по
Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue № 06/2018
Contents of Issue № 06/2018
Interdisciplinary research
Babintseva E.A. - To the question of history of environmental protection in Germany of the XI-XX centuries pp. 1-6

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26280

Abstract: In the course of this research, the author focuses attention on the combination of historical processes that unfolded in terms of the establishment of modern environmental concept in Germany. The object of the article is the process of formation of the environmental consciousness as an aspect that throughout the centuries affected the fundamental spheres of social life. In the subject review the author refers to the indicated process through the prism of development of environmental protection in Germany. An analysis is conducted of the internal processes, their space and time metamorphoses and correlation with the establishment in the late XX century of the concept of enviromentalization of the German territories – the way to understand the reason of German establishment as one of the leading environmental states that support the paradigm of ecocentrism in Europe and the world. The article applies the inversion and deductive characters of analysis of the historical events since the postwar period and industrialization era until the ancient times of existence of the state (XI-XX centuries). The main conclusion consists in consideration of Germany as a state with an invaluable experience of environmental protection with the centuries-long history, which currently can be implemented in a number of destitute countries in the world. In the second half of the XX century, the country being in the state of severe crisis, in the short period of time took the center stage with regards to environmental indexes, as well as became a benchmark on multiple aspects. Germany must be viewed as a country with rich history of establishment of the ecocentric paradigm in society.
Beliefs, religions, churches
Barinov N.N. - The development of two practices at the Divine Liturgy of the Presanctified Gifts since the first centuries of Christianity until the XIV century (historical-theological analysis) pp. 7-15

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26008

Abstract: This article examines the historical-theological aspects of origination of in Church of the two different practices at the Divine Liturgy of the Presanctified Gifts. Relevance of the topic is substantiated by the occurred at the present time polemics on correspondence of the indicated practice to the apostolic tradition and patristic tradition. An attempt is made to review the historical context alongside the sources of origination of the two practices of preparation of the Presanctified Gifts since the first centuries of Christianity until the XIV century. The analysis is conducted based on the critical examination of the historical-theological studies dedicated to the Divine Liturgy of the Presanctified Gifts. The goal of the article lies in the analysis of historical and theological documents for the indicated timeframe, as well as the historical-theological materials on this topic. A conclusion is made that one of the practices stems from Monophysites and the Latin West, as well as manifests as a continuation of the practice of self-oblation of the laypeople in ancient Church by a single Body of Christ, which is constitutes deviation from the apostolic tradition, justified only during the persecution. The second one, more ancient practice, takes its roots from the undistorted apostolic tradition and ritual of the Eastern Orthodox Churches. The article proves the inconsistency to the apostolic tradition and patristic tradition of religious faith into translation of the wine by dipping the sacramental bread into it.
Social history
Vasil'eva Y.S., Biryukova A.B. - Portrait of a high official of the second half of XVIII – first quarter of XIX century (on the example of I. V. Lopukhin and I. P. Yelagin pp. 16-20

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26328

Abstract: The officialdom has always played a big role in social life of the Russian Empire. Russian bureaucracy greatly affected the political and economic development of the country, and over the recent decades drew attention of the national and foreign historians. The subject of this research is the characteristic personal and behavioral features of the highest officialdom of the Age of Enlightenment. The article attempts to create a composite image of high official of the second half of XVIII – first quarter of XIX century on the example of the prominent representatives of the era Ivan Vladimirovich Lopukhin and Ivan Perfilievich Yelagin. The scientific novelty consists in examination and analysis of the personal qualities and political activity of the distinguished representatives of highest officialdom of the indicated timeframe. The demonstrated example prove that the representative of authority were educated and well-rounded individuals with multiple talents, who diligently carried out their duties and cared about the welfare of the state.
Shebalin D.D. - Holy See in international relations: vision of modern Europe and democracy pp. 21-28

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26380

Abstract: The subject of this research is the foreign policy of the Holy See that experiences transformations in the context of modern international relations. The object of this research is the positions of the Holy See with regards to Europe (particularly European Union) and modern democracy. The author meticulously reviews such aspects of the topic as the Vatican’s representations on the European integration processes, political crisis in the EU, as well as economic and migration problems of the European states. Special attention is given to examination of proposition of the Holy See aimed at reforming the institution of democracy. Methodological base includes the historiographical analysis (historical aspects of policy of the Holy See in Europe), logical methods such as synthesis, induction, deduction of the collected material, as well as comparative-historical method that helps the author in structuring the periodization of transformation of the aforementioned positions of the Holy See. The scientific novelty lies in relevance of the phenomenon that experiences constant transformation in terms of the modern international relations. The main conclusion is defined by the thesis that Europe, which used to be a traditional sphere of influence of the Roman-Catholic Church, is viewed by Vatican from the new perspective. The author highlights that unlike the policy of his predecessors, Pope Francis suggested an alternative solution of the European political crisis, based on respecting of the international law, history and traditional values. The author’s special contribution consists in the thesis that according to Vatican’s opinion, the democracy cannot be achieved only at the political level; first and foremost, it is necessary to formulate the democratic principles at the civic and economic levels.    
History of ethnicities, peoples, nations
Chyrgalan S.Y. - The activity of Oirot Autonomous Oblast in training of domestic personnel for the Tuvan People’s Republic over the period of 1925-1944 pp. 29-40

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26381

Abstract: The subject of this research is the activity of Oirot Autonomous Oblast in training of domestic personnel for the Tuvan People’s Republic (TPR). The goal is to analyze the process of formation of the domestic personnel of TPR in Oirot Autonomous Oblast over the period of 1925-1944. The author meticulously examines such aspects of the topic as qualification criteria for training, questions of financing, specialization, adaptation problems of the Tuvan students. Particular attention is given to the dynamics of formation of the domestic personnel, which is reflected in statistical data contained in the historical documents. Methodological foundation is the methodology of historical science; the use of general scientific principle of historicism allowed giving assessment to the formation of domestic personnel of TPR in the Oirot Autonomous Oblast in relation to the social, economic and political processes unfolded in the territory of Tuva and Altai over the indicated timeframe. The main research method is the historical analysis of archival materials of the second half of XX century. The classification method allowed determining the key vectors in the policy of TPR and Oirot Autonomous Oblast regarding the formation of domestic personnel; statistical method was applied for identification of quantitative changes in the number and structure of educational facilities and graduates. The author comprehensively studied the processes of formation of the staff reserve considering the ethnocultural and ethno-economic factors. In conclusion, the author gives assessment to the activity of Oirot Autonomous Oblast in the area of formation of domestic personnel for the Tuvan People’s Republic; as well as defines the key directions in training of the Tuvan specialists, taking into account the economic and social program of development of TPR and functional assignment of the staff, having underlined the major practical issues in personnel training.
History and Politics
Kozcaz U. - Signing of Ankara Agreement (Anglo-Franco-Turkish Treaty) and its impact upon the Turkish Press pp. 41-48

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26378

Abstract: The subject of this research is the examination of news texts in Turkish newspapers through the prism of the Russia-Turkey relations. The object of this research is the basic Turkish newspapers published following the execution of Ankara Agreement. Particular attention is given to the reception of Turkish newspapers over the period of September 28 through October 29, 1939. The author reviews the materials of the publishers “Cumhuriyet” (the Republic), “Ulus” (the People), “Tan” (the Dawn), “Son Posta” (the Last Message), “Akşam” (the Evening), “İkdam” (the Promotion), and “Vakit” (the Time). The article compares the materials of seven publishers, as well as make conclusions on their similarities and discrepancies. The scientific novelty is substantiated by comparing the materials of the publishers that have not been previously examines in the Russian language literature. A conclusion is made that the indicated timeframe (September 28 – October 29, 1939), from the perspective of the considered in the article publisher, was paramount for the Republic of Turkey in selection of the political course.
History of regions of Russia
Kozlova S.A., Beshentsev A.N. - Transformation processes of the resettlement of Old Believers of the Western Transbaikal Region (Semeiskie) over the period of XX – XXI centuries pp. 49-56

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26372

Abstract: The subject of this research is the transformation processes in resettlements of the Semeiskie Old Believers in the Western Transbaikal Region throughout the XX and XX centuries. The authors examine the population dynamics in the Old Believer settlements of the Western Transbaikal Region. A conducted geographical chart traces the population decline from the rural areas into the district administrative centers. The three time periods are determined: pre-Soviet, Soviet and post-Soviet, marking the historical events that affected the resettlement of the Semeiskie of the indicated region. The authors consider the transformations within the system of resettlement of the Semeiskie, trace the population dynamics among the Old Believers, as well as the development of localities within the limits of the main range of their resettlement. The scientific novelty consists in the fact that this article is first to reveal the discussed topic from the perspective of cartographic analysis. The author observe a high natural population increase in the first half of the XX century, the expansion of Old Believer communities in the poorly inhabited territories. By the end of the XX century, the population sized in the district centers has increased due to the inflow of population from the surrounding rural areas and villages, so the previously inhabited territories have become neglected. At the present time, the demographic development and resettlement of the local Semeiskie communities and Old Believers’ descendants do not differ from the national urbanization trend.
History of law and state
Egorov N.Y. - I. T. Tarasov on the limits of government intervention into the public life in terms of realization of the social function pp. 57-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.25489

Abstract: The subject of this research is the actualized part of theoretical-legal heritage of the prominent Russian lawyer of the late XIX – early XX century Ivan Trofimovich Tarasov (1849-1929); his representations of the specificities of realization of social function of the state; correlation of the police, legal, and social states; concept of the social state; potential government intervention and its limits into the various spheres of public life in solution of the socially important issues; as well as maintenance of the balance between exercising the social function and ensuring the human rights and freedoms. The methods of interpretation of the legal ideas and normative legal acts were used in the course of this work. The contemporary legal science has not yet performed a comprehensive problem-theoretical reconstruction of the theoretical-legal heritage of I. T. Tarasov. Leaning on the achievements of the Western European and Russian police-legal theory, I. T. Tarasov determined the circle of paramount issues that are subjected to solution in terms of establishment of the social state and execution of social functions. I. T. Tarasov was one of the first national police scientists who raised a question about the reasonable limitation of government intervention into the public life, as well as the need for determination of the mechanism of such intervention and its legislative consolidation. Such ideas proposed by I. T. Tarasov were revolutionary for his time.
History and Economics
Pu J. - Contribution of the Soviet specialist into the restoration and development of PRC in the late 1940’s – 1950’s: stages and their main characteristics pp. 66-72

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.25967

Abstract: This article generalizes the data and materials regarding the main characteristic and peculiarities of contribution of the Soviet specialists to China during the second half of 1940’s – a950’s, based on which the author determines the stages in the work of Soviet specialists, as well as the USSR’s aid to China altogether. The overall situation in the field of personnel training in PRC; the stay of the Soviet specialist in China and certain difficulties emerged in the course of their activity are described. The article contains the archival materials collected by the author in the Russian State Archive of Socio-Political History, compilations of the published documents and materials, as well as examines the historiography of the topic. A conclusion is made on the existence of stage-by-stage approach applied by the Soviet specialists in providing aid to China. The first stage (second half of 1940’s) marks the sporadic nature and latent character in the help of Soviet specialists; the second stage (first half of 1950’s) notes a large volume of the invited specialists from USSR and significant coverage of the areas they were involved within; the third stage (second half of 1950’s) the number of the invited specialists is replaced by the quality of their selection and involvement into the solution of high-tech tasks of the China’s industrial sector.
Ethnography and ethnology
Lidzieva I.V. - Foreign social capital: sources of formation and vector of the depletion pp. 73-86

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.25561

Abstract: The subject of this research is the foreign social capital as the means of integrating the nomadic people into the imperial legal, economic, and sociocultural space. Particular attention is given to the formation revenues and expenditures of the financial foundations of the nomadic people from South Russia: Kalmyks, Nogais, and Turkmens. The analysis of documental materials demonstrated that the indicated financial foundations used to have the Kalmyks of Astrakhan Governorate, Stavropol Governorate and Bolshederbetovsky Ulus, as well as the secular capital at the societal level. Methodological bases contains the principles of historicism and objectivism. The author also uses the statistical method that allowed giving a quantitative characteristic to the social capitals of the nomadic people, as well as the reconstructive method thaet rstored the budget mechanism. The scientific novelty lies in the fact that for the first time leaning on the analysis of documental materials, has been reviewed the problem of formation and depletion of the means of foreign social capitals of the nomadic people of South Russia in the context of imperial policy aimed at integration of the regional suburbs in terms of economic modernization in the XIX – early XX centuries.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 06, 2018
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 14-06-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, svk2005@yandex.ru
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2018
Междисциплинарные исследования
Бабинцева Е.А. - К вопросу истории охраны окружающей среды на территории Германии XI-XX вв. c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26280

Аннотация: В ходе данного исследования автор акцентирует внимание на совокупности исторических процессов, протекавших в условиях формирования современной природоохранной концепции в Германии. В качестве объекта выступает вопрос формирования экологического сознания, как аспекта, на протяжение столетий влиявшего на основные сферы жизнедеятельности общества. В предметном рассмотрении автор обращается к данному процессу через призму истории развития охраны окружающей среды в Германии, так как полное осознание становления охраны окружающей среды остается невозможным без изучения природоохранной истории страны. Автором был проведен анализ внутренних процессов, их пространственно-временные метаморфозы и связь со становлением в конце XX в. концепции экологизации немецких территорий – способ понять причину становления Германии в качестве одного из ведущих природоохранных государств, поддерживающих парадигму экоцентризма в Европе и мире. В ходе исследования использован инверсионный и дедуктивный характеры анализа исторических событий от поствоенного периода и эпохи индустриализации до древнейших времен существования государства, XI – XX вв. Основные выводы авторского исследования заключаются в том, что Германия может рассматриваться как государство, имеющее бесценный опыт охраны окружающей среды с многовековой историей, который может быть применен в ряде нуждающихся стран мира сегодня. Во второй половине XX в. страна, находившаяся в состоянии мощного экологического кризиса, за достаточно короткий период времени вышла на передовые позиции по экологическим показателям, а также, во многом стала эталоном. Германия должна рассматриваться и как страна с богатой историей формирования экоцентристской парадигмы в обществе.
Верования, религии, Церкви
Баринов Н.Н. - Развитие двух практик на Литургии Преждеосвященных Даров с первых веков христианства по XIV в. (Историко-богословский анализ) c. 7-15

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26008

Аннотация: В статье рассматриваются историко-богословские аспекты происхождения в Церкви двух разных практик на Литургии Преждеосвященных Даров. Актуальность вопроса обусловлена возникшей в настоящее время полемикой о соответствии данных практик апостольскому преданию и святоотеческой традиции. В работе предпринимается попытка рассмотреть исторический контекст, а также истоки возникновения двух практик приготовления Преждеосвященных Даров с первых веков христианства по XIV век. Анализ осуществляется на основе критического изучения историко-богословских исследований, посвященных Литургии Преждеосвященных Даров. Целью исследования является анализ исторических и богословских документов, начиная с первых веков христианства до XIV в. включительно, касающихся данной темы, а также историко-богословских работ по этому вопросу. В статье делаются выводы, что одна практика берет начало у монофизитов и на латинском западе, а также является продолжением практики самопричащения мирян в древней Церкви одним Телом Христовым, что является отступлением от апостольской традиции, оправданным только в условиях гонений. Вторая же, более древняя практика, берет начало от неискаженного апостольского предания и обычая восточно-православных Церквей. В статье доказывается несоответствие апостольскому преданию и святоотеческой традиции верования в преложение вина погружением в него святого Хлеба.
Социальная история
Васильева Ю.С., Бирюкова А.Б. - Портрет сановника второй половины XVIII – первой четверти XIX вв. (на примере И.В. Лопухина и И.П. Елагина) c. 16-20

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26328

Аннотация: Чиновничество всегда играло большую роль в общественной жизни Российской империи. Русская бюрократия оказывала большое влияние на политическое и экономическое развитие России и в последние десятилетия привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных историков. Предмет данного исследования – характерные черты личности и поведения высшего слоя чиновничества эпохи Просвещения. В данной статье представлена попытка создать собирательный образ сановника второй половины XVIII – первой четверти XIX веков на примере одних из видных представителей того времени – Ивана Владимировича Лопухина и Ивана Перфильевича Елагина. Методология исследования базируется на применении специально-исторических методов: историко-генетического, историко-системного, историко-сравнительного и ретроспективного. Научная новизна работы заключается в изучении и анализе личных черт и политической деятельности ярких представителей высшего слоя чиновничества второй половины XVIII– первой четверти XIX веков. Приведенные примеры доказывают, что представители власти были просвещенными, всесторонне развитыми людьми с множеством талантов, которые честно исполняли свои служебные обязанности и заботились о благе государства.
Шебалин Д.Д. - Святой престол в международных отношениях: видение современной Европы и демократии c. 21-28

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26380

Аннотация: Предметом данного исследования является внешняя политика Святого Престола, претерпевающая изменения в контексте современных международных отношений. Объект исследования – позиции Святого Престола по отношению к Европе (в частности, Европейскому Союзу) и современной демократии. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как представления Ватикана о процессе европейской интеграции, политическом кризисе в ЕС, а также экономической и миграционной проблемах европейских государств. Особое внимание уделяется изучению предложения Святого Престола о реформировании института демократии. Методологическая база исследования включает в себя историографический анализ (исторических аспектов политики Святого Престола в Европе), такие логические методы в науке как анализ и синтез, индукция и дедукция собранного материала, а также специальный метод исторического исследования – сравнительно-исторический. С его помощью автор выстраивает периодизацию трансформации вышеуказанных позиций Святого Престола. Научная новизна статьи заключается в актуальности явления, претерпевающего постоянные изменения в современных международных отношениях. Основными выводами проведенного исследования является тезис о том, что Европа, являвшаяся традиционной сферой влияния Римско-католической церкви, рассматривается Ватиканом в новом ключе. В статье автор приходит к заключению о том, в отличие от политики своих предшественников, Папа Франциск предложил альтернативное решение политического кризиса в Европе, построенное на уважении международного права, истории и традиционных ценностей. Особым вкладом в исследования является тезис автора о том, что, по мнению Ватикана, демократия не может быть достигнута только на политическом уровне, прежде необходимо выработать демократические принципы на гражданском и экономическом уровне.
История этносов, народов, наций
Чыргалан С.Ю. - Деятельность Ойротской автономной области в подготовке национальных кадров для Тувинской Народной Республики в 1925-1944 гг. c. 29-40

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26381

Аннотация: Предметом данного исследования является деятельность Ойротской автономной области в подготовке национальных кадров для Тувинской Народной Республики. Целью исследования является анализ процесса формирования национальных кадров ТНР в Ойротской автономной области в 1925-1944 гг. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как критерии отбора кандидатов на обучение, вопросы финансирования, специализация, проблемы адаптации тувинских студентов. Особое внимание уделяется динамике формирования национальных кадров, отраженных в статистических данных, содержащихся в исторических документах. Методологической основой исследования является методология исторической науки. Использование общенаучного принципа историзма позволило дать оценку формированию национальных кадров ТНР в Ойротской автономной области во взаимосвязи с общественными, экономическими, политическими процессами, протекавшими на территории Тувы и Алтая в рассматриваемый период. Основным методом исследования является метод исторического анализа архивных документов второй половины XX века. При анализе источников метод классификации позволил выявить основные направления в политике ТНР и Ойротской области по формированию национальных кадров. Статистический метод использовался для определения количественных изменений в численности и структуре учебных заведений и выпускников. Метод комплексного изучения позволил изучить процессы формирования кадрового резерва в связи с этнокультурными и этноэкономическими факторами. В выводах автор представила оценку деятельности Ойротской автономной области в формировании национальных кадров для Тувинской Народной Республики, определила основные направления подготовки тувинских специалистов с учетом экономической и социальной программы развития ТНР и функционального назначения кадров,и обозначила основные проблемы в практике подготовки кадров.
История и политика
Козджаз У. - Подписание Анкарского Соглашения (Англо-Франко-Турецкий Договор) и его влияние на Турецкую Прессу c. 41-48

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26378

Аннотация: Предметом исследования является изучение новостных текстов в турецких газетах через призму турецко-российских отношений. В качестве объекта избран комплекс основных турецких газет, опубликованных после подписания Анкарского соглашения. В статье уделяется особое внимание восприятию турецких газет в период с 28 сентября по 29 октября 1939 г. Автор рассматривает материалы изданий "Cumhuriyet (Республика)", "Ulus (Народ)", "Tan (Рассвет)", "Son Posta (Последнее сообщение)", "Akşam (Вечер)", "İkdam (Продвижение)" и "Vakit (Время)". В исследовании опирается на общенаучные методы: анализ, синтез и сравнительный метод. Автор сопоставляет материалы семи изданий делает выводы об их сходстве и различиях. Новизна исследования обусловлена сопоставлением материалов изданий, ранее не в русскоязычной литературе не сравнивавшихся. Автор приходит к выводу о том, что в период с 28 сентября по 29 октября 1939 г. с точки зрения рассмотренных в статье изданий было важнейшим для выбора политической линии Турецкой республики.
История отдельных регионов России
Козлова С.А., Бешенцев А.Н. - Трансформационные процессы в расселении старообрядцев Западного Забайкалья (семейских) в XX и XXI вв. c. 49-56

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.26372

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются трансформационные процессы в расселении семейских старообрядцев в Западном Забайкалье в течение ХХ и в ХХI в. Рассматривается динамика численности населения в старообрядческих населённых пунктах Западного Забайкалья. Выполнена географическая карта, на которой можно проследить убыль населения из сельских поселений в районные административные центры. Выделены три временных периода – досоветский, советский и постсоветский с указанием исторических событий, оказавших влияние на расселение семейских Западного Забайкалья. Использованы картографический, статистический и сравнительно-географический методы исследования. Картографическая оценка поселений выполнена в результате сравнительного анализа ретроспективных и современных картографических материалов в геоинформационной среде. Авторами изучены трансформации в системе расселения семейских в Западном Забайкалье в ХХ и ХХI вв. Прослежена динамика численности старообрядческого населения и развитие населённых пунктов в пределах основного ареала их расселения. Научная новизна заключается в том, что впервые настоящая тема раскрыта с позиций картографического метода. Исследование сочетает использование ретрокарт, архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот, и современных источников. В первой половине ХХ в. наблюдался высокий естественный прирост населения, существовала тенденция к разрастанию старообрядческих поселений на малообжитых территориях. К концу XX в. численность населения в районных центрах выросла за счёт притока населения из окружающих сёл и деревень, а ранее заселённые территории оказались заброшенными и не используются в хозяйстве. В настоящее время демографическое развитие и расселение локальных общин семейских, потомков старообрядцев, не отличаются от общероссийской тенденции урбанизации.
История права и государства
Егоров Н.Ю. - И. Т. Тарасов о пределах государственного вмешательства в общественную жизнь при реализации социальной функции государством c. 57-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.25489

Аннотация: Предметом исследования явилась актуализированная часть теоретико-правового наследия выдающегося российского юриста конца XIX – начала XX в. – Ивана Трофимовича Тарасова (1849–1929); представления И. Т. Тарасова об особенностях реализации социальной функции государства; о соотношении полицейского, правового и социального государств; о сущности социального государства; о возможности вмешательства государства и пределах государственного вмешательства в различные сферы общественной жизни при решении социально значимых вопросов, а также о соблюдении баланса между выполнением социальной функции и обеспечением прав и свобод человека. Методологическую основу исследования составили общенаучные (исторический, системный, функциональный) и специальные (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой) методы правовых исследований. Использовались методы интерпретации правовых идей и толкования нормативных правовых актов. В современной юридической науке еще не осуществлена комплексная проблемно-теоретическая реконструкция теоретико-правового наследия И. Т. Тарасова. Опираясь на достижения западноевропейской и российской полицейско-правовой теории, И. Т. Тарасов определил круг важнейших проблем, подлежащих решению при формировании социального государства и выполнении социальных функций государства. И. Т. Тарасов одним из первых отечественных полицеистов поставил вопрос о разумном ограничении государственного вмешательства в жизнь общества, о необходимости определения механизма такого вмешательства и законодательного его закрепления. Особое значение И. Т. Тарасов придавал вопросам, касающимся реализации социальной функции правовым государством. Идеи И. Т. Тарасова об ограничении государственного вмешательства в общественную жизнь путем создания его законодательной основы являлись революционными его времени.
История и экономика
Пу Ц. - Вклад советских специалистов в восстановление и развитие КНР во второй половине 1940-х и в 1950-е годы: этапы и их основные характеристики c. 66-72

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.25967

Аннотация: В статье обобщаются данные и материалы относительно основных характеристик и особенностей вклада советских специалистов в Китае во второй половине 1940-х и 1950-е годы, на базе которых выделяются этапы как непосредственно в работе советских специалистов, так и в помощи СССР Китаю в целом. Также описывается общая ситуация в области подготовки кадров в КНР. Характеризуются условия пребывания советских специалистов в Китае. Дается описание некоторых сложностей и проблем, возникавших в работе советских специалистов в Китае. В исследовании включены как архивные материалы, собранные автором в РГАСПИ, сборники опубликованных документов и материалов, а также изучена историография проблемы. На основе проведенного исследования делается вывод о наличии этапности в оказании Китаю помощи советскими специалистами. На первом этапе (вторая половина 1940-х годов) наблюдается эпизодичность и скрытый характер помощи советских специалистов; второму этапу (первой половина 1950-х годов) характерен большой объем приглашенных специалистов из СССР и значительный охват областей, в которых они задействованы; на третьем этапе (вторая половина 1950-х годов) количество приглашенных специалистов сменяется качеством их отбора и вовлечения в решение высокотехнологичных задач китайской промышленности.
Этнография и этнология
Лиджиева И.В. - Инородческий общественный капитал: источники формирования и направления расходования c. 73-86

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.6.25561

Аннотация: Предметом исследования является инородческий общественный капитал как средство интегрирования кочевых народов в общеимперское правовое, экономическое и социокультурное пространство. Особое внимание уделяется проблеме формирования доходной части и расходным статьям финансовых фондов кочевых народов Юга России: калмыков, ногайцев и туркмен. Анализ документальных материалов показал, что указанные финансовые фонды имели калмыки Астраханской губернии, в Ставропольской губернии калмыки Большедербетовского улуса и Магометанский общественный капитал – ногайцы и туркмены, а также мирские капиталы на уровне обществ. Методологической основой исследования являются принципы историзма и объективизма. В качестве методов исследования использованы: статистический, позволивший дать количественную характеристику общественных капиталов кочевых народов и реконструктивный – восстановить бюджетный механизм. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на основе анализа документальных материалов, рассмотрена проблема формирования и расходования средств инородческих общественных капиталов кочевых народов Юга России в контексте имперской политики, направленной на интеграцию региональных окраин в условиях модернизации экономики в XIX - начале XX вв.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"