по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 12, 2020
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 31-12-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2020
Художественная культура и творчество
Григорьева М.Б., Акчурина-Муфтиева Н.М. - Современный крымскотатарский народный костюм: преемственность и новаторство (на примере творчества крымских модельеров) c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34339

Аннотация: В работе проведен анализ современного крымскотатарского костюма, с точки зрения преемственности традиционных компонентов. В исследовании систематизированы общие подходы в решении традиционного и современного костюма, при этом отмечены характерные отличительные черты.На современном этапе элементы традиционного крымскотатарского костюма обретают большую популярность. Интерпретация и современная стилизация традиционных компонентов народного костюма приводит к формированию авторского стиля. В подходе к решению образа современного костюма с внедрением традиционных компонентов ведущим явлением становится научный базис. В противном случае традиционные компоненты могут быть не просто искажены, но и утрачены. Соответственно, объектом исследования становится современный крымскотатарский костюм, а предметом- декоративные и графические подходы в решении образа. Ведущей задачей стало выявление принципов формирования крымскотатарского образа и его внедрения в современную культуру Крыма. В исследовании использовались методы семантико-морфологического, искусствоведческого и композиционного анализа. Новизна исследования состоит в том, что современный крымскотатарский костюм малоизучен на научном уровне, при этом он активно внедрен в современную молодежную культуру. Установлено, что творческое направление в работах современных крымскотатарских дизайнеров делится на 3 подхода: дословная передача этнического костюма ( используется в основном в свадебном и театральном костюме), авторская интепретация, а также авангардный подход, с использованием метафор как основы стиля. Установлено, что традиционный крой, декорирование орнаментикой и использование традиционных технологий изготовления декора, являются ведущими средствами реальзации этнического образа. Определено, что в подходе с использованием намекающих метафор, достаточно дополнить современный костюм головным убором, схожим по формообразующей с традиционным фесом, для того чтобы придать народный колорит всему образу. Обозначена важность развития современной крымской моды во всех 3х направлениях, так как каждый из подходов несет определенную функции.
Актуальный вопрос
Королев А.А. - Культурологическое значение метафоры «дом» в творчестве М. Уэльбека: «старая» и «новая» Франция c. 14-26

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34492

Аннотация: Предметом исследования является феномен концептуальной метафоры в творчестве Мишеля Уэльбека. На основе когнитивной теории метафоры прослежены пути концептуализации «новой идентичности» в культурном самосознании современного француза. Выделена метафора «дом», показаны пути концептуализации «новой идентичности» («новая» Франция как «новый дом») в ее соотношении с культурной традицией («старая» Франция как «старый дом»). На материале метафоры «дом» прослежена критика М. Уэльбеком политического мифа об «общеевропейской идентичности»; установлены основания возражений Уэльбека против упрощенного деления уровней этой идентичности на локальный, национальный и общеевропейский. Цель исследования состояла в выявлении различных аспектов культурной реальности «новой» Франции, фиксируемых в произведениях М. Уэльбека с помощью метафоры «дом» (негативные переживания субъектом угрозы обрыва культурной традиции, унификации образа жизни и кризиса ценностей). Метод культурологического анализа представляется релевантным заявленной проблеме, поскольку дает возможность проследить процесс концептуализации «европейской идентичности» в художественной культуре Франции как момент культурной динамики. Обращение к текстам М. Уэльбека позволил выявить смежные понятия, с помощью которых реализуется метафора «дом» («старая Франция» / «старый дом», «замок»; «новая Франция» / «гостиница», «многоэтажка», «башня», «птицефабрика»); а также выделить предикаты, раскрывающие отдельные аспекты концептуализации («пустой», «старый», «тесный», «деревенский», «разрушенный», «ужасный», «отвратительный»). Новизна работы состоит обосновании эвристического потенциала рассмотрения созданного М. Уэльбеком образа в качестве культурной метафоры, выражающей не только социальные настроения, но также конструирующей культурную реальность. «Дом» предстает как антитеза реальному чувству бездомности на фоне успехов техногенной цивилизации; становится лозунгом, наполняющим культурным смыслом «пустое» повседневное существование. Основной результат исследования состоит в обосновании вклада писателя в развитие концептуальной модели идентичности современного француза с помощью метафоры «дом».
Декоративно-прикладное искусство
Быкова Ю.И. - Ювелиры, работавшие по царскому заказу в России в петровское время. Биография. Организация труда. Стилистика c. 27-51

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34368

Аннотация: Целью исследования является комплексное рассмотрение всех групп золотых, серебряных и алмазных дел мастеров, работавших по царскому заказу в Москве и Санкт-Петербурге в конце XVII — первой четверти XVIII в. (их биографии, организация труда и творчество), а также анализ стилистической эволюции в художественном образе изделий из драгоценных металлов этого периода. Для достижения обозначенной цели данной работы автором был применен комплексный метод, основанный на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода. Объектом исследования является искусство ювелиров петровского времени. Для достижения поставленной цели автор обратился к неопубликованным архивным документам и памятникам декоративно-прикладного искусства из собраний отечественных музеев. Автору статьи удалось обобщить и проанализировать опубликованный материал, посвященный творчеству ювелиров этого времени, а также ввести в научный оборот новые сведения о мастерах на основе архивных документов. Исследование показало, что в начале XVIII в. царский заказ выполняли несколько групп ювелиров, живших в Москве и Петербурге, находившихся как на государственной службе, так и являвшихся «вольными» мастерами. Работа с архивными документами позволила уточнить национальность некоторых иностранных специалистов и время их приезда в Россию. Автор статьи предположил связь между отношением заказчика-монарха к придворной культуре и стилистикой произведений декоративно-прикладного искусства.
Культура и наука
Струговщикова У.С. - Науки о растениях и фитосемиотика как часть культуры c. 52-60

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34589

Аннотация: Статья посвящена роли исследований в области биологии, бихевиоризма и когнитивистике растений на изменение не только научного, но и культурного дискурсов. Дан краткий обзор культурного растительного наследия с упоминанием причин объективизации растений с принятием механистической картины мира и развенчанием таинства природы. Автор рассматривает современные изменения в понимании растительной жизни на основе новых исследований в области электрофизиологии и растительного бихевиоризма, предоставив при этом небольшой исторический экскурс того, как развивалось и изменялось отношение к растениям в биологии и семиотике. В частности, было рассмотрено появление фитосемиотики как части семиотической системы людей и животных, и ее трансформация в фитосемиотику per se под влиянием новых результатов исследований в области нейробиологии растений и их поведения. Новизна исследования заключается в анализе новых данных в области поведения и сигналлинга растений с позиций биосемиотики, переосмыслении семиотической реальности растений: несмотря на то, что растения обладают отличным от животных образом жизни, функционалом и кардинально отличающейся морфологией, они, тем не менее, сопоставимы, что позволяет растениям встать на одну ступень с животными организмами в семиотической реальности, обрести агентность. Это открывает широкое поле для дальнейших исследований не только в биологии растений, бихевиоризме, но также дальнейшее развитие фитосемиотики, экосемиотики, этикии и эстетики. Особым вкладом автора является переосмысление растительной семиотической ниши: переход растений от иконического семиозиса в индексный.
Философия культуры
Белоногов И.Н. - К вопросу о современности и связанных с ней представлений о субъективности c. 61-78

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34467

Аннотация: Статья посвящена вопросу об определении современности. Для этого в ней предлагается использовать наработки философии эпохи постмодернизма как новую оптику и метод, затрагивающие сами основания подхода к анализу. Так же, необходимо включить в рассмотрение влияние, которое оказало распространение идей "французского постструктурализма" на последующие теории. Показывается, что рассматриваемая через призму вирусологического подхода, современность характеризуется нередуцируемой множественностью взглядов, борющихся между собой за распространение. В тоже время, различные концепции современности можно рассматривать как актуализацию деконструктивистского проекта, определившего основное направление исследования. Более того, сама современность оказывается таким исследованием. Новизна исследования заключается в том, что вопрос о форме определения современности не был поставлен в рамках российского академического философского сообщества. В тоже время насущность этого вопроса следует из тех методологических и мировоззренческих изменений, которые имели место в последней половине XX века. В результате исследования делается вывод, что философии, объединенные под названием «постмодернистских» имеют эвристическую ценность. Они позволяют увидеть, что постмодернизм действительно был связан с «поверхностной» точкой зрения и представлял из себя постановку задачи – деконструкций фалло-лого-тео-телео-антропо-онто-фоноцентризма. В свою очередь, постпостмодернизм – это актуализация постмодернизма как множественного компаративистского анализа, производимого различающимися между собой исследовательскими программами, существующими как вирусные методы и ведущими между собой борьбу в глубине за распространение.
Культура и власть
Тюхменева Е.А. - Печальные торжества Петра I: принципы художественного оформления и их развитие в императорском погребальном церемониале XVIII в. c. 79-98

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34466

Аннотация: В исследовании автор выявляет основные принципы траурного убранства, созданного к погребению Петра I, и прослеживает их судьбу в императорском печальном церемониале России на протяжении XVIII в. Художественное оформление государственных торжеств рассматривается в контексте панегирической культуры того времени. Церемониальное убранство носило временный (окказиональный) характер и практически не сохранилось до наших дней, за исключением некоторых отдельных артефактов. Работа по данной теме основана на изучении широкого круга различных письменных и графических источников, позволяющих представить некогда великолепную картину погребальных торжеств. В связи с этим метод исследования предполагает научную реконструкцию с применением искусствоведческого, историко-культурного, а также элементов иконографического и иконологического анализа. Исследование показало, что при подготовке к погребению Петра I были выработаны определенные модели траурного убранства, сохранявшиеся на протяжении всего XVIII в. Принципы оформления императорских печальных торжеств в России складывались с опорой на европейские образцы и во многом силами приглашенных на русскую службу иностранцев – инвенторов и мастеров-исполнителей. Система построения траурных ансамблей (как и праздничных) подчинялась общим законам, характерным для придворной церемониальной культуры Нового времени. Художественное решение Печальных залов и катафалков соответствовало стилевой эволюции искусства. Автор статьи вводит в научный оборот новые материалы и неизвестные факты, уточняет вопросы терминологии.
Культурология и cultural studies
Шевчук В.Г. - Креативная личность как воплощение синтеза различных текстов в культурном пространстве России первой трети ХХ века c. 99-115

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34650

Аннотация: В работе проведен культурологический анализ многообразия межкультурных коммуникаций в русской культуре начала ХХ века. Культурное пространство как текст культуры данной эпохи характеризуется переходной ситуацией, синтетической и диалогичной направленностью. Феноменом русской культуры является интеллигенция в лице представителей культур Серебряного века и авангарда, обладающих креативным мышлением и способностью к свершениям новых проявлений в искусстве. Соответственно объектом нашего исследования является «текстуальность» культурного пространства России начала ХХ века, состоящего из множества различных текстов и знаковых систем, предметом – творческая личность, интерпретирующая как текст личности. Ведущей темой стало выявление взаимодействия, взаимовлияния феноменов культуры, диалог между творческими людьми в культурно-текстовом пространстве, интересующихся проблемами синтеза искусств.     Новизна исследования состоит в том, что в культурологии проблема соотношения творческой личности и текста в культуре Серебряного века и авангарда является малоизученной. Установлено, что культурное пространство русского авангарда может рассматриваться как «метасемиотическое образование», в которое включены тексты и «метатекст». Личность деятеля культуры как основание типологизации текстов подразумевается как «метатекст». Типологизацию текстов составляют вербальный текст (теоретические и художественные тексты, литература, эпистолярий) и невербальный текст (тексты поведения, повседневности, эпохи). К художественным текстам деятелей культуры Серебряного века относятся тексты произведений искусства: живописные, музыкальные, поэтические, прозаические, а также критические работы по искусству, манифесты и другие. К невербальным текстам причисляются театрализация поведения, жизнетворчество, мифологизация личности, которые формируют код идентификации художественной личности Серебряного века, тяготеющей к синтезу искусств. Определено, что период формирования культурного пространства России начала ХХ века характеризуют особенности, такие как: синтетичность, новаторство художественного языка, состоящее из визуального, вербального и аудиального текстов на основе взаимодействия живописи, поэзии и музыки.
Актуальный вопрос
Бойцова А.А. - Династия иконописцев Рогачевские-Никита в контексте истории старообрядческих румынских сёл Журиловка и Сарикёй c. 116-123

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34713

Аннотация: В статье предлагается рассмотреть иконописное наследие старообрядческой липованской семьи Рогачевские – Никита в контексте истории румынских сел. Автор делает анализ особенностей народной иконы и местных традиций, которые складывались в старообрядческом центре Румынии, на основе экспедиционного материала. Документальные источники, рассмотренные в статье, были собраны в ходе экспедиций и дальнейшего личного контакта с семьей. Собранный материал из истории одной семьи иконописцев. Их быт и нравы, условия выполнения заказов тесно связаны с историей села и быта казаков-некрасовцев. Исследование носит прикладной характер в области искусстоведения. Исследование носит междисциплинарный характер, используются методы стилистического и историко-культурного анализа, а также биографический метод, в котором сделана реконструкция биографии членов семьи и их творческого наследия. Вводятся новые данные о династии иконописцев в Румынии, которые расширяют сведения о липованской иконе и подчеркивают региональные особенности ее создания.Исследование вводит в научный оборот новые имена и памятники иконописи, что позволяет уточнять атрибуцию. В научный оборот также вводится творческое наследие иконописцев, работавших в конце XIX – в начале XX вв.: Рогачевский Никита; в XX веке –Егор Никитович Никита и Роман Егорович Никита.
Культура и наука
Киященко Л.П. - Культурный трансфер – тезаурус тематизации (проблематизация трансдисциплинарности) c. 124-137

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34760

Аннотация: В статье анализируются особенности проблематизации трансдисциплинарного опыта при решении междисциплинарных и экзистенциальных вопросов повседневности с привлечением научных и ценностно-нравственных приоритетов научного исследования. Проблематизация рассматривается комплексно, на уровне тематизации предпосылочных представлений трансдисциплинарного опыта, формирования объяснительных гипотез (по типу абдукции) с учетом не только прямых, но косвенных свидетельств, используя эвристику соответствующего теме тезауруса. Формирование тезауруса основано на культурном трансфере между междисциплинарными дискурсами с обращением для взаимопонимания к языку повседневного общения в режиме актуального диалога. Культурный трансфер ориентирован на перевод и осмысление обсуждаемых проблем, снятие речевых нестыковок, противоречий. Проблематизация, как режим проведения трансдисциплинарного опыта, в силу указанного его сложноорганизованного характера не предполагает раз и навсегда однозначных решений. Последнее обстоятельство играет позитивную роль с учетом выбранной методологии для реального представления предмета исследования. Указанный опыт обладает способностью оспаривать предлагаемые решения, требуя полноты, доказательности, выразимости и открытости, способствует обновлению в зависимости от места и времени (хронотопа) проводимого исследования. Трансдисциплинарный опыт, накапливая умения, всякий раз перепроверяет свои методологические подходы: тематизацию предпосылок и создания соответствующего словаря, формирование способов перевода междисциплинарных языков для поиска объяснительных гипотез с учетом не только прямых, но и косвенных свидетельств.
Буданов В.Г., Синицына Т.А. - Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности (III): психосемантический язык театра, антропологический джаз c. 138-159

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34793

Аннотация: В работе продолжена тема приложений методологии обобщенной телесности, восходящей к концепции квантово-синергетической антропологии, подробно разработанной в предыдущих частях триптиха. Онтологии состояний (функциональные тела и подтела обобщенной телесности) и темпоральные онтологии рассмотрены на материале театральной игры актеров. Построен изоморфизм хорошо известной музыкальной нотации и представления меняющегося антропологического профиля в виде аккорда одновременно активированных «звучащих» состояний актера. Обсуждается уместность такой музыкальной метафоры, аналогии свободы актерской импровизации, как антропологического джаза, присущего любому исполнителю, правда в различной степени. Классическая манера имеет меньшую вариативность, чем, собственно, джазовая импровизация.   Проводятся параллели таких представлений с работами классиков театральной режиссуры, философии игры и коммуникации музыковедов: К. С. Станиславского, А. А. Васильева, Б Латура, Й. Хейзинги, И. Э. Берендта.Фактически предложен некий язык интерпретации актерской игры с помощью динамичных схем описания происходящего в процессе игры. Если эти схемы адекватны сценической реальности, что мы пытались доказать, то они вполне могут использоваться при подготовке актеров, постановке спектаклей и.т.д. Фактически, создается новая психотехника, позволяющая изменять наличные возможности актерской техники, пополняя ее инструментарий. Кроме того, такого рода нотационное представление актерских партий позволяет архивировать и расшифровывать замысел режиссера достаточно универсальным способом.
Искусство и искусствознание
Епифанова И.Г. - Применение методики Л. Ланкфорда для анализа работы Э. Шиле «Левитация», 1915 г. c. 160-168

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.32072

Аннотация: Предметом исследования является произведение венского художника-экспрессиониста Эгона Шиле «Левитация», 1915 г. Акцент сделан автором на феноменологическом измерении рассматриваемой работы, для чего была адаптирована и применена методика американского феноменолога Л. Ланкфорда. С помощью данной методики произведения изобразительного искусства можно анализировать используя совместно искусствоведческие и феноменологические средства. Она включает в себя пять последовательных этапов: восприятие, ориентирование, заключение в скобки (феноменологический анализ), интерпретационный анализ и синтез полученной информации. Исследование носит междисциплинарный характер, объединяя в себе как собственные методы искусствоведения, так и методы философской науки. Основной вывод данной работы – методика Ланкфорда позволяет анализировать произведения изобразительного искусства в феноменологическом ключе, будучи адаптированной под исследуемое произведение. В данном случае необходимо увеличение роли зрителя в постхудожественной коммуникации, при этом особое внимание следует уделить телу как медиуму для информации, заключенной в работе художника и информации, получаемой и расшифровываемой зрителем.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.