Статья 'Структура и функции сказочного медианарратива социальной сети Instagram (на примере мотивирующего контента)' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

Структура и функции сказочного медианарратива социальной сети Instagram (на примере мотивирующего контента)

Павлов Дмитрий Николаевич

аспирант, кафедра журналистики, медиакоммуникаций и рекламы, Московский университет имени А. С. Грибоедова

111024, Россия, Центральный федеральный округ, г. Москва, ул. Ш. Энтузиастов, 21

Pavlov Dmitrii Nikolaevich

Postgraduate Student, Department of Journalism, Media Communications and Advertising, A. S. Griboyedov Moscow University

111024, Russia, Central Federal District, Moscow, Sh. Enthusiastov str., 21

dima2011211@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8698.2023.11.69086

EDN:

MDSPLY

Дата направления статьи в редакцию:

18-11-2023


Дата публикации:

25-11-2023


Аннотация: Поставленная авторами исследовательская задача основывается на попытке провести анализ феномена медианарратива в структурно-функциональном аспекте. Избранный материал включает в себя публикации запрещенной в РФ социальной сети для продвижения фотографий Instagram(принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена). Для исследования авторами были выбраны три тематически-репрезентативных аккаунта (суммарное количество подписчиков 600 тысяч) и пять материалов, содержащих в себе информацию об историях успеха различных знаменитостей. Предметная сторона проведенного анализа включает в себя нарративные функции (мотивы), которые можно обнаружить в данных публикациях. Актуальность данной работы заключается в манипуляционной силе вышеобозначенных материалов и их способности приводить личность в активное мотивированное состояние. Отмечается, что такие материалы могут нести психолого-террапевтическую функцию для зрителя. Методологической основой является нарративная теория В.Я. Проппа, которая предполагает декомпозицию материала на инвариантные составные блоки, необходимые для построения медиасюжета. Научная новизна исследования заключается в необходимости присутствия в медиапространстве такого контента. Так как авторы исследования предоставляют универсальный набор обязательных нарративных матриц, блогеры, во-первых, получают возможность сэкономить время при создании публикаций, во-вторых, они получают возможность приводить аудиторию в активное мотивированное состояние посредством истории успеха известной личности. Среди наиболее важных выводов авторы отмечают исключительную популярность нарративных мотивов отправки, борьбы, трансфигурации, победы и воцарения (свадьбы). Именно они заключают в себе главные элементы повествования. Аналогичным образом авторы отмечают, что различия в создании материалов (видеоролики, тексты, иллюстративный материал) не влияют на заинтересованность зрителей и не исключают вышеобозначенные сказочные мотивы. Следовательно, из-за того, что такие материалы имеют высокую популярность, авторы утверждают, что они несут важную социальную функцию.


Ключевые слова:

нарратив, сказка, медиа, контент, публикация, мотивация, манипуляция, медианарратив, мотивирующий контент, инвариант

Abstract: The research task set by the authors is based on an attempt to analyze the phenomenon of the media narrative in a structural and functional aspect. The selected material includes publications of a social network banned in the Russian Federation for promoting Instagram photos. For the study, the authors selected three thematically representative accounts (the total number of subscribers is 600 thousand) and five materials containing information about the success stories of various celebrities. The subject side of the analysis includes narrative functions (motives) that can be found in these publications. The relevance of this work lies in the manipulative power of the above-mentioned materials and their ability to bring a person into an active motivated state. It is noted that such materials can carry a psychological and terrapeutic function for the viewer. The methodological basis is the narrative theory of V.Y. Propp, which assumes the decomposition of the material into invariant composite blocks necessary for the construction of a media story. The scientific novelty of the research lies in the need for the presence of such content in the media space. Since the authors of the study provide a universal set of mandatory narrative matrices, bloggers, firstly, get the opportunity to save time when creating publications, and secondly, they get the opportunity to bring the audience into an active motivated state through the success story of a famous personality. Among the most important conclusions, the authors note the exceptional popularity of the narrative motives of departure, struggle, transfiguration, victory and accession (wedding). They contain the main elements of the narrative. Similarly, the authors note that differences in the creation of materials (videos, texts, illustrative material) do not affect the interest of viewers and do not exclude the above-mentioned fairy-tale motives. Consequently, due to the fact that such materials are highly popular, the authors claim that they have an important social function.


Keywords:

narrative, fairytale, media, content, publication, motivation, manipulation, medianarrative, motivation content, invariant

Совокупность правильно выстроенных медиасюжетов в социальных сетях является важным фактором при выстраивании коммуникации между нарратором и зрителем [1]. Правильно подобранные функции при создании публикации могут выступать в качестве средства социального влияния. Блогер, взаимодействуя с собранными материалами, создает медианарратив, конструирующий общественное или личное мнение. В данном случае не является исключением и мотивирующий контент (МК), необходимый для появления краткосрочного желания к изменению модели поведения у личности.

Объектом данного исследования выступает медианарратив, который способен менять социальное мнение и модель поведения зрителя в критичные моменты жизни. Мы выдвигаем гипотезу, связанную с тем, что мотивирующий контент сети Instagram (запрещенная социальная сеть в РФ) имеет композицию, основанную на известных сказочных мотивах. Предполагается, что объект исследования реанимирует повествовательные архетипы волшебной сказки. Автор публикации использует их из-за относительной простоты [2, с 135]. Блогер, делая упор на необходимый мотив, способен привести зрителя в активное изменчивое состояние. Отсюда мы полагаем, что главной функциональной особенностью такого рода контента является выполнение психолого-терапевтической функции.

Методологическая основа включает в себя теорию В.Я. Проппа. В «Морфологии волшебной сказки» [3, с. 18] автор обозначает мотивы, составляющие сказочное повествование в единую синтагматическую структуру.

Перечислим их: отлучка, запрет, нарушение запрета, разведка антагониста, выдача сведений, подвох, пособничество, вредительство (недостача), посредничество, начинающееся противодействие, отправка, первая функция дарителя, реакция героя на действия будущего дарителя, получение волшебного средства, перемещение в иное царство, борьба, клеймение, победа, ликвидация беды или недостачи, возвращение, погоня, спасение, неузнанное прибытие, необоснованные притязания, трудная задача, решение, узнавание, обличение, трансфигурация, наказание, свадьба, воцарение [4, с. 98].

При помощи декомпозиции повествования у нас появляется возможность обнаружить вышеобозначенные функции в нарративной структуре объектов нашего исследования. При этом ключевыми сказочными мотивами являются «борьба», «отправка», победа» и «воцарение» [5, с. 101], с которыми зритель отождествляет собственный опыт.

Предметом исследования стали 5 материалов социальной сети Instagram. Следует обратить внимание на различия в подачи информации. Некоторые публикации носят текстовый характер, некоторые иллюстративный, а некоторые являются исключительно видеороликами [6, с. 180]. Однако внешние отличия публикаций не исключают необходимых для исследования сходств в нарративной среде. Их репрезентативность обусловлена большим количеством просмотров, отметок «нравится» и эмоциональным откликом у читателя, что можно увидеть по количеству и содержанию комментариев.

Обратимся к анализу материала.

Первый аккаунт, раскрывающий специфику мотивирующего контента, называется tres_mamas_notes [7] «Женщина. Любовь. История». Алена Рейес и Екатерина Раевская – авторы данного блога. Девушки рассказывают истории из жизни известных женщин, проводят прямые эфиры для поддержания психологического здоровья, помогают справляться с кризисными ситуациями в сфере отношений.

Первый видеоролик, который мы взяли для исследования, связан с историей Натальи Водяновой. Отметим, что данный материал может привлечь внимание зрителя своей композицией. Он содержит не только текстовую подпись (историю главной героини), но и видеоролик из интервью девушки [8].

Рассмотрим материал с точки зрения сказочных нарративных мотивов:

- Начало истории открывает цитата «Когда я стала успешной моделью, я понимала, что за мной остались миллионы людей», - сообщает Наталья, имея ввиду, что ее история мотивирует. Именно здесь мы можем заметить функцию «обличения», которая предполагает ознакомление зрителя с историей главной героини.

- Видеоролик с интервью, сопровождающий текст, дополняет историю. «Я была бедной девочкой, которая продавала фрукты на улице. Это правда. Делала все, чтобы выжить». Интересно, что практически всегда блогеры делают упор на стартовые возможности главного героя в социуме [9, с. 54]. В данном отрывке можно выделить мотив «недостача», который раскрывает нелегкую судьбу главной героини, злой рок.

- «Когда девушке было 16 лет, ее зачислили в местное модельное агентство, а меньше, чем через полгода, красавица уже отправилась в Париж». Функция «отправка», которая предполагает начало сюжетных активных действий.

- «Потом ко мне кто-то подошел и сказал, что, может, я захочу отправиться в Париж? Это было шоком для маленькой девочки из глубинки России». «Первая функция дарителя», «перемещение в иное царство», где героиня получает предложение, принимает его. С этого момента девушка начинает работать гораздо больше для достижения цели.

- «Она экономила буквально на всем: покупала самую дешевую и не очень полезную еду, ходила пешком, чтобы не тратиться на метро. Все ради того, чтобы отправить домой немного денег». «Реакция героя на действия будущего дарителя», «борьба» - героиня выдерживает предложенное ей испытание. Важным является то, что после пройденного испытания жизнь героя начинает меняться в лучшую сторону.

- «На красоту молодой девушки обратили внимание влиятельные дизайнеры Том Форд и Кельвин Кляйн, моментально сделав Наталью своей музой», - говорится в истории. Здесь автор использует инварианты «Получение волшебного средства», «спасение» и «победа». Девушка становится известной моделью, начинает работать с известными дизайнерами, все ее труды в испытаниях вознаграждены.

- «В 19 девушка вышла замуж и вскоре стала мамой» - инвариант «свадьба».

- «Материнство не помешало ее карьере, а наоборот сделало ее внешность более фактурной» - «трансфигурация». Девушка проходит через обряд инициации несколько раз в жизни, с каждым разом она становится все успешнее.

- «Сейчас Наталье 41 год. Она изредка появляется на подиуме в качестве модели, сосредоточив внимание на детях и благотворительности». Наталья становится героиней данной истории, что отражает инвариант «воцарение». Она помогает теперь не только близким (как в начале истории), но и нуждающимся.

Следующая публикация также повторяет все структурно-нарративные принципы мотивирующего контента. Данная история связана с Соней Харальдсен, девушкой из небольшого города [10].

- «Соня Харальдсен была обычной продавщицей в небольшом магазине одежды, принадлежавшем их семье. Девушка обладал великолепным вкусом, прекрасно шила и мечтала стать модельером». В данном отрывке нам представляют девушку, которая обладает мечтой, движется к ней. Сказочные мотивы «обличение», «начинающееся противодействие», где читателю раскрывают личность главного героя, описывают его цели, рассказывают предысторию.

- «В 17 лет она уехала в Швейцарию, чтобы изучать историю костюма, а затем перебралась в Англию, где в Кембридже поступила на факультет экономики». «Отправка», «Перемещение в иное царство». Данные функции показывают фазу активных действий персонажа. Именно с них начинается основное повествование.

- «В 1959 году умер ее отец, Соня взяла на себя все заботы, связанные с магазином». Мотив «недостачи», где главный герой проходит через фазу вредительства, у девушки рушатся планы на жизнь, она проходит через психологический кризис – потерю близкого человека.

- «Будущему королю Норвегии, Харвальду, было 22 года, когда он встретил девушку на вечеринке у общего знакомого. Это была любовь с первого взгляда. Влюбленные встречались тайно почти девять лет и до последнего момента не верили, что их свадьба состоится. Дело в том, что король был категорически против этого союза». Сказочные мотивы, которые раскрывают данный отрывок называются «борьба» и «разведка антагониста», где король узнает о происходящем и выступает антагонистом против свадьбы между главной героиней и принцем.

- «Однажды кронпринц заявил, что он женится на Соне, либо навсегда останется холостяком, что означало отсутствие будущего наследника. По некоторым источникам, он вовсе был намерен отказаться от права на престол, если отец не одобрит его выбор. Король сдался». Инварианты «борьба» и «победа».

- «29 августа 1968 года Соня стала кронпринцессой Норвегии. У наследников родилась дочь Марта Луиза и сын, будущий король Хокон». В данном отрывке девушка проходит через «трансфигурацию» и переходит в «иное царство», она больше не скрывает отношения с принцем, меняет свой статус.

- «В середине января 1991 года Харальд был коронован на престол, Соня стала первой королевой Норвегии по супружескому праву. В 2018 году пара отметила золотую свадьбу». «Воцарение», девушка становится королевой, что служит завершением истории и счастливым концом.

Следующий аккаунт temich1121 представлен в виде личного блога [11]. «Сложные вещи – простыми словами», - слоган, прописанный автором. Мужчину, развивающего аккаунт, зовут Артем. Отличительной чертой его видеороликов является то, что он выступает в роли автора и самостоятельно рассказывает историю. Мужчина затрагивает такие темы как лень, истории успеха, карьера, удачные идеи.

Третий материал, нарративные мотивы которого мы представим в данном исследовании, называется «История успеха Mary Kay» [12].

- «Она вложила 5000 баксов, а заработала миллиарды. История успеха Мэри Кей». Данное вводное предложение является примером «обличения», где автор рассказывает предысторию, возвращая читателя к истокам жизни главной героини.

- «Мэри Кей родилась в бедной семье. Отец тяжело болел, мать много работала. Все домашнее хозяйство было полностью на ней». Привычный рассказ о тяжелом детстве главного героя, который предполагает дальнейшую мотивацию, направленную на карьерный рост. В данном отрывке можно заметить такой мотив как «недостача». Стартовая социальная позиция главного героя является основополагающий фактором того, как будет развивать его жизнь в дальнейшем.

- «В 17 она выходит замуж и рожает троих детей. Прошло 10 лет семейной жизни и муж, придя домой, как-то раз сказал: «Семья – то не мое, я хочу развод». По итогу ей 27 лет, она разведена, у нее нет высшего образования и денег, а на руках еще трое детей». В данном отрывке мы можем увидеть сказочный мотив «свадьбы», главная героиня выходит замуж, рожает детей. Она совершает переход из одного состояния в другое, что является важным для дальнейшего развития сюжета. Также здесь можно увидеть мотив «вредительство», антагонистом в данном случае выступает муж девушки.

- «Ей срочно нужна какая-нибудь работа, поэтому она устраивается в первую попавшуюся компанию. Ее берут на самую маленькую зарплату, на самую низкую должность в отдел продаж. Проработав совсем чуть-чуть, она понимает, что продавать у нее талант!». «Начинающееся противодействие», где происходит основное развитие сюжетной линии. «Обретение волшебного средства» здесь раскрывается в проработке своего таланта. Проходя через испытания, главный герой начинает меняться.

- «Ей это настолько понравилось, что в течение 25 лет она приносила самый большой доход двух крупным коммерческим организациям. Однако руководство ее предало, ей обещали повышение, но на это место назначили ее ученика, да еще и с окладом вдвое больше, чем у нее». Инвариант «подвох», антагонист, вхожий в круг главного героя, предает девушку.

- «Уйдя с работы, она решила написать книгу про свои удачны сделки по продажам, а когда закончила, поняла, что перед ней лежит новый маркетинговый план компании ее мечты». Мотивы «перемещения в иное царство» и «борьба», девушка сталкивается с личностным кризисом, который заставляет ее идти к мечте, создавая новую фирму.

- «В 1963 году она берет все свои накопления, 5000 баксов, закупает косметику, берет в аренду помещение и называет свой первый магазин «Beauty by Mary Kay», а через несколько лет становится богатейшей женщиной в мире». В данном отрывке автор использует два важных сказочных мотива, которые необходимы для завершения повествования: «воцарение» и «победа».

- «А мораль такая: успех – это всего лишь везение, это вам скажет любой неудачник». На этом повествование завершается.

Среди промежуточных результатов следует отметить использование авторами сказочных мотивов для построения повествования. Аналогичным образом мы обращаем внимание на использование ключевых функций под названием «борьба» и «воцарение», которые указывают на положительное завершение всех опубликованных историй. Автор второго аккаунта, подводя итоги истории, говорит о морали, поднимает тему про неудачников, которые сдаются при виде трудностей, что уже имеет определенную медиаманипуляцию [13, с. 13], обращенную к реципиенту.

Четвертая публикация аналогичным образом находится на данном аккаунте. В ней автор рассказывает о жизни девушки из Китая, которая добилась успеха благодаря упорному труду и позитивному мышлению [14].

- «В 15 лет она работала на конвейере, а сегодня богатейшая женщина Китая». Блогер использует такой примем, как «обличение», позволяющий кратко обозначить главного героя и описать суть истории.

- «Китаянка Чжоу Цюньфэй родилась в бедной семье. Отец ослеп, а мама умерла, когда девочке было пять лет». Стандартным образом герой истории рождается в бедной семье, которая базово не способна обеспечить ребенка. В данном случае девочка сталкивается со смертью матери и проблемами со здоровьем отца, что отражает такой сказочный мотив, как «недостача».

- «В 15 Чжоу бросает школу, и чтобы хоть на что-то жить она идет работать на конвейер небольшого стекольного завода, их там было человек 10 работников, все они каждый день делали одно и то же: годами полировали стекло». Мотив «отправка» (главная героиня отправляется в путешествие, которое приведет ее к воцарению).

- «Когда завод закрылся Чжоу пыталась сама запустить бизнес. И вдумайтесь, 11 раз прогорела. Но на 12 попытке она открывает свою компанию «Lens technology» по изготовлению сенсорных экранов, и это становится делом ее жизни». «Начинающееся противодействие» показывает то, как девушка меняется на протяжении всей истории. Здесь автор показывает ее черты характера, способные привести к конечной цели.

- «Не все так было легко! Из-за маленького количества заказов она дважды продает свой дом, чтобы выплатить зарплату своим работникам. Компания еле держится на плаву заказов практически нет, но она не сдается». Во-первых, можно заметить смену позиции главного героя, что указывает на «перемещение в иное царство», Чжоу добилась того, что у нее теперь есть компания, она является предпринимателем. Во-вторых, здесь четко прослеживается мотив «борьбы», который опять же раскрывает благородность героя. Она готова лишиться дома, но зарплату работникам она выплачивает.

- «Тут ей в компанию пишет Motorola, они просят сделать немного стеклянных экранов для своих телефонов». Часть охарактеризована появлением волшебного дарителя «первая функция дарителя», Motorola делает заказ, тем самым испытывая предпринимательницу. Пройденное испытание помогает ей перейти на следующий этап развития.

- «Девушка понимает, что такой шанс выпадает всего 1 раз в жизни, и она его не упускает».

- «Motorola, увидев такое профессиональное отношение к работе, теперь заключает с ней контракт на сотни тысяч стекол». «Получение волшебного средства», Motorola делает крупный заказ, помогая компании закрепиться на рынке.

- «Сейчас же именно ее стекло используется и в Iphone и в Samsung, а состояние девушки оценивают в 7,7 миллиардов». Сказочные мотивы «победа» и «воцарение».

Последний материал был взят с аккаунта History__facts_ (История. Факты. Фото) [15]. Аккаунтом владеет девушка по имени Татьяна, которая пишет о том, что с ней не бывает скучно, ведь она собирает самые интересные истории из прошлого. Интересным является то, что девушка в большей степени публикует письменные истории, которые сопровождены иллюстрациями. Данные публикации в основном раскрывают карьерную сторону известных личностей, что помогает зрителям в кризисной ситуации [16, с. 183] увидеть определенную модель поведения [17, с. 101] в сложной ситуации.

- «Элла Уильямс, известная в шоу-бизнесе XIX-XX веков как мадам Абома, была одной из самых высоких девушек того времени. Рост Эллы был 2,28 метра. Родилась Элла в Южной Каролине в 1865 году, после того как в США подписали 13-ю поправку к конституции, которая отменяла рабство». История начинается с того, что читателю показывают главную героиню, рассказывают о ее достижениях. В данном случае блогер использует в своем рассказе функцию «обличения», которая предполагает воспевание заслуг героя.

- «Родители Эллы носили фамилию рабовладельцев Грисби: по традиции, рабам давали фамилию хозяина. По всей видимости, именно поэтому Элла не хотела быть Грисби, и поменяла фамилию на Уильямс в честь семьи, у которой работала несколько лет на кухне». Здесь читатель сталкивается с началом жизни Эллы. Видно, что стартовая позиция главной героини находится на низком уровне из-за того, что она была рабыней. Мотив «запрет» и «нарушение запрета» связан со сменой фамилии, девушка разрывает связь с прошлым.

- «Высокая и рослая девушка привлекала внимание шоуменов. Так, менеджер одной из компаний предложил ей отправиться на гастроли. После чего Элла и стала одной из самых известных великанш своего времени». Мотивы «начинающееся противодействие» и «первая функция дарителя» ознаменуют начало развития сюжета. Элла встречает волшебного дарителя, который помогает ей отправиться в путь, помогает сформировать цель в жизни.

- «Отправилась девушка на гастроли в Европу под сценический псевдоним мадам Абома». Функция «отправка».

- «Мадам гастролировала больше 30 лет. Она побывала в большей части Европы, в Австралии, Новой Зеландии, добралась до Кубы и Южной Америки. У нее был прекрасный гардероб, благодаря которому великанша выглядела элегантно и роскошно». Девушка сталкивалась с большим количеством испытаний на своем пути, однако ей удалось завоевать популярность. В данной части присутствуют мотивы «перемещение в иное царство», «борьба» и «победа».

- «В Штаты Элла вернулась в 1914 году, и она еще долгое время принимала участие в различных развлекательных шоу и в цирке». Функции «узнавание» и «воцарение» показывают то, как распространилась свала о девушке не только в Европе, но и в США.

Исходя из вышеописанных материалов, очевидным становится то, что блогеры в основном пользуются базовым набором функций: обличение, отправка, борьба, трансфигурация, победа, воцарение. Отсюда мы предполагаем, что

- функция «обличения» необходима для привлечения внимания зрителя к главному герою произведения. Именно данный мотив раскрывает уже полученные знаменитостью результаты, результаты после преодоления личностного кризиса. У зрителя появляется возможность заранее ознакомиться с проблемой, главным героем и итогом истории.

- функция «отправки» необходима для развития динамики сюжетного повествования, именно она ознаменует начало работы главного героя с возникшей проблемой. «Отправка» помогает понять зрителю, что движение начало проработки кризиса необходимо для получения ожидаемого результата.

- функция «борьбы» характерна для жизненных обстоятельств каждого героя материала, она показывает, что приобретенные материальные и духовные героями блага не достаются им просто так.

- функция «трансфигурация» олицетворяет изменчивость личности в лучшую сторону при движении к результату. Ее можно воспринимать как промежуточный результат.

- функции «победа» и «воцарение» раскрывают идею того, что любой кризис можно преодолеть.

Вышеобозначенные нарративные матрицы, очевидно, являются средством социального влияния. Они могут выступать в качестве инструмента для выстраивания дальнейшего плана действий при разрешении психологического кризиса. Важным является привычная из детства нарративная наполненность материала, которая укоренилась в культуре (фольклорные и литературные волшебные сказки).

Аналогичным образом мы пришли к выводу о том, что нарративная структура не зависит от вида повествования. Блогеры выстраивают собственный контент и как видеоролики, и как текстовые материалы, и как иллюстрации. Данная разноплановость публикаций не только не мешает приживаемости нарративной структуры, но и помогает в выполнении основной функции.

Результаты исследования показали, что блогеры используют сказочные нарративные конструкции для формирования публикаций. Аналогичным образом следует отметить, что медиасюжеты подобного характера [18, с. 285] популярны в социальной сети Instagram. Следует отметить успешный анализ структурно разных публикаций (иллюстративных, текстовых, видеоматериалов), которые, как и предполагалось, состоят из одинаковых нарративных мотивов. Каждый набор функций подразумевает определенный социальный посыл, который хорошо считывается в рамках мотивирующего контента. Мотивы обличения, отправки, борьбы и воцарения имеют универсальное значение для нарратора, именно они в данном случае показывают, что невозможно прийти к необходимому результату без борьбы [19, с. 204]. Главные герои произведения являются популярными личностями, которые уже имеют определенное влияние и кредит доверия в обществе и, таким образом, автор усиливает свое влияние на аудиторию [20, с. 226]. Такая работа с реципиентом предполагает изменения в самовосприятии, предлагая более действенную модель поведения, которая способна решить кризисную ситуацию. Таким образом, изменения происходят не только с героем публикации, но и со зрителем, который попадает в зону манипуляции автора. Мы также считаем, что не всегда целесообразно следовать обобщенным советам с точки зрения психологии, поскольку общедоступность мотивирующего контента не обязательно приводит к решению проблемы отдельного человека. Тем не менее, популярность такого контента свидетельствует о его важной социальной значимости.

Библиография
1. Пинк С. Интервью с видеокамерой: представление, саморепрезентация и нарратив // CyberLeninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intervyu-s-videokameroy-predstavlenie-samoreprezentatsiya-i-narrativ (дата обращения: 20.10.2023).
2. Наговицын А.Е., Пономарева В.И. Сказкотерапия: теория и практика. Типология сказки. М.: Генезис, 2011. 336 с.
3. Пропп В.Я. Вопросы поэтики. Морфология сказки. СПб.: ACADEMIA, 1928. – 152 с.
4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2005. – 332 с.
5. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 224 с.
6. Мирошник М.А. Особенности форматов интернет-вещания // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. №34. С. 179-183.
7. Женщина. Любовь. История // instagram URL: https://instagram.com/tres_mamas_notes?igshid=NGVhN2U2NjQ0Yg== (дата обращения: 10.10.2023).
8. История успеха Натальи Водяновой // instagram URL: https://www.instagram.com/reel/CxaoraBoYHS/?igshid=MzRlODBiNWFlZA== (дата обращения: 10.10.2023).
9. Ляшенко Д.Н. Семиотическое моделирование реальности. Одесса: Печатный дом, 2015. – 168 с. 35. Самсонова Е. Роли, которые играют люди. Сыграй жизнь по своим правилам. – СПб: Питер, 2013. – 256 с.
10. Все могут короли // instagram URL: https://www.instagram.com/p/CyLjfycoCsR/?
11. Сложные вещи простыми словами // instagram URL: https://instagram.com/temich1121?igshid=NGVhN2U2NjQ0Yg== (дата обращения: 15.10.2023).
12. История успеха Mary Kay // instagram URL: https://www.instagram.com/reel/Cy08VHosRVR/?igshid=MzRlODBiNWFlZA== (дата обращения: 15.10.2023).
13. Бугаева Л.Д. Нарратив, медиа и эмоции // Русский след в нарратологии: матер. международной науч.-практич. конф. 2012. С. 12-16.
14. История успеха Чжоу Цюньфэй // instagram URL: https://www.instagram.com/reel/CyIdWEGsRGt/?igshid=MzRlODBiNWFlZA== (дата обращения: 19.10.2023).
15. История. Факты. Фото // instagram URL: https://instagram.com/history__facts_?igshid=NGVhN2U2NjQ0Yg== (дата обращения: 19.10.2023).
16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. С. 183.
17. Самсонова Е. Роли, которые играют люди. Сыграй жизнь по своим правилам. – СПб: Питер, 2013. – 256 с.
18. Волкова Е.Г. Когнитивный механизм эволюции жанра сказки // Преподаватель ХХI век. 2009. №4-2. С. 285-289.
19. Соколов Д.Ю. Сказка и сказкотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 304 с.
20. Мамуркина О.В. Теория нарратива в современном литературоведении // Царскосельские чтения. 2011. №15. С. 226-230.
References
1. CyberLenink. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/intervyu-s-videokameroy-predstavlenie-samoreprezentatsiya-i-narrativ 
2. Nagovitsyn A.E., & Ponomareva V.I. (2011). Fairytale therapy: theory and practice. Typology of a fairy tale. Moscow. Genesis. 
3. Propp, V.Ya. (1928). Questions of poetics. Morphology of a fairy tale. St. Petersburg: ACADEMIA.
4. Propp, V. Ya. (2005). The historical roots of fairy tales. Moscow: Labyrinth. 
5. Abulkhanova, K. A. (1999). Psychology and Consciousness of Personality (Problems of Methodology, Theory and Research of Real Personality): Selected Psychological Works. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute.
6. Miroshnik, M.A. (2019). Features of Internet broadcasting formats. Sign: problem field of media education. 
7. Instagram. Retrieved from https://instagram.com/tres_mamas_notes?igshid=NGVhN2U2NjQ0Yg== 
8. Instagram. Retrieved from https://www.instagram.com/reel/CxaoraBoYHS/?igshid=MzRlODBiNWFlZA== 
9. Lyashenko, D.N. (2015). Semiotic modeling of reality. Odessa: Printing House. 
10. Instagram. Retrieved from https://www.instagram.com/p/CyLjfycoCsR/?
11. Instagram. Retrieved from https://instagram.com/temich1121?igshid=NGVhN2U2NjQ0Yg== 
12. Instagram. Retrieved from https://www.instagram.com/reel/Cy08VHosRVR/?igshid=MzRlODBiNWFlZA==
13. Bugaeva, L.D. (2012). Narrative, media and emotions. Russian trace in narratology: material. international scientific and practical conf. 
14. Instagram. Retrieved from https://www.instagram.com/reel/CyIdWEGsRGt/?igshid=MzRlODBiNWFlZA==
15. Instagram. Retrieved from https://instagram.com/history__facts_?igshid=NGVhN2U2NjQ0Yg== 
16. Bozhovich, L.I. (2001). Problems of personality formation. Selected psychological works. 3rd ed. Moscow. Moscow Psychological and Social Institute.
17. Samsonova, E. (2013). Roles that people play. Play life by your own rules. – St. Petersburg: Peter.
18. Volkova, E.G. (2009). Cognitive mechanism of the evolution of the fairy tale genre. Teacher of the XXI century. 
19. Sokolov, D.Yu. (2001). Fairy tale and fairy tale therapy. Moscow. EKSMO-Press.
20. Mamurkina, O.V. (2011). The theory of narrative in modern literary criticism. Tsarskoye Selo Readings. 

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рассмотрение статья «Структура и функции сказочного медианарратива социальной сети Instagram (на примере мотивирующего контента)» - группа Meta признана экстремистской организацией на территории РФ - , предлагаемая к публикации в журнале «Litera», несомненно, является актуальной, ввиду обращения автора к изучению структуры и функции сказочного медианарратива с одной из зарубежных соц. сетей. В современном мире технологии играют огромную роль и помогают мгновенно распространять информацию вне зависимости от местоположения или ограничений того или иного места проживания человека, главное наличие интернета и смартфона. Так, с помощью специальных Интернет – платформ и мобильных приложений журналисты могут расширить охват своей аудитории.
Статья является новаторской, одной из первых в российской лингвистике, посвященной исследованию подобной проблематики. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Автор обращается, в том числе, к различным методам для подтверждения выдвинутой гипотезы, а именно к описательному методу, методу обобщения, моделированию и методу семантического анализа.
Предметом исследования стали 5 материалов из указанной социальной сети.
Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Отметим, что заключение требует усиления, оно не отражает в полной мере задачи, поставленные автором и не содержит перспективы дальнейшего исследования в русле заявленной проблематики.
Библиография статьи насчитывает 20 источников, среди которых представлены работы исключительно на русском языке. Считаем, что в данной работе было бы целесообразным обратиться к трудам зарубежных исследователей.
К сожалению, в статье отсутствуют ссылки на фундаментальные работы отечественных исследователей, такие как монографии, кандидатские и докторские диссертации.
Отметим, что в статье нарушен общепринятый порядок алфавитного выстраивания источников согласно ГОСТа.
Высказанные замечания не являются существенными и не умаляют общее положительное впечатление от рецензируемой работы. Опечатки, грамматические и стилистические ошибки не выявлены. В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком. Работа является новаторской, представляющей авторское видение решения рассматриваемого вопроса и может иметь логическое продолжение в дальнейших исследованиях. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе преподавания вузовских курсов по журналистике, а также курсов по междисциплинарным исследованиям, посвящённым связи языка и общества. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Структура и функции сказочного медианарратива социальной сети Instagram (на примере мотивирующего контента)» - группа Meta признана экстремистской организацией на территории РФ - может быть рекомендована к публикации в научном журнале.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.