Статья 'Метафизика культа и культура «homo numinosum»' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Метафизика культа и культура «homo numinosum»

Спектор Давид Михайлович

кандидат архитектуры

доцент, Московский архитектурно-строительный институт

109451, Россия, г. Москва, ул. 3-я Кабельная, 1

Spektor David Mikhailovich

PhD in Architecture

Docent, the department of Architecture, Moscow State University of Architecture and Civil Engineering

109451 Russia, Moscow, 3-ya Kabelnaya 1

daspektor@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.4.11074

Дата направления статьи в редакцию:

10-05-2015


Дата публикации:

29-05-2015


Аннотация: «Человечность» не сходит с небес со святым Духом, но рождена реальными животными (предками человека), ведомыми инстинктами, и обозначена, с одной стороны, необходимостью освобождения от тотального доминирования рефлекторных реакций, с другой, освобождения и возможностью, предопределенной их фенотипическим арсеналом. Таковы реальные условия рождения культуры в исторически обусловленной ее форме – культа. Вовлечение в культовое действие и преобразует предка человека в существо, одним из атрибутов которого выступает сознание, прежде всего изменяя его чувственность. Реконструкция исходных форм культа основывалась на последовательном соотнесении форм ритуальных практик с генезисом чувственности, отделяющим человека от животного как существо, прежде всего иначе воспринимающее мир, иначе чувствующее. Культ в форме как новое качество переживания (мотивов, ценностей, высших эмоций) задает прерогативы отношений над материальными связями (тем обуславливая собственную «виртуальность»), и обязан этой своей особенности оборонительному инстинкту, человека ориентировавшему на ценности общности (прерогативу общего выживания), и лишенному устоявшихся механизмов реализации, вынужденно опираемому на общность реакций и отношения общности.


Ключевые слова:

Культ, Культура, Аффекты, Эмоции, Numinosum, Архаическое мышление, Магия, Сакральное, Бессознательное, homo sentiens

Abstract: "Humanity" doesn't descend from heavens with the Holy Spirit but comes through real animals (ancestors of the mankind) led by instincts. Humanity developed as a result of the need to release from total domination of reflex reactions, on the one hand, and opportunities predetermined by their phenotype, on the other hand. These were the real conditions of creation of the first historical form of culture – the cult. Involvement in cult actions transformed our ancestor into human, consciousness being one of his attributes.  Reconstruction of the initial forms of cult is based on successive comparison of ritual practices with the sensuality genesis separating human from animal as a being with a completely different perception of the world and feelings. As a new form of experience, cult (of motives, values, and derived emotions) sets priorities for the relations above material communications (thus creating its own "virtuality") and is a result of the defensive instinct when man began to focus on community values (as the way to general survival) and was deprived of established mechanisms of behavior, and therefore had to be based on common reactions and community relations. 


Keywords:

cult, culture, affects, emotions, Numinosum, archaic thinking, magic, sacral, the unconscious, homo sentiens

Библиография
1. Антропологические матрицы ХХ века. Л.С. Выготский – П.А. Флоренский. Несостоявшийся диалог. – М.: Прогресс-Традиция, 2007.
2. Бородай Ю. М. От фантазии к реальности. – М.; 1995.
3. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал. СПб.; 2009.
4. Годелье М. Загадка дара. – М.; 2007.
5. Головнёв А. В. Антропология движения (древности северной Евразии). – Екатеринбург.; 2009.
6. Кассирер Э. Философия символических форм. Т.2. Мифологическое мышление. – М.; 2001.
7. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М.; 1994.
8. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М.; 1988.
9. Малиновский Б. Магия, наука, религия. – М. 1996.
10. Маретт Р. Формула табу-мана как минимум определения религии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М., 1998.
11. Материалисты Древней Греции. – М.; 1955.
12. Першиц, А. И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979.
13. Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество. – М.; 1989.
14. Сарингулян. К. С. Культура и регуляция деятельности. – Ереван, 1986.
15. Сарингулян К. С. О регулятивных аспектах культурной традиции // СЭ. 1981. № 2.
16. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. – Москва.; 1966.
17. Спектор Д.М. Власть времени. – М.; 2009.
18. Спектор Д.М. Исторические корни драматической поэтики. // NB: Филологические исследования. — 2013.-№ 4.-С.100-135.
19. Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.; 1990.
20. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. – М.; 1989.
21. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М.; 2006.
22. Цивьян Т. В. К семантике пространственных и временных показателей в фольклоре // Сб. статей по вторичным моделирующим системам. – Тарту.; 1973.
23. Фреска Э., Кюльсар С. Социальные связи в модуляции физиологии ритуального транса // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. – М.; 2001.
24. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. – М.; 1999.
25. Юнг К. Г. Эон. Исследование о символике самости. – М.; 2009.
26. Bourguignon Е. Psychological anthropology. – N.Y.; 1979.
27. Durkheim E. The Elementary Forms of Religious Life. – L., 1915.
28. Firth R. Essays on social organization and values. London, 1964.
29. Reimann R. Der Schamane sieht eine Hexe – der Ethnologe sieht nichts. Frankfurt/ Main., 1998.
30. Weidkuhn P. Aggressivität und Normativität//Anthropos. 1968—1969. Vol. 63/64. Fasz. 3-4.
31. Копцева Н.П. Современные культурные практики сохранения этнической идентичности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Республике Бурятия // NB: Культуры и искусства.-2014.-1.-C. 17-30. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.1.10989. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_10989.html
32. Беляев В.А. Кризис интеркультуры и «столкновение цивилизаций» // NB: Философские исследования.-2013.-8.-C. 117-146. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.8.662. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_662.html.
33. Шажинбатын А.. Этноантропологическая концепция Ж.-Ж. Руссо. // Философия и культура.-2014.-№ 1.-C. 123-131. DOI: .10.7256/1999-2793.2014.1.10103.
34. Тхор В.В.. Британская мусульманская идентичность в условиях мультикультурализма. // Философия и культура.-2014.-№ 1.-C. 89-98. DOI: .10.7256/1999-2793.2014.1.9815.
35. Гуревич П.С.. Первообразы культуры. // Филология: научные исследования.-2013.-№ 4.-C. 335-343. DOI: .10.7256/2305-6177.2013.4.10480.
36. Киященко Н.И.. Нулевая идентичность. // Философия и культура.-2013.-№ 12.-C. 1747-1756. DOI: .10.7256/1999-2793.2013.12.10317.
References
1. Antropologicheskie matritsy KhKh veka. L.S. Vygotskii – P.A. Florenskii. Nesostoyavshiisya dialog. – M.: Progress-Traditsiya, 2007.
2. Borodai Yu. M. Ot fantazii k real'nosti. – M.; 1995.
3. Vul'f K. K genezisu sotsial'nogo. Mimezis, performativnost', ritual. SPb.; 2009.
4. Godel'e M. Zagadka dara. – M.; 2007.
5. Golovnev A. V. Antropologiya dvizheniya (drevnosti severnoi Evrazii). – Ekaterinburg.; 2009.
6. Kassirer E. Filosofiya simvolicheskikh form. T.2. Mifologicheskoe myshlenie. – M.; 2001.
7. Levi-Bryul' L. Sverkh''estestvennoe v pervobytnom myshlenii. – M.; 1994.
8. Lorents K. Oborotnaya storona zerkala. – M.; 1988.
9. Malinovskii B. Magiya, nauka, religiya. – M. 1996.
10. Marett R. Formula tabu-mana kak minimum opredeleniya religii // Mistika. Religiya. Nauka. Klassiki mirovogo religiovedeniya. M., 1998.
11. Materialisty Drevnei Gretsii. – M.; 1955.
12. Pershits, A. I. Problemy normativnoi etnografii // Issledovaniya po obshchei etnografii. M., 1979.
13. Rouz F. Aborigeny Avstralii. Traditsionnoe obshchestvo. – M.; 1989.
14. Saringulyan. K. S. Kul'tura i regulyatsiya deyatel'nosti. – Erevan, 1986.
15. Saringulyan K. S. O regulyativnykh aspektakh kul'turnoi traditsii // SE. 1981. № 2.
16. Semenov Yu. I. Kak vozniklo chelovechestvo. – Moskva.; 1966.
17. Spektor D.M. Vlast' vremeni. – M.; 2009.
18. Spektor D.M. Istoricheskie korni dramaticheskoi poetiki. // NB: Filologicheskie issledovaniya. — 2013.-№ 4.-S.100-135.
19. Tokarev S. A. Rannie formy religii. – M.; 1990.
20. Teilor E.B. Pervobytnaya kul'tura. – M.; 1989.
21. Frezer Dzh. Zolotaya vetv'. – M.; 2006.
22. Tsiv'yan T. V. K semantike prostranstvennykh i vremennykh pokazatelei v fol'klore // Sb. statei po vtorichnym modeliruyushchim sistemam. – Tartu.; 1973.
23. Freska E., Kyul'sar S. Sotsial'nye svyazi v modulyatsii fiziologii ritual'nogo transa // Lichnost', kul'tura, etnos: sovremennaya psikhologicheskaya antropologiya. – M.; 2001.
24. Eliade M. Ocherki sravnitel'nogo religiovedeniya. – M.; 1999.
25. Yung K. G. Eon. Issledovanie o simvolike samosti. – M.; 2009.
26. Bourguignon E. Psychological anthropology. – N.Y.; 1979.
27. Durkheim E. The Elementary Forms of Religious Life. – L., 1915.
28. Firth R. Essays on social organization and values. London, 1964.
29. Reimann R. Der Schamane sieht eine Hexe – der Ethnologe sieht nichts. Frankfurt/ Main., 1998.
30. Weidkuhn P. Aggressivität und Normativität//Anthropos. 1968—1969. Vol. 63/64. Fasz. 3-4.
31. Koptseva N.P. Sovremennye kul'turnye praktiki sokhraneniya etnicheskoi identichnosti korennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka v Respublike Buryatiya // NB: Kul'tury i iskusstva.-2014.-1.-C. 17-30. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.1.10989. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_10989.html
32. Belyaev V.A. Krizis interkul'tury i «stolknovenie tsivilizatsii» // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-8.-C. 117-146. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.8.662. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_662.html.
33. Shazhinbatyn A.. Etnoantropologicheskaya kontseptsiya Zh.-Zh. Russo. // Filosofiya i kul'tura.-2014.-№ 1.-C. 123-131. DOI: .10.7256/1999-2793.2014.1.10103.
34. Tkhor V.V.. Britanskaya musul'manskaya identichnost' v usloviyakh mul'tikul'turalizma. // Filosofiya i kul'tura.-2014.-№ 1.-C. 89-98. DOI: .10.7256/1999-2793.2014.1.9815.
35. Gurevich P.S.. Pervoobrazy kul'tury. // Filologiya: nauchnye issledovaniya.-2013.-№ 4.-C. 335-343. DOI: .10.7256/2305-6177.2013.4.10480.
36. Kiyashchenko N.I.. Nulevaya identichnost'. // Filosofiya i kul'tura.-2013.-№ 12.-C. 1747-1756. DOI: .10.7256/1999-2793.2013.12.10317.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.