Статья 'Специфика освещения темы креативных индустрий в федеральных и окружных СМИ' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

Специфика освещения темы креативных индустрий в федеральных и окружных СМИ

Абилькенова Валерия Анатольевна

кандидат социологических наук

доцент Высшей школы гуманитарных наук Югорского государственного университета

628007, Россия, ул. Чехова, 16 автономный округ, г. Ханты-Мансийск, ул. Ул. Чехова, 16, оф. ул. Чехова, 16

Abilkenova Valeriya

PhD in Sociology

Associate Professor, Higher School of Humanities, Yugra State University

628007, Russia, Chekhov str., 16 Autonomous Okrug, Khanty-Mansiysk, Chekhov str., 16, of. Chekhov str., 16

kab-valeriya@mail.ru
Гальт Лолита Юрьевна

магистр Высшей школы гуманитарных наук Югорского государственного университета

628007, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Ханты-Мансийск, ул. Ул. Чехова, 16, оф. 239 (2)

Galt Lolita Yur'evna

Graduate Student of the Higher School of Humanities, Yugra State University

628007, Russia, Khanty-Mansi Autonomous Okrug, Khanty-Mansiysk, ul. Chekhov, 16, office 239 (2)

kab-valeriya@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2023.7.43546

EDN:

SSTVRW

Дата направления статьи в редакцию:

05-07-2023


Дата публикации:

12-07-2023


Аннотация: В нашей стране увеличивается интерес к сфере креативных индустрий, как к сектору экономики с высокими возможностями развития. В этой связи возрастает и роль журналистики: она не просто информирует читателей об этой сфере, но и привлекает к ней внимание инвесторов, государства, бизнеса. Поэтому эффективная презентация темы креативных индустрий на страницах СМИ – довольно новая и актуальная задача для федеральной и региональной журналистики. Москва и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра являются сегодня примерами успешного развития в стране сферы креативных индустрий. В статье анализируются материалы, опубликованные в газетах «Вечерняя Москва», «Аргументы и факты», «Новости Югры» и «Аргументы и факты – Югра» с октября 2022 года по май 2023 года. Предмет исследования: специфика и тенденции освещения темы креативных индустрий. Количественно-качественные характеристики материала были исследованы при помощи метода контент-анализа. Для сравнения федерального и регионального опыта освещения креативных индустрий использован сопоставительный метод. Авторы приходят к выводу о том, что 1) в федеральных СМИ при выборе жанра отдается предпочтение такому жанру как новости, основная цель - развлечь читателя, продемонстрировать уровень поддержки местных начинаний властями. 2). В окружных СМИ креативные индустрии зачастую освещаются в жанре репортажа, погружая читателя в творческую атмосферу, происходит знакомство не только с продуктом, но и процессом его создания, с эмоциями, которые дарит взаимодействие с продуктом. 3). В федеральных СМИ проявляется тенденция к акценту на потребительских свойствах креативного продукта, показателях рентабельности проекта, возможностях применения продукта в новой области, соответствии трендам. 4). В окружных СМИ наблюдается тенденция усиления интереса к местным проектам, которые основаны на историко-культурном наследии и искусстве.


Ключевые слова:

креативные индустрии, функции журналистики, культура и журналистика, качественная журналистика, культурно-просветительская журналистика, актуальные вопросы журналистики, региональная журналистика, субъекты креативных индустрий, творчество и журналистика, креативные проекты

Abstract: The subject of the study is the specifics of the coverage of the topic of creative industries in federal and district media. The object of the research is creative industries as a subject of journalistic creativity. In our country, there is an increasing interest in the field of creative industries, as a sector of the economy that has high development opportunities. In this regard, the role of journalism is also increasing, which not only informs readers about this area, but also attracts the attention of investors, the state, and business to it. Therefore, an effective presentation of the topic of creative industries on the pages of the media is a fairly new and urgent task for both federal and regional communities. Moscow and the Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra are currently examples of successful development of the creative industries in the country. The article analyzes the materials published in the newspapers "Evening Moscow", "Arguments and Facts", "News of Ugra" and "Arguments and Facts – Ugra" from October 2022 to May 2023. The authors come to the conclusion that 1) in the federal media, when choosing a genre, preference is given to such a genre as news, the main goal is to entertain the reader, to demonstrate the level of support for local initiatives by the authorities. 2). In the district media, on the contrary, creative industries are often covered in the genre of reportage, immersing the reader in a creative atmosphere, familiarity occurs not only with the product, but also with the process of its creation, with the emotions that interaction with the product gives. 3). In the federal media, there is a tendency to focus on the consumer properties of the creative product, the profitability indicators of the project, the possibilities of using the product in a new area, compliance with trends. 4). There is a tendency in the district media to increase interest in local projects that are based on historical and cultural heritage and art.


Keywords:

creative industries, functions of journalism, culture and journalism, quality journalism, cultural and educational journalism, topical issues of journalism, regional journalism, subjects of creative industries, creativity and journalism, creative projects

Введение

Креативные индустрии, являющие собой материальную основу концепции креативной экономики, начиная с 1990-х годов составляют отдельное направление научных исследований. Вместе с тем теоретическое обоснование понятия «креативные индустрии» и методологические подходы к их классификации являются сегодня дискуссионными вопросами.

Понятие «творческие индустрии» было введено в научный оборот в конце XX века (1998 год) в документе по картированию творческих индустрий Департамента культуры, медиа и спорта правительства Великобритании. Креативные индустрии в этом документе определяются как «отрасли промышленности, которые основываются на индивидуальном творчестве, мастерстве и таланте, имея потенциал реализации продуктов интеллектуальной собственности, создания богатства и обеспечения рабочих мест через поколение» [17].

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определяет креативные индустрии как отрасли, «совмещающие в себе создание, производство и коммерциализацию товаров и услуг нематериального и культурного характера» [17].

На Конференции ООН по торговле и развитию креативные индустрии получили несколько определений:

- как циклы создания, производства, обмена и распределения товаров и услуг, основанных на творческом и интеллектуальном капитале;

- как деятельность на основе знаний, сфокусированная, но не ограничивающаяся искусством, потенциально ориентированная на получение прибыли от торговли и прав интеллектуальной собственности;

- как материальные продукты и нематериальные интеллектуальные или художественные услуги с творческим и экономичным содержанием, и в то же время такие продукты и услуги, которые ориентированы на достижение рыночных целей [17].

Первая модель классификации креативных индустрий также была разработана в Великобритании в 1998 году, она была связана с утверждением приоритетности таких факторов социально-экономического развития, как креативность и инновационность. Эта модель объединяет в себе 13 разноплановых креативных индустрий [17].

Модель Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) была разработана в 2003 году и включает отрасли, прямо или косвенно принимающие участие в создании, производстве, обмене и распределении объектов авторского права. Основное внимание в данной модели уделяется интеллектуальной собственности, которая основывается на креативности созданных товаров и услуг, включенных в классификацию. Модель включает 3 подгруппы креативных индустрий: отрасли, производящие интеллектуальную собственность (основные отрасли авторского права); отрасли, необходимые для передачи товаров и услуг потребителю (взаимозависимые отрасли авторского права) и промежуточная группа (промежуточные отрасли авторского права), где интеллектуальная собственность является лишь незначительной частью их деятельности [18].

Модель Института статистики ЮНЕСКО (2005 год) распределяет креативные индустрии на две подгруппы: индустрии в основных (центральных) культурных направлениях и индустрии со значительным диапазоном воздействия в сфере культуры [20].

Модель креативных индустрий некоммерческой организации «Американцы за искусство» была разработана в 2005 году и отличается максимально сжатым представлением креативных отраслей без выделения подгрупп, акцентируя внимание именно на создании добавочной стоимости за счет творческого потенциала как отдельных личностей, так и организаций в целом [16].

Указанные классификации представлены в таблице 1.

Таблица 1. Организационный уровень классификации креативных индустрий

Модель Министерства

культуры, медиа и спорта

Великобритании (2001)

Модель ВОИС (2003)

Модель Института

статистики ЮНЕСКО (2005)

Модель некоммерческой

организации «Американцы за

Искусство» (2005)

Реклама

Архитектура

Искусство и рынок антиквариата

Ремесла

Дизайн

Мода

Кино и видео

Музыка

Исполнительные виды искусства

Издательское дело

Программное обеспечение

Радио и телевидение

Видео- и компьютерные

игры

Основные отрасли

авторского права:

Реклама

Организация коллективного управления имущественными

правами

Кино и видео

Музыка

Исполнительные виды искусства

Издательское дело

Программное обеспечение

Радио и телевидение

Визуальное и графическое

искусство

Взаимозависимые отрасли

авторского права:

Записывающие материалы (кассеты, диски, CD-плееры, другое)

Бытовая электроника

Музыкальные инструменты

Бумажная индустрия

Фотографическое оборудование

Промежуточные отрасли

авторского права:

Архитектура

Одежда, обувь

Дизайн

Мода

Предметы домашнего

употреблении

Игрушки

Индустрии в основных

направлениях культурной сферы

Музеи, галереи, библиотеки

Исполнительские виды искусства

Фестивали

Изобразительное искусство, ремесла

Дизайн

Издательство

Телевидение, радио

Фильмы и видео, фотография

Интерактивные медиа

Индустрии в расширенных

областях культуры

музыкальные инструменты

звуковое оборудование

архитектура

Реклама

Полиграфическое оборудование

Программное обеспечение

Аудио-визуальное аппаратное

обеспечение

Реклама

Архитектура

Художественные училища и художественные услуги

Дизайн

Фильмы

Музеи, зоопарки

Музыка

Исполнительские виды искусства

Издательство

Телевидение и радио

Изобразительное искусство

Существуют также авторские модели креативных индустрий. Так, модель концентрических кругов была разработана Дэвидом Тросби в 2001 году и базировалась на понимании креативной ценности товаров и услуг, благодаря которой индустрии отличаются от других отраслей экономики. По мнению автора этой модели, креативные идеи можно представить в виде концентрических кругов, где центр – это идеи креативного искусства (рассматриваются в форме звука, текста и изображений) с высокой степенью выражения культурного содержания, а последний круг – идеи с высоким уровнем выражения коммерческого содержания. То есть культурный контекст идей с каждым кругом уступает коммерческому и наоборот. Модель объединяет в себе следующие 4 подгруппы: основные креативные отрасли, другие креативные индустрии, креативные индустрии, смежные отрасли (таблица 2) [21].

Модель классификации креативных индустрий Джона Хокинса была разработана в 2001 году. Она включает в себя 15 секторов креативной экономики без распределения на подгруппы и основывается на утверждении, что креативные индустрии охватывают сферу создания и продажи креативных идей и творений, включая коммерческую профессиональную и любительскую деятельность (таблица 3) [14, С. 04-139].

Символическая текстовая модель разработана Дэвидом Хезмондалшем в 2002 году. Культура общества формируется в данной модели на символических текстах или сообщениях, передаваемых с помощью различных носителей, таких как кино, радио и пресса. Данная модель объединяет в себе 3 креативные подгруппы индустрий (основные, периферийные, пограничные) (таблица 3) [19, С. 97].

Классификация креативных индустрий по авторским подходам представлена в таблице 3.

Таблица 3. Авторские подходы к классификации креативных индустрий

Модель концентрических кругов

Дэвида Тросби (2001)

Модель классификации креативных

индустрий Джона Хокинса (2001)

Символическая текстовая модель

Дэвида Хезмондалша (2002)

Основные творческие отрасли

(центральный круг):

Литература

Музыка

Исполнительные виды искусства

Изобразительное искусство

Прочие основные культурные индустрии

(второй круг):

Индустрия фильмов

Музеи и библиотеки

Культурные индустрии (третий круг):

Услуги по предметам культурного наследия

Издательское дело

Звукозапись

Радио и телевидение

Видео- и компьютерные игры

Смежные отрасли (последний круг):

Реклама

Архитектура

Дизайн

Мода

Реклама

Архитектура

Изобразительное искусство

Ремесла

Дизайн

Мода

Кино

Музыка

Исполнительные виды искусства

Издательское дело

НИОКР

Программное обеспечение

Игры

Телевидение, радио

Видеоигры

Основные культурные индустрии:

Реклама

Индустрия фильмов

Интернет

Музыка

Издательское дело

Радио и телевидение

Видео- и компьютерные игры

Периферические индустрии:

Креативное искусство

Пограничные культурные индустрии:

Бытовая электроника

Мода

Программное обеспечение

Спорт

Как видим, модель Министерства культуры, медиа и спорта Великобритании; модель некоммерческой организации «Американцы за Искусство» и модель классификации креативных индустрий Джона Хокинса не предусматривают классификацию креативных индустрий с выделением подгрупп в противовес другим четырем моделям (Модель концентрических кругов Дэвида Тросби, Символическая текстовая модель Дэвида Хезмондалша, Модель ВОИС, Модель Института статистики ЮНЕСКО). Такие отличия объясняются разными целевыми ориентациями и способами интерпретации структурных характеристик креативных отраслей.

В последнее десятилетие креативные индустрии активно развиваются и в России, хотя сталкиваются, по мнению М.А. Залевской и М.А. Морданова, с рядом сложностей. «Органами региональной и федеральной власти концепция креативных индустрий не в полной мере рассматривается в качестве потенциального и эффективного инструмента экономического развития», - отмечают исследователи [4]. Тем не менее, данная проблема постепенно решается, и роль креативных индустрий в Российской Федерации уже закреплена нормативно. Например, в Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года (далее — Концепция, этот документ утвержден Распоряжением правительства РФ от 20 сентября 2021 года № 2613-р) было дано определение креативным индустриям и очерчены отрасли, которые входят в данное понятие [8].

Так, под творческими индустриями понимается совокупность сфер деятельности, «в которых хозяйствующие субъекты осуществляют производство товаров и услуг, обладающих экономической ценностью в рамках гармонического формирования личности и повышения качества жизни общества» [8]. К области креативных индустрий в российском законодательстве отнесены: индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия, искусства, современные медиа и производство цифрового контента, а также прикладные творческие отрасли.

Таким образом, можно заключить, что (1) креативные индустрии, представляющие собой материальную основу концепции креативной экономики, начиная с 1990-х годов, проходят этап методологической идентификации. (2) Обобщающим определением креативных индустрий, по нашему мнению, может стать их трактовка как нового, динамичного, трансформационного и трансграничного сектора современной экономики, основанного на реализации креативного капитала (синергическое сочетание человеческого, культурного, социального и институционального капитала) на микро- и макро- и глобальном уровнях.

Медиа как часть системы креативных индустрий

Медиа занимают особое место в системе креативных индустрий, они являются непосредственным субъектом творческих индустрий. Так, в национальной «Концепции развития творческих индустрий» в число креативных индустрий входят также современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.). Медиа, как и другие субъекты креативных индустрий, отличает синтез творческой деятельности и коммерчески ориентированной.

На творческий процесс создания журналистского произведения обращает внимание С. Г. Корконосенко. Он отмечает: «Журналистика пронизана творчеством: сотруднику СМИ приходиться принимать решения в конкретных условиях, порой опровергающих схемы, ранее устойчиво бытовавшие и в социальной практике, и в общественном сознании, не укладывающиеся в рамки нашего повседневного опыта» [9, С. 26]. Называя журналистское творчество «одухотворенным действием», отечественный исследователь В. Ф. Олешко утверждает, что она «поднимает личность на качественно новый уровень», а субъект творчества (творческая личность) является основным элементом творческого процесса [10], [11, С. 16]. Мы совершенно согласны с мнением исследователя о том, что «современное понимание творчества как сущностной характеристики человека достаточно полно проявляет характер изменений, происходящих в социальном мире. Следовательно, творчество можно определять как форму саморазвития индивидума, развертывание его сущностных сил, по меркам свободы, как форму вовлечения в высшие смыслы бытия» [11, С. 6]. На наш взгляд, среди современных научных исследований, посвященных творческой личности журналиста, особого внимания заслуживает докторская диссертация российской исследовательницы Е. С. Дорощук, которая справедливо отмечает, что творческая некомпетентность журналиста приводит к трудностям в понимании его массовой аудиторией, к невозможности достижения эффективного результата профессиональной деятельности» [3, С. 82-91].

В то же самое время важно не забывать о высокой гуманной миссии журналистского творчества. В коллективной монографии «Исследования журналистского творчества: современные подходы» отмечается: «Поскольку судьбы человечества сегодня напрямую связаны с возрастанием роли информационных систем и журналистики, ее духовного, творческого потенциала, важно, чтобы эта креативность соотносилась с высокими ценностями, сущностным проникновением в явления и процессы жизнедеятельности общества, способностью помогать ему динамично и успешно развиваться» [5, С. 53].

Л. А. Фоминова и А. Г. Шкурат отмечают следующие особенности современных медиа как составляющей креативных индустрий: продукция СМИ «все больше регулирует и организуют свободное время людей. При этом медиаконтент, созданный как журналистами, так и представителями других творческих профессий, становится той частью творческого ландшафта, который все больше заполняет образ жизни современных людей. Вовлечение креативных людей в сегодняшнюю городскую среду оказало влияние и на СМИ. Индустрия средств массовой информации и развлечений стала одной составляющей городского образа жизни, а города стали центрами концентрации производства и распространения медиаконтента» [13, С. 41].

Однако современные профессиональные медиа как субъекты креативных индустрий сталкиваются с рядом сложностей. Эксперт в области креативных индустрий Г. Гольденцвайг отмечает, что самой большой сложностью для журналистов становится высокая конкуренция с новыми игроками на информационном рынке. «Журналистика, в отличие, например, от музыки и моды, вынуждена бороться за позицию основного источника информации, доказывать преимущества профессионализма. Иерархия источников информации существует и в музыке – видеоклип, где безголосый мальчик поет на школьном выпускном, на YouTube способен потеснить «деяния» каких-то профессиональных музыкантов. Но вряд ли потребитель музыки переключится на подобные видеоказусы как основной «подножный корм». А вот прожить, опираясь только на блогосферу, непрофессиональную журналистику плюс исключительно справочные ресурсы (расписания, курсы акций, прогнозы погоды и пробок на дорогах), все более реально», - констатирует исследователь. Выход он видит в грамотном сочетании профессионализма журналиста и творческом подходе к материалу, форме подачи информации. «Чтобы претендовать на большее, необходимо быть в состоянии давать читателю/зрителю/слушателю больше, чем способен дать любой блогер», - заключает он [2, С. 2].

Интересный взгляд на проблему снижения качества журналистских текстов приводит Е. А. Цуканов, который связывает ее с отсутствием у журналиста живого интереса к тому, о чем предстоит писать: «не пишется чаще всего потому, что не о чем писать, а не потому, что не соблюдены некие алгоритмы и процедурные тонкости профессионального ремесла. В свою очередь, не о чем писать бывает именно потому, что у кого-то нет подлинного познавательного интереса к объекту» [15, С. 164].

При этом СМИ важно отстаивать не только собственную идентификацию как субхекта креативных индустрий, но и способствовать развитию и продвижению креативных индустрий в целом.

Роль СМИ в продвижении креативных индустрий

«СМИ играют важную роль в развитии креативных индустрий», - уверен журналист Джон Тус. Более того, называя культуру и творчество «памятником» национальной самобытности народа, журналисты, специализируясь на таких темах, выполняют важную миссию, считает Тус. «Для редакторов СМИ креативные индустрии – это неиссякаемый источник интереснейших материалов. Люди, работающие в секторе креативных индустрий, могут поведать много такого, что могло бы заинтересовать массы, к тому же писать о них самих – не менее увлекательно. Их рассказы всегда полны позитива, душевности, индивидуальности. Зачастую, это истории об успехе, но не только о нем. Главное то, что они интересны читателю», - уверен Джон Тус [12].

Рассуждая о роли медиа в развитии креативных индустрий, К. С. Комарова обращает внимание на три аспекта. Первый – это возможность быть услышанным для креатора. Публикации в медиа способны моментально превратить творческого человека в знаменитость, сделать его проект популярным, обсуждаемым. Второе – это инструмент привлечения инвестиций в творческие проекты. Одна из главных сложностей заключается в том, что авторы творческих проектов не понимают, как сделать свою идею коммерчески привлекательной. Единицам удается работать на ограниченный сегмент потребителей, и крайне немногочисленны проекты, которые могут привлечь крупные инвестиции и массового потребителя. В последние годы в России СМИ выступают в качестве связующего звена между креаторами и крупным бизнесом из «традиционных» секторов экономики, который может вложить средства в развитие творческого проекта. Третий аспект, на который делает акцент исследователь, это высокая эффективность новых медиа, позволяющие оперативно распространять информацию на фактически неограниченную аудиторию. Блогеры и инфлюенсеры, которые выступают в качестве лидеров мнений, также способны эффективно продвигать творческий проект [7, С. 46-48].

К. Д. Киуру и С. В. Линьков обращают внимание на инструментарий, которые работники СМИ используют в продвижении креативных индустрий. По мнению исследователей, необходимо подбирать те средства, которые затрагивают эмоциональную сферу аудитории, и прекрасно с этой задачей справляются средства драматургической композиции и, в первую очередь, сторителлинг [6]. Следует задействовать весь жанрово-стилистический потенциал новых медиа, средства конвергенции – это позволяет эффективно презентовать креативные продукты.

Можно заключить, что взаимодействие медиа и креативных индустрий видоизменяют и современный журналистский дискурс. Освещение культурных событий и творческих проектов предъявляют журналисту новые требования: он должен выступить в качестве активного участника события и в определенной мере – креатором.

Методология исследования

Чтобы подтвердить данный тезис, мы решили провести исследование специфики освещения темы креативных индустрий в федеральных и окружных СМИ (Ханты-Мансийского автономного округа — Югры), а также выявить современные тенденции освещения этой темы. Используя метод контент-анализа и сопоставительный метод, мы рассмотрели и проанализировали материалы изданий «Вечерняя Москва» и «Аргументы и факты» (15 материалов) за 2022-2023 годы и «Новости Югры» и «Аргументы и факты – Югра» (17 материалов) за 2022-2023 годы.

В своих исследованиях мы опирались на положения, изложенные С. В. Белковским и О. Н. Савиновой в работе «Контент-анализ в журналистиковедческих исследованиях»: «Суть метода – выделение в тексте некоторых ключевых понятий или иных смысловых единиц с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом» [1, С. 10]. На основе подробного теоретического анализа феномена креативных индустрий и места СМИ в их продвижении нами выделены критерии, соответствие которым может влиять на эффективность освещения творческих продуктов в средствах массовой информации:

- освещении преимуществ, которые дают креативные индустрии потребителю – это тот критерий, который отвечает за востребованность продукции, услуги;

- освещении возможностей, которые предоставляют креативный проект потенциальному инвестору;

- указании социальной нагрузки, которую несет креативный проект;

- указании участия/неучастия проекта в государственных программах – в ходе исследования мы исходили из того, что указание на участие проекта в программе является своего рода сигналом для других креаторов, которые также могли бы воспользоваться поддержкой со стороны государства;

- использовании мультимедийных материалов;

- полную информацию о проекте как для потребителя, так и для инвестора.

Кроме того, исследовались направления креативных индустрий, которые получают освещение в СМИ, а также жанры материалов.

Сравнительный анализ освещения креативных индустрий

в федеральных и региональных медиа

Проведя контент-анализ материалов, мы пришли к выводу, что:

1. В федеральных СМИ креативные индустрии наиболее часто освещаются в формате обзорной статьи, жанр новости по популярности на втором месте, сравнительно редко используются лонгрид, репортаж и интервью. При этом темой публикаций являются не сами креативные индустрии, а уровень их поддержки местными властями. Это говорит о несколько формальном подходе к вопросу освещения творческих продуктов, недопонимания журналистом важности отрасли креативных индустрий в современной экономике и своей миссии как участника их продвижения.

2. Наиболее часто в федеральных СМИ освещаются прикладные креативные индустрии (конструирование транспорта («Двухколесная революция: современные модели велосипедов могут заменить автомобили» // vm.ru [Электронный ресурс]. URL: https://vm.ru/technology/1042823-dvuhkolesnaya-revolyuciya-sovremennye-modeli-velosipedov-mogut-zamenit-avtomobili (Дата обращения: 03.03. 2023)); производство игрушек и сувениров («Жизнь игрушками красна: как власти Москвы поддерживают малый и средний бизнес» // vm.ru [Электронный ресурс]. URL: https://vm.ru/economy/1029356-zhizn-igrushkami-krasna-kak-vlasti-moskvy-podderzhivayut-malyj-i-srednij-biznes (Дата обращения: 03.03.2023)); полезные в быту изобретения («Какие интересные разработки представлены на Конгрессе молодых учёных?» // aif.ru [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/society/science/kakie_interesnye_razrabotki_predstavleny_na_kongresse_molodyh_uchyonyh (Дата обращения: 10.03.2023)); косметика из природных материалов («Крем из икры морских ежей и янтаря. Чем Россия ответит зарубежной косметике» // aif.ru [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/health/secrets/krem_iz_ikry_morskih_ezhey_i_yantarya_chem_rossiya_otvetit_zarubezhnoy_kosmetike (Дата обращения: 10.03.2023)); мода («И вяжет, и слова не скажет. Чем сейчас живёт малый бизнес» // aif.ru [Электронный ресурс]. URL: https://astrakhan.aif.ru/society/people/i_vyazhet_i_slova_ne_skazhet_chem_seychas_zhivyom_malyy_biznes (Дата обращения: 10.03.2023)). На втором месте по популярности находятся современные медиа и производство цифрового контента.

Преобладает потребительский подход к идее привлекательности креативных индустрий. Наблюдается перевес в область прикладных креативных индустрий. Во всех проанализированных материалах подчеркиваются такие преимущества, как удобство использования, возможность интеграции с цифровыми сервисами, польза для здоровья. Удовлетворение духовных потребностей средствами креативных индустрий практически не оговаривается, перспективный творческий продукт позиционируется как физически осязаемый и удобный в использовании.

3. Привлекательность для инвестора была обозначена в 12 публикациях из 15-ти. Журналисты стремятся подчеркнуть экономические перспективы творческого проекта, способствуют тому, чтобы объект креативных индустрий получил дополнительное финансирование. При этом авторы апеллируют как к настоящим и перспективным финансовым показателям проекта, так и к его возможностям в глобальном масштабе, указывается тренд, он воспринимается как определенный залог успеха.

4. Освещение темы креативных индустрий в окружных СМИ ХМАО - Югры является достаточно подробным: большинство публикаций выполнены в жанре репортажа, который позволяет читателю «погрузиться» в тему, ощутить эффект присутствия в мастерских авторов творческих проектов, познакомиться не только с формальными преимуществами их продуктов, но и узнать, как они создаются, какие дарят эмоции.

5. Не все публикации о креативных индустриях дают необходимую информацию о продукте потребителю и инвестору. Это говорит о том, что в окружных редакциях журналисты не всегда осознают свою роль в коммуникации между авторами творческих проектов, покупателями и инвесторами.

6. В окружных СМИ популярностью пользуются индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия. Журналисты окружных СМИ охотно и подробно рассказывают о родном крае, его уникальных культурных проектах: фестивалях, музеях, экомаршрутах. При этом подчеркивается не только удобство продукции для покупателя, ее качество, но и уникальность, оригинальность.

7. В окружных СМИ наблюдается тенденция усиления интереса к местным проектам, которые основаны на историко-культурном наследии и искусстве. Авторы подробно и интересно (используя жанр репортажа, большое количество фотографий) рассказывают об уникальных этнических фестивалях, туристических объектах, музеях. Такой подход вызывает закономерный интерес у читателя, у потенциального потребителя культурной услуги. В то же время, региональные журналисты не уделяют внимания коммерческой составляющей креативных проектов, тем самым, ограничивая круг потенциальных инвесторов.

Заключение

В условиях развития информационного общества возможности средств массовой информации значительно увеличиваются – это не только канал информирования, но и инструмент воздействия на массовую аудиторию. Креативные индустрии сегодня – это материальная основа концепции креативной экономики, основанная на реализации креативного капитала (синергическое сочетание человеческого, культурного, социального и институционального капитала) на микро- и макро- и глобальном уровнях. Российское законодательство относит к креативным индустриям отрасли, основанные на использовании историко-культурного наследия, искусства, современные медиа и производство цифрового контента, а также прикладные творческие отрасли.

СМИ и медиа являются не только субъектом креативных индустрий, но и инструментом популяризации и продвижения других отраслей креативных индустрий. Рассказывая о креативных проектах, журналисты участвуют в процессе сотворчества. ХМАО – Югра – регион, который одним из первых на территории РФ приступил к нормативному урегулированию вопросов развития креативных индустрий. Специфика развития творческих проектов на территории ХМАО – Югры заключается в активном использовании этнокультурного потенциала, природных особенностей региона.

Проведенный контент-анализ позволяет заключить, что креативные индустрии являются популярной темой публикаций в федеральных и окружных СМИ, однако подход к их освещению разнится.

В федеральных СМИ при выборе жанра отдается предпочтение новости. Цель журналиста – не подробно рассказать о необычном продукте, а развлечь читателя, продемонстрировать уровень поддержки местных начинаний властями. В отдельных материалах (выполненных в жанре лонгрида) креативные индустрии находят подробное описание: через личные истории, через опыт героев описывается сам продукт, его преимущества для потребителя.

В окружных СМИ, напротив, креативные индустрии зачастую освещаются в жанре репортажа. Такой выбор позволяет журналистам погрузить читателя в творческую атмосферу, познакомить не только с продуктом, но и процессом его создания, с эмоциями, которые дарит взаимодействие с продуктом.

В федеральных СМИ проявляется тенденция к акценту на потребительских свойствах креативного продукта, показателях рентабельности проекта, возможностях применения продукта в новой области, соответствии трендам. На наш взгляд, такая информация выступает в качестве триггера, который стимулирует интерес инвестора и массового потребителя.

В окружных СМИ наблюдается тенденция усиления интереса к местным проектам, которые основаны на историко-культурном наследии и искусстве. Авторы подробно и интересно (используя жанр репортажа, большое количество фотографий) рассказывают об уникальных этнических фестивалях, туристических объектах, музеях. Такой подход вызывает закономерный интерес у читателя, у потенциального потребителя культурной услуги. В то же время региональные журналисты не уделяют внимания коммерческой составляющей креативных проектов, тем самым ограничивая круг потенциальных инвесторов.

Можно заключить, что в целом для федеральных СМИ характерна тенденция к проявлению утилитаристского и прагматического подхода в освещении темы креативных индустрий. В региональных СМИ эта тенденция не имеет массового характера: местные журналисты в большей мере используют стратегию эмоциональной вовлеченности читателя.

Таким образом, креативные индустрии представляются важным сектором современной экономики, успешность развития которого в значительной мере зависит от позиционирования в СМИ. Положительной тенденцией является возрастающий интерес к данной теме со стороны федеральных и окружных изданий. Чтобы сделать освещение данной тематики более эффективным, необходимо преодолеть формальный подход, использовать инструменты конвергенции, способствовать большей эмоциональной вовлеченности читателя наряду с сохранением содержательности публикаций,

Библиография
1. Белковский С. В., Савинова О. Н. Контент-анализ в журалистиковедческих исследованиях: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017.– С.10.
2. Гольденцвайг Г. Журналистика вынуждена бороться за позицию основного источника информации // Медиатренды. – 2010.-№ 2.-С. 2.
3. Дорощук, Е.С. Содержательная характеристика культурной безопасности в контексте проблематики медиаконтента // Медиаобразы культуры в современной информационном пространстве. Сборник научных статей /нау. ред. Е.С. Дорощук.-Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014.-С.82-91.
4. Залевская М.А., Морданов М.А.Состояниеи перспективыразвития креативных индустрий: опыт Югры // Этап. – 2022. – №1.
5. Исследования журналистского творчества: современные подходы: Памяти А. А. Тертычного / Е. Л. Вартанова, И. Н. Денисова, С. Б. Стебловская [и др.]. – М.: Факультет журналистики Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова", 2021. – 195 с.
6. Киуру К.Д., Линьков С.В. Драматургический дизайн, нарративный дизайн и визуальный сторителлинг как этапы создания медиапродукта // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2022. – №3 (45).
7. Комарова, К. С. Роль масс-медиа в развитии креативных (творческих) индустрий в России / К. С. Комарова // Актуальные исследования. – 2022. – № 39(118).-С. 46-48.
8. Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf
9. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – [Электронный ресурс]. – URL: http://evartist.narod.ru/text5/58.htm (дата обращения: 9.03.2023).
10. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». Серия: Практическая журналистика / В.Ф. Олешко. – М.: РИП-холдинг, 2004. – 222 с.
11. Олешко, В. Ф. Творческая реализация журналиста в деловых изданиях / В. Ф. Олешко, Е. В. Тарханова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – Т. 147, № 1.-С. 30-39.
12. СМИ играют важную роль в развитии креативных индустрий. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.culturepartnership.eu/article/media-plays-important-role-in-the-development-of-creative-industries (дата обращения: 9.03.2023).
13. Фоминова, Л. А. Роль средств массовой информации в сфере креативных индустрий / Л. А. Фоминова, А. Г. Шкурат // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях: сборник научных статей. Том Часть VII. – Москва : Издательство "Перо", 2021.-С. 37-43.
14. Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2011. – 256 с.
15. Цуканов, Е. А. Медиакультура и медиатворчество за пределами технологий / Е. А. Цуканов // Культура в фокусе научных парадигм. – 2019. – № 9. – С. 162-166.
16. Americans for the Arts. – URL: http://www.americansforthearts.org (датаобращения: 9.03.2023).
17. Creative economy: a feasible development opinion. – URL: http://unctad.org/es/Docs/ditctab20103_en.pdf (датаобращения: 9.03.2023).
18. Guide on Surveying the Economic Contribution of the Copyright-based Industries, Geneva: WIPO. – URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/copyright/893/wipo_pub_893.pdf (датаобращения: 9.03.2023).
19. Hesmondhalgh D. The Cultural Industries. – London: Sage Publications, 2002. – 480 p.
20. International Flows of Selected Cultural Goods and Services 1994-2003: Defining and Capturing the Flows of Global Cultural Trade, Montreal: UIS. – URL: https://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/international-flows-of-selected-cultural-goods-and-services-1994-2003-en_1.pdf (датаобращения: 9.03.2023).
21. Throsby D. Economics and Culture. – Cambridge: Cambridge University Press, 2001. – 208 p.
References
1. Belkovskiy, S. V., Savinova, O. N. (2017). Content analysis in journalism research: Educational and methodological guide. Nizhniy Novgorod: Nizhegorodskiy gosuniversitet.
2. Goldentsvayg, G. (2010). Journalism is forced to fight for the position of the main source of information. Mediatrends, № 2, 2-10.
3. Doroshchuk, Ye.S. (2014). Content characteristics of cultural security in the context of media content issues. Media images of culture in the modern information space. Collection of scientific articles. Kazan: Publishing house Kazan. university, 82-91.
4. Zalevskaya, M.A., Mordanov, M.A. (2022). The state and prospects for the development of creative industries: the experience of Yugra. Stage, № 1.
5.  Vartanova, E. L., Denisova, I. N. ,  Steblovskaya, S. B.  (2021). Research of journalistic creativity: modern approaches: In memory of A. A. Tertychny. M.: Faculty of Journalism of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Moscow State University named after M.V. Lomonosov". 195 p.
6. Kiuru, K.D., Linkov, S.V. (2022). Drama Design, Narrative Design and Visual Storytelling as Stages of Creating a Media Product. Znak: problematic field of media education, No. 3 (45).
7. Komarova, K. S. (2022). The role of mass media in the development of creative (creative) industries in Russia. Actual research, № 39(118), 46-48.
8Concepts for the development of creative (creative) industries and mechanisms for implementing their state support in large and largest urban agglomerations until 2030. (2021). [DX Reader version]. Retrieved from http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf
9. Korkonosenko, S.G. (2020). Fundamentals of the creative activity of a journalist [DX Reader version]. Retrieved from http://evartist.narod.ru/text5/58.htm 
10. Oleshko, V.F. (2004). Journalism as creativity: a textbook for the courses "Fundamentals of Journalism" and "Fundamentals of the Creative Activity of a Journalist". M.: RIP-holding. 222 p.
11. Oleshko, V. F. (2016). Creative realization of a journalist in business publications. In V. F. Oleshko, E. V. Tarkhanova (Eds.), Bulletin of the Ural Federal University. Series 1: Problems of education, science and culture, № 1 (T. 147), 30-39.
12. The media play an important role in the development of the creative industries. (2020).  [DX Reader version]. Retrieved from https://www.culturepartnership.eu/article/media-plays-important-role-in-the-development-of-creative-industries
13. Fominova, L. A. (2021). The role of the media in the field of creative industries. In L. A. Fominova, A. G. Shkurat (Eds.), Modern research in the humanities and natural sciences: a collection of scientific articles, Volume Part VII. Moscow: Pero Publishing House, 37-43.
14. Hawkins, J. (2011). Creative economy. How to turn ideas into money. Moscow: Publishing house "Classics-XXI". 256 p.
15. Tsukanov, E. A. (2019). Media culture and media creativity beyond technology. In E. A. Tsukanov (Ed.),  Culture in the focus of scientific paradigms, №9, 162-166.
16Americans for the Arts [DX Reader version]. Retrieved from http://www.americansforthearts.org 
17Creative economy: a feasible development opinion [DX Reader version]. Retrieved from http://unctad.org/es/Docs/ditctab20103_en.pdf 
18. Guide on Surveying the Economic Contribution of the Copyright-based Industries, Geneva: WIPO. [DX Reader version]. Retrieved from http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/copyright/893/wipo_pub_893.pdf 
19. Hesmondhalgh, D. (2002). The Cultural Industries. London: Sage Publications. 480 p.
20. International Flows of Selected Cultural Goods and Services 1994-2003: Defining and Capturing the Flows of Global Cultural Trade, Montreal: UIS.  [DX Reader version]. Retrieved from  https://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/international-flows-of-selected-cultural-goods-and-services-1994-2003-en_1.pdf 
21. Throsby, D. (2001). Economics and Culture. Cambridge: Cambridge University Press. 208 p.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рассмотрение статья «Специфика освещения темы креативных индустрий в федеральных и окружных СМИ», предлагаемая к публикации в журнале «Litera», несомненно, является актуальной, ввиду важности рассмотрения специфики публикаций в различных типах средств массовой информации. Как известно, в условиях развития информационного общества возможности средств массовой информации значительно увеличиваются – это не только канал информирования, но и инструмент воздействия на массовую аудиторию.
Отметим наличие сравнительно небольшого количества исследований по данной тематике в отечественной журналистике. Статья является новаторской, одной из первых в российской журналистике, посвященной исследованию подобной проблематики.
В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Автор обращается, в том числе, к различным методам для подтверждения выдвинутой гипотезы. Основными методами явились контент- анализ, логико-семантический анализ, герменевтический и сравнительно-сопоставительный методы.
В работе автор приводит различные классификации типов креативных индустрий в нашей стране и за рубежом, а также исследование специфики освещения темы креативных индустрий в федеральных и окружных СМИ (Ханты-Мансийского автономного округа — Югры), а также выявление современных тенденций освещения этой темы. Практическим материалом явились тексты изданий «Вечерняя Москва» и «Аргументы и факты» (15 материалов) за 2022-2023 годы и «Новости Югры» и «Аргументы и факты – Югра» (17 материалов) за 2022-2023 годы.
Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором.
Библиография статьи насчитывает 21 источник на русском и иностранном языках. К сожалению, в статье отсутствуют ссылки на фундаментальные работы, такие как монографии, кандидатские и докторские диссертации.
В статье присутствуют ряд опечаток, например, «…идентификацию как субхекта…»
Высказанные замечания не являются существенными и не умаляют общее положительное впечатление от рецензируемой работы. Работа является новаторской, представляющей авторское видение решения рассматриваемого вопроса и может иметь логическое продолжение в дальнейших исследованиях. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе преподавания вузовских курсов по журналистике, а также в практической подготовке будущих журналистов. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Специфика освещения темы креативных индустрий в федеральных и окружных СМИ» может быть рекомендована к публикации в научном журнале.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.