по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 05, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 14-08-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2021
Социальная философия
Аникин Д.А., Иванова Д.Д. - Зритель как субъект постсекулярной эпохи: теоретико-методологические основания c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.5.36211

Аннотация: Целью исследования является рассмотрение феномена зрителя, в ходе которого предполагается дать его определение в рамках постсекулярной эпохи. В статье выделяются две характеристики: исходя из условий пребывания человека и его мироощущения, дается определение в рамках герменевтического подхода, выявляются черты зрителя через постсекулярность, а также уточняется его связь с таким процессом как социализация. Особенность предмета исследования заключается в том, что постсекулярное общество меняет требования, предъявляемые к зрителю, поскольку добавляет своеобразную религиозную призму к происходящему на экране, что заставляет задаваться вопросом о специфике этой призмы. В качестве научной новизны можно выделить рассмотрение феномена зрителя в социально-философском контексте, анализ зрителя в постсекулярную эпоху. В результате доказано, что зритель постсекулярной эпохи находится в столкновении религиозного и нерелигиозного мировоззрения, что приводит к формированию нестабильной системы ценностных ориентаций. В тексте статьи обосновывается, что специфика постсекулярной ситуации заключается в провоцировании внутреннего конфликта зрителя, при котором его оценка кинематографических сюжетов может основываться как на соблюдении определенных морально-этических требований, так и на сохранении принципа развлекательности и интересности. Разрешение этого конфликта оказывается возможно в случае создания специфического кинематографического продукта, имеющего квази-религиозное содержание, но заключенного в развлекательную оболочку.
Актуальный вопрос
Серов Ю.Э. - Симфоническое творчество Б. Тищенко и мировая музыкальная культура c. 10-17

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.5.36162

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В симфоническом творчестве Тищенко естественно уживаются самые разные образы и идеи, жанры и формы. В статье рассматриваются различные стилевые и языковые влияния на его творчество, выявляются истоки его яркого, оригинального и свежего художественного мышления. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма 1960-х годов. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции. Основным выводом статьи становится мысль о том, что Б. Тищенко — один из немногих в своем поколении остался верен жанру большой, «чистой» симфонии, явился наследником симфонической линии своего гениального учителя Д. Шостаковича. Новизна исследования заключается в том, что автор доказывает тезис о том, что симфонизм Тищенко — явление очень цельное, глубоко содержательное и подлинно современное. Тищенко с удовольствием окунался в новые возможности композиторских техник: отдал дань додекафонии, алеаторике, сонористике, пуантилизму, но не остался верен им до конца, все время «уточняя» свой музыкальный язык, вводя новое постольку, поскольку оно необходимо ему для создания художественного образа.
Связь времен
Бахарева М.Д. - Концепция «эстетического воспитания» Ф. Шиллера: философская система в исторической перспективе c. 18-27

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.5.36154

Аннотация: В статье проведен анализ основных положений концепции «эстетического воспитания» Ф. Шиллера, не потерявших своей актуальности для решения кризисных вопросов современной эпохи. Предметом исследования в данной работе является концепция «эстетического воспитания», изложенная в «Письмах об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера. Целью данной работы является актуальный анализ концепции «эстетического воспитания» для лучшего понимания путей развития немецкой философии, а также оценки философского и социально-политического значения идей мыслителя в современную эпоху. Для выполнения поставленной цели был проведен подробный анализ «Писем об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера и выделены основные черты концепции «эстетического воспитания», определены ее основные противоречия. Новизна исследования заключается в современном анализе концепции «эстетического воспитания» и оценке ее значения для развития философии и общества. Центральной концепцией эстетической теории становится концепция побуждения к игре, уравновешивающего чувственное побуждение и побуждение к форме, что обеспечивает как способность восприятия при самых разнообразных контактах человека с миром, так и рациональную независимость от восприятия. Эстетическая свобода, с одной стороны, определяется как состояние гармонии между чувственными инстинктами и законами разума; с другой стороны, это свобода, которая возникает из чувства возвышенного, относящегося к
 категории чистого духа и раскрывающего абсолютную моральную силу за пределами чувств. Эстетический путь создания «композиции мира», по мнению современных философов, лежит в сфере трансцендентального. 
Достоинством эстетической концепции Шиллера является расширение ее границ от сферы искусства до социально-политической сферы. Кроме интеллектуального и нравственного пути, Шиллер предлагает для развития человека третий путь – эстетический. В идее «эстетического воспитания» Шиллера можно увидеть коммуникативную, формирующую общество силу искусства, способного служить пониманию природы современной политики в целом.
Актуальный вопрос
Ветлужская Л.Л. - Природа Будды и концепция Срединного пути в учении школы китайского буддизма Саньлунь c. 28-34

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.5.36209

Аннотация: В статье рассматривается философская система школы китайского буддизма Саньлунь, а также преемственность традиции индийской школы Мадхъямики (одной из двух школ Махаяны наряду с Йогачарой) в Китае. Учение Саньлунь базируется на доктринах шуньявады и провозглашении принципа срединности. Основоположник школы Саньлунь в Китае патриарх Цзи Цзан не только развил концепцию двух истин, но, развивая эту теорию, выдвинул теории трёх и четырех видов двух истин. Объектом исследования выступает сотериологическая концепция срединного пути через призму природы Будды, что представляет особенность философской системы Саньлунь в контексте китайского буддизма. Саньлунь представляет собой китайский вариант школы Мадхъямики индийского буддизма. В истории становления направления Махаяны – Мадхьямики – в Китае крайне важным было решение проблемы переводов текстов с санскрита на китайский язык, ключевую роль в этом процессе сыграл великий переводчик Кумараджива. Именно он перевел сочинения, ставшие основными для этой школы и тем самым была создана теоретическая база, на которой китайскими последователями развивалось учение Мадхъямики. Рассмотрены основополагающие философские концепции Саньлунь: учение о двух истинах и концепция «Восьми не». В статье проанализировано понятие природы Будды в учении Саньлунь в качестве квинтэссенции понимания теории и практики спасения в учении школы, это положение как раз демонстрирует внесение Саньлунь нового понимания Мадхъямики, и определяет степень научной новизны. Установлено, что через концепцию природы Будды в Саньлунь уравнивается целый ряд фундаментальных понятий, а именно срединный путь, дхармакая, нирвана и т.д., что ставит постижение природы Будды в один ряд с достижением высшей сотериологической цели буддизма. В представленной работе автор использовал системный и комплексный подходы, структурно-аналитический, контекстуальный и сравнительно-исторический методы исследования.
Духовно-нравственные искания
Суслов А.В., Гусев Д.А., Потатуров В.А. - Метафизическая ассиметрия, или Пари Паскаля в контексте полемики между материализмом и идеализмом как системами жизненной навигации человека (историко-философский и общетеоретический аспекты) c. 35-60

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.5.36075

Аннотация: Объектом исследования является многовековое противостояние материализма и идеализма как двух принципиальных решений «основного вопроса философии» и их мировоззренческих спутников, образующих две противоположные друг другу системы жизненной навигации человека. Предметом исследования является знаменитое пари Б. Паскаля, рассматриваемое в контексте полемики между материализмом и идеализмом. Целью исследования является выяснение эвристического потенциала и методологической роли пари Паскаля в решении «основного вопроса философии» – при рациональном выборе определенной мировоззренческой позиции и системы жизненной ориентации. Одной из задач исследования является рассмотрение возможной критики пари Паскаля со стороны материалистических и атеистических представлений о мире и человеке. Новизна проведенного исследования заключается в обосновании постоянной актуальности «основного вопроса философии» в контексте смысложизненных поисков человека и компаративистском анализе противостоящих мировоззренческих систем, образуемых двумя главными его решениями – материализмом и идеализмом. Также характеризуется новизной предлагаемое авторами рассмотрение пари Б. Паскаля в контексте мировоззренческой полемики между материалистической и идеалистической системами понимания и выстраивания человеческого бытия. Один из основных выводов заключается в утверждении о формальной эвристической равноценности и кажущейся альтернативности противоположных мировоззренческих установок – материалистической и атеистической, с одной стороны, и идеалистической и теистической, с другой стороны; но, в то же время – об их колоссальной содержательной неравнозначности и метафизической ассиметричности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.