых песчаников Жезказганского рудного района. В целом, проводимые исследования позволяют приблизиться к решению проблемы установления закономерностей локализации медных месторождений различных типов и освоения меднорудных ресурсов для горно-металлургического производства в Жезказган-Улытауском регионе в эпоху палеометалла.
Samashev Z., Chotbaev A.E., Kurganov N.S., Pankin D.V., Povolotskaya A.V., Kurochkin A.V., Kitov E.P., Kitova A.O. - Natural scientific methods in exploration of reference monuments of the Saka Culture in Kazakh Altai c. 21-31

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.9.33885

Abstract: This article explores the ancient gold jewelry with inlay, which were discovered in the process of archeological studies conducted in Summer 2018 of grave complexes located on the Eleke Sazy Plateau, Tarbagatay Ridge in East Kazakhstan Region in the burial of a young man belonging to aristocratic ancestry. It refers to the Saka culture, and dates back to approximately VIII-VII centuries BC. Among the discovered objects were garments embroidered with gold, quiver with arrows, and a bronze dagger in gold scabbard. This work studied the golden scabbard for dagger. The scabbard consists of several parts attached to a wooden base and decorated with granulation and inlay. In many cases, only traces of inlay remain. Some gems changed in color in the process of degradation, and currently look grey. Micro-samples for the research were selected from the crumbling fragments of inlay obtained in the process of restoration of the item. Modern natural scientific methods allow studying the material component of the objects of cultural heritage. The identification procedure is now available even based on the remaining particles with characteristic sizes that do not exceed tens of microns. Within the framework this research, the author examined the possibility of selecting such micro-samples with subsequent identification. Application of the Raman spectroscopic technique allowed examining the selected micro-samples on the next stage. The complementary methods imply Fourier-transform infrared spectroscopy for studying organic substances the inlay was attached to.
Ахатов А.Т. - Факторы культурогенеза на Южном Урале в эпоху позднего Средневековья и Нового времени (по археологическим материалам Республики Башкортостан) c. 34-42

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.12.69186

EDN: THNRYS

Аннотация: Объектом исследования выступает культурогенез на Южном Урале в эпоху позднего Средневековья и Нового времени. Предметом исследования являются факторы, влияющие на его развитие, которые рассматриваются сквозь призму изучения археологического материала, полученного в ходе рекогносцировочных работ на памятниках XVI – начала XX вв. Указанная проблема не являлась объектом специального изучения. Вместе с тем, ее решение с одной стороны восполняет пробелы в анализе процессов культурогенеза в регионе в целом, а с другой способствует изучению особенностей этнокультурного развития отдельных этнических групп, проживающих здесь в прошлом. Теоретической основой исследования явились работы российских ученых в области изучения культурогенеза, содержащие концептуально-теоретические разработки отдельных его направлений. Информационной базой исследования послужил фактический материал по изучаемой проблеме, полученный в ходе археологических исследований на территории Республики Башкортостан, в том числе самим автором. Для всестороннего анализа обозначенной проблемы в работе использовались междисциплинарный и системный подходы, также в работе нашли применение теоретическое моделирование, обобщение, сравнительно-исторический, сравнительно-типологический методы. Научная новизна исследования связана с тем, что впервые были систематизированы и проанализированы факторы развития культуры на Южном Урале в эпоху позднего Средневековья и Нового времени которые рассматривались в контексте археологического направления исследований культурогенеза. Было выявлено, что на развитие культуры на Южном Урале в XVI – начале XX вв. оказывали влияние как внешние (природно-географический, антропогенный, колонизация т.д.) так и внутренние (этнический, религиозный и др.) факторы, которые в разной степени фиксируются по культурным слоям городских и сельских поселений, крепостных сооружений и заводов, кладбищ и т.д. Вместе с тем, говоря о факторах культурогенеза нужно иметь ввиду, что они настолько тесно взаимосвязаны между собой, что зачастую сложно определить является ли изменение культуры следствием влияния того или иного фактора или нескольких одновременно.
Антонов И.В. - Башкир-Беркутовские курганы в историко-культурном наследии Башкортостана: к вопросу об этнической принадлежности погребений в колодах c. 42-53

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.6.38211

Аннотация: Объектом исследования являются погребения в колодах средневековых кочевников евразийских степей. В Башкортостане всего известно восемь таких погребений. Предметом исследования является Башкир-Беркутовский могильник в Кугарчинском районе. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как погребальный обряд, инвентарь, датировка. Памятник исследован Н. А. Мажитовым: в 1968 г. вскрыты два земляных кургана, содержащие по одному погребению в деревянной колоде с ориентировкой человека головой на запад, в 1969 г. вскрыт еще один земляной курган, содержащий аналогичное погребение с ориентировкой человека головой на северо-восток. Все три погребения с вещами, не содержали костей коня. Памятник датируется второй половиной XIII – первой половиной XIV в. Особое внимание уделяется широкому распространению захоронений в колодах среди тюркских и монгольских племен Южной Сибири конца I – начала и середины II тыс. Особым вкладом автора в исследование темы является вывод о том, что по всем основным признакам погребального обряда и вещевого инвентаря Башкир-Беркутовские курганы близки курганам кыпчаков Среднего Прииртышья XI-XII вв. Новизна исследования заключается в установлении связи Башкир-Беркутовского могильника с половецким племенем тюрко-монгольского происхождения Токсаба. Могильник находится в районе расселения южной группы кыпчакских родов в составе башкир, основу этой группы составляет род кара-кыпчак, восходящий к Токсобичам, орда которых в XII в. кочевала в степях между Волгой и Днепром, а в XIII в. вступила в союз с монголами. О переселении кыпчаков с правого на левый берег Волги сообщают шежере, легенды и предания башкир. Миграция половцев на Южный Урал могла быть связана с возвращением монголов из похода на Европу и подавлением восстания местных народов.
Чотбаев А.Е. - Предварительные результаты археологических исследований памятников Казахского Алтая в 2020 г. c. 55-66

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.10.34075

Аннотация: Археологические исследования в контексте научного осмысления проведены в регионе еще в дореволюционное время и продолжаются до сегодняшнего дня. В результате исследований, проводимых вот уже третье столетие, мы имеем богатую источниковедческую базу археологического материала и солидную литературу, посвященную различным аспектам жизнедеятельности древнего населения региона. Первые исследования здесь начались в 1960 годах Южно-Алтайской археологической экспедицией. С. С. Сорокин проводил рекогносцировочные работы вдоль Бухтармы от Катон-Карагая до реки Курту, в результате которых обнаружено 15 памятников, одним из которых является могильник Курту. После исследований С. С. Сорокина работы на памятнике прекратились и лишь спустя полувека они были возобновлены в 2019 г.       Одним из результатов проведенных исследований, это уточнение топо-ландшафтной ситуаций некрополя Таутекели, в результате нам удалось обоснованно разделить некрополь Курту ранее исследованный С.С. Сорокиным, куда входила группа Таутекели. Так же, в научный оборот введен историческое название некрополя Солонечные белки – Топкайын. До сегодняшнего дня археологической науке было известно, что могильники Топкайын и Таутекели состоят лишь из погребально-поминальных комплексов начала становления кочевнической эпохи, т.е. раннесакского времени. В результате проведения археологических исследований на данных памятниках получены материалы, в хронологическом аспекте относящиеся к переходному времени от майемерского периода к пазырыкской. В целом, получены уникальные материалы, в которых скрыты различные знания о погребальном обряде населения, важными их них являются предметный комплекс, состоящий из комплекса вооружения и конского снаряжения, а также захоронения самих коней.
Колонских А.Г. - Средневековые материалы городища Уфа-III (по данным раскопок М.Х. Садыковой 1969 г.). c. 72-83

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.10.27497

Аннотация: Настоящая работа представляет собой публикацию материалов стационарных раскопок городища Уфа-III М.Х. Садыковой в 1969 г. Объектом исследования является керамическая коллекция памятника, относящаяся к эпохе раннего средневековья. Особое внимание в работе уделено истории изучения памятника, а также локализации. В статье используется вся доступная на сегодняшний день информация о городище Уфа-III, на основании которой предпринята попытка определения времени существования памятника, культурной атрибуции материалов средневекового слоя городища, а также занимаемого им места в структуре синхронных памятников «Уфимского полуострова». Типология керамической серии исследуемого объекта проведена на основе морфологических особенностей форм сосудов, разнообразия орнаментальных композиций, а также составу глиняного теста. Городище Уфа-III расположено в историческом центре современного мегаполиса, а потому практически полностью разрушено плотной городской застройкой. Памятник открыт в середине XX в., однако до сих пор нет ни одной публикации его материалов. Поэтому обобщение и ввод в научный оборот данных стационарных раскопок М. Х. Садыковой 1969 г. является актуальной задачей настоящего исследования.
Сыроватский В.В. - Погребение Владимировка (XVII в.): новый памятник с обрядом вторичного захоронения в Центральной Якутии c. 77-83

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.4.29488

Аннотация: Объектом исследования является погребальный обряд якутов XVII века. Предметом исследования являются ритуально потревоженные захоронения якутов. В работе проведен подробный обзор типов ритуально потревоженных захоронений. Автор совершает попытку интерпретации материалов грунтового погребения Владимировка, изученного в ходе полевых работ Среднеленского отряда археологической экспедиции ИГИиПМНС СО РАН в черте г. Якутск. Данное погребение отнесено к одному из типов ритуально потревоженных захоронений, а именно ко вторичному погребению, распространенному в эпоху позднего средневековья в Якутии. В работе использован междисциплинарный подход. Данные археологии сопоставляются со сведениями из этнографии, историческими источниками и естественнонаучными методами. Новизна исследования видится в том, что сам по себе обряд вторичного захоронения достаточно редко отражается в археологическом материале и относится скорее к девиации. Кроме того, использование естественных методов датирования позволяет выделить характерные особенности обряда погребения и может помочь в последующей датировке других памятников со схожими чертами. Выполнен подробный обзор условий расположения памятника, внутримогильного сооружения, остеологического материала и сопроводительного инвентаря погребения. На основе анализа погребального обряда и исторических сведений выдвигается гипотеза о вторичном захоронении на памятнике, связанном с изменениями традиционных верований народа в связи с приходом русского населения в XVII веке. Автор уделяет особое внимание определению социального статуса погребенного на основе сопоставлений с имеющимися данными по погребальному обряду якутов.
Антонов И.В. - Чияликская культура и Золотая Орда c. 82-94

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.11.36801

Аннотация: Объектом исследования является проблема взаимодействия лесного и лесостепного населения Восточной Европы в золотоордынский период. Предметом исследования является проблема взаимодействия чияликской культуры, сформировавшейся в лесостепной зоне Волго-Уральского региона, и культуры Золотой Орды, сформировавшейся в степной зоне Западной Евразии. Памятники чияликской культуры – грунтовые могильники, селища и городища – локализуются в долинах Камы, Белой, Ика, Демы, Чермасана, Сюни и других рек в восточных районах современного Татарстана и северо-западных районах современного Башкортостана, датируются XII-XIV вв. Носители чияликской культуры по происхождению являлись уграми, подвергавшимися активной тюркизации и исламизации. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как сведения нарративных (повествовательных) источников об отношениях приуральских угров с монголами, данные археологии о предметах золотоордынского импорта на памятниках чияликской культуры. Особое внимание уделяется сравнительному анализу нарративных источников и данных археологии по проблеме взаимодействия чияликской культуры и Золотой Орды как синхронных исторических феноменов. Нарративные источники сообщают о завоевании территории чияликской культуры монголами, местное население платило дань и несло повинности в пользу завоевателей. На поселенческих памятниках предметы золотоордынского импорта найдены: на городище Уфа-II – серебряные серьги и монеты, на селище Иске-аул – медные монеты, на селище Подымалово-I – гончарная керамика и медные монеты. В Такталачукском и Азметьевском могильниках найдены серебряные золотоордынские монеты. Особым вкладом автора в исследование темы является вывод о том, что малочисленность находок объясняется отсутствием крупных поселений, мусульманским погребальным обрядом. Новизна исследования заключается в установленном факте одностороннего влияния золотоордынской культуры на чияликскую культуру: в обмен на предметы золотоордынского импорта вывозилось сырье – предметы скотоводства, охоты и бортничества.
Перерва Е.В., Капинус Ю.О. - Травмы у населения срубного времени Среднего Поволжья (по антропологическим материалам могильников Красносамарский III и IV). c. 98-108

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.10.30814

Аннотация: Материалом для исследования послужили костные останки от 103 индивидов, происходящих из захоронений курганных могильников Красносамарское III и IV. Археологические комплексы Красносамарский III и IV располагаются на территории муниципального района Кинельский Самарской области. Индивиды, изученные в данной работе, происходят из погребений, датирующихся срубной культурой эпохи бронзы. Из 103 доступных индивидов 21 скелет принадлежал мужчинам, в 16 случаях костные останки были женские. Скелеты 63 человек были детские, костные останки трех индивидов подростковые. В процессе работы с антропологическим материалом применялась стандартная программа оценки встречаемости патологических состояний на костях посткраниального скелета и черепа, разработанная А.П. Бужиловой (1995, 1998). Степень травматизма у населения, погребенного в курганах Красносамарского могильника III и IV, учитывалась по частоте фиксации повреждений на черепе и костях посткраниального скелета. Использование метода фиксации патологических отклонений на костных останках человека, как основы для проведения реконструкции образа жизни древних обществ в современной исторической и биологической науке, становится все популярнее как за рубежом так и в нашей стране . Наиболее часто встречаемыми отклонениями при исследовании антропологических коллекций являются травмы и деформации различной этиологии, фиксирующиеся на черепе, в зубной системе и на костях посткраниального скелета. Целью данного исследования является анализ и оценка характера травм, зафиксированных на костных останках населения, захороненного в курганных комплексах Красносамарский III и IV, датирующиеся эпохой поздней бронзы.
Петров Д.М. - Курганные захоронения бассейна р. Вилюй: малоизвестные памятники погребального обряда якутов XVII – начала XX в. c. 102-111

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.1.28107

Аннотация: Цель данной работы заключается в подтверждении наличия традиции курганных захоронений в погребальном обряде якутов. Предметом исследования является погребальный обряд якутов. Объект - курганные захоронения, обнаруженные в бассейне реки Вилюй в Западной Якутии в ходе полевых археологических работ разных лет. Проведен экскурс в историю рассматриваемого вопроса, описаны конструктивные особенности якутских курганов, рассмотрены половозрастная и социальная составляющие захоронений. Хронологические рамки исследования обусловлены датировками обнаруженных археологических памятников. Предполагается, что изучение памятников данного типа будет играть существенную роль в проведении этнокультурных реконструкций. Метод исследования основан на анализе и обобщении археологических данных, архивных материалов и научной литературы. В статье применен системный подход в решении поставленной проблемы. Новизна работы заключается в постановке проблемы существования в прошлом у якутов традиции курганных захоронений. Впервые вводятся в научный оборот материалы по изучаемой теме, полученные в ходе полевых археологических работ в бассейне р. Вилюй. В результате анализа археологических данных, архивных материалов и научной литературы автор приходит к выводу о бытовании в погребальном обряде якутов в XVII- начале XX в. практики курганных захоронений. Существование данной практики выявлено в культуре вилюйских якутов как часть ее этнолокальной особенности.
Бексеитов Г.Т., Тулегенов Т.Ж., Иванов С.С., Китов Е.П., Китова А.О. - Исследование могильника раннего железного века Рахат в Семиречье c. 108-123

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.11.27945

Аннотация: Статья посвящена публикации материалов раскопок курганного могильника Рахат на территории Семиречья (Республика Казахстан). В первую очередь публикуются захоронения, относящиеся к эпохе ранних кочевников. В ходе их раскопок был получен интересный материал по погребальным традициям и отчасти материальной культуре древнего населения региона в периоды раннего железа и средневековья. Большая часть курганных захоронений на данном некрополе относится к сакскому времени, публикации которых посвящена настоящая статья. Кроме того, было выявлено впускное захоронение, относящееся к раннему средневековью. Иследование основано на археологическом изучении курганов, а также анализе полученных артефактов. В исследованных захоронениях был собран палеоантропологический материал, в результате изучения которого были получены дополнительные данные по краниологии, остеологии и патологиям древнего населения Семиречья в период ранних кочевников. Исследованные на данном могильнике курганные погребения характеризуются типичными для сакского периода Семиречья погребальными традициями. Немногочисленные предметы сопроводительного инвентаря, представленные керамической посудой и предметами быта, позволили определить хронологию исследованных курганов в рамках втор. пол. V – перв. пол II вв. до н.э. и отнести основную часть исследованных курганных захоронений к сакской культуре Притяньшанья
Бравина Р.И., Прокопьева А.Н., Петров Д.М., Сыроватский В.В. - Погребения по обряду кремации Ат Быран III и Куудук III в долине Эркээни на Средней Лене (XIV – XVIII вв.). c. 109-123

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.10.31033

Аннотация: В традиционной якутской культуре сохранились черты, которые уходят корнями в древнетюркскую эпоху Южной Сибири. Особый интерес вызывает погребальный обряд якутов, в котором существовали различные формы захоронения и среди них – сожжение умерших. В преданиях и легендах этот обычай связывается с древним племенем кыргыс, что жили задолго до прихода на Среднюю Лену прародителей якутов – Омогоя и Элляя. Примечательно, что по китайским письменным источникам этот обычай известен у древних тюрок и енисейских кыргызов. Сведения о существовании единичных случаев трупосожжения у якутов северной окраины встречаются вплоть до этнографической современности. В работе использованы аутентичные исторические источники, а также данные междисциплинарных исследований в области судебной медицины, этнографии и фольклора, которые позволяют рассматривать материалы не только на источниковедческом, но и интерпретационном уровне. Цель и задачи статьи – описание, и анализ обряда кремации и предметного набора погребений XIV – XVIII вв. Ат Быран III и Куудук III, найденных и исследованных в одной из трех долин Средней Лены – Эркээни. Выдвигается предположение, что в конце I тыс. н.э. какая-то часть енисейских кыргызов достигла Ленского края и, постепенно адаптировавшись в местной среде, со временем вошла в состав формировавшегося якутского народа.
Орфинская О.В., Зозуля С.С. - Пряденые, плетеные и тканые изделия из могильника Большое Тимерево в собрании Государственного исторического музея c. 118-135

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.6.30846

Аннотация: Объектами исследования являются археологические материалы, полученные в результате раскопок могильника Большое Тимерево в различные годы и хранящиеся в фондах Исторического музея. Предметом исследования являются пряденые, плетеные и тканые изделия. Среди 472 курганов, раскопанных в некрополе с 1872 по 1990 гг. не менее 14 содержали находки, связанные с текстилем. Ассортимент изделий довольно широк – нити для подвешивания чашечек весов, фрагменты костюма, элементы отделки ворота и рукавов верхней одежды. Для данной работы применялась методика, разработанная в Центре исследования исторических и традиционных технологий Института Наследия им. Д. С. Лихачева под руководством к. б. н. В. П. Голикова. Описание результатов осуществлялось по стандартной схеме, соответствующей требованиям международного текстильного центра CIETA. Для определения структуры текстильных материалов и характеристики нитей в тканях применялись микроскопические методы в отраженном неполяризованном свете. Для определения природы текстильных материалов, а также степени загрязнения и повреждения волокон применялась микроскопия в проходящем поляризованном свете. Большинство тканей и приемов их декора из могильника Большое Тимерево находит широкий круг аналогий на территории Восточной Европы и Скандинавии Эпохи викингов. В результате проведенного исследования были выявлены следующие текстильные изделия: из растительных (1 ткань), шерстяных (1 нить, 1 шнур, 2 ткани) и шелковых (3 нити, 2 ткани) волокон. Тем не менее, удалось зафиксировать уникальные сочетания тканых изделий.
Орфинская О.В. - От Египта до Китая: Методический подход к выявлению и сохранению особого объекта наследия – исторических текстильных технологий c. 121-138

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.4.30880

Аннотация: Предметом исследования - методический подход, направленный на сохранение археологического текстиля, который является крайне хрупким материалом и требует к себе особо бережного отношения. Мало найти текстиль, необходимо обеспечивать его сохранность на протяжении всей цепочки, от места находки, до передачи в реставрацию. Информация, которую можно получить в результате дальнейших исследований, обширна: это и сам текстиль, и костюм, и торговые связи, и уровень развития текстильных технологий в определенном обществе. В статье раскрывается цепочка действий, которые должен знать археолог, чтобы в поле не "потерять" археологический текстиль. Основной вывод данной статьи заключается в том, что археолог должен быть готов к находкам текстиля, должен обладать определенными навыками, чтобы его правильно извлечь из раскопа, упаковать и транспортировать до ближайшей научно-исследовательской и реставрационной лаборатории. Автор показывает какая информация может быть потеряна на каждом этапе при отсутствия знаний по этому вопросу у археолога.
Орфинская О.В., Чуткина С.С., Титова Л.А. - Исследования домонгольской вышивки из археологических раскопок 1966-1974 годов в городе Старая Русса Новгородской области c. 127-143

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.20642

Аннотация: Предметом исследования является археологический текстильный материал (XII - XV вв.), обнаруженный во время археологических экспедиций в городе Старая Русса в 1966-1974 гг., разделенный на четыре композиции и хранившийся в Новгородском музее-заповеднике свыше 30 лет, затем в силу неудовлетворительно состояния подвергшийся повторной реставрации и исследованию. Основной целью исследования было определить число сохранившихся текстильных изделий, установить природу тканей, а также выяснить связь между сохранившимися артефактами - узкой золотной лентой и фрагментами вышивки, ранее считавшимися частью воротника (ожерелья). Применялась микроскопия в отраженном неполяризированном свете при увеличении от 10 до 40х, микроскопия в проходящем поляризированном свете с увеличением 100-400 х, для исследования металла - метод рентгенофлуоресцентного спектрального анализа на анализаторе S1TURBO LE. Было установлено, что происхождение золотных лент, вероятно, средиземноморское; используемая ткань (самит) отличается очень высокой плотностью и привезена, как дорогой товар, вероятно, из Византии. Тонкая работа над вышивкой позволяет отнести ее к центру, специализировавшемуся на вышивке как профессиональном ремесле (например, женский монастырь на территории Руси), однако шелковые изделия с золотными вышивками являлись дорогим товаром и могли быть привезены на Русь уже готовыми. Все золотные нити в образцах имели одинаковые характеристики (тонкие, с плотной навивкой золотой полоски), что позволило выдвинуть ряд предположений: ленты и готовая вышивка «пришли» из одного центра; ленты и нити вышивки «пришли» из одного центра; часть одной из лент была распущена и золотная нить использовалась для вышивки. Вероятно, средиземноморским товаром явились шелковые нити, шелковая ткань и золотные нити, готовые ленты и вышивка были выполнены уже на Руси. Не найдено подтверждение тому, что речь идет о части ожерелья: наличие двойного подгиба в изделии показало, что высота по направлению нитей основы изделия была не менее 16 см (что не соответствует размерности воротника - неширокой полосы ткани с вышивкой и подкладкой).
Атаев Г.Д., Малашев В.Ю., Сайпудинов М.Ш. - Погребения конца среднего и начала позднего бронзового века кургана № 1 могильника Гудермесские курганы № 1 c. 131-148

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.12.39420

EDN: ZXAQHO

Аннотация: Статья посвящена погребениям конца среднего и начала позднего бронзового века кургана № 1 могильника Гудермесские курганы № 1, раскопанного в 2017 году. Захоронения в кургане относятся к трем культурно-хронологическим группам. Наиболее ранним является погребение № 18 позднего этапа майкопской культуры. Основная группа – впускные погребения раннего этапа среднего бронзового века. Рассматриваемые в статье погребения конца среднего и начала позднего бронзового века впущены в восточный и южный сектора кургана, иногда с разборкой камней панциря. Они совершены в сильно скорченном положении.   В инвентаре поздних погребений, как и в погребальном обряде, прослеживаются черты, характерные для погребений раннего этапа среднего бронзового века относящихся к северокавказской культуре, так и для инвентаря памятников каякентско-хорочоевской культуры Восточной Чечни и Дагестана. Спорадически они проникают и на территорию Восточной Чечни и Северного Дагестана. Пришлое северокавказское население сыграло значительную роль в этнокультурных процессах на территории Северо-Восточного Кавказа, но впоследствии во второй четверти II тыс. до н.э. различия между отдельными группами населения исчезают в результате ассимиляции пришлых племен местными. постепенно начинают вызревать признаки новой каякентско-хорочоевской культуры, о чем свидетельствуют погребальный обряд и инвентарь рассматриваемого памятника.
Турова Н.П. - Глиняная фигурка совы из Нижнего Притоболья c. 133-146

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.12.37014

Аннотация: Объектом исследования стала глиняная фигурка совы, обнаруженная в ходе археологических исследований на городище Юртобор 9 на правобережье р. Тобол. Цель исследования: введение в научный оборот нового уникального образца мелкой глиняной пластики, предварительное определение функционального назначения предмета. Исходя из цели исследования, были выдвинуты следующие задачи: морфологическое и стилистическое описание изделия; описание контекста обнаружения фигурки; определение хронологических рамок бытования предмета, его культурной принадлежности; знакомство с историей изучения глиняных фигурок региона в отечественной археологической науке; поиск аналогий предмету в археологических памятниках Сибири и других территорий; оценка семантической окраски образа совы/филина в традиционной культуре обских угров (хантов и манси). Для решения поставленных в работе задач применяются традиционные для исторической науки методы исследования: сравнительно-исторический, типологический, сравнительно-типологический, формально-стилистический, семантический, метод аналогий. В результате проведенного исследования глиняная фигурка совы отнесена к юдинской археологической культуре и датирована в пределах XI-XII вв. н. э. Установлено, что рассматриваемая фигурка является единственным в Западно-Сибирском регионе предметом, изображающим птицу, выполненным в технике мелкой глиняной пластики. На основе анализа этнографической литературы и средневековых археологических находок установлено, что на протяжении длительного периода времени образ совы/филина имел положительную семантическую окраску, обладая высоким сакральным статусом. На основе факта обнаружения артефакта в очаге жилиша, а также с опорой на археологические материалы с территорий Европы и Западной Сибири сделано предположение об использовании фигурки птицы в культовых обрядах, связанных с домашним очагом.
Пашкова А.Ю. - К истории религиозных культов Писидии: скальные вотивные рельефы c. 134-145

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.6.40643

EDN: IIVITL

Аннотация: В данной статье рассматривается группа религиозных изображений, а именно, высеченные в скалах вотивные рельефы, обнаруженные в ходе полевых исследований в Писидии, через призму коллективной памяти религиозных культов. Наша цель состоит, с одной стороны, в том, чтобы лучше понять их значение в местном культе, а с другой стороны, в рассмотрении некоторых способов восприятия и изучения таких рельефов с течением времени. Объектом рассмотрения в настоящей статье станут скальные вотивные рельефы Писидии, которые позволят уточнить некоторые аспекты эволюции религиозных культов Писидии в связи с ее историей, начиная с эллинистического и заканчивая римским временем.    Религиозные культы — тема, обладающая большим значением для исследователей, которые изучают древнюю религию и историю, а также занимаются археологическими раскопками. Каждая из составляющих этой проблемы выступает в качестве полезной основы для проведения исследования, но в процессе их совместного рассмотрения они становятся мощным инструментом для понимания человеческой взаимосвязи с божественным началом. На основании изучения скальных вотивных рельефов можно сделать вывод о том, что функции, которыми обладали культ и ритуальные практики римской Писидии, были напрямую связаны с аудиторией. Эти функции неизбежно менялись с течением времени и могли по-разному интерпретироваться разными людьми или даже одними и теми же людьми в различных случаях.
Адамов А.А., Турова Н.П. - Потчевашский керамический комплекс с городища Долговское 1 (по материалам раскопок 1997 года) c. 142-154

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.12.69457

EDN: GDEKOK

Аннотация: Объектом исследования стала представительная коллекция керамических сосудов (324 экземпляра) потчевашской культуры VI–IX вв., полученная в ходе археологических исследований 1997 г. на городище Долговское 1 в Тобольском Прииртышье. Цель исследования: определение основных морфологических и декоративных признаков керамического комплекса потчевашской культуры по материалам коллекции городища Долговское 1, определение места керамического комплекса городища в системе археологических культур Западной Сибири. Исходя из цели исследования, были выдвинуты следующие задачи: характеристика основных морфологических, декоративных и стилистических характеристик керамической коллекции; сопоставление с материалами синхронных памятников сопредельных территорий, определение степени их сходства и различия. Актуальность работы определяется малым количеством публикаций, в которых даются статистические выкладки по потчевашской керамике. Для решения поставленных в работе задач применяются традиционные для исторической науки методы исследования: сравнительно-исторический, типологический, сравнительно-типологический, формально-стилистический, описательный метод анализа вещественных источников, метод аналогий. В результате проведенного исследования установлено, что к доминирующим признакам изученного комплекса можно отнести численное преобладание сосудов горшковидных форм с высокой шейкой и резким переходом в слабораздутое тулово; для орнаментации характерно сочетание ямочно-жемчужного декора, гребенчатого штампа и горизонтальных прочерченных желобков, а также малая доля фигурных штампов. Сравнительный анализ показал близость керамики городища Долговского1 с коллекциями ряда потчевашских памятников южно-таежного Прииртышья и Барабинской лесостепи, а также ее существенное отличие как от потчевашских керамических комплексов из Приишимья, так и от керамики с памятников зеленогорского этапа из Сургутского Приобья. Определенное сходство с керамикой кучиминского этапа которое выражается в редком применении фигурных штампов, большой долей желобков, фиксируемые по керамике из раскопа 1997 г. с городища Долговское 1, позволяет выдвинуть предположение о ее синхронности с кучиминской и датировать ее в пределах VIII–IX вв. н. э.
Табарев А.В., Гладышев С.А. - Микрорасщепление в комплексах раннего верхнего палеолита Северной Монголии c. 144-154

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.20049

Аннотация: Предметом исследования является технология микрорасщепления в комплексах раннего верхнего палеолита Северной Монголии. Под микрорасщеплением подразумевается вся совокупность каменных артефактов, связанная с операциями по изготовлению заготовок мелких размеров, т. е. микропластин. В эту совокупность входят микронуклеусы, специально подготавливаемые ядрища для получения микропластин. Это не истощенные нуклеусы, а особая, самостоятельная группа ядрищ, которую вполне обоснованно можно назвать микронуклеусами. Кроме того, к микрорасщеплению относятся и микропластины и их фрагменты. Орудий из микропластин, которые также входили бы в предмет исследования, в материалах рассматриваемых комплексов, не обнаружено. Применяется традиционная в археологических исследованиях методика: технико-типологический и морфологический анализ каменного инвентаря, принадлежащего микрорасщеплению – микронуклеусов и микропластин. До сих пор микрорасщепление, как самостоятельное направление развития технологии обработки камня в раннем верхнем палеолите восточной части Центральной Азии не рассматривалось. Это первая попытка на примере материалов из Северной Монголии проследить факты существования микрорасщепления уже на ранних этапах верхнего палеолита (37–26 тыс. л. н.). Делается вывод, что в восточных регионах Центральной Азии от Алтая до Монголии предпочтение отдавалось торцовому, а затем клиновидному микрорасщеплению, в отличии от западных регионов, где преобладало кареноидное микрорасщепление.
Кулаков В.И. - Прусские пояса орденского времени c. 147-158

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.1.19012

Аннотация: Предметом исследования являются прусские пояса эпохи раннего средневековья. Как показывают данные археологии юго-восточной Балтии, прусские пояса XIII-XIV вв. имели как местное происхождение (пряжки – дериваты центральноевропейских изделий), так и создавались по образцу орденских поясов. Последние, в свою очередь, могли нести квадратные накладки с крестом, перенятые орденскими ювелирами у древнего населения совр. Латвии. Наличие имитаций рыцарских поясов в погребениях прусских нобилей не означает принятие ими рыцарского звания. Исследование ведётся путём выявления уникальных элементов каждого поясного набора, сравнения их с остальными поясами, привлекаемыми в статье и создание динамичной картины развития конструкции и деталей прусских поясов в орденское время. Рассмотрение отдельных элементов декора накладок орденских и прусских поясных наборов позволяет выяснить элемент вторичности вторых относительно первых. До настоящего времени прусские пояса не подвергались специальному изучению ни в одной стране Европы. Предлагаемая статья – первый опыт вовлечения в научный оборот уникальных комплексов находок, которыми являются прусские пояса орденского времени. В дальнейшем продолжение археологических исследований древностей пруссов орденского времени позволят уточнить и расширить наши знания об их поясах как, в том числе, показателе высокого социального статуса их владельцев.
Николаев Е.Н. - Куогастаах: новый памятник железоплавильного производства в долине р. Тонгуо (Верхневилюйский район, РС (Я) c. 181-190

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.11.31345

Аннотация: Предметом исследования является металлургическое производство якутов. В работе приводятся результаты исследования железоделательной мастерской, обнаруженной в ходе обследования шлаковых скоплений в Кентикском наслеге Верхневилюйского района РС (Я). Кентикский наслег по праву считается одним из центров традиционной якутской металлургии и кузнечества. Доступные источники рудного сырья и древесины способствовали формированию самобытного очага металлургии, продукция которого пользовалась спросом далеко за его пределами. В работе внимание уделяется различным аспектам производства железа. В статье металлургическое производство якутов рассматривается с позиций этноархеологии. Археологические свидетельства сопоставляются с этнографическими данными, историческими сведениями о производстве железа. Научная новизна работы состоит, прежде всего, в том, что она посвящена практически неисследованной теме, как железоделательное производство якутов. В научный оборот введены новые источники по проблематике исследования, предпринята попытка всестороннего их анализа и изучения. На основе привлеченных археологических, этнографических, исторических источников автором предпринята попытка интерпретации свидетельств железоделательного производства, обнаруженных в местности Куогастаах Верхневилюйского района РС (Я).
Данилов П.Г. - Культурный слой города Тобольска как объект культурного наследия c. 189-197

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.12.37060

Аннотация: Предметом исследования стало состояние государственной охраны и использования памятника археологии «Культурный слой города Тобольска». В статье рассмотрена необходимость сохранения объектов, представляющих историко-культурную ценность в условиях современного развития городской инфраструктуры на примере Тобольска. Целью данной работы является изучение проблемы сохранения археологического наследия города Тобольска в рамках существующего федерального законодательства. Задачи, которые ставились в статье, связаны с оценкой перспективности исследований и проблемами изучения и охраны культурного слоя в Тобольске. Многолетние археологические работы в городе Тобольске показали хорошую сохранность её культурного слоя, насыщенного остатками разновременных сооружений и разнообразными артефактами. Для решения поставленных в работе задач применяются традиционные для исторической науки методы исследования: описательный, сравнительно-исторический, историко-системный, историко-правовой, метод аналогий. Памятник археологии «Культурный слой города Тобольска» на сегодняшний день имеет статус «выявленного объекта культурного наследия». Научная новизна исследования заключается в том, что автор на основе анализа сложившейся ситуации ставит проблему сохранения археологического наследия города Тобольска. В результате делается вывод о необходимости проведения мероприятий по постановке на государственную охрану памятника археологии «Культурный слой города Тобольска», включая подачу заявления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для рассмотрения им вопроса о принятии решения о включения объекта в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального либо федерального значения.
Ячменёв О.Ю., Власенко Д.Е., Гармаева А.В., Викулова Н.О. - Наскальное искусство Титовской сопки: результаты новейших исследований c. 190-208

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.12.68808

EDN: BUXCWR

Аннотация: В статье представлены результаты полевых работ, проведенных в 2022-2023 гг., в ходе которых были заново обследованы памятники наскального искусства Титовской сопки – Сохатиный Камень, Сухотино-13 и Титовская Сопка, предположительно датируемые II тыс. до н.э. – перв. полов. I тыс. н.э. Была открыта новая писаница Ущелье с двумя группами, представленными изображениями линий и зооморфной фигурой. Большое внимание авторами уделено недавно обнаруженным группам с древними изображениями на плоскостях Сохатиного Камня и Сухотино-13, а также анализу семантики и датирования всех памятников наскального искусства Титовской сопки. В ходе исследования авторы пришли к выводу, что наскальные рисунки, главным образом на Сохатином Камне, систематически наносились кочевыми скотоводческими племенами, и могли использоваться в качестве обрядово-ритуальных комплексов. Одновременно с этим, поднимается проблема сохранения памятников, и их дальнейшая музеефикация в рамках Этно-археопарка «Сухотино». Для выяснения более точной хронологии и семантики рисунков необходимы дальнейшие исследования с применением различных междисциплинарных методов, таких как этнография, а также естественно-научных, что позволит более детальнее изучить эти объекты с точки зрения датирования и культурной принадлежности.
Тихонов Р.В. - Столовая тагора с городища Дабилькурган в Северной Бактрии c. 191-197

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.3.18151

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является столовая тагора, обнаруженная в ходе археологических раскопок кушано-сасанидского культурного слоя (III-IV вв.) на городище Дабилькурган в Северной Бактрии. Она имеет коническую форму тулова с широко расходящимися стенками и утолщенный венчик, профилированный с внутренней стороны тремя желобками с уступами. Характерной особенностью столовой тагора является наличие растительного орнамента, нанесенного методом лощения по ангобу на внутреннюю поверхность сосуда. В верхней его части расположена композиция, состоящая из изображения цветов, которые соединяются между собой U-образной линией. В нижней части орнамент представляет собой наклонные пересекающиеся линии. В процессе исследования основной упор делался на тщательный анализ стратиграфии кушано-сасанидского культурного слоя, а также на изучение типологии столовой тагора и "иконографические" особенности представленной орнаментальной композиции. В ходе проведенного исследования автор пришел к следующим выводам. Во-первых, форма дабилькурганской столовой тагора достаточна типична для Бактрии кушано-сасанидского периода, что указывает на определенную стандартизацию в гончарном ремесле. Во-вторых, техника нанесения орнамента является уникальной для керамического комплекса страны, поскольку использовался, главным образом, прочерченный по сырой глине орнамент и штамп. В-третьих, анализ орнаментальной композиции показал, что мотив "цветы" появился в связи с античным влиянием, который претерпел ряд изменений на бактрийской почве.
Сыроватский В.В. - Одиночное погребение Маганское кладбище (XVII век) в Центральной Якутии c. 191-199

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.11.31309

Аннотация: Основная цель данного исследования заключается в интерпретации материалов погребения Маганское кладбище, исследованного Среднеленским отрядом археологической экспедиции ИГИиПМНС СО РАН на территории г. Якутск. Объект исследования: погребальный обряд позднесредневекового населения Центральной Якутии. Предметом исследования является одиночное погребение Маганское кладбище. Произведен полный обзор местонахождения памятника, описание внутримогильной конструкции и предметов сопроводительного инвентаря. Автор уделяет особое внимание определению социального статуса погребенного на основе сравнительного анализа с другими памятниками изучаемого региона. В настоящей работе использован междисциплинарный подход. Данные археологии сопоставляются со сведениями из этнографии, фольклорными источниками. Новизна работы видится в особенностях самого погребения, которое является девиантным. Повреждения, имеющиеся на костях покойного, а также фольклорные источники, дают возможность трактовать памятник как отражение в археологическом источнике ритуалов воинских жертвоприношений в средневековом якутском обществе. Результаты работы станут теоретической базой для последующих реконструкций в направлении изучения погребального обряда древних якутов.
Загваздина Я.Г. - Фарфоровые куклы из усадьбы Неудачиных в Тобольске c. 198-206

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.12.37063

Аннотация: Объектом исследования являются находки фарфоровых кукол, обнаруженные Л. Н. Сладковой в 1998 г. при раскопках усадьбы Неудачина в Тобольске. Цель исследования – изучение двух находок обломков фарфоровых кукол, которые, по всей видимости, являлись предметами импорта и определенным символом достатка для большинства жителей города Тобольска в конце XIX-начале XX вв. С помощью привлечения предметов из других коллекций Тобольского музея-заповедника автор пытается определить, насколько были распространены в конце XIX – начале XX вв. фарфоровые куклы в Тобольске, представители каких сословий могли себе позволить их приобрести. Основные методы исследования: сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, типологический, сравнительный методы. Актуальность работы связана с тем, что до сих пор отсутствуют публикации, посвященные археологическим находкам привозных фарфоровых кукол на территории Западной Сибири. Кроме того, практически нет русскоязычной литературы, посвященной атрибуции и изучению этой категории игрушек XIX – начала XX вв.    В ходе работы проведена атрибуция обнаруженных на территории усадьбы Неудачина фарфоровых кукол, сделаны выводы о том, что эти находки являются предметами импорта, изготовленными в конце XIX – начале XX вв. По сохранившемуся клейму удалось установить, что одна из кукол была изготовлена в Германии, на фабрике Армана Марселя. При соотнесении доходов различных категорий горожан со стоимостью фарфоровых кукол, удалось установить, что фарфоровые куклы были доступны не всем слоям городского населения. Кроме того, эти предметы могут нести информацию о торговых связях и поведать об особенностях детства тоболяков того времени.
Загваздин Е.П. - Новые находки нательных крестов с погоста Спасской церкви Тобольска c. 209-218

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.12.69331

EDN: BTPDLK

Аннотация: Предметом исследования в представленной статье стали два нательных креста из захоронений Спасского кладбища Тобольска. Они обнаружены в ходе спасательных археологических раскопок 2022 г. Рассмотрен круг аналогий рассмотренных находок, а также их территориальное распространение. Затронут ряд вопросов, связанных с их датировкой с опорой на типологически идентичные находки, а также хронологию существования погоста при этой церкви. Одним из показательных экземпляров в коллекции стал редкий тип креста из бронзового сплава белого цвета с распятием Христа на лицевой стороне и изображением ангела на оборотной, происходящий из захоронения №4. На этом кресте рассмотрены атрибуты Страстного цикла. Анализ показал, что подобная находка, хотя и имеет аналогии, всё-таки не полностью идентична им. Сделан вывод, что изученный тип креста имеет иконографические истоки в произведениях европейских мастеров. На дальнейшее развитие форм и содержания подобных крестов-тельников также оказало большое влияние барочное светское искусство. Исследование находок крестов проведено с опорой на типологии, разработанные Э.П. Винокуровой и В.И. Молодиным. Находки сопоставлены с кругом типологически близких крестов с территории России, Украины, выяснена их хронология. Проведена идентификация, сравнительный анализ атрибутов Страстного цикла. На основе комплекса признаков выявлены их общие и отличительные черты. За последние десятилетия археологических исследований в Тобольске силами ряда археологов собрана представительная база предметов личного благочестия. По ряду причин эти находки не всегда оперативно и в полном объеме публикуются, что создает пробелы в источниковедческой базе. Научная новизна представленной статьи – введение в научный оборот ставрографической коллекции с раскопок погоста Спасской церкви 2022 г. Особый интерес представляет хорошо сохранившийся крест №4 с распятием, который ранее не встречался при раскопках в Тобольске и его окрестностях Сделан вывод, что изученные кресты имеют иконографические истоки в произведениях европейских мастеров. На дальнейшее развитие форм и содержания подобных крестов-тельников также оказало большое влияние барочное светское искусство.
Перерва Е.В., Битюшкова А.А., Матаев В.В. - Антропологические особенности населения эпохи поздней бронзы, захороненного в одиночном кургане Красная Дубрава c. 353-369

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.12.36872

Аннотация: Предметом для исследования послужили антропологические материалы, полученные в результате археологических раскопок одиночного кургана «Красная Дубрава» расположенного в Иловлинском районе Волгоградской области. В результате проведения охранных археологических работ было обследовано одиннадцать погребений, и получены костные останки от 12 индивидов. Антропологические материалы находились в плохой сохранности. Погребения относятся к эпохе поздней бронзы, возможно к временным этапам срубной или покровской культуры. В процессе исследования определялся пол, возраст захороненных индивидов, учитывалась встречаемость дискретно-варьирующих признаков. При проведении палеопатологического анализа использовалась методика обследования, разработанная А.П. Бужиловой (1995, 1998). Изучение малочисленной и плохо сохранившейся серии, представленное в данной работе имеет большое значение. Во-первых, не имеется возможности проведения краниологического и остеологического исследования индивидов из кургана Красная Дубрава, поэтому патологический и половозрастной анализ позволят включить антропологические материалы из этого археологического комплекса в научный оборот, а во-вторых, полученные результаты позволят расширить наши представления об особенностях образа жизни населения эпохи поздней бронзы Нижнего Поволжья. Группа из одиночного кургана Красная Дубрава, характеризуется большим количеством захоронений детей до 4-х лет и ранней смертностью взрослых индивидов в молодом возрасте. На зубах из патологий наиболее распространены минерализованные отложения, которые у взрослых иногда достигают грибовидного типа, указывая на отсутствие традиции гигиены ротовой полости. У индивидов исследуемой серии широко распространены маркеры болезней метаболического характера, указывающие на частые периоды голода, которые переживали представители данной выборки. Вероятно, воздействие именно этих факторов приводило к ранней смерти детей и взрослых. Отсутствие травматических повреждений на костных останках населения, захороненного в кургане Красная Дубрава, указывает на мирный образ жизни группы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.