по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 08, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 01-09-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2020
Актуальный вопрос
Беденко В.Н. - Кинокомедия как современное воплощение смеховой культуры c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.8.33452

Аннотация: Объектом исследования в статье выступает комедийный кинематограф. Предметом исследования в данной статье выступает комедийный кинематограф как проявление смеховой культуры в текущие дни. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как смеховая культура и история ее осмысления в гуманитарном знании, исторические проявления смеховой культуры в разные эпохи. Особое внимание уделяется идеи о том, что в современном искусстве ее значимым воплощением является кинокомедия. Далее анализируется комедия как жанр кинематографа. После этого дается обоснование воздействия кинокомедии на общество через механизмы действия на сознания кинематографа как аудиовизуального искусства. Основными выводами проведенного исследования являются выделенные функции кинокомедии как проявления смеховой культуры в современном мире, суждение о том, что комедийный кинематограф, как и проявления смеховой культуры более ранних исторических эпох, формирует особый антикультурный мир, показывающий изнанку окружающего мира и в первую очередь, социума. Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение комедийного жанра кинематографа в рамках концепции смеховой культуры, что позволило высветить новые грани данного феномена и обосновать его значение в духовной жизни современного общества. Новизна заключается в применении концептуальных рамок понятия смеховой культуры к анализу кинокомедии, в ходе чего интересующий автора феномен рассматривается с универсально-мировоззренческих позиций.
Философия познания
Стригин М.Б. - Онтология метафоры: путь от апофатики к катафатике в когнитивном пути к Богу c. 11-28

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.8.33569

Аннотация: В данной работе литературно-эстетическое понимание метафоры как поэтического приема выразительности обоснованно заменяется на гносеологическое понимание метафоры как инструмента расширения семантических возможностей восприятия. Онтологическое измерение метафоры реконструируется в согласии с концепцией «лености» природы. Природа многократно воспроизводит в различных областях уже приобретенное ранее в некоторой области феноменального, тогда как появление человека распространило такое воспроизводство в область ноуменального. Многократность такого воспроизведения приобретенного свидетельствует о фрактальности бытия. Метафора превращает линейную эволюцию семантики в сложный нелинейный процесс путем топологических преобразований. Она оказывается наиболее продуктивна при катафатической операции «сложения». В отличии от апофатики, метафора не просто выводит на новый уровень познания, но структурирует все эти уровни в соответствии с фрактальной природой бытия. Таким образом, метафора является главным средством превращения фрактальности в гносеологический инструмент в области ноуменального. Если аналитические суждения дробят идею, увеличивая энтропию семантики, то метафорические высказывания уменьшают её, фокусируя мысль и синтезируя новые семантические паттерны. Подобная фокусировка уплотняет, фрактализует семантику, что должно привести, в конечном итоге, к семантическому взрыву и, по всей видимости, приблизит человека к Богу.
Сидорова Т.А. - Методологические аспекты регулирования нейроисследований и нейротехнологий в нейроэтике c. 29-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.8.33712

Аннотация: Статья посвящена методологическим вопросам в этическом регулировании нейроисследований. В последние годы в рамках нейро-тренда в современной технонауке возникла нейроэтика, регулятивные возможности которой еще не раскрыты. Науки, изучающие мозг и поведение человека, ориентируются на существующие институты этического регулирования, не учитывающие сложность и специфичность возникающих угроз и рисков. Рассмотрены обстоятельства формирования этики исследований и грани пересечения с нейроэтикой. Этика исследований представлена как часть биоэтики, в которой осуществляется не только оценка возможного ущерба для испытуемых, но и социальные и антропологические последствия развития наук и технологий. Выделено «узкое» понимание этики исследований как системы правил в рамках конкретных дисциплин и в качестве практики клинических исследований (КИ). На примере исторически сложившегося этического регулирования КИ и формирующихся на наших глазах правил редактирования генома человека и искусственного интеллекта показаны противоречия и тенденции отдельных систем регулирования, которые нужно учитывать в предупреждении рисков в нейроисследованиях и в прогнозировании социальных импликаций распространения нейротехнологий. Этическая экспертиза стала частью сложной системы международного контроля клинических исследований, в результате в них утрачивается оценочная составляющая, направленная на защиту субъектов испытаний. Указаны две особенности, которые формируют специфичные для нейроисследований виды вреда: нацеленность на технологическую реализацию и уязвимость ментальной сферы как предмета исследований. Сделан вывод о непродуктивности применения калькуляции польза/вред в этической оценке нейроисследований. В нейроэтике необходимо, опираясь на опыт биоэтики, вырабатывать свои системы правил, которые станут институтами нейроэтического регулирования. Для предупреждения формализации этического контроля важно развивать широкую социогуманитарную оценку новых достижений в нейронауках и нейроэтическое образования для ученых.
Социальная философия
Авакян-Форер А.Г. - Философия экономики Древней Греции c. 46-52

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.8.33038

Аннотация: Представленная статья ставит цель рассмотреть философию экономики в Древней Греции. Философская мысль классиков античной философии поднимает ценностные и морально-нравственные проблемы в сфере экономики и пытается решить их. Предметом исследования является отношение к экономическим благам античного человека и общества. Цель исследования состоит в раскрытии экономических идей Ксенафонта, Сократа, Платона и Аристотеля. В современных философских исследованиях очень мало место выделяют исследованиям философии экономики. Но это не очень справедливо, ведь дисциплина «Философия экономики» направлена в первую очередь на выяснение сущности философских проблем экономики, обоснование необходимости научного познания, как экономических отношений, так и лежащих в их основе социально-экономических законов.   Ключевые слова: античная экономика, экономия, философия экономики, экономические идеи Платона, экономическое учение Аристотеля, ойкономикос, хрематистика, «Домострой», домашнее хозяйство, домоводство, экономика как искусство. Новизна заключается в том, что в статье дается реферативный обзор философских концепций, отражающих экономические идеи в древнегреческой философии классического периода. В предпосылках экономических идей в системе философского знания обоснованы и раскрыты два тезиса: неотделимость экономического знания от этики и политики и отношение к домоводству как к искусству. Экономические учения можно найти у многих античных мыслителей, как Древнего Востока, так и Древней Греции и Рима. Однако во многих учебниках принято не включать древнюю экономическую мысль в общий курс. Нам представляется, что основы экономики были заложены именно в эту эпоху, и перечеркнуть этот факт невозможно. Философское осмысление мировоззренческих и научных основ, знаний об экономике, системы хозяйствования в целом, всего, что имеет отношение к экономике, ее места в мире природы, общества и человеческой культуры. Поэтому очень важно ее изучение в вузах.
Религии и религиозное возрождение
Богачев А.М., Блинкова А.О., Прилуцкий А.М., Шурухт С.М., Гайдуков А.В. - Религиозные, этические и бытовые категории в бессознательной области психической реальности современной российской молодежи: попытка сравнительного анализа c. 53-67

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.8.33359

Аннотация: В работе приводятся результаты предварительного мультидисциплинароного исследования особенностей реакции молодёжи на различные дескрипторы. Посредством семиотического, глубинно-психологического, религиоведческого и математического анализа собранных ассоциативных цепочек производится сравнение реакций представителей молодёжи на религиозные и этические термины с бытовыми лексемами, выявляется чувствительность к этим терминам, склонность к их логическому и чувственно-эмоциональному восприятию. В частности, на основе методики семантических множителей выявляются сильные и слабые дескрипторы анализируемого семиозиса. С помощью полученных данных делаются интерпретации, позволяющие выявить тенденции, определяющие ряд структурных и психодинамических характеристик психической реальности современной российской молодежи. Авторами исследования сделаны следующие выводы: 1. Чувствительность (и соответствующая информированность) к религиозным дескрипторам была продемонстрирована менее чем половиной респондентов, а пятая часть всей выборки терминов оказалась респондентам неизвестной; 2. При этом при анализе этических ассоциативных цепочек нами на уровне интерпретации зафиксировано существование у респондентов такого явления как «неопределенная религиозность», что может говорить о существовании в их психической реальности определенного духовного поиска, который, как минимум, на данный момент, не соответствует форме известных респонденту религиозных традиций; 3. Полученные нами данные, с одной стороны, соответствуют классический «пирамиде Маслоу» [4], хотя, с другой стороны, возможный духовный поиск респондентов и, одновременно, скудный характер «бытовых» ассоциаций может свидетельствовать в пользу доминирования «этически-духовной» парадигмы в психической реальности респондентов (что сочетается, в том числе, и с поздними исследованиями Маслоу в области «бытийственных потребностей» и «пиковых переживаний» [5]); 4. Вышесказанное означает, что при взаимодействии (в том числе дидактическом и воспитательном) с современной молодежью ключевым «мостиком» к ней является пространство этических ценностей, которые могут быть связаны и со скрытым духовным поиском.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.