ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философия и культура"
> Рубрика "In memoriam"
Чеснов Я.В. - Философия ремесла о народе и интеллигенции |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.1.13543
Аннотация: В духовной жизни сизигии (парности) выявлены К.Г. Юнгом. Они выражены также простыми вещами витальной культуры. Вещи дуальны: антропоморфны и конструктивны. В их генезисе функциональная часть содержит конструкцию, не всегда соотнесенную с телом человек. Такая парность-сизигия вызвана мышлением в силу объектности человека. Это показывают суждения Простеца, изготовителя ложек и горшков, у Николая Кузанского. Простец-ремесленник доказывает Оратору-книжнику философскую значимость своего жизненного опыта. Оратор с ним соглашается. Ситуации этого ремесленника соответствует структуре мифа о сотворении человека Богом, а с другой стороны, устройству пещеры Платона. Неожиданным образом те же структуры демонстрируют навыки русских плотников, этнографически изученные. Эти странные факты понятны только с точки зрения однородных посылок методологического мышления. Выводы состоят в следующем. 1) Философия ремесла имеет корни в когнитивной и деятельностной практике человечества 2) Объектность человека стоит в центре ремесленной деятельности 3) Объектные отношения создают антропоценозные сообщества людей (аномия). 4) Антропоценозы порождают когнитивные творческие сизигии и сизигию народа и интеллигенции.
Чеснов Я.В. - Философия ремесла о народе и интеллигенции |
|
c. 135-147
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.1.66118
Аннотация: В духовной жизни сизигии (парности) выявлены К.Г. Юнгом. Они выражены также простыми вещами витальной культуры. Вещи дуальны: антропоморфны и конструктивны. В их генезисе функциональная часть содержит конструкцию, не всегда соотнесенную с телом человек. Такая парность-сизигия вызвана мышлением в силу объектности человека. Это показывают суждения Простеца, изготовителя ложек и горшков, у Николая Кузанского. Простец-ремесленник доказывает Оратору-книжнику философскую значимость своего жизненного опыта. Оратор с ним соглашается. Ситуации этого ремесленника соответствует структуре мифа о сотворении человека Богом, а с другой стороны, устройству пещеры Платона. Неожиданным образом те же структуры демонстрируют навыки русских плотников, этнографически изученные. Эти странные факты понятны только с точки зрения однородных посылок методологического мышления. Выводы состоят в следующем. 1) Философия ремесла имеет корни в когнитивной и деятельностной практике человечества 2) Объектность человека стоит в центре ремесленной деятельности 3) Объектные отношения создают антропоценозные сообщества людей (аномия). 4) Антропоценозы порождают когнитивные творческие сизигии и сизигию народа и интеллигенции.
|