по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 03, 2018
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 21-03-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2018
Судьбы и контуры цивилизаций
Бейшенова А.Т. - О концепциях О. Шпенглера и А. Тойнби о «закате Запада» c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.3.25569

Аннотация: Одними из первых значительных футуристических концепций, касающиеся дальнейшей судьбы западноевропейской цивилизации и ее взаимоотношений с другими культурами и цивилизациями и возникшие еще в начале XX века, являются известные концепции О. Шпенглера и А. Тойнби, которые были изложены ими в фундаментальных философски-теоретических трудах «Закат Европы» и «Постижение истории». Несмотря на теоретическую глубину и высокую степень оригинальности этих трудов, многие положения в них носят до сих пор дискуссионный характер. Характер современного взаимоотношения между Западом и Востоком во многих отношениях определяется процессом глобализации, который в соответствии с самой логикой развития человеческого вида ведет к созданию единой мировой хозяйственной и финансовой системы, что, однако, в силу ряда причин усиливает ранее существовавшие и порождает новые трудноразрешимые противоречия, часть из которых имеет цивилизационные корни или во всяком случае цивилизационную специфику. В данной связи возникли различные концепции, некоторые из которых имеют футуристический характер, или, другими словами, они выстраивают и обосновывают будущую картину мира, причем как в ближайшей обозримой исторической перспективе, так и относительно отдаленной. Подавляющее большинство современных народов испытывает в настоящее время значительные культурные трансформации, которые затрагивают его основы и в будущем будут только усиливаться, что, несомненно, требует научно-теоретического их осмысления и оценки.Данная статья является попыткой осмыслить исторические трансформации Запада, взяв на вооружение взгляды О. Шпенглера и А. Тойнби.
Сознательное и бессонательное
Львов Д.В. - Понятие «архетип» в русскоязычных научных публикациях за 2015-16 годы c. 8-16

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.3.24562

Аннотация: Обсуждается использование понятия "архетип" в русскоязычных научных публикациях за 2015-16 годы. Выделены рубрики публикаций, в названии которых присутствует понятие «архетип». Приведена таблица с указанием количества публикаций по рубрикам. Далее произведен последовательный анализ применения понятия «архетип» в каждой рубрике. Выделены практики осмысления данного понятия в рассмотренных исследовательских областях. Делается вывод об удобстве применения понятия "архетип" в исследованиях феноменов, лежащих на границе сознательного и бессознательного аспектов бытия человека. Применен качественно-количественный анализ документов. В качестве единиц анализа были выбраны публикации, отображающиеся в системе поиска сайта научной электронной библиотеки elibrary.ru. Основными результатами представленного исследования являются предложенная таблица с отражением частотности употребления понятия "архетип" в различных областях научных исследований, а также краткая общая характеристика соответствующих практик применения данного понятия. Показано, что основная масса публикаций, содержащих в названии понятие "архетип" приходится на исследования текстов и других культурных феноменов. Также предложены пять основных практик употребления понятия "архетип".
История идей и учений
Чирков А.А. - Теория модернизации в российской исторической науке c. 17-33

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.3.24609

Аннотация: Объектом исследования является теория модернизации в контексте российской истории. На основе исторических, философских, социологических, политологических исследованиях будет проведен анализ развития концепции «модернизации». Автор рассматривает историософское значение теории модернизации. Особое внимание уделяется философско-историческим взглядам современных российских ученых относительно теории модернизации. В статье рассматриваются некоторые аспекты воззрений исследователей на философию истории, взаимоотношение народа и государственной власти, развития экономики, политики и нравственности, роль личности в историческом процессе. Исследование основывается на использовании комплекса традиционных историко-философских методов, а также герменевтического метода и сравнительно-исторического анализа. Новизна исследования заключается в том, что в статье впервые обращается особое внимание на влияние крестьянства на процесс модернизации страны. Основные выводы исследования. Исследователям XIX – начала ХХ вв. приписывается терминология теории модернизации. Процесс оформления концепции происходил в середине ХХ в. В то же время теория модернизации до сих пор находится в стадии развития и совершенствования, что подтверждает принцип историзма.В ходе рассмотрения модернизации в российском историческом процессе наблюдается явление перманентной модернизации. Модернизация в России проходила с реформ Петра I – до сталинских преобразований. Основным фактором замедления модернизации в России было отсутствие необходимых преобразований в деревне.
Социальная философия
Грицков Ю.В., Феньвеш Т.А., Забелина Е.Ю. - Проблема совершенства и бессмертия в философии русского космизма c. 34-41

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.3.24592

Аннотация: Предметом философского исследования является проблема конечности существования человека в рамках философии русского космизма. В статье затрагивается тема совершенства человека как важнейший фактор достижения бессмертия. В статье рассматриваются две модели понимания смерти и бессмертия в рамках философии русского космизма в разрезе осмысления феномена совершенства. Религиозно-философская и естественнонаучная модели сосуществуют в русском космизме и делят самих космистов на два лагеря, однако, ни одна из моделей не раскрывает в полной мере возможность реального решения поставленных русским космизмом задач. Методология русского космизма подразумевает необходимость всеединого познания мира, изучение предметов и явлений в процессе их развития и эволюции, что приводит к возможности синтеза двух различных моделей понимания феноменов смерти и бессмертия. Основными выводами данной статьи являются как минимум два важных момента: философия русского космизма при допущении достижения человеком бессмертия не рассматривает его вне понятия совершенства, а скорее бессмертие рассматривается как следствие достижения человеком совершенства. В зависимости от модели существуют различия в представлениях о совершенстве человека, но, исходя из самой методологии русского космизма, невозможно рассматривать вещь или явление вне его связи с другими вещами, космосом и его эволюцией. Таким образом, путь к решению поставленных русским космизмом задач лежит в синтезе двух моделей, то есть в синтезе религиозно-философского и естественнонаучного подхода к проблеме смерти, бессмертия и совершенства человека.
Национальный характер и менталитет
Скачёва Н.В. - Фразеология как культурный код к познанию успешной межкультурной коммуникации с деловыми партнерами из Германии c. 42-48

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.3.25640

Аннотация: Предметом исследования являются аксиологические фразеологизмы как репрезентанты ценностных содержаний немецкой культуры. Понятие аксиологические фразеологизмы появилось совсем недавно. Словари и научные работы не дают определение понятия аксиологический фразеологизм. В нашем исследовании аксиологический фразеологизмы напрямую связан с определением ценностный. Ценностный как точки зрения временного пространства - актуальности использования, так и с позиции понятия ценности как народных ценностей. Ценностные содержания, в свою очередь, отражают смысл и значение ценности немецкого народа. В нашем исследовании мы использовали семиотический подход в исследовании ценностных содержаний через призму аксиологических фразеологизмов. Фразеологизмы, как тексты культуры, кодируют информацию о ценностях народа. Методом опроса – беседа, мы выявили базовые ценности немецкого народа. Ценностные содержания немецкой культуры закодированные в аксиологических фразеологизмах рассказывают нам о смыслах и значениях актуальных ценностей народа. Исследуя ценностные содержания через призму аксиологических фразеологизмов немецкого языка, мы исследуем язык и культуру немецкого народа. В настоящее время актуальность обусловлена непростыми отношениями между Россией и Германией. Поэтому для того, чтобы сохранить деловые отношения между нашими странами, бизнесмены должны изучать культуру и язык делового партнёра. Другие земли, другие законы (andere Länder - andere Sitten) гласит немецкая поговорка. Знание смыслов и ценностных содержаний немецкой культуры может предотвратить непонимание и конфликты в межкультурной коммуникации с немецкими партнерами.
Эстетика
Володина А.В. - Эстетика Жиля Делёза: к имманентистской философии искусства c. 49-63

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.3.24571

Аннотация: В данной статье предпринята попытка комплексного осмысления понятий и методов эстетической теории Ж. Делёза, представленных в таких работах, как "Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения", "Что такое философия?", "Кино" и ряде других. Предметом рассмотрения являются концептуальные основания эстетики Делёза, ранее недостаточно освещённые в исследовательской литературе. Делезианская философия трансцендентального эмпиризма предлагает оригинальный теоретический подход к исследованию искусства, эстетического опыта и ощущения, и автор статьи развёрнуто излагает его перспективность и новаторство. Согласно этому подходу искусство не рассматривается в свете его особого онтологического или аксиологического статуса; напротив, центральным становится исследование его функции - как производства особого режима пространства, места появления смысла. Своеобразие делезианской эстетики раскрывается через понятие ощущения, которое выступает основой критики концепции произведения и традиционной субъект-объектной схемы в применении к искусству. Ощущение трактуется как сложный составной конструкт, включающий в себя как пространство эстетического, так и внехудожественную материальность и специфический тип воспринимающей субъективности. Это позволяет расширить и переосмыслить понятие эстетического восприятия, а также разработать новые продуктивные методы рассуждения о нефигуративном и современном искусстве.
Философия культуры
Рахимова М.В. - Телесериал "Однажды в сказке" как инструмент формирования эстетосферы постмодерна средствами популора c. 64-71

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.3.25472

Аннотация: В статье предлагается характеристика популярной культуры США и популора как форм культуры, а также анализируется телесериал «Однажды в сказке» как один из инструментов формирования новых культурных кодов в рамках эстетосферы постмодерна. Автор обращает внимание на специфику популора, тесно связанного с культурой повседневности и традиционной культурой. Кроме того, автор делает акцент на таких средствах культуры постмодерна, как парадоксальность мышления, альтернативность и свобода эстетической интерпретации традиционных смыслов. Основными методами являются аналитический, компаративистский и эстетико-культурный методы. Помимо этого, статья опирается на авторский перевод англоязычных источников, посвященных исследованию феномена "популор". Новизна данной работы заключается в исследовании автором феномена "популор", достаточно известного в западной научной традиции, в анализе данного феномена в его современном эстетико-культурном развитии и прочтении, а также влиянии "популора" на становление эстетосферы постмодерна. Автор обращает внимание на конвергенцию массовой американской, повседневной и фольк - культуры на примерах телевизионных шоу типа "Однажды в сказке" и мультфильмов типа "Шрек".
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.