Культура и искусство - рубрика Гендерные исследования
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Гендерные исследования"
Гендерные исследования
Толстокорова А.В. - Пространственная эмансипация украинских женщин как способ освоения публичного пространства
Аннотация: В работе рассматривается процесс пространственной эмансипации украинских женщин в гендерной перспективе. Проведенный анализ позволил установить основные способы достижения женщинами пространственной эмансипации, которыми являются социально-профессиональная и географическая мобильность и новые виды телесно-физических практик. Выделены основные предпосылки, способствовавшие достижению женщинами пространственной свободы в публичной сфере: экономические, морально-этические, социо-культурные и дидактические.
Sukovataya V.A. - «Другой» у Гомера: семантика гендера и сексуальности
Аннотация: Предмет исследования – концепции нормы, гендера и сексуальности в древнегреческом обществе, получившие отражение в классических мифах. Цель исследования – выяснить, какие гендерные стереотипы и предубеждения содержат древнегреческие мифы и каким образом эти предубеждения сохранились в современном массовом и научном сознании. В качестве методологии использованы постмодернистская деконструкция и феминистская критика, которые расширяют возможности современного исследователя. Делается вывод о наличии образа Другого в истоках древнегреческой культуры, при этом Другой отражал гендерную иерархию маскулинистски ориентированного общества и воплощался в текстах, получивших статус классических. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов по культурологии, гендерной теории, античной филологии, постмодернизму.
Ущаповская Е.Н. - Образ роковой женщины в оперном творчестве Сергея Прокофьева 1910–1920-х гг. c. 21-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.36633

Аннотация: На основе целостного анализа опер «Маддалена», «Игрок», «Огненный ангел» С. Прокофьева автор статьи выделяет специфические особенности воплощения образа главной героини как роковой женщины (Маддалена, Полина, Рената). При несомненном интересе к данной теме, в таком ракурсе перечисленные оперы С. Прокофьева анализируются впервые, что составляет научную новизну исследования. Факт создания либретто этих произведений самим композитором можно рассматривать в качестве свидетельства глубокого проникновения С. Прокофьевым в психологию и характеры своих героев. Роковые героини композитора выступают специфическим типом женской личности, в котором сочетаются самовлюбленность и духовный поиск, желание манипулировать другими и природный талант, отсутствие чувства вины и реализация себя в другом человеке. Использование сравнительно-исторического, музыкально-культурологического и теоретико-аналитического методов исследования позволило проследить связи оперных замыслов с их жизненным контекстом создания, найти черты различия и общности в средствах выразительности образа роковых героинь, отметить эволюцию и универсальность композиторского мышления уже на этапе раннего творчества. Также автор статьи обращает внимание на синтез принципов символистской, романтической, реалистической и экспрессионистической музыкальной драмы, который С. Прокофьев использует в указанных ранее произведениях.
Канныкин С.В. - Цели, мотивы и коллизии женских беговых практик в свете гендерного подхода c. 32-54

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.12.37276

EDN: RAYCGM

Аннотация: По доминирующим в научном дискурсе представлениям спортсменкам-стайерам ХХ века пришлось длительное время и в напряженной борьбе преодолевать гендерные стереотипы, согласно которым длительный бег лишает их «женственности» и угрожает репродуктивной функции. В статье показано, что причины долгого негативного отношения общества к физкультурному и спортивному женскому бегу намного более многообразны и исторически углублены, они выходят далеко за сферу тренировочно-соревновательной деятельности и «чистой» физиологии, имея социокультурно детерминированную мировоззренческую основу. Задачи статьи: определение видов женских беговых практик; анализ целей и мотивов беговой деятельности их участниц; выявление причин порождаемых этими практиками социальных коллизий и способов их преодолений. Основными видами женских беговых практик являются ритуальный соревновательный и внесоревновательный бег, праздничный соревновательный бег, оздоровительный и спортивный бег. Бег использовался женщинами для достижения следующих целей: замужество, материальное вознаграждение, угождение богам, переход в новую социальную группу, магическое воздействие, эмансипация, физическое развитие и установление рекордов. Мотивами беговых практик являлись обретение покровительства, обеспечение благополучия общности, подтверждение своей половозрастной полноценности, обретение магических способностей, преодоление скудности жизни, здоровьесбережение, самореализация, достижение равноправия с мужчинами в видах соревновательной деятельности и возможностях, предоставляемых обществом выдающимся спортсменам. Коллизии женских беговых практик связаны в основном с имеющей мифологические, религиозные и философские основания мизогинией традиционных обществ и гендерными стереотипами новейшего времени, согласно которым длительная беговая локомоция не соответствуют гендерным экспектациям общества, нормам приличия и наносит непоправимый вред женскому здоровью. Во многом благодаря самоотверженной борьбе бегуний за равноправие в реализации своего атлетического потенциала женская идентичность сегодня связывается не только с феминностью, а на последней Олимпиаде в Токио впервые был достигнут гендерный паритет участников.
Т. В. Канаш - Феномены счастья и любви в польской культуре и обществе c. 41-45
Аннотация: среди тем, активно изучаемых социологией культуры, находятся и представления о счастье и любви, функционирующие в культуре и обществе. В статье анализируются репрезентативные социологические исследования представлений, существующих в польском обществе. Выявлено, что несмотря на либерализацию нравов, в Польше по-прежнему сильна вера в счастливую любовь, основанную на доверии и взаимопонимании. Обращено внимание на тему женского счастья в художественной литературе. Анализируются результаты исследования, проведенного автором среди студентов педагогического и политехнического вузов Варшавы. Подчеркивается иллюзорность идеала счастливой любви в контексте потребительского общества; реальные возможности достижения счастливой любви видятся на уровне повседневности.
А. В. Толстокорова - Пространственная эмансипация украинских женщин как способ освоения публичного пространства c. 46-58
Аннотация: в работе рассматривается процесс пространственной эмансипации украинских женщин в гендерной перспективе. Проведенный анализ позволил установить основные способы достижения женщинами пространственной эмансипации, которыми являются социально-профессиональная и географическая мобильность и новые виды телесно-физических практик. Выделены основные предпосылки, способствовавшие достижению женщинами пространственной свободы в публичной сфере: экономические, морально-этические, социо-культурные и дидактические.
Ларионов Д.В. - Интерпретация жеста в повести Евгения Харитонова "Духовка" c. 51-59

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.7.23866

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению повести "Духовка" русского писателя Е.В.Харитонова (1941-1981). Харитонов был одним из первых писателей советского периода, сделавшим центральной темами своего творчества гомосексуальное влечение и основанное на нем аффективное восприятие телесности (главным образом, мужской) . Обращение к данной проблематики делало Харитонова непечатным автором и вводило в широкий контекст неподцензурной советской литературы, исследование которой является сегодня важной проблемой как для литературоведения, так и для философии,и культурологии. Предметом статьи является жест, который возникает в повести Харитонова не только в качестве тематизма, но и как специфическое выразительное средство (эллипсис), позволяющее удерживать в тексте вытесненное, "запрещенное" содержание. Подобное, "двумерное" восприятие повести позволяет заключить, что для ее восприятия нерелевантны привычные процедуры интерпретации текстов, основанных на мимесисе Подобное, "двумерное" восприятие повести позволяет заключить, что для ее восприятия нерелевантны привычные процедуры интерпретации текстов, основанных на мимесисе. Исследование основано на анализе синтаксических структур повести, а также интерпретации жеста при помощи методологии, разработанной Ж.Делезом на основе семиотики Ч.С.Пирса.
В. А. Суковатая - «Другой» у Гомера: семантика гендера и сексуальности c. 52-60
Аннотация: предмет исследования данной статьи — концепции нормы, гендера и сексуальности в древнегреческом обществе, получившие отражение в классических мифах. Цель исследования — выяснить, какие гендерные стереотипы и предубеждения содержат древнегреческие мифы и каким образом эти предубеждения сохранились в современном массовом и научном сознании. В качестве методологии использованы постмодернистская деконструкция и феминистская критика, которые расширяют возможности современного исследователя. Делается вывод о наличии образа Другого в истоках древнегреческой культуры, при этом Другой отражал гендерную иерархию маскулинистски ориентированного общества и воплощался в текстах, получивших статус классических. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов по культурологии, гендерной теории, античной филологии, постмодернизму.
Хафизова Н.А. - Гендерные особенности пространственно-временного бытования c. 54-67

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.5.20833

Аннотация: Предметом исследования является связь между жизненными стратегиями, феноменальными проявлениями воли и тем, как организуется бытование в мужском и женском жизненных мирах. Признавая факт наличия в каждом человеке мужского и женского начал при приоритет одного из них, утверждается, что мужской модус воли - это воля рациональная (И. Кант), а женский - иррациональная воля (А. Шопенгауэр). В статье показывается, как воля, будучи источником интенциональности временных и пространственных структур сознания, совместно с гендерной жизненной стратегией расставляют приоритеты во влиянии этих структур на мужской/женский жизненные миры. Основной методологией описания особенностей пространственно-временного бытования является феноменология сознания Э.Гуссерля и М. Хайдеггера в силу того, что ядром гендерных жизненных стратегий является та или иная форма активности самосознания. В статье развивается авторский подход в понимании гендера как стиля – способа реализации сверх-целей, отражающих ту или иную жизненную стратегию (гендер есть не "что", а "как"). Впервые с опорой на древние мифы и психологические факты повседневности дается философское обоснование тому, что мужской жизненный мир более связан с топосом, а женский - с хроносом. Выводы данной исследования позволят в дальнейшем описать преференции и коннотации ценностного пространства мужского/женского жизненных миров.
Борян В. - Формирование новой парадигмы постсоветского феминистского искусства c. 78-87

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.23427

Аннотация: В статье анализируется влияние критического феминистского высказывание в сфере современного искусства на социальную позицию женщин в постсоветском обществе. Рассматриваются противостояния, с которыми сталкивается феминистское искусство на художественном, дискурсивном и гражданском полях, и возможные решения вышестоящих проблем. Описываются причины и события, которые привели современный феминистский дискурс к той позиции, в которой существует данное явление на сегодняшний день в российском обществе. Анализируется динамика и интерракция феминистского искусства с академической и общественной сферами. Метод исследования можно обозначить как экспериментальный. В процессе создания работы применяются такого плана действия, как наблюдения, моделирования, сравнения и тд. Основываясь на исторических и научных фактах, сравнивая достижения прдыдущих исследований, можно вывести результаты, которые в содействии с эмпирическим опытом, дают самую обширную картину. Основным выводом проведенного исследования является то, что восприятие явления феминизма и феминистского искусства обществом в целом, и в частности теоретической и художественной сферами изменилось, в своей повседневной деятельности феминистским активисткам и художницам следует популяризировать гендерные теории и феминистское искусство. Стоит заметить, что важными перспективами феминистского искусства, являются гражданский активизм, распространение искусства через граффити, стикеры, социальные сети, видео и зины-рисованный самиздат. Феминистское искусство ориентировано не только на специалистов в сфере искусствоведения и гендерных исследований, но прежде всего на любого зрителя, желающего самостоятельно разобраться в феномене феминистской риторики. Завоевать обширную непрофессиональную аудиторию и сделать искусство понятным и доступным для масс, возможно привлечением внимания общества к социально острым темам, которые поднимаются в произведениях и актах феминистских художниц. Данный вид искусства может стать мощным рычагом влияния на формирование общественного сознания. Так же важно развитие институций, с помощью которых можно получить систематическое образование, для выработки вербального и визуального языка, выражающего ценности феминистского дискурса. Тем самым, большее число художников и активистов сумеют правильно привлечь внимание к социальным проблемам, с которыми сталкиваются ежедневно миллионы людей, корректно вдохновить тех, кто опасается открыто выражать свои взгляды, предоставить платформу высказыванию угнетенных групп, дать возможность субъекту усомниться в правильности привитых ему по умолчанию общественных норм.
Хафизова Н.А. - Антропология воли и гендерные жизненные стратегии

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.4.16796

Аннотация: Предметом исследования является связь между феноменальными проявлениями трансцендентной воли в человеке и его гендерно-половой определенностью. Дается анализ понимания воли И.Кантом и А.Шопенгауэром с выявлением элементов, позволяющих представить волю как единое целое, являющее себя в двух модусах - рациональном и иррациональном. В качестве ядра гендерно-половой определенности утверждается та или иная жизненная стратегия как определенное соотношение двух видов активности самосознания человека – внутренней (освоение) и внешней (самоутверждение). В статье выявляется общее между характеристиками модусов воли, с одной стороны, и - жизненных стратегий, с другой. Содержательное наполнение концепта "жизненная стратегия" базируется на гегелевской диалектике процессов объективации (самоутверждение) и субъективации (освоение). Также вводится новый подход к пониманию концепта "гендер", который трактуется не как обусловленная - культурно-исторически - совокупность социальных ролей пола, а как стиль - способ реализации сверх-целей, отражающих ту или иную жизненную стратегию (гендер есть не "что", а "как"). Проведенный анализ характерных черт стратегий и модусов воли на предмет их совпадения позволяет говорить о корректности связывания рациональной воли (И.Кант) с мужской стратегией, а иррациональной – с женской. По причине того, что воля проявляет свои модусы в каждом человеке, уместно утверждать наличие мужского и женского начал в любых мужчине/женщине, правда, в их определенном соотношении. Данное обстоятельство позволяет обращаться к юнгианству как методу более детального описания каждого из модусов воли в человеке. В дальнейшем подход, связывающий модусы воли с гендерно-половой определенностью, позволит понять механизм взаимоперехода модусов воли, особенности пространственно-временного бытования, а также преференции и коннотации ценностного пространства. мужского/женского жизненных миров.
Хафизова Н.А. - Антропология воли и гендерные жизненные стратегии c. 425-435

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.4.68079

Аннотация: Предметом исследования является связь между феноменальными проявлениями трансцендентной воли в человеке и его гендерно-половой определенностью. Дается анализ понимания воли И.Кантом и А.Шопенгауэром с выявлением элементов, позволяющих представить волю как единое целое, являющее себя в двух модусах - рациональном и иррациональном. В качестве ядра гендерно-половой определенности утверждается та или иная жизненная стратегия как определенное соотношение двух видов активности самосознания человека – внутренней (освоение) и внешней (самоутверждение). В статье выявляется общее между характеристиками модусов воли, с одной стороны, и - жизненных стратегий, с другой. Содержательное наполнение концепта "жизненная стратегия" базируется на гегелевской диалектике процессов объективации (самоутверждение) и субъективации (освоение). Также вводится новый подход к пониманию концепта "гендер", который трактуется не как обусловленная - культурно-исторически - совокупность социальных ролей пола, а как стиль - способ реализации сверх-целей, отражающих ту или иную жизненную стратегию (гендер есть не "что", а "как"). Проведенный анализ характерных черт стратегий и модусов воли на предмет их совпадения позволяет говорить о корректности связывания рациональной воли (И.Кант) с мужской стратегией, а иррациональной – с женской. По причине того, что воля проявляет свои модусы в каждом человеке, уместно утверждать наличие мужского и женского начал в любых мужчине/женщине, правда, в их определенном соотношении. Данное обстоятельство позволяет обращаться к юнгианству как методу более детального описания каждого из модусов воли в человеке. В дальнейшем подход, связывающий модусы воли с гендерно-половой определенностью, позволит понять механизм взаимоперехода модусов воли, особенности пространственно-временного бытования, а также преференции и коннотации ценностного пространства. мужского/женского жизненных миров.
Сидорова Г.П., Шутая Н.К. - «Мужской» характер и «женское» творчество кинорежиссеров-женщин

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.5.15822

Аннотация: Предметом исследования являются особенности характера (индивидуального способа поведения в профессии) и творчества кинорежиссеров-женщин. Гипотеза исследования сформулирована на основе точки зрения «Кинорежиссер – не женская профессия» и на основе высказывания «у всех женщин-режиссеров мужской характер». Особенности творчества анализируются в трех проекциях: 1) уровни художественного продукта – элитарный и массовый; 2) творческий интерес к советской теме; 3) жанровые особенности. Объектом исследования является выборочная совокупность - 19 кинорежиссеров-женщин, самых известных в советском культурном пространстве периода 1960–1980-х, а также самых известных кинорежиссеров-женщин современной России, Украины и Грузии. Исследование проведено, во-первых, методом контент-анализа. Этим методом выявлена сама проблема. Этим методом проанализированы высказывания женщин-кинорежиссеров и их коллег по творческому цеху об особенностях характера (по интернет-источникам). Исследование проведено, во-вторых, статистическим методом: совокупность кинорежиссеров-женщин составлена по спискам сайта Кино-Театр.ru. Основными выводами проведенного исследования являются: во-первых, в контексте современной культуры даже в профессиональных сообществах сохраняются установки традиционной культуры: профессиональное поведение и личностные качества женщин-кинорежиссеров, связанные с общечеловеческими терминальными и инструментальными ценностями, оцениваются как «мужские». Во-вторых, выявленные культурно-уровневые, тематические и жанровые особенности творчества самых известных советских (периода 1960–1980-х) и современных женщин-кинорежиссеров показывают: женщины с «мужским» характером снимают все-таки «женское» кино, причем, высокохудожественное, признанное как зрителями, так и авторитетным профессиональным сообществом.
Сидорова Г.П., Шутая Н.К. - «Мужской» характер и «женское» творчество кинорежиссеров-женщин c. 511-519

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.5.66911

Аннотация: Предметом исследования являются особенности характера (индивидуального способа поведения в профессии) и творчества кинорежиссеров-женщин. Гипотеза исследования сформулирована на основе точки зрения «Кинорежиссер – не женская профессия» и на основе высказывания «у всех женщин-режиссеров мужской характер». Особенности творчества анализируются в трех проекциях: 1) уровни художественного продукта – элитарный и массовый; 2) творческий интерес к советской теме; 3) жанровые особенности. Объектом исследования является выборочная совокупность - 19 кинорежиссеров-женщин, самых известных в советском культурном пространстве периода 1960–1980-х, а также самых известных кинорежиссеров-женщин современной России, Украины и Грузии. Исследование проведено, во-первых, методом контент-анализа. Этим методом выявлена сама проблема. Этим методом проанализированы высказывания женщин-кинорежиссеров и их коллег по творческому цеху об особенностях характера (по интернет-источникам). Исследование проведено, во-вторых, статистическим методом: совокупность кинорежиссеров-женщин составлена по спискам сайта Кино-Театр.ru. Основными выводами проведенного исследования являются: во-первых, в контексте современной культуры даже в профессиональных сообществах сохраняются установки традиционной культуры: профессиональное поведение и личностные качества женщин-кинорежиссеров, связанные с общечеловеческими терминальными и инструментальными ценностями, оцениваются как «мужские». Во-вторых, выявленные культурно-уровневые, тематические и жанровые особенности творчества самых известных советских (периода 1960–1980-х) и современных женщин-кинорежиссеров показывают: женщины с «мужским» характером снимают все-таки «женское» кино, причем, высокохудожественное, признанное как зрителями, так и авторитетным профессиональным сообществом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.