|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философская мысль"
> Содержание № 05, 2019
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 18-07-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 05, 2019
Побережный И.А. - Интуиция в математике: от интуитивизма А. Пуанкаре к интуиционизму Л. Брауэра и Г. Вейля |
|
c. 1-6
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2019.5.30076
Аннотация: В статье на основе работ А. Пуанкаре, Г. Вейля, А. Гейтинга и В.Ф. Асмуса и др. показана связь идей интуитивизма А. Пуанкаре с идеями интуиционизма Л. Брауэра и Г. Вейля. Предмет исследования – роль интуиции в формировании оснований математической науки. Автор рассматривает состояние математической науки на рубеже XIX – XX веков, кризис оснований математики. Первым направлением философии математики, пытающимся преодолеть этот кризис, был логицизм Рассела – попытка формирования математики на логической основе с исключением интуитивных элементов. А. Пуанкаре, подвергая это направление критике, разрабатывает учение о приоритете интеллектуальной интуиции в формировании математики. Методология исследования включает в себя методы: междисциплинарный, системного анализа, рациональной реконструкции, компаративистский, соотношение исторического и логического. В статье показана эвристическая ценность его идей как для развития науки, так и для понимания природы научного творчества. Далее описаны основные идеи математического интуиционизма. Показана их связь с идеями А. Пуанкаре о приоритете интеллектуальной интуиции. В свою очередь, идеи интуиционистов, выражая настроения гуманистически мыслящих ученых, стали плодотворной почвой для разработки онтологических и гносеологических оснований математики.
Савинцев В.И. - Время и пространство в метафизике С.Н. Трубецкого |
|
c. 7-14
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2019.5.30211
Аннотация: Предметом исследования является анализ понятий "время" и "пространство" в конкретном идеализме С. Н. Трубецкого. Объект исследования - русская религиозная философия XIX-XX веков. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как происхождение темпоральной концепции С.Н. Трубецкого на фоне немецкого идеализма, английского эмпиризма, позитивизма и волюнтаризма; содержательные новации, введенные русским философом в понимание этих понятий, а также вопрос обоснованности их применения при реализации гносеологического принципа "универсальной соотносительности сущего". В исследовании был задействован традиционный комплекс методов: философской реконструкции, системно-структурного анализа, герменевтический и компаративистский методы. Основные выводы проведенного исследования: время и пространство у С.Н. Трубецкого имеют реально-идеальную природу проявления, что отличает подход С.Н. Трубецкого как от кантовского, так и соловьевского. Будучи формами чувственности, они, с одной стороны, "реально" обуславливают мировое единства, а с другой, - "идеально" представляют сознанию вещи в их различии. Основной вклад автора в исследование заключается в системном анализе диалектического подхода С. Н. Трубецкого в осмылении пространства и времени. Ранее подобных специализированных исследований конкретного идеализма С. Н. Трубецкого не проводилось.
Безлепкин Н.И. - Историческая диалектика Л.П.Карсавина |
|
c. 15-24
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2019.5.30118
Аннотация: Предметом исследования является историческая диалектика Л.П.Карсавина, которая получила своё обоснование и приложение к решению теоретико-методологических проблем в его работе «Философия истории». Рассматриваются основные метафизические принципы – всеединства и триединства, на основе которых философом обосновываются онтологические и эпистемологические основания исторической диалектики. В статье утверждается, что философско-историческая концепция Карсавина отражала характерное для европейской и отечественной мысли внимание к субъекту познания, когда в поле зрения исследователей находилось не только изучение взаимодействия человеческой индивидуальности с окружающим миром, но и то, каким образом это взаимодействие осуществляется в познании, в деятельности, в социальном бытии человека. Посредством применения интеркультурной методологии, философии полилога, а также метода реактуализации философско-исторического наследия Л.П.Карсавина, выявлены отличия исторической диалектики Карсавина от рационалистической диалектики Гегеля, излагаются возражения русского философа против использования причинного объяснения в истории, засилия в ней «механистически-атомистических теорий». Реактуализация исторической диалектики Карсавина позволяет раскрыть сложную диалектику субъекта истории, остающуюся актуальной и в настоящее время. Основными выводами проведенного исследования являются положения о значительном вкладе учёного в становление неклассической парадигмы развития исторической науки, её близости к европейским концепциям исторического познания Б.Кроче, В.Дильтея, французской школы «Анналов». Новизна исследования заключается в обосновании вклада Карсавина в разработку принципиально новой методологии научного познания исторического процесса, поднятии философию истории до статуса теоретической науки, придании ей творчески-прогностического характера.
Коптелова Т.И. - Феномен неустойчивости существования современного человека в парадигме органической философии: понимание и преодоление |
|
c. 25-36
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2019.5.30028
Аннотация: Предметом исследования является проблема неустойчивости существования современного человека, которая рассматривается в парадигме органической философии, преодолевающей противоречия, возникающие в механистическом и диалектическом понимании человека, природы и техники. Органическая философия позволяет реконструировать различные интеллектуальные традиции в понимании неустойчивости человеческого существования как утраты способности адаптации к меняющимся природным и культурным условиям. Восстановление устойчивых духовных ценностей и понимание смысла человеческого существования необходимо для жизни будущих поколений. Решение проблемы смысловой, нравственной и природной неустойчивости в существовании современного человека требует интеграции достижений различных наук, единство человеческого разума, воображения и переживания (органического сочетания различных форм познания: науки, искусства и религии). Достаточно широкой возможностью и опытом интеграции знаний обладает органическая философия. Рассмотрение феномена неустойчивости существования современного человека осуществляется с использованием методологии органической философии, а также при помощи различных видов анализа (типологического и сравнительного), с привлечением метода синтеза и историко-философской реконструкции. При этом методология органической философии способствует интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, математических методов анализа и традиций интеллектуальной деятельности, сложившихся в искусстве и религии. Научная новизна исследования — рассмотрение проблемы неустойчивости человеческого существования с точки зрения органической философии. При этом парадигма органической философии позволяет преодолевать противоречия между материальным и духовным компонентами природы и техники, помогает соединять статический язык классической науки с динамическим языком искусства, интегрирует религиозную христианскую традицию с интеллектуальными достижениями материалистического взгляда на мир.
Вязинкин А.Ю. - Феномен «русского нигилизма» в идейном наследии А. И. Герцена |
|
c. 37-48
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2019.5.30228
Аннотация: Предметом исследования является проблема «русского нигилизма», разработанная в философском творчестве русского мыслителя А. И. Герцена. Помещенный в более широкий контекст революционно-демократической мысли и философии народничества, феномен «русского нигилизма» требует глубокого генеалогического анализа. Результаты этого историко-философского анализа свидетельствуют о том, что феномен имеет не столько социально-философскую значимость, сколько философско-антропологическую, поскольку его ядром является представление о типе «нигилиста». Вопрос о генеалогии нигилистического типа вызвал заочную полемику между Д. И. Писаревым и Герценом, которая стала одним из ключевых источников интерпретаций «русского нигилизма» как общественного и духовно-культурного явления русской цивилизации. Методология исследования включает в себя следующие методы: междисциплинарный, системного анализа, компаративистский, соотношение исторического и логического. Новизна исследования состоит в рассмотрении мировоззрения русского мыслителя через призму его эстетического толкования нигилизма. Русский нигилизм рассматривается как полигенетический феномен отечественной культуры, а сам Герцен как один из идейных предшественников вдохновителей «русского нигилизма». Герцен соединил основную проблему русской философии – освобождение человека – с идеей крайнего индивидуализма (суверенной личности) и либертинажа. Исходя из ряда аналитических тезисов, сформулированных в статье, мировоззрение Герцена конца 1840-х – начала 1850-х гг. характеризуется как «эстетический нигилизм».
|
|