по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 10, 2021
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 10-11-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2021
Культурология и cultural studies
Шевчук В.Г. - Символико-антропософские интенции и взаимовлияние художественных текстов в творчестве Максимилиана Волошина c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.36768

Аннотация: В работе проведен культурологический анализ художественной картины мира поэта-художника, искусствоведа, художественного критика Максимилиана Волошина (1877-1932) – одной из выдающихся личностей эпохи Серебряного века. Объектом нашего исследования является многообразие художественного пространства М. Волошина, предметом – взаимовлияние множества художественных текстов в творчестве поэта-художника. Ведущей темой стало выявление символических и антропософских интенций в художественном пространстве М. Волошина как сложном семиотическом образовании, представляющем континуум различных текстов: визуального, вербального и невербального и других. Рассуждения М. Волошина о символической природе отражены в теоретических работах и переписке с деятелями культуры. В своих статьях М. Волошин выразил мысль о том, что в творчестве художник именно через мгновение обращается к пространственному виду искусства путем разрешения интуиции и внутреннего сознания. Стихотворное произведение «Руанский собор» М. Волошина, представляет прекрасный пример синтеза поэтического и живописного текстов. Участие поэта-художника в строительстве Гетеанума в Дорнах под руководством немецкого антропософа Р. Штайнера способствовало новому миропониманию, в том числе и своей живописи, что отражено в оригинальных акварелях из «Дорнахского альбома».     Новизна исследования заключается в том, что личность М. А. Волошина представлена как метатекст, как сложное семиотическое пространство, в котором тесно переплелись различные тексты: визуальный (иконический), вербальный и другие, воплощающие символические и антропософские интенции. Определено, что использование М. Волошиным символических и антропософских интенций, а также синтез визуальных, вербальных и других текстов характеризуют многообразие и синтетичность картины мира поэта-художника, хотя он полностью не воспринял взгляды символистов и антропософов. Все эти принципы сформировали художественное пространство М. Волошина как метатекста в единой ипостаси – поэта, художника и философа.
Прикладная культурология
Вальдес Одриосола М.С. - Эстетическое воспитание в аспекте Экологии культуры c. 13-20

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.33040

Аннотация: Объектом исследования является эколого-культурная концепция, в основу которой положено учение о ноосфере, которым автор в своей работе уделяет особое внимание. Также автор делает особый акцент на нравственной экологии. Рассмотрены сущность и специфика ноосферной реальности, а также роль нового научного направления Экология культуры в развитии идей экологической безопасности в современном мире. Предметом исследования является эстетическое воспитание в аспекте Экологии культуры - понятии сформулированном академиком Д.С. Лихачевым. По мнению автора, эстетическое воспитание в аспекте Экологии культуры - это незаменимый инструмент по формированию экологических компетенций индивида. В качестве примера автор приводит концепцию эстетического воспитания Б.Т. Лихачева и новейшие подходы в терапии искусством. Автором был проведен анализ теоретической и практической литературы для раскрытия сущности и специфики эстетического воспитания в свете эколого-культурной концепции. Результаты исследования могут быть использованы для разработки образовательных программ и методик в области эстетического воспитания и арт-терапии для работы с разными категориями населения. Новизна исследования заключается в том, что ранее сущность и специфика эстетического воспитания в аспекте эколого-культурной концепции, базирующейся на представлениях о ноосфере. Личным вкладом автора является то, ему удалось сопоставить на первый взгляд разноплановые концепции (ноосферная концепция, эколого-культурная концепция, концепция эстетического воспитания) и реализовать исследование, результаты которого актуальны как для теоретических исследований, так и для практического использования. Основные выводы исследования: 1. Развитие эколого-культурных представлений в полной мере реализуемо исключительно в аспекте ноосферного учения. 2. В настоящее эстетическое воспитания в аспекте экологии культуры является мощнейшим инструментом по формированию экологических компетенций индивида.
Гендерные исследования
Ущаповская Е.Н. - Образ роковой женщины в оперном творчестве Сергея Прокофьева 1910–1920-х гг. c. 21-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.36633

Аннотация: На основе целостного анализа опер «Маддалена», «Игрок», «Огненный ангел» С. Прокофьева автор статьи выделяет специфические особенности воплощения образа главной героини как роковой женщины (Маддалена, Полина, Рената). При несомненном интересе к данной теме, в таком ракурсе перечисленные оперы С. Прокофьева анализируются впервые, что составляет научную новизну исследования. Факт создания либретто этих произведений самим композитором можно рассматривать в качестве свидетельства глубокого проникновения С. Прокофьевым в психологию и характеры своих героев. Роковые героини композитора выступают специфическим типом женской личности, в котором сочетаются самовлюбленность и духовный поиск, желание манипулировать другими и природный талант, отсутствие чувства вины и реализация себя в другом человеке. Использование сравнительно-исторического, музыкально-культурологического и теоретико-аналитического методов исследования позволило проследить связи оперных замыслов с их жизненным контекстом создания, найти черты различия и общности в средствах выразительности образа роковых героинь, отметить эволюцию и универсальность композиторского мышления уже на этапе раннего творчества. Также автор статьи обращает внимание на синтез принципов символистской, романтической, реалистической и экспрессионистической музыкальной драмы, который С. Прокофьев использует в указанных ранее произведениях.
Культура тела
Канныкин С.В. - Специфические беговые практики некоторых регионов Востока: опыт философского анализа c. 33-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.34933

Аннотация: Предметом исследования является социокультурная обусловленность специфических беговых практик некоторых регионов Древнего и современного Востока, которые выражают базовые мировоззренческие установки аутентичных религиозно-философских традиций и социальные паттерны, присущие восточному типу цивилизаций. В свете кризиса кубертеновского олимпизма как социального движения и идеологии цивилизация Востока дает яркие примеры значимости систематического духовного развития, выступающего основой неординарных телесных достижений. Беговой опыт монахов-буддистов позволяет утверждать, что именно в сфере высших идеальных ценностей находится возвышающий человека источник потребности в физическом совершенстве, а наша экзистенциальная цель – непрестанное расширение границ своих возможностей, развитие себя как духовно-телесного единства, «просветление», обретение гармонии с космосом.     Проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам: 1. Специфические беговые практики Древнего Востока не имеют соревновательного характера, являясь лишь одним из средств в достижении духовного освобождения. 2. Своеобразие бега Древнего Востока обусловлено тем, что он зачастую являлся видом динамической медитации. 3. Уникальные методики беговой подготовки монахов-буддистов являются многократно апробированными способами реализации высших уровней духовного и физического потенциала человека, что обеспечивает их универсальную гуманистическую ценность. 4. Социальная значимость специфической беговой локомоции нашла свое выражение в выполнении бхикшу светской функции вестников и религиозно-магических функций личного подтверждения достижимости мокши и заклинания злых духов. 5. Своеобразие бега на Востоке в ситуации современности обусловлено его массовостью, внерелигиозной мотивацией к тренировкам, способностью быть средством объединения культурных установок цивилизаций Запада и Востока, являться методом группового сплочения, а также выражать национальный дух и выступать одной из форм женской эмансипации.
Художественная культура и творчество
Розин В.М. - Художественная реальность сериала «Невероятная миссис Мэйзел» c. 47-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.36476

Аннотация: В статье анализируется художественная реальность культового сериала «Невероятная миссис Мэйзл». Приводятся несколько отзывов зрителей, в том числе негативный. Ставится вопрос о причинах популярности сериала при том, что при строгом аналитическом рассмотрении он выглядит мозаичным и противоречивым. Обсуждаются художественные приемы (раздвоение личности героя, перенос в прошлое современных проблем и др., с помощью которых создатели сериала создают художественную реальность). Автор показывает, что несмотря на использование исторических сведений, сериал нравится публике по другой причине: в нем репрезентированы как раз современные проблемы и ситуации.   В соответствии с логикой комедийно-драматического веб-сериала его создатели Эми Шерман-Палладино с Рэйчел Броснахэн переделали все исторические и неисторические темы и сюжеты в направлении, которое работало на максимальное развлечение зрителей, и только отчасти на историческое знание. Реальность сериала ‒ не история стендапа на примере миссис Мэйзл, а художественная реальность в указанном жанре. Более подробно анализируются приемы расщепления личности героя, а также предъявление личной жизни и проблем артиста как искусной игры на сцене. Автор ставит вопрос, не отражает ли сериал «Необыкновенная миссис Мэйзл» скорее структуру мозаичного сознания современного зрителя, ориентированную больше на развлечения и эстетические переживания, чем на познание жизни. В завершении статьи обсуждается, каким способом удалось создать целостную и органическую художественную реальность сериала.
Эстетика и теория искусства
Белова Д.Н. - Женские образы в стиле ар-нуво c. 56-72

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.36452

Аннотация: В статье анализируется деятельность художников стиля ар-нуво конца XIX начала -XX вв. и рецепция их творчества. Предметом исследования являются работы как женщин, так и мужчин-художников, и особенности их взаимовлияния. Подчеркивается проблема взаимоотношения полов в художественном творчестве, трудности продвижения «женского взгляда» в искусстве периода ар-нуво. Использовался сравнительно-исторический метод исследования, опирающийся на культурологические, философские и искусствоведческие научные материалы; социокультурный подход к историческим событиям при становлении ар-нуво. Актуальность темы обусловлена возросшим интересом к изучению феномена ар-нуво и роли женщины в его формировании.   Новизна исследования заключается в попытке выявить специфику женского начала в стиле ар-нуво, как в качестве художественного образа, занимающего в нем ведущее место, так и в образе женщин-художников, пытавшихся реализовать свое видение женского образа в предмете искусства. Сделан вывод, что несмотря на смену мировоззренческих ориентиров и художественных парадигм этого периода, творческая реализация женщин-художников была связана с большими трудностями. При формировании стиля ар-нуво особенно ярко проявились черты «новой женщины» в творчестве женщин-художников, подчеркивая их неординарность, своеобразие и художественные особенности. Выявлено, что на осмысление многоаспектности стиля ар-нуво большое влияние оказали женщины-художники, чье творчество актуально и в настоящее время.
Розин В.М. - К построению новой концепции искусства (искусство как форма жизни) c. 73-88

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.36611

Аннотация: В статье формулируется задача построения новой, отвечающей вызовам времени и изменившейся художественной практике, концепции искусства. При этом автор предполагает, что решает для своего времени задачу, сходную с той которую решал в античности Аристотель, создавая «Поэтику». Теоретические положения новой концепции предваряются реконструкцией художественных произведений двух авторов – известного израильского писателя Меира Шалева и создателей американского сериала «Невероятная миссис Мэйзел». На этих кейсах автор статьи показывает, что хотя художественные произведения описывают события обычной жизни, последние берутся не как факты, что характерно для познания, а преображаются, выступая в качестве материала при построении художественной реальности.   Рассматриваются приемы и выразительные средства, используемые при создании художественной реальности. Автор высказывает гипотезу, что для понимания особенностей художественной реальности, необходим анализ художественной коммуникации, а также форм осознания (концептуализаций) искусства. В рамках художественной коммуникации разбираются позиция, мотивы и деятельность автора (писателя) и зрителя (читателя). Высказывается гипотеза, что они осуществляют двоякую работу: в художественной форме проживают свои проблемы и создают произведения (писатель, художник) или входят в художественную реальность и проживают ее события (читатель, зритель). Все эти положения подкрепляются результатами авторского исследования генезиса искусства. В заключение перечисляются основные планы новой концепции искусства, точнее введения к ней.
Декоративно-прикладное искусство
Быкова Ю.И. - Драгоценное обрамление жалованных «персон» в петровское время c. 89-109

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.36687

Аннотация: Целью исследования является комплексное изучение драгоценного обрамления жалованных царских «персон» в России в петровское время. Автор статьи поставил задачи рассмотреть проблемы, связанные с возникновением подобных наград в России, с обстоятельствами создания драгоценных оправ этого времени, с мастерами, их изготавливающими, с возможными «прототипами» рисунка алмазного обрамления, с аналогичными западноевропейскими наградами и т.д. Для достижения обозначенной цели данной работы автором был применен комплексный метод, основанный на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода. Объектом изучения стали наградные знаки – царские «персоны» первой четверти XVIII в. (эмалевые и живописные миниатюрные портреты Петра I, а также чеканные медали). При работе над статьей были использованы как письменные (неопубликованные архивные документы), так и изобразительные (портреты вельмож петровского времени, представленные с этими наградами; изображение «персон» на литографиях середины XIX в.) источники и др. Благодаря исследованию удалось определить, что драгоценные оправы жалованных царских «персон» первой четверти XVIII в. имели общий рисунок, восходящий к единому образцу. Скорее всего, при создании обрамления наградных знаков в России мастера опирались на внешний вид царских «персон», привезенных Петром I из Англии и Голландии после Великого посольства. Эти западные образцы, в свою очередь, имели «дизайн», характерный для подобных королевских наград XVII в. В результате проведенной работы установлены имена некоторых ювелиров, изготовлявших алмазные обрамления «персон» в России в это время. Это «иноземцы» Я. Вестфаль, К. Болдан, И. Яспер. Причем значительную часть таких обрамлений (более ста) создал Якоб Вестфаль. Рисунок драгоценной оправы, заложенный в царских «персонах» в петровское время, продолжит свое существование в подобных же наградах российских правителей и в XVIII–XIX вв.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.