Культура и искусство - рубрика Архитектура и дизайн
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Архитектура и дизайн"
Архитектура и дизайн
Д. О. Швидковский - Ренессансные черты в русской архитектурной культуре и дипломатия Венеции конца XV века c. 0-0
Аннотация: для возникновения Ренессанса в архитектуре любой европейской страны, кроме Италии, было необходимо взаимодействие четырех основных факторов, среди них в первую очередь — существование нескольких групп людей, готовых к восприятию идей и форм, связанных в той или иной степени с античностью: мастеров-строителей, могущественных заказчиков и мыслителей, способных или воспринять философию гуманизма (итальянского и,как в русском случае, византийского) или создать идеологию, чаще всего государственную, в которой ассоциации с Римской империей или Византией как ее наследницей играли бы заметную роль. То новое, что появилось в годы близости московского зодчества к итальянскому Возрождению XV в., в течение долгого времени определяло его развитие.
Панкратова А.В. - Дизайн как феномен культуры c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.11.33573

EDN: YUIVBS

Аннотация: Объектом исследования является культура в части её эстетической составляющей (искусства и дизайна). Предметом исследования является дизайн как феномен культуры. Автор предполагает, что дизайн с философской точки зрения содержит смыслы, которые не описываются традиционным рядом эстетических категорий. Автор проводит демаркацию категорий «дизайн» с категориями «искусство» и «эстетическое», последовательно выявляя отличия по следующим параметрам: 1. функциональное отличие; 2. отличие происхождения; 3. семиотическое отличие. Отграничив категорию дизайн от категории искусство, автор выявляет специфическую семиургическую сущность категории дизайн. Семиургичность дизайна связана с проективной деятельностью, то есть деятельностью по созданию новых знаков. Дизайн связан с проектированием вторичной реальности и постепенным удваиванием мира. Основным выводом исследования является попытка выведения формулы философского содержания категории «дизайн». Философская категория «дизайн» связана с эстетической организацией вторичной реальности и характеризуется проективностью (ориентацией на новацию), транзитивностью (ориентацией на реальное применение), функциональностью (направленностью на оптимальное применение), имманентностью (отсутствием связей с трансцендентным) и семиургичностью – функцией создания новых знаков. Семиургичность дизайна заключается в постоянном воспроизводстве самого себя, так как в дискурсе дизайна «новое» становится синонимом дизайна и утрачивает смысл диалектического отрицания «старого». Дизайн связан с символическим удваиванием мира. Причем это удваивание не увеличивает смысл и ценность бытия, а, напротив, усиливает иллюзорность бытия, так как дизайн, в отличие от искусства, не связан с указанием на трансцендентную реальность.
Панкратова А.В. - Проблема дизайна как метаязыка информационного пространства c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.68776

EDN: TYYZQY

Аннотация: Объектом исследования является современный дизайн как феномен культуры. Предметом исследования является дизайн как метаязык современного информационного пространства – гиперреальности. Актуальность исследования детерминирована глобализацией общения, характерной для современной социокультурной ситуации: сегодня общение происходит в гиперреальности, что делает национальные языки частным случаем коммуникации – весь мир начинает общаться на метаязыке, понятном в любой точке мира, и сегодня таким универсальным языком становится дизайн. Новизна исследования обусловлена самой постановкой вопроса: до сих пор дизайн не рассматривался как метаязык гиперреальности. Кроме того, в исследовании выявлены проблемы современного дизайна, связанные с современным этапом его функционирования в гиперреальности. Цель исследования – показать, что в условиях глобализированной гиперреальности дизайн становится метаязыком, семиотической системой, надстроенной над семиотической системой, которой является современное информационно-коммуникационное пространство. Основным методом исследования является семиотический анализ дизайн-среды. Исследование, в основном, базируется на материале современного плоского дизайна, который является наиболее репрезентативной формой существования дизайна в настоящее время. Основные выводы исследования: социокультурной средой современного человека является гиперреальность. Гиперреальность является метаязыком по отношению к первичной реальности. Но сама гиперреальность в качестве основного языка использует метаязык, этим метаязыком является дизайн. Дизайн надстраивает над миром вещей систему образов и коннотаций, так создается метаязык, или семиотическая система дизайна. В качестве основной знаковой формы современный дизайн использует знаки-симулякры, так как гиперреальность в своем развитии стремится дистанцироваться от первичной реальности, и вырабатывает свою синтаксическую и парадигматическую структуру, принципиально отличающуюся от первичной реальности. Уникальность дизайна как метаязыка заключается в использовании симулякров, знаков, принципиально не выразительных, не приспособленных для адекватной передачи информации.
Сохацкая Д.Г. - Городское пространство: архетипические модели, морфологические свойства, мифологические сюжеты. Методика комплексного изучения c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.1.69568

EDN: PSNGKN

Аннотация: Объектом исследования является культурное пространство города. Предметом исследования являются морфологические свойства и мифологические сюжеты культурного пространства города (на примере г. Комсомольска-на-Амуре). Автор подробно рассматривает комплексное изучение культурного пространства города в призме историко-культурного, философско-культурологического, психоаналитического, символического, лингвистического и семиологического подходов. Сформирован авторский способ исследования городского пространства, базирующийся на линии мифа (лемниската Бернулли). Изучены и рассмотрены литературные, художественные произведения для выявления архетипических моделей и их морфологических свойств города Комсомольска-на-Амуре. Выявлены некоторые мифологические сюжеты и способы преобразования культурного пространства. Особое внимание уделяется анализу художественных текстов для выявления художественного образа культурного пространства города. Представлено описание ряда архитектурных объектов и интерпретация некоторых декоративных элементов. В исследовании используются традиционные подходы к изучению культурного пространства города, а также предпринимается попытка дополнить границы исследования на основе интерпретации мифических сюжетов, мифологемы с использованием технематической составляющей – Лемнискатой Бернулли. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе традиционных и технематических подходов исследовано культурное пространство города Комсомольска-на-Амуре на основе анализа мифологических сюжетов города Комсомольска-на-Амуре, художественных текстов, литературных и архитектурных произведений. Выявлены морфологические свойства культурного пространства города. Основным выводом исследования является то, что используя междисциплинарный подход в изучении культурного пространства города выявлены возможности в его идентификации. С помощью технематичности или математического анализа, интерпретации литературных и художественных текстов, а также разностороннего комплексного изучения архитектурных объектов и его декоративных, выразительных средств стало возможным трактовать эти знания как способ преобразования культурного пространства города. Данное исследование открывает возможности для более тщательного изучения линии мифа как одного из возможных вариантов преобразования пространства города, сохранении исторического, архитектурного, художественного и литературного наследия.
Панкратова А.В. - Визуальный контент нейросетей как возвращение к симулякру третьего порядка c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.2.69753

EDN: ADDJPM

Аннотация: Настоящая статья является частью более крупного исследования дизайна как культурного феномена. В данной части исследования автор рассматривает процесс, который в настоящее время происходит в семиотической структуре дизайна, связанный с активным внедрением нейросетей в создание визуального контента. Продукция искусственного интеллекта стилистически уводит дизайн от симулякра четвертого порядка (от стилистики плоского дизайна) и возвращает дизайн к использованию симулякра третьего порядка в качестве основной знаковой формы. Объектом исследования является изменение семиотической системы дизайна под влиянием нейросетей. Предмет исследования – возвращение к симулякру третьего порядка в семиотической системе современного дизайна. Цель исследования: показать и попытаться объяснить, каким образом в семиотической системе современного дизайна происходит возвращение к использованию симулякра третьего порядка. Методом исследования является семиотический анализ современного дизайна, основанный на методике семиотического анализа Р. Барта. Также исследование опирается на теорию Ж. Бодрийяра о семиозисе в гиперреальности и трех порядках симулякров. Философское обоснование искусства нейросетей автор видит в концепции плоских онтологий. Исследование семиотической структуры дизайна позволяет увидеть, что логика развития дизайна проводит данный феномен через последовательные ступени семиозиза, связанные с уменьшением смысла и умалением бытия. В своем развитии дизайн последовательно использует в качестве основной знаковой формы сначала знаки-индексы, симулякр второго порядка, потом симулякр третьего порядка. В наши дни основной знаковой формой в дизайне стал симулякр четвертого порядка. Далее дизайн должен был или завершиться как профессия и феномен, или перейти в новую культурную парадигму, не связанную с симуляцией. Однако в настоящее время в дизайне начали происходить неожиданные трансформации, обусловленные активным привлечением нечеловеческих агентов – нейросетей – к созданию визуального контента. Продукты нейросетей являются типичным примером симулякра третьего порядка. Благодаря использованию нейросетей современный дизайн окончательно обретает вектор трансгуманизма и замыкается в симуляции.
Панкратова А.В. - Дизайн в модерне: исторический выбор в пользу глобализации c. 12-25

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.10.44134

EDN: ZTTFUX

Аннотация: Объектом данного исследования является дизайн как культурный феномен и его историческое формирование. Предметом исследования является модернистская дизайн-эпистема, которая начала свое формирование в парадигме модерна. Цель исследования – показать, что в проекте модерна развитие дизайна как культурного феномена не было жестко детерминировано, и могло пойти по другому пути. Однако исторический выбор был сделан в пользу американского функционализма и европейского интернационального дизайна. Интернациональный дизайн создает предметную и информационную среду, которая подходит для любой страны, вне зависимости от культурного контекста. Такой дизайн отвечает целям глобализации. При этом сущность дизайна допускает и такое применение, как эстетизация действительности и сохранение культурной идентичности. Основной вывод исследования заключается в том, что историческое развитие феномена дизайна могло пойти по другому пути. Нынешнее состояние дизайна определяется вектором глобализации, который был задан при переходе от модерна к модернизму. Данный вектор является результатом выбора в пользу функционализма, стиля, который отвечает идеологии глобализации, трансформации общества в однородную потребительскую среду. Именно в период модерна генезис дизайна мог пойти по другому пути, так как изначально модерн был проектом эстетизации и одухотворения предметной среды, однако, история сложилась так, что дизайн выбрал вектор развития, связанный с функционализмом. С данным выводом связана научная новизна исследования, так как до сих пор история дизайна интерпретировалась однозначно, с позиций преимущества интернационального стиля и функционализма. В то время как феномен дизайна шире, и может включать в себя возможности сохранения культурной идентичности, которая обсуждалась в эпоху модерна.
Ся Ч. - Исторические образцы и современное применение «китайского стиля» в искусстве оформления британского интерьера c. 15-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.5.70575

EDN: PTMHKF

Аннотация: «Китайский стиль» – это новая форма соединения китайского и западного стилей, сформировавшаяся на основе западного декоративного искусства после того, как большое количество китайских экспортируемых произведений искусства было импортировано в Европу в XVII–XVIII веках. В статье в качестве отправной точки взята знаменитая британская загородная усадьба XVIII века, а также объединены соответствующие элементы внутреннего убранства, для осуществления анализа влияния китайского дизайна на британские декоративные узоры и декоративные техники. «Китайский стиль» представляет собой инновационное сочетание китайского и западного искусства, основанное на западных декоративных методах. В статье, также проводится анализ влияния стиля «Шинуазри» как нового вида искусства, сочетающего традиционные китайские элементы с западными формами на британские декоративные методы, с акцентом на конкретное исследование данного феномена. Цель автора данного исследования заключается в изучении и ознакомлении читателей и научного сообщества с развитием и применением «Китайского стиля» в британских декоративных методах оформления интерьеров. Для достижения этой цели автор использует сравнительно-исторический, историко-культурологический методы, иконографический метод описания, а также стилистический анализ, проводит анализ исторических источников: исторических документов, изображений, артефактов и литературы. Методология исследования включает в себя комплексный подход к изучению исторического контекста и его влияния на становление британского интерьера. Эмпирическое обобщение материала позволяет сделать вывод о значимости приведенного исследования и влиянии «Китайского стиля» на современные декоративные методы разработки и дизайна интерьера в Британии. Новизна исследования заключается в применении сочетания методов, анализа исторических форм для изучения данной темы, мало изученной в сегменте российской исторической науки, что позволило получить результаты способные вызвать повышенный интерес к становлению британского интерьера у специалистов. Автор подчеркивает важность умения мастеров дизайна и архитекторов объединять элементы итальянского и британского дизайна для создания уникального интерьера. Особый вклад автора заключается в анализе исторических материалов, практических примеров успешного применения "Китайского стиля" в британских интерьерах, что делает данную статью ценным исследованием для дизайнеров и любителей интерьерного искусства.
Жукова И.В., Барсукова Н.И. - Многофункциональность как базовый принцип дизайн-проектирования c. 25-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.3.39940

EDN: BSOUFO

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является феномен многофункциональных предметов и объектов среды. Новизна исследования заключается в выявлении их особенностей и тенденций, связанных с отсутствием единого и методологического подхода в теории и практике дизайна. В связи с этим рассмотрены вопросы, связанные с принципом многофункциональности в отдельных видах дизайна. Освещаются различные составляющие многофункционального дизайн-проектирования как прогрессивного и доступного симбиоза дизайнерских решений. Выяснено, что современное дизайн-проектирование ориентировано на создание как отдельных объектов, включающих в себя более одной функции, так и среды в целом. Актуальность данной тематики заключена в невозможности организовать комфортную городскую среду с помощью отдельных композиций. Поэтому созрела идея интегрированного подхода, организации среды обитания человека дизайн-средствами на основе многофункциональности и многогранного изучения данного вопроса. Результатом исследования явилась систематизация разрозненных знаний, выявление общих условий и факторов формирования многофункциональных объектов и среды: эффективность, комфорт, удобство, эргономичность при пользовании или юзабилити, модульный принцип и технологичность. Определение многофункциональности как базового принципа дизайн-проектирования позволит расширить спектр проблематики дизайн-проектирования, его типологизацию, взаимоадаптивность и универсальность креативного подхода в работе.
Аббасов И.Б., Санчез К. - Дизайн музейного пространства культуры инков “Museo del Sol” c. 40-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.8.27096

Аннотация: Объектом исследования является Музей Солнца культуры инков в городе Ибарра, Эквадор. Предметом исследования является влияние бренда музея на развитие и популяризации культуры инков. Цель работы состоит в анализе и разработке новой концепции дизайна музейного пространства в целях разработки рекомендаций для дальнейшего продвижения бренда в области туристической привлекательности и развития местной экономики. В работе рассматриваются вопросы разработки дизайн-концепции музейного пространства культуры инков «Музей Солнца» (“Museo del Sol”, г. Ибарра, Эквадор). Приведены особенности формирования музейного пространства, концепции его проектирования, описаны современные тенденции по организации исторических музеев в Латинской Америке. Сделан обзор графического обеспечения латиноамериканских музеев культуры, археологии и истории. Представлены исторические основы музея культуры инков, анализирована иконография цивилизации инков различных периодов. Описано существующее состояние музея Солнца, история его основания, предпосылки для создания нового бренда. Рассмотрен ассоциативный ряд графической информации для создания нового логотипа музея, обоснованы фирменные цвета, разработаны составные части бренда, рекламно-графическая продукция, предложена концепция организации музейного пространства. Результаты работы позволять усилить бренд музея Солнца, повысить его социальную значимость для популяризации культуры инков и продвижения туристической привлекательности.
Барсукова Н.И. - Проблематизация современного урбанистического дизайна c. 46-60

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.4.38045

EDN: WGYNNT

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются концепции, направления и определения урбанистического дизайна, существующие в разных странах на сегодняшний день. Новизна исследования заключается в выявлении их особенностей и проблем, связанных с отсутствием единого теоретического и методологического подхода к урбанистическому дизайну. Рассматриваются основные тенденции городского дизайна, принципы формирования городских пространств, предлагаются категории и понятия дизайн-проектирования, отражающие средовые ценности урбанистической среды. Предпринята попытка показать, что эти противоречия могут быть решены путем расширения проблемного поля городского дизайна за счёт включения экологических, антропологических и психологических вопросов для создания инновационных проектов дизайна. Именно в ценностных установках наиболее ярко проявляются различия многих концепций.   Обосновывается необходимость комплексного подхода к дизайну городской среды. Для этого предложена стратегия городского дизайна, обобщающая ключевые современные научные и прикладные точки зрения в этой области. В ней определены связи, совпадения и взаимодополняемость между различными концептуальными подходами, акцент сделан на человекоцентрированный дизайн и инновации. Она ориентирована на моделирование фактически новой синтетической среды, обладающей повышенными комфортными показателями без ущерба для природного окружения. Актуальность такого подхода обусловлена распространённым мнением о невозможности достижения экологического равновесия в рамках городского поселения. Результатом исследования явилось выявление основных тем и проблем, которые урбанистический дизайн способен решить на современном этапе.
Григорьева М.Б. - Ведущие приемы трансформации традиционного декоративного искусства Японии в художественном оформлении современных ресторанов. c. 47-58

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.7.33019

Аннотация: Статья направлена на исследование и систематизацию основных проектных подходов при проектировании этнического интерьера, в частности японских ресторанов, расположенных на территории России. Исследование детерминирует разницу между восприятием пространства в японской и европейской культуре, а также устанавливает приемы использования традиционных и инновационных методов решения художественного образа. В практической деятельности проведенное исследование может стать оценочной категорией, при анализе творческих подходов современных авторов, реализующих дальневосточную тематику при проектировании среды ресторанов. Предметом исследования являются художественно-декоративные подходы при интерпретации аутентичной японской среды европейскими авторами. В рамках установленных подходов выявляются дополнительные проектные методы решения образа. Объект исследования-рестораны японской кухни, расположенные на территории России и спроектированные европейскими авторами. Для решения поставленных задач выявления приемов трансформации традиционного декоративного искусства использовались метод семантико-морфологического, искусствоведческого и композиционного анализа. Новизна исследования состоит в том, что систематизированы основные композиционные приемы при проектировании современных ресторанов на территории России, художественный образ которых отображает этническую тематику. Установлено, что ведущими подходами в декоративно-художественном оформлении проанализированных пространств является интерпретация компонентов, заимствованных из аутентичных архитектурных объектов и декоративного искусства, а также формирование ассоциативных впечатлений для реализации темы, которая предполагает передачу заданного автором этнического колорита. При этом подход, основанный на интерпретации узнаваемых европейским реципиентом архитектурных приемов и декоративных составляющих предметно-пространственной среды, является доминирующим, что позволяет рассматривать элементы интерьера и традиционного декоративного искусства как ведущий компонент аутентичной культуры, подвергающийся стилизации при формировании художественного образа современных ресторанов.
Иов М.В., Федоровская Н.А. - Особенности трансформации славянского орнамента в современной упаковке продуктов питания c. 51-61

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.2.30699

Аннотация: Последние десятилетия характеризуются повышенным интересом к российской традиционной культуре. Среди маркеров, указывающих на этнический колорит арт-объекта или изделия, особое место занимает орнамент. В статье рассматриваются проблемы развития, трансформации и адаптации к современным условиям традиционного славянского орнамента, используемого в дизайне упаковки. В качестве объекта исследования выбраны графические элементы, нанесенные на упаковку наиболее популярных линеек общедоступных продуктов питания, распространяемых в сетевых супермаркетах. Выбор обусловлен общедоступностью, массовостью изготовления продукции и ее широким межрегиональным охватом, что обеспечивает максимальное взаимодействие с российским потребителем. Основными методами исследования становятся используемые в искусствознании и дизайне сравнительный, семиотико-герменевтический и формально-стилистический методы. Установлено, что элементы славянского орнамента широко используются в дизайне упаковки продуктов питания. Предпочтение производителей отдается элементам хохломской и гжельской росписей как наиболее известным и брендовым российским традиционным промыслам. Наблюдается активный поиск цветовых, композиционных и сюжетных решений, который свидетельствует не только о неизбежной адаптации и трансформации традиционных элементов, но и указывает на проблемы в подготовке специалистов в области дизайна, которые не всегда знакомы с семантико-смысловым полем используемых орнаментов. В результате в некоторых случаях возникает ассоциативный диссонанс в восприятии продуктов питания и их оформления. Использование традиционного орнамента в этой прикладной сфере предоставляется одним из способов сохранения и развития национальной культуры, формирующий необходимый ассоциативный пласт в сознании общества и требующий аккуратного применения.
Федоровская Н.А., Рогова А.В. - Проблемы и направления изучения цифровой скульптуры c. 56-61

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.1.24971

Аннотация: Статья посвящена стремительно развивающемуся в современном искусстве и дизайне феномену - цифровой скульптуре. Установлено, что несмотря довольно широкую известность и активное практическое использование в разных сферах современной жизни, это явление все еще находится на начальном этапе научного осмысления. В рамках данной работы рассматриваются наиболее значимые проблемы цифровой скульптуры, формирующие актуальные направления для ее исследования. В результате, объектом исследования выступает сама цифровая скульптура, предметом исследования – направления и проблемы изучения этого феномена. Историко-сравнительный и аналитический подходы позволили изучить исторические, технологические и художественно-выразительные аспекты цифровой скульптуры, связанные с ее процессом создания и программным обеспечением (работой в ZBrush, Sculptris, 3D-Coat и др.). Новизна исследования определяется тем, что в процессе анализа были выявлены следующие наиболее перспективные направления для изучения цифровой скульптуры, которые могут стать самостоятельными исследовательскими областями: 1. накопление и обобщение материалов исследования и источниковедческой базы; 2. разработка терминологии и методологии; 3. изучение истории развития скульпутры и программного обеспечения 4. изучение художественных свойств арт-объектов, выявление особенностей использования цифровой скульптуры.
Аббасов И.Б., Ду И. - Дизайн концепция выставочного пространства государственного музея провинции Хэнань c. 56-76

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.6.38496

EDN: SHSFJJ

Аннотация: Хэнаньский музей является одним из первых музеев Китая, в условиях непрерывного развития технологий большинство музейных пространств требуют современного дизайна. В сегодняшней быстро развивающейся среде музейных брендов для данного музея необходим современный дизайн. Данная работа посвящена разработке новой концепции дизайна музейного пространства Хэнань, зала музыкальных инструментов Великого Шелкового пути, в целях разработки рекомендаций для дальнейшего продвижения бренда в области туристической привлекательности и развития местной экономики. Объектом исследования является музей провинции Хэнань, Китай, предметом является влияние бренда музея на популяризацию древнекитайской культуры. Приведен анализ некоторых азиатских музеев, описаны этапы становления музея, разработаны элементы ребрендинга: логотип, буклет, плакат, сайт, рекламная продукция музея. Предложена концепция дизайна помещения выставочного зала «Музыкальные инструменты Великого Шелкового пути», сделаны визуализации и создан видео облёт помещения зала, с наглядным представлением экспонатов для дистанционного доступа и просмотра. Был использован ситуационный подход к организации среды при разработке дизайна музейного пространства. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в ребрендинге музея культуры, в разработке новой концепции оформления выставочного зала музейного пространства Хэнаньского музея. Обсуждены некоторые современные тенденции развития дизайна музейного пространства на примере отечественных и зарубежных музеев.
Соколова М.В. - Рецепции и интерпретация средневекового архитектурного наследия в высоковикторианскую эпоху c. 57-63

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.10.25621

Аннотация: Объектом исследования является характер восприятия и способ интерпретации средневекового архитектурного наследия и традиции в архитектурной практике высоковикторианского времени. Также изучается воздействие идей Джона Рескина на формирование эстетических предпочтений в английской архитектуре изучаемой эпохи. Предметом исследования являются британские усадебные дома, построенные по проектам таких архитекторов, как Р.Н.Шоу, У.Э.Несфилд, Г.Скотт. Также рассматриваются такие книги Дж.Рескина как «Камни Венеции» и «Семь светочей архитектуры» и их влияние на формирование определённых эстетических предпочтений. Проводится детальный формально-стилистический анализ фасадной композиции и архитектурного декора английских загородных домов высоковикторианского времени. Основным итогом проведенного исследования является вывод об изменении характера интерпретации средневекового наследия в изучаемую эпоху. Вопреки распространённому мнению, мастера британского Готического Возрождения вдохновлялись далеко не только образами национальной архитектуры. Во многом благодаря сочинениям Дж.Рескина, приобретающим в изучаемое время широкую популярность, интерес архитекторов смещается в сторону средневекового наследия других европейских стран, в частности, Италии.
Розин В.М. - Современный архитектурный процесс, как условие поляризации архитектурных решений c. 57-64

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28842

Аннотация: В статье ставится вопрос, на основе каких критериев осуществлять реконструкцию и типологию облика и строения в архитектуре зданий и особенностей городской среды. Автор предлагает такой критерий как «архитектурный процесс». Рассматриваются основные характеристики архитектурного процесса: проектные, экономические, социальные. На их основе намечаются три типа архитектурных решений, соответствующих трем типах проектирования ‒ типовому, индивидуальному и смешанному. Эти решения позволяют различить и три типа архитектурных облика зданий и среды. В работе была реализована следующая методология исследования: постановка проблем, историческая реконструкция, сравнительный и ситуационный анализ, социокультурный анализ. В результате исследования удалось показать необходимость при реконструкции типов и особенностей облика современных архитектурных зданий и среды обращаться к анализу, с одной стороны, особенностей архитектурного проектирования, а с другой ‒ к социокультурным условиям и требованиям. Предложен и вариант подобной реконструкции.
Панкратова А.В. - Мир идей как способ сфокусировать дизайн-эпистему c. 59-69

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.3.39042

EDN: LTBLGE

Аннотация: Предметом исследования является дизайн-эпистема – система логических связей и способов формирования понятий внутри семиотической системы дизайна. Дизайн-эпистема рассматривается в динамике: в настоящее время в дизайне намечается логический тупик, инспирированный идеологией модернизма. Идеология модернизма в своем логическом развитии приводит семиотическую систему дизайна к использованию знаков-симулякров, что, в свою очередь, приводит к практику дизайна к концу. Выходом из сложившейся ситуации может стать поворот развития дизайн-эпистемы к принципиально другому полюсу мышления. Автор использует метод семиотического анализа, который позволяет выявить основной тип знаков, который используется в современной дизайн-эпистеме. Кроме того, методологическим основанием исследования является концепт Платона о мире идей в приложении к современному дизайну. В качестве корпуса материала приводятся примеры эстетического релятивизма в современном дизайне, данные примеры эксплицируют расфокусировку дизайн-эпистемы.      Основной вывод исследования заключается в том, что современная дизайн-эпистема находится в логическом тупике из-за использования в качестве основной знаковой формы симулякра четвертого порядка. Симулякр четвертого порядка – это знак, который не только не отсылает к внутреннему референту, но и внешняя форма которого стремится к нулю. Такой знак не подразумевает существование дизайна как принципа организации и оформления взаимодействия означающего и означаемого в знаке. Дизайн-эпистема, не подразумевающая дизайна, находится в состоянии расфокусировки. Способом заново собрать дизайн-эпистему является переход в другую парадигму. Из материалистической и горизонтально ориентированной парадигмы модернизма дизайн-эпистема должна перейти в вертикально ориентированную парадигму. Основа построения мышления в сфере дизайна в вертикально ориентированной системе – концепт Платона о мире идей.
Горелова Ю.Р. - Архитектурная среда Омска эпохи развитого социализма c. 62-80

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.30068

Аннотация: В статье рассматриваются тенденции, характеризующие развитие архитектурной среды Омска 1960-х – 1980-х гг. Преобразования архитектурной среды Омска рассматриваются во взаимосвязи с историко-культурным контекстом и историко-архитектурным процессом. Автор анализирует как общероссийские тенденции, так и региональную специфику. Особенностью данного исследования является выстраивание параллелей между архитектурно-художественным и историко-культурным процессами. Рассмотрены такие вопросы как смена стилистических тенденций, тенденции в области жилищного строительства и возведение значимых объектов общественного назначения. Основными методами данного исследования явились метод изучения специальной научной литературы и источников и метод натурного обследования архитектурных объектов. Особенностью является привлечения материалов воспоминаний горожан, содержащих информацию рефлективного характера, позволяющую понять восприятие изменений, происходящих в городской среде горожанами Результаты исследования позволяют охарактеризовать развитие архитектурной среды крупного сибирского города (Омска) в период развитого социализма (1960-е – 1980-е гг.) во взаимосвязи с историко-культурным и архитектурно-художественным контекстами. Результаты исследования могут быть использованы при уточнении градостроительных решений и выработке концептуальных основ региональной культурной политики. Статья будет интересна специалистам по истории архитектуры и строительства, а также широкой аудитории, интересующейся историей и культурой своего края.
Чан С. - Экологические идеи в средовом дизайне: проект «Вспоминая новое» c. 64-71

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.7.29915

Аннотация: В статье основное внимание уделяется проблеме применения идей экологического развития среды в художественном творчестве. Кроме того, автор задумывается над тем, как через создание дизайнерских изделий показать отношения взаимосвязи и взаимозависимости между человеком и технологиями. Результатом осмысления этих вопросов стало создание проекта «Вспоминая новое». Данный проект представляет собой офисное кресло для двух человек с функциями наклона спинки и поднятия, опускания сиденья. Инновационный характер проекта заключается в повторном использовании материалов. Поскольку средовой дизайн изначально создавался как междисциплинарная область, автору необходимо было не только описать предысторию и процесс создания проекта, но также с социальной и исторической точек зрения проанализировать появление и развитие экологических идей. Посредством метода соединения теории и практики, автор в данном исследовании пришел к выводу о социальной значимости идей экологического развития в средовом дизайне. Их использование в художественном творчестве влияет на популяризацию экологической концепции в обществе в целом. Таким образом, проект «Вспоминая новое» обладает интерактивным характером, показывая взаимодействие между человеком, технологиями и окружающей средой.
Уваров Н.Ю. - Предпосылки формирования инклюзивного дизайна в России c. 73-86

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.33088

Аннотация: Предметом исследования являются социальные и концептуальные предпосылки формирования инклюзивных подходов в дизайне на территории России во второй половине XX в. Цель статьи заключается в выявлении и анализе инклюзивного дискурса в СССР как дополнительного фактора для формирования современной инклюзивной практики в России. Статья обращается к анализу теоретического наследия СССР, которое развивало схожие вопросы, начиная с 1920-х гг. В статье кратко анализируется генезис доступного дизайна в Европе, США и России, специфика известных инклюзивных концепций, а также анализируется инклюзивный дискурс в СССР, к которому относятся человекоориентированные идей, концепции и подходы в социальной сфере и дизайне.      Новизна заключается в том, что работы советских теоретиков дизайна рассматриваются в ключе современных инклюзивных подходов, что позволило выявить и охарактеризовать самобытный инклюзивный дискурс в СССР, который рассматривается как дополнительный фактор при адаптации иностранной инклюзивной методологии к российским реалиям, а также вносит новые идеи по ее развитию. Основные выводы заключаются в том, что 1) советская теория дизайна выработала достаточное основание для формирования самобытной инклюзивной концепции, главной особенностью которой является социальный процессоориентированный характер и оперирование на уровне функциональных связей; 2) При формировании инклюзивной методологии эффективнее обращаться к любым существующим инклюзивным концепциям, но не механически, а адаптивно. Ведущим фактором адаптации служит соответствие локальному социокультурному контексту; 3) Наиболее органичной для Российского социокультурного контекста выступает концепция Дизайна для всех благодаря ее интернациональному характеру и фокусу на деликатной интеграции различных слоев населения.
Аббасов И.Б., Вань Ц. - Дизайн пространства фестиваля воздушных змеев c. 81-91

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.30362

Аннотация: Объектом исследования является фестиваль воздушных змеев в г. Вэйфан, Шаньдунь, Китай. Предметом исследования является влияние графического обеспечения фестиваля воздушных змеев на повышение интереса к истории народной культуры. Разработка новой дизайн-концепции проведения фестиваля позволит повысить её привлекательность и популяризировать традиции китайских народных промыслов. Появившись в Китае воздушные змеи быстро распространились в соседние страны Юго-восточной Азии и позднее появились на Западе. Они имели достаточно широкое применение, начиная от зрелищных мероприятий и передачи информации до военных целей. Целью работы является выявление особенностей традиционного народного искусства Китая в области проведения культурно-массовых мероприятий на примере Международного фестиваля воздушных змеев в г. Вэйфан. Для этой цели анализированы особенности логотипов и афиш проведенных фестивалей, предложены критерии для анализа рекламно-графической информации. Разработан новый дизайн и графическое сопровождение фестивальных мероприятий, представлены проектные предложения по организации пространства фестиваля. Результаты исследований, разработанные средства, новая концепция графического обеспечения фестиваля воздушных змеев в г. Вэйфан помогут популяризации культурных традиций Китая и повысит его туристическую привлекательность.
Сонина О.Э., Вильчинская-Бутенко М.Э. - Системность как свойство визуальной идентификации выставки c. 82-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.38419

EDN: AHCKME

Аннотация: В статье приводятся результаты системного анализа визуальной идентификации выставочных проектов и выявляется специфика проектирования выставочной айдентики, которая является важным средством коммуникации, привлекающим посетителей. В рамках данной статьи авторы ставят задачу обобщения опыта идентификации выставочных проектов и выявления специфики проектирования выставочной айдентики.Предметом исследования является айдентика современных выставочных проектов России, Германии, Финляндии, Австралии и Китая, в которых все элементы, начиная от логотипа, полиграфической продукции, сайта до оформления пространства экспозиций взаимосвязаны и представляют собой единый комплекс. Анализируются проекты, созданные в крупных музеях, имеющих узнаваемый бренд и сложившуюся репутацию у посетителей, так и небольшие выставочные проекты, организаторы которых могут затрачивать минимальные средства на реализацию. На основе финского опыта проектирования музейной айдентики систематизируются современные подходы к созданию выставочных проектов различной направленности, в которых экспозиция и носители информации о ней проектируются как единая система, в которой формообразование, типографика и визуальные метафоры формируют единое образное решение, расширяя возможности носителей рекламной информации о выставочном проекте и задействуя новые каналы передачи информации. Делается вывод о специфике выставочной айдентики и факторах, ее детерминирующих: специфичность выставки как специального мероприятия предопределяет комплексный подход к разработке айдентики для обеспечения синергийного взаимодействия элементов системы визуальной идентификации.
Даруди А. - Типология мусульманских минаретов. Иранская специфика c. 87-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.33216

Аннотация: Предмет исследования – мусульманские минареты вообще и иранские в частности. Цель исследования – составить типологическую классификацию мусульманских минаретов и, исходя из нее, выявить специфику иранских типов минаретов. Используются такие исследовательские методы, как иконографический, стилистического анализа, иконологический, культурологический. Согласно поставленной цели, задачи состояли: 1. в выявлении различных типов мусульманских минаретов, 2. в отборе иранских примеров для выявленных типов, 3. в определении степени распространенности данных типов именно в иранской архитектуре и 4. в формулировке особенностей того архитектурного образа минарета, который возник в контексте иранской архитектуры. Для объективности выводов мы ограничились эпохой средневековой мусульманской культуры Ирана с VII в. до конца XVIII в.     Научная новизна статьи состоит в важности понимания характерных особенностей иранских минаретов, воспринимающихся как символ иранской веры. Через знакомство с архитектурными особенностями минаретов можно понять специфику иранской религиозной архитектуры и иранской культуры в целом. Результаты исследования показывают, что отличительными особенностями иранских минаретов является их цилиндричность, красота убранства, парность, расположение вплотную к пештаку мечети, который они фланкируют. Одна из их важнейших функций – акцентирование главного портала мечети. Иранские минареты, по большей части, имеют не воинственный или крепостной облик, а репрезентативный и декоративный.
Кидакоева Н.З. - Концептуализация художественно-конструктивных принципов традиционного костюма в современном дизайн-проектировании одежды c. 91-100

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.27683

Аннотация: Предметной областью исследования является выявление современных подходов к анализу возможных способов применения художественно-конструктивных принципов традиционного костюма в современном дизайн-проектировании модной одежды. Выявляются системные качества проектно-дизайнерской деятельности, дающие возможность инвариантного сочленения элементов, обусловливающего потенциал бесконечного продуцирования новых форм костюма. Автор подробно рассматривает концепции, реализуемые в практической деятельности дизайнеров, создающих современную одежду на основе эстетики традиционной одежды разных народов – русского, бурятского, марийского, китайского, японского и др. Междисциплинарный характер исследования обусловил применение системного метода, включающего искусствоведческий, этнографический, психологический, культурологический подходы. Также применен метод сравнения по отношению к известным концепциям структурно-функционального анализа традиционного костюма как источника стилевых форм модной одежды. В статье выявляется закономерность: в дизайн-проектировании опора не только на визуально-художественные приемы композиции традиционного костюма, но на весь комплекс мифоэпического наследия народа и на этническую картину мира в целом, делает модный костюм понятным и востребованным за пределами собственного этнического ареала. В заключении формулируется мысль о том, что в современной науке и художественной практике существует несколько уровней осмысления проблемы использования этнического стиля в современной модной одежде, балансирующих от простого к сложному, от элементарного к целостному, от прикладного к философскому.
М. М. Искандаров, А. Ю. Михайлов - Национальная версия советского неоклассицизма в Казани: проблемы формулирования национальной архитектуры в СССР в 1920–1950-е годы c. 94-101
Аннотация: статья, написанная на основе натурного и историографического анализа, посвящена проблемам разработки национальной архитектуры в СССР. Осуществлено это на опыте Татарской АССР, а именно на примере Казани 1920–1930-х гг., c акцентом на жилой архитектуре. Реконструирован общесоюзный фон формирования национальных стилей в СССР, проанализированы основные достижения (постройки) в Казани. Сформулирована авторская исследовательская рамка проблем синтеза национальной архитектуры в регионах по трем сценариям: отсутствия, дискретности и преемственности национальной традиции в архитектуре регионов СССР.
Е. Н. Чернявская - Государственные символы в пространстве Москвы c. 96-103

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62089

Аннотация: в статье рассматриваются сменявшие друг друга символы государственности в пространстве Москвы — Кремль (несменяем) с Иваном Великим, храм Покрова на Рву, храм Христа Спасителя, Дворец Советов с системой высотных зданий, Международный деловой центр Москва-Сити; уточняется заключенная в каждом из архитектурных символов идея правителей о международной роли государства. Отмечается отсутствие архитектурных символов государственности в 1920-е и 1960–1980-е гг. — годы господства функциональной архитектуры, когда были созданы лишь архитектурные знаки. Устанавливается смысловая нагрузка композиционно-планировочных связей символов, в том числе связей: Ивана Великого с соседними городами и значительными подмосковными дворянскими усадьбами; Дворца Советов со сталинскими новостройками. Традиционная смысловая значимость градостроительных осевых построений позволяет предложить объяснение принятого сегодня юго-западного направления развития Москвы.
Шер А.А., Тимофеева Р.А. - Творчество Алекса Штайнвайса. Оформление обложки музыкального альбома как новое направления в графическом дизайне c. 104-115

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.4.35373

Аннотация: В статье раскрывается тема творчества Алекса Штайнванса — графического дизайнера (1917 -2011), работавшего в США в области музыкальной индустрии. Исследуются причины и следствия возникновения нового направления в графическом дизайне, связанного с оформлением обложек музыкальных альбомов (cover design), проводится анализ некоторых обложек, созданных дизайнером в 40-ых годах XX века. Так же в статье представлен краткий обзор эволюции носителей звукозаписи и изделий упаковочного производства для них. Предметом исследования является искусство Алекса Штайнвайса. Объектом исследования выступают конверты для виниловых пластинок LP, оформленные дизайнером в период его работы в кампании Colambia Record (1930-1940- ые годы). Актуальность исследования можно объяснить новой волной интереса к виниловым пластинкам и как следствие графическому дизайну в контексте музыкальной индустрии, а также необходимостью подготовки специалистов для работы в современной музыкальной индустрии. Новизна исследования состоит в изучении причинно-следственных связей появления нового направления графическом дизайне по оформлению музыкальных обложек. В результате исследования очевидным становится влияние ряда социально-экономических факторов и деятельности Алекса Штайнвайса на появление нового направления в графическом дизайне, а так же возникает вывод об актуальности изучения творчества дизайнера для студентов и представителей творческих профессий.
Лысенков А.Ю., Лысенкова Л.Ф. - Графические и смысловые аспекты "бумажной архитектуры" c. 105-111

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.5.21204

Аннотация: Объектом исследования являются вопросы становления, формирования т.н. понятия «бумажная архитектура». Рассматриваются предпосылки возникновения данного направления в архитектурном процессе. Указываются конкретные авторы и их произведения, а так же конкурсы, в которых они участвовали. Описываются материалы, которыми пользовались архитекторы и студенты, для создания конкурсных объектов. Дается оценка смысловых особенностей, анализ графического языка, историческое значение этого явления в контексте развития мировой архитектуры и архитектурного образования в - частности. Метод исследования заключается в обобщении опыта проектов «бумажной архитектуры», выделяются главные характерные моменты в их творчестве. Научная новизна статьи заключается в том, что направление «бумажной архитектуры» рассматривается как неотъемлемое звено в цепочке развития архитектурного процесса того времени. Это движение является закономерным процессом в становлении современной архитектуры как в России, так и в мировом процессе в целом. В статье сделаны выводы, что это не изолированное, временное и вынужденное явление, а продолжение и дальнейшее развитие темы архитектурной фантазии, начатой еще графикой Д.Б. Пиранези, П. Брейгеля, Я. Чернихова.
Шемшуренко Е.Г. - Проектирование комбинированных фотоизображений

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.1.16893

Аннотация: Предметом исследования является характер взаимодействия комбинированных фотоизображений различной структуры, совмещенных с элементами графического оформления, связанных общей задачей создания единого образа рекламного дизайн-проекта. Объектом исследования является комбинированное фотоизображение, являющееся, наряду с другими элементами оформления, составной частью рекламного дизайн-проекта и служащее цели создания эффективного рекламного образа. Автор подробно рассматривает такие свойства фотоизображения как объективное отражение действительности, расширение человеческого видения, анализирует рекламный макет на предмет содержания различных сообщений. Особое внимание уделяется соотношению иконической и символической составляющих комбинированного фотоизображения. В настоящей работе применены методология системного подхода при рассмотрении особенностей взаимодействия различных по характеру фотоизображений, совмещенных с элементами графического оформления, связанных общей задачей создания единого образа рекламного дизайн-проекта и сравнительный метод для классификации свойства структур фотоколлажа. Основным выводом проведенного исследования является: существует парадокс, присущий фотографической природе изображений, используемых в макете рекламного дизайн-проекта; это – заниженная значимость иконической составляющей сообщения по сравнению с его символической составляющей, но при этом – высокая документальная достоверность, неизбежно присущая фотографии, что позволяет использовать комбинированное фотоизображение вместо традиционного, пожертвовав частью документальной достоверности, что не лишает опоры символическую составляющую иконического сообщения. Особым вкладом автора в исследование темы является классификация комбинированных фотоизображений по принципу формообразования.
Шемшуренко Е.Г. - Проектирование комбинированных фотоизображений c. 108-111

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.1.68571

Аннотация: Предметом исследования является характер взаимодействия комбинированных фотоизображений различной структуры, совмещенных с элементами графического оформления, связанных общей задачей создания единого образа рекламного дизайн-проекта. Объектом исследования является комбинированное фотоизображение, являющееся, наряду с другими элементами оформления, составной частью рекламного дизайн-проекта и служащее цели создания эффективного рекламного образа. Автор подробно рассматривает такие свойства фотоизображения как объективное отражение действительности, расширение человеческого видения, анализирует рекламный макет на предмет содержания различных сообщений. Особое внимание уделяется соотношению иконической и символической составляющих комбинированного фотоизображения. В настоящей работе применены методология системного подхода при рассмотрении особенностей взаимодействия различных по характеру фотоизображений, совмещенных с элементами графического оформления, связанных общей задачей создания единого образа рекламного дизайн-проекта и сравнительный метод для классификации свойства структур фотоколлажа. Основным выводом проведенного исследования является: существует парадокс, присущий фотографической природе изображений, используемых в макете рекламного дизайн-проекта; это – заниженная значимость иконической составляющей сообщения по сравнению с его символической составляющей, но при этом – высокая документальная достоверность, неизбежно присущая фотографии, что позволяет использовать комбинированное фотоизображение вместо традиционного, пожертвовав частью документальной достоверности, что не лишает опоры символическую составляющую иконического сообщения. Особым вкладом автора в исследование темы является классификация комбинированных фотоизображений по принципу формообразования.
Аганина Н.С. - Опыт Кореи в решении проблемы стилизации алфавитного письма под иероглифы c. 115-122

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.9.27097

Аннотация: Проектирование визуального взаимодействия буквы и иероглифа в поликультурном поле графического дизайна – вопрос весьма актуальный. Проблема в том, что на практике графические решения часто оказываются вульгарной стилизацией, поскольку рисунки буквы и иероглифа связаны с принципиально разными культурами письма. Для решения проблемы стилизации буквы под иероглиф автор статьи предлагает обратиться к опыту Кореи, где используется уникальный слоговый алфавит, внешне напоминающий иероглифы, а потому являющийся мостом между буквенным и иероглифическим письмом. Соответственно, объектом исследования является корейская каллиграфия, а предметом - визуальная адаптация корейского алфавитного письма под иероглифы. Автор статьи опирается на корейские и японские источники, среди которых стоит выделить сборник научных докладов на международном симпозиуме в г. Ниигата (Япония, 2015), посвящённом проблемам эстетики каллиграфии Китая, Кореи и Японии. В результате исследования автор выделяет три исторически сложившихся способа визуальной адаптации хангыля под иероглифы (актуальные и для буквенного письма), которые не сводятся к стилизации, так как выражают собственно корейское представление о красоте. Поскольку иероглифическое письмо не укоренено в отечественной традиции, автор рассматривает поиск идентичности каллиграфии кистью как сверхзадачу проектировщика, позволяющую значительно улучшить качество стилизации буквы под иероглиф.
Маслов М.М. - Типологические признаки и классификация территориальной айдентики с позиции содержания и формы. Подходы к формированию и алгоритм проектирования бренд-дизайна территорий c. 139-155

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.4.70493

EDN: VCEDWK

Аннотация: В данной статье проводится исследование типологических признаков визуальной территориальной айдентики с позиции содержания и с позиции формы, а также подходов к созданию территориальной айдентики, сравнение с материала с уже существующими теоретическими моделями. Отмечается, что исследуемая область отличается слабой проработкой в области науки, фундаментальные труды русскоязычных авторов в этой сфере практически отсутствуют. По результатам выделения авторских типологий современных эмблем территорий (с позиции формы и смысла) сформирован алгоритм проектирования территориальной айдентики. Отмечается, что разделение формы и содержания в анализе и проектировании такой символики чрезвычайно важно с точки зрения корректного прочтения и отражения смысла, а обособленное рассмотрение этих аспектов является корректным для искусствоведческого анализа подходом. В работе применяется комплексный подход к объекту исследования – искусствоведческий анализ, аналитический метод, метод сравнения, теория систем по (С. Л. Оптнеру). Кроме этого, в работе применяется метод синтеза, принцип наглядности, метод типологии. В статье представлена авторская классификация типологических признаков территориальной айдентики с позиции формы и содержания, впервые в технической эстетике эти два важных фактора формообразования разделены. Материал представлен в форме таблиц с развернутым содержанием, а также рисунков; проведён сравнительный анализ с уже существующими классификациями территориальной айдентики, представленной другими авторами, в которых выявлены неточности. Сформулированы наиболее актуальные подходы к созданию современной визуальной айдентики мест – синтезирующий, официально-символический, национально-культурный и природно-климатический, получившие такие названия с точки зрения заложенного смысла. На основе выделенных в статье подходов к формированию современной территориальной айдентики также разработан практический алгоритм разработки современных эмблем территорий и их графической идентичности.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - Геометрия В. Г. Шухова в пространстве био-тека

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.5.12948

Аннотация: В работе рассматривается судьба выдающихся архитектурных проектов гениального русского конструктора, инженера и философа В.Г.Шухова на фоне исторических процессов, происходивших в России и мире в начале прошлого века. Дана оценка масштаба этой творческой личности, оценивается влияние, которое оказал Шухов на развитие конструктивизма и био-тека. Авторы ставят вопрос о месте оригинальных разработок Шухова в инженерном деле и архитектуре, в системе архитектурных стилей и эстетико-философских направлений первой четверти XX в. В частности, подчеркивается, что принадлежность Шухова к конструктивистскому направлению может быть частично оспорена. В связи с этим рассказывается о спорах, которые вели корифеи отечественного конструктивизма по поводу шуховских шедевров. В последней части статьи затронута проблема соотношения понятий конструктивизма как архитектурно-художественного направления, с одной стороны, и логико-математического, философского подхода, с другой. В статье авторы прибегают к методологии имманентной критики, широко распространенной в философских исследованиях XIX-XX вв. Имманентный подход предполагает анализ какой-либо теории в терминах самой теории. Среди используемых методов одно из центральных мест занимает аналогия. Позволяя делать правдоподобные заключения от одного частного примера к другому, аналогия обладает особенной наглядностью и доказательностью, подчеркивается, что аналогия лежала в основе мышления Шухова как философа и изобретателя. В работе используется общенаучный метод историзма, который позволяет соотнести динамику в различных областях культуры с ситуацией, складывающейся в стране и мире. Представить Шухова как предтечу современного био-тека пока еще никто не брался, и в этом отношении данная работа является пионерской. Попытка связать деятельность Шухова как инженера с гуманитарной составляющей эпохи также впервые предпринимается в настоящей статье. Отметим, что до сих пор в литературе предмета, не принимался во внимание взятый на вооружение Шуховым принцип «учиться у природы», который сделался центральным в математическом инженерном моделировании отечественного конструктора и ученого, а затем оказал решающее влияние на деятелей био-тека. В статье сделана попытка подойти к деятельности Шухова с позиций социальной философии и истории интеллектуальной культуры. В статье уделено внимание влиянию Шухова на архитектуру современного био-тека. В привязке Шуховских идей к концепциям современного био-тека состоит новизна подхода автора статьи.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - Геометрия В. Г. Шухова в пространстве био-тека c. 577-581

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.5.65552

Аннотация: В работе рассматривается судьба выдающихся архитектурных проектов гениального русского конструктора, инженера и философа В.Г.Шухова на фоне исторических процессов, происходивших в России и мире в начале прошлого века. Дана оценка масштаба этой творческой личности, оценивается влияние, которое оказал Шухов на развитие конструктивизма и био-тека. Авторы ставят вопрос о месте оригинальных разработок Шухова в инженерном деле и архитектуре, в системе архитектурных стилей и эстетико-философских направлений первой четверти XX в. В частности, подчеркивается, что принадлежность Шухова к конструктивистскому направлению может быть частично оспорена. В связи с этим рассказывается о спорах, которые вели корифеи отечественного конструктивизма по поводу шуховских шедевров. В последней части статьи затронута проблема соотношения понятий конструктивизма как архитектурно-художественного направления, с одной стороны, и логико-математического, философского подхода, с другой. В статье авторы прибегают к методологии имманентной критики, широко распространенной в философских исследованиях XIX-XX вв. Имманентный подход предполагает анализ какой-либо теории в терминах самой теории. Среди используемых методов одно из центральных мест занимает аналогия. Позволяя делать правдоподобные заключения от одного частного примера к другому, аналогия обладает особенной наглядностью и доказательностью, подчеркивается, что аналогия лежала в основе мышления Шухова как философа и изобретателя. В работе используется общенаучный метод историзма, который позволяет соотнести динамику в различных областях культуры с ситуацией, складывающейся в стране и мире. Представить Шухова как предтечу современного био-тека пока еще никто не брался, и в этом отношении данная работа является пионерской. Попытка связать деятельность Шухова как инженера с гуманитарной составляющей эпохи также впервые предпринимается в настоящей статье. Отметим, что до сих пор в литературе предмета, не принимался во внимание взятый на вооружение Шуховым принцип «учиться у природы», который сделался центральным в математическом инженерном моделировании отечественного конструктора и ученого, а затем оказал решающее влияние на деятелей био-тека. В статье сделана попытка подойти к деятельности Шухова с позиций социальной философии и истории интеллектуальной культуры. В статье уделено внимание влиянию Шухова на архитектуру современного био-тека. В привязке Шуховских идей к концепциям современного био-тека состоит новизна подхода автора статьи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.