по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 03, 2024
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 07-04-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2024
Натурфилософия
Самарин А.С. - Экспериментальный метод Г. Галилея в контексте становления понятия субъекта в философии Нового времени c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8728.2024.3.69885

EDN: JRUTRY

Аннотация: Понимание субъекта является предметом постоянного интереса в современной философии. Обращение к субъекту позволяет углублять понимание природы его активности, а также созидательного и преобразовательного отношения человека к миру. Возникновение концепции субъекта происходит в Новое время, связано с развитием научного метода. Вместе с разрешением стоящих перед гносеологией Нового времени вопросов возникает субъект-объектное отношение как специфический способ решения задачи интенсивного развития натурфилософии и математических дисциплин. В исследовании показывается взаимосвязь между методом мысленного эксперимента в концепции Г. Галилея и развитием понимания субъекта в Новое время, а также его изменением в современной философии (XX-XXI вв.). Через рассмотрение характерных особенностей и конкретных примеров приложения метода мысленного эксперимента в исследовании демонстрируется степень влияния Г. Галилея на развитие науки и философии Нового времени. Посредством использования компаративного и аналитического метода демонстрируется взаимосвязь мысленного эксперимента Г. Галилея, понимания субъекта в философии и способов осуществления научной деятельности. Содержание понятия "субъекта" расширяется с помощью использования феноменологического метода, позволяющего уточнить границы активности субъекта и соотношение субъекта и объекта в Новое время и в современной философии. Новизна исследования заключается в постановке вопроса о взаимосвязи мысленного эксперимента Г. Галилея и методов современных экспериментальных наук. Понимание субъекта как одной из базовых категорий философии уточняется посредством анализа способов работы с субъект-объектным отношением, которые были предложены в философии Нового времени. В частности, способ работы Г. Галилея с субъект-объектным отношением предполагает учет разрыва между субъектом и объектом как особого пространства, заполняя которое посредством мысленного эксперимента, исследователь создает модель опыта, релевантную объекту исследования и доступную к совместному использованию с другими исследователями впоследствии. Создание Г. Галилеем модели опыта в процессе мысленного эксперимента обосновывается как одна из базовых методик получения нового знания в естественнонаучных дисциплинах в современной науке.
Новая научная парадигма
Розин В.М. - Возможно ли преодоление парадоксов современной концептуализации Вселенной? c. 14-29

DOI:
10.25136/2409-8728.2024.3.69708

EDN: OQGBDZ

Аннотация: В статье осмысляется естественнонаучный подход к истолкованию Вселенной. При этом автор опирается на материал исследований Вселенной и галактик, проведенных отечественным философом Вадимом Казютинским, который показывает, что естественнонаучные исследования Вселенной парадоксальны и больше напоминают гуманитарный дискурс. Оценка этих исследований Ханны Арендт не менее парадоксальная, она утверждает, что естественнонаучный подход привел к тому, что Вселенная недоступна на практике и даже немыслима. В свою очередь автор утверждает, что космология должна быть отнесена к научной дисциплине гуманитарного типа, что не исключает наличие в ней различных физических и других естественнонаучных дисциплин. Объект космологии (аналогично объектам биологии, культурологии, социологии) не может быть описан в одной научной дисциплине, он является многоуровневым, причем на каждом уровне действуют свои закономерности, которые должны быть описаны разными космологическими теориями.  Реализуя эту методологию, автор предлагает схему трех последовательных земных Вселенных ‒ «космической» (физической), «витальной» (биологической) и «социальной». В рамках последней появился человек и сложилась культура. Каждая следующая земная Вселенная включала в себя предыдущую, как свою составляющую или субстрат. Предлагается другое понимание Вселенной, основанных на следующих положениях: человек должен заново установиться в своем понимании Вселенной, признать ее присутствие (обусловленность) в своих действиях; согласиться с тем, что развитие социальной Вселенной приобрело катастрофический характер; начать продумывать сложившуюся социальность, чтобы понять, что нужно изменить. По мнению автора Вселенная напоминает матрешку, включающую космическую, физическую, биологическую, социальную и ноосферную Вселенные (последняя только начинает складываться). При этом в социальной Вселенной идут два разнонаправленных процесса: один работает на человека и культуру, другой процесс в силу разноприродной направленности, имеющей место во всех Вселенных, по сути, действует против человека и культуры. Двумя важными особенностями ноосферной Вселенной должны будут выступать установка на спасение и реальные изменения, направленные на реализацию этой установки.
Философия познания
Кузьмин В.Г. - К вопросу о существовании абстракций c. 30-43

DOI:
10.25136/2409-8728.2024.3.44090

EDN: BDJFEW

Аннотация: Исследуется данность абстракции. Она предусматривает бытие её релятивных состояний (данность экстенсиональная или интенсиональная). Анализируются некоторые виды абстракции, в частности, абстракция отождествления, изолирующая и др. Показано, что первая дана интенсионально, а вторая – экстенсионально. Делается вывод о том, что абстрагирование и идеализация – это две стороны одного процесса. Используется интервальная методология и феноменологический подход (в интерпретации А. Мейнонга). Отмечается, что для каждого «размера» интервала абстракции – а их всего три: «ситуация», «со-бытие» (совокупность предметно связанных ситуаций) и «универсум» – имеют место свои виды абстракций. В частности, абстракция конструктивизации дана в ситуации, а изолирующая – в со-бытии. В заключении делается вывод о том, что вопрос о существовании абстракций сам по себе некорректен. Существование объектов (конкретных или абстрактных) – это всего лишь один из многих модусов бытия объектов. Для абстрактных объектов характерен более слабый модус, чем для реально существующих. Существование, как одно из состояний данности, в модусной интерпретации само собой элиминируется. Уместнее говорить о бытии каких-либо объектов в ситуации (в со-бытии, в универсуме) с каким-то модусом для «Я» и/или для Другого (Других). Таким образом, абстрактные объекты бытийствуют в данности точно также как и любые другие, в том числе реально существующие.
Грибков А.А. - Творчество как имплементация представления о целостности мира c. 44-53

DOI:
10.25136/2409-8728.2024.3.70034

EDN: ATWDXF

Аннотация: Статья посвящена исследованию областей реализации творческой деятельности, обоснованию возможности творчества как процесса созидания качественно новых ценностей, механизмов творчества, главным из которых является интуиция. Одним из ключевых вопросов, от ответа на который зависит возможность объяснения творчества, является выбор детерминистического или иррационального представления мира. Если исходить из представления об иррациональности мироздания, то никакого объяснения интуиции нет и не предполагается. Если мир детерминирован, то возможно объяснение механизма интуиции. Согласно этому объяснению в основе интуиции лежит использование изоморфизма, проявляющегося в виде возможности использования для познания принципа подобия. Автор делает аргументированный выбор в пользу детерминистического представления мира, в рамках которого интуиция, а, значит, и творчество, получают адекватное объяснение.   В основу методологии исследования в данной статье положено представление о творчестве как процессе, проявляющемся в виде интуиции, посредством которого разумом достигаются области миропонимания, недоступные рассудку, основанному на репродуктивном мышлении.  В результате проведенных исследований автором установлена ключевая роль интуиции в творчестве. Интуиция, в свою очередь, является следствием изоморфизма форм и законов в различных предметных областях, на разных уровнях мироздания. Обобщение использования изоморфизма на практике имеет вид принципа подобия или аналогий. Способность человека к интуиции является результатом его мультисистемной интеграции во множество систем: физический и биологический мир, социальную и культурную среду, систему профессиональных знаний и отношений и т.д. В каждой их этих систем человек черпает шаблоны форм и отношений элементов внутри целого, законы и свойства, а затем транслирует эти шаблоны, законы и свойства между системами. Представление целостности мира является императивом (требованием к форме и содержанию) творчества. С другой стороны, творчество является незаменимым инструментом созидания целостного представления мира. В силу определяющих его внутренних механизмов, все то ценное, что рождает творчество, становится частью целостного мира. Можно констатировать, что в процессе творчества имплементируется (воспроизводится и используется в качестве инструмента) представление о его целостности.
Духовно-нравственные искания
Зыкин А.В., Арефьев М.А., Давыденкова А.Г. - Православное старообрядчество в синтезе культур Забайкальского региона (к истории Духовных миссий Забайкалья) c. 54-69

DOI:
10.25136/2409-8728.2024.3.43670

EDN: AKJKDA

Аннотация: Настоящая работа направлена на изучение роли духовных миссий в культурной жизни Забайкалья на примере Даурской Духовной миссии, которая была создана Российской Православной Церковью с целью распространения православия и русской культуры среди коренного населения Даурской земли и соседних областей Восточной Сибири. Отмечается, что в целом, Даурская Духовная миссия превратилась в важнейший инструмент РПЦ в распространении православной веры ХVII-XVIII веков в Сибири. Она позволила приобщить к христианству многие народы Восточной Сибири, сохраняя толерантный подход и уникальность местных культурных традиций, что способствовало развитию как торговли, так и промышленности этого региона. В ходе интенсивного развития экономики этой части Российского государства Даурская Духовная миссия сыграла свою роль в качестве духовного и экономического коннектора. Отдельно отмечается взаимодействие миссии с Северным буддизмом (ламаизмом) и желание привлечения буддистов к христианству. Однако из-за опасений по поводу негативного влияния на международные отношения с Китаем это направление работы не было продолжено. Помимо языческого и буддийского влияния на этнокультуру Восточной Сибири отмечается влияние старообрядцев. Забайкальское старообрядчество является важным духовным опытом русской православной культуры в Восточной Сибири и имеет многовековую историю. Отдельно рассматриваются семейские старообрядцы как разновидность старообрядчества в Забайкалье, которые были поселены на этой территории в XVIII веке, что вызвано не полным представлением об их жизни и бытовом укладе. Указывается, что смешение культурных элементов, включая смешанные браки, привело к формированию уникальной культуры и быта семейских, которые продолжают сохранять свою индивидуальность и стойко держатся в современном мире.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.