Культура и искусство - рубрика Прикладная культурология
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Прикладная культурология"
Прикладная культурология
Балдина О.Д. - Предметно-материальный мир народной культуры в сфере современной коммуникации: «контактные зоны»
Аннотация: в статье рассматривается проблема традиционной народной культуры как «новой» культурной реальности. В основе постановки и аргументации проблемы — материалы выставки «Современное народное искусство России. Традиции и современность» (Вологда, 2008), а также «Вороновских чтений. Теория и практика народного искусства в постперестроечный период» (Москва, МГХПА им. С. Г. Строганова, » 2010).
долматовская т.в. - Женский глянцевый журнал: экономические, социокультурные и эстетические факторы, определяющие содержание
Аннотация: Глянцевые журналы - особый род медиа. Здесь тесно переплетены вопросы моды, рекламы и социальных стаусов. Сатья исследует соотношение всех компонентов этого рода прессы за почти двадцатилетнюю историю глянца в России.
Хилько Н.Ф. - Проблемы сохранения и развития украинской народной культуры в Омской области в местах компактного и дисперсного проживания

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.4.8719

Аннотация: Статья поднимает злободневную проблему сохранения и развития народной культуры в условиях современной Сибири. Ее новизна – в выделении четырех уровней развития украинской народной культуры: традиционной семейно-бытового, образовательно-просветительского, социально-организующего и элитарного духовно-художественного. Рассматривается зависимость народной культуры от компактности или дисперсности проживания переселенцев с Украины и их потомков. Основные содержательные аспекты статьи носят этнокультурологический харарктер: учет статистики, анализ культурной идентификации, уровни национального самосознания, уровни сохранности народной культуры, модель развития украинской народной культуры. Дается модель развития украинской народной культуры и научно-методические рекомендации ее развития в условиях Сибири.
А. Н. Рылёва - К вопросу о понимании культуры и что из этого следует для образования c. 0-0
Аннотация: В статье рассматривается определение культуры, наиболее адекватное последним открытиям в речевой деятельности человека, свидетельствующее, что рече- и культуропорождение становятся практически синонимами. Утверждается, что человеческое бытие в XXI в. определяется не постоянством социальных связей, а постоянством выбрасывания из ниш, страт и т. п. Построение в этих условиях своего личного «мира впервые» и есть построение культуры — собственной, индивидуальной, наивной. Предлагается один из возможных методов культурологического образования, позволяющий найти способ освоения универсальных мыслительных операций и сконцентрироваться на личности, призванной жить в изменяющемся мире.
Травин И.А. - Преемственность культурного наследия в наблюдаемых элементах домовой резьбы северо-запада Костромской области (Буйский район) c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.9.30353

Аннотация: Целью работы является поиск архаичных элементов в имеющейся в наличии декоративной резьбе на домах Буйского района Костромской области РФ, и исследование их на предмет соответствия критериям преемственности культурного наследия. Предметом исследования являются декоративные элементы, выполненные из дерева, и закреплённые на жилых домах. Учитывая отсылки к семантике язычества, и применения данных элементов декора не только как украшения, но и как оберегающие от нежелательного воздействия на строение и жильцов, элементы, особое внимание уделяется общим и локальным типовым элементам декора деревянного строения. Методом проведения работы является визуальное фиксирование декоративной резьбы, проведение сравнения видимого декора с элементами украшений дохристанской эпохи, распространённых в этом географическом ареале, на основе анализа литературы и изображений. Анализ полученных данных даёт понимание цепи культурного наследия с применением элементов декора на протяжении нескольких сотен и даже тысяч лет. Результатом работы является представление доказательств присутствия в современных узорах декоративной домовой резьбы северо-запада Костромской области декоративных элементов периода бронзового века и неолита, треугольных элементов, характерных для жителей меря, что определяет преемственность культурного наследия в декоративно-прикладном искусстве домовой резьбы с неолита до наших дней. Новизна данного научного исследования состоит в применении метода сравнения декора прошлых поколений и текущего поколения применительно к небольшому географическому ареалу. Вывод научной работы состоит в том, что доказано наличие очень древних элементов декора в современных формах декоративного узора, что подтверждает преемственность культурного наследия данного региона.
Травин И.А. - Элементы саамского орнамента в декоре строений северо-запада Костромской области как проявление преемственности в культурном наследии региона c. 1-6

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.10.30875

Аннотация: Целью работы является поиск элементов саамского орнамента в домовой резьбе северо-запада Костромской области РФ, и исследование их влияния на формирование культурного наследия региона. Предметом исследования являются декоративные деревянные элементы жилых домов региона и орнаменты вышивки и декора, применяемые народом саами на территории современного проживания. Особое внимание уделяется применению декора в настоящее время. Также рассматривается декор предметов, созданных в период раннего расселения славян в регионе. Методом проведения работы является визуальное фиксирование элементов декоративной резьбы, проведение сравнения с элементами орнаментов и украшений различных эпох и народов, распространённых в этом географическом ареале. На основе анализа литературы, изображений, выставленных в музейных экспозициях образцов, изучения археологических данных, выстраивается цепь логических рассуждений. Анализ полученных данных даёт понимание визуального выражения культурного наследия региона и современное применение элементов декора народа, покинувшего эту территорию тысячи лет назад. Результатом работы является предоставление доказательств присутствия элементов декоративных саамских узоров в современных узорах декоративной домовой резьбы северо-запада Костромской области, что доказывает преемственность культурного наследия региона в декоративно-прикладном искусстве. Новизна данного научного исследования состоит в применении метода сравнения декоративных узоров различных поколений и народов, проживающих в ограниченном географическом ареале. Вывод научной работы состоит в том, что получено доказательство наличия элементов декора саамского орнамента в современных формах декоративной резьбы северо-запада Костромской области, что подтверждает преемственность культурного наследия данного региона на протяжении множества поколений.
Кысылбаикова М.И., Хохолова И.С., Васильева А.П. - Символическое пространство северных городов Республики Саха (Якутия) (на примере арт-объектов) c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.1.34823

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию символического пространства северных городов Республики Саха (Якутия), представленного арт-объектами нового времени. Интерпретация ландшафтного текста, его символьной трансформации в рамках преобразований государственного устройства способствует глубокому пониманию территориальной идентичности и выявлению ее новых форм и проекций. Авторы рассматривают опыт центральной России и западных городов. Проведена классификация арт-объектов, муралов и граффити городов Республики Саха (Якутия) по структурно-смысловой иерархии в монументально-декоративном искусстве городского пространства. Особое внимание уделяется ярким примерам с региональным и локальным кодами-компонентами, также объектам, созданным под влиянием западной культуры.   Новизна исследования заключается в попытке обзора и анализа арт-объектов северных городов Республики Саха (Якутия) с точки зрения семиотического подхода. Выделяются и описываются характерные особенности создания арт-объектов, их символика и значение. В результате выявлены основные недостатки в концепции создания городских пространств Севера и предложены возможные варианты для решения вопросов по формированию благоприятной городской среды с учетом грамотной адаптации ко времени и месту. Так, подчеркивается необходимость системного подхода в поиске собственной идентичности в возведении арт-объектов, использовании цвета и света, также необходимость в функциональности и экологичности арт-объектов северных городов Республики Саха (Якутия).
Вальдес Одриосола М.С. - Эстетическое воспитание в аспекте Экологии культуры c. 13-20

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.33040

Аннотация: Объектом исследования является эколого-культурная концепция, в основу которой положено учение о ноосфере, которым автор в своей работе уделяет особое внимание. Также автор делает особый акцент на нравственной экологии. Рассмотрены сущность и специфика ноосферной реальности, а также роль нового научного направления Экология культуры в развитии идей экологической безопасности в современном мире. Предметом исследования является эстетическое воспитание в аспекте Экологии культуры - понятии сформулированном академиком Д.С. Лихачевым. По мнению автора, эстетическое воспитание в аспекте Экологии культуры - это незаменимый инструмент по формированию экологических компетенций индивида. В качестве примера автор приводит концепцию эстетического воспитания Б.Т. Лихачева и новейшие подходы в терапии искусством. Автором был проведен анализ теоретической и практической литературы для раскрытия сущности и специфики эстетического воспитания в свете эколого-культурной концепции. Результаты исследования могут быть использованы для разработки образовательных программ и методик в области эстетического воспитания и арт-терапии для работы с разными категориями населения. Новизна исследования заключается в том, что ранее сущность и специфика эстетического воспитания в аспекте эколого-культурной концепции, базирующейся на представлениях о ноосфере. Личным вкладом автора является то, ему удалось сопоставить на первый взгляд разноплановые концепции (ноосферная концепция, эколого-культурная концепция, концепция эстетического воспитания) и реализовать исследование, результаты которого актуальны как для теоретических исследований, так и для практического использования. Основные выводы исследования: 1. Развитие эколого-культурных представлений в полной мере реализуемо исключительно в аспекте ноосферного учения. 2. В настоящее эстетическое воспитания в аспекте экологии культуры является мощнейшим инструментом по формированию экологических компетенций индивида.
Попов Д.А. - Соотношение содержательности и развлечения в операх Джакомо Мейербера c. 13-21

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.10.39004

EDN: GFHLSO

Аннотация: Объектом исследования является творчество французского композитора XIX века Джакомо Мейербера, предметом исследования - содержательный и развлекательный компоненты его творчества. Для анализа использованы наиболее известные произведения прославленного маэстро: "Роберт-Дьявол", "Гугеноты", "Пророк", "Динора". Автор рассматривает соотношение "содержательного" и "развлекательного" компонентов в драматургическом и музыкальном построении оперы сточки зрения традиционной для искусства XIX века установки "Развлекая - поучать!". Целью исследования является корректировка тезиса о развлекательности как главном недостатке опер Мейербера, поскольку все произведения сценического искусства, в том числе и его современников, не могут обходиться без развлекательного компонента. Основным выводом исследования является то, что содержательная, поучающая сторона в произведениях Мейербера формально сохраняется, что, на первый взгляд, делает бессмысленным упреки его критиков. Однако при более детальном рассмотрении обнаруживается, что содержание опер выхолащивается, сводится до уровня банальностей и штампов, становится противоречивым и даже нелепым, в то время как развлекательная сторона усиливается и делается ведущей. Таким образом, упрек в развлекательности в адрес Мейербера должен быть скорректирован: их деффект не в том, что они развлекают, а в том, что они утрачивают содержательный компонент. Такая модель соотношения развлекательного и содержательного позднее будет использована и современным массовым искусством.
Розин В.М. - Становление и понятие европейского государства (культурологический анализ) c. 19-33

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.2.31780

Аннотация: В статье анализируется концепция государства историка войны Мартина ван Кревельда. Анализ этой концепции позволил автору статьи рассмотреть предпосылки и становление государства и наметить понятие государства. В последнем он различает концепции государства и социальные практики, обеспечивающие их реализацию, организацию управления и принятые в культуре объяснения необходимости такой организации, что, по мнению автора, составляет смысл и содержание власти. Кроме того, вводится понятие социокультурной предосновы государства, позволяющего наметить объяснение направления развития государства и выбор им той или иной политической формы. В исследовании была реализована следующая методология. Ситуационный и сравнительный анализ, постановка проблем, построение понятий, реконструкция исторического развития государства, анализ и осмысление текстов и произведения М. Кревельда. В результате удалось осмыслить предложенную Кревельдом концепцию государства, предложить авторскую версию становления и развития государства, наметить характеристики понятия государства (различение этапов его становления, концепций государства и социальных практик, обеспеспечивающие их реализацию, и др.), поставить ряд проблем, связанных с обсуждаемой темой.
Шилина В.А. - Кластерная инициатива региональной музейной среды: проблемы и перспективы c. 22-34

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.4.37867

EDN: VUIHHT

Аннотация: В связи с потребностью кластеризации туристской, культурной и музейной среды возросла необходимость научных исследований среди культурологов, музеологов и других исследователей. Актуальность статьи обусловлена необходимостью анализа кластерных инициатив в контексте трансформации отдельных музеев в музейные кластеры. Объектом исследования является региональная музейная среда. Предметом исследования является кластерная инициатива как инструмент формирования музейного кластера. Цель статьи заключается в исследовании работы кластерных инициатив в процессе формирования музейного кластера. Для достижения цели были определены следующие задачи: 1. рассмотреть теоретическую и прикладную стороны формирования кластерных инициатив; 2. проанализировать факторы заинтересованности участников при создании музейного кластера; 3. выявить элементы, негативно влияющие на создание и функционирование музейных кластеров. В работе были применены общенаучные методы исследований, такие как метод анализа и синтеза. Также был применен метод научного прогнозирования для создания кластерных инициатив в музейной среде. Несмотря на спектр опубликованных работ, которые принадлежат в основном учёным-экономистам, исследований по внедрению кластерных инициатив в культурную среду крайне мало, что обусловливает необходимость дальнейшего изучения данного направления. Научная новизна исследования заключается в анализе деятельности кластерных инициатив в различных отраслях культуры и представлениях автора о специфике по внедрению кластерных инициатив из экономической и общекультурной в музейную среду с выявлением положительных и отрицательных особенностей данного процесса. В статье кластер рассматривается как особый тип бизнес-проектов, основанный на коллективных действиях их участников (кластерная инициатива). Также определено понятие «кластерная инициатива», выделены основная цель и задачи кластерных инициатив. Рассмотрена специфика её использования при создании музейных кластеров.
Ярошенко Е.В., Журавлева Ю.И., Запиров З.М. - Практика применения эргономичности среды в образовательном процессе вуза при реализации дисциплины «Элективные курсы (модули) по физической культуре и спорту» c. 25-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.2.37670

EDN: DKHSIN

Аннотация: Предметом исследования является процесс физического воспитания в вузе. Объектом исследования является учебно-тренировочная работа по физической культуре и спорту в вузе. Цель исследования заключается в исследовании эргономичности среды и ее влияние на биомеханику двигательных действий, реализуемых в условиях учебного процесса студентов вуза по дисциплине «Элективные курсы (модули) по физической культуре и спорту». В данной работе авторами были представлены в виде совокупности методы исследования в состав которых входили такие как теоретические (системный анализ, обобщение), эмпирические методы (наблюдение, включенное наблюдение, педагогический эксперимент) и статистические методы. Полученные данные, зафиксированные в ходе исследования, после анализа и статистической обработки позволили констатировать значимость учета влияния эргономичности среды и сформулировать вывод, о необходимости ее использования признавая эффективность ее применения в практике учебного процесса при реализации программного материала дисциплины «Элективные курсы (модули) по физической культуре и спорту» в стенах высшей школы. Область применения результатов. На учебно-тренировочных занятиях по дисциплине «Элективные курсы (модули) по физической культуре и спорту» в высшей школе. Основными выводами проведенного исследования являются использование в образовательном процессе региональных особенностей эргономичности среды. Подобный формат исследований способствует развитию взаимосвязи теории и практики физической культуры и спорта в организации образовательного процесса студентов в вузе, придавая ему не только практико-ориентированный характер, но и потенциально развивающейся науки в условиях конкурентных рыночных обстоятельств. Новизна данного исследования заключается в примении разнообразных спортивные комплексы, оздоровительную ходьбу и площадки для учебно-тренировочных занятий над различным уровнем моря можно добиться увеличения уровня акклиматизационных изменений в организме занимающихся из чего можно сделать вывод о применении эргономичности среды в образовательном процессе вуза.
Розин В.М. - Пролегомины к теории вопрошания c. 26-36

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.7.29906

Аннотация: Статья представляет собой вариант методологического введения в теорию вопрошания. Заявляется сама тема построения такой теории; различаются две основные исторические стадии осознания практик с вопрошанием (в античности и Новом времени). Характеризуются два традиционных подхода к анализу вопрошания ‒ формально-логический и философский. Вводятся понятия «практика с вопрошанием», «сфера вопрошания», «ситуация вопрошания» и «коммуникация вопрошания». Эти понятия используются затем в процессе реконструкция вопросов и ответов в «Исповеди» Л.Н. Толстого. В работе реализована следующая методология: формулирование проблем, ситуационный анализ, введение новых понятий, реконструкция произведения, методологическое сценирование. В результате исследования удалось различить ряд понятий, важных для построения теории вопрошания (учения о вопрошании), а также наметить методологическую схему такой теории. Предложена реконструкция вопрошания в известном произведении Толстого «Исповедь», в которой использовались такие понятия как "сфера вопрошания", "ситуация вопрошания", "коммуникация вопрошания".
Корпан Л.М. - Концепция «языка» и «грамматики» символов в искусстве русского авангарда и ее влияние на символьные системы XX века c. 33-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.3.25790

Аннотация: Рассматриваются концепции «языка» изобразительного искусства В.В. Кандинского, сотрудников ГАХН (в частности, Н. Н. Волкова и А. Г. Габричевского) и Я. Г. Чернихова с точки зрения влияния этих концепций на развитие визуальных коммуникаций XX века. Основываясь на нефигуратином изобразительном искусстве русского авангарда, художники и философы пытались создать универсальные для всех видов искусств «язык» и теорию формообразования (В. В. Кандинский и сотрудники ГАХН), а также универсальный инструмент для всех видов визуальных коммуникаций (Я. Г. Чернихов). Проводится сравнительный анализ различных концепций "языка" искусства, выделяются общие элементы и принципы формообразования, оказавшие наиболее заметное влияние на развитие визуальных коммуникаций в XX веке. Новизна исследования заключается в рассмотрении теорий Кандинского, Н. Н. Волкова, А. Г. Габричевского и Я. Г. Чернихова как единой концепции, ставшей основой дальнейшего развития методов и техник визуальных коммуникаций, вплоть до создания графических пользовательских интерфейсов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке систем графических символов (в том числе графических человеко-компьютерных интерфейсов) а также в образовании в области графического дизайна.
Розин В.М. - «Содержанием образования является культура» (концепция иноязычного образования Е.И. Пассова, опередившая время) c. 47-57

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.35498

Аннотация: В статье рассматривается концепция иноязычного образования Е. Пассова. В ней автор различает две части: одну, представляющую общую новую концепцию образования, ориентированную культурологически и персоналистически, другую, представляющую собой конкретизацию этой концепции относительно преподавания иностранных языков. Обсуждаются введенные Е. Пассовым понятия общения и ситуации, выступающие посредниками концепта «диалога культур» В.С. Библера и новой семиотически-коммуникативной практики преподавания иностранному языку. Автор показывает, что Е. Пассов предлагает кардинально перестроить парадигмальные основания образования, ориентируя его на диалог культур, индивидуализацию, общение, равные горизонтальные отношения учителя с учащимися. В связи с этим на первое место в образовательном процессе он ставит не познание и усвоение нормативных содержаний, а, с одной стороны, хотение как процесс и условие мотивации к научению, с другой ‒ становление духовного человека и компетенции созидательной деятельности. Анализируются предлагаемые Е. Пассовым способ и средства конкретизации общей иноязычной концепции образования ‒ моделирование культуры, типологизация ситуаций общения и языковых значений, приемы и технология, используемые в иноязычном образовании. Автор обращает внимание на то, что приемы и технологию Е. Пассов понимает не традиционно, а как компетенции и способности, выработанные самим молодым человеком в ходе образования.
Розин В.М. - Каким образом можно действовать культуросообразно в условиях глубокого кризиса современной культуры? c. 67-75

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.33441

Аннотация: В статье обсуждается проблема культуросообразного социального действия в условиях современного кризиса культуры. Автор обращает внимание на то, что принципы природосообразности и культуросообразности были впервые сформулированы в педагогике (Песталоцци, Фребель, Дистервег), но в настоящее время они нуждаются в переосмыслении, поскольку существенно изменилось понимание культуры. Рассматривая это понимание, он предлагает различать культуру модерна, национальные культуры и посткультуру. Анализируются кризисные явления модерна и национальных культур; перечисляются тренды современного развития, образующие посткультуру, процессы и структура которой формируются, но пока еще не ясны. В результате будущее все чаще характеризуется сложностью и неопределенностью. На основе предложенных различений и понятий обсуждаются два способа культуросообразных действий. Один предполагает пересмотр привычных когерентных (т.е. общих для всей культуры) представлений, другой ‒ задание целого и сущности явлений модерна и посткультуры. Необходимость заново установиться в привычных понятиях и задание целого автор понимает не как исследование культуры, а методологическую критику и конструирование, построение схем и гипотетических сценариев. Для лучшего понимания указанного подхода он приводит два развернутых примера ‒ обсуждение С. Бенхабиб миграционной политики и авторский проект нового культурного смысла посткультуры.
Демидова М.В., Дадьянова И.Б. - Традиционный орнамент в пространстве мультимедиа c. 67-77

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37767

Аннотация: Предметом настоящего исследования является проектный процесс внедрения искусства традиционного орнамента в пространство мультимедиа. Актуальность и новизна темы обуславливаются использованием мотивов русских традиционных орнаментов в новой технологической среде, что также способствует привлечению внимания подрастающего поколения к традиционной культуре, укреплению связи традиций и современности. Целью исследования является изучение взаимопроникновения и взаимовлияния художественных приемов и творческих методов создания традиционного орнамента для адаптации и применения их в процессе разработки проектов мультимедиа. К основным задачам исследования можно отнести, во-первых, рассмотрение использования в новой технологической среде мотивов русских традиционных орнаментов на примере студенческих проектов; во-вторых, анализ проектного процесса по созданию моушен-графики, выполненной с использованием элементов традиционного орнамента и раскрывающей звуковой образ музыкального произведения, созданного для оркестра народных инструментов; в-третьих, анализ аспектов разработки элементов традиционного орнамента с приведением примеров инструментальных средств, реализующих ту или иную технологию. В ходе исследования были применены аналитический метод предпроектного анализа, формально-стилистический метод описания и анализа художественной формы как внутренней организации структуры взаимодействия элементов в композиции традиционного орнамента, рассмотрен экспериментальный метод проектирования мультимедийной композиции. В результате исследования были выделены специфические особенности синтезирования набора возможных решений в создании дизайн-проекта с активным использованием звуковой составляющей. Проанализирована роль звука/музыкальной композиции в дизайне мультимедийного проекта, основные методы, приемы работы с изображением и применения эффектов для создания комфортного существования и развития традиционных орнаментальных мотивов в современной цифровой среде. Также был проанализирован технологический аспект создания визуально-звуковой композиции.
Демидова М.В. - Искусство в дизайне. Специфика создания визуального образа музыкально-художественного события c. 79-96

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.5.37762

EDN: CDSVWP

Аннотация: Объектом исследования статьи является актуальная для современного дизайнера тема – формы репрезентации звукового/музыкального образа визуальными выразительными средствами. Предметом исследования служат примеры информационно-сопроводительных материалов, разработанных для культурных событий, связанных с музыкой. Анализируются проекты современных авторов Дуана Чжихуа (Duan Zhihua) и Росио Галарца (Rocío Galarza). Цель работы - рассмотреть специфику создания визуального образа музыкальной/звуковой композиции, а также дизайнерский подход ведения проектной работы по созданию композиции, в которой визуальный и звуковой контексты образуют структурное единство. Метод исследования в данной работе состоит в применении аналитического подхода к анализу дизайнерских проектов, посвященных музыке, который основан на синтезе иконографического и семантического анализа композиционных решений, и может использоваться в проектной, исследовательской и образовательной деятельности дизайнера. Научная новизна исследования заключается во введении в оборот нового эмпирического материала, в котором создание проектной композиционной формы рассматривается как создание коммуникативной системы, основанной на комбинировании выразительных средств, кодирующих информацию о визуальном и звуковом содержании. Исследование показало, что музыкальный образ воспринимаемый, как правило, посредством исполнителя, в создании его визуального эквивалента предполагает его интерпретацию дизайнером. Анализ размещенных в сети проектов современных дизайнеров подтвердил, что в визуальном образе, несущем информацию о музыкально-художественном событии, визуальный и звуковой контексты образуют структурное единство, становясь уникальным предметом для изучения, способствуя разработке и совершенствованию методов проектирования в дизайне. В работах современных дизайнеров Дуана Чжихуа и Росио Галарца наблюдается стремление к разработке композиций, отличающихся легко прочитываемой семантической связью художественно-выразительных элементов с широким социокультурным контекстом.
Ван С. - Анализ механизма защиты нематериального культурного наследия ремесел в Китае c. 143-155

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69097

EDN: PDDILA

Аннотация: В данной статье в качестве объекта исследования рассматривается нематериальное культурное наследие китайских ремесел, целью которого является глубокое изучение механизма его наследования и защиты. Под нематериальным культурным наследием ремесел понимаются традиционные артефакты и ремесленные изделия, созданные с помощью ремесленного мастерства, а также связанные с ними знания, навыки и формы культурного самовыражения. Такое наследие представляет собой не только совокупность материальных изделий, но и нематериальные проявления культуры, богатые историей, культурой, навыками и философией. Они часто представляют собой историю, традиции и самобытность культуры. Китайские ремесла имеют богатую историю и содержат в себе множество культурных коннотаций и исторических ценностей. Каждое ремесло хранит глубокие культурные традиции и уникальные региональные особенности. В исследовании используются методы анализа научной литературы, изучения конкретных случаев и сравнительного анализа для анализа текущей ситуации в области охраны традиционных китайских ремесел и построения механизма наследования. Новизна статьи заключается в том, что в ней предлагается диверсифицированная система защиты, подчеркивается синергия государства, рынка и общества, а также анализируются извлеченные из опыта выводы в сочетании с конкретными примерами. Выясняется, что, хотя нематериальное культурное наследие Китая в виде ремесел сталкивается с некоторыми проблемами, такими как влияние индустриализации, трансформация рыночной экономики и потеря талантов в области традиционных навыков, его наследование и сохранение может быть эффективно поддержано с помощью таких мер, как совершенствование законов и нормативных документов, усиление общественного образования и расширение участия граждан. В итоге статья призывает к созданию всеохватывающего механизма защиты для достижения устойчивого развития нематериального культурного наследия Китая, основанного на ремесленном производстве. (Данная статья является результатом проекта «Взаимное изучение стратегий сохранения и передачи нематериального культурного наследия России и Китая в области ремесел».)
Синеокий О.В. - «Ост-рок» как социокультурный феномен и специфика развития коммуникаций в сфере музыкальной звукозаписи ГДР

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.3.14661

Аннотация: Культурное наследие в области фонографической подсистемы аудиовизуальной культуры рассматривается автором как открытая система социокультурных коммуникаций Восточной Европы, что представляет объект исследования. Предметом публикации является история восточно-германского рока как социодинамического фактора развития коммуникаций в сфере музыкальной звукозаписи в Германской Демократической Республике. Автором обосновано использование в современном культурологическом знании термина «ост-рок. Особое внимание уделяется характеристике системы грамзаписи ГДР. Проблемы изучения истории рок-музыки в артефактах грамзаписи ГДР рассматриваются во взаимосвязи различных интерпретаций. Методологическим основанием статьи является системный метод, поскольку исследование строится на синтезе различных взглядов на феномен музыкальной звукозаписи. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи, принадлежащие к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетами выступают сравнительно-историческая методология и философско-антропологический анализ. Автор пришел к выводу о том, что фактически рок-музыка стала неофициальным центром особой социально-коммуникационной системы, вокруг чего в условиях социализма в ГДР (как и в других странах «Восточного блока») сформировались разнородные молодежные субкультуры. Новизна исследования заключается в установлении коммуникационных элементов системы грамзаписи ГДР, базирующихся на государственной фирме «Deutsche Schallplatten Berlin» с несколькими торговыми марками, среди которых особое место занимала «Amiga», которая в настоящее время приобрела особый культурно-ностальгический статус.
Синеокий О.В. - «Ост-рок» как социокультурный феномен и специфика развития коммуникаций в сфере музыкальной звукозаписи ГДР c. 279-292

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.3.66373

Аннотация: Культурное наследие в области фонографической подсистемы аудиовизуальной культуры рассматривается автором как открытая система социокультурных коммуникаций Восточной Европы, что представляет объект исследования. Предметом публикации является история восточно-германского рока как социодинамического фактора развития коммуникаций в сфере музыкальной звукозаписи в Германской Демократической Республике. Автором обосновано использование в современном культурологическом знании термина «ост-рок. Особое внимание уделяется характеристике системы грамзаписи ГДР. Проблемы изучения истории рок-музыки в артефактах грамзаписи ГДР рассматриваются во взаимосвязи различных интерпретаций. Методологическим основанием статьи является системный метод, поскольку исследование строится на синтезе различных взглядов на феномен музыкальной звукозаписи. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи, принадлежащие к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетами выступают сравнительно-историческая методология и философско-антропологический анализ. Автор пришел к выводу о том, что фактически рок-музыка стала неофициальным центром особой социально-коммуникационной системы, вокруг чего в условиях социализма в ГДР (как и в других странах «Восточного блока») сформировались разнородные молодежные субкультуры. Новизна исследования заключается в установлении коммуникационных элементов системы грамзаписи ГДР, базирующихся на государственной фирме «Deutsche Schallplatten Berlin» с несколькими торговыми марками, среди которых особое место занимала «Amiga», которая в настоящее время приобрела особый культурно-ностальгический статус.
Н. Ф. Хилько - Проблемы сохранения и развития украинской народной культуры в Омской области в местах компактного и дисперсного проживания c. 280-287

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62828

Аннотация: в статье поднимается злободневная проблема сохранения и развития народной культуры в условиях современной Сибири. Ее новизна — в выделении четырех уровней развития украинской народной культуры: традиционного семейно-бытового, образовательно-просветительского, социально-организующего и элитарного духовно-художественного. Рассматривается зависимость народной культуры от компактности или дисперсности проживания переселенцев с Украины и их потомков. Основные содержательные аспекты статьи носят этнокультурологический характер: учет статистики, анализ культурной идентификации, уровни национального самосознания, уровни сохранности народной культуры, модель развития украинской народной культуры. Дается модель развития украинской народной культуры и научно-методические рекомендации по ее развитию в условиях Сибири.
Синеокий О.В. - Корпоративная культура и право корпораций в культуре музыкальной звукозаписи

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.14615

Аннотация: Основным компонентом звуковой культуры является аудиозапись. Объектом исследования является музыкальная звукозапись как социокультурный институт со своими специфическими корпоративными правилами, изучение которых является предметом публикации. В музыкальном бизнесе корпоративная культура играет особо важную роль, поскольку выступает аксиомой поведения всех участников данных правоотношений и является мощным стратегическим инструментом. До настоящего времени остается проблемным вопрос о соотношении корпоративной культуры и корпоративного права в музыкальном бизнесе. В этой связи автор подробно рассматривает проблемы соотношения корпоративной культуры и корпоративного права в музыкальном бизнесе. Особое внимание уделяется культурной значимости технологий музыкальной звукозаписи. В основу исследования положена феноменологическая концепция организационной культуры и теория социальных институтов, которые понимаются как устойчивые комплексы формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов. Новизна исследования заключается в научном обосновании положения, согласно которому корпоративные правоотношения в системе звукозаписи осуществляют роль координатора общих связей, создавая всеохватывающую коммуникационную сеть с едиными правилами, тем самым формируя новые культурные уровни практики музыкальной звукозаписи, реализации и потребления фонографической продукции.
Синеокий О.В. - Корпоративная культура и право корпораций в культуре музыкальной звукозаписи c. 413-421

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.66545

Аннотация: Основным компонентом звуковой культуры является аудиозапись. Объектом исследования является музыкальная звукозапись как социокультурный институт со своими специфическими корпоративными правилами, изучение которых является предметом публикации. В музыкальном бизнесе корпоративная культура играет особо важную роль, поскольку выступает аксиомой поведения всех участников данных правоотношений и является мощным стратегическим инструментом. До настоящего времени остается проблемным вопрос о соотношении корпоративной культуры и корпоративного права в музыкальном бизнесе. В этой связи автор подробно рассматривает проблемы соотношения корпоративной культуры и корпоративного права в музыкальном бизнесе. Особое внимание уделяется культурной значимости технологий музыкальной звукозаписи. В основу исследования положена феноменологическая концепция организационной культуры и теория социальных институтов, которые понимаются как устойчивые комплексы формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов. Новизна исследования заключается в научном обосновании положения, согласно которому корпоративные правоотношения в системе звукозаписи осуществляют роль координатора общих связей, создавая всеохватывающую коммуникационную сеть с едиными правилами, тем самым формируя новые культурные уровни практики музыкальной звукозаписи, реализации и потребления фонографической продукции.
Кумакова Д.Б. - "Роль региональных арт-практик в трансформации художественной среды: от инерции к динамике"

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21149

Аннотация: В качестве объекта исследования выступает региональная художественная среда. Предметом исследования статьи является значение арт-практик в динамике художественной среды. Особое внимание уделяется специфике художественной среды как элемента социокультурной среды, а так же их роли в появлении самоорганизаций художников и арт-инициатив. Автор выявляет два вида художественной среды - внутреннюю и внешнюю, подробно рассматривает этапы развития художественного сообщества и исследует факторы, влияние которых ведет к трансформации художественной среды из неспособной к воспроизводству и развитию в производящее, «живое» сообщество. Основным методом исследования является анализ опыта развития институций как государственных, так и частных, работающих с современным искусством в российских регионах. Результатом исследования является вывод о том, что мотивом, подталкивающим актуальных художников в регионах к объединению в самоорганизации, является поиск единомышленников, стремление к коммуникации в рамках общего дискурса и стремление к формирование динамичной художественной среды. Новизна исследования заключается в рассмотрении региональной художественной среды как основы формирования самоорганизаций художников.
Кумакова Д.Б. - "Роль региональных арт-практик в трансформации художественной среды: от инерции к динамике" c. 749-754

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68393

Аннотация: В качестве объекта исследования выступает региональная художественная среда. Предметом исследования статьи является значение арт-практик в динамике художественной среды. Особое внимание уделяется специфике художественной среды как элемента социокультурной среды, а так же их роли в появлении самоорганизаций художников и арт-инициатив. Автор выявляет два вида художественной среды - внутреннюю и внешнюю, подробно рассматривает этапы развития художественного сообщества и исследует факторы, влияние которых ведет к трансформации художественной среды из неспособной к воспроизводству и развитию в производящее, «живое» сообщество. Основным методом исследования является анализ опыта развития институций как государственных, так и частных, работающих с современным искусством в российских регионах. Результатом исследования является вывод о том, что мотивом, подталкивающим актуальных художников в регионах к объединению в самоорганизации, является поиск единомышленников, стремление к коммуникации в рамках общего дискурса и стремление к формирование динамичной художественной среды. Новизна исследования заключается в рассмотрении региональной художественной среды как основы формирования самоорганизаций художников.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.